Реферат: Методические материалы и задания контрольной работы для студентов-заочников обучающихся по специальности 050103 «География»
Название: Методические материалы и задания контрольной работы для студентов-заочников обучающихся по специальности 050103 «География» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО образованиЮ Российской Федерации Сочинский государственный университет туризма и курортного дела Социально-педагогический факультет наименование Кафедра «Медико-биологических дисциплин» «Концепции современного естествознания» методические материалы и задания контрольной работы для студентов-заочников обучающихся по специальности 050103 «География» шифр специальности название Ст.преподаватель Соломина Ольга Евгеньевна Сочи - 2008
1. Краткие методические рекомендации по выполнению
Требования к оформлению контрольной работы:
Выбор – по последней цифре зачетной книжки. Объем – 15 печатных (25 письменных листов). Титульный лист – название темы, фамилия и курс автора, предмет, фамилия преподавателя. Содержание – обязательная вторая страница контрольной работы, содержащая перечень вопросов с указанием страниц. Введение – короткая вводная часть, состоящая из следующих частей: а) актуальность б) цель работы над темой (какую проблему Вы ставите и собираетесь решать в ходе работы); в) задачи (составные части цели, каждая из которых решается в одной главе или параграфе и ведет к достижению цели); Основная часть – главы, содержащие четкий анализ поставленных вопросов – задач , обязательно завершенные выводами , ведущими к решению главной проблемы – цели . Заключение – выводы по работе, отражающие решение задач в главах. Итог работы, представляющий собой решение главной проблемы, т.е. – достижение цели . Литература – обязательная заключительная часть контрольной работы. Вы вправе использовать Интернет-издания (при условии правильного оформления сносок на Интернет-источники). Оформление Интернет-источника: Название документа (или сайта, страницы, раздела). Полный е-адрес (не название сервера, а указание полного адреса страницы, с которой взята информация). Страница (в случае невозможности определить страницу на сайте, переводите e-документы в Word – документы), дата посещения сайта . Пример: Физиология человека. www.fiziology.org. C. 23. 02.12.2006. Работа выполняется на бумаге форматом листа А4. Текст может быть как в печатной форме, так и в рукописной, но с обязательной нумерацией страниц и соблюдением полей. Несоответствие работы всем вышеуказанным требованиям является достаточной причиной для незачета контрольной работы. Контрольная работа по КСЕ состоит из трех частей : 1) ответов на тесты; 2) короткого реферата (2-3 страницы) на одну из 10 тем (по последней цифре зачетки); 3) заполнения сравнительной таблицы.
Темы для рефератов 1. Закономерности, основные этапы, история и тенденции развития современного естествознания. 2. Естественно-научная и гуманитарная культуры. Научные методы исследования. Научная методология. 3. Механистическая картина мира. Пространство и время. Принцип относительности пространства и времени. 4. Структурные уровни организации материи. 5. Электромагнитные взаимодействия. Представления о полях. 6. Неопределенность и квантовая механика. 7. Термодинамические концепции и самоорганизация в живой и неживой природе. 8. Химические системы. Реакционная способность веществ. 9. Биологический уровень организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем. 10. Учение о биосфере. Экология.
