Реферат: Методические рекомендации для классных руководителей 1-4-х классов
Название: Методические рекомендации для классных руководителей 1-4-х классов Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Отдел образования Дятловского райисполкома
Районный учебно-методический кабинет
Использование личностно-ориентированного подхода в организации профилактики раннего выявления неблагополучия младших школьников
(методические рекомендации для классных руководителей 1-4-х классов) Дятлово, 2010
Основные термины, применяемые в Законе Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: безнадзорность - социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующим совершению ими деяний, содержащих признаки административного правонарушения либо преступления (далее, если не установлено иное, - правонарушения); безнадзорный - лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию и содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома, детского интернатного учреждения, детской деревни (городка); беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, усыновители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья; семья, находящаяся в социально опасном положении , - семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении; индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений; профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении; несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности , - несовершеннолетний, который совершил общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом Республики Беларусь, но не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния. Задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: · предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий; · обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; · социально-психолого-педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; · выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах: · законности, · демократизма, · гуманного обращения с несовершеннолетними, · поддержки семьи и взаимодействия с ней, · индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, · государственной поддержки органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, · обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
II .Формы и методы воспитательно-профилактической работы В работе по профилактике противоправного поведения учащихся необходимо ориентироваться на следующие направления работы: - диагностика уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся, причин, способствующих образованию у них противоправного поведения; - нравственно-правовое воспитание учащихся. В процессе диагностики уровня нравственно-правовой воспитанности учащегося следует выявлять (изучать): - уровень сформированности нравственных качеств личности и правовых знаний : целостность и действенность знаний о морали, усвоение системы нравственно-правовых ценностей, сформированность нравственных качеств личности (совестливость, порядочность, достоинство, честь и др.), чувство ответственности за свои поступки; - направленность опыта деятельности и поведения : социальная адаптированность, способность противостоять негативным влияниям, умение принять самостоятельное и ответственное решение в ситуациях выбора с позиции норм морали и права, дисциплинированность, законопослушание; - изучение условий, в которых происходит нравственно-правовое становление учащегося учреждения образования: изучение ближайшего окружения, в том числе семьи учащегося и его друзей; изучение взаимоотношений с одноклассниками, педагогами, воспитателями в учебном коллективе (классе, группе); изучение мотивации вхождения в другие (формальные и неформальные) коллективы, особенностей межличностных отношений в них; выявление положительных качеств учащегося, его отношения к своим недостаткам, способности к саморегуляции, самовоспитанию; определение реакции на применяемые методы воспитания, определение наиболее воспринимаемых учащимся методов воспитания. Методы диагностики: - анализ документации (социального паспорта семьи ребенка, актов посещения семьи и обследования жилищно-бытовых условий, карт наблюдения за учащимся, журнала учета преступлений и правонарушений, личных дел детей подучетных категорий), - наблюдение, - комплекс методик, связанных с изучением социального окружения учащегося, - беседа, опрос несовершеннолетних, - социометрия и др. Нравственно-правовое воспитание осуществляется через приобщение учащихся к знаниям норм права и морали, раскрытие нравственно-правовых понятий, усвоение нравственно-правовых ценностей