Приднестровский Государственный Университет
им. Т.Г.Шевченко
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
на тему: « Безработица: сущность, причины, последствия»
Выполнил:
Студент ____ группы
Специальность ________
Ф.И.О
.
______________
Научный руководитель:
(учёная степень, звание)
(Ф. И. О.)
________________
Тирасполь 2011 г.
Приложение № 3.
Тема:
«Экономический рост в условиях развития рыночной
экономики: факторы, качество и прогнозирование»
Введение.
Глава 1. Понятие экономического роста.
1.1. Экономический рост как критерий экономического
развития
1.2. Темпы экономического роста
1.3. Факторы экономического роста
Глава 2. Качество и модели экономического роста
2.1. Типы экономического роста
2.2. Основные показатели экономического роста
2.3. Неоклассическая модель экономического роста
2.4. Неокейнсианские модели экономического роста
2.5. Модель У. Ростоу. Новое качество экономического роста
Глава 3. Регулирование экономического роста
3.1. Цикличность экономического роста
3.2. Метод « затраты – выпуск» Василия Леонтьева
3.3. Система национальных счетов (СНС)
Заключение.
Приложение.
Список использованной литературы.
Приложение № 4.
Список использованной литературы по теме:
«______________________________________________________»
название темы
1. Официальные документы:
Законы, Указы, Программы и т.д.
2. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов.
3. Статьи из журналов и газет.
4. Статистические сборники.
|
|
Приднестровский Государственный Университет
им. Т.Г.Шевченко
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
Утверждаю________________
И.о.декана экономического факультета
К.э.н., доцент Смоленский Н.Н.
. « _____» ___________ 2011г.
Методические рекомендации
студентам 1 и 2 курса экономического факультета
по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы
по дисциплине «Экономическая теория»
Разработчик ___________ Профессор кафедры
Сенокосова Л. Г.
Обсуждена на заседании кафедры
«Экономическая теория»
«____» ____________2011 г.
Протокол № ____
Зав. кафедрой ________________
Профессор Сенокосова Л.Г.
|
|
31. Налоги, их необходимость, виды. Проблемы
совершенствования налогообложения.
32. Бюджет. Проблемы бюджетного дефицита и государственного
долга.
33. Инфляция: сущность, виды, последствия.
34. Цикличность развития рыночной экономики. Экономические
кризисы.
35. Хозяйственный расчет и его перерастание в коммерческий
расчет при переходе к рынку.
36. Экономическая роль государства в рыночной экономике.
37. Кредит и его современные формы. Принципы и методы
кредитования.
38. Банковская система, ее структура и проблемы развития.
39. Накопление: сущность, виды. Пути и экономическое значение
повышения эффективности накопления.
40. Становление современных форм хозяйствования в сельском
хозяйстве.
41. Агропромышленный комплекс, его структура и социально-
экономические функции.
42. Аграрные отношения и этапы их развития. Цена земли.
43. Особенности производства в аграрном секторе. Земельная
рента.
44. Рынок труда и основные проблемы его развития.
45Рыночный механизм доходов и социальная политика государства.
46. Становление рыночной инфраструктуры и проблемы ее развития.
47.Маркетинг, его сущность и принципы организации. Управление маркетингом.
48. Монетарная политика государства и ее инструменты.
49.Современные вывозы капитала.
50. Валютные отношения, их развитие и регулирование.
51. Мировое хозяйство и основные формы внешнеэкономического
сотрудничества.
52. Глобальные экономические проблемы и пути их решения.
53. Рынок ценных бумаг: проблема его развития.
Приложение № 2
|
|
Приложение 1
Тематика курсовых работ
1. Основные этапы развития и современное состояние экономической теории.
2. Собственность и ее реформирование в странах СНГ.
3. Акционерная форма собственности и акционерные общества.
4. Общественное производство: его факторы и результаты, их социально-экономические формы.
5. Приватизация и проблемы ее развития.
6. Товарное производство как форма организации экономики.
7. Возникновение денег и их эволюция. Современная денежная система.8.
8. Современные теории денег.
9. Рынок – его экономическая сущность, характерные черты,
структура. Рыночный механизм.
10. Спрос и предложение, их эластичность. Рыночная цена.
11. Монополия и конкуренция: сущность, виды, последствия.
12. Предпринимательство: сущность, цель, виды.
13. Организационно-экономические формы предпринимательства.
