Реферат: Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины теория и методика воспитания
Название: Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины теория и методика воспитания Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет» Кафедра социальной психологии
Баженова Наталья Геннадьевна
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины
Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой _____________________ (подпись зав. кафедрой) Магнитогорск 2011 Содержание 1. Основные сведения об авторах……………………………………………………………….3 2. Цели и задачи дисциплины…………………………………………………………………...3 3. Темы и их краткое содержание……….……...………………………………………………4 4. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины……………………………………………………………………………………..10 5.Описание последовательности действий студента при изучении дисциплины……………………………………………………………………………………..11 6. Рекомендации по использованию материалов УМК………………………………………12 7.Рекомендации по работе с литературой…………………………………………………....13 8. Советы по подготовке к экзамену…………………………………………………………..13 9.Рекомендуемые источники и литература по курсу………………………………………...14 10. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины…………………………15 1. Основные сведения об авторах Баженова Н.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной психологии. 2. Цели и задачи дисциплины Углубить и расширить теоретические знания и практические умения учащихся по основным проблемам курса и на этой основе сформировать (скорректировать) профессионально-педагогическую культуру студентов государственного университета. Задачи курса 1. Психические, психологические и социальные особенности ребенка в современном мире требуют профессионально-педагогической подготовки учителей, педагогов, специалистов. Круг рассматриваемых вопросов данной дисциплины широк, поэтому задача курса, на основе полученных базовых знаний по общей педагогике, сформировать творческо-педагогическое мышление студентов для решения поставленных проблем. 2. Развитие у студентов научно-познавательного и научно-исследовательского интереса к процессу воспитания, развитие умений и навыков применения усвоенных знаний на практике. 3. Усвоение и отработка на практике некоторых методик воспитательной работы, обмен опытом, изучение опыта выдающихся педагогов, педагогов-новаторов. 4. Программа курса содержит материалы, позволяющие студентам проявить творческую активность, самостоятельность, укрепить гуманистические позиции. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: · Готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4); · Готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5); · Способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7). В результате изучения дисциплины студент должен Знать : теорию о процессе воспитания, его содержании, принципах, движущих силах, закономерностях, методах и т.д.; знания об особенностях взаимодействия личности в коллективе и с коллективом; знания о воспитательных системах и т.д. Уметь : применять теоретические знания на практике, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. уметь воплощать теорию в повседневную профессионально-практическую деятельность. Владеть: базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, свободное оперирование данными понятиями, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах и т.д.). Особенности изучения дисциплины: Дисциплина «Теория и методика воспитания» входит в блок Б3.Б.4 (базовая часть). К началу изучения дисциплины студенты должны знать: основные понятия, связанные с данной дисциплиной, современные подходы к воспитанию: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический (основные понятия, определяющие принципы, приемы и методы каждого из рассмотренных подходов), актуальные проблемы исследования теории воспитания. Изучение дисциплины базируется на знаниях таких предшествующих дисциплин как: «Социальная педагогика», «Психологическая служба в образовании», «Основы психологии семьи», «Дефектология», «Психология развития личности», «Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения». При изучении дисциплины «Теория и методика воспитания» создаются основы для освоения следующих дисциплин: «Теория обучения», «Клиническая психология детей и подростков, «Адаптация личности в образовательном учреждении», «Психология общения. Тренинг коммуникативных навыков». 3. Темы и их краткое содержание Тема 1. Воспитание как категория педагогической науки. Развитие науки о воспитании в трудах западных и отечественных педагогов и психологов. Роль философских учений и психологических теорий в формировании и развитии современных концепций воспитания. Ребенок как субъект и объект воспитательного процесса. Основные функции и задачи теории воспитания как раздела педагогической науки. Современные подходы к воспитанию: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, философско-антропологический, синергетический (основные понятия, определяющие принципы, приемы и методы каждого из рассмотренных подходов). Актуальные проблемы исследования теории воспитания. Тема 2. Сущность, специфика, особенности и движущие силы процесса воспитания. Специфика воспитания. Отличие воспитания от процессов обучения и образования. Определение процесса воспитания. Особенности воспитательного процесса. Основные составные части процесса воспитания. Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком. Перевоспитание и самовоспитание (основные этапы и приемы). Воспитание и социализация личности (взаимосвязь). Виктимиология. Диалектика и движущие силы процесса воспитания. Разрешение противоречий как движущие силы процесса воспитания. Тема 3. Закономерности и принципы воспитания. Понятия «закономерность», «закон», «принцип» с точки зрения разных педагогов. Принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Основные закономерности воспитательного процесса, выделяемые В.А. Сластениным, Н.И. Болдаревым, П.И. Пидкасистым и др. Принципы воспитательного процесса, выделяемые Ю.П. Азаровым, А.С. Макаренко и др. педагогами. Основные правила, обусловливающие эффективное функционирование основных педагогических принципов. Тема 4. Система форм и методов воспитательного процесса. Понятие метода воспитания. Проблема классификации методов воспитания. Выделение возможных критериев для классификации методов воспитания. Характерные черты, формы применения, этапы реализации и условия эффективного использования основных методов воспитательного процесса: убеждение, внушение, проблемные ситуации, инструктаж, упражнение, пример, требование, перспектива, соревнование, наказание, поощрение, поручение, свободный выбор и др. Методы, используемые во внеклассной работе педагога. Условия, определяющие выбор методов воспитания. Возможность воздействия методов воспитания на сознание, чувства и поведение воспитуемых. Основные формы воспитательного процесса, их характеристика. Критерии эффективности форм воспитания. Нетрадиционные формы внеклассной и внешкольной работы. Взаимосвязь форм и методов воспитания. Тема 5. Воспитательные системы. Понятие «воспитательная система». Этапы становления и развития воспитательной системы. Виды воспитательных систем, их особенности функционирования. Основные цели воспитательных систем. Основные компоненты воспитательных систем: управление, содержание, организация, общение. Воспитательная система школы. Педагогическое взаимодействие в воспитательных системах. Тема 6. Коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Коллектив – воспитатель личности. Виды коллектива. Структура коллектива. Основные характеристики детского коллектива. Динамика развития ученического коллектива (А.С. Макаренко).Стадии развития коллектива и этапы управления коллективом по Л.И. Новиковой. Роль и статусы в коллективе сверстников. Самоуправление как организация коллективной деятельности. Функции самоуправления. Функциональные обязанности классного руководителя как организатора ученического коллектива. Педагогические требование к классному руководителю. Примерная тематика семинарских занятий по курсу «Теория и методика воспитания» Тема 1. Функции и проблемы современной семьи в воспитательной работе. 1. Роль семьи в воспитательном процессе подрастающего поколения. 2. Семейное воспитание на рубеже ХIХ – ХХ веков. 3. Отношения между взрослыми и детьми в семье. Стиль воспитания в семье. Условия, определяющие выбор методов воспитания в семье. Литература: 1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М. 1994. 2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьника: учет и коррекция. М. 2002. 3. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М. 1996. 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 2 М. «Владос». 2001. 5. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. М. 1993. Тема 2. Сравнительная характеристика семейного и школьного воспитания. Характерные черты. 1. Условия эффективного семейного воспитания. 2. Сходство и различие семейного и школьного воспитания. 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей ребенка. Литература: 1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М. 1994. 2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологические особенности индивидуальности школьника: учет и коррекция. М. 2002. 3. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. М. 1996. 4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 2 М. «Владос». 2001. 5. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. М. 1993. Тема 3. Особенности современных воспитательных систем. 1. Общая характеристика воспитательных систем. 2. Особенности функционирования гуманистической воспитательной системы. Достоинства и недостатки. Примеры. 3. «Педагогика общей заботы» как воспитательная система. 4. «Педагогика успеха». Литература: 1. Библер В.С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. Кемерово. 1993. 2. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. М. 1989. 3. Воспитательная система школы: Проблемы управления/ Под ред. В.А. Караковского. М. 1997. 4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. М. 1998. 5. Казакова Е.