Реферат: Методические рекомендации по проведению профсоюзного собрания с единой повесткой дня «90-лет Белорусскому профессиональному союзу работников образования и науки»
Название: Методические рекомендации по проведению профсоюзного собрания с единой повесткой дня «90-лет Белорусскому профессиональному союзу работников образования и науки» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению профсоюзного собрания с единой повесткой дня « 90-лет Белорусскому профессиональному союзу работников образования и науки» Цель собрания: · широкое информирование членов профсоюза об истории профсоюзного движения в отрасли; · информирование первичных профсоюзных организаций о деятельности отраслевого профсоюза по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза . Сроки проведения собрания: · сентябрь-октябрь 2011 года. Задачи профсоюзного собрания: · повышение мотивации профсоюзного членства на основе ознакомления работников со страницами истории отраслевого профсоюза и практической деятельностью профсоюза по защите социально-трудовых прав работников отрасли; · привлечение внимания профсоюзных организаций к социальным проблемам образования; · коллективная поддержка решений VI съезда ФПБ, VI съезда отраслевого профсоюза. Устав профсоюза, Положение о первичной профсоюзной организации предусматривают условия, когда собрание правомочно принимать решение. Для собрания - это участие в работе более 50% членов профсоюза, состоящих на учете в организации. При подготовке к собранию и при его проведении есть этапы, которые помогут повысить эффективность работы профсоюзной организации. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: Планирование: на заседании профсоюзного комитета определяются: - дата, время, место; - повестка дня; - состав рабочей группы по подготовке собрания. Как правило, подготовка собрания поручается комиссии профкома соответствующей рассматриваемому вопросу; О дате, месте и времени проведения профсоюзного собрания должно быть объявление не позднее, чем за 15 дней. Рабочая группа осуществляет подготовку всех необходимых материалов: - определяет докладчика; - определяет участников и круг приглашенных лиц (целесообразно на данное собрание пригласить ветеранов профсоюзного движения, бывших председателей профкома, даже если они работают в другом учреждении, ветеранов педагогического труда, представителей вышестоящих профсоюзных органов); - определяет какие материалы необходимо изучить, собрать, подготовить - отчеты, статистику, результаты опросов, анкетирования, другие документы; - распределяет обязанности членов рабочей группы; - готовит наглядные материалы; - в случае необходимости готовит смету на подготовку и проведение собрания, выносит ее на утверждение; - готовит необходимые документы. Доклад, проект решения, регламент. ПРОВЕДЕНИЕ СОБРАНИЯ Проведение собрания предполагает следование следующему порядку: - собравшиеся информируются о наличии кворума (более 50% членов профсоюза, состоящих на учете в организации); - собрание объявляется открытым; - избирается председатель собрания и секретариат (это может быть один, два и более человек); - утверждается повестка дня; - утверждается регламент; - формируются редакционная комиссия; - рассмотрение вопроса (доклад, выступления, предложения); - принятие решения; - если повестка дня исчерпана, собрание закрываются. На собраниях, посвященных юбилейным датам, рекомендуется проводить награждение профактива и ветеранов профсоюзного движения. ТЕЗИСЫ выступления председателя первичной профсоюзной организации на профсоюзном собрании с единой повесткой дня I. Историческая справка Глубинные корни родословной Белорусского профессионального союза работников образования и науки берут свое начало в конце XІX – начале XX столетия, когда в учительской среде стали возникать профессиональные сообщества. В связи с запретом вплоть до 1905 – 1907 гг. любой независимой от властей политической, общественной деятельности первые профсоюзные объединения были нелегальными или действовали под вывеской касс взаимопомощи, благотворительных организаций и т.д. На учительских курсах в среде учительства нередко возникали не только идеи организации, единения, сплочения, но и создавались профсоюзные кружки. В отраслевом профсоюзном летоисчислении рубежными, отправными стали два значимых события: в июле 1919 года было организационно оформлено создание Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры. Осенью 1920 г. в г. Минске было создано Временное правление союза работников просвещения и социалистической культуры, оно провело подготовительную работу по созыву съезда, который состоялся 8 – 11 января 1921 года. Именно от этого съезда фактически ведется отсчет истории отраслевого профсоюза работников образования. С 1922 по 1934 год профсоюз работников просвещения объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, ВУЗов и политпросветучреждений. Его деятельность в эти годы характеризуется активным участием в становлении и развитии отечественной системы образования, воспитания, в поэтапном осуществлении всеобуча, ликвидации массовой неграмотности, осуществлении культурной революции. В 1931 году за успехи в деле образования, активное участие в ликвидации неграмотности и малограмотности