Реферат: Методические рекомендации по психологическому консультированию И. В. Серафимович, к пс н
Название: Методические рекомендации по психологическому консультированию И. В. Серафимович, к пс н Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На правах рукописиМетодические рекомендации по психологическому консультированию И.В.Серафимович, к.пс.н.
Оглавление
Коррекция лени у подростков...................................................................................................................................................................... 2 Коррекция лживости в разном возрасте: дошкольники, младшие школьники, подростки........................................................ 4 Коррекция воровства в разном возрасте: дошкольники, младшие школьники, старшеклассники......................................... 9 Итоговые рекомендации по психологической работе с ленью, ложью, воровством.......................................................... 15 Приёмы установления дисциплины.............................................................................................................................................................. Синдром школьной неуспешности: способы преодоления и предупреждения............................................................................... Некоторые практические приёмы переживания горя : надситуативный взгляд на жизнь как один из конструктивных направлений переживания горя.....................................................................................................................................................................
В современных социально-экономических условиях, при присутствии достаточно большого количества рекламы, посвящённой праздной жизни, отдыху проблема лени, становится особенно актуальной. В добавлении к этому, и в массовом сознании родителей лень, подчас воспринимается как нормальное явление, если оно в пределах «допусков». Многие из родителей, посещающих консультации психолога, с недоумением рассматривают задание обеспечить своего ребёнка спектром посильных домашних обязанностей. В этом случае, наиболее частыми являются, как правило, два варианта ответа: «Да Вы что, у моего ребёнка и кружки и секции, да ещё учеба, ему некогда будет. Ему основными-то делами лень заниматься в полную силу» или такой вариант: «Он и так ничего не делает, уж пусть хотя бы учится …». Почему же не так одолевала лень подростков 50-80-х годов? У них не было столько свободного времени, предоставленного школой, родителями и т.д. Постоянная занятость во внешкольных мероприятиях не давала возможности праздно существовать. Конечно, это совсем не говорит о том, что в те годы не было ленивых, но леность проявляющаяся, в том числе, в отсутствии желания трудиться и учиться считалась отрицательным качеством личности. Конечно найдутся аргументы в пользу того, что современный школьник «перегружен», вопрос остается только в том, чем он именно перегружен и нужна ли ему «разрешённая со стороны родителей» перегрузка информацией СМИ, бездельем и ничегонеделанием? Для того, чтобы конструктивно разобраться со всеми вышеуказанными проблемами стоит разобраться с двумя основными моментами: во-первых, что понимается под ленью? и во-вторых, как можно классифицировать виды лени и что с ними делать взрослому (педагогу, родителю)? Что же понимается под ленью? Лень [С.115, 2] – это отказ от выполнения заданий, требующих собранности, настойчивости, дисциплины (ленится убирать вещи, игрушки, прибирать постель, мыть посуду, делать уроки). Каковы же многочисленные причины появления лени подростков и что может выступать в качестве средств воздействия? Для удобства анализа материала мною была предложена следующая резюмирующая таблица №1. Конечно же, она не претендует на всю полноту анализа, но, тем не менее, составляет хороший инструментарий для работы практического психолога. Таблица 1 Коррекция различных видов лени
