Реферат: Правила техники безопасности при работе в кабинете химии 5
Название: Правила техники безопасности при работе в кабинете химии 5 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Кабинет естественно-математических дисциплин
Кабинет химии
(правила техники безопасности при организации деятельности учителя и учащихся, аттестационный лист кабинета химии, требования к оснащению образовательного процесса)
Белгород, 2005 г СОДЕРЖАНИЕ
Печатается по решению редакционно - издательского Совета Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Рецензенты: Колесникова Е.Н. ст. преподаватель кафедры неорганической химииБелГУ Колчанова Л.В . доцент кафедры неорганической химии БелГУ, к.п.н.
Составитель: Карпухина М.В. методист кабинета ЕМД БелРИПКППС Гашкова Е.Н. ведущий специалист НМИЦ управления образования администрации г. Белгорода;
В сборнике приведены нормы и требования к кабинету химии (лаборатории, лаборантскому помещению), некоторые общие вопросы техники безопасности при работе в химическом кабинете, инструкции по правилам работы с различными химическими веществами, уничтожению отработанных реактивов, оказанию первой медицинской помощи, описывается методика тушения некоторых видов пожаров. Данный сборник предназначается для учителей химии и лаборантов химических кабинетов средней школы, а также будет полезен для студентов химических специальностей средних специальных заведений и высших учебных заведений. Введение
Уважаемые коллеги, в реализации экспериментальной части программы по химии от вас требуется высокая и всесторонняя подготовка: знание норм и требований к кабинету химии, общих и частных вопросов техники безопасности при работе в химическом кабинете. Мы надеемся, что данный сборник, основанный на действующих нормативных документах, будет полезен при организации работы кабинета химии. В соответствии со ст. 32 и 51 РФ «Об образовании» школа обязана обеспечить здоровые условия учебы и труда обучающихся и работников образовательного учреждения и несет ответственность за их жизнь и здоровье. В этой связи особые требования предъявляются к условиям функционирования кабинета (лаборатории) химии. К сожалению, основополагающая документация по этим вопросам принята еще в советский период и потому не всегда доступна. Так, правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ приняты еще в 1987 г. (Сборник приказов и инструкций Министерства образования РСФСР. – 1987. - №35 – с. 2-32). Следует отметить, что Отраслевой программой улучшения условий труда, учебы и охраны труда на 2001 -2003 гг. утвержденной приказом Минобразования России (№76 от 15 января 2002 г.) предусмотрена разработка новых правил, но реальные сроки их принятия неизвестны, так как прежде чем стать руководством к действию, документ должен преодолеть многочисленные бюрократические барьеры. I . ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСТНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ 1.1. Общие положения 1.1. Настоящие Правила распространяются на кабинеты (лаборатории) химии общеобразовательных школ, школ-интернатов, вечерних и спецшкол ' За создание безопасных условий труда и обучения несет ответственность администрация школы, а за выполнение настоящих Правил — заведующий кабинетом и учитель химии. 1.2. Эксплуатация вновь организованных или реконструированных кабинетов (лабораторий) химии только после разрешения комиссии отдела народного образования с оформлением акта-разрешения установленной формы (приложение 1). 1.3 . Заведующий кабинетом, учитель химии обязаны: — обеспечить здоровые и безопасные условия труда, соблюдать санитарно-гигиенический режим и данные Правила, правильно использовать спецодежду и средства индивидуальной защиты; — разработать инструкцию по охране труда на основании Типовой инструкции (приложение 2 и 3) и подготовить ее к утверждению в установленном порядке; — инструктировать лаборантов и практикантов на рабочем месте в соответствии с настоящими Правилами — проводить инструктажи учащихся по технике безопасности (приложение 4) с последующим оформлением в журнале установленной форме; — оформить в кабинете уголок техники безопасности, где сосредоточить инструкции, таблицы, плакаты по безопасным приемам работы; — перед началом работ проверять исправность оборудования, вентиляции, газовой сети, системы электрического питания. В случае обнаружения неисправностей, создающих повышенную опасность, работу в кабинете не проводить до их устранения; — по окончании работ проверять выключение электроприборов, закрытие газовых и водопроводных кранов; — оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях, руководствуясь инструкцией «Оказание первой медицинской помощи» и используя аптечку, комплектность которой дана в приложении 5, при необходимости организовать специализированную медицинскую помощь; — немедленно извещать руководство школы о каждом несчастном случае; — организовать эвакуацию учащихся из помещения в случае возникновения пожара, а также при неустранимой утечке газа. 1.4. Лаборант под руководством зав. кабинетом (учителя химии), обеспечивая демонстрационный и лабораторный эксперимент, обязан следить за правильным хранением реактивов и растворов, за исправностью приборов и лабораторной посуды, проверяет наличие в кабинете средств оказания первой помощи и противопожарных средств, включение и выключение электроприборов, водопроводных и газовых кранов. 