Реферат: Методические рекомендации для учителей Интерактивные формы и методы
Название: Методические рекомендации для учителей Интерактивные формы и методы Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV Региональный образовательный форум «Школа - 2007» __________________________________________________
методические рекомендации для учителей
Интерактивные формы и методы на уроках географии
Кострома 2007 Методические рекомендации разработаны по материалам различных методических пособий и включают в себя технологические карты 2-х уроков с использованием интерактивных методов Составитель: Федотова Наталия Константиновна, учитель географии МОУ СОШ № 30 г. Костромы 10% информации усваивается из того, что слышим, 50% - из того, что видим, 70% - что проговариваем и… 90% - что делаем сами Жизнь в современном обществе требует от человека умения выражать свою позицию, учитывая при этом права и потребности других членов общества. Учитель должен обеспечивать эти процессы, поддерживать и развивать их в своей деятельности для того, чтобы сформировать важнейшее интеллектуальное качество гражданина – критическое мышление. Критическое мышление – это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений) и умение отказаться от собственных предубеждений. Только критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем. Критическое мышление не принимает догм и развивается путем наложения новой информации на жизненный опыт. Интерактивные методы являются надежным способом достижения успеха в этом направлении и позволяют: - управлять коммуникативными процессами, - воздействовать на процесс обучения и принятия решений через практику поэтому они могут широко использоваться в работе любого педагога. Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие всех субъектов процесса. Учитель является организатором процесса усвоения знаний учениками, которые должны взаимодействовать, общаться, изобретать и применять имеющийся у них опыт. Интерактивное обучение основывается на следующих принципах: - свобода выбора (форм исследования, способ представления точки зрения и т.д.), - открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, т.е. ставить пред проблемами, решения которых лежат далеко за пределами исследуемого вопроса) - деятельности (обучения для опыта и через опыт) и 2 методах обучения : - обратной связи (регулярный контроль процесса обучения), - идеальности (соотношение пользы от выполняемого действия и затратами на него, предоставление возможности дальнейшего взаимообогащения новой информацией), Правила организации деятельности при интерактивных формах работы: 1. Безоценочное отношение, как к личности, так и к действиям. 2. Партнерское общение. 3. Осознание поведения участников, сопереживание их состоянию. 4. Поддержание активности участников и возможное делегирование им возможности принятия решения. 5. Соблюдение практичности теории, подтверждение фактами, демонстрацией применимости. 6. Внесение элемента неформальности (рассказ из личного опыта) 7. Юмор. 8. Постоянное перемешивание малых групп, чтобы как можно большое количество участников процесса поработали вместе. Интерактивные формы работы : - Ролевая игра - Мозговой штурм - Дебаты - Ток – шоу - Дискуссия Дискуссия – это одна из интерактивных форм, которая может использоваться на уроках географии. Этот метод предполагает сотрудничество сторон, стремящихся достичь взаимопонимания и общего решения проблемы. В дискуссии учащиеся слушают друг друга, чтобы: - понять, - увидеть смысл, - прийти к согласию. В ходе работы у учащихся возникают предпосылки для переоценки мнений, создаются условия для серьезного анализа своей позиции, открывается возможность найти лучшее эффективное решение проблемы, при чем происходит это в атмосфере открытости и доброжелательности. Цели дискуссии: - поделиться знаниями о предмете, - представить/выслушать новые идеи, - способствовать развитию взаимоотношений в группе, - дать возможность учащимся сделать свои выводы и их проверить Элементы критического мышления как мыслительные средства достаточно эффективно усваиваются учащимися 10-х и 11-х классов, поэтому чаще всего интерактивные формы применяются в учебном процессе старшей школы. «Мировые религии»
Цель урока : сформировать представление о мировых религиях Задачи урока: · Учебная задача: дать понятие об особенностях мировых религий и их влиянии на мировое сообщество. · Воспитательная задача: воспитывать толерантное отношение к религиозным убеждениям · Развивающая задача: развивать умение систематизировать материал и аргументировать свое мнение. Тип урока: получение нового знания Возраст учащихся: 10 класс (15-16 лет)
Программное обеспечение : презентации в PowerPoint, фильм «Код да Винчи» Оборудование: видеопроектор, настенная контурная карта, атласы, маркеры. План урока : 1. Организационный момент 2. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. Выбор методов 3. Поиск нового знания 4. Введение полученных знаний в систему знаний об обществе. 5. Подведение итогов урока, рефлексия. Технологическая карта урока
«Шекспир на все времена» (2 академических часа) Предметы: география, литература, МХК, английский язык Цель: используя различные методы исследовательской деятельности подвести учащихся к самостоятельным выводом и обобщениям Задачи урока: · Учебная задача: дать понятие о многогранном таланте У. Шекспира. · Воспитательная задача: воспитывать положительное отношение к творчеству Шекспира · Развивающая задача: развивать умение делать самостоятельные выводы и обобщения, аргументировать свое мнение. Тип урока: получение нового знания Возраст учащихся: 10 класс (15-16 лет)
Программное обеспечение : презентации в PowerPoint, записи спектаклей «Гамлет», «Двенадцатая ночь», «Ромео и Джульетта» и т.д.
Оборудование: видеопроектор, листы для выполнения заданий урока, черные и белые розы
План урока : 1. Организационный момент 2. Самоопределение к деятельности. Целеполагание. Выбор методов 3. Исследование проблемы урока. 4. Рефлексия. 5. Подведение итогов исследования. Вывод по проблеме Технологическая карта урока
Приложение к уроку «Мировые религии»
Приложение к уроку «Шекспир на все времена»
Викторина «Знаете ли Вы Шекспира?» I. Фразы:
II. Творчество :
III. Современники :
IV. Синквейны
Для заметок
Контактная информация: Федотова Наталия Константиновна рабочий телефон: (4942) 31-14-66 e-mail: fnk80@mail.ru |