Реферат: Методические рекомендации Алексей Степанович Хомяков и Тульский край в помощь педагогам дополнительного образования туристско-краеведческих объединений
Название: Методические рекомендации Алексей Степанович Хомяков и Тульский край в помощь педагогам дополнительного образования туристско-краеведческих объединений Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Областной центр детско-юношеского туризма»
Методические рекомендации
Алексей Степанович Хомяков и Тульский край
в помощь педагогам дополнительного образования туристско-краеведческих объединений
Выполнил: Кузнецов Юрий Николаевич – педагог дополнительного образования ГОУДОД ТО «Областной центр детско-юношеского туризма»
Тула 2004 Пояснительная записка. Алексей Степанович Хомяков – ключевая фигура в России XIX века, основоположник славянофильства, идеолог православия, соборности, русской общины, прекрасный поэт, великий патриот, дворянин Тульской губернии. За этой характеристикой еще не видно той личности, о которой надо знать. XIX век не XXI век. Сегодня у молодежи другие кумиры. Как важно, несмотря на это, рассказать нынешним молодым людям об этой личности. Это наш земляк. Это в честь него названа железнодорожная станция и поселок Хомяково. Так мало, если не считать еще памятных мемориальных досок на доме в его родовом имении Богучарово Ленинского района и на здании дома офицеров в Туле. «Его признают гением. Его заслугу перед Россией признают неисчерпанной и неисчерпаемой», говорил философ В.В.Розанов, опять же в XIX веке. Исследователь жизни и творчества Хомякова профессор Завитневич видел в новой истории России четырех равновеликих людей: Петра I, Ломоносова, Пушкина и Хомякова, называя последнего «колоссальной личностью». Уже из-за этих характеристик надо бы знать эту личность. Общеобразовательные учреждения очень скупо подходят к изучению творчества Алексея Степановича. В Тульском крае о Хомякове нужно рассказывать больше - он наш. Но даже учитывая это, наш «региональный компонент» не получает лишних часов для ознакомления с ним. Дополнительное краеведческое образование дает такую возможность. Данные методические рекомендации раскрывают опыт работы с учащимися по теме «А.С.Хомяков и Тульский край» и дают ответы на вопросы: «О чем и как рассказывать про А.С.Хомякова?», «Какой литературой воспользоваться?», «Как совершить поход по местам, связанным с А.С.Хомяковым?» Сколько часов посвятить этим темам – теперь уже решает сам педагог дополнительного образования. Это может быть всего 2 часа за учебный год, а может и больше, включая теорию, практику в помещении и на местности. Столько, сколько он отметит в своей образовательной программе. Желательно возвращаться вновь и вновь к теме «А.С.Хомяков и Тульский край», искать и находить присутствие его личности в других краеведческих темах. Можно даже найти темы для исследовательской работы с учащимися. Ну и, конечно, отмечая юбилеи нашего славного земляка, мы должны уметь рассказать о нем. Как начать знакомство с А.С. Хомяковым? - Можно поехать отдыхать в лес, на карьер, в районе поселка или станции под названием Хомяково. Здесь задаться вопросом: «А почему они носят такое название Хомяково?» Оказывается, не из-за обилия хомяков в этой местности. - Можно остановиться на проспекте Ленина около мемориальной доски на здании бывшего Дома дворянского собрания, а ныне Дома офицеров и опять увидеть фамилию Хомяков. - Можно поехать специально в Богучарово, здесь расположен Хомяковский культурный центр, а в местной школе экспозиция, рассказывающая об А.С.Хомякове. Или в Обидимо – здесь еще одна Хомяковская усадьба. - Можно читать в учебнике литературы программные стихи, автором которых является Хомяков. - Можно читать в учебнике истории России XIX века об отмене крепостного права и вновь увидеть – «Хомяков». Зацепки есть.
Почему так мало литературы об А.С.Хомякове? Список доступной литературы об А.С.Хомякове не велик. Не в каждой библиотеке есть произведения А.С.Хомякова. Сведения о нем специально умалчивались. Более 100 лет имя Алексея Степановича оказалось вычеркнутым из российской истории. Коммунистические идеологи исключили его из списка рекомендуемых к изучению писателей и поэтов за то, что: -Хомяков был противником военных революций (публично осудил выступление декабристов на Сенатской площади); -Хомяков был приверженцем православной веры , (без нее не мыслил существования России); -Хомяков был за царя, данного Богом российскому народу .
Почему идеи А.С.Хомякова становятся актуальными сегодня? Почему мы сегодня вновь заговорили о нем? Признаем ли мы его гением? А.С.Хомяков – патриот. Всю свою жизнь он утверждал то, что Запад нам не помощник, что возрождаться и становиться российское государство будет самостоятельно . С позиций сегодняшнего дня, мы убеждаемся в его правоте – Россия для Запада интересна лишь как сырьевой придаток, а не как равноправный партнер. Сбывается и другое предначертание А.С.Хомякова – все больший вес в России вновь приобретает Церковь. Идеи Хомякова современны. Хомяков выступал за свободу личности, за отмену крепостного права, смертной казни и государственной цензуры и, в то же время, считал необходимым для России следовать своим собственным путем. Он считал , что исконно земледельческим славянским народам присуще стремление к демократической организации. В центре воззрений Хомякова – учение о соборности . Соборность означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Представление об особом историческом пути России у Хомякова органично сочеталось с признанием европейских достижений в области культуры и техники. Хомяков любил Англию и даже слыл «англофилом» - именно с его легкой руки, кстати, в русский язык вошло английское слово «спорт». Хомяков считал, что главное достоинство общественной и политической жизни Англии заключается в равновесии , которое поддерживается между либерализмом и консерватизмом. По определению Хомякова, консерваторы являются, прежде всего, сторонниками общественных национальных традиций, а либералы сторонниками индивидуальной личной свободы. Каждый либерал в Англии, по мнению Хомякова, будучи англичанином, вместе с тем является в какой-то мере и консерватором. Сам Хомяков в идейном отношении был таким же «либеральным консерватором», но только русским. Он прямо писал: «Принципы славянофильства также далеки от консерватизма в его нелепой односторонности, как и от революционности в ее безнравственной и страстной самоуверенности. Они составляют начало прогресса разумного, а не бестолкового брожения». Что особенно важно рассказать об А.С.Хомякове? Каким был Алексей Хомяков? А.С.