Учебное пособие: Методические указания по выполнению рефератов Реферат должен иметь следующую структуру
Название: Методические указания по выполнению рефератов Реферат должен иметь следующую структуру Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
1. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов в течение семестра включает в себя регулярную проработку лекционного материала, работу с предложенной литературой. Студентам рекомендуется, используя список литературы, на каждый вопрос составить краткий конспект в специально отведенной для этих целей тетради. Конспект ни в коем случае не представляет собой механического переписывания текста. Для изучения каждого из вопросов обязательно использование не менее трех книг из списка литературы, чтобы получить максимально четкое, полное и ясное представление о проблеме. Необходимо подчеркнуть, что вопрос надо готовить строго в тех рамках, которые обозначены его формулировкой. При подготовке конспекта следует составить развернутый план ответа на вопрос, содержащий четкие определения понятий, краткое описание сути того или иного социального явления или процесса и его значение для личности и общества (общности). Таким образом, в основе подготовки семинарских вопросов должен лежать проблемный подход. Для закрепления изученных вопросов следует привести конкретные примеры проявлений изучаемых социальных явлений и процессов. Особое внимание при изучении дисциплины следует уделить понятийному аппарату. Тест для самоконтроля позволит заострить внимание на ключевых вопросах дисциплины и подготовиться к итоговому контролю, а также проверочному тестированию остаточных знаний студентов. 2. Методические указания по выполнению рефератов Реферат должен иметь следующую структуру: 1. Титульный лист. 2. Содержание. 3. Введение. 4. Основная часть, состоящая из 3-4 разделов. 5. Заключение. 6. Список использованных источников. В содержании приводятся заголовки реферата и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации (деления) необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы в правом столбце содержания. Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируется проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указывается объект исследования. Объем введения –2-3 страницы машинописного текста. Основная часть состоит из разделов, в которых раскрывается исследуемая тема и последовательно решаются задачи, поставленные во введении и служащие достижению поставленной цели исследования. В заключении приводятся основные результаты, достигнутые при выполнении реферата. Заключение представляет собой не простой перечень полученных результатов, а их итоговый синтез. Объем заключения приблизительно составляет 1-2 страницы. Общий объем реферата должен составлять не менее 15 страниц.
3. Темы рефератов 1. Мир и человек в их сложном единстве. 2. Человек – главная проблема философии. 3. Функции философии в обществе. 4. Диалектика знаний и ценностей. 5. Философия и наука. 6. Философия как методология. 7. Арии и веды. Ведический пантеон. 8. Упанишады. 9. Космография и мифология джайнизма. 10. Четыре благородные истины буддизма. 11. Буддийская этика. 12. Космология и мифология буддизма. 13. Культ Шаньди в эпоху Инь. 14. Культ Неба в эпоху Чжоу. 15. Жизнь и философия Конфуция. 16. Конфуцианство как регулятор жизни в китайском обществе. 17. Лао-цзы и его сочинение «Дао де дзин» 18. Теократическое государство даосов. 19. Пантеон китайского буддизма. 20. Влияние чань-буддизма на китайскую культуру. 21. Кризис мифологического сознания и его причины. 22. Мировоззренческий смысл древнегреческого космоцентризма. 23. Мера и безмерное, предел и беспредельное, единое и многое, текучесть и неизменность – главные темы мировоззренческих исканий древнегреческих мыслителей. 24. Единое, Ум (Логос), Душа – триада первосущностей в античной философии. 25. Фалес, Парменид, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель – вехи в развитии античной философии. 26. Рациональность: становление и развитие форм и методов рационального мышления в культуре Древней Греции. 27. Математическое и эстетическое оформление перехода от мифологического мировосприятия к рациональному. 28. Демокрит и атомистическая парадигма. 29. Платон и В.Гейзенберг – «В начале была симметрия...» 30. Неоплатонизм и христианство. 31. Аристотель: жизнь и деятельность. 32. Диоген, Эпикур, Сенека о человеке. 33. Идеи неоплатонизма (Плотин, Прокл). 34. Основные идеи и ценности христианства. 35. Теоцентризм как основа философии европейского средневековья. 36. Реализм и номинализм о природе общих понятий. 37. Аврелий Августин «Исповедь». 38. Пьер Абеляр «История моих бедствий». 39. Символизм средневековой культуры. 40. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики. 41. Великие представители Ренессанса. 42. Основные идеи Реформации. 43. Эразм Роттердамский «Похвала глупости». 44. Никколо Макиавелли «Государь». 45. Диалектика Николая Кузанского. 46. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной (Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей). 47. Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанелла. 48. Ньютоновская классическая наука и становление индустриального общества. 