общества. Основными видами деятельности здесь могут выступать: - учебно-познавательная, - игровая, - общественная, - правоохранительная, - физкультурно-оздоровительная, - волонтерская, - гуманитарная и другие виды деятельности. Правильно организованная работа в данном направлении будет создавать условия для формирования социальной позиции учащихся, позволит сформировать коммуникативные умения, налаживать отношения с другими людьми, обществом, разрешать конфликтные ситуации. Эффективные формы и методы работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних : - индивидуальное и групповое консультирование, - диспуты, - игровое моделирование, - решение проблемных задач и ситуаций нравственно-правового содержания, - организация клубов, - семейные конференции, - проведение профильных лагерей, туристических походов, - осуществление должного контроля за посещаемостью занятий (в том числе кружков и секций), - лекции, беседы. III. Особенности организации сотрудничества классного руководителя с родителями младших школьников по формированию позитивного опыта поведения детей
Основные направления и формы взаимодействия классного руководителя с родителями: Психолого-педагогическое просвещение родителей (к психолого-педагогическому просвещению необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, психологов, социальных педагогов, представителей общественных организаций). Примерные формы работы с семьей: - создание и работа родительских клубов или родительских университетов (тематика заседаний: «Знаете ли вы своих детей?», «»Трудность» ребенка или трудность его понимания?», «Право ребенка быть не похожим на своих родителей», «Как можно разрешить конфликт с ребенком» и др.); - проведение родительских собраний на темы: «Что надо знать родителям о правах ребенка», «Реализация прав ребенка и ответственность родителей», «Откровенный разговор о правовой культуре родителей и семейном воспитании», «Стиль, формы и методы нравственно-правового воспитания в семье» и др.; - приглашение на родительские собрания специалистов (инспектора ГАИ и ИДН, нарколога) и оказание представителями СППС учреждения образования консультаций по вопросам семейного воспитания («Методы ненасильственного воспитания ребенка», «Пути совершенствования методов воспитания в семье», «Суициды среди детей» и др.); - проведение семейных конференций, семинаров-практикумов, ток-шоу и круглых столов («Правонарушения несовершеннолетних: причины, последствия, профилактика», «Справедливость в отношениях детей и взрослых: существует ли она?», «откуда берет начало дорога к преступлению?», «Предупреждения насилия в семье», «Корни и последствия семейного конфликта», «Как организовать досуг ребенка», «Корни и последствия семейного конфликта», «Демократия: права, ответственность и обязанности учеников, педагогов, родителей» и др.); - организация вечеров вопросов и ответов («О формировании здорового образа жизни, или Как защитить ребенка от пагубных привычек», «Наркотическая зависимость: мифы и реальность»); - тренинги и др. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс . Примерные формы работы с семьей: - дни творчества детей и их родителей; - открытые уроки и внеклассные мероприятия; - помощь в организации и проведении внеклассных дел; - родительское общественное патрулирование; - шефская помощь и др. Диагностика. Речь идет о психолого-педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и зачастую носить индивидуальный характер. Использование психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и предполагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным материалом, и что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена. Коррекционная работа. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школьному обучению, нестабильность положения ребенка в семье, потеря родителей или близких родителей, развод родителей. Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень необходимы семье, если ребенок уже в младшем школьном возрасте выходит из повиновения родителям и попадает в плохую компанию, которая становится для него более значимой, чем собственная семья. Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания).
IV. Воспитательные методики, направленные на предупреждение противоправного поведения учащихся
1. МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ (Н. Е. ЩУРКОВА, В. Г. ПИТЮКОВ И ДР.) Методика ориентирует на взаимодействие ребенка и взрослого как близких по духу и интересам людей, как друзей, как значимых друг для друга. Такие отношения означают: • внимание к внутреннему миру каждого, непосредственная включенность в него (когда взрослый становится нравственно необходимым для ребенка, а подросток — интересен для взрослого как индивидуальность); • равноправные взаимоотношения (равные права как естественное взаимодействие); • совместные разговоры-размышления (это и обучение рефлексии, самоисследованию, и просто разговоры «ни о чём», и философские беседы, свидетельствующие о глубоком взаимопонимании с полуслова); • передача жизненного опыта, но не обязательно назидательный анализ случаев, а скорее жизненные уроки самоорганизации; • постоянный обмен интересной информацией; эффект удвоения интеллектуальной и нравственной силы двух или трех людей (друзья — не просто сумма индивидуальностей, а что-то более значимое и ценное: маленькое событийное сообщество). Согласно этой методике оказание педагогом педагогической поддержки ребенку предусматривает основные шаги: заметить эмоциональное состояние ребенка; помочь ему увидеть свою проблему, определить свое к ней отношение, помочь определить, что и как делать; стимулировать выбор ребенком варианта решения и плана действия. 2. МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ Методика разработана для преодоления проблем, связанных с детской агрессивностью в подростковом и юношеском возрасте. Она включает в себя три взаимосвязанные программы: 1. «Тренинг эффективности родителей» нацелен на работу со взрослыми, испытывающими затруднения в воспитании детей. Основная направленность тренинга — переосмысление роли и позиции родителя, приобретение нового опыта взаимодействия с детьми посредством тренинга коммуникативных навыков. 2. «Тренинг психологической компетентности педагога» направлен на информирование учителей об индивидуально-психологических особенностях школьников с нарушениями поведения и обучение эффективным способам взаимодействия с такими детьми средствами конфликтологии и игротерапии. 3. «Тренинг модификации поведения» для учащихся с асоциальной и деликвентной направленностью поведения состоит из диагностического и коррекционного блоков. Это тренинг интегративного типа с элементами различных психотерапевтических техник. 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОСЛОЖНЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ (Н. Е. ЩУРКОВА) Определяя специфику работы с детьми осложненного поведения, Н. Е. Щуркова подчеркивает, что дисгармоничное поведение детей — это прежде всего «выпадение» из контекста культуры. Поэтому педагогу важно распознать неблагополучное состояние и посмотреть на ситуацию со стороны ребенка, стать на его место, но не заразиться состоянием гнева, злости, раздражения. Первая профессиональная реакция на осложненное поведение учащегося может быть выражена следующими правилами: • не удивляться; • присоединиться; обрисовать предметный Я социальный результат произведенного, чтобы помочь слаборазвитому осознать, осмыслить происходящее; представить иной образец поведения; • алпелировать к самосознанию субъекта осложненного поведения, дать возможность объяснить происшедшее; • помочь в защите от оскорблений со стороны и попытке оправдать случившееся серьезными причинами; • создать неожиданное педагогическое решение. 4. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ДОВЕРИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Пока подростки с отклоняющимся поведением находятся под контролем и воспитательным воздействием организованного классного коллектива, развитие их негативного поведения задерживается. Воспитательная программа действий состоит из следующих стадий, постепенно и последовательно создающих доверие: 1. Сообщение. Учитель сообщает подросткам результаты диагностического этапа, знакомит их с индивидуальными особенностями друг друга. Ознакомление учащихся с характеристиками друг друга, как положительными, так и отрицательными, создает базу для возникновения взаимопонимания и доверия в коллективе. Подростки вместе с учителем делают вывод, что все они ожидают, требуют от другого своего сверстника доброжелательного, доверительного отношения. 2. Обсуждение действий. Учитель предлагает обсудить в классе способы и средства установления отношений доверия. Обсуждаются следующие вопросы: «Как сделать, чтобы каждому в классном коллективе было всегда хорошо и спокойно?», «Как нужно и важно чувствовать, понимать другого?», «Насколько существенно представлять, что делает другой человек?». 