14. Предпринимательство в ПМР и условия его развития.
15. Управление: его сущность, необходимость. Менеджмент.
16. Субъекты рыночной экономики. Формы организации
предпринимательства.
17. Основные и оборотные фонды предприятия.
Пути и экономическое значение улучшения их использования.
18. Пути эффективного использования факторов производства.
19. Издержки производства, их виды, структура. Пути и
экономическое значение снижения издержек.
20. Цена, ее сущность, виды и функции. Ценообразование в
условиях рынка.
21. Социальная защита населения.
22. Формирование доходов и уровень жизни в ПМР.
23. Заработная плата, ее экономическая природа, формы и системы.
24. Заработная плата и стимулирование труда.
25. Прибыль, ее экономическая сущность, образование и
распределение.
26. Современные модели рыночной экономики (на примере
развитых стран мира).
27. Макроэкономическое равновесие в системе рыночного
хозяйства.
28. Макроэкономические показатели и методика их подсчета.
29. Акционерные общества и рынок ценных бумаг.
30. Экономический рост, его факторы и их последствия.
|
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1. Роль курсовой работы в самостоятельном изучении
экономической теории……………………………………………
2. Основные этапы и требования, предъявляемые к курсовым
работам…………………………………………………………….
3. Выбор темы курсовой работы и составление её плана…….
4. Работа с подобранной литературой……………………………
5. Подготовка текста и оформление курсовой работы………..
6. Работа студента с отзывом и защита курсовой работы……
7. Критерии оценки курсовой работы.
Приложения:
1. Примерная тематика курсовых работ………………………….25
2. Образец оформления титульного листа курсовой работы…..
3. Образец плана курсовой работы………………………………
4. Список использованной литературы (библиография)……….
|
|
Сроки сдачи научного доклада на кафедру и требования, предъявляемые к его оформлению, те же самые, что для обычной курсовой работы по экономической теории.
Лучшие курсовые работы по экономической теории, выполненные по наиболее актуальной тематике и показавшие творческий, научный подход к их изложению, могут быть рекомендованы на научные студенческие конференции по линии НСО.
7.
Критерии оценки курсовой работы
За работу, переписанную с источника, ставится неудовлетворительная
оценка.
Удовлетворительная
оценка ставится за курсовую работу, в которой недостаточно полно освещены узловые вопросы темы, написана работа на базе очень небольшого количества источников, притом устаревших.
Хорошая
оценка ставится за работу, написанную на достаточно хорошем теоретическом уровне, достаточно полно раскрывающую план курсовой работы, правильно оформленную.
Отличная
оценка ставится за работу, которая характеризуется использованием большого количества литературных источников, глубоким анализом используемого материала, творческим подходом к его изложению, в т. ч. к показу дискуссионности данной проблемы.
|
|
Введение.
Уважаемый читатель! Вы стали студентом 1 курса экономического факультета ПГУ им. Т. Г. Шевченко и в
соответствии с учебным планом Вам предстоит в текущем году выполнить курсовую работу по экономической теории.
Главное назначение высшей школы – готовить высококвалифицированных специалистов для различных отраслей народного хозяйства – кадры, способные правильно ориентироваться в сложных ситуациях, умеющих применить верные на высоком профессиональном уровне решения. Выполнение курсовой работы по экономической теории является ответственным и сложным делом. Эта работа способствует более глубокому уяснению студентами изучаемого материала, более ответственному их отношению к использованию рекомендованной литературы. Выполняя курсовую работу, студент знакомится на практике с основами научно – исследовательской работы: подбором и обработкой материала для исследования, приобретает навыки самостоятельных обобщений, выводов, овладевает экономической терминологией.
|
|
Защита курсовой работы может происходить и на семинарском занятии по экономической теории по соответствующим темам. Здесь защиту принимает не только преподаватель, а вся студенческая группа. Преподаватель же на основании хода обсуждения, ответа на поставленные студентами вопросы выставляет оценку с учётом своего отзыва и выполнения сделанных замечаний.
Оценка за курсовую работу складывается из оценки содержания и оформления курсовой работы и устной защиты, выдвинутых в курсовой работе положений и выводов.
Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие ответы на вопросы и замечания, содержащие в отзыве, а возможно, и на дополнительные вопросы преподавателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена
по сравнению с первоначальной оценкой текста курсовой работы. Оценка заносится в ведомость, выданную деканатом университета, и в зачётную книжку.
