Реферат: Методические рекомендации особенности физических наблюдений.(4 часа)
Название: Методические рекомендации особенности физических наблюдений.(4 часа) Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ.(4 часа)
Задачи. Сформировать мотивацию учащихся. Научить ставить цель и выполнять простейшие эксперименты, сопоставлять явления, находить общие признаки, систематизировать полученные знания.
1/1. Наблюдение, эксперимент, гипотеза и теория в естественнонаучном познании Научное познание как способ объяснения причин природных явлений, выявление их общих и частных признаков. Причинная связь явлений. Выдвижение гипотез. Эксперимент как способ выявления определенных закономерностей. Демонстрации. 1. Движение пузырька в трубке, заполненной водой. 2. В качестве груза для математического маятника возьмите небольшой пластиковый флакон из-под шампуня. Дно флакона проткните иголкой. Заполните флакон водой (лучше, если это будут марганцовка или чернила). Маятник подвесьте в дверном проеме и подложите под него белый лист бумаги. Затем приведите маятник в колебательное движение, а бумагу начните медленно перемещать по полу. Вы получите график, по которому определите период колебания, амплитуду и зависимость амплитуды от времени колебания. 3. В дверном проеме закрепите два маятника одинаковой длины (флаконы из-под шампуня, наполненные подкрашенной водой, и нить). Затем произведите запись колебаний маятников (синфазные колебания и колебания в противофазе). По графикам установите, что у них общего, в чем различия. 4. Пронаблюдайте за поведением шарика, «висящего» в струе воздуха. Почему он не падает? Почему шарик вращается? Что произойдет с шариком, если ввести в струю воздуха преграду перед шариком и после него? Самостоятельные работы Выбор темы творческого задания.
1. Какую главную проблему должны решить 2. Какую важную информацию имеем 3. Что еще нужно узнать 4. Три главных способа решения проблемы 5. Какой способ наилучший
2/2. Фундаментальные опыты, демонстрирующие действия гравитационного, электрического и магнитного происхождения. Движения небесных тел, колебаний груза на пружине, математического маятника, движения под действием притяжения Земли; электризация тел, способы электризации, закон сохранения зарядов в замкнутом пространстве, взаимодействие магнитных стрелок, свойства природных магнитов, их особенности, компас, его назначение, ферромагнетики, "приобретения и потеря" магнитных свойств металлических предметов, применение электромагнитов. Демонстрации 1.Компьютерная демонстрация законов движения небесных тел. - 1 - 2.Колебания груза на пружинах разной жесткости. 3.Скатывание шариков разной массы с наклонного желоба. 4.Взаимодействие наэлектризованных тел, электризация различных тел, притяжение наэлектризованным телом не наэлектризованных тел, показать с помощью электрометров, что при электризации наэлектризованы оба тела, картину силовых линий электрического заряда, электрический султан, взаимодействие одноименно заряженных султанов, разноименно заряженных, вращение линейки при ее взаимодействии с наэлектризованной палочкой, магнитное поле постоянного магнита (с помощью железных опилок), компас, намагничивание стальных иголок, изменение магнитных свойств после нагревания иголки в пламени свечи, опыт Эрстеда, получение спектров магнитных полей, втягивание и выталкивание проводника с током в дугообразный магнит. Лабораторные работы и опыты
Самостоятельные работы
3/3. Обобщение и систематизация знаний, полученных из опытов. Понятие поля. Электростатическое поле - переносчик взаимодействия частиц, магнитное поле, магнитное поле Земли, намагничивание по индукции, магнитное поле проводников с током, магнитное поле катушки с током. Электромагнитное взаимодействие как одно из фундаментальных взаимодействий, связывающее между собой заряженные частицы. Сравнительная характеристика электрических и магнитных взаимодействий. Роль электромагнитных полей во взаимодействии молекул, при возникновении трения скольжения. Систематизация знаний путем использования технологий критического мышления. Демонстрации