профсоюз был награжден республиканским орденом Трудового Красного Знамени. В 1934 году профсоюз работников просвещения был разукрупнен и вместо него образованы 8 самостоятельных профсоюзов: работников начальных и средних школ РСФСР, Беларуси, Украины, Закавказья, Средней Азии, высшей школы и научных учреждений, работников дошкольных учреждений, работников политпросветучреждений. В 1948 году в интересах большей консолидации предпринимаемых усилий, ради быстрейшего восстановления и развития народного образования происходит объединение профсоюза работников начальных и средних школ с профсоюзом работников дошкольных учреждений, а в 1956 году профсоюз был переименован в профсоюз работников просвещения. В октябре 1957 года профсоюзы просвещения всех республик СССР объединились в единый профсоюз, в который вошли также работники высшей школы и научных учреждений. Наш профсоюз стал называться профсоюзом работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Белорусской ССР. Приоритетными для профсоюзов в то время были определены организационно-производственные функции: участие в решении производственных задач, укреплении трудовой дисциплины, регулировании социально-трудовых вопросов, охране общественного порядка, организации деятельности товарищеских судов. Более того, на профсоюзы с 1933 года было возложено выполнение ряда государственных функций: осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда, управление социальным страхованием. Профсоюзы имели прямое отношение к жилищному строительству, распределению жилья, выдаче путевок в санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, организации туризма, физической культуры, спорта и многому другому. Республиканская организация профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений просуществовала до сентября 1990 года. В сентябре 1990 года состоялся I съезд профсоюза работников образования и науки Беларуси, на котором были приняты временный Устав и Программа деятельности, провозглашены самостоятельность, независимость профсоюза от органов власти, политических партий и движений. В этих учредительных документах впервые четко сказано, что главной задачей профсоюза является защита профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов членов профсоюза. Председателем на альтернативной основе была избрана Тамара Иосифовна Чеботова – лидер грамотный, авторитетный, с именем которой связаны достижения периода становления отраслевого профсоюза. В 2005 году лидером Белорусского профсоюза работников образования и науки стал Андрей Васильевич Лукьянович, глубоко и не понаслышке знающий проблемы отрасли, членов профсоюза. 19.12.2006 на II Пленуме ЦК Председателем Белорусского профессионального союза работников образования и науки избран Александр Александрович Бойко, заместитель Председателя ЦК. Требования по усилению социально-экономической защищенности работников постоянно направлялись в Верховный Совет, Правительство, были подкреплены массовыми профсоюзными коллективными действиями, вплоть до забастовок, митингов, пикетирования здания Дома правительства. В результате удавалось добиваться удовлетворения части выдвигаемых профсоюзом обоснованных требований. Среди завоеваний современного профсоюза - снижение наполняемости классов в начальной школе, лицейских, гимназических, классах с углубленным изучением дисциплин и т.д.; совершенствование контрактной формы найма в отрасли, порядка исчисления стажа работы по специальности, доплат педагогическим работникам; повышение тарифных ставок работников интегрированных группах дошкольных учреждений, внесение изменений в порядок проведения аттестации педагогических работников; сохранение студенческих санаториев-профилакториев; восстановление прав на выплаты по государственному обеспечению некоторым категориям обучающихся-сирот, утратившим их ранее. 6 апреля 2010 года состоялся VI съезд Белорусского профессионального союза работников образования и науки Принятая VІ Съездом профсоюза Программа основных направлений его деятельности на 2010 – 2015 годы поставила серьезные задачи, выполнить которые может лишь сплоченный, верный традициям, мобильный в поиске новых акцентов развития, уверенный в своей перспективе профсоюз. Сегодня Белорусский профсоюз работников образования и науки объединяет 6 областных и Минскую городскую, 134 районных, 10 городских, 7439 первичных профорганизаций. Численность членов профсоюза составляет 605 142 человек. II. Деятельность Центрального комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки Главной целью отраслевого профсоюза по-прежнему остается защита профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов своих членов. Для ее осуществления создана правовая инспекция труда Белорусского профсоюза работников образования и науки. Правовая инспекция труда обеспечивает защиту каждого члена профсоюза на труд, получение профессии и повышение квалификации, справедливую и своевременную оплату труда. Участвует в разработке проектов актов законодательства и отраслевых нормативных документов, регулирующих трудовые и социальные отношения. Говоря о мерах, принимаемых Белорусским профсоюзом работников образования и науки по защите профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и