К экзамену по экономической теории студент допускается только после получения положительной оценки за курсовую работу по экономической теории.
Студентам, работающим в научных студенческих кружках, их подготовленные и сделанные научные доклады при соответствующем оформлении по решению кружка могут быть зачислены за курсовые работы с соответствующей оценкой.
|
|
Выполнение курсовой работы по экономической теории заставляет студента глубоко анализировать современные явления хозяйственной жизни, способствует глубокому убеждению будущего специалиста в области экономической теории.
Экономическая теория является творческой наукой. Она постоянно развивается и совершенствуется в ходе развития производственных отношений. Всестороннее изучение и обобщение практики помогает получить новые знания о закономерностях экономического развития общества. Всё это, в свою очередь, требует творческого подхода к выполнению курсовой работы, т.е. умения самостоятельно делать правильные выводы на основе изученной литературы, собранного и обобщённого конкретного фактического материала. Из текста курсовой работы должно явствовать, что исследуемые положения стали личным достоянием, убеждением автора.
Поэтому кафедра экономической теории призвана не только вооружать будущего специалиста глубокими знаниями, но и научить его самостоятельно добывать их, формировать активность, творческую самостоятельность в процессе учёбы, развивать потребность в постоянном пополнении и углублении своих знаний. Выполнять эти задачи кафедре, наряду с другими формами обучения, помогает подготовка и написание курсовых работ.
|
|
6. Работа студента с отзывом и защита курсовой работы
Получив через несколько дней обратно свою курсовую работу с отзывом научного руководителя, студент начинает готовиться к её защите, т.е. показу знаний темы, умения отстаивать изложенный материал, аргументировать свои выводы и предложения.
При работе с отзывом студент особое внимание должен уделить анализу отмеченных недостатков, методическим советам преподавателя по их устранению, обратив внимание и на постраничные замечания рецензента.
Если текст курсовой работы является дословным переписыванием материала из источника, то за такую работу выставляется оценка «неудовлетворительно» и студент пишет другую курсовую работу, но уже на новую тему.
Во всех же остальных случаях студент, если есть существенные замечания, её дорабатывает и приходит на устную защиту. На защите студент кратко излагает содержание своей работы и о поставленных в ней проблемах, на основе которых она написана, даёт ответы на замечания, сделанные в отзыве, а также на устные вопросы преподавателя.
|
|
- Роль курсовой работы в самостоятельном изучении
Экономической теории и основные этапы работы над ней
Выполнение курсовой работы является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов над изучением данной учебной дисциплины. В процессе её подготовки студенты глубоко и всесторонне знакомятся с важнейшими и наиболее сложными экономическими проблемами, учатся анализировать современные явления экономической жизни общества и делать на основе этого правильные научно обоснованные теоретические и практические выводы.
Студенты, выполняя курсовую работу, приобретают опыт работы с всевозможной литературой, умения находить в них главные положения, непосредственно относящиеся к избранной теме, учиться логично и чётко излагать свои мысли при раскрытии теоретических вопросов и - что особенно важно - творчески применять экономическую теорию, связывая общие теоретические положения с конкретной действительностью, практикой становления и развития рыночных отношений и своей будущей специальности.
|
|
материал, таблицы, диаграммы, если составлены не самим автором).
Если в используемом источнике даётся ссылка на другой источник, а его студент не читал, то он должен будет в своей работе указать тот источник, с которым он знакомился.
В конце курсовой работы студент ставит свою подпись и указывает дату сдачи курсовой работы на кафедру для рецензирования.
Конечный срок сдачи курсовой работы в кабинет кафедры для регистрации не позже 15 дней до начала сессии.
Кафедра, получив курсовую работу студента, регистрирует её в специальном журнале и передаёт научному руководителю на отзыв.
Отзыв (рецензия) на курсовую работу – это, с одной стороны, форма контроля и оценки проделанной работы со стороны преподавателя, а с другой – форма оказания помощи студенту в глубоком овладении курсом и конкретно материалом по данной теме. Отзыв (рецензия) несёт на себе и большую воспитательную и организующую роль в самостоятельной работе студента.
|
|
В процессе подготовки курсовой с помощью библиографических каталогов приобретаются навыки самостоятельного подбора необходимой литературы, фактического и цифрового материала, работы со статистическими справочниками, составления таблиц, диаграмм. Всё это не только расширяет и углубляет знания по курсу экономической теории, но и прививает навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения важных и сложных теоретических проблем.