Хомяков родился 1 мая 1804 года (по старому стилю 13 мая) на день пророка Иеремии, в Москве. Он был вторым, младшим сыном, а еще у него был старший брат Федор и младшая сестра Анна. Учеба. В 1818 году (в 14 лет) Алексей определился вольным слушателем в Московский университет, и к 1821-му (в 17 лет) выдержал экзамен на степень кандидата математических наук. Знаток языков. С ранней молодости Алексей свободно читал на большинстве европейских языков и без труда изъяснялся по-французски, по-английски, по-немецки. В 15 лет он знал 8 языков, со временем он изучил 24 языка. Переводчик. В 15 лет он перевел с латинского «Германию» Тацита. Перевел очень грамотно; большой отрывок из перевода был опубликован в 1821 году в «Трудах Общества любителей Российской словесности при Московском университете». Это было первое произведение Хомякова, появившееся в печати. Защитник славян. В январе 1821 года вспыхнуло восстание греческого народа против турецкого ига. Семнадцатилетний юноша писал: «Я мыслью с греками, сражаюсь в их рядах». Он действительно хотел помочь грекам. «Так я пойду, друзья, пойду в кровавый бой. За счастие страны, по сердцу мне родной…» Достав фальшивый паспорт, купив засапожный нож и захватив с собой около 50 рублей денег, поздно вечером покинул А.С.Хомяков отеческий кров, надев на себя лишь легкую ваточную шинельку… До Греции он не добрался. Отец узнал о побеге сына и устроил погоню. Поймали Алексея уже за Серпуховской заставой… Служба в армии. А.С.Хомяков с 1822 по 1825 годы служит в кирасирском полку. Вот как характеризовал А.С.Хомякова Д.Е. Остен-Сакен: « В физическом, нравственном и духовном воспитании Хомяков был едва ли не единица… Ездил верхом отлично. Прыгал через препятствия в вышину человека. На эспадронах («эспадра» - шпага – спортивное колющее и рубящее оружие) дрался превосходно. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Он не позволял себе вне службы употреблять одежду из тонкого сукна, даже дома, и отвергнул позволение носит жестяные кирасы вместо железных полупудового веса, несмотря на малый рост и с виду слабое телосложение. Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он, в высшей степени, спартанскими качествами». В полку служил офицер, который часто вызывал Хомякова на неравный бой. При этом, Хомяков одевал на офицера защитные одежды, а сам снимал даже мундир. При всяком ударе, который Хомяков наносил очень легко, он опускал эспадрон; противник, пользуясь этим положением, со злостью наносил ему обыкновенно несколько ударов по руке. Хомяков и присутствующие хохотали, чем приводили противника в запальчивость, он вновь и вновь наносил удары по беззащитной руке. Хомяков руки не щадил. После каждого ратоборства рука распухала и была в синих пятнах; но это не препятствовало принимать снова предложение… Награды. В 1828 г. Хомяков отправился в составе Белорусского гусарского полка, в качестве адъютанта генерала Мадатова на русско-турецкую войну. При осаде крепости Шумла – ранен пулей в ногу навылет и получил сильную контузию в руку; дважды награжден орденом Святой Анны с бантом и Владимирским крестом. Надевал он их потом, правда, очень и очень редко. А.С.Хомяков – энциклопедист. «-Социолог, теолог и публицист, основатель славянофильской идеологии; -историк мировой цивилизации, автор многотомных «Заметок о всемирной истории»; -экономист, разработавший планы уничтожения крепостничества; -практик помещик, усовершенствовавший сельскохозяйственное производство, винокурение и сахароварение; -изобретатель первой паровой машины, получившей патент в Англии; -изобретатель дальнобойного ружья; -врач-гомеопат, использующий средства народной медицины для успешной борьбы с холерой; -хороший художник, портретист и иконописец; -полиглот – лингвист; -известный в свое время поэт и драматург…» А если добавить временные увлечения ? -успешно ведет поиски в Тульской губернии полезных ископаемых; -описывает все достоинства и недостатки собак и лошадей; -опытный охотник; -отличный стрелок; -сочинитель анекдотов; -любитель скачек и верховой езды; -заядлый игрок на бильярде, в шахматы и с деревенскими соседями в карты; -фехтовальщик; -разработчик проекта улучшения благосостояния жителей Алеутских островов; - создатель хитроумных артиллерийских снарядов и т.п. Как рассказать о славянофильстве, к которому имел отношение А.С.Хомяков? К рождению славянофильства прямое и непосредственное отношение имели Хомяков и Чаадаев. …«Западник» - Чаадаев. В 1828-1831 годах и в 1836 году Чаадаев писал свои «Философические письма», в которых утверждал: «Мы русские существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас»; «Нет в памяти чарующих воспоминаний, нет сильных наставительных примеров в народных преданиях»; «Первые годы нашего существования, проведенные в неподвижном невежестве, не оставили никакого следа на умах наших»... Так, Чаадаев представил русское общество объединением, в котором отсутствуют естественные исторические традиции, и, соответственно этому намечал следующий «выход»: «Чтобы сравниться с прочими образованными народами, нам надо переначать для себя снова все воспитание человеческого рода. Для этого перед нами история народов и плоды движения веков». Чаадаев идеализировал историю Запада и призывал учиться культуре народов Европы. За это его и ему подобных, прозвали «западниками». Эти высказывания были замечены. Они, как высказался Герцен, произвели эффект выстрела, раздавшегося в темную ночь. Хомяков и его друзья решили дать отпор Чаадаеву. Своими разысканьями они стали определять место славян в истории. Петр Васильевич Киреевский (наш земляк) – младший брат Ивана Киреевского, решает отдать жизнь делу восстановления «национальной памяти», ищет ее следы в останках народного творчества. В 1831-1832 годах он предпринял поездки по российским глубинкам с целью сбора русского устного народного творчества. Далее он начал активную работу над Собранием народных песен, в котором ему помогали многие доброхоты – Пушкин, Гоголь, Кольцов, Даль, братья Языковы. Скоро Петр Киреевский восхитился: «Мы не только можем гордиться богатством и величием нашей народной поэзии перед всеми другими народами, но может быть, даже и самой Испании в этом не уступим; не смотря на то, что там все благоприятствовало сохранению народных преданий, а у нас какая-то странная судьба беспрестанно старалась их изгладить из памяти; особенно в последние 150 лет, разрушивших, может быть, не меньше воспоминаний, нежели самое татарское нашествие». А.С.Пушкин высказал мысли о том, что у России «было свое особенное предназначение» - мученическая роль в деле избавления Европы от татарского нашествия. А.Ф.Вельтман (известный исследователь древностей российских) дополнил Пушкина: «Покуда Русь покорствовала истукану ханскому и была, между тем, стеной, защитившей христианский мир от магометанского, - Европа в это время училась у греков и наследников их наукам и искусствам». «Виновата ли летопись старого русского быта, что ее не читают?» «Для человеческой гордости и уважения нашего к самим себе – нам нужно родословие народа…» Необходимость составления этого «родословия» ощущают и Пушкин и Вельтман, но Пушкин скоро погиб, а Вельтману не по силам была кропотливая работа. Поисками славянского, а значит и русского «родословия» занялся А.С.Хомяков . Он поставил перед собой парадоксальную задачу – угадать те факты русской истории, которые неизвестны. До конца своей жизни он ищет и находит эти факты, пишет, изданную уже после его смерти, «Семирамиду» или официально - «Всемирную историю». Но этот труд нельзя назвать историей. Это историософия – интуитивное переживание судеб народов, эстетическое и этическое осмысление основ их исторического бытия, отыскание «корней» и прозрение будущей «судьбы».