И. Педагогика успеха. СПБ. 1996. 6. Кочетов А.И. Воспитательная система: Теория, проблематика, альтернатива. Минск. 1998. 7. Теория и практика глобального образования. Рязань. 1994. Тема 4. Воспитательные системы в социуме. Особенности функционирования и развития. 1. Школа диалога культур. 2. Воспитательная система школ глобального образования. 3. Воспитательные системы в социуме. Литература: 1. Библер В.С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. Кемерово. 1993. 2. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. М. 1989. 3. Воспитательная система школы: Проблемы управления/ Под ред. В.А. Караковского. М. 1997. 4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л. Селивановой. М. 1998. 5. Казакова Е.И. Педагогика успеха. СПБ. 1996. 6. Кочетов А.И. Воспитательная система: Теория, проблематика, альтернатива. Минск. 1998. 7. Теория и практика глобального образования. Рязань. 1994. Тема 5. Методика планирования воспитательной работы в школе и классе. 1. Задачи различных воспитательных институтов перед школой. 2. Структура плана воспитательной работы. 3. Мероприятия для координации совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей. Литература: 1. Воспитательная система школы: Проблемы управления/ Под ред. В.А. Караковского. М. 1997. 2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой М. 1981. 3. Новикова Л.И. Педагогика датского коллектива. М. 1978. 4. Рожков М.И. и др. Организация воспитательного процесса в школе. М. 2000. 5. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. М. 1993. Тема 6. Основные характеристики детского коллектива. 1. Структура детского коллектива. 2. Роль и статус в коллективе. 3. Этапы развития детского коллектива. 4. Деятельность воспитателя на разных этапах развития детского коллектива. Литература: 1. Классному руководителю./ Под ред. М.И. Рожкова. М. 1999. 2. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М. 1988. 3. Немов Р.С. , Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М. 1988. 4. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М. 1978. 5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. М. 1997. Тематика индивидуальных докладов (рефератов) и заданий для самостоятельной работы по курсу «Теория и методика воспитания» 1. Проблемы воспитания в современных условиях. 2. Актуальные проблемы исследования теории воспитания. 3. Взаимосвязь приемов и методов воспитания. 4. Условия, определяющие выбор методов воспитания. 5. Критерии эффективности форм воспитания. 6. Методы и формы воспитательного воздействия необходимые для формирования чувства меры и вкуса. 7. Семья и семейное воспитание. 8. Совместная воспитательная работа школы и семьи. 9. Функции и проблемы современной семьи в воспитательной работе. 10. Необходимость классного руководителя в современной школе. 11. Формирование отношений как цель и результат воспитания. 12. Зависимость уровня воспитанность учащегося от метода воспитания. 13. Метод убеждения: сущность, задачи применения, формы реализации. 14. Поощрение и наказание: сравнительная характеристика. 15. Возможность воздействия методов воспитания на сознание, чувства и поведение учащихся. 16. Приобщение учащихся к эстетическим, моральным, правовым нормам поведения: система методов и средств (по выбору). 17. Всегда ли существуют в коллективе условия развития личности. 18. Современные требования к организации коллективной практической деятельности детей. 19. Нетрадиционные формы внеклассной и внешкольной работы. 20. Внеклассная работа по одному из направлений воспитания (нравственному, умственному, эстетическому и т.д.) 21. Основные критерии в анализе современной внешкольной работы. 22. Сходство и различие школьного и семейного воспитания. 23. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 24. Родительское собрание: задачи, формы и содержание. 25. Авторитет родителей, учителя и его составляющие. 26. Как Вы понимаете современную цель воспитания? Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего развития личности как цели воспитания. 27. Как Вы соотносите понятия: «образованный человек» - «умный человек», «воспитанный человек» - «развитый человек». 28. Сформулируйте основные методы деятельностного подхода в педагогике. 29. Изучите и проанализируйте философско-антропологический и синергетический подходы в педагогике. 30. Раскройте понятия: «воспитание» - «социализация» - «формирование» - «развитие». 31. Сформулируйте несколько противоречий, которые являются движущими силами процесса воспитания. 32. Сформулируйте основные принципы процесса воспитания. 33. Какие социокультурные явления предопределили необходимость поиска новых подходов к содержанию воспитания? 34. Что предшествует началу воспитательной деятельности конкретного педагога? 35. Раскройте особенности воспитания и его отличия от обучения. 36. Составьте свою систему принципов воспитания и обоснуйте необходимость каждого взятого Вами принципа. 37. Представьте (предположите) и опишите модель воспитательной системы образовательного учреждения будущего с учетом основных ее компонентов. 38. Проанализируйте в группах по 5-6 человек педагогическую ситуацию по предложенному преподавателем плану. 39. Как Вы считаете, какова роль юмора педагога в воспитательном процессе? К каким методам воспитательной работы можно применить юмор? Обоснуйте ответ. 40. Опираясь на изученную литературу и собственный опыт, заполните следующую таблицу:
4. Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины Самый оптимальный вариант планирования и организации студентом времени, необходимого для изучения дисциплины – распределить учебную нагрузку равномерно, т.е. каждую неделю знакомиться с необходимым теоретическим материалом на лекционных занятиях и закреплять полученные знания самостоятельно, прочитывая рекомендуемую литературу. К семинарским занятиям необходимо готовиться за неделю или две до срока их проведения, чтобы была возможность проконсультироваться с преподавателем по трудным вопросам. В случае пропуска занятия, необходимо предоставить письменную разработку пропущенной темы. Самостоятельную работу следует выполнять согласно графику и требованиям, предложенным преподавателем. Допуск к экзамену по дисциплине предполагает активное участие в практических и семинарских занятиях, а также своевременное выполнение домашних и самостоятельных заданий. 5. Описание последовательности действий студента при изучении дисциплины Задание для подготовки к семинарским занятиям по данному курсу студент получает от преподавателя. Основным промежуточным показателем успешности студента в процессе изучения дисциплины является его готовность к семинарским занятиям. Поэтому важно определить некий алгоритм действий студента по подготовке к семинарским занятиям: - Приступая к выполнению задания по любой теме, прежде всего, ознакомьтесь с планом занятия, изучите соответствующий раздел учебника и учебного пособия, библиографию. - Затем выясните наличие литературы или теоретического материала по соответствующей теме. Примечание. Тематический план семинарских занятий представлен в методических указаниях по курсу «Теория и методика воспитания» (УМК, составитель: Баженова Н.Г.). В УМК по курсу «Теория и методика воспитания» представлен необходимый теоретический материал: опорный конспект лекций и хрестоматия (подборка материалов из учебников, монографий, публикаций). - По каждому вопросу предложенной темы студент должен определить и усвоить ключевые понятия и представления. - Для более глубокого понимания проблемы далее необходимо познакомиться с дополнительной литературой и законспектировать основные положения. - В случае возникновения трудностей студент должен и может обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему данный курс. Критерием готовности к семинарскому занятию будет умение ответить на все указанные вопросы, используя рекомендованные источники, а также наличие соответствующих конспектов. Студент обязан:
Студент имеет право: 1. Получить консультацию по подготовке к семинарскому занятию. 2. Добавить библиографию по теме. 3. Сделать записи в тетрадях для практических занятий наиболее важных положений, которые могут быть использованы при ответе на вопросы семинара (цель - сформировать собственное суждение по данной проблеме). 4. В зависимости от требований семинара, сложности вопроса результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана (структуры) ответа, тезисов ответа (доклада). 5. Подготовить развернутый ответ по следующему плану: дать определение рассматриваемого явления, раскрыть его сущность, показав его структуру, вскрыв причинно-следственные связи и взаимовлияние факторов, условий и обстоятельств на рассматриваемое явление (процесс), определить состояние, закономерности и тенденции его изменения в зависимости от различных факторов и условий. В процессе такой работы важно вскрыть положительные стороны и недостатки с тем, чтобы в выводах сформулировать обоснованные научные и другие рекомендации по альтернативным позициям. 6. Сообщения желательны небольшие - 5-10 минут. Главное обращать внимание на то, чтобы слушатели вас поняли. 7. По согласованию с преподавателем, читающим данный курс, студент может подготовить сообщение на самостоятельно предложенную тему. 6. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса В учебно-методическом комплексе (УМК) для организации эффективной работы студентов разработаны и предоставлены следующие материалы: - опорный конспект лекций, - методические указания по подготовке и проведению семинарских занятий, - список рекомендуемой литературы по данной дисциплине, - дидактические материалы для самоконтроля (контрольные вопросы для зачета, тематика рефератов и т. д.), - глоссарий основных терминов по дисциплине. 