3. Принятие программы действий. После обсуждения перечисленных выше вопросов в классе принимается индивидуальная программа действия каждого подростка с целью построения отношений доверия со сверстниками. Подросткам предлагается представить черты характера и поступки своих сверстников, пусть даже отрицательные, и попытаться понять, что представляют их сверстники по классу с точки зрения отношений доверия, найти в них черты характера, способствующие построению таких отношений в коллективе. Каждый подросток, имея индивидуальную программу воспитания, знает, что для исправления своего сверстника необходимо: 1) контролировать свои собственные поступки и действия с целью создания доверия в отношениях; 2) указывать сверстнику на его отрицательные качества, поступки, действия, препятствующие отношениям доверия; 3) обращать внимание сверстника на положительные поступки, действия, качества, способствующие формированию доверия во взаимоотношениях. В процессе принятия программы действий предложенные способы воздействия подростками фиксируются, запоминаются и принимаются как значимая характеристика. Допускается, что даже если часть подростков не приняла с самого начала сообщенных ею положений, то все равно она задумывается над ними. Предложенные способы воздействия могут оставаться длительное время предметом для размышления. Основу программы составляет использование коллективистских тенденций, готовности к отношениям доверия, стремлений каждого подростка к самораскрытию, самоутверждению и саморегуляции в классе. 4. Закрепление позиции доверия в отношениях с целью выработки у подростков системы убеждений и устойчивого положительного опыта поведения. На 3-й и 4-й стадиях программы проводятся коллективные общественно полезные мероприятия различных направлений. Используются методические приемы: коллективный анализ проведенных дел; педагогические ситуации, создающие в коллективе отношения сотрудничества и взаимопонимания. Такие образом, условиями, позволяющими педагогам формировать отношения доверия к подросткам с отклоняющимся поведением, являются: • изучение межличностных отношений и индивидуальных характеристик подростков; • ознакомление учащихся с характеристиками друг друга; • определение средств и способов педагогического воздействия, соотнесенных с этими характеристиками; • организация практической деятельности учащихся с целью создания и закрепления доверия друг к другу в классном коллективе. 5. МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Существует множество способов воздействия. Для каждого исторического периода развития человечества характерно использование определенных способов воздействия. I позиция — нормативная . Цель воспитания: подготовка ребенка к выполнению установленных социальных норм. Следовательно, оправдано использование следующих способов воздействия. Приказ (распоряжение, команда) предполагает поиск за ребенка возможных вариантов выхода из ситуации. Однако если постоянно при воздействии использовать приказ, то не воспитывается самостоятельность, активность, развивается неуверенность. Ребенку трудно ориентироваться в жизни, него характерны приспособляемость, тревожность, чрезмерная исполнительность, конформность, социальная пассивность. Решение, как и приказ, не допускает проявления самостоятельности ребенком. Это постановление, которое не допускает иной точки зрения. Оно нередко произносится в категоричной, ультимативной форме. В результате — привычка безусловного послушания, бездумное доверие. Если часто использовать этот способ, развивается несамостоятельность, зависимость, покор» ность, а иногда и протест. Допрос — это действия, состоящие в получении от ребенка соответствующей информации об известных ему обстоятельствах, событиях. Часто взрослые задают вопросы с чуждой для ребенка логикой. Пример: первоклассник опоздал на урок и вошел в класс испуганным. Педагог прерывает урок и устраивает допрос: «Где ты был? Почему опоздал в школу? Разве ты не знаешь...». Ученик, стараясь избежать наказания, начинает придумывать различные истории. В итоге — скрытность, лживость, замкнутость, трусость или протест против мелочного надзора. Эти способы основаны на подавлении личности, авторитарны. Критика предполагает отрицательное суждение, указание на недостатки с целью дать оценку порождает у ребенка тревожность. Следует учитывать что «человек» и «поведение» не идентичные понятия. Ярлык — «шаблонная, стандартная, обычно отрицательная, очень краткая характеристика, оценка кого- или чего-нибудь» (С. И. Ожегов). В результате может вызвать сопротивление, отторжение, отчуждение от значимого человека, неадекватную самооценку, а впоследствии — примирение, безразличие или агрессивность. Пример: мальчику, который ест неаккуратно, говорят: «Ты что, поросенок?». В ответ: «Я