Реферат: 2. Создание мультимедийного аудиопутеводителя 5
Название: 2. Создание мультимедийного аудиопутеводителя 5 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||
Содержание1. Введение. 3 2. Создание мультимедийного аудиопутеводителя. 4 2.1. Разработка структуры мультимедийного аудиопутеводителя. 4 2.2. Наполнение структуры путеводителя. 7 2.3. Оценка результатов проекта. 8 Список литературных источников. 12
|
|
|
|
|


Рис 1. Структура аудипутеводителя и мультимедийного путеводителя.
При использовании аудиопутеводителя на местности слушатель может придти к началу маршрута (остановке 1), а затем последовательно переходить (или переезжать на велосипеде) от одной остановки к другой и включает на своем mp3-плеере нужный трек. Длина маршрута (из 7 остановок) в путеводителе «Мой район – Хорошёво-Мнёвники» составляет 3-4 км, это расстояние, которое можно пройти с комфортом даже за один раз. Вся экскурсия рассчитана на 3-4 часа времени. Необязательно «прохождение» всего маршрута за один раз. Слушатель (ученик) может осматривать достопримечательности в любом порядке, например, за один раз посетить 1-2 «остановки».
В аудиопутеводителе можно предусмотреть несколько мелочей, которые помогут слушателю лучше ориентироваться. Например, если часть рассказа можно прослушать по пути от одной остановки к другой, то «экскурсовод» предложит начать движение, и в фонограмме можно записать какой-то служебный звук. Это позволяет часть рассказа, не привязанного к осмотру достопримечательностей, перенести на прогулочные переходы, что в свою очередь избавляет слушателя от необходимости долго «топтаться» на одном месте.
Начало и конец каждого трека сопровождается еще одним служебным звуком – колокольчиком. Первый настраивает на начало рассказа, второй говорит о том, что трек закончен и следует приостановить плеер, для того, чтобы перейти к следующей остановке.
Мультимедийная часть.
Мультимедийная часть, созданная на основе программы AG Player, является надстройкой над аудиопутеводителем и дает возможность не только слушать рассказ, но и открывает ряд возможностей, если диск просматривается на компьютере.
Рис. 2. Мультимедийная оболочка AG Player
Перечислим эти возможности:
1. Показ фотографий и другого иллюстративного материал, что полезно и при проведении занятий и при самостоятельном изучении. Хорошие иллюстрации способствуют лучшему запоминанию, так как создают опорный ряд образов, которые «связывают» воспринимаемую на слух информацию.
2. Просмотр карты местности (в представленном диске она выполнена на спутниковом снимке), что позволяет быстро ориентироваться по ходу рассказа (понять о каком объекте идет речь, как он пространственно соотносится с другими объектами, вообще спутниковый снимок дает возможность посмотреть на знакомую местность с необычного ракурса)
3. Одновременный с рассказом вывод на экран текста (с синхронной автоматической прокруткой) – это помогает лучше запомнить собственные имена (фамилии, топонимы, названия). Восприятие информации по двум каналам (зрительно-текстовому и звуковому) способствует более глубокому восприятию текста.
2.2. Наполнение структуры путеводителя
Для работы программы AG Player необходимо задание стандартной структуры аудиопутеводителя:
1. Карта с маршрутом или опорным пронумерованными точками, к которым впоследствии привязываются «главы» путеводителя (KARTA.JPG).
2. Папка с текстами путеводителя (TEXT).
3. Папка с озвученным текстом путеводителя (FULL).
4. Папка с иллюстративным материалом к путеводителю (IMAGES).
5. Конфигурационный файл (CONFIG.TXT).
Ниже раскроем особенности создания элементов структуры аудиопутеводителя.
Карта с маршрутом.
Для создания наиболее информативной карты было решено взять спутниковые снимки, доступные в Интернет-сервисе Google Maps (map.google.com). Карта, представленная на диске, «склеена» в графическом редакторе из небольших фрагментов максимального размера (в нашем случае их было около 20), которые может показывать указанный сервис.
На карту в графическом редакторе были нанесены опорные точки путеводителя, в первоначальном варианте их 7, в дальнейшем путеводитель планируется расширять.
Папка с текстами путеводителя ( TEXT ).
Это главная содержательная часть работы, наибольшие затраты времени потребовалось именно на отбор материала и составление текста путеводителя. В качестве опорных точек, для которых написаны главы путеводителя были выбраны наиболее важные объекты района Хорошёво-Мнёвники.
1. Введение (Общая информация о районе).
2. Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве.
3. Краснопресненский проспект и Живописный мост.
4. Серебряный Бор.
5. Канал имени Москвы.
6. Курчатовский институт.
7. Институт Гамалеи.
Объем каждой главы составил в среднем около 5 тыс. знаков текста, что достаточно для надиктовки 7-10 минут рассказа – максимального времени, в течение которого человек способен непрерывно и внимательно воспринимать речь.
Папка с озвученным текстом путеводителя ( FULL ).
Тексты озвучены в домашних условиях с использованием обычного микрофона и звуковой карты с помощью программы Sony SoundForge. Звуковые файлы сохранены в формате mp3 с качеством 64 Кбит/c. При необходимости возможна студийная запись звука. Количество треков соответствует количеству глав.
Папка с иллюстративным материалом к путеводителю ( IMAGES ).
Здесь размещены фотографии, архивные материалы и схемы, используемые при работе аудиопутеводителя на персональном компьютере. Современные фотографии в основном выполнены автором самостоятельно с помощью цифрового фотоаппарата, некоторые снимки взяты из Интернета. Архивные материалы либо отсканированы автором, либо опять же взяты с тех или иных Интернет-сайтов.
Конфигурационный файл ( CONFIG . TXT ).
Конфигурационный файл в программе AG Player является главным элементом, связывающий воедино тексты, дикторскую речь, карту и иллюстрации путеводителя. Он имеет открытую структуру, что позволило приспособить программу для нужд разработанного путеводителя.
В конфигурационном файле запрограммировано:
1. Количество и название глав-остановок.
2. Фотографии, используемые для иллюстрации глав с указанием подписей и временных интервалов показа.
3. GPS-координаты опорных точек (в дальнейшем разработчиками обещана поддержка автоматического определения координат и запуска соответствующих аудиотреков при попадании слушателя при прогулке в опорную точку).
После создания наполнения диска, он был тщательно протестирован, в том числе с привлечением учеников школы №593.
2.3. Оценка результатов проекта
Анализ результатов проекта показал, что полученный продукт обладает рядом важных свойств, которые позволяют его активно использовать для образования и самообразования учеников.
В первую очередь продукт получился универсальным. Звуковое сопровождение записано в формате mp3, что дает возможность использовать для прослушивании аудиоэкскурсии практически любое устройство. Это может быть карманный компьютер, mp3-плеер, ноутбук, и даже мобильный телефон. Одним словом все, что умеет воспроизводить mp3-звук.
Для мобильных телефонов и старых моделей карманных компьютеров можно создать отдельные треки, записанные в сжатом виде. В таком варианте 1 час звука занимает всего 8-10 мегабайт. Правда, за это приходится смириться с невысоким качеством звука (примерно как по хорошей телефонной линии). Так что за счет создания нескольких вариантов записи звука можно сделать потенциальную аудиторию максимально широкой.
Можно говорить о том, что разработанный мультимедийный продукт получился многослойным.
Первый слой – это сам аудиопутеводитель (набор mp3-остановок), предполагающий прогулку «на местности» с интересным рассказом. Второй слой – это возможность «заочного знакомства». В состав диска входит специальная программная оболочка, благодаря которой на обычном компьютере дома или в классе можно познакомиться с содержанием путеводителя. То есть его можно использовать до , после или даже вместо «натурной» экскурсии. При таком «стационарном» использовании диска помимо звука в оболочке доступен иллюстративный материал (особенно в дисковой версии – фотографии, архивный материал, художественные произведения, карты).
Третий слой продукта – аудиопутеводитель как аудиокнига. То есть не обязательно гулять с плеером по маршруту. Если ученик хорошо себе представляет охватываемую местность (а речь идет о знакомом с самых ранних лет районе), и по каким-то причинам находится вдали от нее, то прогулку можно мысленно совершать, находясь в совершенно другом месте.
Наконец, на основе продукта нетрудно создать и еще один слой – видеопутеводитель (аудиопутеводитель в сопровождении слайдов). Этот тот же самый аудиопутеводитель, выполненный как слайд-шоу (с фотографиям и иллюстрациями) в формате AVI. Ее можно просмотреть на обычном DVD-плеере, а можно записать в память карманного компьютера. Во втором случае можно отправиться «на местность» и рассказ виртуального экскурсовода будет сопровождаться показом на экране компьютера. Причем о появлении новой картинки может известить ненавязчивый звук, поэтому не обязательно ходить и все время держать перед глазами дисплей «наладонника». Достаточно держать его в кармане, а специальный звук известит о появлении новой картинки.
