Учебное пособие: Методические указания по их выполнению по дисциплине «технология социально-культурной работы»
Название: Методические указания по их выполнению по дисциплине «технология социально-культурной работы» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И Цель данного комплекса – обучение навыкам самостоятельной исследовательской аналитической работы. Главная задача – углубить и расширить знания по интересующей теме, приобрести навыки научного исследования малоизвестного научного предмета. Требования к содержанию, объему и оформлению курсовых/контрольных работ: работы должны раскрывать тему доклада, выполняться в печатном виде: шрифт «Times new Roman», кегль 14, поля по 2 см сверху и снизу, справа – 3 см., слева -1 см. При выполнении контрольных, курсовых и дипломных работ следует предварительно изучить степень исследованности выбранной темы, ее актуальность, социальную значимость, определить цель и задачи своего исследования, продумать план, с помощью которого выбранная тема была бы раскрыта наиболее полно. Рекомендуется обращать особое внимание на следующие особенности выполнения самостоятельной работы: - при раскрытии темы не забывать давать краткое вступление и завешать свой анализ темы краткими выводами; - при раскрытии основного содержания опираться на примеры из журналистских текстов; - по мере необходимости разрешается использовать историко-литературный материал, связанный с особенностями историко-социальной ситуации при создании журнальной литературы, и элементы биографии автора текста. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ З/О 1. Технологии традиционной народной культуры в сбережении социально-культурного потенциала России. 2. Технологические традиции меценатства и современные технологии благотворительной деятельности в сфере культуры и искусства. 3. Технологические традиции Советской России в решении проблем массовой культуры, спорта и здорового образа жизни. 4. Актуальные технологии социально-культурной работы в период коренных социальных реформ. 5. Проблемы и итоги социально-культурного развития российского общества в период 2000- 2007гг. 6. Роль технологий искусства в поддержке и укреплении здоровья человека. 7. Роль технологии социально-культурной реабилитации в укреплении человеческого потенциала в современном обществе. 8. Технологии в социально-культурной реабилитации детей с проблемами. 9. Технологии гармонизации межнационального общения и национальных интересов в современном обществе. 10. Технологии масс-медиа и культура информационного общества. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ: 1. Традиции и инновации в технологии ландшафтотерапии. 2. Технологии краеведения в организации досуга школьников. 3. Технологии массового праздника и организации свободного времени жителей современного мегаполиса. 4. Социальные учреждения как субъекты социально-культурных технологий. 5. Правовые методы в социально-культурной работе. 6. Психолого-педагогические методы в социально-культурной работе. 7. Менеджмент в социально-культурной работе. 8. Социально-культурные технологии в работе с семьей. 9. Досуг как средство реабилитации личности 10. Технологии социально-культурной поддержки в трудной жизненной ситуации. ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ: 1. Технологии социально-культурной деятельности в контексте модернизации общественных отношений в России XXI века. 2. Технологии социально-культурной терапии в восстановлении духовно-нравственного здоровья детей с проблемами. 3. Роль инновационные технологий СМИ в поддержке и развитии социально-культурной сферы. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ И ЗАЧЕТУ Приводится примерный перечень вопросов к зачетам и экзаменам по всему изучаемому курсу. Исходя из численности группы в 15 человек, предлагается не менее 30 вопросов к экзамену и 15 вопросов к зачету. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ: 1. Технологии социально-культурной работы как предмет изучения для будущего специалиста по социально-культурной деятельности. 2. Культурно-исторические предпосылки зарождения и развития благотворительности в России. 3. Развитие технологий благотворительности и меценатства XIX – нач. XX вв. 4. Технологические основы социально-культурной работы в СССР (1917 -1990 гг.). 5. Роль выдающихся ученых и практиков в разработке теоретико-методологических основ технологии социально-культурной работы. 6. Основные теоретические модели технологий социально-культурной работы. 7. Технологические основы социально-культурной работы в контексте современной социальной политики. 8. Современные европейские и отечественные модели технологий социального обеспечения и социального благосостояния. 