- 2 -
6. Если металлическую трубу расположить вертикально, и дать ей возможность оставаться в таком положении несколько часов, то затем можно провести любопытный опыт. Поднеся магнитную стрелку к верхней части трубы, можно наблюдать, что она распологается северным концом к трубе. Опустив компас ниже, ориентация стрелки меняется на противоположную. Почему? Самостоятельные работы Составить сравнительную таблицу электрического и магнитного взаимодействий. «Синквейн». 4/4. Роль количественных наблюдений. Измерения физических величин. Роль количественных наблюдений для выявления эмпирических зависимостей. Показать необходимость измерений, что следует из несовершенства наших органов чувств, а также необходимость количественных описаний явлений. Демонстрации
- 3 -
Лабораторные работы и опыты 1. Изготовьте мерный цилиндр (мензурку), имея линейку и кусочек пластилина. Измерьте объем жидкости и твердого тела неправильной формы с помощью измерительного цилиндра. 2. У вас имеется коробка канцелярских скрепок. Как измерить с помощью мензурки объем одной скрепки? Самостоятельные работы
ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.(22 часа) Задачи. Формирование понятия силы как векторной характеристики взаимодействия тел, причины изменения скорости тела. Научить изготавливать простейшие приборы, в основе которых лежит сравнение сил. Формирование умений пользоваться координатным методом при решении физических задач, моделировать механические явления. Познакомить со способом оформления результатов измерений в виде таблицы и графика зависимости измеряемых величин. Научить определять прямоугольник ошибок и в связи с этим подбирать необходимые измерительные приборы. Освоение математических методов расчета погрешностей. - 4 - 1/5. Сила – характеристика взаимодействия. Изменение скоростей тел при их взаимодействии. Определение взаимодействия. Результат взаимодействия. Количественная характеристика взаимодействия. Сила — мера взаимодействия тел, единицы силы. Прибор для измерения сил. Демонстрации
Лабораторные работы и опыты
Самостоятельные работы
2/6. Сила тяжести. Равновесие тел. Сила тяжести (определение, обозначение). Свободное падение. Ускорение свободного падения (обозначение, числовое значение, физический смысл, наименование). Понятие равновесия. Условия отсутствия поступательного движения тела. Условие отсутствия вращательного движения тела. Правило моментов. Рычаги. Условие равновесия рычага, понятие центра тяжести. Рычажные весы. Демонстрации
4. К однородной круглой пластине, лежащей на горизонтальной плоскости, приложены дае равные и противоположно направленные силы. Как будет двигаться пластина? - 5 -
Лабораторные работы и опыты
Самостоятельные работы
3/7. Табличный способ описания результатов опыта. Демонстрации Табличное оформление результатов опыта применительно к правилу моментов
Лабораторные работы и опыты Установление зависимости силы тяжести, действующей на различные тела, от массы. - 6 -
Самостоятельные работы
4/8. Сила упругости. Динамометр. Деформация. Возникновение силы упругости. Сила реакции опоры. Опытное подтверждение существования силы упругости. Закон Гука (формулировка, формула). Коэффициент жесткости (физический смысл, единица). Деформации упругие и пластические. Динамометр и его конструкция. Демонстрации
Массы тел 1 кг 1 кг 1 кг 2 кг 3 кг
Лабораторные работы и опыты
Самостоятельные работы
- 7 -
5/9. Графический способ описания результатов опыта. Научить оформлять результаты опыта в виде графика, анализировать графики различных зависимостей. Демонстрации Температура кипения жидкости зависит от давления воздуха над ее поверхностью. Построим график зависимости температуры кипения от давления по данным, приведенным в таблице.