Типичные ошибкиВ целом умение преодолевать лень – это развитие волевых качеств. При воздействии на волевую сферу рёбёнка родители иногда делают некоторые ошибки, о которых бы хотелось упомянуть. 1. «Заботливая» гиперопека. Чрезмерная забота о ребёнке. Лень по проявлениям сходна с усталостью, желанием спать, голодом, наступлением заболевания. При постоянном попустительстве родителей (заботе как бы ребёнок не переусердствовал) у последнего возникает привычка не подчинять свои желания сознательным целям. 2. Завышенные требования – вызывают протест, безнадёжность. – (ψ: Давать ясные и осмысленные задания с посильным результатом: «Поел – вымой тарелку и ложку». Если человек видит чётко обозначенный конец, то с большей вероятностью он согласится на дело. 3. Неосознанное манипулирование – «Вымоешь пол – пойдёшь гулять»; «Сделаешь домашнее задание – получишь на мороженое»). Ребёнку внушается отношение к труду как к скучному заданию, за которое дают вознаграждение (ψ: Залог успеха в преодолении лени – выработка у ребёнка привычки выполнять определённые обязанности без напоминаний со стороны взрослого). 4. Логическое принуждение: ребёнка стыдят, упрекают, ставят кого-то в пример. – (ψ: Лучше дать ребёнку убедится в последствиях на собственном опыте: «Вчера не собрал портфель –сегодня опоздал, получил замечание…»; «Оставил игрушки на полу – сам наступил и сломал»). *Примечание: символ ψ: означает конкретные советы психолога Литература: 1. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ./ общ. ред. А.С. Спиваковский; Предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга – М.: Прогресс, 1987. – 424 с. 3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 320 с. Коррекция лживости в разном возрасте: дошкольники, младшие школьники, подростки Коррекция лживости у дошкольников Введение. Детскую фантазию и детскую ложь трудно отличить друг от друга. Ведь ложь, как и понятие о правде относятся к взрослым и трудным категориям. Взрослые люди далеко не всегда говорят правду и отнюдь не всегда стремятся к разоблачению лжи. Но при этом эти же взрослые требуют от своих детей «говорить правду и ничего кроме правды». Ложь, которую изрекает ребенок, становится самым опасным из всех смертных грехов, с которым начинают бороться всем семейством или по одиночке. Лгут дети по разным причинам, которые не всегда видны и понятны родителям и другим взрослым. Каковы же могут быть причины лжи и какими способами можно им противостоять? Опыт практической деятельности показывает, что поскольку причин лжи может быть несколько, то приёмов противодействия должно быть достаточно большое количество, причём эти приёмы могут носить как краткосрочный и быстродейственный характер, так и долгосрочный, более трудоёмкий вид. Для удобства анализа материала мною была предложена следующая резюмирующая таблица№2. Таблица 2 Коррекция различных видов лжи у дошкольников
Коррекция лживости у младших школьников Проанализировав литературу по данной проблеме с учётом возраста, можно выделить следующие причины лжи, которые отчасти имеют сходство с причинами лжи в дошкольном возрасте: 1. Частое избегание неблагоприятных для себя последствий. 2. «Альтруистическое» стремление защитить что-то или кого-то значимого для себя. 3. Недостаточная любовь со стороны родителей. Здесь, чтобы изменить поведение ребёнка достаточно изменить ситуацию, в которой он находится. Такой врунишка, как правило, имеет низкую самооценку, трудности в учёбе, сложности в общении со сверстниками, не оправдывающий ожиданий родителей, которые ему об этом постоянно сообщают, Такие дети часто озлоблены, и лгут, чтобы дать выход своей агрессии, а не из страха наказания. Прекрасно зная, что ложь раздражает взрослых, такие дети стремятся именно рассердить родителей или педагогов, даже если за это надо понести наказание. 