1.5. В кабинете химии из внеурочных мероприятий разрешается проводить только занятия химического кружка и факультатива по химии. Запрещается использовать кабинеты химии в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и групп продленного дня. 1.6. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, в помещении кабинета (лаборатории) разрешается только в присутствии учителя химии. 1.7. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии. 1.8. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, пить и есть, класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде. 1.2. Требования безопасности при размещении и хранении химических реактивов и оборудования 2.1. Не допускается совместное хранение реактивов, способных к активному взаимодействию друг с другом. Распределение реактивов по группам хранения приведено в приложении 6 2.2. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. Разрешается первичную тару размещать во вторичной таре. В кабинете допускается располагать реактивы VIII группы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них находятся у заведующего кабинетом или учителя. Сосуды с ЛВЖ и ГЖ размещаются в переносном металлическом ящике с верхним расположением крышки. На дно насыпается песок слоем не менее 5 см или укладывается листовой асбест слоем 0, 01 м. В крышке должно быть 6 отверстий диаметром 1 см. Ящик должен иметь по бокам металлические ручки. Устанавливается ящик не ближе 2 м от нагревательных устройств. Разрешается вместо этого ящика использовать любые прочные металлические сосуд» типа бачка, контейнера для транспортирования кинопленки объемом около 10 л. В их крышке должны быть такие же отверстия, а стенки и дно изнутри изолированы асбестом. Весь спирт, выдаваемый школе, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии. 2.3. Реактивы групп II—VI следует хранить в соответствии с рекомендациями приложения 8, т. е. представителей одной группы нельзя располагать в непосредственной близости с таковыми, относящимися к другой группе. Реактивы VIII группы разрешается размещать рядом с реактивами любой из групп II—VI. 2. 4. Реактивы VII группы хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверцы сейфа приводится опись реактивов, утвержденная приказом, с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов. Примечание. В сейфе на верхней полке хранят: бром; аммония дихромат; бария гидроксид, нитрат, оксид и хлорид; кали едкое, калия дихромат, роданид и хромат; кобальта сульфат; натрия сульфид девятиводный, натрия фторид, натр едкий; никеля сульфат; хрома (III) хлорид; свинца ацетат; серебра нитрат; цинка сульфат и хлорид. На нижней полке хранят: хлористый метилен, хлороформ, дихлорэтан, гексахлорбензол, углерод четыреххлористый, фенол, анилин, анилин сернокислый, спирт изоамиловый. 2. 5. Реактив V группы хранения — красный фосфор не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Другие вещества этой же группы разрешается хранить только в заводской упаковке. 2. 6. Щелочные металлы (П группа хранения) допускается размещать вместе с ЛВЖ и ГЖ. Слой консерванта над металлом должен быть не менее 1 см. Ампулы со щелочными металлами и кальцием хранятся во вторичной таре в запирающихся шкафах или сейфе. 2.7. При работе с токсичными и агрессивными веществами следует пользоваться средствами индивидуальной защиты. Администрация школы обязана обеспечить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (халат, очки, перчатки, фартук). Приложение 1 Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете (лаборатории) химии Мы, нижеподписавшиеся ______________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители районо, райсэс, райкома профсоюза, директор школы, Представители профсоюзного комитета , заведующий кабинетом химии
составили настоящий акт в том, что
Подписи: Председатель комиссии __________________ Члены комиссии _______________________ Дата составления акта Приложение 2 Управление образования г. Белгород (или района) Средняя общеобразовательная школа № ___ УТВЕРЖДАЮ Директор школы № _______________ ________________________________ (Ф.И.О.) «____» ___________________20 ___ г. УТВЕРЖДЕНО: Постановлением профсоюзного комитета школы № ________ От «____» ________________20 ___г. Инструкция по охране труда при работе в кабинете химии I. Общие положения 1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех лиц, работающих в кабинете химии. 2. К работе в кабинете допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. 3. Лица, допущенные к работе в кабинете должны соблюдать правила внутреннего распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха. 4. При работе в кабинете химии на работающих и обучающихся возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов с такими последствиями как: - химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ; - термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании веществ в пробирках, колбах и т.