Реферат: по общенаучной дисциплине «История и философия науки» («История науки»)
Название: по общенаучной дисциплине «История и философия науки» («История науки») Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЕ АСПИРАНТУРОЙ И ДОКТОРАНТУРОЙ Институт масс-медиа Факультет журналистики Кафедра литературной критики Донов Андрей Владимирович ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА В ПОНИМАНИИ МАНУЭЛЯ КАСТЕЛЬСА Реферат по общенаучной дисциплине «История и философия науки» («История науки») Научный руководитель Доктор филологических наук, профессор Киянская О.И. _______________________ (Личная подпись научного руководителя) Рецензент _______________________ _______________________ _______________________ (Оценка: «зачтено-незачтено») _______________________ (Личная подпись рецензента) Москва 2007 Введение На рубеже XX и XXI века произошла научно-техническая революция, результатом которой стали структурные изменения в системе представлений человека о мире и об обществе. Основой экономических отношений стал не товар, не продукт, а информация – в том или ином виде. С появлением и развитием компьютерных сетей стало очевидно, что передача, распространение и хранение информации вскоре станут решающими во многих, если не во всех сферах жизни человеческого общества. Вслед за изменениями, произведенными научно-технической революцией, последовали изменения в научной среде. Одна за другой стали появляться концепции и теории, объясняющие те или иные понятия информационной эпохи. Одним из выдающихся идеологов информационного общества стал Мануэль Кастельс. Ученого характеризуют как социолога-постмарксиста, ведущего исследователя информационного (постиндустриального) общества, одного из основателей теории новой социологии города. Научная деятельность Кастельса может быть разделена на два основных направления. К первому относятся его ранние работы, связанные с разработкой марксистской теории развития общества в рамках социологии города. Здесь он ввел понятие «коллективного потребления» (например, общественный транспорт и общественное жилье), которое создает благоприятную почву для развития социальных движений. Как и марксисты, Кастельс стремится к комплексному анализу развития общества, обращая основное внимание на социальные противоречия и конфликты. Он, однако, отрицает тезис о рабочем классе как главном двигателе перемен и демонстрирует критическое отношение к коммунистическим режимам. Второе, главное направление его научной деятельности, связано с рождением информационного общества и теми изменениями, которые принесла научно-техническая революция. Эти изменения, по мнению Кастельса, сравнимы с промышленной революцией и даже превосходят ее. Согласно Кастельсу, новые технологии, связанные с производством информации как нематериальных благ, формируют принципиально новое, информационное общество. Кастельс предлагает свой вариант термина «информационное общество», назвав его «информациональным» (informational society), логично мотивируя это предложение аналогией с понятием «индустриальное общество», в терминологическом названии которого суффиксально подчеркивается мысль о его индустриальной, а не какой-либо иной основе. Элементы индустрии могут быть и имеются в обществах разного типа, рассуждает он, но только то общество следует считать индустриальным, фундаментом которого является всестороннее развитие индустрии, влияющее и на культуру и на характер общественного бытия и сознания в целом. Характерным для выстраивания информационного/информационального общества можно считать появление компьютерных сетей, бурное развитие которых пришлось на 70-е-90-е годы ХХ века. Стоит отметить, что новое общество при переходе от индустриального легко приняло на вооружение появление этого механизма. Теперь стало ясно, что общество, где основной ценностью перестали быть товары, созданные из любого сырья, уступив место информации и знаниям, вполне можно называть сетевым. «Генезис сетевого общества в значительной степени обусловлен ходом истории, а именно тем обстоятельством, что в начале 70-х годов в мире параллельно протекали три важнейших, независимых друг от друга процесса: информационно-технологическая революция; культурные и социальные движения 60-70-х годов; кризис, приведший к переструктурированию (перестройке) двух существовавших в то время социально-экономических систем - капитализма и этатизма», - пишет Кастельс в работе «Россия и сетевое общество»[1] . Хотя процветание стран еще зависит от развития их внутренней экономики, а не от глобального рынка, но в самых развитых отраслях экономики (финансы, телекоммуникации и СМИ) уже видна общемировая тенденция глобализации. Ключевой элемент этой системы – обладание информационными технологиями (в частности, возможностями сети Интернет). Именно они предопределяют место страны в мировой иерархии. Для некоторых стран и континентов (например, Африки) существует угроза оказаться вне всемирной сети, быть выброшенными из мировой информационной системы. Эти страны и территории образовывают, как назвал их Кастельс, «Четвертый мир». Но и в развитых странах не всем удается освоить новый образ жизни, основанный на постоянном использовании информации. Существовавшая раньше