Реферат: Методические рекомендации Костанай, 2011 Михайленко В. Г., составитель
Название: Методические рекомендации Костанай, 2011 Михайленко В. Г., составитель Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отдел образования акимата г.Костаная Городской методический кабинет Городское методическое объединение учителей русского языка и литературы Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы Методические рекомендации Костанай, 20
Михайленко В.Г., составитель Сборник теоретических и практических материалов «Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы». Методические рекомендации. – Костанай, 2011. Материалы сборника познакомят педагога с теоретическими вопросами, касающимися разработки личностно-ориентированных заданий, помогут учителю грамотно разрабатывать и использовать на уроках такие виды заданий. Данные материалы будут полезны как начинающим учителям, так и опытным педагогам в рамках подготовки к переходу на 12-летнее обучение.
Выпускник школы должен быть личностью, обладающей индивидуальностью, способной к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющей работать с другими и над собой, причем работать не по стереотипу, а с учетом меняющихся условий, требований и т.д. Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Выделяются три ключевые компетентности: компетентность разрешения проблем, информационную и коммуникативную компетентности. Важно отличать ключевые компетентности как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетентностей является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности. Следовательно, чтобы убедиться, что учащийся освоил тот или иной аспект компетентности на требуемом уровне, следует дать обучаемому задание, выполнить которое можно только осуществив определенную деятельность. Для помощи учащимся разработаны рекомендации “Учимся решать задачи”, “Учимся сравнивать”, “Учимся работать с информацией”, “Учимся доказывать”, “Учимся задавать вопросы”, “Учимся выделять главное” и др.), повышающих учебную мотивацию, создающих условия для опробования себя в меняющихся условиях, дающих возможность соотносить своё мнение с разными точками зрения. Конструирование компетентностно - ориентированного задания подчинено определенным требованиям: Структура компетентностно-ориентированного задания : Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение. Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Инструмент проверки: ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания. Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося , а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Для применения на уроке компетентностно - ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала : - прикладной характер содержания темы; - содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование; - материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с широко обсуждаемыми в обществе вопросами (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.); - содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях); - материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры; - содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (от умения решать квадратные уравнения или использовать формулы вежливости в высказывании на иностранном языке до умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов); - содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности; - содержание программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п. Для того чтобы использовать дополнительные возможности изучаемого материала, необходимо соответствующим образом организовать освоение содержания темы. Среди способов организации изучения программного материала , позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания, можно назвать: - организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя, - укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим расширением грани содержания на основе дополнение полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников. Изучение темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» я проводила параллельно изучение каждой прогрессии. Процесс использования компетентностно - ориентированных заданий может быть выстроен различными способами, но при этом должны выдерживаться требования к формированию компетентности разрешения проблем , то есть наличия следующих аспектов: - Идентификация (определение) проблемы - Целеполагание и планирование деятельности - Применение технологий и инструкций - Планирование ресурсов - Оценка деятельности - Оценка результата (продукта) деятельности - Оценка собственного продвижения (рефлексия) и коммуникативной компетентности , то есть наличия следующих аспектов: - Письменная коммуникация - Публичное выступление - Диалог - Продуктивная групповая коммуникация. Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ) Структура компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) 1 . Введение в проблему. 2 . Формулировка задания : - текст задания должен начинаться с глагола; - в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то, КАК делать. 3 . Информация, необходимая для решения данной задачи . 4 . Форма предъявления результатов КОЗ. Схема КОЗ - стимул, - задачная формулировка, - источник информации, - бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), - инструмент проверки. Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося , а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроке означает моделирование образовательных ситуаций для освоения и осуществления деятельности на основе: - использования дополнительных возможностей изучаемого материала; - адекватных способов организации изучения традиционного программного материала. Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала : - прикладной характер содержания темы; - содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование; - материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с конъюнктурными, широко обсуждаемыми в обществе вопросами (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.); - содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях); - материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры; - содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (от умения решать квадратные уравнения или использовать формулы вежливости в высказывании на иностранном языке до умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов); - содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности; - содержание программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п. Для того чтобы использовать дополнительные возможности изучаемого материала, необходимо соответствующим образом организовать освоение содержания темы. Среди способов организации изучения программного материала , позволяющих эффективно использовать компетентностно-ориентированные задания, можно назвать: - организацию изучения нового программного материала без предварительного объяснения учителя, - укрупнение дидактических единиц, концентрированное объяснение нового материала, обеспечивающее изучение основ содержания темы (понятийного аппарата, закономерностей, причинно-следственных структур, формирование обобщенной картины) с последующим расширением грани содержания на основе дополнение полученной из учебника или представленной учителем информации информацией, самостоятельно полученной из других источников.