Проанализируем этот график. Постоянна ли температура кипения воды? Как она зависит от наружного давления? Что происходит при повышении давления? При понижении давления? Что несет большую информацию, чем удобнее пользоваться: таблицей или графиком? В чем преимущества графика? Можно ли предсказать, какое необходимо давление для того, чтобы температура кипения была 1250 ? Лабораторные работы и опыты Провести исследование зависимости силы тяжести от массы и оформить результаты в виде графика. Какой масштаб осей вы выбрали? Что показывает угол наклона графика? Какой угол наклона для тел разной массы? Все ли точки графика лежат на одной прямой? Почему? От чего это зависит? Какой зависимость должна быть исходя из теории?
Самостоятельные работы Необходимо сесть в автобус и проехать несколько остановок. Отметьте скорость движения автобуса за равные промежутки времени. Для этого нужно занять место близко к месту водителя. Данные оформите в виде таблицы и графика. Насколько точны ваши результаты? 6/10. Определение погрешности измерений. Прямоугольник ошибок. Дать понятие о погрешности измерений, ее влияние на вывод эмпирических зависимостей. Виды погрешностей. Погрешность измерительного прибора. Абсолютная погрешность. Погрешность отсчета. Прямоугольник ошибок. Демонстрации
- 8 -
Лабораторные работы и опыты
Самостоятельные работы
7/11. Измерение коэффициента упругости пружин различной жесткости с помощью графика. Графическая зависимость силы упругости от растяжения. Расчет коэффициента упругости с помощью графика. Демонстрации Измерение растяжения пружин разной жесткости под действием различных сил. Лабораторные работы и опыты Измерение коэффициента упругости пружин различной жесткости с помощью графика.
Самостоятельные работы Начертить график зависимости силы упругости от деформации на миллиметровой бумаге, подсчитать погрешность опыта, построить прямоугольник ошибок и вычислить коэффициент упругости пружины. 8/12. Сила трения. Измерение коэффициента трения. Сила трения покоя, скольжения, качения. Зависимость силы трения от силы нормального давления. Коэффициент трения. Шероховатости соприкасающихся поверхностей, взаимодействие молекул. Жидкое трение. Демонстрации - 9 -
Лабораторные работы и опыты Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления. Результат получить аналитически и графически. Самостоятельные работы
9/13. Закон инерции. Законы взаимодействия. Фундаментальные законы взаимодействия. Их значение для становления физики как науки. Связь действующей силы с изменением скорости. Движение с постоянной скоростью. Демонстрации
Приборы и материалы. Бумажная тарелка, ножницы, бумажный шарик. Ход работы. · Отрежьте от тарелки одну половину. · Поместите шарик на кромку отрезанной части. · Поставьте тарелку на стол и слегка наклоните ее, чтобы шарик быстро покатился по выемке тарелки. Шарик скатывается с тарелки и удаляется от нее по прямой. Вывод. Предметы движутся по прямой, если на них не действуют никакие силы.
- 10 -
Лабораторные работы и опыты 1. Положите шарик на лист бумаги. Отметьте положение шарика относительно стола. Выдерните лист резким движением. Изменилось ли положение шарика? 2. Подвесите алюминиевый и медный цилиндры на нить к лапке штатива. Отклоните их в разные стороны и проследите, что с ними происходит после удара. 3. Зацепите крючками два динамометра и слегка разведите их в стороны. Заметьте их показания. Самостоятельные работы
10/14. Скорость равномерного движения. Относительность движения. Мгновенная скорость. Скорость равномерного движения. Относительность движения. Относительная скорость тел. Расчет скорости движения для равномерного движения. Средняя скорость. Демонстрации
Лабораторные работы и опыты
- 11 -
Самостоятельные работы
11/15. Перемещение при равномерном движении. Траектория. Перемещение. Путь. Связь пути и перемещения при прямолинейном равномерном движении. Демонстрации Сравнить движение стрелок часов; нитяного маятника; равномерное движение тележки, привязанной к грузу, подвешенному к ней через блок. На тележке стоит капельница, с помощью которой отмечаются величины перемещений за равные промежутки времени. Вращение диска с закрепленной осью. Лабораторные работы и опыты Расположите резиновую трубку, заполненную водой, вертикально. Перевернув трубку, проследите за движением пузырька воздуха в ней. Отмерив одинаковые расстояния, проследите за тем, соответствуют ли ударам метронома прохождение пузырьком сделанных вами меток. Самостоятельные работы
12/16. Графики зависимости скорости и перемещения от времени. Научить строить и читать графики равномерного движения. 1. Получены данные о движения автомобиля:
- 12 -
2. Проанализируем графики, приведенные ниже. Какие из них могут соответствовать графикам зависимости перемещения от времени и почему? Какие из них могут соответствовать графикам зависимости скорости равномерного движения от времени и почему?
