Реферат: Методические рекомендации Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса дополнительного образования детей 2011год
Название: Методические рекомендации Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса дополнительного образования детей 2011год Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Комитет по образованию города Карабаша Методические рекомендации Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса дополнительного образования детей 2011год ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16 Минобразование России направляет Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методическою совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003, для использования в практической работе. Заместигель Министра Е. Е. Чепурных Утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Содержание образовательных программ должно соответствовать: · достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; · определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); · направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, — современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся). Содержание образовательных программ должно быть направлено · на создание условий для развития личности ребенка; · развитие мотивации личности к познанию и творчеству; · обеспечение эмоционального благополучия ребенка; · приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; · профилактику асоциального поведения; · создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; · интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; · укрепление психического и физического здоровья; · взаимодействие педагога дополнительного образования с Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей. Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. Титульный лист включает: · наименование образовательного учреждения; · где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; · название дополнительной образовательной программы; · возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; · срок реализации дополнительной образовательной программы; · Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; · название города, населенного пункта; · год разработки дополнительной образовательной программы. 2. Пояснительная записка раскрывает: · направленность дополнительной образовательной программы; · новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; · цели и задачи дополнительной образовательной программы; · отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от yжe существующих; · возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; · сроки реализации дополнительной образовательной про · формы и режим занятий; · ожидаемые результаты и способы их проверки; · формы подведения итогов реализации дополнительной 3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает: · перечень разделов, тем; · количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через описание тем (теория и практика). 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); · приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактического материала, технического оснащения занятий; — форм подведения итогов по каждой теме или разделу. Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса дополнительного образования детей Образовательные программы детского коллектива: содержание, типичные ошибки Данные рекомендации адресованы, в первую очередь, педагогам, которые впервые приступают к написанию образовательной программы, педагогам, занимающимся корректировкой существующих программ. Педагог составляет единую программу по данному предмету независимо от нагрузки, количества групп и временных границ обучения. При составлении программы необходимо: четко обозначить цель и основные задачи, которые решаются в ходе реализации программы; предвидеть результат и условия работы по данному плану; учитывать, что коррективы, вносимые в программу, с учетом интересов, подготовки и творческих возможностей учащихся; предусмотреть дифференцированный подход к реализации программы для детей с разными творческими возможностями. Возможная структура образовательной программы - Пояснительная записка Цели Задачи. -Условия реализации образовательной программы. - Описание форм и методов проведения занятий. -Учебно-тематический план. - Содержание программы. -Критерии и формы оценки качества знаний. -Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы. - Список литературы. - Приложения. Рассмотрим каждый пункт структуры образовательной программы подробно. Пояснительная записка Пояснительная записка включает в себя: краткую характеристика предмета, его значимость; актуальность и новизну образовательной программы. При написании образовательной программы нужно четко понимать, что такое ЦЕЛЬ. “Цель” - это к чему стремятся, чего хотят достигнуть С.И.Ожегов. Словарь русского языка Цели могут быть направлены на: развитие ребенка в целом; на развитие определенных способностей ребенка Приведем несколько примеров: 1.Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения. 2.Формирование личности с широким эстетическим кругозором, воспитание общей культуры, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения. 3.Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами вокального искусства. 4..Возродить интерес к хоровой культуре у детей и подростков. 5. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии. “Задача” - это то, что требует выполнения, разрешения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка) Задачи могут быть : - образовательные (что узнает воспитанник, освоив программу); - развивающие, связанные с развитием творчества ребенка (чему научится ребенок); - воспитательные Например: Образовательные задачи. 1. Способствовать овладению воспитанниками русской народной певческой манерой исполнения. 2. Обучать навыкам танцевального мастерства. 3. Формировать музыкально-ритмичные навыки. 4. Обучать правильному дыханию. 5. Сформировать начальные навыки актерского мастерства. 6. Сформировать систему знаний, умений, навыков по основам хореографии. 1. Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных 2. Развитие артистических способностей. 3. Развитие координации, гибкости, пластики, общей физической выносливости. 4. Развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии через этюды, шарады, упражнения. Воспитательные задачи. Желательно при написании образовательной программы особое внимание уделить воспитательным задачам В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года четко прописано, что “модернизация школы предполагает ориентацию образования не только на освоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Воспитание , как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной, составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития”. И далее указывается, что в решении задач воспитания “важно взаимодействие школы с УДОД, которые остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, молодежи” Приведем примеры формулировок некоторых воспитательных задач: 1. Формировать гражданскую позицию, патриотизм. 2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности. 3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.). 4. Воспитывать и развивать художественный вкус и уважение к литературе и чтению. 5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела. При формулировании целей и задач необходимо выдержать текст в едином стиле. Условия реализации образовательной программы . В этом разделе желательно поместить следующую информацию: - для кого предназначена программа; - какому возрасту адресована программа; - временные границы, на сколько лет рассчитана программа; - условия приема детей, система набора; - режим работы по каждому году обучения (сколько раз в неделю и сколько часов). Описание форм и методов проведения занятий Формы и методы проведения занятия зависят от профиля детского объединения. Из разнообразия методов обучения мы предлагаем рассмотреть наиболее часто используемые. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия. 1. Словесные методы обучения: устное изложение, беседа, анализ текста, структуры музыкального произведения и др. 2. Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов, иллюстраций, показ, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу и др. 3. Практические методы обучения: тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей. 1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию 2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. 3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске. , 4 . Исследовательские методы обучения Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы. Перечислим возможные формы организации деятельности учащихся на занятии: групповая; индивидуальная; индивидуально-групповая; ансамблевая, общеоркестровая; по звеньям и др Разнообразен спектр форм проведения занятий. Предлагаемый перечень может быть полезен при написании этого раздела программы. Формы проведения занятий: занятие-игра, сказка, репетиция, экскурсия, конкурс, викторина, турнир, творческая встреча, сбор, поход, концерт, праздник, фестиваль, семинар, консультация, профильный лагерь и др.
Учебно-тематический план Оформляется на каждый год обучения, представляет собой таблицу:
Учебно-тематический план должен отражать особенности каждого года обучения, каждой конкретной группы. В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах: “Всего”, “Теоретических занятий”, “Практических занятий”. Итоговое количество часов в год зависит от количества часов занятий в неделю. Существует традиционный расчет часов:
Иной расчет часов в учебно-тематическом планировании необходимо обосновать. Содержание программы В этом разделе указывается: название темы (названия тем должны обязательно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно-тематического плана) телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики), указываются теоретические и практические занятия. При этом в теории указываются основные теоретические понятия (без комментария), а в практике - практическая деятельность учащихся. (При планировании экскурсии желательно указывать название места проведения экскурсии) Ожидаемые (прогнозируемые) результаты Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов должны достичь воспитанники в процессе овладения данной программой на разных этапах. Поэтому в образовательной программе желательно: прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно отдельно выделить прогнозируемые результаты воспигания и развития ребенка; указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащихся содержанием программы. Критерии и формы оценки качества знаний Аналогично формам и методам проведения занятий, критерии и формы оценки качества знаний зависят от профиля детского объединения. Методика проверки результативности прописывается по каждому году обучения. Желательно указать регулярность ее проведения. Перечислим некоторые формы оценки качества знаний: тестирование,. предварительное прослушивание, академический концерт, контрольное занятие, олимпиада, викторина, отчетная выставка, учебные концерты, отчетные концерты (концерты для родителей, гастрольные), зачет, экзамен (как правило, в музыкальных коллективах) и др. Материальное обеспечение программы. В этом разделе перечисляется необходимое оборудование, например: зеркала, приборы, музыкальные инструменты, декорации, костюмы, станки, микрофоны, другие технические средства обучения (ТСО), и т.д.; описание помещения для занятий. Методическое обеспечение программы. В разделе “Методическое обеспечение” указываются наглядные пособия, таблицы, справочники, ноты, фонотека, иллюстративные материалы и другие методические материалы, необходимые для проведения занятий. Кадровое обеспечение программы. Кадровое обеспечение программы необходимо прописывать в том случае, если для работы детского объединения нужно несколько специалистов. Например: концертмейстер, аранжировщик, художник и т.д. Литература. В этот раздел программы включаются: список литературы, использованной при составлении данной программы (рекомендованный педагогам); список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы. Эти списки составляются по следующей форме: Фамилия, инициалы автора; название; место издания, издательство; год издания Приложения к программе: словарь специальных терминов с пояснениями; контрольные вопросы; готовые изделия, образцы; условия прослушивания; описание занятий; технологические карты; материалы тестирования; условия набора в коллектив; памятки для родителей и др. Автор образовательной программы может изменить порядок следования разделов структуры, начиная с условий реализации программы. Оформление программы начинается с титульного листа Типичные ошибки В этом разделе перечислены наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые педагогами при написании образовательных программ. Мы надеемся, что, ознакомившись с материалом этого раздела, любой педагог сможет критически посмотреть на свою программу, самостоятельно выявить собственные ошибки и устранить их. Прежде всего, отмечается слабое представление педагогов о структуре, стиле написания программы. Иногда образовательная программа представляет собой отчет, часто в качестве программы предлагаются поурочные разработки.