4. Колеблющаяся самооценка (желание получит власть над окружающими, отомстить). Ложь – как способ доказать свою независимость. В первую очередь они пытаются эмансипировать родителей, это, по их мнению, может повысить статус среди сверстников. Иногда дети даже могут соревноваться друг с другом, кто больше сумеет наврать родителям. Ребёнок может испытывать восторг от удачного обмана, даже стремится «поделится» своими достижениями с обманутым, тут же может ему признаться во лжи. Тем не менее, успешность лжи закрепляет в ребёнке уверенность, что это лучшая из возможностей восторжествовать над обидчиками. 5. Высокий уровень развития воображения (хвастуны и фантазёры). Умение подать информацию выгодном для себя свете, в общем-то, полезно, но постоянное приписывание себе чужих заслуг и несуществующих достижений не способствует развитию личности и может привести к серьезным нарушениям психики. Так называемый уход ребенка в мир фантазий свидетельствует о его серьёзной неудовлетворенности жизнью. Непопулярные и малоуспешные дети учатся скрывать свои неудачи или подавать о себе информацию в выгодном свете, надеясь если не улучшить, то хотя бы не испортить окончательное впечатление о себе. Например, ребенок теряет дневник с плохими оценками или рассказывает родителям, как хорошо он сделал доклад, как его хвалили. На самом деле все было именно так, но только с кем-то из его одноклассников. Не находя в реальном мире того, что может повысить его значимость в глазах окружающих, ребёнок придумывает нечто, способное произвести выгодное впечатление. 6. Выраженная отверженность со стороны сверстников. Отверженный сверстниками peбёнок способен придумать что угодно, лишь бы привлечь к себе их внимание. Ведь в большинстве случаев окружающие требуют доказательств, и ребенок начинает «выкручиваться», ему приходиться врать все больше, и, в конце концов, он запутывается окончательно. А когда все раскрывается, он делается ещё менее привлекательным для окружающих. Если: же фантазеру удается избежать разоблачения, то постепенно он сам начинает верить в свои выдумки и «переселяется» в придуманный мир, где он удачлив и всеми любим. И ребенок окончательно замыкается в себе. 7. Игровая потребность. Бескорыстные цели –повеселить окружающих, в этом случае все понимают вымысел и подыгрывают друг другу. 8. Сознательная ложь. Последствия родительского равнодушия могут быть серьёзными вплоть до асоциальных черт характера. До трёх лет нет различий между детьми, которые впоследствии будут лжецами и правдолюбцами. Сознательная ложь появляется в 3-4 года, когда ребёнок боится наказания за поступки или испытываемый чувства. 9. Страх. Он видит, что откровенность и честность не всегда являются тем желаемым поведением, которое проповедуется взрослыми». Вначале утаивание вызывается наприязнью наказания, затем вырабатываются особые механизмы управления высказываниями – умение не проговориться, способность перехитрить. Стадии лжи: · Появившаяся порочная черта не проявляется сначала без особой необходимости. · Постепенно ребёнок привыкает использовать её в экстренных случаях. · Не дожидаясь тех или иных обстоятельств человек использует ложь. Постоянное неодобрение со стороны окружающих может побудить обратится к себе подобным детям, где врунишка будет чувствовать себя среди своих. Способы профилактики лжи могут заимствоваться как из способов для дошкольного возраста , так и из способов коррекции для подростков. Коррекция лживости у подростков
Для удобства анализа лживости в подростковом возрасте мною также была предложена следующая резюмирующая таблица№3. Таблица 3 Коррекция лживости у подростков и юношей.
Причины ситуативной лжи, обусловленные поведением родителей и приёмы противодействия лживости детей [6, c.116-121] Беспокоит не сама ложь, а то, о чём говорят неправду. Таблица 4 Причины и способы противодействия лжи
Литература: 1. Корнеева Е.Н.Почему они такие разные? 2002г. 2. Корнеева Е.Н.Эти загадочные малыши, 1999г. 3. Кравцова М. Почему дети лгут? // Школьный психолог, 2003. - №33 – С.6-8 4. Нужна ли хорошая память, чтобы складно врать? // Семья и школа, 1994. - №1 – С.12-14 5. Экман П. Почему дети лгут? – М: Просвещение, 1993. –140с.