Хомяков – славянофил... Славянофил - дословный перевод – любящий славян . Именно таким был Хомяков. Эта любовь проявилась эмоционально в поступке в семнадцать лет, когда он убегал на защиту славян – греков. Но это был юношеский подвиг Хомякова. А вот поиск идеи славянства , познание исторического развития славян, определение их места на фоне «всех племен» - это подвиг всей жизни Хомякова. Хомяков выяснил: «Каждый народ имел свою исключительную страсть, и для достижения своей цели (будь она физическая или умственная) народ восставал, как муж един». Эта изначальная идея в народе сохраняется на всем протяжении его исторического бытия. Систематизируя «исключительные страсти» каждого из древних народов, Хомяков выделяет две противоположные стихии, определявшие облик первоначального существования людей на Земле . Он выделяет «народы завоевательные» (они сохраняют навсегда чувство гордости личной и презрение не только ко всему побежденному, но и ко всему чуждому) и «народы земледельческие » («им недоступно чувство аристократического презрения к другим племенам, но все человеческое находит в них созвучие и сочувствие»). Славянские народы Хомяков относит к «земледельческим». Славянофильским манифестом Хомякова стала статья «О старом и новом». В статье он высказал мысль о том, что в старой русской истории есть «темные» и «светлые» стороны . «Кровавые факты русской действительности до Петра I демонстрируют частности и издержки конкретных правлений – «светлые» стороны жизни становятся показателями «идеальной» справедливости отношений , которые не перешли в конкретное бытие народа именно потому, что народ жил еще «бессознательной жизнью». Россия имеет перед Западом много исконных преимуществ. На ее начальной истории «не лежит пятно завоевания», не лежит «крови и вражды», «и деды не завещали внукам ненависти и мщения». Поэтому русская история не дает никаких преград к созданию такого общества, «где силы каждого принадлежат всем и каждому». В этих высказываниях Хомякова присутствуют глубокая уверенность и убежденность в правильном познании действительных «корней» своего народа и дальнейшей его судьбы. Он уважает неприукрашенную русскую историю, любит свой народ, выходящий из славянских племен и, непременно, свою родину – Россию. Связующее начало – любовь. Славянофильское «народолюбие», доходило почти до обожествления народа и родины. Как же не любить свой народ – ведь он же свой. Как своя семья, во всех обстоятельствах, ближе и дороже других.
Родословные связи А.С.Хомякова. Мать Алексея Степановича, Марья Алексеевна Хомякова , была урожденная Киреевская и приходилась троюродной сестрой Василию Ивановичу Киреевскому , отцу известных славянофилов, Ивану и Петру Киреевским. Брат М.А.Хомяковой Степан Алексеевич Киреевский был женат на Наталье Васильевне Тургеневой, родственнице отца Ивана Сергеевича Тургенева. Жена Алексея Степановича, Екатерина Михайловна , была урожденная Языкова и приходилась родной сестрой поэту Николаю Языкову, который разделял славянофильские убеждения. Дед Алексея Степановича, Александр Федорович Хомяков , был женат на Настасье Ивановне Грибоедовой, двоюродной тетке Александра Сергеевича Грибоедова . Все предки Хомякова были коренные русские люди, и история не знает, чтобы Хомяковы когда-нибудь роднились с иноземцами. Официальная генеалогия старинного рода дворянина Хомякова восходит к временам Василия III (начало XIV века). Его предки, верно, служили государям московским ловчими и стряпчими, стольниками и воеводами. В связи с этим, у Хомякова никогда не возникало никакой гордыни национальной. Русский – и русский! О ком из знакомых и друзей А.С.Хомякова рассказать еще? Литературное знакомство А.С.Хомякова с А.С.Пушкиным. Оно состоялось в 1826 году осенью в Москве. Считается, что Пушкину рассказали о Хомякове и его новой трагедии «Ермак», как последнем достижении российской словесности, как неком «эталоне». Алексей Веневитинов предложил Пушкину устроить публичное чтение «Бориса Годунова» для избранных лиц из московского общества. Пушкин согласился, однако поставил условие: чтение должно пройти в два утра: в один день он прочитает своего «Бориса…», а в другой Хомяков свою драму «Ермак». Хомяков отказывался – Пушкин настаивал. И чтения прошли 12 и 13 октября. И у Хомякова, и у Пушкина такое публичное чтение было первым. И осталось единственным… Чтение Пушкина было одним из его тогдашних триумфов. А вот чтение Хомякова оказалось провальным в поэтическом соревновании. Дело в том, что А.С.Хомяков писал трагедию, а получилось романтическое произведение. Вот как отозвался Пушкин о драме. ««Ермак» А.С. Хомякова есть более произведение лирическое, чем драматическое. Успехом своим оно обязано прекрасным стихам, коими оно писано». Чуть позже он пишет: «Идеализированный «Ермак», лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое. В нем все чуждо нашим нравам и духу, все, даже самая очаровательная прелесть поэзии …» Такая оценка лирики Хомякова весьма высока, однако и скупа. «Жертва», принесенная Хомяковым на алтарь литературного знакомства с Пушкиным, оказалась отнюдь не безобидной: она определила его литературную репутацию. Во мнении современников Хомяков был раз и навсегда оценен как интересный лирический поэт. С этих пор Хомяков и Пушкин стали друзьями-оппонентами – не соперниками . Они по-разному воспринимали окружающий мир. Хомяков передает приветы Пушкину через своих друзей, например, через А.Веневитинова: «Если увидишь Пушкина (а вероятно увидишь), поклонись от меня, как племяннику от дядюшки, и отдай честь, как солдат своему полковнику». В том же духе передается привет Хомякову от Пушкина, но опять же через А.Веневитинова. Хомяков и Пушкин часто оказываются на грани сближения во время общения в Москве, Петербурге на темы: о Древнем Риме и Византии, о состоянии современной литературы, о существе древних и новых религий, о петровских реформах, особенностях русского характера. Но сближения не происходит . Пушкин надеется на «возмужание» таланта Хомякова в новой драме «Дмитрий Самозванец». Через полгода он эту драму услышал (на вечере у Карамзиных), а потом и сам Хомяков приехал посоветоваться. Драма Пушкину не понравилась. О «Самозванце» он ни разу не высказался, будто и не существовало его. А Хомяков был угнетен и расстроен этой встречей настолько, что тотчас же выехал из Петербурга в деревню. После этого случая никаких творческих отношений между Хомяковым и Пушкиным уже не возникало. А.С.Хомяков и Н.В.Гоголь познакомились в Петербурге в 1831-1832 году, но никакой особенной дружбы между ними тогда не возникло. Через некоторое время семейство Хомяковых приняло Гоголя просто и добросердечно , прежде всего, жена Екатерина. Она писала в письмах: «Я очень люблю его /Гоголя/: он не так глубок, как другие, и поэтому с ним гораздо веселее». Гоголь стал крестным отцом сына Хомякова - Николая. В 1842 году в день именин Хомякова Гоголь вручил ему один из первых экземпляров «Мертвых душ». Таким образом, Гоголь благодарил Хомякова за советы. В дальнейшем он получил благословение на продолжение «Мертвых душ». Только Хомяков понимал, Гоголя, что пишет он о том, что видит – «каждодневную действительность», как он томится борьбой с самим собою, с чувством какой-то неправды, которой он победить не смог… Отношения Гоголя и Хомякова загадочная страница их биографий. Гоголю по его собственному признанию, нигде в Москве не было так хорошо, как у Хомяковых: «Я их люблю, у них я отдыхаю душой». Хомякову, по собственному признанию, ни с кем не было так приятно общаться, как с Гоголем… Гоголь тянулся к Хомякову и боялся его как высшего авторитета для себя. Хомяков доверял отношению Гоголя к духовности и вере в Бога . Свое первое богословское сочинение в качестве «греческой рукописи» (якобы найденной), он отдает на рецензию Гоголю и Жуковскому. Обоих оно потрясло, в особенности Гоголя. В 1852 году, когда от внезапной болезни умерла жена Хомякова – Екатерина, Гоголь не смог пережить потери любимой им подруги . Про себя он понял, что непременно умрет, не позднее, как через месяц. Он стал приготовляться к смерти: есть весьма мало, сон умерил до чрезмерности и большую часть времени проводил перед образами в своей комнатке. Гоголь умер 21 февраля 1852 года, пережив Екатерину на 25 дней. Хомяков был одним из немногих людей, чувствовавших внутреннюю трагедию Гоголя-художника. «В минуту безумия» сжег сам себя – вот что самое страшное /. Перед своей смертью Гоголь сжег все, что им было написано и не вышло в печати в т.ч. второй том «Мертвых душ»/. «Бедный Гоголь! Для его направления нужны были нервы железные». Портрет Гоголя, написанный в Риме художником Ф. Моллером, был выкуплен Хомяковым и повешен в московском доме. И еще, не сохранилось ни одного письма, ни записки Гоголя к Хомякову или Хомякова к Гоголю. Многие взаимоотношения Хомякова с замечательными людьми – героями его времени требуют отдельных рассказов для учащихся, но есть и книги, статьи, которые ребята смогут прочитать самостоятельно. Они найдут информацию о знакомстве и дружбе А.С.Хомякова с Аксаковыми, Д.А.Валуевым, Веневитиновыми, художником А.А. Ивановым, Киреевскими, А.Н.Кошелевым, М.В. Лермонтовым, М.П.Погодиным, Ю.Ф.Самариным, Н.М. Языковым .