9. Объект и субъект технологий социально-культурной работы. 10. Типология технологий социально-культурной работы. 11. Основные социокультурные технологические системы. 12. Основные уровни реализации социокультурных технологических систем. 13. Правовые и этические основы технологии социально-культурной реабилитации. 14. Теория и практика социально-культурной реабилитации. 15. Основные типы групп детей с проблемами как объект социально-культурной работы. 16. Научные достижения современной педагогики и психологии, потенциал культуры и искусства для компенсации нарушенного развития детей. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ: 1. Предмет, объект и задачи курса «Технологии социально-культурной работы». 2. Исторические истоки становления и развития технологий социально-культурной работы в России XVIII – нач. XX вв. 3. Традиции технологических основ социально-культурной работы в СССР (1917 – 1991гг.) 4. Современные теоретико-методологические подходы в использовании технологий социально-культурной работы. 5. Основные теоретические модели технологий социально-культурной работы. 6. Технологические основы социально-культурной работы в контексте современной социальной политики. 7. Модернизация российской государственности в 1991 – 2000 гг. и плюрализм технологий социально-культурной работы. 8. Характеристика основных типов технологий социально-культурной работы. 9. Технологические особенности основных компонентов социокультурных технологий. 10. Особенности социально-культурной работы в базовых социокультурных технологических системах. 11. Слагаемые мастерства технолога социально-культурной деятельности. 12. Сущность и особенности социально-культурной реабилитации. 13. Социально-культурная реабилитация детей с проблемами. 14. Социально-культурная реабилитация человека в трудной жизненной ситуации. 15. Сущность и виды социально-культурной терапии. 16. Социальная терапия средствами культуры и искусства . 17. Социальная терапия средствами игровой деятельности. 18. Социальная терапия средствами физкультуры и спорта. 19. Профилактика девиантного поведения средствами культуры и искусства. 20. Особенности технологии социально-культурной работы с молодежью. 21. Особенности технологии социально-культурной работы с беженцами и мигрантами. 22. Особенности социально-культурной работы с семьей. 23. Особенности социально-культурной работы с женщинами. 24. Особенности социально-культурной работы с пожилыми. 25. Роль информационно-просветительных технологий в современном глобальном обществе. 26. Информационно-просветительные технологии как средство активизации социально-культурного поведения масс. 27. Мастерство менеджера- организатора информационно-просветительной деятельности. 28. Роль этнотехнологий в современной социально-кульутрной деятельности. 29. Роль творческих этнотехнологий в сохранении национального многообразия современного мира. 30. Роль образовательных и просветительных этнотехнологий для формировании национальной идентичности представителей этносов. 31. Рекреативные этнокультурные технологии в повседневной социальной практике. 32. Основные субъекты этнокультурные технологий в социально-культурной деятельности. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА : 1. Акунин, Г. М. Социально-культурные технологии в системе профилактики терроризма в российском обществе: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / Г. М. Акунин ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2007. - 22 с. 2. Демченко, О. А. Социально-культурные технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / О. А. Демченко ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2007. - 23 с. 3. Доэл М. Практика социальной работы: пер. с анг. / М.Доэл, С. Шадлоу; под ред. Б.Ю. Шапиро. – М.: АО «Аспект Пресс», 1995. 4. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами. Дис. д-ра соц. наук.– М., 1993. 5. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебник / Под ред. Акад. А.Д. Жаркова, проф. В.М. Чижикова. М., 1998. 6. Ильев В.А. Когда урок волнует: Театральная технология в педагогическом творчестве / В.А. Ильев. – Учебное пособие, 2-е изд., исправ. и доп. – Пермь, 2004. – 277с. 7. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник / Т.Г.Киселева, Ю.Д. Красильников.– М.: МГУКИ, 2004. – 539с. 8. Колин К. Человеческий потенциал и социальные технологии в XXI в. [Текст] / Колин К. // Alma mater. - 2003. - №1. - С. 18-25. 9. Комисаренко С. С. Пути социально-культурных воздействий на лиц третьего возраста стационарных учреждений / C.C. Комисаренко // XXI век: проблемы культуры. Вып.1.: сборник научных статей: в 2 ч. Ч.1 - 2 / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; ред.: Т. Г. Киселева, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. - М. : МГУКИ, 2002 – 2003. 