Выполняя курсовые работы и особенно при их защите, студенты приобретают необходимое умение в подготовке выступлений и докладов на семинарских занятиях, участия в дискуссиях и научных студенческих конференциях.
Всё это показывает, что написание курсовой работы на должном уровне имеет большое самовоспитательное значение, способствует формированию у студентов глубоких личных убеждений.
- Основные этапы работы и требования, предъявляемые к курсовым работам
Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от правильной организации её подготовки и написания, а также |
|
использованной литературы, составленный в соответствии с общепринятыми требованиями.
Начинается список с названий официальных документов, используемых в курсовой работе (Указов, Постановлений, Законов), которые располагаются по годам Утверждения начиная с более раннего и заканчивая текущим годом. Обязательно указывается, чей документ (Президента, Правительства и т. д.), дата подписания, где опубликован.
Далее указываются монографии, книги в алфавитном порядке или названия работы. Указываются фамилия и инициалы имени и отчества автора ( если группа авторов, то первого указанного на титульном листе) или название работы, где нет автора (но обязательно указать, под чьим руководством она подготовлена, год издания и издательство). Объём работы не обязательно. Потом в алфавитном порядке указываются статьи из журналов, газет, справочники, энциклопедии, словари, статистические сборники. Так же, как и монографии и книги.
В список надо включать не только работы, на которые есть ссылки по тексту, но и те источники, с которыми знакомился студент при работе над темой и они ему помогли в выработке того или иного понимания рассматриваемого вопроса. В конце списка даётся перечень литературы на иностранных языках. В постраничных сносках и ссылках (а ими оформляются все цитаты, весь фактический и цифровой |
|
соблюдения основных требований, которые к ней предъявляются.
А. Основные этапы работы студента над курсовой работой
1-й этап – выбор темы;
2-й этап – подготовка к написанию курсовой работы
(составление списка литературы и первоначального
варианта плана курсовой работы );
3-й этап – работа с подобранной литературой
(составление выписок и конспектов прочитанного),
уточнение плана курсовой работы;
4-й этап – написания текста курсовой работы и заключения;
5-й этап – разработка приложения;
6-й этап – оформление курсовой работы в целом;
7-й этап – подготовка к защите и защита.
Б. Основные требования, предъявляемые к курсовой работе
1. В течение первого месяца семестра, в котором выполняется курсовая работа, студент должен самостоятельно или с помощью преподавателя выбрать тему для своей будущей курсовой работы и сообщить её в кабинет кафедры. Тема курсовой может быть названа студентом помимо предложенного списка, но она обязательно должна быть согласована с преподавателем – научным руководителем. Игнорирование |
|
Тщательно отредактированный и вычитанный после написания или перепечатки текст курсовой работы необходимо правильно и культурно оформить. У курсовой работы должен быть титульный лист, на котором указывается наименование академии, института, кафедры, группы, название темы курсовой работы, фамилия и инициалы автора курсовой и научного руководителя, год написания. (Образец см. в приложении 5, 6).
На следующем листе приводится план работы с указанием страниц соответствующих разделов. На последующих страницах даётся изложение текста курсовой работы с указанием разделов в соответствии с планом. Каждый раздел должен начинаться с заголовка.
Текст курсовой работы пишется с одной стороны листа с оставлением полей с двух сторон для возможных замечаний рецензента и для скрепления листов. Страницы текста должны быть пронумерованы.
В конце работы приводится список использованной литературы. Перед списком литературы, если есть, даётся приложение к тексту курсовой, состоящее из графиков, таблиц, схем. Все они должны иметь сноски на источники, откуда взяты или указание, что составлены автором, но указать, на основе каких источников.
При оформлении курсовой работы необходимо не забыть о её научном аппарате, включающем в себя: список |
|
данного требования может привести к возврату выполненной курсовой работы, без её рецензирования со всеми вытекающими из этого факта последствиями.
2.Тема курсовой работы раскрывается на основе изучения основной и дополнительной литературы, а не только на базе материалов учебников и учебных пособий. В списке использованной литературы должно быть не менее 10 – 15 названий различных источников (монографий, журнальных и газетных статей, справочников, учебников и учебных пособий, официальных документов).
3. Курсовая работа обязательно должна иметь план, включающий: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, в ряде случаев - приложение.