Каким помещиком был А.С.Хомяков? «Дай бог всем такого барина: малютки не обидит!» Так говорил о Хомякове один из богучаровских крестьян. Чрезвычайно сожалели о нем и в смоленских имениях. Когда их хозяин умер, «крестьяне плакали навзрыд». Хомяков был яростным противником крепостного права . Крепостничество - «…Мерзость рабства законного». Освобождение от рабства Хомяков искал в обычае. «Закон и обычай, - толкует Хомяков, - управляют общественною жизнию народов. Закон, писанный и вооруженный силою принудительною, подводит под условное единство…частных воль. Обычай, неписаный, безоружный, выражает собою самое коренное единство общества. …Чем шире область обычая, тем крепче и здоровее общество, тем самобытнее и богаче будет развитие права». 2 апреля 1842 года был обнародован Высочайший указ о договорах помещиков в отношении с крестьянами. Хомяков приветствовал его: «Указ очень хорош тем, что не принудителен и не определен». Но как его воплотить в жизнь? Хомяков пошел на «эксперимент» и с первого шага поставил себя в прямые, непосредственные отношения к своим крестьянам. Он часто созывал мирские сходки, выслушивал все требования и жалобы, делал все свои распоряжения гласно и открыто и никогда не прятался за личностью своих поверенных, как делают это многие добрые помещики, которые сознают всю тяжесть крепостных отношений и не решаются принять на себя ответственности за порядок вещей, которым сами пользуются. Он приступил к исполнению давнишней своей мысли отменить в своих имениях барщину и перевести крестьян на оброк. Этого ему хотелось не в силу помещичьего полноправия, а по обоюдному соглашению с крестьянами и чтобы этот порядок оправдался в своих последствиях не как милость, а как верный расчет, выгодный для крестьян и вовсе не разорительный для владельца. Переговоры его с крестьянами в имении продолжались довольно долго; каждый пункт предложенных им условий обсуждался на сходках, и некоторые из них были изменены по требованию крестьян: по окончании и утверждении всех статей, положено было, в случае споров и недоразумений, обращаться к третейскому разбирательству. Через два года крестьяне другой деревни, принадлежавшей Хомякову, сами приходили просить его, чтобы он и их перевел на тоже же самое положение. «Эксперимент» удался. Хомяков радовался: «Мало-помалу всю барщину уничтожу…» А еще его примеру последовали другие помещики. В 1859 году, когда правительство решило провести крестьянскую реформу, Хомяков решил предложить свой опыт. Он написал председателю редакционного комитета по проектам «эмансипации» крестьян - Я.И. Ростовцеву записку – по сути, конкретную программу: как освобождать, откуда взять деньги на выкуп и т. д. И важно отметить, что будущие «законодатели» пошли по тому пути, что провозгласил в своей записке Хомяков. Алексея Степановича хотели даже пригласить к участию в заседаниях комитетов, но помешала его неожиданная болезнь и смерть.
Об отношении А.С. Хомякова к вере в Бога, Церкви и православной вере. Хомяков отмечал, что «неверующих» народов нет . Оказывается, то, что сегодня мы привыкли называть атеизмом, а в хомяковские времена именовалось «нигилизмом», это тоже вид религии. Богословы доказывают бытие Бога, а атеисты – его небытие. Доказать то и другое сложно. Поэтому как религиозное, так и атеистическое сознание требуют веры: одни веры в Бога (Teos), другие в Ничто (Nihil). При этом «атеизм» становится одной из самых морально несовершенных религий… Во чтобы не верили первые люди на земле, сама эта вера является началом объединяющим . Вера соединяет в себе все духовное и человека делает человеком, а народ – народом, но «не только вера создает народ, но и народ веру! Причем веру именно такую, какая ему нужна, какая больше всего соответствует творческим возможностям его духа». Вот почему так много разных верований. И вместе с тем Церковь – одна. /У Хомякова есть статья под названием «Церковь одна»/. «Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего : ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати…» «Церковь называется православною , или восточною, или греко-российскою; но сии названия суть только названия временные. …Когда исчезнут ложные учения, не нужно будет и имя православия : ибо ложного христианства не будет…» Сегодня Хомяков как богослов принят православной Церковью, а вот в XIX веке «официальная политическая религия» позволяла себе не соглашаться с его мнением. В связи с этим ему приходилось печатать труды о вере не в России, а в зарубежье, да еще и не на русском языке. Как А.С.Хомяков в своих имениях лечил крестьян от холеры. Лекарство его: полрюмки (десертной или ликерной) чистого дегтя и столько же конопляного масла . «Это останавливает холеру почти мгновенно и производит сильный пот. Случается, но редко, необходимость повторить половинный прием той же смеси через восемь часов, а еще реже через сутки. Не мешает положить горчишник под ложку, и необходимо после прекращения припадков не давать пить ничего холодного и сырого, но вареного и в особенности слегка ароматического вволю; всего лучше сыворотка. Но так как ее не всегда достанешь, то хорошо проваренный квас, с мятой и укропом. При этих средствах я считаю холеру едва ли опаснее насморка». Хомяков буквально умоляет своих друзей быстрее распространить этот способ лечения: люди то кругом умирают, «убылых» уже насчитывается «слишком миллион». У себя в имениях он вылечил таким способом «более трехсот человек в полной холере с корчами» и не видал почти ни одного смертного случая. «Этот успех так велик, что я, смело, взялся бы прекратить холеру в любой столице, будь она величиною и людностью с Лондон». От холеры этим лекарством был спасен Погодин, его использовал сосед Хомякова Иван Киреевский, и тоже все получилось. Но никаких заметок в газетах Хомякову напечатать не удалось. Обращения к влиятельным людям в Государственном Совете вызвали обратную реакцию. В имение к Хомякову прислали какую-то «комиссию медиков», которые , ознакомившись с его опытом, сочли его ненаучным и запретили «вылечивать без патента».