Сравнительная таблица
Тесты Тема 1 "Естественно-научная и гуманитарная культуры. Научный метод" 1. Дифференциация научного знания – это а) разделение единой науки о Природе на отдельные части на основе детализации накопленных знаний; б) возникновение частных (специфических ) разделов естествознания; в) процесс рождения универсальных теорий, стремящихся вывести все бесконечное разнообразие природных явлений из одного или нескольких общетеоретических принципов. 2 . Методология науки - это ...(дать определение). 3 . Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности - это а) описание; б) эксперимент; в) наблюдение; г) измерение. 4 . Эмпирические обобщения являются : а) номологическими объяснениями; б) интерпретациями; в) каузальными объяснениями; г) абстрактно-логическими моделями. 5 ….. - нормальная стадия развития науки - революция в науке - новая парадигма ( дополнить) 6 . Высказывания : "Кристалл имеет 8 граней"; " Плотность алюминия в 2.7 раза больше плотности воды" являются: а) эмпирическими фактами; б) научными фактами; в) эмпирическими обобщениями. 7 . Верно ли высказывание: "Если существуют эмпирические данные, противоречащие теории, то теория неверна и должна быть отброшена": а) неверно, так как расхождения могут быть вызваны погрешностями деятельности на эмпирическом уровне; б) верно в соответствии с правилом фальсификации modus tollens; в) неверно, так как противоречащие теории эмпирические данные являются только предварительным симптомом для всестороннего анализа теории, в результате которого теория может быть сохранена без изменения, частично перестроена или отброшена. 8 . Какие определения не отвечают логическим требованиям: а) масса - одна из основных характеристик материи, определяющая ее инерционные и гравитационные свойства: б) химический элемент - это вид атомов с одинаковым положительным зарядом ядра: в) парамагнетик - вещество, обнаруживающее парамагнетизм; г) повторение - мать учения. 9 . На эмпирической стадии используются методы, опирающиеся на а) абстрактно-математические модели и дедуктивно связанные между собой гипотезы; б) чувственно-наглядные приемы и способы познания. 10 . Укажите неправильное деление понятий: а) Клетки бывают шаровидные, дисковидные, призматические, кубические, веретенообразные, многогранные и покровные; б) Существуют следующие температурные шкалы: Кельвина, Цельсия, Фаренгейта, Реомюра, Ранкина. 11 . Критерии научности группы А: а) отражают частные параметры науки и содержат дисциплинарные требования к различным отраслям; б) фиксируют культурно-стилистическую размерность мышления и содержат требования к онтологическим схемам, гипотезам, картинам мира и т.п.; в) являются универсальными критериями, отделяющими науку от «ненауки». 12 . Укажите причину и следствие: Броуновское движение вызывается ударами молекул о твердые частицы. 13 . Указать неверные деления : а) "В эволюции органического мира выделяют два вида отбора : естественный и искусственный"; б) "Простые вещества делятся на металлы, неметаллы и газы"; в) "Научные методы исследования делятся на эмпирические, теоретические . индуктивные и дедуктивные". Тема 2 "Естественно-научная картина мира. Механистическая картина мира. Теория относительности" 1 . Переход от натурфилософской к научной картине мира связан с а) появлением абстрактно-логических представлений; б) использованием априорных схем и моделей; в) появлением экспериментального естествознания; г) появлением и развитием математических методов; д) а+в; е) в+г. 2 . С именем Галилея связано появление в естествознании: а) математических методов; б) критериев научности; в) мысленного эксперимента; г) модельного эксперимента. 3 . Законы динамики Ньютона создавались для описания: а) инерциальных систем отсчета; б) движения небесных тел; в) гравитации. 4 . Согласно принципу …… взаимодействия могут передаваться в вакууме с бесконечно большой скоростью. (Вставьте пропущенное слово). 5 . В локальных областях макромира пространство и время характеризуются: а) гауссовой криволинейной системой координат; б) евклидовой геометрией; в) мировой линией; г) римановской геометрией. 6 . К всеобщим временным отношениям всех материальных систем относятся: а) объективность; б) длительность; в) трехмерность; г) необратимость и однонаправленность. 7 . Законы классической и релятивистской механики, уравнения движения …. относительно времени: а) обратимы; б) необратимы. 8 . Фактором, определяющим ход социального времени, является: а) астрономические процессы; б) деятельность человека, направленная на преобразование природы и общества; в) физиологические и биохимические процессы в организме человека; г) деятельность, не связанная с участием в общественном производстве. 