Учебное пособие: Методические указания к срс и срсп методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Название: Методические указания к срс и срсп методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Тема 1
: Развитие как психологическое понятие. Донаучный этап в психологии развития. Становление психологии развития как науки Задания, вопросы: 1. Донаучный этап в психологии развития. 2. Становление психологии развития как науки Методические рекомендации к выполнению: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. 2. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М., 2005. 3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1979. 4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. 5.Эльконин Д.Б. Основные этапы психологии развития. - М., 1978. Тема 2. Основные понятия психологии развития. Цель занятия: Усвоение основных понятий детского развития, изучение возможностей их применения в практике обучения и воспитания ребенка. Вопросы, задания к теме: Конспектирование терминов Понятие возраста в психологии развития (хронологический, биологический, социальный, психический, интеллектуальный Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. 2. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М., 2005. 3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1979. 4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. 5.Эльконин Д.Б. Основные этапы психологии развития. - М., 1978. Тема 3. Дошкольники «группы риска» Цель занятия : Знакомство с характеристиками основных трудностей развития ребенка. Основные вопросы, задания к теме: 1. Законспектировать примерные ориентиры нормального развития ребенка. Методические рекомендации: 1. Выписать из литературы определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития, знание которых полезно и необходимо тем, кто несет ответственность за воспитание ребенка. 2. При конспектировании по теме необходимо использовать несколько литературных источников. 3. Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4. Приветствуется творческий подход в освещении вопросов Литература 1.Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – М., 1983. 2.Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. 3.Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Руководство практического психолога. / Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1995. 4.Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага. 1978. Тема 4. Психологическая готовность к школьному обучению. Цель занятия: Знакомство с диагностическими методами готовности к школьному обучению Основные вопросы, задания к теме: Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей детей 6-7 летнего возраста, поступающих в школу и только начинающих обучаться в ней. Провести методики «Формирование понятий», «Умение считать в уме», «Кубик Рубика», «Матрицы Равена». Методические рекомендации:
Литература: 1. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. М., 1998 3.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагопрятных вариантов. – М., 1989. 4.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991. 5.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – М.. 1991.
Тема 5. Раннее детство. Цель занятия: Усвоение категориального аппарата и знаний об основных закономерностях развития ребенка в раннем возрасте. Вопросы, задания к теме: Подготовка реферативного содержания по теме «Специфика развития ребенка в раннем возрасте» Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1.Баштаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1997 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей. – М., 2003 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., Союз, 1997 4. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д.Марциновской – М., 2000 5. Развитие личности ребенка от трех до пяти / сост. В.Н.Ильина – Екатеринбург, У-Фактория, 2004 6. Эльконин Д.Б. Детская психология – М., 2006.
Тема 6. Дошкольный возраст. Цель занятия: Усвоение категориального аппарата и знаний об основных закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте. Вопросы, задания к теме: Составить план коррекционной работы для детей дошкольного возраста (отклонения в поведении). Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. М., 1998 3.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагопрятных вариантов. – М., 1989. 4. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1996. 5. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2006. 6. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992.