Ключевые компетентности учащихся. Аспекты и уровни ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ Компетентность разрешения проблем (Самоменеджмент)
Коммуникативная компетентность
Информационная компетентность
Компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы. Понятие «компетентностный подход» стало для нас за несколько лет более привычным, но от этого не стало более понятным. Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какими приёмами учитель может формировать компетенции у обучающихся. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как · инициативность, · инновационность, · мобильность, · гибкость, · динамизм и · конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить Компетентность в деле – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с этим делом. Это, конечно, знания, умения, навыки. Но при этом вне опыта реального дела быть компетентным невозможно. Например, компетентность в вождении автомобиля включает в себя и знания, и умения, и навыки, но обретенные в опыте собственной деятельности, а не извлеченные из какого-то учебника. Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.) В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают: · Ключевые или метапредметные компетенции; · Общепредметные; · Предметные компетенции. В процессе обучения в школе у ребёнка должны быть сформированы ключевые компетенции. Если эти они сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности. · информационная – готовность к работе с информацией; · коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; · кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми; · проблемная – готовность к решению проблем. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее. Языковая компетенция Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка. Следующий тип компетенций – лингвистическая. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа , самооценки. Большое значение имеет целеполагание, потому работу в 5 классе необходимо начать с проведения специальных уроков, содержанием которых станет раскрытие понятий «язык» и «речь», богатства русского языка и начать надо с беседы Беседа в 5 классе. «Представьте себе огромную кладовую, которая существует в памяти людей. В ней множество «полочек», где хранятся разные средства. Ими пользуются, когда говорят и пишут. На одной полке – части слов, на другой – слова. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-либо мысль, построить предложение. А потом слово, показавшееся недостаточно точным, заменить другим. Для устной речи в этой «кладовой» - звуки. Эта огромная, сложно устроенная «кладовая» и есть язык. А что же такое речь? Речь – это использование людьми законов «кладовой» во время общени , т.е. речь – это язык в действии, язык в работе.» Учитель подчеркнёт мысль о том, что словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок. Приведу несколько интересных, на мой взгляд, упражнений, используемых при закреплении и обобщении знаний, умений, навыков учащихся по теме «Лексика». Это упражнения с одним словом «друг». 1. Определите, сколько значений у слова друг в приведённых предложениях. 1) Любимых детских книг творец И верный друг ребят, Он жил, как должен жить боец. И умер, как солдат. 2) А сколько вам, дорогой друг, лет? 3) В нашей школе есть кружок друзей русского языка. 2. Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Сделайте запись в таблице. Друг – это… 3. Подберите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову друг. Запишите их в таблицу. 4. Составьте словосочетания с синонимами слова друг. 5. Вспомните какие-нибудь высказывания о дружбе. 6. В каких предложения вы употребите слово друг , дружок? Почему? Эффективность такой работы в том, что у детей складывается целостное представление о слове (его родо-видовых связях) и формируются навыки и умения употребления в речи. В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями . Виды упражнений со словарями имеют практическую направленность обучения, но в то же время должны решать и задачи развития учащихся, воспитание интереса к этой работе. При работе со словарями важно научить детей поисковому, просмотровому чтению, совершенствовать навык чтения, пользоваться справочным аппаратом словаря, прежде всего указателями слов, алфавитными индексами. На уроке в виде соревнования ребятам может быть предложено: 1. Найти слово, в котором… (5-7 букв, начинается с шипящей и т.п); 2. Найти слово, которое соответствует схеме (с приставкой, с суффиксом -ник-); 3. Используя орфографический словарик, сделать выборку из 10-15 слов и составить небольшой рассказ. Урок-игра «Магазин слов» можно провести в рамках повторения изученного в начальных классах. Предлагаемый урок интересен тем, что в нем используется коммуникативная ситуация. И в процессе подготовки такого урока активно участвуют дети. Готовясь к уроку, ребята обращаются к орфографическому словарю, чтобы запомнить правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными по тематическим группам: фрукты, овощи, одежда, обувь, игрушки и т.д. Класс делится на две группы: покупатели и продавцы. На подготовительном уроке распределяем, кто из ребят продавцом каких товаров будет. Каждый продавец дома готовит витрину своего отдела: на альбомном листе красиво и разборчиво, а главное, правильно пишет перечень товаров своего отдела и украшает этот перечень рисунком. Покупатели заполняют бланки заказов и отдают контролёрам (лучшим ученикам), которые подсчитывают количество правильно написанных слов и выявляют победителя – самого грамотного покупателя. Особое, ведущее место в системе обучения русскому языку на современном этапе, в первую очередь по развитию языковой компетенции обучающихся, занимает работа с текстом , которая проводится уже с 5 класса: это художественно-стилистический, лексико-грамматический и другие виды анализа. Текст — основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов — насыщенность урока текстами, художественными, научно-популярными, учебными. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны запоминать непроизвольно образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи как образцы. Организованная работа с текстом должна вести к непроизвольному запоминанию образцовых текстов. Предлагается фрагмент текста М.Шолохова. Задания носят комплексный характер. Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала над широкой донской степью голубая весна. 1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нём говорится о наступлении весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы? 2. Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются сложноподчинённые предложения? 3. На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой? 4. Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле. 5. Найдите эпитеты. Раскройте их значение. Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации. Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции – коммуникативная. Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста. Существуют компоненты ситуации , или речевые условия , которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств. Это, во-первых, взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем общаемся, каков социальный статус говорящих: учитель, ученик, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во-вторых, место общения (например, общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации, - цель и намерения говорящего. Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения информации или их эмоциональной оценки, выражение благодарности, радости, обиды т.д. Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции. Особо хочется отметить метод проектов , который вводится в школе в структуру уроков. Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проектов. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме, связанной с существующей реальностью. На уроке литературы ребятам было предложено разработать урок-спектакль о жизни В. С. Высоцкого. Разбив на группы учащихся, было предложено каждой группе найти материал о поэте, друзьях, семье, врагах поэта, поэзии Высоцкого. Работа над проектом позволила переработать материал, связанный с жизнедеятельностью Высоцкого, провести исследования по теме, составить сценарий. В итоге каждый ученик в составе группы выступил со своей ролью. Показ спектакля возвратил нас в атмосферу 60-70 годов 20 века, помог понять причину трагедии поэта, роль Высоцкого в поэзии, театре, кинематографии. Во время работы над проектом урока-спектакля у учащихся формировались информационные компетенции: изучение различных источников информации, умение выбирать, находить информацию для конкретной ситуации, умение обрабатывать информацию, использовать её. Кроме того, самый обычный урок литературы даёт неограниченные возможности для развития коммуникативных способностей, готовности обучающихся к успешному, позитивному общению. Попробую показать это на примере практической работы в 9 классе «Почему «Молчалины блаженствуют на свете»?» Цели занятия : - расширить знания учащихся, раздвинуть рамки восприятия подростками окружающего мира, развитие навыков коммуникации, сотрудничества, умения работать в команде, повысить интерес учащихся не только к литературе, но и к самим себе. Ход занятия: 1 –Деление класса на две группы: защитники Молчалина и Чацкого. 2 – Слово учителя: Многие поколения читателей пытаются ответить на вопрос о том, почему «Молчалины блаженствуют на свете». Попробуем разобраться в этом и мы с вами. И пусть поможет нам сделать это современный американский психолог Д. Карнеги, уверяющий, что знает двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения. Давайте посмотрим, в какой степени персонажи комедии А.С.Грибоедова следуют этим правилам (Д.Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей»). 3 – Практическая работа с текстом произведения по таблице (отбор цитатного материала). 4 – Защита жизненной позиции персонажей комедии (выступление оппонентов, попутная корректировка записей в таблице). 5 – Подведение итогов дискуссии – ответ на вопросы: - В какой степени поведение героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» становится залогом их успешности в жизни? - Как вы думаете, понадобится ли вам в жизни знание правил человеческого взаимодействия? Предлагаю несколько заданий для 8 класса по темам: “Виды сказуемых. Односоставные предложения”. Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями). Записываем предложение: Дни поздней осени бранят обыкновенно, Задания. Рассказать, что видят они за этими строками поэта. Подобрать синонимы к словам бранить, блистать . Почему А. С. Пушкин называет осень тихой ? Предлагаю прочитать предложение с разной интонацией. Спрашиваю, какие строчки поэта об осени вы знаете? Запишите их. Определите двусоставные или односоставные предложения вы записали, предлагаю слова ассоциации к слову смиренно – прощание, слёзы, деревья, река, мама, закат… Говоря о смысловой роли односоставных предложений, указываем на особенности их стилистики: такие предложения отличаются большей степенью эмоциональности, экспрессивными оттенками (сила проявления чувств), сфера их употребления обширна. Задание. Вставить в неопределённо-личные предложения местоимения, сопоставить и определить, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных. Например: Прошу не умничать. Сопоставление позволяет увидеть лаконичность (краткое и чёткое выражение мысли), естественность, энергичность определённо-личных местоимений, их уместность в этих случаях. Задание. Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение. 1. Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами. 2. Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов , падающая с ветвей, шлёпающая под ногами. Автору принадлежит первый текст. Назывные предложения во втором тексте передают недостаточно выразительно изображаемую картину, в ней жизни, движения, у автора вода сочилась , стояла , падала, шлёпала. Такой анализ учит оценивать текст с точки зрения его соответствия содержанию речи, не злоупотреблять назывными предложениями. Задания на обобщение по теме “Типы сказуемых”1. Записать текст под диктовку: сделать синтаксический и пунктуационный разбор. Старинным золотом и желчью напитал М. Волошин 2. Списать текст, вставив пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить грамматическую основу и указать вид сказуемых. Вода в бухте отражала скалы. Цвет их был суров, неоднообразен. Скалы были чёрные, красные и жёлтые, как охра. Изредка их перерезали пласты белых и синеватых пород. Но у всех этих красок было общее свойство – их покрывал сизый налёт, свойственный окалине. Очевидно, это были следы космического огня и тепла. Зеленоватый сумрачный воздух, наполненный солнечным дымом и жёлтыми отсветами скал, струился над нами. Безмолвие каменного хаоса скрывало смертельные опасности обвалов. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затенённые углы, гроты, выстланные чёрным блеском и светлой подворной травой. К. Паустовский. 3. Сравнительный анализ текстов. – Что общего между этими двумя текстами? 4. Самостоятельная работа. - Попытайтесь зарифмовать отрывок из повести К.Паустовского. Подобные задания помогают развивать коммуникативные способности учащихся. По моему мнению, именно применение коммуникативной компетенции на уроках русского языка создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития коммуникативной компетенции не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки. Все виды компетенции, сформированные у учащихся, проявляются при сдаче ЕНТ. Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано с отказом от традиционного обучения и воспитания. Компетенция проявляется в новой деятельности, при переносе знаний в новую ситуацию, в нестандартной ситуации. Значит, если целью образования является компетенция, то универсальными способами деятельности будут компетентности, т.е. овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Поэтому образовательная деятельность должна быть построена как система неких учебных ситуаций, заданий, направленных на реализацию определенных видов учебной деятельности, таких, как: готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда. Как же происходит рождение учениками личного образовательного продукта? Путем создания на уроке той среды, в которой наиболее полно смогут раскрыться творческие потенции ребенка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост. А значит, первая задача учителя – изменение организации традиционного урока, включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс на основе использования компетентностно-ориентированных заданий. Технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе. Компетентностно-ориентированное задание состоит из стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ), инструмента проверки. Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Для оценивания уровня сформированности ключевых компетенций на уроках русского языка предлагаю следующие виды компетентностно- ориентированных заданий для учащихся 5 класса. Задание 1. Тема: Правописание приставок. Задание направлено на формирование компетентностей: · Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент 1 уровень): определяет, с какой позиции он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем; определяет последовательность шагов по решению задачи. · Коммуникативная 1 уровень: оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации. · Информационная 1 уровень: указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет. Стимул: Вам предстоит сдать зачёт по изученной нами теме "Правописание приставок". Сегодня у вас есть возможность проверить готовность к зачёту с помощью предложенного задания. Оцените свои знания по данной теме. Задачная формулировка: 1. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы в приставках. 2. Подумайте, на какие группы можно поделить данные слова? Впишите соответствующие названия колонок в таблицу. Заполните таблицу данными примерами. 3. Добавьте в каждую колонку свои примеры (по 4 слова). 4. Можно ли преобразовать эту таблицу в более сложную, чтобы она отображала все пункты правила? Начертите более сложную модель. Источники информации: пр...близиться к родным местам ра...жать ладони в...пахать землю пр...градить путь пр...открыть дверь бе...жалостный человек пр...ступить закон пр...шить пуговиц пр...школьный участок ра...чистить двор Бланк для выполнения задания Модельный ответ: таблица №1
Таблица №2