9 . Одну инерциальную систему отсчета от другой можно отличить а) механическими опытами; б) никакими опытами отличить нельзя; в) оптическими опытами; г) опытами по электромагнетизму. 10 . Система отсчета - это: а) тело отсчета и связанная с ним система координат; б) тело отсчета, система координат, связанная с телом отсчета и синхронизированные часы; в) система координат. 11 . Все механические процессы а) вероятностные; б) статистические; в) жестко детерминированные. 12 . Принцип относительности применим только для инерциальных систем отсчета : а) верно; б) неверно. 13 . В общей теории относительности а) пространство описывается декартовой системой координат; б) пространство и время описываются четырехмерной криволинейной системой координат; в) пространство и время не зависят друг от друга. 14 . В каком случае взаимодействия между телами носят электромагнитный характер: а) образование кристалла хлорида натрия; б) вращение планет вокруг Солнца; в) распространение света в пространстве; г) притяжение тел к Земле; д) притяжение железных опилок к магниту. 15 . Гравитационная масса является мерой а) инертности тела; б) количества вещества; в) количества вещества, на которое воздействует земное притяжение. 16 . Ньютоновская Вселенная а) является свободной материальной точкой, движущейся равномерно прямолинейно; б) движется равноускоренно под действием каких-либо сил; в) не является материальной точкой; г) является свободной материальной точкой, подчиняющейся закону инерции. 17 . Замедление времени происходит а) в любой движущейся системе отсчета; б) в неподвижной системе отсчета; в) в движущихся инерциальных системах отсчета. 18 . Общая теория относительности позволила объяснить а) движение в неинерциальных системах отсчета; б) электромагнитные взаимодействия; в) гравитационные взаимодействия. Тема 3 "Квантово-механические представления. Статистический детерминизм" 1 . Принцип неопределенности справедлив для: а) микрочастиц; б) макрочастиц; в) мегаобъектов; г) для всех объектов. 2 . Детерминизм представляет собой : а) точное и достоверное предсказание на основании точно заданного начального состояния системы; б) причинно-следственное объяснение событий; в) предзаданность происходящих в мире явлений. 3 . Квантовая механика описывает: а) макрообъекты; б) свойства и поведение микрообъектов; в) строение вещества. 4 . Корпускулярно-волновой дуализм характерен для; а) микрообъектов; б) макрообъектов; в) для всех материальных объектов; г) только для электронов и фотонов. 5 . Явления, иллюстрирующие волновые свойства фотонов; а) фотоэффект; б) дифракция света; в) интерференция света; г) распространение света в вакууме. 6 . Постановка эксперимента, иллюстрирующего одновременно волновые и корпускулярные свойства света; а) возможна; б) возможна в некотором приближении; г) принципиально невозможна. 7 . Невозможность точного определения координаты и импульса электрона постулируется принципом: а) относительности; б) дополнительности; в) неопределенности; г) эквивалентности. 8 . Волновая функция в уравнении Шредингера характеризует а) положение электрона в околоядерном пространстве; б) орбиту движения электрона вокруг ядра; в) вероятность нахождения электрона в околоядерном пространстве; г) энергию электрона на орбитали. 9 . Современная модель атома основана на а) квантово-механических представлениях; б) планетарной модели Резерфорда; в) модели Дж.Томсона; г) квантовой теории Планка. 10 . Законы квантовой механики носят .... характер; а) универсальный; б) вероятностный; в) индетерминированный. 11 . Какие явления характеризуют делимость атома: а) химическая активность; б) радиоактивность; в) поглощение электромагнитного излучения; г) электричество и магнетизм. 12 . Взаимодействия между элементарными частицами являются а) гравитационными; б) сильными ; в) слабыми; г) электромагнитными. 13 . Проявлением антисимметрии в мире элементарных частиц является; а) выполнение закона сохранения четности; б) выполнение закона сохранения массы при ядерном распаде; в) существование античастиц; г) существование стабильных и нестабильных частиц. 14 . Частицы, обладающие небольшим временем жизни: а) виртуальные; б) нестабильные; в) квазистабильные; г) "очарованные" 15 . Кварки - это а) элементарные частицы; б) гипотетические элементарные частицы, из которых состоят адроны; в) гипотетические элементарные частицы, из которых состоят лептоны; г) античастицы. 16 . Атомы состоят из а) мезонов и фотонов; б) протонов, нейтронов и электронов; в) протонов и нейтронов; г) антипротонов и антинейтронов. 