законных интересов своих членов следует отметить, что отраслевым профсоюзом вместе с социальным партнером — Министерством образования достигнуто немало: - после многочисленных обращений организационных структур отраслевого профсоюза в целях совершенствования организации труда работников учреждений образования из числа руководителей, эффективности использования их творческого потенциала, а также поддержания их профессионального уровня принято соответствующее постановление Министерства образования. Им разрешено руководителям (их заместителям) учреждений образования [их структурных подразделений] выполнять в рабочее время оплачиваемую преподавательскую работу по месту основной работы в объеме не более половины нормы часов преподавательской работы за ставку педагогических работников; - установлено дифференцированное повышение тарифных ставок (окладов] работникам учреждений специального назначения в размере от 30 до 120% тарифной ставки первого разряда в месяц; - учитывая значимость помощников воспитателей в дошкольном образовании, повышен статус этих работников посредством перевода из категории рабочих в категорию служащих, что позволило увеличить их заработную плату в среднем на 10%; - установлено повышение на 10% тарифных ставок (окладов] мастерам производственного обучения и преподавателям предметов (дисциплин] профессионального компонента учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, финансируемых из бюджета; - повышены тарифные ставки (оклады] на 5% педагогическим работникам общеобразовательных, специальных учреждений образования, учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования; установлены ежемесячные доплаты молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием из числа педагогических работников в размере одной тарифной ставки первого разряда; надбавки за наличие квалификационной категории педагогического работника руководителям учреждений образования и их заместителям по основной деятельности. - восстановлена прежняя продолжительность основных отпусков работникам учреждений образования; Сегодня ЦК отраслевого профсоюза в области оплаты труда работников отрасли считает приоритетными следующие задачи: - повышение тарифных ставок (окладов) педагогических работников не менее чем на 25%; - распространение на ППС подпункта 1.3 пункта 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь 01.09.2010 № 1267 и подпункта 1.1.2 пункта 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь 26.01.2009 №86; - снижение продолжительности рабочей недели воспитателям учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования с 36 до 30 часов; - выделение бюджетных ассигнований на установление дополнительных мер стимулирования работникам, с которыми заключены контракты; - увеличение нормативов выделения средств на установление надбавок специалистам за наличие квалификационных категорий. Вопросы охраны труда, здоровья работников в отрасли образования являются первостепенными наравне с вопросами заработной платы и занятости. Центральный комитет вышел с инициативой в Министерство образования и Федерацию профсоюзов Беларуси о внесении предложений в органы государственного управления в части: - выделения в бюджете отдельной статьи на расходование средств на охрану труда и отнесения ее к защищенным статьям бюджета наряду с заработной платой и налоговыми платежами (как это предусмотрено, к примеру, в статье 19 Закона Украины об охране труда); - установления норматива и порядка целевого финансирования отраслевых и региональных мероприятий по улучшению условий и охраны труда для бюджетных организаций (как это предусмотрено Законом Украины об охране труда – не менее 0,2 % от фонда оплаты труда или Законом Республики Молдова – не менее 2 % от фонда оплаты труда). III. Деятельность Минского городского комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки Минская городская профсоюзная организация объединяет 9 районных организаций и 27 организаций, находящихся на профобслуживании горкома. Численность Минской городской организации Белорусского профессионального союза работников образования и науки составляет 54823 человека. В структуре профсоюзного членства 53716 человек составляют работники отрасли; 2057 – неработающие пенсионеры, охват профсоюзным членством работающих 98,24 %. Для использования всех современных информационных средств городской комитет оснащен необходимой оргтехникой, работает интернет-сайт ГК профсоюза. Все вопросы в городской профсоюзной организации решаются с позиций социального партнерства. Столица вкладывает в образование четверть городского бюджета для его успешного функционирования и развития. Целевую направленность получают и средства на капитальные и текущие ремонты. Продолжается технологическое оснащение и внедрение информационных технологий, приобретение инновационного учебного оборудования и развитие инфраструктуры образовательных учреждений города. Комитет по образованию, наниматели активно работают и по привлечению внебюджетных средств. Обеспечивается своевременная и в полном объеме выплата заработной платы и отпускных. Серьезным результатом совместной деятельности горкома профсоюза и комитета по образованию в условиях финансово-экономического кризиса можно считать тот