Как критиковали А.С.Хомякова. В кругах столичного дворянства зародилась критика А.С.Хомякова, вошедшая в сатиру Е.П. Ростопчиной «Дом сумасшедших в Москве». До сих пор она не забыта: Православья страж в народе, Крепко держит он посты, Много пишет о свободе, Восстает на суеты. Он о «мерзостях России» Протрубил во все рога… Говорят, рука витии Для крестьян его строга!!! Обвинение это вполне безосновательно – и по большому счету, и по бытовой сущности. Да и сам «интеллигентский» напор по адресу «православного» помещика, по меньшей мере, несправедлив. Едкая Ростопчина, Хомякова ненавидевшая, высказывалась раздражительно, и даже зло: Вот их вождь и председатель, Вот святоша Хомяков, Их певец, пророк, вещатель: Вечно спорить он готов Обо всем и без причины, И, чтоб ум свой показать, Он сумеет заедино Pro и contra поддержать, Русской старины блюститель, То он ворог англичан, То пристрастный их хвалитель, Он за них речист и рьян… Что к этому добавить? Не бывает добра без худа… «Не делай добра – не получишь и зла!» А еще Хомяков и славянофилы выдержали испытание критикой за ношение русских одежд и бород. Алексей Степанович после приезда из деревни не стал брить бороды. Борода плохо сочеталась с фраком и жилетом. Для удобства он стал надевать простой полукафтан, а еще шапку-мурмолку, придумал зипун собственного покроя, мехом отороченный. Друзья Хомякова последовали его примеру. Бороду отпустил Константин Аксаков, кто-то еще из собратьев-«славянофилов». Вскоре борода и мурмолка, произвели скандал в собраниях высшего света. Эти атрибуты превратились в символы славянофильства, а над теми, кто их имел, стали потешаться. Иван Сергеевич Тургенев в поэме «Помещик»: От шапки-мурмолки своей Ждет избавленья, возрожденья; Ест редьку, - западных людей Бранит – и пишет… донесенья. Вот так грубо. Впоследствии сам Тургенев стыдился этих строк. Были и другие сатирики, например, Д.Н. Свербеев: Нововведений всех опасный, явный враг, Ты возлюбил браду, возненавидел фрак… Ты реставрируешь у нас обширный мир, Ты миру целому даруешь вечный мир. Итак, хвала тебе, Московский наш Ликург! А жаль, что над тобой смеется Петербург… Скандал так просто не закончился. Появился циркуляр от министра внутренних дел, который гласил: «Государю не угодно, чтоб русские дворяне носили бороды: ибо с некоторого времени из всех губерний получаются известия, что число бород очень умножилось…» Далее следовало: «На Западе бороды – знак, вывеска известного образа мыслей; у нас этого нет, но Государь считает, что борода будет мешать дворянину служить по выборам…» Правительственные гонения против Хомякова. С 1847 года наступало время «мрачного семилетия». Славянофилы ощутили это на себе, ведь они будоражили «общественное мнение» бородами, русской одеждой . «Чего они хотят?» За Хомяковым, по распоряжению графа Орлова, было установлено «секретное, но бдительное наблюдение» с предписанием московской полиции «доносить обо всем, что будет заслуживать внимания». Производились «профилактические» аресты и допросы «славянофилов». Ф.В.Чижов обвинялся в связях с «Кирилло-Мефодиевсим обществом», в политическом либерализме и заговоре в пользу австрийских славян. Ю.Самарина обвиняли в том, что он «поднимал общественное мнение против правительства». В правительстве думали, что славянофилы замышляют государственный переворот. Но Хомяков между тем страстно стремится к делу общественному . Он пишет педагогические статьи «Об общественном воспитании в России», готовит и отправляет в Англию на Всемирную техническую выставку, изобретенную им паровую машину… Он пишет стихи, которые оказываются опасными . Чем? Тем, что Хомяков в них прямо наставляет, прямо учит, призывает свой народ не подражать «Западу», не считать себя «избранным»: Не терпит Бог людской гордыни; Не с теми Он, кто говорит; «Мы соль земли, мы столп святыни, Мы Божий меч, мы Божий щит!» Не с теми он, кто звуки слова Лепечет рабским языком И, мертвенный сосуд живого, Душою мертв и спит умом. Но с теми Бог, в ком Божья сила, Животворящая струя, Живую душу пробудила Во всех изгибах бытия… Николая I стихи особенно покоробили: нашли проповедника! «Как из пушек стреляет». Словно бы кто его об этом просил.
Места в Туле и Тульском крае, связанные с А.С.Хомяковым. В Тульском крае (В том числе в Тульской губернии) А.С.Хомяков владел несколькими селами и деревнями. Ему принадлежало село Каргашино Каширского уезда с «заводами». (Тульская губерния ныне Московская область). Около Тулы главное владение – село Богучарово (Сретенское - по церкви). Оно относилось к Тульскому уезду. Здесь же в Тульском уезде ему принадлежали деревни: Рождествино, Хомяково, Малахово, Боричево, Бушево, Скоблево, Обидимо, Волоть, Слободка, Погромное, Севрюково. В Алексинском уезде: Семеновское, Ревякино, Грязный Починок, Въезжий Лес… В Богородицком уезде: Спасское, Каменка, Муровлянка… В Ефремовском уезде: Алексеевское, Воскресенское, Свинушка. Особо хотелось бы выделить имения Хомяковых Богучарово, Обидимо и Слободку. Богучарово . Первое упоминание о местечке «пустошь Татаринова – Богучарово тож» относится к 1644 году. Эта земля была отдана царем и великим князем Михаилом Федоровичем – «туленину Демиду Олександру сыну Хомякову». На территории Хомяковского родового имения сегодня можно увидеть несколько сохранившихся объектов. Господский дом двухэтажный (низ каменный, верх - деревянный), каменная церковь во имя Сретения Господня, регулярный липовый парк и пруды. Храм построен в1836 году в честь победы над Наполеоном . Проектировал его крепостной архитектор Сергей Александров . Средства выделила мать А.С.Хомякова - Мария Алексеевна Хомякова , урожденная Киреевская . Она захоронена в церкви. Здесь же, около церкви захоронены воины , умершие в госпитале от ран во время войны с наполеоновской Францией. После смерти А.С.Хомякова в 1860 году, до 1917 года владеет усадьбой его сын – Дмитрий. При нем к господскому дому пристраиваются два флигеля , рядом строятся парники и оранжерея, дом для управляющего , а в 1894 году - колокольня Сретенской церкви, для чего были приглашены архитекторы П.В.Жуковский и Н.В.Султанов . Бывшее имение Хомяковых, согласно решению Тульского губернского земельного отдела от 8 марта 1919 года, было преобразовано в совхоз огородничества и садоводства. Обидимо с прилегающими полями, лесами входило во владения дворян Хомяковых. Здесь расположена церковь Рождества Богородицы – памятник первой половины XVI века, один из редчайших для древней Руси. Церковь расположена на очень древнем городище. В далеком прошлом это место было форпостом Рязанской земли. Очень четко читаются линии укреплений: кром, «детинец», посад. Сохранились пандусы – въезды внутрь древнего города. По своей структуре городище, где укрепления были каменными, явно относится к поселениям до нашей эры. Во второй половине XIX века Хомяковы в западном направлении от села открыли шахту по добыче угля . Шахта действовала до 1924 года. В настоящее время на месте бывшей шахты лежат остатки горной породы, заросшие кустарником. Неподалеку от шахты находился химический завод , производивший купорос, серную и азотную кислоты. В наши дни Обидимо стало местом отдыха туляков. На окраине села возле опушки леса в направлении бывшего лесничества разбиты коллективные сады. Здесь есть Серебряный родник . В лесу карстовый провал и археологический объект, так называемый Близний курган . В местной библиотеке есть краеведческий уголок , в котором рассказывается о Хомяковых. Слободка это место, где после революции находился музей быта XIX века. Здесь в одноэтажном доме Хомяковых было много старинных книг, мебели. Музей позже был закрыт, а экспонаты разошлись в другие музеи, в том числе Тульский Художественный. Сегодня в Слободке - военный санаторий , в котором есть экспозиция о Хомякове . Деревня Волоть - здесь у Хомяковых был винный завод, работавший долгое время на местном сырье. Тула , проспект Ленина, 44 - бывший Дом дворянского собрания, ныне гарнизонный Дом офицеров. В здании Дома дворянского собрания, в сентябре 1858 года на дворянском съезде, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев и А.С.Хомяков, в числе группы прогрессивно настроенных дворян, предложили освободить крестьян от крепостной зависимости с землей за выкуп. В связи с этим событием на здании укреплена мемориальная доска. Еще один адрес, где бывал Хомяков в Туле , пока еще не обнародован. Это дом на углу улиц Коминтерна и Советской, около Большого универмага, напротив ТЮЗа.