Коррекция воровства в разном возрасте: Коррекция воровства у детей дошкольного возраста Особенности возраста: Дети в возрасте 4-6 лет иногда не могут устоять перед искушением иметь ту или иную приглянувшуюся им вещь или игрушку, пусть и нечестным путём. Но если полутора–двухгодовалые карапузы просто протягивают ручонку и хватают то, что им понравилось, то дети постарше уже хорошо понимают значения слов «своё» и «чужое». Они знают, что брать чужое – нехорошо, поэтому и не действуют столь прямолинейно. Открытое присвоение, связанное со скандалом и общим рёвом из-за раздела понравившейся игрушки, уступает место «тихушничеству». Нет, это ещё не тайное присвоение чужого имущества, в просторечии именуемое кражей или воровством. Это просто стремление взять то, что хочется, по-тихому, без скандала, которое побуждается почти безгрешной тягой и невозможностью противостоять искушению. Именно знание негативных последствий и желание избежать их толкают ребёнка на этот путь. Виды воровства: - Открытое присвоение. - Тайное присвоение. Брать вещи без спроса – одна из излюбленных проделок дошкольников. Изредка это происходит по ошибке, из уверенности, что в этом нет ничего плохого, чаще из озорства или из вредности, желания досадить, подразнить кого-то. Но бывает, что причиной становится и исключительно сильное желание завладеть этой вещью или предметом. Причины воровства: Внутренние 1. Незнание (непонимание) социальных норм ( Из уверенности, что в этом нет ничего плохого, как бы по ошибке). 2. Желание досадить, подразнить кого-то. 3. Неумение контролировать собственные импульсы (сильное желание завладеть вещью или предметом). Внешние 1. Негативное влияние СМИ (средств массовой коммуникации), способствующие вживанию детей в тот или иной образ. 2. Недостаточный контроль морально-нравственной стороны в воспитании со стороны родителей. Тиражирование и фактическая пропаганда средствами массовой коммуникации самых разнообразных способов присвоения чужой собственности способствуют воспроизведению их в играх дошкольников. Иногда дети настолько вживаются в тот или иной образ, что переносят игровые действия на повседневную жизнь. Преодолеть это явление взрослым поможет всё та же игра. Родители и воспитатели вряд ли в силах переиграть ребёнка, но переориентировать малыша они способны. Действия грабителей Гавс и благородного Робин Гуда, гангстеров и человека-молнии не очень сильно отличаются по содержанию, но в корне противоположны по психологической направленности. Поэтому задача взрослых – изменить смысл детских игр, направить, пусть и воображаемые действия ребёнка в русло защиты угнетённых, помощи слабым и обездоленным. Практические советы: Если ребёнок принес в дом чужую игрушку, и вы уверены, что это не подарок и не результат взаимоприемлемого обмена, то - убедите его вернуть игрушку; - принесите пострадавшему извинения; - исключите, по возможности, моральных истязаний и физических наказаний; - продемонстрируйте детям свою заинтересованность в том, чтобы они росли честными и хорошими ребятами и со временем стали порядочными людьми; - избегайте в их присутствии бурных сцен, сопровождаемых взаимными оскорблениями и упрёками в совершении педагогических промахов и ошибок в деле воспитания подрастающего поколения; - перепроверяйте: время от времени контролируйте содержание игр своих детей. Однако не стоит изводить их подозрениями в совершении неблаговидных поступков. Не забывайте, что они во многом лишь копируют поведение взрослых, в том числе и ваше. Способы коррекции воровства в дошкольном возрасте: - Разъяснение на основе сказок, мультфильмов. - Придумывание новых историй. - Изменение сюжета знакомых сказок. - Убеждение. Список литературы: 1. Корнеева Е.Н. «Эти загадочные малыши» Ярославль. 2001г.С. 224. 2. Экман П. « Почему дети лгут ? ». Москва 1993г. С. 348. 3. Бениаминова М. В. « Воспитание детей » Москва 1986 г. С. 153. Коррекция воровства у детей младшего школьного возраста
Определение. Воровством называют любые действия направленные на присвоение чужих вещей. Детское воровство является одной из наиболее частых причин обращения родителей. Оно может рассматриваться в трех аспектах: Социально-юридический аспект. Воровство это правонарушение. Но уголовная ответственность за него наступает с совершеннолетием. Существует два вида воровства: внутрисемейное и социальное (школа, кружки, секции). 1. Внутрисемейное. Если ребенок ворует у членов семьи, то родители всеми силами стараются избежать огласки. И это вполне оправданно. Что делать? Увеличение карманных расходов ребенка, оказание помощи ребенком родителям за небольшую оплату, проведение родителями разъяснительных бесед о предмете воровства. 2. Социальное Воровство может послужить причиной отчисления из специализированных классов или престижных государственных школ. Поэтому обязательным условием работы с данными клиентами является строжайшее соблюдение конфиденциальности. Что делать? Рассматривается ниже. Медико-биологический аспект. Существует термин клептомания . Этот диагноз имеется в DSM-4 и МКБ-10 (шифр F63.2). Диагностическими критериями по DSM-3-R являются:
По статистике встречается крайне редко. Выявляется менее чем у 5%, да и тогда трудно отграничить от симуляции.