Сводный классификатор программ:
Типовая (примерная) программа – утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности. Модифицированная (или адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание – это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью. Общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные прежде всего на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение его знаний о мире и о себе, социального опыта. Здесь предлагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Программы этого вида нацелены на создание базовых стандартов образованности. Специализированные программы , направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы направлены на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения. Профессионально-ориентированные программы , позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения. Программы дополнительного образования детей различаются по целям обучения. Познавательные . Дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор. Подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые. Программы научно-исследовательской ориентации . Целью данных программ является раскрытие и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую идею. Программы социальной адаптации. Их цель – освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций. Профессионально-прикладные программы дают определенные навыки и умения в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности, формируют специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками. Спортивно-оздоровительные программы пропагандируют и помогают осуществлять здоровый образ жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья. Программы, развивающие художественную одаренность , направлены на выявление, сохранение и развитие одаренности. Досуговые программы наполняют активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различаются. Комплексные – программы, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности, процессов в единое целое. Интегрированные - объединяющие, восстанавливающие целостность на основе того или иного единства. Модульные – это программы, по способу организации своего содержания составленные из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков. Сквозные программы базируются и соизмеряют материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния и т.п. Экспертиза программы дополнительного образования
К любой программе, предлагаемой к реализации, за исключением примерной (типовой), прилагается рецензия. Должно быть две рецензии: · внутренняя - её, как правило, пишет методист учреждения, в котором разрабатывается программа; · внешняя – её даёт независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе. Кроме рецензии, могут быть приложены рекомендации по экспертизе дополнительных образовательных программ. Целью и содержанием экспертизы образовательных программ является установление их соответствия содержанию дополнительного образования детей, специфике профиля, а также заявленному виду методической продукции. Основными принципами экспертизы программ являются: · открытость; · гласность; · единство требований; · соблюдение педагогической этики; · направленность на развитие учреждения. При оценке программы учитываются: · соответствие программы нормам и требованиям дополнительного образования детей (его функциям и предназначению); · политика образовательного учреждения (программа должна являться составной частью общей системы привлечения воспитанников к творческой деятельности); · технологичность (возможности реализации программы должны соответствовать специфике учреждения, его материально-техническому обеспечению); · профессиональная подготовка руководителя программы; · адресность (учёт особенностей обучающихся); · практическая значимость содержания программы для ребёнка; · соответствие документа заявленному виду продукции. Примерный план рецензии 1. Заголовок рецензии: Рецензия на программу (название), Ф.И.О. и должность автора программы, название образовательного учреждения, реализующего программу. 2. Общая характеристика программы: · образовательная область; · вид детского объединения (студия, ансамбль и др.), в рамках которого реализуется рецензируемая программа; · адресат (категория детей, возраст, социальный состав и др.); · срок реализации, на который рассчитана программа; · есть ли подобная программа в общеобразовательном учреждении (сравнить по содержательным линиям); в чём «дополнительность» рецензируемой программы; · стиль и качество подачи материала (профессионально, системно, грамотно и т.д.). 3. Актуальность программы и её новизна в системе дополнительного образования. 4. Характеристика структуры программы (краткое описание частей и их анализ): · анализ пояснительной записки; · анализ содержательной части программы: насколько полно раскрываются основные темы занятий; · анализ методического обеспечения программы: в какой мере автором характеризуются педагогические, психологические, организационные условия, необходимые для получения образовательного результата; насколько глубоко раскрывается методика работы над содержанием учебного материала, система отслеживания и фиксации результатов, методика оценки знаний и умений учащихся; · оценка списка литературы. 5. Полнота программы (выделены ли в ней структурные части, все ли компоненты представлены внутри частей). 6. Целостность программы (согласованы ли цели, задачи и способы их достижения). 7. Ведущая идея программы и пути её реализации , новизна подхода к отбору содержания, оригинальность предлагаемой методики, пригодность программы для данного учреждения. 