10. Куличкина Г.В. Технологии масс-медиа в социально-культурной деятельности / Г.В. Куличкина. – Учебное пособие. – Пермь, 2008. – 325с. 11. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Л.Д. Лебедева / Педагогика . – 2001. – №10. – С.21-25. 12. Медведева И. Куклотерапия, или драматическая психоэлевация / И. Медведева, Т. Шишова // Театр, где играют куклы: пьесы, методика, программа. – М.: ВЦХТ, 1999. – 157с. 13. Моздокова, Ю. С. Коммуникативно-деятельностный подход к интеграции инвалидов: социально-культурный аспект [Текст]: автореферат дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.05 / Ю. С. Моздокова ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2006. - 50 с. 14. Оганисян Н.Т. Библиотерапия / Н.Т. Оганисян. – М.: «Ось -89», 2002. – 272с. 15. Павленок П.Д. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / П.д. Павленок. – М., 2006. 16. Пачина О. А. Социально-культурная деятельность как средство преодоления одиночества людей третьего возраста: автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / О. А. Пачина ; Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - Тамбов, 2006. - 26 с. 17. Пейн Малькольм. Социальная работа: современная теория: учебно пособие / Малькольм Пейн; под ред. Дж. Камплинга; пер. с англ. О.В. Бойко (гл.1-11) и Б.Н. Мотенко (гл.12-14); науч. ред. русс. текста докт. филос. наук, проф. И.В. Наместникова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. – 400с. 18. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 1-2 дек. 2005г. – Арзамас: АГПИ, 2006. – 327с. 19. Скрипачева И. А. Теоретические и организационные аспекты социокультурных процессов в современном городе / И. А. Скрипачева // Вестник МГУКИ. - 2006. - № 4. - С. 100-103. 20. Социальная работа / Под общей редакцией В.И. Курбатова. Сер. «Учебники, учебные пособия». – г.Ростов н/ Д: «Феникс», 2000. – 576с. 21. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. Ред. д.и. н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 427с. 22. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы : сборник статей / Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; под общ. ред. Т. Г. Киселевой ; науч. ред. Б. Г. Мосалев ; отв. ред. Ю. А. Стрельцов. - М. : МГУКИ, 2005. - 149 с. 23. Социальные технологии: Толковый словарь / Под ред. В. А. Иванова, Г.Д. Никредина, В.И. Патрушева, И.М. Слепенкова. – М., 1995. 24. Татаренко, С. Ю. Социально-культурная деятельность как средство развития личности ребенка-инвалида [Текст] : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 / С. Ю. Татаренко; рук.работы Г. М. Бирженюк ; Санкт-Петерб. Гум. ун-т профсоюзов. - СПб, 2004. - 21 с. 25. Теория и методика социальной работы: учебное пособие. – М.: Союз, 1994; Ч.1 – 339с.; Ч.2 – 199с. 26. Теория и методология социальной работы: учеб. пособие / С. И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, В.А. Ельчанинов и др. – М:, Наука, 1994. – 185с. 27. Технология социальной работы /д ред. проф. Е.И. Холостовой. – М., 2004. 28. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Под ред.И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 240с. 29. Технология социальной работы: учебник / под ред. А. А. Чернецкой. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 400 с. - (Высшее образование). 30. Устюжанина Л.В. Социальный маркетинг:от социальной идеи к социальным изменениям [Текст] / Устюжанина Л.В. // Культура в современном мире:опыт,проблемы,решения. - 2001.-Вып.5.-С.25-50 31. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – 3-е изд.. – М.: Академический проект , 2007. – 512 с. 32. Фирсов Технология социальной работы: учеб. пособие для вузов / М.В. Фирсов. – М.: Академический Проект, 2007. – 432с. 33. Фомичева Н.В. Искусство и терапия: междисциплинарные формы деятельности / Н.В. Фомичева // Материальная база сферы культуры. – 2003. – вып.3. – с.29-34. 34. Шаламова, Л. Ф. Технологии активизации социального потенциала молодежи [Текст] / Л. Ф. Шаламова // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 5. - С. 202-220. Список литературы включает рекомендуемую литературу для углубленного изучения содержания курса, которую студент самостоятельно находит в библиотеке ПГИИК и библиотеках города. К ее числу относятся: - официальная (сборники нормативно-правовых документов, законодательных актов и кодексов); - справочные издания (словари, справочники, энциклопедии); - информационные и библиографические издания; - первоисточники (исторические документы и тексты, литература на иностранных языках); - научная литература (монографии, статьи, диссертации, авторефераты диссертаций, сборники научных трудов, ежегодники и т.д.); - профессиональные газеты и журналы и т. д. |