49. Экспериментальный метод и метод индукции Ф.Бекона. 50. Гносеологические идеи картезианства. 51. Сенсуализм и эмпиризм в английской философии XVII века. 52. Правовые идеи Т.Гоббса и Дж.Локка. 53. Субстанция, атрибуты и модусы Б.Спинозы. 54. Б.Спиноза – «Свобода есть познанная необходимость». 55. Д.Юм о человеческой природе. 56. Проблема человека в философии эпохи Просвещения. 57. Философия Канта и современность. 58. Философия Канта и естествознание ХХ века. 59. Объективный идеализм Фихте: философия деятельности. 60. Натурфилософия Шеллинга: возвращение к природе. 61. Диалектика от Канта до Гегеля. 62. Философия Гегеля. Система и метод. 63. Проблема свободы в немецкой философии. 64. Гуманизм Л.Фейербаха. 65. Значение классической немецкой философии для развития европейской мысли. 66. Основные проблемы философии марксизма. 67. Проблема отчуждения в философии К.Маркса. 68. Взлет и трагедия марксизма. 69. Позитивизм и наука. 70. Проблема природы и статуса научного знания в истории позитивизма. 71. Понятие воли в философии А.Шопенгауэра. 72. Учение Ф.Ницше о «сверхчеловеке». 73. Программа «переоценки всех ценностей» и «имморализм» Ф.Ницше. 74. Неокантианство и эмпириокритицизм в философии XIX века. 75. Утопический социализм в XIX веке. 76. Основные идеи феноменологической философии Э.Гуссерля. 77. Современная «философия науки». 78. Психоанализ и философия неофрейдизма. 79. Развитие психоанализа в XX веке и его влияние на философию. 80. Роль и место экзистенциализма в развитии науки и искусства XX века. 81. Экзистенциализм М.Хайдеггера: предмет и задачи философии. 82. Философия истории К.Ясперса. 83. Новый синтез знания о человеке и ноосфера (М.Шелер, Тейяр де Шарден). 84. Гуманизм в философии и гуманистическое движение второй половины XX века. 85. Структурная антропология К.Леви-Стросса. 86. Модернизация, модернизм и постмодернизм. 87. Категория «небытие» в философии. 88. Прогресс и регресс: соотношение понятий. 89. Виртуальная реальность. 90. Проблема бесконечности пространства и времени. 91. Техника как особая реальность. 92. Роль заблуждений в познании. 93. Знание и вера. 94. Причины и характер научных революций. 95. Информационные революции в истории человечества. 96. Сциентизм и антисциентизм. 97. Проблема моральной ответственности ученого (этика науки). 98. Философские аспекты проблемы клонирования человека. 99. Общественная психология и общественная идеология. Тема реферата студент определяет по двум последним цифрам в номере своей зачетной книжки. Если эти цифры 00, то берется тема 10 из приведенного списка. 4. Вопросы для подготовки к зачету 1. Предмет философии. 2. Место и роль философии в культуре. 3. Философия как мировоззрение. 4. Философия и частные науки. 5. Древнекитайская философия. Конфуций. 6. Лао-Цзы и даосизм. 7. Древнеиндийская философия. Основные течения. 8. Проблема первоначала в философских учениях Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Анаксимандра. 9. Учение пифагорейцев о числах как основе мира. 10. Взгляды на движение Парменида и Зенона. 11. Атомизм Демокрита. 12. «Диалектика», «майевтика», «ирония» – аспекты сократовского метода. 13. Философия Платона как система объективного идеализма. 14. Учения Аристотеля: о движении, о причине и о сущности. 15. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. 16. Учение Августина о душе и самопознании. 17. Спор номиналистов и реалистов об универсалиях. 18. Философский синтез Ф.Аквинского. 19. Дж.Бруно о бесконечности миров. 20. Н.Макиавелли и его «Государь». 21. Ф.Бэкон и его индуктивный метод. 22. Р.Декарт и его аксиоматико-дедуктивный метод. 23. Спиноза и его учение о субстанции. 24. Лейбниц и его учение о монадах. 25. Концепция общественного договора. Ж.-Ж.Руссо. 26. «Коперниковский переворот» И.Канта в теории познания. 27. Гегелевская диалектика и ее особенности. 28. Антропологическая философия Л.Фейербаха. 29. Теория общественного развития К.Маркса. 30. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. 31. Славянофилы и западники: различия и сходство. 32. Философия «всеединства» В.Соловьева. 33. Философские поиски Н.Бердяева: творчество, культура, судьба России. 34. Теория ноосферы В.Вернадского. 35. Основные направления и типы философствования в современной западной философии: сциентистское, антисциентистское, умозрительно-метафизическое. 36. Неопозитивизм. Аналитическая философия Л.Витгенштейна. 37. Постпозитивизм. Критический рационализм К.Поппера, П.Фейерабенда. 38. Феноменология Э.Гуссерля. 39. Философская герменевтика Г.Гадамера. 40. Теория психоанализа З.Фрейда. 41. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. 42. Человек и общество в немецком экзистенциализме М.Хайдеггера и К.Ясперса. 43. Проблема свободы и ответственности в экзистенциальной философии Ж.-П.Сартра. 44. Структурная антропология К.Леви-Стросса. 45. Неотомизм. Религиозно-философская система Тейяра де Шардена. 46. Американский прагматизм. Радикальный эмпиризм У.Джеймса. 47. Постмодернизм. Симулякры Ж.Бодрийара. 5. Вопросы для подготовки к экзамену 1. Онтология, гносеология, аксиология, антропология как основные разделы философии. 2. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. 