социальная противоположность владельцев средств производства и наемных рабочих сменяется, по Кастельсу, делением на Интернет-имущих и Интернет-неимущих. Остановимся подробнее на сферах, которые наиболее остро отреагировали на изменения, произведенные научно-технической революцией: телекоммуникации и СМИ. Безусловно, в новом, иноформациональном обществе средства массовой информации, а также службы передачи информации будут играть решающую роль. Однако их существование в прежнем виде, по мнению Кастельса, в новом обществе будет невозможно. Ученый утверждает, что, помимо концептуальных изменений, журналистику ожидает также и глобальная структурная перестройка, которая затронет всю систему СМИ – от целых изданий до каждого отдельного журналиста. Интернет-журналистика в понимании Мануэля Кастельса Теория информационального общества Кастельса базируется, прежде всего, на экономических аспектах. При этом основой новой экономики становится информация, производимая СМИ и поддерживаемая теми или иными информационными технологиями. Стоит отметить, что в своих трудах ученый предрек и изменения в структуре и деятельности средств массовой информации. Развиваемая Кастельсом теория информационального общества, в отличие от концепции глобальной/информациональной экономики, включает рассмотрение культурной/исторической специфики. Автор особо отмечает, что одной из ключевых черт информационального общества является специфическая форма социальной организации, в которой, благодаря новым технологическим условиям, возникающим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти. В этом обществе социальные и технологические формы данной социальной организации пронизывают все сферы деятельности, начиная от доминантных (в экономической системе) и заканчивая объектами и обычаями повседневной жизни. Другой ключевой чертой информационального общества является сетевая логика его базовой структуры, что и объясняет название тома I монографии "Подъем сетевого общества" (The Rise of Network Society). Кастельс подчеркивает, что он именует социальную структуру информационного века сетевым обществом потому, что «оно создано сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство... Не все социальные измерения и институты следуют логике сетевого общества, подобно тому, как индустриальные общества в течение долгого времени включали многочисленные предындустриальные формы человеческого существования. Но все общества информационной эпохи действительно пронизаны — с различной интенсивностью — повсеместной логикой сетевого общества, чья динамичная экспансия постепенно абсорбирует и подчиняет предсуществовавшие социальные формы»[2] . Новое информациональное общество (как и любое другое новое общество), по Кастельсу, возникает, «когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значительным модификациям общественных форм пространства и времени и к возникновению новой культуры»[3] . Автор детально рассматривает изменения в повседневной культуре, городской жизни, природе времени, мировой политике. Согласно работам Кастельса, труд в информациональном обществе становится гибким, индивидуализированным. Акцент в данном случае смещается в сторону работника, а не в сторону работодателя. Система данных, приведенных Кастельсом, подтверждает, что производство в развитых экономиках опирается на образованных людей в возрасте 25-40 лет. Практически оказываются ненужными до трети и более человеческих ресурсов. Он считает, что последствием этой ускоряющейся тенденции, скорее всего, станет не массовая безработица, а предельная гибкость, подвижность работы, индивидуализация труда и, наконец, высокосегментированная социальная структура рынка труда. Ситуацию на рынке труда, приведенную выше, можно спроецировать и на современные тенденции в сфере средств массовой информации. Ученый, таким образом, предрек появление так называемой «гражданской журналистики». По Кастельсу, каждый член сетевого общества со временем, так или иначе, превращается в единицу сети, получающую, при определенных обстоятельствах, практически полную автономию. Таким образом, от массовости такое общество приходит к индивидуализации каждой единицы во всех сферах: будь то рынок труда или банковская система. При этом все индивидуальные единицы связаны друг с другом потоками информации. Учитывая сетевой характер распространения информации, средства массовой информации в классическом понимании этого термина должны видоизмениться. В чем же заключаются изменения в системе и деятельности СМИ, если рассматривать их с точки зрения информационного общества? В первую очередь следует определить, в чем отличия системы распространения информации в случае с традиционными средствами массовой информации и с новыми СМИ, по Кастельсу. Начнем с системы организации СМИ как коммерческих структур. По мнению ученого, бизнес-структуры, основанные на централизации системы управления, потоков финансов, ресурсов и информации, уходят в прошлое. Им на смену приходит более гибкая сетевая структура. Ее суть в том, что корпорации превращаются в сети, в которых стратегические союзы заключаются и распадаются в зависимости от конкретных обстоятельств и участников. При существующей в большинстве крупных СМИ системе