Психологический аспект. Более подробно мы остановимся на психологическом аспекте. Рассмотрим некоторые причины воровства и их коррекцию (для удобства материалы представлены в таблице). Таблица 5 Коррекция воровства в младшем школьном возрасте
Литература: И.Г. Антипова “Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция” (Детский психолог 1995 № 9,10. Ростов-на-Дону) В.В. Зеньковский. “Психология детства”, - М:, 1996. www. Psicholgy. ru Коррекция воровства у старшеклассников
Почему воруют старшеклассники? Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуемы только за тяжелые преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым. Противоправное поведение школьников чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Присвоение детьми и подростками чужих вещей отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников и вызывается их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у подавляющего большинства правонарушителей-подростков не связано с направленностью на личное обогащение. Причины воровства. Обычно воровство бывает мелкое. Их часто совершают в драке, хулиганском нападении на другого человека. Отобранные в таких обстоятельствах деньги и вещи – это «трофеи победителя». Они могут раздариваться товарищам и знакомым, свидетельствуя о «подвигах» дарителя. Поэтому такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения. Для них вор – это «жадина», действующий исключительно ради корыстной выгоды. Последнее подростками обычно презирается. Присваивающие описанным выше способом чужие деньги и вещи подростки часто считают себя храбрецами, мятежными и романтическими «нарушителями спокойствия», но ни в коем случае не правонарушителями. С такими подростками нужно провести большую воспитательную работу, показав негуманность их действий по отношению к пострадавшему и сформировав правильное содержание понятия «честность» как важной личной и гражданственной черты. Следует предпринять все возможные меры по ликвидации педагогической запущенности такого школьника. Весьма распространенным явлением бывает присвоение чужого подростками в деятельности игрового типа или по мотиву шалости. С незапамятных времен известны многочисленные случаи нашествия подростков на соседские сады. Это связано с повышенной потребностью подростков, испытать и закалить себя в трудных и рискованных делах, почувствовать себя действенным членом компании сверстников и получить их одобрение. Необходима разъяснительная работа воспитателей по вскрытию противоправности таких действий. Необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности. 2. Психологические предпосылки подросткового возраста, способствующие неконструктивным формам поведения
Определённого и устойчивого представления о себе подростки не имеют, и это отражается на его поведении: - воображаемая аудитория (человек считает, что все окружающие оценивают его, его действия, как он сам оценивает их –«за мной все следят»). Все его действия исполнены смысла для окружающих, неестественное поведение, «маска», наигрывание – характерная особенность; - легенда (сказка) о себе, которая формирующееся на основе ситуативной оценки (не умеет прыгать через козла, похвалили за сочинение и т.д.), повышается стремление во всём себя попробовать. В связи с этим появляется такая черта характера как критичность по отношению к взрослым: «Что толку от учителей и родителей, если они говорят одно, а делают другое?» Что вынуждает ребят брать деньги у родителей. Ребята берут деньги у родителей, если: 1. Им не дают карманных денег; 2. Им очень хочется сладкого, игрушек, модных вещей; 3. Им плохо дома; 4. Им нужно угостить одноклассников или товарищей по двору; 5. Кто-то заставляет их это делать. Таблица 6 Коррекция воровства в подростковом возрасте
3. Причины воровства и приёмы противодействия воровству [1, c.126] Классификация видов воровства: - прямой смысл и переносный (ничего не делает, не помогает) - социальная сфера (школа, магазин) и домашняя сфера (у братьев, сестёр). Смысл воровства для подростков: способ освоения действительности, который прошибает. Всё, что крадёт подросток, он может получить и иным способом. Причины: 1) подкрепление (заострение внимания на негативных поступках ребёнка); 2) провоцирование (небрежное хранение вещей). Приёмы противодействия воровству: 1) не оставлять без присмотра и говорить об этом: «Я заметила, что пропала часть вещей, и поэтому я собираюсь убрать их); 2) наказывать всех членов семьи (класса) за кражу («Теперь, в течение этого месяца, будем есть пустую картошку») и обязательно выполнить его; 3) хвалить, если вернёт украденное (не использовать сарказм); 4) показать не оптимальность кражи как способа взаимодействия с миром: если украли у сестёр и братьев, то главное, не отыскать вещь, а поддержать, что можно обойтись и без неё: укравший поймёт, что кража не решает его проблем. Литература: 2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 320с. 3. Т.П. Гаврилова. Почему ребята берут деньги из дома. М.: Академический проект, 2001 г. – 64 с. – (ты не один). 4. Циркин С.Ю. (общая редакция) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста – СПб.: Издательство “Питер”, 2000. – 752 с.