Лабораторные работы и опыты Проследим, как движутся пузырьки воздуха со дна водоема. Проанализируем фотографии, сделанные за одинаковые промежутки времени. Измеряя перемещения пузырьков, запишем результаты в таблицу.
По полученным данным построим график зависимости перемещения от времени. Самостоятельные работы На рисунке представлены графики проекций скоростей двух автомобилей, движущихся по одной прямой. Что можно сказать о направлении движения автомобилей? Меняются ли их скорости со временем? Какой из автомобилей движется быстрее? - 13 - 13/17. Координатный метод описания движения. Движение-это изменение положения тела относительно данного тела отсчета и связанной с ним системы координат с течением времени. Система отсчета и система координат. Положение тела в одномерной, двумерной и трехмерной системе координат. Угловая система координат. Демонстрации
Цену деления осей Координаты точки А. Координаты точки В.
Лабораторные работы и опыты На рисунке показано положение трех точек А, В и С, соединенных между собой кривой линией. Эта линия является траекторией движения точки из А в С. Определить: x · Цену деления осей координат · Координаты точек А, В и С. · Проекции вектора АВ, ВС и АС. На рисунке изображен график координаты тела от времени. Определите:
- 14 -
X,м t, c Самостоятельные работы С помощью рулетки или сантиметровой измерительной ленты определите координаты точки подвеса комнатного светильника по отношению к системе отсчета, связанной с одним из нижних углов комнаты. Координаты оси направьте вдоль стен комнаты. 14/18. Движение с ускорением. Движение с изменяющейся во времени скоростью. Ускорение. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Изменение скорости по направлению при вращении стрелок часов. Демонстрации 1. Видеофильм «Основы кинематики». Элемент технологии критического мышления И.Д.Е.А.Л. · Формулировка проблемы (все ли тела движутся равномерно) · Формулировка проблемы в виде вопроса (как можно описать движение тел, отличающихся от равномерного) · Генерирование как можно большего числа решений вопроса · Выбор наилучших вариантов · Характер изменения физические величины при движении со скоростью, меняющейся во времени Оформление решения проблемы 2. Конический маятник. 3. Проделайте опыт Г.Галилея: убедитесь в том, что пути, проходимые в последовательные равные промежутки времени, относятся как последовательный ряд нечетных чисел. Положив шарик вверху желоба, отпустите его и карандашом отметьте местоположения шарика под удары метронома. Пути, проходимые при равноускоренном движении за последовательные равные промежутки времени, определите по миллиметровой шкале на линейке. Наклонная плоскость должна составлять малый угол с плоскостью стола, для того чтобы шарик скатывался медленно. Лабораторные работы и опыты Определите среднюю скорость шарика, скатывающегося с наклонной плоскости. Как она зависит от угла наклона плоскости? От чего зависит точность ваших измерений? Как определить конечную скорость шарика? Как она зависит от угла наклонной плоскости и ее длины? Самостоятельные работы Пластиковый пузырек с подкрашенной жидкостью поставить на тележку и открыть отверстие в дне сосуда. Измерить расстояния между каплями, оставленными на бумажной ленте, положенной на демонстрационный стол, при скатывании тележки с наклонной плоскости, а также общее время движения и интервалы времени, соответствующие отметкам на ленте. Подсчитать среднюю скорость движения.