п.; - порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой; - отравление парами и газами высокотоксичных веществ; - ожоги от возникшего пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями; - поражение электрическим током при нарушении правил пользовании электроприборами. 5. Учащиеся могут находится в кабинете химии только в присутствии учителя: пребывание учащихся в помещении лаборантской запрещено. 6. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта. 7. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и для групп продленного дня. 8. В кабинете химии из числа внеурочных мероприятий разрешается только проводить занятия химического кружка или факультатива по химии. 9. Запрещается пить, есть и класть продукты на рабочие столы в кабинете и лаборантской, принимать пищу в спецодежде. 10. Кабинет химии должен быть оборудован химическим шкафом. 11. Всем лицам, работающим в кабинете химии необходимо применять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены. Администрация школы должна обеспечить учителя химии и лаборанта спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (хлопчатобумажный халат, защитные очки, фартук из химически стойкого материала, резиновые перчатки; халат должен застегиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть только на пуговицах, длина халата ниже колен). Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья. 12. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком, накидками из огнезащитной ткани размером 1.2 м X 1.8 м и 0.5 м X 0.5 м. 13. в кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка первой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для школьных кабинетов химии. 14. Каждый работающий в кабинете химии должен знать мест нахождения средств противопожарной защиты и аптечки первой медицинской помощи. 15. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить администрации школы. 16. Работающие в кабинете химии должны соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, выполнять требования инструкций по безопасному обращению с реактивами, лабораторным оборудованием и электроприборами, содержать в чистоте рабочее место. 17. На видном месте в кабинете химии должен быть Уголок техники безопасности, где необходимо разместить конкретные инструкции с условиями безопасной работы и правилами поведения в химическом кабинете. 18. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда. II. Требования безопасности перед началом работы 1. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа. 2. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборантской. 3. Надеть спецодежду. При работе с токсичными и агрессивными веществами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты. 4. Подготовить к работе необходимое оборудование, лабораторную посуду, реактивы, приборы. III. Требования безопасности во время работы 1. Во время работы в кабинете химии необходимо соблюдать чистоту, тишину и порядок на рабочем месте. 2. Запрещается пробовать на вкус любые вещества. Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая легкой грудью. 3. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие вещества вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек. 4. Опыты нужно проводить только в чистой посуде. 5. На всех банках, склянках и другой посуде, где хранятся реактивы, должны быть этикетки с указанием вещества. Запрещается хранить реактивы в емкостях без этикеток или с надписями, сделанными карандашом по стеклу, растворы щелочей – в стеклянных банках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости – в сосудах из полимерных материалов. 6. Склянки с веществами и растворами необходимо брать одновременно одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно. 7. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху. 8. При пользовании пипеткой категорически запрещается втягивать жидкость ртом. 9. Твердые, сыпучие реактивы разрешается брать из склянки только с помощью совочка, шпателя, специальной ложечки. 10. При нагревании жидких и твердых веществ в пробирках и колбах нельзя направлять их отверстия на себя и соседей. Нельзя заглядывать сверху в открытые нагреваемые сосуды во избежании поражения в результате химической реакции. 11. Категорически запрещается выливать в раковины концентрированные растворы кислот и щелочей, а также различные органические растворители, сильно пахнущие и огнеопасные вещества. Все отходы нужно сливать в специальную стеклянную емкость не менее 3 л. С крышкой (для последующего обезвреживания). 12. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы со спиралью. 13. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе. 14. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих их необходимое количество для данного эксперимента, а растворов – концентрацией не выше 5%. На рабочих местах для постоянного размещения допускаются только реактивы и растворы набора типа НРП, утвержденного министерством просвещения РФ. IV. Требования безопасности по окончанию работы 1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы. 2. отработанные растворы реактивов слить в специальную стеклянную тару с крышкой, емкость не менее 3 л. 3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа. 4. Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты. 5. Тщательно вымыть руки с мылом. 6. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборантской.