Тема 7. Дошкольный возраст. Цель занятия: Усвоение категориального аппарата и знаний об основных закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте. Вопросы, задания к теме: 1.Провести диагностику типа ведущей руки с 5-6 летним ребенком с помощью метода функциональных проб: тест переплетения пальцев, тест «апплодирование», тест перекреста рук на груди, поза «Наполеона» и т.д. 2. Провести игровые задания: рисование правой и левой рукой, открывание коробочки, вырезание ножницами по контуру рисунка, развязывание узелков и т.д. 3. Сделать заключение о доминирующей руке, дать рекомендации. Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 2.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагопрятных вариантов. – М., 1989. 3.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991. 4.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – М.. 1991. 5. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1996. 6. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2006. 7. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992. Тема 8. Младший школьный возраст. Цель занятия: Знакомство с особенностями психического развития детей младшего школьного возраста. Основные вопросы, задания к теме: 1.Подготовить реферат на тему «Индивидуальная работа с обучающимися по формированию учебной мотивации». Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы Литература: 1.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984. 2. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 3.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М, 1986. 4. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова – М., 1990. 5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на Дону, 2006.- 274с. Тема 9. Подростковый возраст. Цель занятия: Знакомство с характеристиками подростков, вызывающих проблемы, трудности, повышенное внимание педагогов. Основные вопросы, задания к теме: Написать реферат на тему «Трудности и отклонения в развитии в ранней юности». Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы Литература: 1. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М, 1986. 3. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова – М., 1990. 4. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987. 5. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1966. Тема 10. Подростковый психический возраст. Цель занятия: Знакомство с особенностями развития детей подросткового возраста. Вопросы, задания к теме: Подготовка реферативного содержания по теме Проблема «кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы Литература: 1. Кон. И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. 2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994 3. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1990. 4. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. –М., 1995 5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. 6. Аверин В.А. Психология детей и подростков. М., 1998
Тема 11. Юношеский психический возраст. Цель занятия: Знакомство с особенностями общения в юношеском возрасте Вопросы, задания к теме: Подготовка реферативного содержания по теме Любовь в юношеском возрасте как психологический феномен. Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы Литература: 1. Кон. И.С. Психология ранней юности. – М., 1989. 2. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994 3. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1990. 4. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. –М., 1995 5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
Тема 12. Зрелый психический возраст. Цель занятия: Знакомство с возможными вариациями взросления. Основные вопросы, задания к теме: Психология взрослости и проблема смысла жизни. Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы
Литература: 1.Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. Психологический журнал. 1996. № 6. 2. Асеев В.Г. Возрастная психология. Учебное пособие. Иркутск, 1989. 3. Теории личности в Западно-Европейской и Американской психологии под ред. Райгородского Д.Я. М., 1996. 4. Братусь Д.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М. 1977. 5. Бурминская Г.В., Обухова Л.Ф. Современная американская психология развития: учебное пособие. М. 1986. Тема 13. Период старения и старости. Цель занятия: Знакомство с особенностями периода старости Основные вопросы, задания к теме: Психологическая готовность к старости (Бромлей. Чеботарев). Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы Литература: 1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л. Ид-во Ленингр. Ун-та. 1974. 2. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. Психологический журнал. 1996. № 6. 3. Рязанцев С. Философия смерти. СПб, 1994 4. Теории личности в Западно-Европейской и Американской психологии под ред. Райгородского Д.Я. М., 1996.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Тема 1 : Детство как предмет психологического исследования. Цель занятия: Форма проведения: конспектирование по теме Основные вопросы к теме: Конспектирование статьи Л.С.Выготского «Проблема возраста» Методические рекомендации к выполнению: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2. Обязательно конспектирование по теме; 3. Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4. Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5. Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. 2. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М., 2005. 3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1979. 4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. 5.Эльконин Д.Б. Основные этапы психологии развития. - М., 1978. Тема 2 : Подготовка реферативного содержания по теме «Теории детского развития» Цель занятия: Знакомство с основными теориями развития в зарубежной психологии. Форма проведения: написание реферата Основные вопросы к теме: 1. Биогенетические и социогенетические направления в детской психологии. 2. Нормативный подход к исследованию детского развития. 3. Теория трех ступеней детского развития. Методические рекомендации к выполнению: 1.При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы Литература: 1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. 2. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М., 2005. 3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1979. 4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. 5.Эльконин Д.Б. Основные этапы психологии развития. - М., 1978. Тема 3 : Основные теории психического развития. Цель занятия: Знакомство с основными теориями развития в зарубежной психологии. Форма проведения: дискуссия Основные вопросы к теме:
Методические рекомендации к выполнению: 1. Позволять дискуссии развиваться в направлении тех проблем, которые возникают в диалоге участников. 2. Подкреплять теоретические рассуждения практическими упражнениями. 3. Помогать участникам осознавать свои собственные предложения, идеи, вопросы, которые создаются ими в процессе дискуссии. 4. Внимательно слушать то, что говориться и поощрять участников дискуссии слушать друг друга. 5. Не настаивать на том, чтобы участники анализировали, обсуждали каждый из вопросов до тех пор, пока не получат на него исчерпывающий ответ. Литература: 1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. 2. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М., 2005. 3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1979. 4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. 5.Эльконин Д.Б. Основные этапы психологии развития. - М., 1978.