поросенок!» (теперь он нарочно неряшливо ест). Угроза — подавление, намерение взрослого наказать ребенка в случае непослушания («Если ты, то я тебя...»). В итоге — страх и беспокойство. Нравоучение — система воззрений о принятых обычаях, имеющих нравственное значение, которая бытует в данном обществе и может быть подвергнута нравственной оценке. Может вызвать сопротивление, раздражение и безразличие. Уход от решения проблем — отвлечение ребенка от разрешения возникших вопросов, успокаивая его, уводя от детских трудностей. Итог — неуверенность в себе, инфантильность, чувство безысходности, а впоследствии — отчуждение. Если его вопросы неинтересны самым близким людям, то его не любят и он никому не нужен. Гиперопека — чрезмерное, постоянное и елочное наблюдение и помощь, а иногда и руководство ребенком. Взрослые преимущественно используют такие методы воспитательного воздействия, как уговаривание, подкуп, заискивание («Я за тебя...», «Ты уже устал»). Итог — лицемерие и эгоизм, а также инфантилизм и беспомощность. Акцент на личном успехе используется взрослыми с недостаточным уровнем ответственности в отношении будущего, когда ребенку навязывается представление о себе как о самодовлеющей сверхценности: «Ты лучше всех!»; при этом внимание акцентируется не на результате деятельности, а на личном успехе ребенка (оценивается личность). Прихоти удовлетворяются, желания предугадываются, нет ограничений, режима, дисциплины, понятия «нельзя». Воспитательное воздействие осуществляется с помощью следующих методов: захваливание, заискивание, попустительство, противопоставление другим, восхваление себя. В результате ребенок не приучается понимать проблемы других, эгоцентричен. В классе он обречен на одиночество, попадает в разряд отверженных. II позиция — субъектная . За основу взят принцип максимального развития субъектности школьника, то есть такого личностного качества, которое характеризует способность соотносить свое «Я» с окружающим миром и сознательно строить поведение. Просьба (взамен приказа) — форма, закрепившаяся в человеческой культуре как универсальная. Она рассчитана на некую меру активности субъекта, то есть предполагается, что субъект самостоятельно решает, выполнит он просьбу или откажет. Приказ шанса самому решать не дает. Совет (взамен решения) — форма, позволяющая педагогу указать на какой-то способ поведения, который кажется ему приемлемым в данной ситуации, но тем не менее не обязующая воспитанника исполнять то, что кажется педагогу наилучшим решением. Таким образом, увеличивается число вариантов поведения. Доверительная беседа (взамен допроса) — обмен мнениями. Построенный на доверии друг к другу, располагает к откровенности и позволяет педагогу понять состояние ребенка и оказать ему действенную помощь. Помощь и в том, что воспитанник может выразить себя, высказаться. Акцент на достоинствах (взамен критики) — подчеркивание положительных сторон поведения учащегося либо характера, что вселяет в него уверенность, придает смелость в начинании дела, в высказывании собственных суждений, проявлении своих отношений («Ты такой работоспособный...», «При твоей аккуратности...», «Ваш тонкий вкус позволяет...»). Подобные оценки возводят ученика на пьедестал, теперь ему есть что терять. Симпатия (взамен ярлыка) — проявляется открыто, инициирует доброжелательность школьника, окрашивает взаимодействие с ним в теплые психологические тона, а значит, раскрепощает и тем самым раскрывает ресурсы личности. «Я рад тебя видеть...», «Мне доставляет удовольствие беседа с вами...», «Я люблю работать с вашей группой...» — такие слова снимают тревожность. Проекция результата (взамен угрозы) — описанная картина предвидимых событий, которые непременно последуют вслед за свершением того, что собирается сделать учащийся. Это возлагает на него ответственность за свое поведение, развивает способность к предвосхищению последствий поступка. «Если ты..., то тебе...», «Если так, то тогда...», «Если вы..., | то вам придется...» — такие предположение ставят учеников перед выбором, и они вынуждены сделать этот выбор и не перекладывать свою ответственность на взрослых. Встать на позицию другого или стать на позицию воспитанника (взамен нравоучений) — значит понять движущие причины поведения воспитанника, почувствовать его состояние, прожить логику выбора поведения. «Мне тоже приходилось...», «Будь я на вашем месте...», «Я раньше тоже думал, что...» — такая форма подчеркивает единство, общее, похожесть и порождает содружество. Совместное обсуждение ситуации на равных или обсуждение на равных (взамен ухода от решения