V. Требования безопасности в аварийных ситуациях 1. В случае разбитой лабораторной посуды не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. 2. Уборку разлитых и рассыпанных реактивов производить, руководствуясь требованиями инструкции по безопасной работе с соответствующими химическими реактивами. 3. В случае с разлитой легковоспламеняющейся жидкостью немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить с тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения. 4. При получении травмы немедленно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. Сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Зав. кабинетом химии _____________________________ (Ф.И.О.) СОГЛАСОВАНО Ответственный за охрану труда и технику безопасности _____________________________ (Ф.И.О.) Приложение 3 Управление образования г. Белгород Средняя общеобразовательная школа № ___ УТВЕРЖДАЮ Директор школы № _______________ ________________________________ (Ф.И.О.) «____» ___________________20 ___ г. УТВЕРЖДЕНО: Постановлением профсоюзного комитета школы № ________ От «____» ________________20 ___г. Инструкция по охране труда для учащихся при работе в кабинете химии I. Общие положения 1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии. 2. Учащиеся могут находиться в кабинете химии только в присутствии учителя: пребывание учащихся в помещении лаборантской запрещено. 3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя. 4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки. 5. Учащимся запрещается вносить в кабинет и выносить из него любые вещества без разрешения учителя. 6. Не допускается загромождение прохода портфелями и сумками. 7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочих местах, а также четко следовать правилам безопасности. 8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь, устраивать игры. 9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии при его проветривании. 10. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются. II. Требования безопасности перед началом работы 1. Перед проведением экспериментальной работы, каждый учащийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопчатобумажной ткани, застегиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата – ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами необходимо отдельно от другого белья. 2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя). 3. Учащиеся, имеющие длинные волосы не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более - с открытым огнем. 4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащиеся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения данной работы. 5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учителя по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж перед лабораторной работой не регистрируется. 6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут только с разрешения учителя. III. Требования безопасности во время работы 1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте. 2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находится на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место. 3. При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники безопасности, следить, чтобы не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек. 4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью. 5. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны точно повторять действия учителя, показывающего как нужно правильно проводить эксперимент. 6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту. 7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения учителя. 8. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе. 9. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости. 10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества. 11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся должны сообщать учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять неисправности. 12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту. 13.Во время работы учащимся запрещается переходить на другие рабочие места 14. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с незадействованных на данный момент рабочих мест. 15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки). 16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности. IV. Требования безопасности по окончанию работы 1. Уборка рабочих мест по окончанию работы производится в соответствии с указанием учителя. 2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданное в лотке, удостовериться в наличии порядка в обоих ящиках рабочего стола. 3. По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом. 4. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.