Итоговые рекомендации по психологической работе с ленью, ложью, воровством Дать итоговые, общие рекомендации для психологической работы с такими совершенно разными отклонениями в поведении детей меня сподвигло то, что во-первых, как правило, именно в такой последовательности эти недуги овладевают ребёнком, во-вторых, есть сходные причины для появления таких проявления личности, в-третьих, работая с каждым их отклонений в поведении, редко оно присутствует изолированно от двух других.
Неадекватные элементы общения (взрослых) с детьми, которые стимулируют неадаптивные действия детей и конструктивные способы нейтрализации факторов, препятствующих конструктивному общению 1. «Пустые слова»: «Если не подойдёшь сейчас же ко мне – отправлю к директору. Не перестанешь прогуливать – выгоним из школы, закончишь со справкой». (ψ: Не обобщать, слова-императивы и работа с ними). Родитель-учитель произносит их, не имея намерения исполнить, и сам это понимает, и что важнее доносит до ребёнка. Поэтому, используя такой способ воздействия, Вы не сможете получить желаемого результата. 2. Преувеличение: «На уроки вообще больше не пущу. В колу без родителей не приходи вообще. Денег не получишь. Будешь сидеть после уроков и делать домашнее задание». (ψ: Не говорить вслух того, что нереально выполнить в 50% случаев). Родитель-учитель избирает такой способ наказания, который трудно выполним. Вывод для ребёнка: «НЕ слушай то, что тебе говорят, и не верь ни одному слову взрослых, потому что они говорят не то, что думают» 3. Отсутствие единой стратегии : «Нет, нет, да ладно…» (ψ: Придерживаться принятой стратегии до конца, даже если чувствуете, что надо поступить иначе – в следующий раз сделаете лучше. Если всё-таки меняете стратегию, то необходимо вслух логически её аргументировать: « Я изменил свою точку зрения, т.к…., но это в первый и последний раз, впредь я буду строже»). 4. Невыполнение собственных намерений : мы их обучаем тоже не выполнять. (ψ: Совет: себя тоже надо держать в ежовых рукавицах). 5. Отсутствие контроля. Пример. Взрослый: Прибери в комнате, иначе никуда не пойдёшь. Через некоторое время, когда Вы заняты, собирается идти гулять. Вы его спрашиваете, прибрал ли он, вам отвечают «да», а через некоторое время, проходя мимо, вы замечаете непорядок. Родитель-учитель не развивает ответственность. 6. Различные реакции на одни и те же действия: надерзил – делаем выговор, а в другой раз пропускаем мимо ушей. Чтобы избежать разброс в реакциях, нужно установить какое-то стандартное правило (надерзил – лишается право говорить по телефону определённое время). Давая правило, нужно сразу оговаривать его последствия, тем самым Вы делаете среду более прогнозируемой и спокойной для себя и ребёнка. 7. Предсказуемость среды: если вы выделяете ребёнку определённое время для общения по телефону, то не будет такого, что в один вечер он болтает целый час, а в другой у него нет и пяти минут.
Используемая литература: 1. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей. /Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 224с. 2. Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста. /Пер. с англ. – М.: РОСМЭН, 1998. – 188с. |