управления, предполагающей строгую вертикальную иерархию (журналист – редактор – редактор рубрики – выпускающий редактор), компания проигрывает сетевым структурам в оперативности и гибкости. При этом, учитывая пирамидальную структуру управления, затрудняется прохождение информации с нижнего уровня на верхний, что также влияет на эффективность и оперативность принятия управленческих решений. Стоит также отметить, что при растущей индивидуализации запросов на информацию может уйти в прошлое и само понятие «массовая информация». Централизованная система распространения сообщений от одного источника к массе получателей может быть изменена. В соответствии с этой тенденцией изменится и финансовая политика СМИ как коммерческих структур. Сейчас доходная строка бюджета в случае с печатными средствами массовой информации формируется из продаж издания, платы за подписку и доходов от рекламы. При структурных изменениях запросов на информацию первые два пункта могут резко пойти вниз. Что же касается доходов от рекламы, то они будут зависеть от того, насколько быстро рекламодатель и конкретное издание отреагирует на изменение ситуации в обществе. Следуя логике сетевого общества, представленной Кастельсом, выходом из положения для печатных изданий может стать появление большого количества локальных газет и журналов, ориентированных на специфическую аудиторию и ее запросы. В случае с телевидением и радио, существующими в основном за счет рекламы, выходом может стать создание большого количества каналов, объединенных в единую сеть. Впрочем, уже сейчас, с распространением всемирной компьютерной сети, средства массовой информации все большее внимание уделяют электронным версиям своих изданий, теле- и радиоканалов. Возможно, через некоторое время стоит ожидать технологической революции в области распространения информации, которая позволит системе СМИ выжить в условиях информационального общества. Стоит отметить, что уже сейчас, помимо электронных версий традиционных газет, журналов, теле- и радиоканалов, активно развиваются и электронные СМИ, представляющие собой альтернативные источники информации. Возможно, в будущем именно они послужат основой для технологических изменений в системе средств массовой информации. Рассмотрим теперь производимый СМИ продукт – сообщения, циркулирующие от источника информации к рецепиенту. В своих работах Мануэль Кастельс не раз упоминал о глобализации – в свете размывания границ между континентами за счет сетевой структуры общества. Одними из первых в процесс глобализации вступили средства массовой информации, сохранившие при этом централизованную структуру. Например, телекомпании международного уровня обзавелись большой сетью представительств по всему миру. Однако такие сети, по мнению исследователя, вовсе не являются показателем перехода СМИ в информационную эру: «Хотя СМИ действительно стали глобально взаимосвязанными, а программы и сообщения циркулируют в глобальной сети, мы живем не в глобальной деревне, но в построенных по заказу коттеджах, производящихся глобально, а распределяемых локально»[4] , - пишет Кастельс. Представительства тех или иных средств массовой информации производят не сформированный глобальной мировой сетью, а тот же локальный продукт, подготовленный в соответствии с требованиями «центрального офиса». При этом суть структуры передачи информации остается прежней – это по-прежнему пирамида, направленная от источника информации к рецепиенту. Потребитель остается пассивным и вынужден потреблять сообщения, доставляемые «сверху». Совершенно иной пример распространения информации представляет собой так называемая «гражданская журналистика», которая активно развивается в последние годы. Основой для появления новой журналистики стали как идеологические, так и технологические составляющие явления под названием Web 2.0. Остановимся на этом феномене подробнее. 30 сентября 2005 года в свет вышла статья Тима О’Райли «What is Web 2.0»[5] , в которой содержалась попытка определения новой тенденции развития Интернета. Так называемая социальная сеть, по словам автора, - это не новая технология, а абсолютно иной подход к использованию старой, иная концепция распространения и передачи информации. В социальных сетях акцент смещается от самой информации к ее автору, а содержание того или иного сайта производится, дополняется и редактируется самими пользователями. В целом О’Райли определил лозунг социальных сетей так: «Веб как платформа». С появлением блогов (сетевых дневников) распространение информации постепенно меняло свой характер, приближаясь к модели, описанной Мануэлем Кастельсом: «В новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако специфическим для информационального способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности»[6] . В случае социальной сети технология генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации стала доступна любому пользователю Интернета. Соответственно, в условиях равенства всех пользователей основным критерием популярности того или иного автора стал не престиж, репутация и долголетие его «издания», а его способность отвечать интересам других пользователей. При этом непопулярность того или иного ресурса вовсе не означает