8. Качество подачи материала , язык и стиль изложения (чёткость, ясность, доказательность, логичность и др.). 9. В какой степени материалы программы соответствуют специфике дополнительного образования : · стимулируют познавательную деятельность ребёнка; · развивают коммуникативные навыки; · создают социокультурную среду общения; · способствуют развитию творческих способностей личности; · стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию; · помогают творчески использовать жизненный опыт ребёнка; · способствуют профессиональному самоопределению. 10. Характеристика приложений к программе , их содержательность (методические разработки, дидактический материал, схемы проведения занятий, формы договоров и др.). 11. Характеристика профессиональных умений и знаний педагога как автора программы. 12. Аргументированная общая оценка программы : достоинства и недостатки, ошибки и замечания. 13. Рекомендации по преодолению недостатков программы и заключительный вывод о возможности (невозможности) её использования в системе дополнительного образования детей. Процесс экспертизы авторской программы завершается оформлением заключения, в котором рекомендуется: · утвердить или не утвердить программу; · закрепить за ней определённый статус (авторская, модифицированная, экспериментальная, типовая); · усовершенствовать программный документ; · распространить опыт педагога. Рецензент заверяет содержание рецензии личной подписью, указывает полностью свои фамилию, имя, отчество, должность и место работы. Документ скрепляется печатью организации, удостоверяющей подпись рецензента, и предоставляется в двух экземплярах. Предложенными рекомендациями не исчерпываются алгоритмы проектирования и оценки образовательных программ в системе дополнительного образования, Их нельзя признать единственными и окончательными, Это лишь образцы, ориентирующие действия разработчика таких документов. Возможно, в среде специалистов дополнительного образования имеются иные. Более совершенные и содержательные варианты процедуры этой работы. Здесь нет предела творчеству. Не исключены другие подходы и аргументы, но они пока ещё не подкреплены детально разработанным фондом документов. Поэтому педагоги-практики могут следовать предложенным путём и рассматривать эти рекомендации как методическую помощь в своей профессиональной деятельности. ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о программах дополнительного образования детей (дополнительных образовательных программах), порядке их рассмотрения и утверждения в муниципальных образовательных учреждениях 1. Общие положения Согласно Закону РФ «Об образовании» (п.5 ст. 14) содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно. Программа дополнительного образования детей – это нормативный документ, в котором фиксируются и аргументированно, в логической последовательности, определяются цели, ценности образования, учебно-тематический план, формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, а также критерии оценки его результатов в конкретных условиях развития того или иного направления и уровня совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программы дополнительного образования детей разрабатываются и принимаются к реализации образовательными учреждениями с учетом следующих характерологических свойств дополнительного образования детей: 1) предоставление ребенку преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет свободы выбора образовательной области, образовательной программы, объема учебного материала и темпа его освоения; 2) отсутствие образовательных стандартов (содержание дополнительного образования определяется в не ограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека); 3) соответствие выявляемым на системной основе образовательным интересам и запросам детей; 4) направленность содержания на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого потенциала личности, ее образовательной активности; 5) деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта ребенка, формирование социальной мобильности, адаптивности, ответственности; 6) отсутствие сравнения достижений одного ребенка с достижениями другого; 7) оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей; 8) сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися. Программы дополнительного образования детей реализуются: 1) в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; 2) в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными, и в иных учреждениях и организациях, имеющих соответствующие лицензии. Программы дополнительного образования детей должны соответствовать закону РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г.№3266-1 (в последующих редакциях), Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №233 (с замечаниями и дополнениями), Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям) СанПиН 2.4.4. 1251-03», введенным 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 года №27, Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844. В образовательных учреждениях могут реализовываться следующие типы программ дополнительного образования детей: 1) примерная (типовая) программа – утвержденная Министерством образования РФ и рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности; 2) модифицированная (адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания; 3) экспериментальная программа – ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий; в случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской; 4) авторская программа – обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной; программа преподавания нового учебного курса (предмета) или новая образовательная концепция изучаемых ранее предметов. 