Оценивание: "5"- учащийся дал верное название колонок; правильно распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и грамотно построил таблицу №2. Вы к зачёту готовы. "4"- а) учащийся дал верное название колонок; верно распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку, но неправильно построил таблицу №2 или не сделал совсем. б) учащийся назвал колонки; распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и правильно построил таблицу №2, но допустил 2-3 ошибки. Вы хорошо подготовились к зачёту, но знаете по данной теме ещё не всё. "3"-а) учащийся назвал колонки; распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и правильно построил таблицу №2, но допустил 3-4 ошибки. б) учащийся назвал колонки; распределил слова по колонкам, добавил свои примеры в каждую колонку и неправильно построил таблицу №2 или не построил совсем, но допустил 2-3 ошибки. Увы, вам нужно серьёзно заняться изучением этой темы, иначе зачёт вы не сдадите. Задание 2. Тема: Текстоведение. Типы речи. Задание направлено на формирование компетентностей: · информационная (1 уровень): выделяет из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. · коммуникативная (1 уровень): оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации. · информационная (2 уровень): систематизирует извлечённую информацию в рамках сложной заданной структуры Стимул: Ученик должен написать сочинение на тему: " Что такое настоящая дружба". Помогите ему выбрать начало сочинения и определить тип речи. Задачная формулировка: 1. Заполните графу "Типы речи". Определите тип речи, который будет использовать ученик. 2. Выберите начало сочинения и его номер внесите в соответствующую колонку. 3. Распределите номера оставшихся текстов в соответствующие колонки. 4. Какое бы название вы придумали к этим текстам? Запишите ответ. 5. Объясните ученику, чем отличаются типы речи друг от друга. Источники информации: 1. "Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься" (Л.Н.Толстой). 2. У меня есть друг, которого зовут Колька. Мы с ним любим играть в компьютерные игры, вместе гуляем, ходим в школу. Однажды с нами произошёл такой случай. 3. Мой друг старше меня на 2 года. Он очень сильный, высокий. Глаза у него серые, большие. Бланк для выполнения задания
Инструмент проверки ( Модельный ответ)
Критерии оценивания: За каждый верный ответ 1 балл: "5"-11-10 б.; "4"- 9-8 б.; "3"-7-6 б. Задание 3. Тема: Средства художественной изобразительности. Задание направлено на формирование компетентностей: · информационная (1 уровень): проводит наблюдение в соответствии с поставленной задачей. · коммуникативная (1 уровень): оформляет мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации. · коммуникативная (2 уровень): определяет жанр и структуру письменного текста в соответствии с поставленной целью. Стимул: Вы любите читать стихи? Может, вы пробовали сами писать стихотворения? Я вам предлагаю побывать в поэтической лаборатории и раскрыть тайны создания стихотворений, чтобы научиться сочинять свои. Задачная формулировка: 1. Какие средства выразительности использованы в данных текстах? Спишите тексты и укажите средства выразительности. 2. Сочините своё четверостишие и укажите использованные средства выразительности. 3. Источники информации: 1. Задремали звёзды золотые Задрожало зеркало затона. 2. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. 3. Черёмуха душистая с весною расцвела И ветки золотистые, что кудри, завила. Инструмент проверки (Модельный ответ) 1. Задремали звёзды золотые Задрожало зеркало затона (олицетворение, метафора, эпитет) 2. Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы (олицетворение, эпитеты) 3. Черёмуха душистая с весною расцвела И ветки золотистые, что кудри, завила (олицетворение, эпитеты, сравнение). Критерии оценивания: "5"- названы верно все средства художественной изобразительности. Создан собственный текст в соответствии с заданной целью; "4"- а) названы верно не все средства художественной изобразительности (1-2 ошибки). Создан собственный текст в соответствии с заданной целью; б) названы верно все средства художественной изобразительности. Но собственный текст не создан или цель при создании текста не достигнута; "3"- названы верно не все средства художественной изобразительности (2-3 ошибки). Создан собственный текст в соответствии с заданной целью. В результате использования компетентностно-ориентированных заданий в 5 классе я выявила следующий уровень сформированности ключевых компетенций: · Информационная компетенция (1 уровень) : из 25 учащихся справились 20 человек (80%); · Информационная (2 уровень) : из 25 учащихся справились 17 человек (68%). · Коммуникативная (1 уровень) : справились 22 человека (88%). · Коммуникативная (2 уровень) : справились 15 человек (60%). Таким образом, мы можем сделать следующие выводы: · системное применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет эффективно формировать, развивать ключевые и предметные компетенции учащихся; · данная методика эффективна, так как учитель может не только прогнозировать развитие той или иной компетентности, но определять уровень сформированности ключевых и предметных компетенций. Компетентностно-ориентированные задания на уроках литературы Использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗ) результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный подход к уроку. КОЗ можно применять на любых уроках, в нашем случае это уроки литературы. Предлагаемая инновационная разработка – одна из новых форм работы на уроке – компетентностно-ориентированные задания (КОЗ). Цель данной разработки – показать эффективность применения компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературы с использованием информационных технологий. Эта работа актуальна потому, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, заключается не только в том, чтобы дать ученику знания. Главное сегодня – научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями. Мы остановились на компетентностно-ориентированных заданиях как на одном из технологических инструментов, обеспечивающих комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках литературы с использованием ИКТ. Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки. Компетентностный подход к уроку позволяет акцентировать внимание на развитие ключевых компетенций. Он не отрицает, а, скорее, изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. Предложенная система компетентностно-ориентированных заданий направлена на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся. Учащимся предлагаются задания по поиску текстовой и графической информации (словарная работа, иллюстрации, цитаты) в электронных словарях, учебниках, сети интернет. Структура КОЗ выглядит следующим образом. 1. Введение в проблему (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение, желательная связь с практикой). 2. Формулировка задания: – текст задания должен начинаться с глагола; – в тексте задания указано ЧТО делать и есть указание на то КАК делать (в зависимости от уровня). 3. Информация, необходимая для решения данной задачи. 4. Форма предъявления результатов КОЗ (задается структура предъявления учащимися результата своей деятельности по выполенне6ию задания). От обычного задания КОЗ отличается тем, ученику предлагается определенный план действия при поиске ответа на вопрос и обязательно включается элемент решения проблемы. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» Фрагмент урока с включением компетентностно-ориентированных заданий Предварительное задание: найти в тексте повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» диалектизмы и устаревшие слова. Введение в проблему: Для наиболее полного и осмысленного восприятия художественного произведения, анализа текста, погружения в эпоху, обогащения собственной лексики нам необходимо не только знать содержания повести, но и значение устаревших слов и диалектизмов. Формулировка задания: Найдите в тексте повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» диалектизмы и устаревшие слова. Найдите в электронном словаре или в словарях сети Интернет толкования этих слов. Информация, необходимая для решения данной задачи. Пошаговая инструкция 1. На учебном компьютере запустите электронную книгу «Даль. Толковый словарь живого великорусского языка». 2. В поисковую строку введите нужное слово. 3. В информационном поле прочтите толкование слова. Пошаговая инструкция: 1. На учебном компьютере запустите Internet Explorer . 2. В адресной строке введите http://ru.wikipedia.org ; http:// www . slovopedia . com . 3. В поисковую строку введите нужное слово. 4. В информационном поле прочтите толкование слова. Форма предъявления результатов КОЗ. Письменная коммуникация Результаты поиска записать в тетрадь по литературе. КОЗ 5 класс По ответной реплике восстановите предыдущую.