Тема 4 : Основные теории психического развития. Цель занятия: Знакомство с основными теориями психического развития Форма проведения: конспектирование по теме Основные вопросы к теме:
Методические рекомендации к выполнению: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. 2. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М., 2005. 3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М., 1979. 4. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. 5.Эльконин Д.Б. Основные этапы психологии развития. - М., 1978. Тема 5 : Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития в советской психологии. Цель занятия: Знакомство с работами советских психологов по вопросам периодизации развития Форма проведения: дискуссия Основные вопросы к теме:
Методические рекомендации к выполнению: 1. Позволять дискуссии развиваться в направлении тех проблем, которые возникают в диалоге участников. 2. Подкреплять теоретические рассуждения практическими упражнениями. 3. Помогать участникам осознавать свои собственные предложения, идеи, вопросы, которые создаются ими в процессе дискуссии. 4. Внимательно слушать то, что говориться и поощрять участников дискуссии слушать друг друга. 5. Не настаивать на том, чтобы участники анализировали, обсуждали каждый из вопросов до тех пор, пока не получат на него исчерпывающий ответ. Литература: 1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М., 1986. 2. Развитие представлений у детей. / Карандашев Ю.Н. – Минск, 1987. 3. Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Калинин, 1987. 4. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. - М., 1986. 5. Поддьянов Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
Тема 6 : Подготовка реферативного содержания по теме «Возрастные периоды». Цель занятия: Анализ периодизации психического развития Форма проведения: написание реферата Основные вопросы к теме:
Методические рекомендации к выполнению: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1. Зеньковский В.В. Психология детства – М., 1996 2. Смирнова Е.О. Психология ребенка: от рождения до семи лет – М., 1997 3. Эльконин Д.Б. Детская психология – М., 2006. 4. Эльконин Д.Б. Психология игры – М., Владос, 1999 Тема 7 : Ранний возраст. Составление дневника наблюдений. Цель занятия: Знакомство с особенностями психического развития детей раннего возраста. Форма проведения: самостоятельная работа Основные вопросы к теме: Составление дневника наблюдений за развитием речи детей раннего возраста «Этапы развития речи» Методические рекомендации к выполнению: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1.Баштаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1997 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей. – М., 2003 3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., Союз, 1997 4. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д.Марциновской – М., 2000 5. Развитие личности ребенка от трех до пяти / сост. В.Н.Ильина – Екатеринбург, У-Фактория, 2004 6. Эльконин Д.Б. Детская психология – М., 2006. Тема 8. Дошкольный возраст. Цель занятия: Усвоение категориального аппарата и знаний об основных закономерностях развития ребенка в раннем возрасте. Форма проведения: Анализ и обсуждение Вопросы к теме: Составить план коррекционной работы для детей дошкольного возраста (отклонения в поведении).. Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. Соч. Т.3. – М., 1983. 3.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагопрятных вариантов. – М., 1989. 4.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991. 5.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – М.. 1991. Тема 9. Дошкольный возраст. Цель занятия: Ознакомление с теориями детской игры Форма проведения: Анализ и обсуждение Вопросы к теме: Психологический анализ зарубежных теорий игры (Гросс, Спенсер, Бюлер, Штерн) Методические рекомендации: 1. При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. Соч. Т.3. – М., 1983. 3.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагопрятных вариантов. – М., 1989. 4.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991. 5.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – М.. 1991. Тема 10. Дошкольный возраст Цель занятия: Форма проведения: Анализ и обсуждение Вопросы к теме: Готовность к школьному обучению. Подготовка пакета методик диагностики школьной готовности. Методические рекомендации: 1. Ознакомиться с текстом методики, внимательно разобраться в ней. 2.Прочесть комментарии к данной методике, если они есть. 3.Подготовить необходимые для проведения методики материалы. 4.Провести пробное обследование с помощью данной методики хотя бы одного ребенка и обработать результаты Литература: 1. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. Соч. Т.3. – М., 1983. 3.Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагопрятных вариантов. – М., 1989. 4.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991. 5.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – М.. 1991.