проблем ребенка) — совместное осмысление ситуации, обмен мнениями об ее исходе, обмен информацией о состоянии в связи с происшедшим. Это позволяет ученику почувствовать себя защищенным, поверить, что педагог рядом и готов помочь. Возложение полномочий (взамен гиперопеки) — предоставление подростку прав и вытекающих из них обязанностей, выделение индивидуальных особенностей личности, которые позволяют предоставить ему эти права. Это развивает инициативу и творческие способности личности, чувство ответственности. «Вы обладаете правом...», «Теперь вы получаете право...», «Воспользуйтесь своим правом...» или «Я не могу вас лишить ваших прав...» — все это вызывает у ребенка ощущение своей значимости, роли своего «Я» в способе организации школьной жизни. Акцент на результате деятельности (взамен акцента на личном успехе) — характеристика объективного результата проделанной работы. Это развивает деловую направленность, требования к собственной деятельности и формирует способность к саморегуляции, самоконтролю. Эти две группы способов воздействия можно представить в виде таблицы, взяв за основу принцип дихотомического деления (от греч. «дихотомия» — разделение надвое). Необходимо отметить, что воспитание всегда индивидуально. Поэтому следование любой крайности в нем или следование золотой середине — ошибка. Важно использовать всю палитру способов воздействия. 6. МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРЕБОВАНИЯ Педагогическое требование — это предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отношения и поведения. На первом месте — отношение, поскольку от него зависит характер поведения. Именно отношение, а не поведение является объектом влияния педагога. Формы предъявления педагогического требования разнообразны. Условно их можно разделить на группы: 1. Вербальные (транслируются посредством слов). 2. Невербальные (передаваемые без помощи слов). Среди вербальных в свою очередь можно выделить: • непосредственные; • опосредованные. К непосредственным относятся: просьба в адрес собеседника, которая оформляется парадигмой «Прошу вас...» и сопровождается соответствующей мягкой интонацией; совет, представляющий определенную свободу выбора человеку поступить так или иначе: «Я бы посоветовал вам...»; рекомендация, подкрепляемая аргументами: «Я рекомендую (я настоятельно рекомендую) вам..., потому что...»; деловое распоряжение, инструментуемое как волевое усилие и ограничивающее альтернативные вариации, но этически выдержанное: «Пожалуйста, откройте тетради...», «Пожалуйста, включите свет...» и т. п.; приказ, имеющий жесткую инфинитивную форму глагола: «Принять...», «Уволить...», «Выполнить к...» и т. п. Перечисленные формы не исчерпывают всего многообразия, но отражают динамику предъявления требования. Опосредованные формы более многообразны, а следовательно, индивидуальны: рассказ, аналогия, вопрос, удивление, намек. Важно, чтобы педагог отдавал, себе отчет в том, как реагируют на его воздействие дети и насколько воздействия продуктивны. К невербальным формам относятся: • пауза; • мимическая выразительность; • пластическая поза; • интенсивность движения; • экспрессия жеста. Предъявляя требование, педагог должен разнообразить формы своего воздействия, подбирать оптимальный вариант воздействия, учитывая особенности психического и интеллектуального развития ребенка. Технологические правила. Для формирования ценностного отношения ребенка к требованию необходимо: доводить требование до логического конца: это не означает, что выполнение нормы нужно добиваться любой ценой; подкреплять требование инструкцией (скрытой или открытой), так как дети могут еще не знать, как выполняется то или иное требование; отбирать требования, соответствующие на данный момент развитию ребенка, то есть ориентироваться на индивидуальный уровень развития каждого школьника; в том случае, когда ребенок находится в особом психическом состоянии, адресуемое ему требование приобретает форму акцентируемой детали (или системы деталей), которая позволяет переключить его внимание на деятельность, сопровождающую выполнение самого требования; обращение педагога к детям должно иметь позитивную направленность: расширять сферу их деятельности, обозначать программу их действий, объяснять им то, чем они должны заняться. Так, обнаружив нарушение нормы со стороны детей (отвлекаются во время урока, разговаривают), педагог не запрещает, не пресекает их действия прямым указанием («Не крутитесь..., не разговаривайте..., перестаньте...»), так как в этом случае ограничиваются действия детей, и они не развиваются. Напротив, педагог