V. Аварийные ситуации При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов), не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя. Зав. кабинетом химии _____________________________ (Ф.И.О.) СОГЛАСОВАНО Ответственный за охрану труда и технику безопасности _____________________________ (Ф.И.О.) Приложение 4 Указания по проведению инструктажа по технике безопасности 1 . Для воспитания чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам работы необходимо проводить инструктирование и обучение учащихся, лаборанта и практикантов соблюдению требований безопасности и гигиены труда. 2. В соответствии с ГОСТом 12.0.004—79 «Организация обучения работающих безопасности труда» инструктаж подразделяется на: - вводный (на первом уроке химии); - первичный на рабочем месте; - повторный; - внеплановый (при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме); - текущий (перед производством лабораторных и практических работ). 3. Вводный инструктаж для учащихся проводит заведующий кабинетом или учитель химии. Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности. Вводный инструктаж для учителя, лаборанта и студентов-практикантов проводит директор школы (его заместитель по учебно-воспитательной работе), о чем делается запись в журнале установленной формы с проверкой усвоения знаний. 4. Первичный инструктаж индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций. 5 . Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся зав. кабинетом или учитель химии проводит в случае грубого нарушения правил техники безопасности, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя или работающих рядом. Этот вид инструктажа проводится также для каждого из перечисленных выше лиц, если он приступает к работе. После получения травмы или перерыва продолжительностью более 60 дней. 6 . По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа. Проведение инструктажа учитель фиксирует в различных документах. В классном журнале фиксируется вводный, первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктаж для учащихся. В специальном журнале (приложение 4) фиксируется первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктаж для лаборанта и студентов-практикантов, а также инструктаж для учащихся при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Не регистрируется текущий инструктаж (перед проведением лабораторных и практических работ). Примечание . Журнал хранится у руководителя учреждения (директора школы) или у его заместителя. Страницы в журнале пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью руководителя и печатью учреждения. 1 ___________________ 1 Именно этот вариант инструктажа рассматривается в статье Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ // Химия в школе. – №1 – 2005. Приложение 5 Аптечка I. Ящик для аптечки разрешается размещать в лаборантской на стене. На дверцах или рядом с ним необходимо вывесить краткую инструкцию по оказанию мер первой помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма. На склянках и упаковках лекарств, кроме надписей о содержимом, проставляется порядковый номер, и тогда раздел инструкции о мерах первой помощи при ожогах примет вид: Ожог термический: 12,13 или 3,2. Ожог кислотный:14,13 или 3,2. Цифры соответствуют номерам медикаментов в приведенном ниже перечне. Необходимый перечень препаратов и средств первой помощи в аптечке: 1. Бинт стерильный, одна упаковка. 2. Бинт нестерильный, одна упаковка. 3 . Салфетки стерильные, одна упаковка. 4. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г. Хранят в стерильной стеклянной склянке с притертой пробкой. 5 . Пинцет для наложения, ватных тампонов на рану. 6 . Клей ВФ-6 для обработки микротравм, один флакон, 25—50мл. 7 . Йодная настойка для обработки кожи возле раны, в ампулах или темном флаконе, 25— 50мл. 8 . Пероксид водорода с массовой долей вещества 3% как кровоостанавливающее средство, 50 мл. 9 . Активированный уголь в гранулах, порошке или таблетках («Карболен»). Давать внутрь при отравлениях по одной столовой ложке кашицы в воде или по 4—6 таблеток (до и после промывания желудка). 10. Водный раствор аммиака с массовой долей 10%. Давать нюхать с ватки при потере сознания и при отравлении парами брома. 11 . Альбуцид (сульфацил натрия) с массовой долей 30%, 10—20 мл, капать в глаза после промывания по 2—3 капли. Хранится при комнатной температуре не более 3 недель. 12 . Спирт этиловый для обработки ожогов и удаления капель брома с кожи, 30—50 мл. 13. Глицерин для снятия болевых ощущений после ожога, 20—30мл. 14. Водный раствор гидрокарбоната натрия с массовой долей 2% для обработки кожи после ожога кислотой, 200— 250мл. 15 . Водный раствор борной кислоты с массовой долей 2% для обработки глаз или кожи после попадания щелочи, 200—250 мл. Хранить в сосуде типа промывалки. Растворы 14,15 могут располагаться вне аптечки. 16 . Пипетки для закапывания в глаза альбуцида, 3 шт. Приложение 6 Группы хранения реактивов
1.3. Общая характеристика реактивов В "Перечни учебного оборудования для общеобразовательных школ" включены реактивы, необходимые для выполнения демонстрационных, лабораторных опытов и практических работ. Они должны обеспечить ознакомление учащихся с получением и свойствами веществ при полной безопасности труда учителя и учащихся. Реактивы поступают в продажу в виде наборов, но могут приобретаться и порознь. В школах используют химические реактивы, имеющие квалификацию "чистые", но допускается применение веществ с квалификацией "технические". Обращение со многими веществами требует соблюдения правил по технике безопасности. Для обеспечения безопасности большое значение имеет правильное размещение, хранение и использование реактивов в кабинете химии. В соответствии с "Правилами по технике безопасности для кабинетов химии средних общеобразовательных школ" все химические реактивы делятся на восемь групп:
Вещества групп 1-7 хранят по отдельности, исключение составляют вещества 8-ой группы, которые совместимы со всеми другими реактивами. Реактивы размещают согласно существующим в практике школ схемам. Сухие неорганические и органические реактивы хранят в разных шкафах. Кислоты хранят отдельно от других реактивов в нижней части вытяжного шкафа. Вещества ядовитые, огнеопасные и токсичные хранят в сейфе. Вещества, самовозгорающиеся при контакте с водой следует хранить в лаборантской в шкафу под замком. При наличии у реактива огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре должны быть этикетки с надписью" Огнеопасно" (красная), "Яд" (желтая), "Взрывоопасно" (голубая), "Беречь от огня" (зеленая). Хранение в полиэтиленовой упаковке не совсем удобно для размещения пакетов на полках шкафа. Кроме того, пакеты рвутся и реактивы рассыпаются. При вскрытии пакета обязательно перенести реактив во вторичную упаковку( банку) и прочно ее укупорить. В перечнях введены сокращения. Для обозначения наборов используются буквы: Н - неорганическая химия, О - органическая химия. Для веществ, представляющих опасность для организма и в обращении приведены характеристики: 1-группа хранения реактива, 2-срок хранения (лет), 3-вещества, с которыми опасен контакт реактива, 4-в каком виде (раствор, твердое вещество) и в каком количестве ( в расчете на одного человека) можно выдавать вещество для работы, 5- способы хранения реактива ( требования к таре), 6-способы гашения пламени. Если для вещества нет отметки, то оно используется без ограничения. II . ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ХИМИИ И ЕГО ОЦЕНКА
2.1. Критерии аттестации кабинета химии
Кабинет химии - это специальное помещение с рационально размещенным комплектом учебного оборудования, мебелью и техническими средствами обучения ТСО. Оборудование кабинета химии должно в полной мере учитывать специфику преподавания химии в школе: - необходимость комплексного использования учебного оборудования, ТСО, химического эксперимента на уроках химии, - возможность проведения различного рода самостоятельных работ и факультативных занятий. 1.Общие требования
1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета: - приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета); - приказа о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета); - паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.; - инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь; - правил техники безопасности работы в кабинете; - правил пользования учебным кабинетом учащимися; - акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию; - протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год; - плана работы учебного кабинета на учебный год (и перспективу); 1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинета.
2. Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы как школы развивающей и развивающейся.
Кабинет должен иметь:
- оснащенность кабинета средствами обучения; - организация использования средств обучения. Традиционная часть
Развивающая часть
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Кабинет химии
№ школы _______________ Телефон __________________________________ Адрес школы _______________________________________________________ Фамилия, имя, отчество заведующего кабинетом _________________________ 2.2. Инструкция к заполнению аттестационного листа Заполняющий аттестационный лист должен определить по таблице значение коэффициента «Р» (в баллах), показывающее соответствие оборудования в кабинете «Перечням учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России». Таблица 1
Среднее значение коэффициента «Р» для каждого уровня определяют по формуле: Общая сумма баллов по табл.1 Р = ___________________________________________________ Число видов учебного оборудованияДалее по таблице 2 определяют основные показатели (Q1 -Q9 ) рациональной организации кабинета. Для определения их необходимо отметить в таблице количество баллов по каждому показателю в графах «да» или «Нет». Общее количество баллов по каждому из указанных показателей суммируется в графе «Итого». Итоговый балл, позволяющий оценить организацию кабинета, определяют по формуле: Qобобщ. = Р х [ (Q1 + Q2 )/2] + Q4 + Q5 + Q6 + Q7 + Q8 + Q9 Общая оценка кабинета определяются по следующей шкале:
Кабинет, получивший менее 60 баллов, не оценивается, поскольку его условия не могут обеспечить успешное изучение материала по программе. Таблица 2
Приложение 7 План развития кабинета №___ на 2002 - 2004 учебный год
Зав. кабинетом ___________ Ф.И.О. Приложение 8 Белгородская область г. Белгород МОУ «Средняя общеобразовательная школа № ___» Паспорт учебного кабинета Кабинет № _____ __________________________________________________ заведующий кабинетом ___________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 1. Площадь (в кв. м.) ___________________________________________________________ 2. Тип освещения _____________________________________________________________ 3. Препараторская (лаборатория) _________________________________________________ 4. Площадь лаборатории (в кв. м.)