Афоризмы Хомякова. «Из великой неправды возникает великое общественное зло»; «Наука расширяет пределы Богом данного нам разума»; «Учитесь у западных народов, это необходимо; но не подражайте им, не веруйте в них»; «Весь обычай состоит из мелочей, но он не мелочь»; «Себялюбие говорит о праве, братолюбие говорит об обязанности». «Тот не понимает настоящего, кто не знает прошедшего. Хотите узнать то, что было, - сперва узнайте то, что есть. Все настоящее имеет свои корни в старине». «Дух народный никогда не погибает без следа». «Не умирают ни хорошие, ни дурные зародыши, закинутые прошлою жизнью». Использованная литература.
Вопросы и ответы викторины « А.С.Хомяков» (для педагогов). 1. При каком царе впервые упоминаются Хомяковы? В связи с каким их занятием? Занимался ли этим делом Алексей Степанович ? (Ответ: Род Хомяковых впервые упоминается во времена правления царя Василия Ивановича III в связи с участием Бориса и Алексея Богдановых, детей Хомяковых в смоленском походе 1514 года в качестве ловчих. Ловитва – охота долгое время была основным занятием мужчин Хомяковского рода. А.С.Хомяков тоже любил охоту с собаками. Стр.8. Здесь и далее ответы даны по источнику: Кошелев В.А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях. М.: Новое литературное обозрение, 2000.) 2. Кому из родственников Хомякова мы должны быть благодарны за то, что сегодня можем читать стихи этого поэта? (Ответ: Отцу А.С.Хомякова – Степану Александровичу Хомякову. Он хлопотал об издании трагедии «Ермак», посылал в журналы новые стихи, почти всегда без ведома сына, равнодушного к литературной славе. Стр.27-28,129.) 3. Какой труд в пятнадцатилетнем возрасте перевел Алексей Хомяков, а затем это первое произведение его появилось в печати? (Ответ: Он перевел очень грамотно «Германию» Тацита: большой отрывок из перевода был опубликован в 1821 году в «Трудах Общества любителей российской словесности при Московском университете». Стр.45.) 4. В каком альманахе печатаются первые стихи Хомякова? (Ответ: в альманахе «Полярная звезда». Стр.56.) 5. Во сколько лет и на ком женился Хомяков? Кто благословил жениха и невесту? Сколько детей родилось у Хомяковых? В честь кого был назван младший сын Хомякова – Николенька? Кто был его крестным? (Ответ: В 1836 году в возрасте 32 лет А.С.Хомяков женился на Екатерине Михайловне Языковой. Благословил жениха и невесту А.С.Пушкин. У Хомяковых родилось девять детей. Младший сын Николенька назван в честь брата Е.М.Языковой. Крестным Николеньки был Н.В.Гоголь. Стр.165-167, 171-172, 385, 391.) 6. Какое стихотворение Хомякова стало любимым поэтическим произведением славянофилов? Какая статья Хомякова считается первым славянофильским манифестом ? (Ответ: Стихотворение «Ключ» (1832)стало любимым поэтическим произведением славянофилов. Статья «О старом и новом» стала первым славянофильским манифестом. Стр.157, 206.) 7. Чем занимались славянофилы, когда собирались в свой кружок? Как называлась одна из комнат в московском доме Хомякова, обставленная по всем четырем стенам диванами? (Ответ: Славянофилы, собираясь в доме Хомякова много спорили, дискутировали, а проще – говорили, поэтому комната, где все это происходило, называлась «говорильней». Стр.255.) 8. Кружок славянофилов был под надзором жандармов. Кого они только не причисляли к славянофилам. А было всего 5-6 «устойчивых» имен. Назовите их. Кто из славянофилов был специалистом в философии? Кто в фольклористике? Кто в русской литературе и истории? Кто в вопросах экономики и финансах? В чем был силен Хомяков? (Ответ: Славянофилы: А.С.Хомяков, И.В. Киреевский, П.В.Киреевский, А.И.Кошелев, К. Аксаков, Ю.Ф.Самарин. И.Киреевский был силен в философии, П.Киреевский – в фольклористике, К.Аксаков – в русской литературе и истории, Ю.Самарин – в экономике и политике, А.Кошелев – в экономике и финансах. А.С.Хомяков «не был специалистом ни по какой части, но все его интересовало, всем он занимался, все было ему более или менее известно и встречало в нем искреннее сочувствие». Стр.256.) 9. Как оценивал Хомяков движение декабристов? (Ответ: Хомяков был современником декабристов, знал многих из них, но никогда не увлекался этим замечательным движением, всегда видел в нем легкомыслие молодости. В спорах с Рылеевым доказывал, что из всех революций самая несправедливая – военная. Движение декабристов представлялось ему не национальным, антинародным. Стр.59.) 10. Какое ранение получил Хомяков на русско-турецкой войне 1828-1829 годов? Нравилось ли воевать Хомякову? Какие награды за храбрость он получил? (Ответ: Он получил сильную контузию в руку от пули, ранен в ногу пулей навылет. Хомяков «всегда говаривал, что настоящее его призвание было военное поприще»,что он рожден быть военным. Он получил два ордена святой Анны и Владимирский крест. Стр.128, 114-115, 117-118.) 11. Какие стихотворения Хомякова, посвященные Крымской войне, запретили не только печатать, но и читать кому бы то ни было. (Ответ: «Суд божий», «Ночь», «России», «Раскаявшейся России» .Стр.479) 12. Какое семейное предание, связанное с прадедом А.С Хомякова, повлияло на его воззрения и теоретические идеи? (Ответ: Это предание связано с Кириллом Ивановичем Хомяковым, который умирая бездетным, предложил избрать своим крестьянам наследника, непременно из рода Хомяковых. Крестьяне выбрали двоюродного племянника Кириллы Ивановича, Федора Степановича Хомякова, человека небогатого, но честного. Хозяином он оказался добрым и хорошим и под конец жизни сумел привести не только имение, но и крестьянские угодья в блестящее зажиточное состояние. Стр.17-18.) 13. О тульских владениях Хомяков писал, что это «просто какое-то грязное чистилище от грехов. Где тогда проводил больше всего времени летом Хомяков? (Ответ: В тульском Богучарове. Стр.277) 14. Какие языки изучал Хомяков и на каких он мог без труда разговаривать? (Ответ: Свободно читал на большинстве европейских языков, без труда говорил на французском, на английском , на немецком языках. Знал греческий, чешский, латынь, польский, старославянский, Изучал староеврейский. В 15 лет он знал 8 языков. Со временем он изучил 24 языка. /В т.ч. из газеты Ленинского р-она «Загородные вести» 22.05.2003/ Стр.45 ) 15. Какие живописные, акварельные и карандашные работы Хомякова известны? (Ответ: Сохранилось несколько живописных, акварельных и карандашных работ Хомякова: «Собака, лежащая в кресле…», «Лик Богоматери», «Миланский собор», «Е.