его разорение и крах, как в случае с классическими СМИ. Блоггеров интересовали те же вопросы, которые поднимались в прессе, на радио или на телевидении – в отношении выбора темы для публикации концептуальных изменений не произошло. Однако изменился подход к освещаемой теме. На первый план вышло субъективное мнение автора, его личность, а не попытки объективно, отстраненно взглянуть на ситуацию. На основном принципе субъективности базируется так называемая «гражданская журналистика» - явление, появившееся в блогах, которому пророчат скорое развитие и победу над классическими СМИ. Успех журналистов-блоггеров (впрочем, журналистами в традиционном понимании является меньшая часть владельцев сетевых дневников) был определен и разницей в освещении того или иного события. Стоит отметить, что материалы, предлагаемые традиционными СМИ, их подача, подбор фактов, выбор темы, определяются многочисленными факторами: редакционной политикой, мнением структур, так или иначе спонсирующих издание, мнением отдельных влиятельных сотрудников редакции и так далее. В итоге рецепиент получает зачастую искаженную информацию. При этом стоит отметить, что материалы СМИ чаще всего направлены на массового потребителя – некий усредненный портрет человека из целевой аудитории. Впрочем, «гражданская журналистика» обладает и рядом недостатков, обусловленных спецификой информационных технологий. Дело в том, что большинство блоггеров, освещающих те или иные события, не являются профессионалами в области журналистики. Обратной стороной субъективной точки зрения на освещаемую проблему или события может стать нарушение морально-этических норм, распространение конфиденциальной или ложной информации, нарушение конституционных прав граждан и многое другое. Из-за большого количества источников информации в сетевой структуре контроль за соблюдением норм и правил журналистики каждым отдельным автором не представляется возможным. В результате сетевая структура может породить информационный хаос, в котором ни потребитель, ни производитель информации не смогут отличить подлинную информацию от ложной. При этом ответственность каждого отдельного автора будет минимальной. Следствием этого может стать или введение жесткого контроля за распространением информации в сетях, лицензирования источников информации, соответствующих определенным параметрам. Впрочем, существует и иная позиция по этому вопросу. В Интернете уже несколько лет существует сетевая энциклопедия «Wikipedia», статьи в которой формируются только пользователями сети. Подобное использование коллективного разума приводится в пример не в одной научной работе. Поначалу создатели энциклопедии столкнулись с проблемой распространения информации, не соответствующей действительности, а также с простым сетевым вандализмом. Некоторые пользователи заполняли статьи энциклопедии неверными данными, а иногда и просто стирали их. Однако со временем такие попытки были пресечены самим сообществом пользователей сервиса. По мнению многих исследователей, коллективный сетевой разум способен не только распространять информацию, но и использовать механизмы саморегуляции, позволяющие отфильтровывать непроверенные или неверные данные. Зачастую сообщения, появляющиеся в центральных СМИ, путем обсуждения и комментирования, дополняются и исправляются пользователями сети. Однако подобная саморегуляция возможна только в условиях отсутствия внешнего управления сетью «сверху». Именно поэтому Мануэль Кастельс возлагает большие надежды на развитие сетевой передачи информации. В случае, если сетевая система получает свободу, она, так или иначе, приходит к сбалансированной модели, наиболее комфортной для всех участников сети. В таком случае «гражданская журналистика» станет наиболее адекватной формой передачи информации. Впрочем, в своих работах Кастельс неоднократно показывает, что новая форма организации общества будет постепенно внедряться во все сферы жизни общества, то есть будет идти не революционным, а эволюционным путем. В случае со средствами массовой информации ученый предполагает не замену, а постепенное взаимопроникновение и последующий симбиоз традиционных СМИ и сетевых средств передачи информации. Уже сейчас мысль Кастельса подтверждается реальными примерами. В частности, стоит отметить сайт «BlogBurst.com», целью которого является посредничество между блоггерами и популярными изданиями. Принцип работы сервиса очень прост: СМИ видят в блоггерах ценный ресурс, способный обеспечить их высококачественным контентом. Талантливым владельцам блогов не хочется писать «только для друзей», они ищут популярности. Связующим звеном между издателями и блоггерами как раз и выступает BlogBurst.com. Этот ресурс, по мысли его создателей, должен обеспечить издательским домам, владеющим раскрученными СМИ, доступ к самому лучшему, что может быть в блогосфере. Из дневниковых записей формируется новая разновидность контента, которую издатели могли бы использовать с выгодой для себя. В целом в работах Мануэля Кастельса прослеживается тенденция, описанная впоследствии во многих научных работах и статьях. Однако именно Кастельс впервые заявил о создании информационного общества и обобщил основные принципы его существования. В