________________________________________________ 5. Наличие технических средств обучения (перечислить) и обеспечения к ним (экран, кинофрагменты, видеофильмы, диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, видеозаписи, карточки) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Комплект учебно-методических пособий________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Комплект учебников _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 8. Наличие краеведческих материалов ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ 9. Оборудование для фронтальных и лабораторных работ ____________________________ 10. Карточки с заданиями для индивидуальных и самостоятельных работ учащихся (указать по каким темам) _______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 11. Пособия, изготовленные учащимися ___________________________________________ 12. Противопожарный инвентарь и медицинская аптечка ____________________________ _____________________________________________________________________________ 13. Инструкции по технике безопасности (при охране труда при работе в кабинете химии, инструкция по охране труда для учащихся при работе в кабинете химии) _____________________________________________________________________________ 14. Журнал инструктажа по технике безопасности __________________________________ 15. Наличие перечня имеющегося в кабинете оборудования _________________________ 16. Организация размещения и хранения учебного оборудования соответствует (да, нет) требованиям (Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР, №10, 1987) ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 17. Оборудование рабочих мест учителя и учащихся соответствует (да, нет) требованиям НОТ, эргономике, правил технике безопасности и технической эстетике ___________ _____________________________________________________________________________ УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ _________________________________________________________
Соответствует правилам техники безопасности и производственной санитарии для учебных кабинетов. Директор школы _________________________________ Заведующий кабинетом ___________________________ Инженер по технике безопасности __________________ «_____» _____________ 200___ г (Печать учебного заведения ) III. ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Пояснительная записка Основания и цели разработки требований Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по химии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Материал представляет собой требования к материально-техническому обеспечению учебно-воспитательного процесса, предъявляемые в условиях ввода в действие государственного стандарта по химии. Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В требования включены перечни основной учебной литературы, которая составляет библиотечный фонд кабинета химии. В библиотечный фонд кабинета химии входят учебники и учебно-методические пособия (учебно-методические комплекты – УМК), рекомендованные или допущенные МО и науки РФ. Целесообразно включить в библиотечный фонд кабинета несколько экземпляров учебников из других учебно-методических комплектов, которые могут быть использованы учителем для подготовки к занятиям. Библиотечный фонд может быть дополнен химической энциклопедией, справочниками, книгами для чтения по химии. Эта дополнительная литература предназначена в основном для учащихся и они пользуются ей поочередно. При составлении номенклатуры средств обучения по химии были учтены следующие принципы: - приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе; - комплексное использование средств обучения для получения целостного представления об изучаемом объекте или явлении; - перенос акцента с репродуктивных форм учебной деятельности на самостоятельные, поиско-исследовательские виды работы, аналитическую деятельность; - формирование различных способов поиска и обработки информации; - овладение современной инструментальной базой в границах заданной программы и образовательных целей; - развитие коммуникативных умений учащихся. В связи с техническим прогрессом происходит обновление содержания предмета и изменение носителей информации и аппаратуры для ее проявления. Приоритет должен быть за формированием коммуникативной культуры учащихся. Традиционные и компьютерные технологии используются комплексно. В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения в большинстве случаев представлены не конкретные названия, а лишь общая номенклатура объектов, так как многие производимые средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся. Исключение составляют натуральные объекты (наборы химических реактивов, коллекции), а также специализированные приборы и аппараты, которые имеют конкретные названия. Средства обучения для эффективного преподавания химии представлены в настоящих рекомендациях различными видами пособий (натуральные объекты, модели, приборы и наборы для постановки демонстрационного и ученического эксперимента, печатные и экранно-звуковые средства обучения, средства новых информационных технологий, а также вспомогательное оборудование). Новизна разработанных требований В отличие от существовавших ранее перечней учебного оборудования по химии настоящие рекомендации ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по химии предполагает приоритет деятельного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому рекомендации включают средства обучения, не только выпускаемые в настоящее время, но и новые (перспективные), создание которых необходимо для реализации стандарта. Комплект учебного оборудования в настоящих рекомендациях составлен по блочно-модульному принципу. Основным блоком является учебное оборудование для базового уровня обучения химии. В старшей школе при изучении предмета на базовом уровне возможно повторение демонстрационных и лабораторных опытов и практических занятий при условии их обобщения на более высоком уровне. Профильное обучение потребует создание дополнительного модуля. Он должен