1.-------…. - Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю! 2.--------…… -К сожалению, наше справочное бюро таких справок не дает. 3.----------……… - С радостью помогу вам. 4.-------….. - У меня нет оснований не верить вам. 5.---------……….. -А что же в этом странного? 6.-----------….. - Мне жаль, но я не знаю. 7.----------……. - Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню. Придумайте и запишите три мини-диалога. КОЗ 6 класс В стихотворениях Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897 гг) «Осень» («Кроет уж лист золотой…») и «Пейзаж» найдите такие существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают выразительно описать осень, ее звуки, краски, запахи. Распределите слова на три группы в зависимости от принадлежности к определенной части речи. Дополните полученные группы другими «осенними словами». Сочинение-миниатюра . Используя подготовленные вами материалы, опишите , что вы видите на фотографии. Обратитесь также к словарику эпитетов (статьи осень, небо, лес, река) Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка Имя числительное 6 класс Урок 1. Тема : «Имя числительное» Тип урока : повторительно-обобщающий урок Цель урока : повторить и систематизировать изученный материал по теме «Имя числительное»; применить полученные знания на практике Задачи урока : систематизировать материал о морфологических признаках имени числительного; повторить особенности склонения числительных разных разрядов; построить устное и письменное высказывание с учетом грамматических норм. Занятие направлено на формирование информационной компетентности, формирование компетентности работы в группе, коммуникативной компетентности, компетентности разрешения проблем Примечание: стихотворение, тест, математические тексты, пример, текст даны после описания урока в разделе «Дидактический материал к уроку» Ход урока
Дидактический материал к уроку 1. Стихотворение Ванда Хотомская 100 У про100го 100рожа- Непро100рный дом: Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. Вме100 двух непро100 Вычистить все 100, Сразу 100лько обуви Не носил никто! У простой 100ножки 100ит по100ять И у той 100ножки опыт перенять! 2. Тест Тест 1. Имя числительное- это часть речи, которая обозначает 1) добавочное действие при основном 2) число, порядок предметов при счете, количество предметов 3) признак предмета по действию 2. Сочетание, в котором нет числительного 1) четыреста девяносто три слова 2) две тысячи восьмой год 3) двадцативосьмиэтажный дом 3. Имя числительное является 1) самостоятельной частью речи 2) звукоподражанием 3) служебной частью речи 4. Имя числительное отвечает на вопросы 1) что делая? что сделав? 2) как? почему? 3) сколько? какой? который? 5. В предложении имя числительное выполняет синтаксическую роль 1) подлежащего и определения 2) дополнения и определения 3) любого члена предложения 6. Разряды числительных по значению 1) целые и дробные 2) количественные и порядковые 3) простые и составные 7. Разряды числительных по структуре 1) целые и дробные 2) количественные и порядковые 3) простые и составные 8. При склонении составных количественных числительных изменяются 1) только последние слова 2) все корни (слова) 3) первое слово 9. При склонении составных порядковых числительных изменяются 1) только последние слова 2) все корни (слова) 3) первое слово 10. Ь в середине пишется в числительных 1) от 15 до 19 2) от 50 до 80 и от 500 и 900 11. Сочетание с ошибкой 1) двадцати двум участникам 2) в две тысячи восьмом номере 3) пятиста домов 3. Математические тексты Группа № 1 При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв x, y, z мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято. Например: X + 25=50 – сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти; X = 25 – икс равен двадцати пяти; P – 18 = 20 – разность пэ и восемнадцати равна двадцати; P = 38 – пэ равно тридцати восьми Группа № 2 Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например: 175 ∙ 60 – произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти; 80 ∙ (х + 17) – произведение восьмидесяти и суммы икс и семнадцати. В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков «+» и «-» говорят сумма и разность. Например: 32+78 – сумма тридцати двух и семидесяти восьми; 433-96 – разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести Группа № 3 При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов: глагол вычесть требует предлога из , глагол отнять требует предлога от. Например: из ста девяноста шести вычесть восемьдесят девять или от ста девяноста шести отнять восемьдесят девять 4. Решить примеры и грамотно оформить высказывание X + 37 = 85 59 = 81 – X 108 – 39 = 69 25 ∙ 6 = 150 905 : 10 = 90,5 5. Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем Представь себе, что ты путешествуешь по Вселенной и знакомишься с ее обитателями, изучаешь их нравы и язык. На одной из планет ты повстречал Маленького принца и делового человека. 1. Прочитай текст, сделай вывод об использовании числительных в речи делового человека и его чертах характера. 2. Заполни таблицу, выписав из текста 5 простых количественных числительных, 3 сложных количественных числительных, 5 составных количественных числительных, а также все порядковые. 3. Образуй от выписанных числительных слова другого разряда (от количественных порядковые, от порядковых – количественные) и запиши в таблицу. 4. Запиши числительные 26 и 501622731 в форме родительного и творительного падежей В речи делового человека _______________________________________________________
26 – Р. П. _____________- Т. В. _____________________ 510622731 – Р. П. _______________________________ - Т. В. _________________ Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял. - Добрый день, - сказал ему Маленький принц. - 3 да 2 – 5. 5 да 7 – 12. 12 да 3 – 15. Добрый день. 15 да 7 – 22. 22 да 6 - 28. Некогда чиркнуть спичкой. 26 да 5 – 31. Уф! Итого, стало быть, 501622731. - 500000000 чего? - А? Ты еще здесь? 500000000… Уж не знаю чего… У меня столько работы. Я человек серьезный, мне не до болтовни! 2 да 5 – 7. - 500000000 чего? – повторил Маленький принц: спросив о чем-нибудь, он не успокаивался, пока не получал ответа. Деловой человек поднял голову. - Уже 54 года я живу на этой планете, и за все время мне помешали только 3 раза. В первый раз, 22 года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я сделал 4 ошибки в сложении. Во второй раз, 11 лет тому назад. У меня был приступ ревматизма. От сидячего образа жизни. Мне разгуливать некогда. Я человек серьезный. 3 раз… вот он! Итак, стало быть, 500000000…. - 500000000 чего? Деловой человек понял, что нужно ответить, а то не будет покоя. - 500000000 этих маленьких штучек, которые иногда видны в воздухе. - Это что же, мухи? Да нет же, такие блестящие, маленькие. - Пчелы? - Да нет же. Такие маленькие, золотые, всякий лентяй как посмотрит на них, так размечтается. А я человек серьезный. Мне мечтать некогда. - А, звезды? - Вот-вот. Звезды. - 500000000 звезд? И что же ты с ними делаешь? - 501622731. Я человек серьезный. Я люблю точность. - Так что же ты делаешь со всеми этими звездами? - Что делаю? - Да. - Ничего не делаю. Я ими владею. Модельный ответ В речи делового человека очень много числительных, а, как известно, язык цифр сухой, значит, деловой человек – человек бездушный и сухой, как те цифры, которые он без конца считает.