Тема 11. Подростковый возраст. Цель занятия: Форма проведения: Анализ и обсуждение Вопросы к теме: Подобрать методики по изучению подростковой агрессии. Методические рекомендации: 1. Ознакомиться с текстом методики, внимательно разобраться в ней. 2.Прочесть комментарии к данной методике, если они есть. 3.Подготовить необходимые для проведения методики материалы. 4.Провести пробное обследование с помощью данной методики хотя бы одного ребенка и обработать результаты Литература: 1. Божович. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. Соч. Т.3. – М., 1983. 3.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991. 5.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе – М.. 1991.
Тема 12 : Юношеский возраст. Цель занятия: Подготовка и участие в тематической дискуссии Форма проведения: тематическая дискуссия Основные вопросы к теме: Подготовка дискуссии на тему: «Готовность к браку». Методические рекомендации к выполнению: 1. Позволять дискуссии развиваться в направлении тех проблем, которые возникают в диалоге участников. 2. Подкреплять теоретические рассуждения практическими упражнениями. 3. Помогать участникам осознавать свои собственные предложения, идеи, вопросы, которые создаются ими в процессе дискуссии. 4. Внимательно слушать то, что говориться и поощрять участников дискуссии слушать друг друга. 5. Не настаивать на том, чтобы участники анализировали, обсуждали каждый из вопросов до тех пор, пока не получат на него исчерпывающий ответ. Литература: 1. Кулагина М.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1996. 2. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1989. 3. Кон М.С. Психология старшеклассника. – М., 1980. Тема 13 : Средний возраст. Цель занятия: Составление психолого-педагогической характеристики на человека среднего возраста Форма проведения: работа в тетради Основные вопросы к теме: Составление психолого-педагогической характеристики на человека среднего возраста Методические рекомендации к выполнению: 1.При подготовке необходимо использовать несколько литературных источников; 2.Обязательно конспектирование по теме; 3.Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4.Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5.Если студент не успел ответить по теме, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы . Литература: 1. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. 2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов: В 2 кн. – М.. 1994. – кн.2. 3. Волкова Т.Н. Социальные и психологические проблемы старости// Вопросы психологии. – 2005. № 2. 4. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.
Тема 14 : Геронтопсихология Цель занятия: Обсуждение проблемы «Старость как социальная проблема». Форма проведения: дискуссия Основные вопросы к теме: Подготовка дискуссии на тему: «Старость как социальная проблема». Методические рекомендации к выполнению: 1. Позволять дискуссии развиваться в направлении тех проблем, которые возникают в диалоге участников. 2. Подкреплять теоретические рассуждения практическими упражнениями. 3. Помогать участникам осознавать свои собственные предложения, идеи, вопросы, которые создаются ими в процессе дискуссии. 4. Внимательно слушать то, что говориться и поощрять участников дискуссии слушать друг друга. 5. Не настаивать на том, чтобы участники анализировали, обсуждали каждый из вопросов до тех пор, пока не получат на него исчерпывающий ответ. Литература: 1. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2002. 2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов: В 2 кн. – М.. 1994. – кн.2. 3. Волкова Т.Н. Социальные и психологические проблемы старости// Вопросы психологии. – 2005. № 2. 4. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.
|