Реферат: Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Название: Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение №1 Федеральное агентство по образованию Югорский государственный университет ИЯИКНЮ ____________________________________________________________________________________________________________ факультет
Журналистика и литература ________________________________________________________________________________ кафедра Рябий М.М. ________________________________________________________________________________________________ Ф.И.О. автора Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Дисциплина ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (вторая треть XIX в.) название дисциплины Специальность 031001 – Филология
название и номер специальности Курс 2 З-3260 Семестр весенний семестр 2008 учебного года Ханты-Мансийск – 2007 1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы
2. Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы Студент должен познакомиться, в первую очередь с текстами по избранной теме, затем с рекомендованной литературой. Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен знать, что работа будет зачтена 1. при условии знания текстов и использования этого знания в контрольной работе; 2. при условии использования студентом нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной темы; 3. при условии культуры изложения материала: обязательного указания на источники, грамотного цитирования (прямого и косвенного) авторов, определения собственной позиции и обязательного собственного комментария приводимых точек зрения; 4. при условии грамотного оформления контрольной работы: соблюдения всех структурных элементов работы: титульный лист (по форме), развернутый план, обязательные сноски и заключение, библиография. Темы контрольных работ 1 тема «Былое и думы» А.И. Герцена. История создания, особенности жанра и композиции 1. Истоки душевной драмы Герцена и замысел книги «Былое и думы» 2. Особенности жанра и композиции и сюжета «Былого и дум». 3. Социально-исторический анализ русской жизни – лица и личности в книге Герцена (принципы изображения человека – проблема среды): – «оригиналы» и «умные ненужности» (отец и его братья, Кетчер, В.П. Боткин, Энгельсон; – идеальные люди (Жеребцова, семья Пассек); – «сильные деятели» (Белинский, Грановский, Гарибальди); 4. Историзм мышления Герцена и особенности поэтики его книги. ЛИТЕРАТУРА Елизаветина Г. «Былое и думы А.И. Герцена М.,1984. Гинзбург Л.Я. «Былое и думы» Герцена Л., 1957. Прокопьев В.А. Герцен М., 1979. Гинзбург Л.Я. «Человеческий документ» и построение характера // Гинзбург Л.Я. 2 тема «Таинственные повести» в контексте творчества И.С. Турге нева («Фауст», «Призраки», «Клара Милич», «Песнь торжествующей любви» и др.). Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? Люб. изд. Писарев Д.И. Базаров. Любое изд. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М., Л., 1967. Лебедев Ю.В. У истоков эпоса (очерковые циклы в русской литературе 1840 1860-х гг.). Ярославль, 1975. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982.
3 тема «Обыкновенная история» И.А. Гончарова как воссоздание новой, современной поэзии бытия. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Любое издание. Добролюбов Н.А. Что такое обломовшина? Любое изд. Маркович В.М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX в. Л., 1982. Мельник В.И. Реализма И.С. Гончарова. Владивосток, 1985. Отрадин М.В. «Сон Обломова» как художественное целое // Русская литература. 1992. № 1.С. 3-18. Криволапое В.Н. Еще раз об «обломовщине» // Русская литература. 1994. № 2. С. 27-48.
4 тема Народный мир в поэмах Н.А. Некрасова «Коробейники», «Мороз, Красный нос». Тема смерти в поэмах. Мережковский Д.С. Две тайны русской поэзии // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. С. 426-482. Корман Б.О. Лирика Некрасова. Воронеж, 1964. Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986.
5 тема Картина мира в лирике Ф.И. Тютчева. БерковскиЙ Н.Я. Тютчев // Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., Л., 1962. С. 5-78. Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. Избр. ст.: В 2 т. Таллин, 1993. Т. 3. С. 143-171. Пигарев К.В. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962.
6 тема «Отцы и дети» И.С. Тургенева как социально-психологический роман 1. Смысл заглавия романа. 2. Образ демократа-разночинца Евгения Базарова и аристократа Павла Петровича 3. Полемика современников Тургенева вокруг образа Базарова. 4. Роль любовной линии в романе: взаимоотношения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. ЛИТЕРАТУРА 1. Романы И.С. Тургенева (любое издание). 2. Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? Что такое обломовщина? (любое издание). 3. Писарев Д.И. Базаров. 4. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М., Л., 1967. 5. Лебедев Ю.В. У истоков эпоса (очерковые циклы в русской литературе 1840 – 1860-х гг.). – Ярославль, 1975. 6. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987. 7. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ в. – Л., 1982. 8. История русской литературы XIX века: Учебник: В 2 т. / С.М. Петрова. – М., 1963. – Т. 2 (соответствующие главы). 9. История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебник / В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001 (соответствующие главы). 10. Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебное пособие. – М., 2003 (соответствующие главы). 11. Антонович Н. Асмодей нашего времени (любое издание). 12. Овсяннико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции
7 тема Роман А.И. Гончарова «Обломов» 1. Своеобразие эстетики Гончарова: критерий ценности художественного произведения, принцип типизации, особенности эпической манеры (по статье «Мильон терзаний»). 2. Н.А. Добролюбов о своеобразии художественного мышления Гончарова. 3. История создания романа «Обломов». Идеологическая связь произведения с романом «Обыкновенная история». 4. Один день из жизни Обломова. Портреты, деятельность и характеры посетителей Обломова. 5. Сон Обломова. Поэтический мир Обломовки. Эпическое содержание, композиционная и идейная роль. 6. Любовь Обломова и Ольги Ильинской. Роль пейзажа в раскрытии чувств героев. 7. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына: кто больше любил Илью Ильича? 8. Обломов и Штольц. Авторское отношение к героям. ЛИТЕРАТУРА Гончаров И.А. Обломов (любое издание). Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? (любое издание). Гончаров И.А. Мильон терзаний (любое издание). Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. – М., 1962. (гл. об «Обломове»). Мельник В.И. Реализм И.А. Гончарова. – Владивосток, 1985. Овсяннико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции (гл. 12) (любое издание). История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебник / В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001 (соответствующие главы). Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебное пособие. – М., 2003 (соответствующие главы).