26 - Р. П. двадцати шести – Т. П. двадцатью шестью 501622731 – Р. П. пятисот одного миллиона шестисот двадцати двух тысяч семисот тридцати одного - Т. П. пятьюстами одним миллионом шестьюстами двадцатью двумя тысячами семьюстами тридцатью одним Урок 2. Склонение порядковых числительных Тема : «Имя числительное» Тип урока : объяснение нового материала Цель урока : познакомить с понятием порядковых числительных, их значением, образованием; применить полученные знания на практике Задачи урока : находить в тексте имена числительные, определять их разряд по значению и структуре, отличать порядковые числительные от прилагательных строить устное и письменное высказывание с учетом грамматических норм. Занятие направлено на формирование информационной компетентности, формирование компетентности работы в парах, коммуникативной компетентности, компетентности разрешения проблем Ход урока
Дидактический материал к уроку 1. Распределить по частям речи Пятиклассник, пятеро, пятилетний, пятикопеечный, пятипалый, пятиконечный, пять, пятый, пятерка 2. Самостоятельная работа «Я учитель» - исправить ошибки Ученик из параллельного класса получил задание записать количественные числительные словами и допустил ошибки. Представь, что ты учитель, и исправь неверное написание. Пядесят два, пицот, четыреста девяносто пять, одна тысяча четыресто пятьдесят девить, четыре тысячи двести десить, семисят, восем, тристо Модельный ответ
3. Работа с текстом – компетентностно-ориентированное задание Представь, что ты на экскурсии в Москве в Храме Христа Спасителя. С тобой в группе туристы-иностранцы, изучающие русский язык и порядковые числительные. Помоги им найти числительные в речи экскурсовода и правильно их записать. Торжественная закладка Храма состоялась 10 сентября 1839 года. Освещение храма прошло только на 44 год его существования и состоялось 26 мая 1883 года. Работа шла непрерывно. Только кирпичные и каменные работы (уложено 30 миллионов кирпичей) продолжались более 10 лет. В 1860-м завершили все наружные отделочные работы, сняли строительные леса, и Храм впервые явил всю свою грандиозность и величие. Его главное богатство – духовное, ведь он Храм-памятник. А что может быть ценнее человеческой памяти. Модельный ответ
4. Составить текст, употребив в нем порядковые числительные 1628, 381, 2009, город, основатель, центр КОЗ 7 класс В нем ходят парами слова, но не равны у них права. (словосочетание) Рассмотрите схему и расскажите об использовании кратких и полных прилагательных в словосочетаниях. Докажите, что сочетание РЕБЕНОК РУМЯН является не словосочетанием, а грамматической основой предложения. КОЗ 8 класс В слове сокрыта самая великая энергия, Известная на Земле, - энергия человеческого духа
1.Перечислите и охарактеризуйте языковые единицы. Почему их называют «строительным материалом» языка? Рассмотрите рисунок и постарайтесь сформулировать, в чем состоит его лингвистический смысл. Составьте устное высказывание. 2. Попробуйте объяснить, почему слово называют основной единицей языка. Сравните свои предположения с теми аргументами, которые приведены в следующем тексте. Лингвисты считают слово ОСНОВНОЙ единицей языка. И это не случайно. Ведь все свое знание о мире, понимание явлений действительности, их свойств человек прежде всего выразил в слове. Он назвал всякое действие и состояние, определил признаки и качества всего, что его окружает, и это все – с помощью слова. «Слово – есть мышление», - так символично назвал свою статью русский писатель Алекссей Николаевич Толстой (1882-1945гг). «Не только идеи, понятия, но и картины самые сложнейшие, самых тончайших оттенков я могу передать словами, - отмечал он. – Получается так, будто бы в человеческом мозгу есть какие-то тысячи, может быть, миллионы клавиш, и человек, говорящий словами, как будто невидимыми пальцами играет на этой клавиатуре мозга, и в голове воспринимающего возникает та же самая симфония». Слово – душа языка, его богатство и гордость. Через слово мы выражаем свои мысли и впитываем новые знания о жизни. Поэтому не случайно, конечно, что количество слов, которыми пользуются люди в течение всей своей жизни, считается показателем их культурного уровня. Чем большим количеством слов владеет человек, тем легче ему выразить самую сложную мысль. А словарный запас зависит от начитанности, любознательности, образованности». Какова основная мысль текста? Разделите текст на части и перескажите его. Выразительно прочитайте предложение с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Преобразуйте прямую речь в косвенную. Что при этом изменится? Сделайте вывод. Рассмотрите рисунок и расскажите о видах языкового разбора, связанных с анализом слова. Какие признаки этой языковой единицы изучает каждый из них? Отвечая на вопрос, используйте планы разбора (см. приложение к учебнику) Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку «Типы сказуемых». 8 класс Компетентности: информационная, разрешение проблем, коммуникативная Аспект: планирование и поиск информации Стимул Сказуемое – главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? Сказуемое бывает разных типов. Умение без затруднений находить главные члены предложения и определять тип сказуемого очень важно при анализе предложений, который начинается с выделения грамматических основ. Задание Обсудите в паре и сделайте выводы. Информация, необходимая для решения данной задач Таблица с группами предложений, задания к каждой группе. Материал учебника Форма предъявления результатов КОЗ Схемы сказуемых. Вывод в грамматической тетради
Распределите вспомогательные слова по группам: 1. глаголы со значение начала, конца, продолжения действия….. 2. модальные глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, желательности, необходимости (в роли вспомогательного слова могут быть краткие прилагательные)…. 3. глаголы эмоционального отношения…. Приниматься, постараться, должен, мочь, пожелать, нравиться, готов, обязан, переставать, начинать, хотеть, рад, любить. КОЗ 9 класс Из истории лингвистики Прочитайте текст и перескажите его. Дополните пересказ своим рассуждением о том, почему толковый словарь С.И.Ожегова на протяжении 60 лет является одним из самых известных и востребованных лингвистических словарей русского языка. Сергей Иванович Ожегов (1900 – 1964 гг) вошел в историю русского языкознания прежде всего как основатель нового направления в современной русистике – теории и практики культуры речи. Он является автором самого известного однотомного «Словаря русского языка», первое издание которого вышло в 1949 году и который впоследствии многократно переиздавался. Этот словарь, являясь образцом правильной речи, и в наши дни считается настольной книгой каждого образованного человека. В 1990 году толковому словарю С.И.Ожегова была присуждена премия имени А.С.Пушкина. Широкая образованность, богатый профессиональный опыт в соединении с удивительным языковым чутьем выдвинули ученого в первые ряды деятелей культуры. Ожегов был прирожденным и неутомимым лексикографом. Проведите синтаксический разбор двух последних предложений текста. Урок-игра
|
|
|
|
|
|
|
Для проведения урока в классе совершаем небольшую перестановку. Выстраиваем в сплошной ряд несколько столов, на них располагаются витрины нашего супермаркета. За столами будут стоять продавцы. В другом углу класса оставляем столы и стулья в обычном порядке, но отгораживаем эту часть кабинета от витрины ширмой. (Если кабинет достаточно просторный, это делать не обязательно. Достаточно будет посадить покупателей спиной к продавцам.) Здесь покупатели будут оформлять свои заказы. На границе этих двух зон отводим места для контролеров.