4.Соответствующим образом должен быть оформлен аппарат: сноски, ссылки, список использованной литературы.
5. Текст должен иметь характер самостоятельного изложения в соответствии с планом курсовой работы. Не допускается дословное переписывание материалов из того или иного источника.
6. Размер курсовой работы не должен быть излишне большим. Однако нельзя принимать от студента работу на нескольких страницах. Минимальный объём 35 -–50 страниц, а максимальный - не свыше 60 страниц, напечатанных или написанных от руки на стандартных листах для машинописи.
|
|
используемый источник. Сноска даётся внизу страницы, на которой приведена данная цитата.
Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, т.к. противоречит самому смыслу курсовой работы, не создаёт условий для получения знаний, выработке убеждений, развитию способностей, приучает к обману.
Только самостоятельность в изложении полученных знаний позволит студенту через свою курсовую работу понять, насколько он усвоил тему, осуществлять самоконтроль знаний.
Иногда студент сталкивается с таким положением, когда у различных авторов нет единой точки зрения по рассматриваемому вопросу. Очень хорошо в таком случае привести высказывания нескольких авторов, стоящих на разных позициях и дать своё отношение к ним. Попытаться дать аргументированное изложение собственного понимания данного вопроса.
Собранный фактический и цифровой материал надо систематизировать, т.е. свести его в таблицы, диаграммы и графики, схемы. Их можно давать как в тексте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в качестве приложения. Весь приводимый в курсовой работе цифровой и фактический материал должен быть оформлен сносками.
|
|
3.
Выбор темы курсовой работы и составление её плана
Важным этапом самостоятельной работы студента над курсовой является выбор темы и составление её плана. Студенту следует помнить, что от выбора темы, от того, насколько правильно составлен план, во многом зависит и качество выполняемой курсовой. Нередки случаи, когда студент выбирает ту тему, которая ему показалась более лёгкой, или ту, по которой у него имеется необходимая литература, при этом забывает о цели курсовой – углублённом изучении наиболее важных и сложных проблем экономической теории, имеющих непосредственное отношение и к нашей экономической действительности.
Для того, чтобы выбор темы был осуществлён правильно, студенту вначале следует внимательно просмотреть соответствующий раздел курса экономической теории (по программе данного курса, учебнику и учебному пособию, плану семинарских занятий). Это поможет лучше представить содержание, объём и основные вопросы избираемой темы, связать их с интересами студента в той или иной области знаний.
|
|
отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблеме придерживается автор и почему.
5. Подготовка текста и оформление курсовой работы
После того как изучена и законспектирована выбранная литература, студент уточняет план своей курсовой работы и приступает к написанию текста и оформлению курсовой.
Перед студентом 1-го курса не стоит задача в своей курсовой работе открыть какие-то новые научные положения в области экономической теории. Он должен в процессе изложения вопросов темы показать способность осмысленно пользоваться литературой, понимать методологию изложения материала, уметь обработать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увязать теорию с практикой современной действительности.
Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его самостоятельному изложению, допуская и использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора курсовой, а не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо давать сноску на |
|
После выбора темы и согласования её с научным руководителем студент самостоятельно или же опять с помощью научного руководителя приступит к подбору необходимой основной или дополнительной литературы по теме.
Основная литература –
это учебная литература
(учебники, учебные пособия), официальные документы.
Дополнительная литература –
это монографии, коллективные работы, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии. Дополнительная литература обязательно должна присутствовать в списке. Важно привлечь более широкий круг дополнительной литературы, в том числе и на иностранных языках, т.к. от использования различных источников будет зависеть качество курсовой работы.
Подобранную литературу надо вначале просмотреть и составить предварительный план курсовой работы, который в дальнейшем по мере работы над литературой будет уточняться и дополняться.
План –
это логическая основа, костяк курсовой работы, важнейший показатель того, насколько глубоко студент изучил имеющиеся источники и отобрал из них самое существенное. Правильно составленный – свидетельство понимания студентом содержания рассматриваемой проблемы.
План целесообразно согласовать на консультации с научным руководителем.
|
|
о том, что их можно сравнивать только тогда, когда они сопоставимы.
Используя статистические данные, необходимо добиваться того, чтобы за цифрами более выразительно раскрывались анализируемые экономические процессы.
При выполнении курсовых работ необходимо наряду с показателями, характеризующими развитие народного хозяйства страны в целом, широко использовать местный фактический и цифровой материал.