понимании ученого Интернет-журналистика заменяет собой средства массовой информации в традиционном понимании. При этом Интернет-журналистика обладает определенными отличительными чертами, о которых сказано выше. Стоит отметить, что появление и развитие Интернет-журналистики вовсе не означает полного и единовременного умирания традиционных СМИ. Однако уже сейчас СМИ заменяются беспорядочным сотрудничеством пользователей, которые обмениваются информацией самостоятельно, используя электронные службы и сервисы. Блоги, свободное создание и распространение любой информации – именно в этом Кастельс видел основу информационного общества – общества новой эпохи, нового типа, нового поколения. Заключение Научно-техническая революция произвела в современном обществе изменения, последствия которых мы будем ощущать в течение нескольких лет. Появление компьютерных сетей, по мнению многих исследователей, стало отправной точкой в формировании не только нового типа сознания, но и новых типов коммуникации, затрагивающих все сферы человеческой жизни. Информация, заменившая собой основной ресурс индустриального общества, передается и распространяется свободно, от одного пользователя сети к другому, позволяя сети существовать как единому организму. По мнению исследователя Кевина Келли[7] , в будущем объединенные в единую глобальную сеть компьютеры образуют единую машину, способную производить и распространять информацию самостоятельно. Каждый пользователь сети станет «транзистором» этой машины. Конечно, сейчас такое мнение выглядит утопичным, однако темпы развития информационных технологий заставляют задуматься о возможности такого развития событий. На рубеже веков Мануэль Кастельс обосновал появление такой машины в своих научных трудах, дав новой эпохе имя и заложив основы научного понимания новой эпохи. Традиционно научное сообщество реагирует на актуальные события, происходящие в обществе, уже после того, как схлынет последняя волна их обсуждения. Отчасти это связано с необходимостью объективного и взвешенного подхода к современным реалиям. Однако некоторые ученые, благодаря уникальной научной интуиции, улавливают основные тенденции, отбрасывая сиюминутные порывы и мнения. Мне кажется, что именно к таким ученым можно отнести Мануэля Кастельса. Своевременно осознав намечающиеся изменения в структуре общества, он сумел смоделировать воздействие этих изменений на будущую жизнь общества. Помимо этого, ученый наметил тенденции, которые впоследствии станут определяющими в жизни тех или иных сфер приложения человеческих усилий. Одной из таких сфер стала журналистика. По мнению Кастельса, именно ее в ближайшем будущем ожидают большие структурные изменения. Учитывая массовый и беспорядочный характер распространения и обмена информации в информационном обществе, традиционные СМИ, по мнению Кастельса, уйдут в прошлое. По словам одного из последователей ученого, в будущем каждый участник глобальной компьютерной сети будет заниматься производством информации. Возможно, что в ближайшие 10 лет баланс переместится от потребления информации к ее производству. Однако особенность информации в сети состоит в том, что ее производитель одновременно является и ее потребителем. Эта идея была отражена во множестве научных работ. На современном этапе развития Интернет-журналистики, когда только началось становление так называемой “гражданской журналистики”, теория информационного общества, представленная Мануэлем Кастельсом, заслуживает особого внимания как со стороны ученых, занимающихся разработкой проблем журналистики, так и всего научного сообщества. Список литературы 1. Кастельс М., Киселева Э . Кризис индустриального этатизма и коллапс Советского Союза // "Мир России", 1999, №3 2. M.Castells . The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. III. The End of Millennium. Malden (Ma), Oxford, 1998 3. Мануэль Кастельс, Глобальный капитализм и Россия, сетевой проект «Русский архипелаг» (http://www.archipelag.ru/geoeconomics/soobshestva/power-identity/capitalism/) 4. Meadows D.H., Meadows D.L, Randers J. Behrens III, W.W. The Limits to Growth. N.Y., 1972 5. Пекка Химанен, Мануэль Кастельс, Информационное общество и государство благосостояния. Финская модель, Логос, 2002 6. Мануэль Кастельс, Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе, У-Фактория, 2004 г. 7. Manuel Castells, The Rise of the Network Society, Blackwell Publishing Limited, 2004 г. 8. Kevin Kelly, We Are the Web, wired.com, (http://www.wired.com/wired/archive/13.08/tech_pr.html) 9. Tim O'Reilly, «What Is Web 2.0», 09.30.2005, портал «O’Reilly Net» (http://www.oreillynet.com/pub/a/oreilly/tim/news/2005/09/30/what-is-web-20.html) [1] Кастельс М., Киселева Э . Россия и сетевое общество // "Мир России" [2] Manuel Castells, The Rise of the Network Society, Blackwell Publishing Limited, 2004 г., с. 322 [3] Там же, с 496 [4] M.Castells . The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. III. The End of Millennium. Malden (Ma), Oxford, 1998 [5] Tim O'Reilly, «What Is Web 2.0», 09.30.2005, портал «O’Reilly Net» [6] Мануэль Кастельс, Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе, У-Фактория, 2004 г. [7] Kevin Kelly, We Are the Web, wired.com, 2005 |