- 15 - 15/19. Свободное падение тел. Движение тела из состояния покоя под действием силы тяжести. Постоянство ускорения свободного падения для данного места на земной поверхности. Измерение ускорения свободного падения. Демонстрации 1. Определите экспериментально ускорение, с которым шарик скатывается по наклонному желобу. Как изменяется ускорение шарика при увеличении угла наклона желоба? 2. Шарик упал со стола. С каким ускорением он двигался? Сколько времени длилось падение шарика? Какой была скорость шарика в момент, когда он коснулся пола? Какова высота стола? Лабораторные работы и опыты 1. Пронаблюдайте за падением тел разной массы, но одинакового объема; разной формы. Сделайте вывод. 2. Придумать опыт, доказывающий, что свободно падающий шарик движется по вертикали. Самостоятельные работы
16/20. График скорости от времени при равноускоренном движении. График скорости от времени при равномерном движении (повторение). Отличие графика скорости неравномерного движения от графика скорости для равномерного движения. Физический смысл угла наклона графика. График скорости свободно падающего тела. Угол наклона графика скорости тела, движущегося под действием силы тяжести. Основной материал 1. В таблице приведены значения мгновенной скорости автомобиля от времени: 2.
Постройте график скорости от времени для этой поездки и ответьте на вопросы:
2. Дан график скорости от времени. - 16 - V,м/ c t, c Разобрать, как меняется скорость движения велосипедиста по графику. Какое время он двигался равномерно? Какое расстояние он проехал, двигаясь с постоянной скоростью, при разгоне и при торможении? Лабораторные работы и опыты По графику скорости найдите ускорение и среднюю скорость за первые две секунды его движения.t, c Самостоятельные работы t, c t, c Определите ускорение и среднюю скорость тел, пользуясь графиками скорости от времени. 17/21. Законы взаимодействия тел. Взаимодействие - причина изменения скорости. Законы взаимодействия тел. Первый, второй, третий законы Ньютона. Демонстрации
- 17 -
Лабораторные работы и опыты Изучение взаимодействия шариков при ударе по компьютерной модели Самостоятельные работы
18/22. Этапы планирования и выполнения эксперимента. На примере представленного ниже опыта провести с учащимися тренинг по определению цели эксперимента, подбора необходимого оборудования, ожидаемой погрешности измерений, хода работы, прогнозирования результатов опыта, применяемых физических величин и физических законов. Какие табличные или справочные материалы можно использовать в этой работе? Какие дополнительные исследования провести? Лабораторные работы и опыты Определить предельную силу натяжения толстой лески. Оборудование предложить самостоятельно. Самостоятельные работы Определить цель своего творческого задания, план и этапы его проведения. 19/23. Выбор метода измерений и измерительных приборов. Предлагается провести занятие в технологии критического мышления. Дается следующее творческое задание. Вам необходимо изготовить прибор, с помощью которого вы могли бы определять реакцию человека и различные характеристики вашего организма (вес, силу удара и т. п.) Оборудование подберите сами. Работу организовать в парах. Каждый пишет свой вариант решения задания. Далее обмениваются листами ответов. Проводят корректирование своего ответа. Самостоятельные работы Работа над решением своей творческой задачи. - 18 - 20/24. Применение полученных знаний для выполнения творческого задания. Демонстрации Использование трехчастного дневника.