17 . Заряд атома равен; а) порядковому номеру элемента в периодической системе; б) нулю; в) элементарному заряду; г) заряду протона. Тема 4 "Химические концепции. Основная проблема химии и способы ее решения" 1 . Свойства вещества зависят от : … 2 . Первый способ решения основной проблемы химии выражается схемой: а) субстанция - свойство б) состав - свойство в) структура - свойство 3 . Атомистическое объяснение качественного разнообразия тел природы было предложено: а) Аристотелем; б) Демокритом; в) Платоном. 4 . Экспериментальный подход в химии был введен: а) Г. Галилеем; б) Р. Бойлем; в) М.В. Ломоносовым. 5 . Основная проблема химии состоит в …. 6 . Химический элемент - это а) совокупность атомов с одинаковой атомной массой; б) совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра. 7 . Основоположником учения о ведущей роли непрерывности по отношению к дискретности химической организации вещества был: а) К. Бертолле; б) Ж. Пруст; в) Я. Берцелиус. 8 . Сформулируйте принцип Ле Шателье. 9 . Что такое катализ? Как называются природные катализаторы: а) фотоны; б) ферменты; в) флуктуации. 10 . Выберите формулировку второго закона термодинамики: а) «подведенная к системе теплота затрачивается на увеличение внутренней энергии системы и на совершение внешней работы»; б) «изолированная система стремится достигнуть наиболее вероятного состояния, т.е. макроскопического состояния, соответствующего наибольшему числу микроскопических состояний»; в) «природа стремится от состояний наименее вероятных к состояниям более вероятным»; г) «невозможно достичь состояния с нулевой энтропией». 11 . Как изменится энтропия при переходе: лед - вода- пар а) уменьшится; б) увеличится. 12. К магниту притянут железный предмет. Как изменилась температура магнита и железного предмета? От магнита оторвали железный предмет. Как изменилась их температура? 13 . Когда изменение энтальпии может служить критерием самопроизвольного процесса? Какой знак имеет Н в этом случае? Тема 5 "Биологический уровень организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем" 1 . Перечислите основные отличия живых организмов от неживых. 2 . Теория происхождения, утверждающая, что живые организмы были занесены на Землю из космического пространства, называется а) креационизмом; б) теорией стационарного состояния; в) панспермией; г) теорией самозарождения. 3 . Какие направления существуют в теории биохимической эволюции? 4 . Перечислите признаки, характерные для наследственной изменчивости: а) признак передается по наследству; б) признак не зависит от изменения хромосом; в) изменчивость признака адекватна по отношению к вызвавшей причине; г) изменчивость служит материалом для эволюции. 5 . Определите направление эволюции в перечисленных процессах: А - ароморфоз, И - идиоадаптация, Д - дегенерация): а) возникновение многоклеточности; б) образование ластов; в) усложнение головного мозга; г) возникновение теплокровности. 6 . Какой элементарный фактор является единственным источником нового эволюционного материала: а) наследственная изменчивость; б) популяционные волны; в) изоляция; г) естественный отбор. 7 . Какое из положений может характеризовать теорию автоэволюции: а) биологическая эволюция ведет к созданию совершенно новых форм, которых прежде не существовало; б) на биологическом уровне не возникает ничего существенно нового; новыми являются только комбинации прежних компонентов. в) основу эволюционного процесса составляют системные мутации, преобразовывающие процессы индивидуального развития и приводящие к появлению "перспективных уродов". 8 . Теория происхождения, утверждающая, что живые организмы возникали на Земле неоднократно из неживого вещества: а) креационизм; б) теория стационарного состояния; в) панспермия; г) теория самозарождения. 9 . К какой концепции (генобиоза или голобиоза) вы отнесете теорию со следующими положениями ( Хартман Г, 1970-80 гг.): а) доклеточные предки содержали все аминокислоты, входящие в состав современных белков; б) аминокислоты были наделены разнородными каталитическими функциями; в) "праклетки" содержали химически активный хромофор ( пигмент); г) при контакте с водой образовывали микросферные структуры. 10 . Объясните понятия: доминантный аллель, рецессивный аллель. 11 . Что такое норма реакции: а) реакция генотипа на внешнюю среду; б) реакция фенотипа в окружающих условиях; в) предел изменчивости признака в зависимости от окружающей среды, определяемый одним и тем же генотипом. 