М. Языкова» (портрет), «Девушка в голубом» (портрет), «Храм в селе Богучарово» (акварель), «Вид храма. Зимний пейзаж» (акварель). Стр.72. Инв. Опись Богучаровского музея 1823-1825гг) 16. Как называет Хомяков свой капитальный труд, который он пишет с 1837-1838 годов до конца своей жизни? Благодаря кому этот труд был назван «Семирамида»? Как назвал этот труд редактор, издавший его впервые в 1872-1873 годах? Каким временем начинается и заканчивается историософский труд Хомякова? (Ответ: Труд называется «И.и.и.и.» в расшифровке означает «Исследование истины исторических идей». «Семирамидой» он назван благодаря Н.В.Гоголю. Редактор назвал этот труд «Записки о всемирной истории».Начинается повествование с первоначального исторического развития всех племен, предшествующее принятию христианства, а заканчивается на «половине средних веков». Стр.188 -199) 17. Каких серьезных результатов добился Хомяков, проводя «опыты по земледелию»? (Ответ: Применил травосеяние, приспособил новые сорта зерновых. Стр.277) 18. Какие сельско-хозяйственные машины заводит Хомяков у себя в имении, а какие придумывает сам и модернизирует? (Ответ:Заводит с/х машины: конную сенотруску и загребальницу, придумывает «сеятельницу», модернизирует «жатвенную машину», улучшает сушилку для хлеба и др. Стр.277-278.) 19. Какой завод Хомяков открыл в рязанских имениях? (Ответ: Сахарный завод. Стр.278) 20. Какое приспособление изобрел Хомяков для улучшения зимних дорог? (Ответ: Специальный каток для укатывания снега. Стр.279-280.) 21. Приведите рецепт лекарства Хомякова, который он использовал в борьбе с эпидемией холеры в1848 году. Почему рецепт лекарства Хомякова от холеры был запрещен к употреблению? ( Ответ: Рецепт: чистый деготь и конопляное масло пополам, начиная от стакана смеси до полурюмки по возрасту больного, растирание тела перцовкой с крапивою или другим жгучим составом; горчичник или хрен на желудке, питье парного молока или, по недостатку его тепловатой отварной воды или миндального молока, и строжайшее запрещение воды холодной или кваса на несколько дней. Холодное питье – совершенный яд. Рецепт был запрещен, лечение сочли ненаучным и запретили «вылечивать без патента.» Стр.371-374.) 22. Что изобрел и отослал Хомяков на Всемирную техническую выставку, состоявшуюся в Англии в 1851 году? (Ответ: Паровую машину. Стр.382.) 23. Как метко, далеко и мощно стреляло изобретенное Хомяковым в 1854-1855 годах дальнобойное артиллерийское ружье?. (Ответ: «На сто саженей – оно верно до невероятности, на 300 саженей оно разбило совершенно небольшой щит, на версту оно пробивает на вылет четырехвершковую доску и свободно еще пробивает вершковую доску на полторы версты…» Стр.414-415.) 24. Почему богословские сочинения Хомякова печатались не в России? Где они печатались? На каких языках? Приведите их названия.(Ответ: Русская духовная цензура не пропускала к печати статьи, несоответствующие официальной догматике православия. Работы Хомякова предназначались западному читателю. Они носили полемический характер, были противопоставлены «официальной политической религии». Печатались на нелюбимом Хомяковым французском языке в Париже, Берлине, Лейпциге, Праге. Названия работ: «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу брошюры г.Лоранси.»(1853), «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу окружного послания парижского архиепископа»(1855), «Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу разных сочинений Латинских и Протестантских о предметах веры.»(1858), «Письмо к г. Бунзену», «Письмо к Монсеньеру Лоосу, епископу утрехтскому»(1860). Стр.434-435, 479-480.) 25. Что является, по мнению Хомякова, объединяющим началом для всех людей на земле? Что делает человека человеком, а народ народом? (Ответ: Всех людей на земле объединяет Вера в Бога. Именно Вера соединяет в себе все духовное и человека делает человеком, а народ – народом. Стр.436-437.) 26. Может ли быть, по мнению Хомякова, истинная церковь организацией государственной или общественной? (Ответ: Истинная церковь, по мнению Хомякова, не может быть ни общественной ни государственной организацией, ибо «церковь не есть учреждение», а живой организм, организм истины и любви. Стр.432-442.) 27. В каком виде представил Хомяков свой богословский труд «Церковь одна» для Н.В. Гоголя и В.А.Жуковского? (Ответ: Хомяков представил эту работу , как будто найденную им где-то. Написана она была на греческом языке Стр.438.) 28. Что за соревнование произошло между А.С.Пушкиным и А.С.Хомяковым 12-13 октября 1826 года? (Ответ: 12-13 сентября 1826 года в доме Веневитиновых состоялись первые и единственные чтения – «соревнования», на которых А.С.Пушкин читал «Бориса Годунова», а А.С.Хомяков «Ермака».Стр.88. ) 29. Какие взаимоотношения были у Хомякова с М.Ю.Лермонтовым? ( Ответ: Когда в 1840 г они познакомились, Хомяков понравился Лермонтову, а Лермонтов очаровал Хомякова своими «талантами». Лермонтов любил Хомяковские стихи и частенько подражал им. Хомяков очень лестно отзывался о поэте: «Лермонтов хорош, но не ровен».Стр.222-223) 30. Кто из близких друзей посвятил Хомякову стихотворение ко дню рождения 1 мая 1845 года, а кто - балладу «Сампсон» ко дню рождения 1 мая 1846 года? (Ответ: Хомякову ко дню рождения 1 мая 1945 года Николай Языков посвятил стихотворение «Враги ж твои да сокрушатся!», а к 1 мая 1846 года балладу «Сампсон». Стр.335-336.) 31. Какое общество возглавил Хомяков в 1858 году? Какие издания появились на свет благодаря средствам этого общества? (Ответ: Общество любителей российской словесности при Московском университете. На средства общества были изданы словарь Даля, собрание народных песен П.В.Киреевского. Стр.451.455-456.) 32. Хомякова очень часто критиковали за его деятельность. Особенно едкой была стихотворная сатира Ростопчиной. Как она называлась? (Ответ: «Дом сумасшедших в Москве» Стр.281,314)