Игра проходит следующим образом.
Продавцы расхваливают свои товары, привлекая покупателей; покупатели внимательно изучают перечень товаров, затем заходят за ширму, где им предстоит заполнить бланк заказа. На узких листочках они записывают в столбик названия выбранных товаров. Потом покупатели сдают свои бланки контролерам. (Контролерами назначают самых грамотных ребят, учитель тоже помогает им.) Контролеры проверяют, правильно ли написаны слова на бланках-заказах, и вычеркивают оттуда слова с ошибками*. Затем контролеры подсчитывают количество правильно записанных слов и определяют таким образом лучшего покупателя. Ему вручается приз – набор открыток с видом какого-либо города. Если позволяет время, можно не просто подарить эти открытки, но и рассказать о городе, пригласив всех ребят стать участниками заочного путешествия. (Экскурсовод, конечно, готовится заранее.)
Такой урок запоминается детям надолго, так как в нем проявляется детская инициатива. Каждый ученик класса активно участвует в подготовке урока, стремится проявить в игровой ситуации свои способности. Роль учителя на таком уроке сводится к роли организатора учебной деятельности. Ученики как бы сами добывают знания. Это тоже очень важно.
_____________
* Важно, что допустивший ошибку ученик тут же может сбегать к витрине и посмотреть, как правильно пишется слово. Но исправлять на бланке-заказе уже ничего нельзя.
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературы
Примеры компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование информационной компетентности : извлечение первичной информации, поиск информации через лексическую работу.
№1 . Введение в проблему:
Для наиболее полного и осмысленного восприятия художественного произведения, анализа текста, погружения в эпоху, обогащения словарного запаса нам необходимо не только знать содержание повести, но и значение устаревших слов и диалектизмов.
Формулировка задания:
Найдите в тексте повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» диалектизмы и устаревшие слова, а с помощью электронных толковых словарей дайте их толкование.
Информация, необходимая для решения данной задачи.
1. На учебном компьютере запустите Электронную книгу “Даль Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка”
2. В поисковую строку введите нужное слово.
3. В информационном поле прочтите толкование слова
Форма предъявления результатов КОЗ
Письменная коммуникация.
Результаты поиска записать в тетрадь по литературе.
№2. Введение в проблему:
Для более глубокого анализа текста, погружения в эпоху, знакомство со значением незнакомых слов, расширение кругозора нам необходимо не только знание содержания повести, но и значение устаревших слов и диалектизмов.
Формулировка задания:
Найдите в тексте повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» диалектизмы и устаревшие слова, а с помощью электронных толковых словарей сети Интернет дайте их толкование.
1. На учебном компьютере запустите программу Internet Explorer
2. В адресной строке введите http://ru.wikipedia.org ИЛИ http://www.slovopedia.com ИЛИ http://www.gramota.ru/ (поиск информации может быть дан в рамках групповой работы)
3. В информационном поле прочтите толкование слова
Форма предъявления результатов КОЗ
Письменная коммуникация.
Результаты поиска записать в тетрадь по литературе.
В таком же режиме можно предложить учащимся найти иллюстрации к повести Гоголя, опираясь, например, на сайт http://gogol.boom.ru/
Урок литературы в 5 классе «Маленький человек с большим сердцем»
Триада вопросов
Основополагающий вопрос – Легко ли стать настоящим человеком?
Проблемные вопросы учебной темы:
1. Какой смысл вложил писатель в выражении «сказка-быль»
2. Как вы понимаете выражение: «Маленький человек остановил в себе большое сердце?»
Частные вопросы:
1. Какие человеческие качества проявили дети, попав в беду?
2. Почему Митраша попал в беду?
3. Что в этой сказке является былью?
4. Какие художественные образы можно назвать сказочными?
5. С каким чувством автор говорит о своих героях?
Время УЗ: 80 минут.
Цели:
1. Познакомить учеников с жизнью и творчеством М.М.Пришвина.
2. Показать учащимся на примере героев произведения взаимосвязь человека и природы.
3. Проследить на примере образа Митраши становление человека.
Задачи:
1. Дать оценку героям, их поступкам.
2. Познакомиться с критическими статьями о творчестве М. Пришвина
3. Познакомиться с иллюстративным материалом к произведениям М. Пришвина.
Ход урока
«Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас... удивительно богат и широк мир, познанный Вами», – писал М. Горький о М.М. Пришвине.
Есть писатели, чьи книги становятся друзьями человека с самых ранних лет. К ним с полным основанием можно отнести Михаила Михайловича Пришвина. Его короткие детские рассказы, философские повести и романы полны удивительных открытий, нравственной красоты. «Кладовая солнца» М.М. Пришвина – сказка-быль, в которой переплетаются и, правда, и вымысел, и легенда, и жизнь.
Класс делится на 5 групп и выполняет Компетентностно-ориентированные задания.
Компетентностно-коммуникативная/публичное выступление
Уровень 1
1. Представь себя в роли учителя, подготовь выступление на 7 мин. и выступи перед учащимися своего класса по теме «Сказочные элементы и действительность в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».
Критерии оценивания.