12 . Какие из перечисленных объектов и признаков способны эволюционировать: а) устойчивость крыс к ядам; б) жираф в зоопарке; в) студент 1 курса; г) бактерии, обитающие в толстом кишечнике; д) окраска популяции бабочек. Тема 6 "Термодинамические концепции и самоорганизация в живой и неживой природе. Синергетика" 1 . Природные системы характеризуются: а) нелинейностью; б) изолированностью; в) стационарностью; г) открытостью. 2 . В открытых системах энтропия: а) возрастает; б) уменьшается до нуля; в) возрастает до некоторой постоянной величины; г) уменьшается до некоторой постоянной величины. 3 . Из допускаемых термодинамикой процессов реализуется: а) обеспечивающий повышение энергии системы; б) обеспечивающий минимум рассеяния энергии; в) характеризующийся максимальным увеличением энтропии. 4 . Объектами синергетики являются а) равновесные системы; б) стационарные системы; в) неравновесные системы; г) изолированные системы. 5 . Какие из приведенных примеров являются системными множествами: а) смесь железных опилок и серы; б) химическое соединение сульфид железа; в) куча песка; г) колония одноклеточных организмов; д) биологические ткани, образованные клетками. 6 . Для процессов самоорганизации характерна потеря …. и последующий переход к ….. диссипативным структурам. 7 . В нелинейных системах фактор, проходя через иерархию подсистем а) затухает; б) усиливается; в) возможны оба варианта. 8 . Мерой неупорядоченности в открытых системах служит а) тепловая энергия; б) энтропия; в) потоки вещества и энергии, протекающие через систему; г) полная внутренняя энергия. 9 . В отличие от классических представлений синергетическая концепция предполагает, что поведение системы … от начальных условий. а) зависит; б) не зависит. 10 . Самоорганизация живых систем: а) продукт эволюции; б) противодействие эволюции; в) источник эволюции. 11 . Если параметры системы изменяются с течением времени при ее взаимодействии с окружающей средой, система является а) нестационарной; б) открытой; в) стационарной; изолированной. 12 . Выберите проявления симметрии и асимметрии: а) частицы и античастицы; б) хиральность органических молекул; в) структура кристаллов; г) шаровая форма спор и пыльцы растений; д) форма листа дерева; е) закон сохранения энергии. Тема 7 "Учение о биосфере и ноосфере. Экология. Законы экологии" 1 . Связи особей в популяции, в сообществе между собой и факторами неживой природы изучает наука а) этология; б) экология; в) систематика; г) генетика. 2 . Все виды деятельности человека, которые оказывают воздействие на особей, популяции, экосистемы, относят к факторам а) абиотическим; б) биотическим; в) антропогенным; г) лимитирующим. 3 . Под воздействием антропогенного фактора сокращается площадь природных экосистем, что ведет а) к изменению климата; б) к усилению саморегуляции; в) к удлинению цепей питания; г) к сокращению биоразнообразия. 4 . Геологическая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется а) биосферой; б) биогеоценозом; в) органическим миром; г) флорой и фауной. 5 . Главный носитель и трансформатор энергии в биосфере - это а) Солнце; в) тепло земных недр; б) живое вещество; г) грозовые разряды. 6 . Какие существуют связи между звеньями экосистемы? 7 . Организмы, преобразующие органическое вещество, называются а) редуцентами; б) консументами; в) продуцентами. 8 . Толерантность - это а) тип взаимоотношений организмов с окружающей средой; б) способность организмов выносить отклонения факторов от оптимальных значений; в) способность организмов выносить отклонения факторов от нормальных значений; г) способность организмов выносить отклонения факторов от угнетающих значений. 9 . Действие принципа Ле Шателье иллюстрирует пример: а) значительное увеличение экономических затрат, по сравнению с изначально необходимыми, при ликвидации последствий перегораживания пролива Кара-Богаз-Гол; б) снижение численности оленей карибу при истреблении волков; в) увеличение биологической продуктивности и биомассы в ответ на возрастание концентрации углекислого газа в атмосфере. 10 . К суперэкотоксикантам относят а) вредные вещества природного происхождения; б) все вредные вещества; в) вещества, не свойственные природе (ксенобиотики); г) вещества, включенные в процесс метаболизма. 11 . Постройте схему пищевой цепи, включив в нее организмы: травы, почвенные грибы; растительноядные насекомые; олень; волк; воробей. 12 . Относительно небольшое количество звеньев пищевой цепи обусловлено: а) особенностями круговорота вещества; б) участием живого вещества в геохимической миграции; в) значительным рассеянием энергии. 13 . Экологизация человеческой деятельности - учет … … воздействия человека на природную среду.