Что я изменю в своем мнении для успешного решения своей задачи. Самостоятельные работы Работа над решением своей творческой задачи. 21/25. Результаты эксперимента в форме творческого отчета. Как можно представлять свой отчет? Обсуждаем написанные на доске формы: реферат, стендовый доклад, презентацию. Особенности каждой формы. А что выберете вы? Самостоятельные работы Работа над решением своей творческой задачи. 22/26. Вычисление погрешностей эксперимента. Учет влияния измерительных приборов. «Письменный круглый стол»
Самостоятельные работы Сделать аналогичную работу применительно к своему творческому заданию. ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ.(7 часов) Задачи. Сформировать у учащихся логическую связь эксперимента с физическим законом, а также отличие постановочного эксперимента от демонстрационного. Отработка навыков решения задач. Проверка владения монологической и диалогической речью, способности понимать точку зрения собеседника; использования различных источников информации, владение навыками оценки своей деятельности. - 19 - 23/27. Вывод закона Гука и закона Кулона-Амонтона из анализа графиков, иллюстрирующих результаты экспериментов. Лабораторные работы и опыты Учащиеся, разделившись на две группы, строят графики зависимостей силы трения скольжения (первая группа) и силы упругости (вторая группа) от приложенной силы, анализируют их, выводят эмпирическую зависимость, прогнозируют поведение графиков при увеличении приложенной силы. Далее обмениваются результатами своей работы с целью выявить общие и частные признаки данных графиков, иллюстрирующих законы Гука и Кулона-Амонтона. Самостоятельные работы Заполните таблицу, раскрывая происхождение и свойства сил. При заполнении руководствуйтесь следующими вопросами:
24/28. Вывод закона всемирного тяготения. Демонстрации В общем случае закон всемирного тяготения гласит, что для тел, размерами которых в условиях задачи можно пренебречь или для тел шарообразной формы: m1 m2 F=G ——— (r+h)2 где m1 , m2 – массы взаимодействующих тел, (r+h) – расстояние между их центрами.
- 20 -
Лабораторные работы и опыты
Приборы и материалы. Кусок плотной бумаги для поделок длиной около 40 см, ножницы, клей, дырокол, линейка, карандаш. Ход работы. · Вырежьте две бумажные полоски размером 3*40 см. · Положите полоски крест-накрест и склейте. · Соедините вместе 4 свободных конца и тоже склейте. Получится шар. · Проделайте дыру в месте склейки свободных концов. · Сантиметров на 5 засуньте в дыру карандаш. · Держите карандаш между ладоней и, двигая ими взад-вперед, вращайте карандаш. Время вращения шара его верхняя и нижняя части сплющиваются, а центральная часть раздувается. Какую аналогию можно провести с вращением земного шара? (Окружность земли по экватору на 44 км больше). Самостоятельные работы
25/29. Применение метода размерностей для определения периода колебаний математического маятника. Демонстрации Метод размерностей для определения периода колебаний математического маятника. Лабораторные работы и опыты
Самостоятельные работы
- 21 - 26/30. Решение творческих заданий. Демонстрации Учащиеся-докладчики. Слушатели обсуждают доклады в стратегии «Тонкий и толстый вопросы».
Самостоятельные работы Учесть ответы на данные вопросы при подготовке своего задания. 27/31. Практическое применение полученных результатов. Демонстрации В какой области лежит применение результатов моей задачи? Самостоятельные работы Учесть ответы на данные вопросы при подготовке отчета по своему заданию. 28/32. Требования, предъявляемые к научному докладу и научной работе. Цель работы Фундаментальные физические законы Научность подхода Схема опытной установки Зарисовки физических опытов Фотографии Таблица результатов Графики Подсчет погрешностей Сопоставление с практическими результатами Данные, полученные при выполнении аналогичных заданий Практическая ценность полученных данных Уметь ответить на вопросы слушателей Вопросы, поставленные после изучения материала Задачи для олимпиад Список справочной литературы Список используемой литературы Самостоятельные работы Учесть ответы на данные вопросы при подготовке отчета по своему заданию. 29/33. Защита творческой работы. Конференция. Заполнение листов рефлексии Фамилия, имя ученика Тема сообщения
РЕЗЕРВ (1 час).
- 22 - |