Вопросы и ответы викторины А.С. Хомяков (для учащихся) 1. В день какого пророка родился А.С.Хомяков? В каком году? Сколько братьев и сестер он имел? (Ответ: А.С. Хомяков родился в день пророка Иеремии 1 мая 1804 года. Он имел старшего брата Федора и сестру Анну, которая была моложе Алексея на два года. Стр.37) 2. Кем был брат Хомякова – Федор? Сколько Федору было лет, когда он погиб? Где он был похоронен и рядом с кем? (Ответ: Федор был дипломат. Он погиб едва дожив до 26 лет в 1829 году. Похоронен был в Тифлисе, в приходе Свято-Георгиевской церкви, совсем рядом с А.С. Грибоедовым. Могилы не сохранились. Стр.120,127.) 3. Кто из предков Хомякова и за что попал в комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума»? (Ответ: В комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума» за свою взбалмошность, нерачительность и распутство попал Александр Федорович Хомяков – дед А. С. Хомякова Стр.20) 4. От кого в семье Хомяков воспринял глубокую православную веру? (Ответ: От своей матушки – Хомяковой Марьи Алексеевны. Стр.36) 5. В ознаменование какого события мать Хомякова – Марья Алексеевна дала обет – построить церковь в имении Богучарово? Когда была построена церковь и колокольня? Чем примечательны церковь и колокольня? (Ответ: М.А. Хомякова дала обет построить церковь в ознаменование чудесного избавления от Наполеона в 1812 году. Сретенская церковь была построена в 1836 году крепостным архитектором Сергеем Александровым по проекту Н.В.Султанова и П.В. Жуковского – сына поэта В.А. Жуковского, а открыта в 1878 году. Колокольня в некотором удалении от церкви построена в 1894 году. Она имеет вид колокольни знаменитого собора св. Марка, расположенного в Венеции. Стр.35) 6. Какой памятник предлагает поставить, судя по стихотворению «На перенесение Наполеонова праха», А.С.Хомяков на могиле французского императора после вторичного его перезахоронения? (Ответ: Русский крест. Стр.226) 7. Сколько лет было Хомякову, когда он определился вольным слушателем в Московский университет? Во сколько лет он выдержал экзамен на степень кандидата математических наук? (Ответ: Хомякову было 14 лет когда он стал вольным слушателем Московского университета (1818). В 17 лет (1821) он выдержал экзамен на степень кандидата математических наук. Стр.37) 8. В какую страну и зачем отправился Хомяков в 1821 году, достав фальшивый паспорт, купив большой засапожный нож и захватив с собой около 50 рублей денег? (Ответ: В январе 1821 года вспыхнуло восстание греческого народа против турецкого ига. Хомяков отправился в Грецию на помощь восставшим грекам. Стр. 40-41) 9. Как называет Хомяков родную землю в стихотворении «Русская песня»? (Ответ: «Гой красна земля Володимира!» Стр.156) 10. В каких губерниях Хомяков владел имениями? Назовите владения Хомякова в Тульской губернии. (Ответ: Хомяков был владельцем имений в Смоленской, Ярославской, Калужской, Рязанской и Тульской губерниях. Владения в Тульской губернии в Тульском уезде: Богучарово (Сретенское тож), Обидимо, Рождествино, Хомяково, Малахово, Боричево, Бушево, Скоблево…; в Алексинском уезде: Семеновское, Ревякино, Грязный Починок, Въезжий Лес…; в Богородицком уезде: Спасское, Каменка, Муравлянка; в Ефремовском уезде: Алексеевское, Воскресенское, Свинушка… Стр.276) 11. Хомяков был яростным противником крепостного права. Как он предлагал освободить крестьян? (Ответ: Полное освобождение крестьян посредствам одновременного выкупа по всей России. Крестьяне должны быть наделены землей. Стр.283) 12. Как выглядели вещи, которые любил носить Хомяков: шапка мурмолка (она же мурмонка или ермолка); старинное русское полукафтанье, похожее на венгерку, называемое «святославкой»; зипун собственного покроя; архалук? (Кроме описаний, ответ поясните рисунками). (Ответ: «Мурмонка» – красивая северно-русская меховая шапка, она же «ермолка». Ермолка - небольшая шапочка без полей, любой формы, цвета и материала, с прямой низкой тульей, плотно прилегающей к голове. Эта шапочка – обязательная деталь для всех, кто хотел выразить свою приверженность старым традициям. Полукафтанье – мужская одежда для весны и осени из сукна домашней или фабричной выработки. Распашная двубортная одежда, сравнительно короткая. Зипун –верхняя одежда, двубортная с длинными рукавами, без воротника или с небольшим стоячим воротником, застегивается справа налево на крючки, прямые полы и спина, подол расширяется за счет клиньев, вшитых между ними. Иногда зипун был с подрезной талией или со сборками на спине. Архалук – мужской кафтан различного покроя, восточный образец, вошел в Россию в начале ХIХ века. Одежда прямого покроя с широкими рукавами, вшитыми ниже линии плеча, без застежки. Шьют из плотных шелковых или хлопчатобумажных тканей с орнаментом в виде разноцветных полос, Европейский образец – полосатый, в талию, рукава вшиты по линии плеча, длиной до колен, застегивается на крючки. Домашняя одежда для столичных жителей. Носили писатели и художники. Стр.375,378. Рисунки прилагаются.) 13. Почему, по мнению Хомякова, устройство европейской жизни не подходит славянам? (Ответ: Существует нравственная проблема. Запад и Россия различаются по способу возникновения. Ни одна стихия науки, художества, быта и т. д. Запада не смогла слиться с нашим «потоком» науки и искусства, а только оставила глубокие следы. Велики различия во всех началах духовного и общественного развития России и Запада. Все славяне, пользуясь плодами европейского просвещения не должны отступать от исторически сложившегося пути самобытного развития на началах славянской общины и православия. Стр.465) 14. Хомякова называют энциклопедистом. В каких видах деятельности и отраслях наук и художеств проявил себя Хомяков? (Ответ: Богослов; философ; историк; социолог; правовед и публицист; экономист; полиглот- лингвист, филолог; эстетик и критик как литературный так и художественный; одаренный художник портретист и иконописец; поэт и драматург; изобретатель паровой машины, ружья дальнобойного; предлагает новшества в способах винокурения, сахароварения; лекарь-гомеопат; описывает достоинства и недостатки собак и лошадей; опытный охотник; отличный стрелок; сочинитель анекдотов.Стр.9-10) 15. Когда умер Хомяков? В чем была причина его смерти? Где он похоронен? (Ответ: А.С. Хомяков умер 23 сентября 1860 года от холеры. Похоронен был на кладбище Даниловского монастыря в Москве. В 30-е годы ХХ века останки Хомякова и его жены были перенесены на Новодевичье кладбище Москвы. Стр.470-471,475) 16. Какими памятными знаками отмечены Хомяковские места в Туле и Тульской области? (Ответ: Памятные знаки в виде мемориальных досок: первая - в Туле на здании бывшего Дворянского собрания (ныне Дома офицеров – проспект Ленина); вторая доска - в Богучарово, в бывшем имении А.С.Хомякова на доме, где он проживал.) |