8 тема Тема «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» в романе Ф.М. Достоевского «БЕДНЫЕ ЛЮДИ» 1. «Маленький человек» в творчестве писателей «натуральной школы»: 1) традиция и ее трансформация; 2) гуманистический и христианский подходы к проблеме. 2. Бедные люди как герои первых сочинений Достоевского в историографическом освещении. 3. Проблема бедности и ее решение в романе «Бедные люди». ЛИТЕРАТУРА Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. – М.: Худ. лит., 1982. Ветловская В.Е. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди». – Л.: Худ. лит., 1988. – 208 с. Кийко Е.И. Сюжеты и герои повестей натуральной школы // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л.: Наука, 1973. – 565 с. – § 1–3, 6, 8, 9. – С. 247–296, 315–319, 324–334. Кирпотин В.Я. Ф.М. Достоевский. Творческий путь 1821-1859. – М.: Худ. лит., 1960. – 608 с. Мейлах Б.С. Сюжеты и герои повестей натуральной школы // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л.: Наука, 1973. – 565 с. – § 5, 7. – С. 305–315, 319–324, 334–336. Нечаева В.С. Ранний Достоевский (1821–1849). – М.: Наука, – 1979. – 288 с. Сохряков Ю.И. Творчество Ф.М. Достоевского и русская проза ХХ века (70–80-е годы). – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – 238 с. Застрожнова Е.М. «Маленький человек» в свете христианской традиции (от Гоголя к Достоевскому) М., 2004. – 240 с.
9 тема Историософские взгляды А.К. ТОЛСТОГО и пути их художественной реализации 1. Мировоззренческая позиция А.К. Толстого (отношения с редакцией некрасовского «Современника», революционными демократами, взгляд на социализм, назначение литературы и искусства, проблему художника). 2. Суждения А.К.Толстого об историческом развитии России: «европеизм» писателя. 3. «Князь Серебряный» (1862) в традиции «вальтерскоттовского» романа: – особенности конфликта, место любовной коллизии в романе; – характеристика Никиты Серебряного, черты «лишнего» и «маленького» человека в главном герое; – особенности образа Елены Морозовой 4. Образ Ивана Грозного в романе «Князь Серебряный» и в первой пьесе драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1864). 5. Образ царя во второй и третьей пьесах драматической трилогии А.К. Толстого («Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870).
ЛИТЕРАТУРА История русской литературы XIX века: Учебник: В 2 т. / С.М. Петрова. – М., 1963. – Т. 2 (соответствующие главы). Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века: Учебник. – М., 1962 (соответствующие главы). История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебник / В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001 (соответствующие главы). Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебное пособие. – М., 2003 (соответствующие главы). Произведения А.К. Толстого (любое издание). Колосова Н. Рождение трилогии // Толстой А.К. Драматическая трилогия. – М., 1987. – С. 7–12. Поэтический строй русской лирики. – Л., 1973.
10 тема Драма «Гроза» А.Н. Островского как русская трагедия
1. Театр Островского как модель национального мира. 2. «Гроза» как русская национальная трагедия. · социальное и нравственно-этическое содержание конфликта, социум «Грозы» как отражение мира русской патриархальности. Дикой и · принципы создания типического. (Сравнить образы пьесы Островского с другими произведениями русской классики). · Кулигин – герой-резонер калиновского мира. · Борис и Варя. 3.Христианские и фольклорно-мифологические основы образа Катерины. Лейтмотивы пьесы (песня, мотив птиц, полета). Пространственно-временная организация повествования. 4.«Гроза» в оценке русской критики. ЛИТЕРАТУРА Русская трагедия «Гроза» в русской критике и литературоведении. С-Пб., 2002. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы (конспект). История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебник / В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001 (соответствующие главы). Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебное пособие. – М., 2003 (соответствующие главы). Холодов Е.Г. Мастерство Островского. – М., 1967. Лотман Л.М. А.Н. Островский и драматургия его времени. – М.; Л., 1961. Штейн А.Л. Три шедевра островского: Пьесы «Гроза», «Лес», «Бесприданница». – М., 1967. Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве. Любое изд. Журавлева А.Н. Островский-комедиограф. М., 1981. Лакшин В.Я. Островский. М, 1992. Лебедев Ю.В. О народности «Грозы», русской трагедии А.Н. Островского // Русская литература. 1981. № 1. С. 24-38. 3. Контрольную работу нужно выполнять в школьной тетради, на обложке которой следует привести необходимые сведения: Югорский государственный университет Факультет заочного обучения Специальность
Дата предоставления на проверку_ 4. Условия задач (заданий) в контрольной работе надо переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставлять поля. 4.1....................................................................................................................................... 4.2. 4.3. Контрольная работа своевременно передается студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки. 4...Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент должен внести необходимые изменения и представить работу на повторную рецензию. 4...Студент должен быть готов во время зачета или экзамена дать пояснения по решению задач соответствующей контрольной работы. 5. Выбор варианта и задач (заданий) контрольной работы 5.1. Вариант контрольной работы Студент выполняет контрольную работу в соответствии с номером варианта. Номером варианта является последняя цифра номера Зачетной книжки студента. Номера задач (заданий), которые студент должен включить в свою контрольную работу, определяются по таблице вариантов и задач (заданий) контрольной работы. |