состоять из небольшого перечня оборудования. При создании этого модуля больше внимания должно уделяться дальнейшему формированию исследовательских навыков. Неоценимую поддержку окажут новые информационные технологии: мультимедийные программы, электронные справочники и энциклопедии, обучающие компьютерные программы. Мультимедийные обучающие программы и учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения или носить проблемно-тематический характер для обеспечения условий углубленно-профильного уровня изучения химии по определенным темам. Электронные библиотеки должны включать комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные организационные формы обучения: индивидуальную, групповую, коллективную. Таким образом, настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Реализация принципа вариативности Для профильного обучения необходимо создание модуля из небольшого перечня оборудования. Некоторое оборудование может быть использовано как при изучении базового, так и углубленного и профильного уровней. Это прежде всего оборудование для оснащения химического эксперимента. Для профильного уровня комплекты для постановки химического эксперимента могут быть доукомплектованы дополнительными изделиями (набором узлов и деталей, некоторыми видами химической посуды). Кроме того, вариативно могут быть использованы некоторые экранные средства обучения, например, фолии. В этом случае в прилагающихся методических рекомендациях следует указать – какие пленки предназначены для базового, углубленного и профильного изучения материала. Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также, исходя из последовательных этапов формирования учебно-предметной среды (в том числе в виде традиционных и мультимедийных пособий, создаваемых учащимися). Расчет количественных показателей Количественные показатели при приобретении оборудования вычисляются исходя из наполняемости класса. Оборудование для самостоятельных работ учащихся (коллекции, наборы для постановки химического эксперимента, модели, некоторые приборы), т.е раздаточные пособия приобретаются из расчета: одно пособие на 2-х учащихся при изучении химии в основной и старшей школе при базовом изучении предмета. При изучении химии в профильных классах раздаточный материал приобретается на каждого ученика в целях отработки самостоятельных исследовательских навыков. Для отражения количественных показателей в рекомендациях используются следующая система условных обозначений: Д – демонстрационные пособия, приобретаются в одном экземпляре. Р – раздаточное оборудование, приобретается – 1 экземпляр на 2-х учащихся в основной и старшей школе при базовом изучении предмета и 1 экземпляр на каждого ученика в профильных классах. Наборы химических реактивов* приобретаются из расчета 1 набор для демонстрационных опытов и ученического эксперимента. Они имеют обозначе6ния Д/Р. Некоторые пособия используются учащимся поочередно. Они обозначены буквой П. Количество учебного оборудования (Д – 1 экз; Р – от 12 – 15 до 24 – 30 экз) приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Организация учебного кабинета При организации кабинета химии должны быть решены следующие вопросы: 1. Выбор помещения и его рациональная планировка соответственно Санитарно-эпидениологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. № 178 – 02) 2. Комплектование кабинета химии средствами обучения в соответствии с настоящими рекомендациями; 3. Комплектование кабинета специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и учащихся и рациональной системы хранения учебного оборудования; 4. Оснащение техническими средствами и создание условий для их эффективного использования; 5. Создание системы хранения и размещения учебного оборудования; 6. Оформление функционально-значимого интерьера учебного кабинета. * Учащимся запрещено использовать реактивы в формах, выпускаемых промышленностью, за исключением тех реактивов, которые предусмотрены программами для проведения лабораторных опытов и практических занятий. Для работы учащиеся используют только растворы реактивов, концентрация которых не более 5%.
Рекомендуемая литература:
1. Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР, №10, 1987 2. Гаркунов В.П., Злотников Э.Г., Пути совершенствования экспериментальных самостоятельных работ учащихся по химии в условиях развивающего обучения. // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. Л., 1988. 3. Злотников Э.Г. Тесты на практических занятиях. // Химия в школе. №1. – 2000. 4. Злотников Э.Г. Тесты по химическому эксперименту и правилам техники безопасности. // Химия в школе. - №5. – 2002. 5. Исаев Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера. // Химия в школе. №9. – 2001. 6. Ким Е.П. Тестовый контроль практических знаний и умений. // Химия в школе. №1. – 2000. 7. Маршанов Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории: Сборник инструкций и рекомендаций. – 2-е изд. – испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с. 8. О введении в действие Правил техники безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ Министерства просвещения СССР.// Сборник приказов и инструкций. -№37. – 1987. 9. Правила безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ // Химия в школе. – №1 – 2005. 10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004. – 266 с. 11. Яковлева И.Н. О безопасных условиях труда и обучения в кабинете химии. // Химия в школе. - №7 – 1998. |