факт, что после переговоров с руководством горисполкома, депутатами горСовета удалось сохранить ежемесячные доплаты по решению Минского городского совета депутатов и распространения их выплат не на учебный, а на весь календарный год. Сохранение доплат, расширение списков категорий работников на эти доплаты, выделение премий, грантов - эти действия Мингорисполкома не могут не вызывать уважения. Справочно: За последние 5 лет более тысячи педагогов города стали обладателями грантов Мингорисполкома (ежегодно выделяется 100 грантов и 100 премий в размере 40 и 50 базовых величин соответственно). Горком активно поднимает проблемы социально-экономической защиты работников, создания им благоприятных условий для творческого труда. Нам удалось добиться принятия дополнительных мер социальной защиты работников: - ежемесячного расчета и направления в учреждения сэкономленных по фонду заработной платы средств; - предоставления дополнительного отпуска руководителям учреждений; - удалось значительно увеличить продолжительность трудового отпуска (на 10 дней) директоров и заместителей директоров учреждений, подчиненных комитету по образованию, продолжительность основного трудового отпуска которых составляет 24 календарных дня; - сложилась и наработана практика заключения и расторжения нанимателями с работниками контрактов, а также предоставления дополнительных мер стимулирования труда. Справочно: Горкомом профсоюза проводится постоянный мониторинг по контрактной форме найма. Снизилось число контрактов сроком на 1 год: 2008г. - 31,8%, 2011г. – 29,4%. Увеличилось число контрактов сроком на 5 лет (2011г. – 8478чел., 18,8%); - создана система управления охраной труда, как на уровне города, районов, так и организаций. В центре этой работы общественный контроль. Справочно : По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда дополнительный отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставлен 2496 работникам (4 дня – 2376 чел., 7 дней – 120 чел.) Доплаты в размере 0,1 % , 0,14 % тарифной ставки 1 разряда за 1 час работы за работу во вредных и (или) опасных условиях труда получают 3327 чел. Сокращённую продолжительность рабочего времени имеют 44 работника. Важным направлением работы профсоюзной организации является оздоровление работников образования. Горкомом профсоюза совместно с органами управления образованием проводится множество физкультурно-оздоровительных мероприятий. Участвуем в городских и республиканских спартакиадах. Обеспечиваем их финансирование и оказываем помощь на оздоровление работникам и членов их семей. В подавляющем большинстве практически отсутствуют возможности организации лечения и оздоровления в условиях, когда Фонд социального страхования выделяет недостаточное количество средств на оздоровление и лечение работников образования. И, к сожалению, предпринимаемые на местах комитетами профсоюза действия далеко не всегда приводят к каким-либо заметным результатам. В горкоме профсоюза ежегодно составляется социальный паспорт. В настоящее время педагогические коллективы города на 28,7% состоят из опытных учителей-предметников со стажем работы в отрасли свыше 15 лет. В образовательных учреждениях работает 10 процентов педагогов в возрасте до 30 лет. Анализ показывает, что количество педагогов с высшим образованием с 2004 года увеличился с 86% до 90%. Изменился и качественный состав педагогов. Образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях города в основном обеспечивают педагоги с первой и высшей квалификационной категорией - 65,5%, со второй категорией – 18,3%. Вместе с тем: - растет число учителей пенсионного возраста: с 10,7% до 12,8%; - уменьшается процент мужчин в отрасли с 10,4% до 9,2%; - снижается численность учителей со стажем работы до 5 лет с 17,2% до 16,4%. Городская организация отраслевого профсоюза постоянно заботится о повышении профессионального престижа. Так, совместно с комитетом по образованию мы участвуем в организации и проведении конкурса «Столичный учитель – столичному образованию». В Минске немало прекрасных педагогических династий, и наш городской, и районные комитеты профсоюза, профкомы первичных организаций продолжают работу по сбору материалов об их представителях. Для организации досуга, сплочения коллективов и создания здорового микроклимата для работников отрасли проводятся культурно-массовые мероприятия. Развитию творчества, инициативы учителей, исполнительского мастерства способствуют городские смотры-конкурсы художественной самодеятельности работников учреждений образования, фестивали. Традиционно для детей работников проводятся благотворительные новогодние праздники. Проводится на самом высоком уровне работа с ветеранами. Уже традицией стало проведение Минским горкомом совместно с комитетом по образованию Мингорисполкома встреч с председателями районных советов ветеранов педагогического труда и городских клубов «Учитель» и «Оптимист» как на базе горкома, так и выездных в лучших учреждениях образования, культурных центрах столицы.
IV . Деятельность районного г. Минска комитета Белорусского профессионального союза работников образования и науки. V. Деятельность первичной профсоюзной организации.
Отдел организационной работы Минского горкома отраслевого профсоюза |