2. Функции программ дополнительного образования детей Образовательная программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и направленности она относится, выполняет следующие функции: 1) нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; 2) целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана; 3) определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности; 4) процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; 5) оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного развития обучающихся. 3. Цели и задачи программ дополнительного образования детей Целями и задачами программ дополнительного образования детей является обеспечение обучения, воспитания, развития. 1) Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п. 2) Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п. 3) Развивающие задачи: развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. 4. Содержание программ дополнительного образования детей Содержание программ дополнительного образования детей должно соответствовать: · достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; · определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; · направленностям программ дополнительного образования детей (научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественно-научной и др.); · современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся). Содержание программ дополнительного образования детей должно быть направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. 5. Структура программ дополнительного образования детей: Программа дополнительного образования детей включает следующие структурные элементы: 1) Титульный лист включает наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации дополнительной образовательной программы; Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; название города, населенного пункта; год разработки дополнительной образовательной программы. 2) Пояснительная записка раскрывает направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность, цель и задачи дополнительной образовательной программы; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесс, этапы); формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 3) Учебно-тематический план программы дополнительного образования детей включает перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 4) Содержание программы дополнительного образования детей раскрывается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). 5) Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей включает в себя обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материал, методики по исследовательской работе, тематику опытнической или исследовательской работы и т.д. 6) Список использованной литературы. 6. Права разработчика программы дополнительного образования детей Разработчик программы дополнительного образования детей самостоятельно определяет: 1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной образовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ ДОД; 2) образовательную область и содержание дополнительной образовательной программы, наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю; 3) состав обучающихся по программе (по возрасту, по уровню развития и др.); 4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно-коммуникационных технологий; 5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления. Программа дополнительного образования детей должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Порядок и регламент корректировки программы разработчик фиксирует в пояснительной записке или механизме ее реализации. 7. Ответственность В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (раздел 1, п.8) учреждение несет ответственность «за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами и качество реализуемых образовательных программ». 1) Педагог – разработчик программы несет ответственность за качество и полноту реализации образовательной программы дополнительного образования детей; объективность контроля учебных достижений обучающихся. 2) Руководитель методического объединения несет ответственность за качество проведения экспертизы образовательной программы дополнительного образования детей. 3) Председатель научно-методического совета несет ответственность за качество проверки проведения экспертизы и прохождение согласования образовательной программы дополнительного образования детей. 8. Порядок рассмотрения и утверждения программы дополнительного образования детей 1) Руководитель методического объединения (методист) пишет экспертное заключение (рецензию) на программу дополнительного образования детей. 2) Экспертиза осуществляется в соответствии со структурой программы и Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844. 3) По итогам экспертизы методического объединения программа дополнительного образования детей проходит согласование на научно-методическом совете образовательного учреждения. 4) Утверждение программы дополнительного образования детей осуществляет директор образовательного учреждения с изданием соответствующего приказа. 5) Экспериментальная программа дополнительного образования детей, прошедшая внутреннюю экспертизу, утверждается директором учреждения и передается в городской Экспертный совет, который рассматривает возможность утверждения ее в статусе авторской. |