7. Рекомендации по работе с литературой Умение работать с литературой – важный фактор успешности учебной деятельности студента и, вместе с тем, показатель его развития как субъекта познания. Отсюда необходимые рекомендации по работе с социально- психологической литературой (в печатном или электронном виде): - при выборе источника теоретического материала надо исходить из основных понятий по теме, чтобы точно знать, что конкретно искать в том или ином издании (см. аннотацию к книге). - для более глубокого усвоения и понимания материала следует читать не только имеющиеся в тексте определения или теоретические представления, но и примеры. - в процессе чтения важно осознавать, в рамках какого социально- психологического подхода или направления изложена проблема. Это позволит прийти к пониманию вопроса на более высоком уровне обобщения. - чтобы получить объемные и системные представления по теме, нужно посмотреть несколько работ (возможно альтернативных) по данному вопросу. - не следует конспектировать весь текст, относящийся к рассматриваемой проблеме, так как такой подход не дает возможности осознать материал, Необходимо выделить и законспектировать только основные положения, позволяющие выстроить логику ответа на вопросы интересуемой темы. - в целях самоконтроля по усвоению материала можно выполнить задания по данной теме (в конце параграфа или раздела книги). 8. Советы по подготовке к экзамену Подготовка к экзамену и его результативность также требует умения оптимально организовывать свое время. Идеально, если студент познакомился с основными представлениями и понятиями в аудиторном процессе изучения дисциплины. Тогда подготовка к экзамену по контрольным вопросам (см. УМК) позволит систематизировать материал и глубже его усвоить. - Работу лучше начинать с распределения предложенных контрольных вопросов по разделам и темам курса. - Затем необходимо выяснить наличие теоретических источников (конспект лекций, хрестоматия, учебники, монографии). - При чтении материала следует выделять основные понятия и определения, можно их законспектировать Выделение опорных понятий дает возможность систематизировать представления по дисциплине и, соответственно, результативнее подготовиться к зачету. - Успешный ответ на зачетный вопрос по психологии манипуляций предполагает процесс продумывания логики изложения материала по каждому вопросу, запоминание примеров. 9. Рекомендуемая литература (основная) 1. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. Феникс. 2006 г. - 510 с. 2. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. М. 2000. 3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М. 2000. 4. Управление воспитательной системой школы./ Под ред. ВА. Караковского. М. 2000. 5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М. 2000. 6. Энциклопедия современного учителя. М. 2006.
Дополнительная литература: 1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986. 2. Битинас Б. Структура процесса воспитания. Каунас. 1984. 3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. Р. на Д. 1991. 4. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М. 1975. 5. Ильина Н.А. Педагогика. М. 1984. 6. Кочетов А.И. Воспитательная система. Минск. 1997. 7. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск. 1999. 8. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель? М. 1990. 9. Лихачев Б.Т. Педагогика. М. 1993. 10. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. М. Самара. 1997. 11. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М. 1993. 12. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. Псков. 1995. 13. Мудрик А.В. Социализация в смутное время. М. 1991. 14. Немов Р.С. Путь к коллективу. М. 1988. 15. Педагогика./ Под ред. П.И. Пидкасистого. М. 1996. 16. Подласый И.П. Педагогика. Киев. 1996. 17. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М. 1996. 18. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М. 1996. 19. Сластенин В.И. Педагогика. М 1997. 20. Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1997.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
· Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Теория и методика воспитания» (на электронных носителях и печатный вариант). · Методические указания для студентов по изучению дисциплины «Теория и методика воспитания» (на электронных носителях). · Лекционный курс по дисциплине «Теория и методика воспитания» (на электронных носителях). · Видеофильмы для работы на практических занятиях (хранятся в лаборатории психологии). · Подборка малодоступной, редкой литературы для студентов (на электронных носителях). · Глоссарий основных терминов по изучаемой дисциплине (на электронных носителях). Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, Интернет-ресурсы · fictionbook.ru/author/elena_belikova/teoriya_i_metodika_vospitan... · www.pedpro.ru/education/ · pedlib.ru/Books/4/0160/index.shtml · www.ukazka.ru/cat1967.html · www.knigafund.ru/books/14650 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1. Кейсы с заданиями по темам «Воспитательная система будущего», «Методы и средства воспитания», «Виды воспитания». 2. Набор тестов для разработки программы комплексной диагностики детско-родительских отношений, стилей родительского воспитания, отклоняющегося поведения. 3. Мульти-медиа оборудование для просмотра фрагментов видеозаписи лекций-презентаций и т.д. |