3. Понятия объективная и субъективная реальность. Определение материи. 4. Понятие движение, классификация форм движения материи. 5. Категории пространства и времени. 6. Диалектика и ее альтернативы. 7. Категории диалектики. 8. Законы диалектики. 9. Детерминизм и индетерминизм. 10. Научная картина мира. Основные параметры и идеи. 11. Природа как предмет философского осмысления. Идея «господства над природой» и результаты ее реализации. 12. Сознание: происхождение и сущность. 13. Проблема идеального и форм его бытия. 14. Сознание и самосознание. 15. Взаимосвязь мышления и языка. 16. Познание как предмет философского анализа. 17. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности. 18. Субъект и объект познания. 19. Истина и пути ее исторического развития: теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когеренции). 20. Диалектика абсолютного и относительного в знании. 21. Истина и заблуждение. 22. Практика как важнейший критерий истины. 23. Проблема соотношения веры и знания. 24. Структура научного познания, его методы и формы. 25. Научные революции и смены типов рациональности. 26. Наука и техника. Диалектика их развития. 27. Информация. Основные концепции и определения. 28. Общество как саморазвивающаяся система. Типология общества. 29. Формационный и цивилизационный подходы в исследовании общества. 30. Гражданское общество и государство. 31. Социальная философия о соотношении личности и общества. 32. Понятия «этноса» и «нации». 33. Основные концепции социальной дифференциации современного общества. 34. Культура и цивилизация. 35. Проблема диалога культур Востока и Запада. 36. Индивид, человек, личность. Формирование личности. 37. Свобода и ответственность личности. Смысл жизни. 38. Проблема насилия и ненасилия в современном обществе. 39. Нравственные ценности и категории этики. 40. Человек в мире культуры. Человек как стержень развития культуры. 41. Права и свободы личности в современном обществе. 42. Роль искусства и эстетических ценностей в жизни человека. 43. Сущность и критерии общественного прогресса. 44. Социальные последствия информационно-компьютерной революции. 45. Происхождение и сущность глобальных проблем человечества. 46. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности. 47. Социальные последствия информационно-компьютерной революции. 48. Перспективы развития и контуры будущего современной цивилизации.
6. Рекомендуемая литература Основная учебная литература 1. Голубинцев В.О., Данцов А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов/н/Дону, 2006. 2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2007. 3. Философия. Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидоровой. - 3-е изд., перераб и доп. – М.: Гардарики, 2005. 4. Философия. Учебник / Под редакцией В.Н.Лавриненко.- Изд. 3-е, испр. и дополн. – М.: Юристъ, 2007. Дополнительная учебная литература 5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. – М., 1999. 6. Кравченко В.В. Тесты по философии (с историко-философским введением). Учебное пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2004. 7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-изд. Т.13. 8. Нижников А.С. История философии. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2004. 9. Радугин А.А. Философия. Курс лекций.-2-е изд. – М.: Центр, 2001. 10. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для технических вузов. – М., 2005. 11. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В.Миронова. – М.: Норма, 2005. 12. Моздаков А.Ю. Понятие безопасности в классической и современной философии // Вопросы философии. – 2008. – №4. 14. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М., 1995. 15. Самосознание европейской культуры XX в. – М., 1991. 16. Философия и методология современности. – Иркутск: ИрГТУ, 2000. Дополнительная литература 1. Бехман Г.Современное общество как общество риска // Вопросы философии. – 2007. – №1. 2. Ганчев П. Глобализация цивилизаций и необходимость новой формы философии // Вопросы философии. – 2007. – №8. 3. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. 4. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. –М.: Гардарики, 2000. 5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. 6. Душенко К.В. Мысли и изречения древних с указанием источника. Древние греки. Древние римляне. Библия. Учителя Церкви. Мудрецы Талмуда.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2008. 7. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. – 2007. – №7. 8. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.Т.42 9. Новая философская энциклопедия. В 4т. – М.: Мысль, 2000-2001. 10. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992. 11. Тойнби А.Дж. Постижение истории. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. 12. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992. 13. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности.-4-е изд. – М., 2008. 14. Шпенглер О. Закат Европы. – М.: Мысль, 1993. 15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991. 16. Яхнин Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (Общенациональная идея России в мировом контексте) // Вопросы философии. – 2006. – №5.
|