3. Заключение
Итак, главным результатом проекта, по мнению автора, является мультимедийный продукт, который благодаря современным информационным технологиям превращает достопримечательности района в «живые иллюстрации» к урокам истории, москвоведения и другим предметам.
В ходе работы лично автором выполнена подготовка необходимых текстов и иллюстративного материала, озвучивание текста, создание спутниковой карты района с нанесением опорных точек, а также «сборка» и тестирование мультимедийного продукта.
Разработанные продукт может быть использован как на уроках с задействованием компьютера и мультимедийного проектора, так и для самостоятельного изучения учениками, поскольку для прослушивания аудиосопровождения достаточно mp3-плеера или аналогичного устройства.
К достоинствам предложенной идеи можно отнести расширяемость продукта за счет пополнения новых «остановок», посвященных тем или иным достопримечательностям. Ведь наш район (как и любой другой район Москвы) – может быть не только живым учебником истории. Здесь можно найти немало подчас знакомых с ранних лет иллюстраций к другим школьным предметам. Приведем несколько примеров, которые могут быть учтены при дальнейшем развитии диска.
1. «Мировая художественная культура »: образцы архитектуры московского (или «нарышкинского») барокко (Храм Живоначальной Троицы), «сталинского ампира» (здания Курчатовского института, некоторые жилые дома 40-50х годов), современного стиля (неоконструктивизм жилых домов на Проспекте маршала Жукова, нео-сталинский ампир комплекса «Алые паруса».
2. «Биология »: уникальный природный объект – «Серебряный бор» - настоящая находка для уроков биологии. Здесь есть редкие (для Москвы) растения и животные, можно наблюдать различные виды экосистем, особый интерес представляет открытая недавно «экологическая тропа», по которой можно было бы разработать отдельный аудиопутеводитель.
3. «География »: районы Хорошево-Мневники и прилегающие к ним Строгино и Щукино весьма богаты в ландшафтном разнообразии. Здесь есть и возвышенности и равнинные участки, овраги с вскрытой геологической структурой, гидрологические объекты (реки, каналы, поймы, озера, заболоченные участки). Немало можно найти иллюстраций и к экономической географии (например, сложнейшие транспортные узлы).
4. «Физика »: на небольшом участке Москвы-реки и Канала имени Москвы можно увидеть сразу 4 моста принципиально разных конструкций (!), иллюстрирующих законы механики: вантовый мост (Живописный), арочные мосты с подвешивающей аркой (Хорошёвский мост) и с подпирающей аркой (железнодорожный мост в районе Покровское-Стрешнево), классический железобетонный мост с удлиненными пролетами (Строгинский мост). Наличие в окрестностях реки, канала, шлюза дают возможность рассказать о законах поведения жидкости.
Большие возможности по развитию подобных продуктов открывает и заложенная в формат AG Player возможность автоматического запуска воспроизведения аудиосопровождения по координатам GPS (при наличии карманного компьютера с GPS-приемником). В этом случае изучение достопримечательностей района может быть превращено в увлекательную для учеников игру на местности.
Разработанный продукт будет выложен в бесплатный доступ на сайт школы с тем, чтобы каждый ученик (а также выпускники прошлых лет) мог приобщиться к истории нашего района. Не исключено, что интерес к этому продукту проявят и другие жители района.
Таким образом, предложенные в проекте идеи позволяют с помощью информационных технологий более глубоко включить окружающую нас городскую среду в учебный процесс, заново познакомиться с давно казалось бы знакомыми объектами. Разработанный продукт может послужить основой для целой системы мультимедийных путеводителей по разным школьным предметам.
Список литературных источников
1. Забелин И.Е. История города Москвы. 2-е изд. – М.1905
2. Имена московских улиц. – М., 2007
3. История московских районов: Энциклопедия / под ред. К.А. Аверьянова. - М., 2006
4. История сел и деревень Подмосковья XIV-XX вв. Вып. 1-11. - М., 1992-1995
5. Колодный Л.Е. Края Москвы. – М., 1985
6. Москва: Энциклопедия. - М., 1998
7. Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1-4. М., 1992-1995.
8. Северо-Западный округ Москвы /Под ред. Е. Н. Мачульского. — М., 1997.
9. Русскоязычная Википедия (свободная энциклопедия). ru.wikipedia.org
10 Официальные Интернет-сайты управы района «Хорошёво-Мнёвники» и «Щукино», Курчатовского института, НИИ им. Гамалеи.