При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год её издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы.
В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчёркивания цветными карандашами, замечания на полях). Для записей всех форм целесообразно, в соответствии с планом курсовой, завести папки или большие конверты, в которые раскладывать записи по отработанным источникам.
При этом важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на её основе разобраться в степени изученности темы; выявить дискуссионные вопросы, нерешённые проблемы; попытаться высказать своё отношение к ним; привести и аргументировать свою точку зрения или |
|
В план работы рекомендуется: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и, если есть, «приложение».
Во «Введении»
– на 2-3 страницах студент должен обосновать: выбор и актуальность темы, цель написания курсовой работы, предмет исследования, объект исследования, задачи исследования, практическая значимость работы, методы исследования, информационная база, структура курсовой работы.
Заключение.
Объём 3-5 страниц. В заключении, на основе изучения экономической литературы и анализа работы изучаемого предприятия, необходимо чётко сформулировать основные выводы и предложения, вытекающие из содержания курсовой работы. Их может быть до 15, но не меньше 5. Вначале должны быть выводы и предложения, касающиеся теории вопроса, потом практики и их внедрения.
При написании работы следует сделать выводы по каждому параграфу и главе в целом.
4. Работа с подобранной литературой
Изучение подобной литературы – очень трудоёмкая и ответственная часть в работе над курсовой. Она, как правило, сопровождается записями в той или иной форме.
|
|
В тематическом – за основу берётся не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом.
Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств – фактического материала, а также выписки – дословные (цитаты), различные примеры, цифры, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника.
Основными источниками статистических данных являются общие и отраслевые статистические сборники и справочники, а также публикуемые сообщения в печати о выполнении годовых народнохозяйственных планов. Наравне с этими сборниками можно также использовать статистические сборники отдельных отраслей народного хозяйства. Некоторые данные о развитии республик СНГ и капиталистических стран можно найти в экономических журналах.
При ознакомлении с содержанием статистических сборников, студенту необходимо отбирать и выписывать данные, относящиеся к теме курсовой работы.
Наряду с официальными статистическими сообщениями, можно также использовать фактические данные из книг, брошюр, газетных или журнальных статей. Однако при подборе фактических данных из разных источников необходимо помнить |
|
Записям предшествует чтение того или источника, и оно должно быть не механическое, а творческое. Творческий характер чтению придаёт обдумывание прочитанного материала, размышление над ним. Такое чтение требует активной умственной работы. В тексте читаемой книги студенту могут встретиться недостаточно знакомые или вовсе незнакомые научные понятия, экономические термины, иностранные слова. Ряд работ может носить ярко полемический характер. Преодолеть эти трудности можно с помощью учебников, энциклопедий, справочников, словарей.
Чтобы хорошо понять книгу, статью, читать её надо внимательно, вдумчиво, стараться запомнить существенное, от этого во многом зависит и умение составить план, тезисы, выписки, конспекты изучаемого произведения.
Существует несколько форм записей: план (простой или развёрнутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический).
План.
Наиболее краткая форма записи прочитанного. Перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения.
План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. План во втором случае получается последовательным и стройным, кратким.
|
|
Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения более поздних материалов.
Выписки.
Это либо цитаты, т.е. дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложению мест из источника, данное в понимании студента.
Выписки лучше делать на отдельных листах либо карточках.
Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их пользования при компоновке курсовой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное, самое существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст.
Составление выписок не отнимает у студента время, а экономит его, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста курсовой работы.
Совершенно обязательно каждую выписку снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.
Тезисы.
Сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала. Их особенность – утвердительный характер.
|
|
Аннотации.
Очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Составляется после полного прочтения и глубокого промывания изучаемого произведения.
Резюме.
Краткая оценка прочитанного произведения. Отражает выводы, итоги.
Конспект.
Выделяется самое основное, существенное в изучаемой работе. Форма изложения – краткость, чёткость формулировок, обобщений важнейших теоретических положений.
Составление конспекта требует задумчивости, затраты времени и усилий.
Конспект – средство накопления материала для будущей курсовой работы. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение чётко их формулировать, ясно излагать своими словами.
Конспект может быть текстуальным и тематическим. Первый –
посвящён определённому произведению, второй –
теме, отсюда – нескольким произведениям. В текстуальном – сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идёт в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. |
|
|
|
|