увеличивает их активность, переводя ее в позитивное русло: «Пожалуйста, откройте книгу...», «Внимательнее посмотрите на доску. Какой вариант решения вы можете еще предложить?», «Прочитайте параграф, разбейте его на логические части, озаглавьте их». В итоге — воздействие педагога, транслирующего требование, выстраивается как признание детства, забота о каждом ученике и его личностном развитии на основе учета индивидуальности и предоставления свободы выбора ребенку в сложившейся ситуации. V. Алгоритм организации деятельности классного руководителя по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Требования к классному руководителю (по организации работы с семьей, педагогическому просвещению родителей, защите прав и интересов несовершеннолетних, привитию им правовой культуры в свете Закона Республики Беларусь «О правах ребенка») · Выполнение функционала классного руководителя по социальной работе (изучение социальной среды ребенка, семьи; обеспечение педагогической поддержки учащихся; диагностика проблем класса, семьи, адаптации, поведения в социуме; социометрия – с целью предотвращения отрицательного влияния на других детей; подготовка материалов на совет профилактики; создание аналитического банка данных социально-педагогического паспорта; пропаганда положений и принципов Закона «О правах ребенка»; привитие правовой культуры учащимся, родителям; изучение жилищно-бытовых условий учащихся на дому, морально-психологического климата семьи; профилактическая работа по предупреждению асоциального поведения, социального сиротства; профилактика методов жестокого обращения, воспитания без насилия); · проведение спецкурса «Права ребенка» согласно программе спецкурса; · формирование структуры на уровне класса по привитию правовой культуры, соблюдению правовых норм через создание совета единомышленников, комиссий по разрешению споров, выработку Кодексов чести, Деклараций, Конституций класса, т.д..; · организация и проведение в соответствии с программой педвсеобуча просвещения родителей класса через активные формы работы (клубные объединения, мастерские общения, студия для родителей, тренинговые, развивающие занятия, ролевые и деловые игры, занятия по коррекции детско-родительских отношений, и т. д.); · организация совместных мероприятий детей и родителей в классном коллективе; · выполнение мероприятий региональной программы «Семья» ; · пропаганда лучшего семейного опыта через выпуск молний, бюллетеней, оформление альбомов, газет, творческих выставок, т.д.; · выполнение мероприятий в рамках недели детства, недели правовых знаний; · диагностирование уровня правовых знаний; · посещение детей на дому, организация мини-педсоветов на дому; · наличие нормативно-правовых актов, законодательных документов (Закон «О правах ребенка», Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Декрет №18, Инструкция №30). Требования разработаны главным специалистом отдела образования Дятловского райисполкома Н.В.Вилисовой VI. Рекомендации 1. При организации деятельности по профилактике противоправного поведения учащихся строить работу по следующим направлениям: - диагностика уровня нравственно-правовой воспитанности учащихся, причин, способствующих образованию у них противоправного поведения; - нравственно-правовое воспитание учащихся. 2. Активизировать внедрение в практику работы классного руководителя продуктивные формы взаимодействия с родительской общественностью. 3. Изучить и внедрять в практику работы воспитательные методики, направленные на предупреждение противоправного поведения учащихся. 4. Соблюдать требования по организации работы с семьей, педагогическому просвещению родителей, защите прав и интересов несовершеннолетних, привитию им правовой культуры в свете Закона Республики Беларусь «О правах ребенка». Литература 1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. 2. Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 3. … Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической работы и деятельности совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (для общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования). 4. Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите. 5. Торхова А.В., Царик И.А., Чернявская А.С. Профилактика противоправного поведения школьников. Мн.: Национальный институт образования, 2009г., 120с. и др. 6. КатовичН.К., Елисеева Т.П. Диагностика воспитания в школе. Мн.:НИО, 2008г. Районный учебно-методический кабинет отдела образования Дятловского райисполкома. Каско Н.А., Баклага Е.Н., методисты отдела образования, 21981 Октябрь, 2010 |