Основное содержание разделов дисциплины «Концепции современного естествознания» Роль естествознания в повышении общего кругозора, культуры мышления и формирования научного мировоззрения специалистов. Естественнонаучная и гуманитарная культуры: два подхода к объяснению и пониманию явлений. Научные методы и методология науки. Эмпирический и теоретический методы исследования. Эмпиризм и рационализм: история развития и применения в научном познании. Принципы верификации и фальсификации. Индуктивные и дедуктивные методы научного познания. Критерии научности теорий. Применение математических методов в естествознании. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Естественнонаучная картина мира. Особенности мифологической, религиозной и философской картины мира. Развитие науки в XVI-XVII вв. Создание механистической картины мира. Астрономическая система Птолемея. Гелиоцентрическая система Коперника. Вклад Тихо Браге, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея в становление механистической картины мира. Законы движения земных тел и планет. Пространство и время в классической механике. Механика Ньютона. Механистический подход к биологическим и социальным проблемам (Гольбах, Ламетри).Характерные особенности механистической картины мира. Электромагнитная картина мира. Сила электростатического взаимодействия. Электрическое и магнитное поле. Принцип дальнодействия и близкодействия. Волновая электромагнитная природа света. Интерференция, дифракция, поляризация света. Концепция относительности пространства и времени. Принцип относительности Галилея. Оптика движущихся сред: опыты по определению скорости света и скорости движения эфира. Принцип относительности Пуанкаре - Эйнштейна. Преобразования Лоренца для координат. Преобразование времени. Парадокс близнецов. Постоянство скорости света. Нарушение принципа одновременности в теории относительности. Пространство и время в специальной теории относительности. Развитие проблемы тяготения в XX веке. Принцип эквивалентности и его распространение на механические и оптические явления. Основные положения общей теории относительности. Пространство и время в общей теории относительности. Гипотеза существования сверхсветовых скоростей. Тахионы. Квантово-механическая теория. Представления о строении атома в конце XIX - начале ХХ века. Модели Томсона, Резерфорда, Бора-Зоммерфельда. Квантовая теория М. Планка. Развитие представлений о двойственной природе света ( фотоны) и электронов. Гипотеза Де Бройля. Двойственная природа материальных объектов. Принцип дополнительности. Принцип соответствия. Принцип неопределенности Гейзенберга. Причинность в квантовой механике Лапласовский и вероятностный детерминизм. Типы глобальных взаимодействий : гравитационное, электромагнитное, сильное, слабое. Гипотеза существования гравитонов. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке. Симметрия пространства и времени. Симметрия физических явлений. Связь законов сохранения импульса и энергии с симметрией пространства и времени. Симметрия кристаллов. Симметрия частиц. Запрет Паули. Нарушения законов симметрии при ядерном распаде. Античастицы. Виртуальные частицы. Понятия об атомах и молекулах. Периодический закон Д.И. Менделеева: история открытия и современное состояние. Периодичность свойств элементов и образуемых ими соединений и периодичность электронного строения. Концепция необратимости и термодинамика. Системы: открытые, закрытые, изолированные. Равновесные системы. Принцип Ле Шателье. Законы термодинамики. Энтропия как мера беспорядка. Статистическое распределение . Экзотермические и эндотермические процессы. Кооперативные процессы. Термодинамика неравновесных состояний. Самоорганизация и эволюция химических систем. Зарождение и развитие представлений о происхождении Земли и планет. Химический состав Земли. Рождение атомов в космосе: синтез элементов в звездах; химические процессы в Солнечной системе. Основные черты эволюции земной коры. Круговорот основных элементов и воды в природе. Теории происхождения жизни. Критерии жизни. Биологические структуры и живые системы. Молекулярно-генетический уровень биологических структур. Аминокислоты. Белки. Углеводы. Жиры. Нуклеиновые кислоты. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе. ДНК - носитель и хранитель наследственной информации. Ген. Механизм изменчивости. Онтогенетический уровень живых систем. Клетка- минимальная самостоятельная живая система. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты. Гипотезы происхождения клеток: протоклетки; аутогенная и симбиотическая гипотезы. Популяционный уровень организации живых систем. Популяции - элементарные единицы эволюции. Основные характеристики популяции как эколого-генетической системы. Мутационный процесс как элементарный фактор эволюции. Гомеостаз и динамика популяций. Естественный отбор. Определение и предпосылки. Основные формы естественного отбора. Проблемы эволюции экосистем. Структура и устойчивость экосистем. Динамика видового состава экосистем. Критика дарвинизма. Концепция глобального эволюционизма. Концепция номогенеза. Синтетическая теория эволюции. Концепция коэволюции . Гипотеза Гея -Земли. Теория систем. Свойства систем. Классификация систем. Убывание энтропии в открытых системах. Законы систем. Информация. Бифуркации. Диссипативные системы. Синергетика. Происхождение и эволюция человека. Человек как предмет естественнонаучного познания. Проблема появления человека на Земле. Антропология. Эволюция культуры. Этология и социобиология. Этнология. Информационная картина мира. Список литературы, рекомендуемый для изучения учебного курса «Концепции современного естествознания»
1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: «Центр». 1998г. 2. Карпенков С.Х. Основные концепции современного естествознания. – М.:»Высшее образование». 2007г. 3. Концепции современного естествознания. Под ред. Самыгина С.И. - Ростов-на-Дону: "Феникс". 1997. 4. Концепции современного естествознания. Под редакцией Л.А.Михайлова. - М. и др.: "Питер". 2008. 5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. – М.: «ЮНИТИ».2001г.
ВОПРОСЫ К экзамену по курсу «Концепции современного естествознания» 1. Научный метод. Классификация методов научного познания. 2. Картина мира мыслителей древности. 3. Гелиоцентрическая система мира. Учение о множественности миров. 4. Механистическая картина мира. 5. Электромагнитная картина мира. Теория относительности и квантовая механика. 6. Пространство и время. Принципы относительности. Необратимость времени. 7. Понятие о симметрии. Принципы симметрии. 8. Взаимодействия. Близкодействие, дальнодействие. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности. 9. Закон сохранения и превращения энергии в макроскопических процессах. 10. Понятие об энтропии и принципы ее возрастания. 11. Порядок и хаос. Проблема тепловой смерти вселенной. 12. Синергетика. Рождение порядка и хаоса. Синергетическое видение эволюции Вселенной. 13. Основные понятия и представления химии в системе естествознания. 14. Теория возникновения жизни: креационизм. Спонтанное зарождение, панспермия, стационарное состояние. 15. Теория биохимической эволюции. 16. Теория эволюции Ламарка 17. Теория эволюции Дарвина. 18. Факторы, подтверждающие теорию эволюции: палеонтология, сравнительная анатомия, эмбриология и др. 19. Синтетическая теория эволюции. 20. Генетика и эволюция. Этапы развития генетики ее роль в формировании теории эволюции. 21. Единство и многообразие органического мира. 22. Жизнь как биологических круговорот веществ, цепи питания. 23. Хромосомы и их наследственность. ДНК - основной материальный носитель наследственности. 24. Происхождение и этапы эволюции человека. Человеческие расы. 25. Биоэтика и поведение человека. 26. Человек эмоции творчество. 27. Человек, здоровье и работоспособность. 28. Человек и биосфера. Концепции В.И.Вернадского о биосфере и феномене человека. 29. Космические циклы и их влияние на биосферу Земли. 30. Цикличность эволюции. Человек как космическое существо. 31. Происхождение Вселенной: эволюция и строение галактик. 32. Строение и эволюция звезд и земли. 33. Современная естественнонаучная картина мира. 34. Современная концепция экологии. 35. Экологические системы и их структура. 36. Взаимодействие экосистемы и окружающей Среды. 37. Энергетическая характеристика экосистемы.
|