Соот. выст. теме |
Примеры из текста |
Приведены примеры |
Соблюд. регламента |
|||||
да |
нет |
да |
нет |
1-2 |
половина |
все |
да |
нет |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
1 |
0 |
Предполагаемый ответ:
Переяславль-Залесского, осиротели двое детей...». Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом деле. Во-первых, автор точно указал место и время, во-вторых, рассказ ведется от лица человека, жившего по соседству, а в сказках обычно говорится, что дело было «давным-давно», и происходило оно «в тридевятом царстве, тридесятом государстве».
Настя и Митраша – главные герои. «Золотая Курочка» и «Мужичок в мешочке», как ласково называли их соседи. После смерти родителей им досталось все крестьянское хозяйство: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети заботились обо всех живых существах. Настя, занимаясь женскими домашними делами, «хлопотала по хозяйству до ночи». На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. Так дети жили дружно, не зная горестей и бед. Это описание жизни ребят тоже напоминает сказку – чудесный мир, где все живое взаимосвязано.
Сказочные герои всегда противостоят врагам: ведьмам, Кощею, Бабе Яге и другой нечисти. Так и герои «Кладовой солнца» оказываются в ситуации, когда они должны противостоять опасностям и злу (которое может таиться не только вокруг, но и внутри самого человека). Однажды, вспомнив о том, что в лесу есть палестинка, на которой растет самая вкусная клюква, Митраша и Настя отправляются туда, чтобы набрать побольше этой «полезной для здоровья ягоды». А дорога на чудесную палестинку лежит через Слепую елань – гиблое место, где пропало много людей и животных. Пройдя полпути, Настя и Митраша присели отдохнуть на Лежачем камне в Блудовом болоте, о котором существовала легенда, что лет двести тому назад ветер-сеятель принес сюда два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку, и из них проросли два дерева. Их корни переплелись, а стволы тянулись к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой за питание, воздух и свет. И когда ветер качал эти деревья, ель и сосна стонали на все Блудово болото, словно живые существа. Так и Настя с Митрашей иногда спорили между собой. И не случайно ссора, случившаяся между ними, произошла под этими деревьями. У Пришвина природа принимает участие в судьбе героев, она изображена не только живой, но и имеющей Душу, которая, как у человека, радуется, печалится, любит, страдает (эти же приемы очеловечивания природы мы встречаем и в сказках).
У камня, где отдыхали ребята, «довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа, шла направо, другая, слабенькая, прямо». Это тоже сказочный прием: очень часто былинные и сказочные герои оказываются перед выбором
(еще говорят: «на распутье»). Наши герои тоже делают свой выбор. Проявив упрямство, Митраша выбирает трудный путь, решает идти по слабенькой тропе, а Настенька – поплотней. Ребята поссорились, и вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. И «до того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему». Как в сказках действуют чудесные помощники (конь, добрая старуха, волшебница-жена) и злые силы, так и в «Кладовой солнца» на помощь детям приходит собака – «вернейший друг человека», а противостоит ей волк – злейший враг человека, «самой злобой своей обреченный на гибель».
Как и любая сказка, «Кладовая солнца» оканчивается счастливо.
Компетентностно-коммуникативная/ публичное выступление. Уровень 1
1. Подготовьте устный рассказ о героях сказки по следующему плану:
a. Описание внешности;
b. Описание поведения (какими словами автор характеризует поступки героя);
c. Какие человеческие качества проявляются в поступках героев?
2. Выберите представителя от группы;
3. Представьте героев сказки одноклассникам, используя получившийся у группы рассказ; Выступление группы должно быть 3-5 минут.
4. Подготовьте план своего выступления и будьте готовы ответить на вопросы слушателей.
План выступления
1. ...
2. ...
3. ...
4. ...
5. ...
Критерии оценивания выступления.
1. Структура (логика) выступления согласно заданному плану;
2. Соответствие выступления заданной тематике;
3. Выдержанный регламент выступления;
4. Использование вербальных средств (интонация, связующие слова и др.).
Практико-ориентированный / публичное выступление. Уровень 2
Исследуя текст произведения, подготовь выступление на школьную конференцию в рамках недели литературы на 7 мин. по теме «Чему я научился у Насти и Митраши».
Определите жанр своего выступления, подготовьте план, будьте готовы ответить на вопросы слушателей.
Для выступления подготовь презентацию.
План выступления
1. ...
2. ...
3. ...
4. ...
5. ...
Критерии оценивания.
Наличие плана |
Соот. выст. целям |
Ответы на вопросы |
Использ. источн. |
Соблюд. регламента |
||||||
есть |
нет |
да |
нет |
нет |
кратко |
полн. разверн. |
да |
нет |
да |
нет |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Наличие презентации |
|||
соотв. нормам оформл. |
помогает ли раскр. тему |
||
да(1) |
нет(0) |
да (1) |
нет(0) |
Практико-ориентированный / публичное выступление. Уровень 3
Вам предстоит сделать доклад перед младшими школьниками на тему «Блудово болото. Легенды и реальность»
Определите жанр своего выступления, подготовьте план, будьте готовы ответить на вопросы слушателей.
Критерии оценивания.
Наличие плана |
Соот. выст. целям |
Ответы на вопросы |
Использ. источн. |
Соблюд. регламента |
||||||
есть |
нет |
да |
нет |
нет |
кратко |
полн. разверн. |
да |
нет |
да |
нет |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Компетентностно-коммуникативная/ публичное выступление. Уровень 3
Используя ресурсы Интернет, подготовьте презентацию на тему «Иллюстрации к произведениям М. Пришвина»
http://www.prishvin.ru/index.htm
Критерии оценивания выступления.
1. Структура (логика) выступления.
2. Соответствие выступления заданной тематике.
3. Эмоциональное воздействие на слушателей.
4. Наличие 5-6 слайдов.
- Выступление от групп.
- Подведение итогов.
- Работа над тестом.
Рекомендуемая литература
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
2. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5 . - С. 5-12.
3. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. – Самара: - Издательство «Учебная литература», 2007. – 244 с.
4. Хуторский А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. -2003. - №5.
5. http://ru.wikipedia.org
6. http://www.slovopedia.com
7. http://gogol.boom.ru/
8. http://sop.mgppu.ru/UserFiles/conc_modern.doc
9. http://centeroko.ru/pisa/REP_RUS.htm
10. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
11. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm
12. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
13. http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253252553593750/Default.aspx
14. http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253252553593750/Default.aspx
15. http://www.orenipk.ru/seminar/ivanova.htm
16. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
17. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
18. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
19. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
20. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
21. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.. – М.: 5 за знания, 2005.
22. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003.
23. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5.
24. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр