Реферат: Методические рекомендации разработаны центром качества образования тгту под руководством проректора по качеству образования Белова В. В. Составители: Петропавловская В. Б., Клингер А. В., Вишнякова А. А
Название: Методические рекомендации разработаны центром качества образования тгту под руководством проректора по качеству образования Белова В. В. Составители: Петропавловская В. Б., Клингер А. В., Вишнякова А. А Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный технический университет» ________________________________________________________________ Система управления качеством подготовки специалистов МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА обучения и оценки успеваемости студентов Методические рекомендации Тверь 2008 Утверждаю Ректор ТГТУ Б.В. Палюх «_____» ___________ 2008 г. МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА обучения и оценки успеваемости студентов Методические рекомендации РАЗРАБОТАНЫ Центром качества образования ТГТУ под руководством проректора по качеству образования Белова В.В. СОСТАВИТЕЛИ: Петропавловская В.Б., Клингер А.В., Вишнякова А.А. ОБЩАЯ РЕДАКЦИЯ: Белов В.В. ВНЕСЕНЫ Центром качества образования ТГТУ. РАССМОТРЕНЫ И РЕКОМЕНДОВАНЫ к введению в действие решением президиума методического совета ТГТУ от 10.04.2008 г. протокол №4 СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» и «Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации и итоговой аттестации выпускников», принятым на заседании УСУ ТГТУ 13 марта 2002 г., протокол № 9. 1.2 Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы по направлению (специальности) высшего профессионального образования с использованием модульного принципа построения учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится систематизированный текущий контроль успеваемости студентов по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом. 1.3 Целью внедрения модульно-рейтинговой системы является внедрение альтернативной формы контроля учебного процесса, путем формирования системы внутреннего контроля успеваемости студентов и оценки уровня подготовки специалистов для интенсификации учебного процесса, активизации работы, развития самостоятельности и ответственности студентов при освоении образовательных программ. 1.4 Задачи модульно-рейтинговой системы: - повышение объективности оценивания знаний, умений и навыков студентов преподавателями за счет высокой дифференциации баллов и выработки четких параметров контроля выполнения студентами учебной работы; - создание информационного банка данных, отражающего в динамике успеваемость каждого студента; - повышение уровня организации образовательного процесса в университете; - повышение качества подготовки и развитие самостоятельности и ответственности будущих специалистов. 1.5 Основные принципы модульно-рейтинговой системы: - структурирование содержания каждой учебной дисциплины на обособленные части – дисциплинарные модули; - интенсификация самостоятельной работы студентов за счет более рациональной организации обучения и постоянного контроля его результатов; - рейтингование (оценивание) достигнутых результатов обучения для повышения мотивации студентов при освоении ими основных образовательных программ высшего профессионального образования; - регулярность и объективность оценки результатов работы студентов. 1.6 Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов вводится сначала в порядке эксперимента на одном или нескольких факультетах (специальностях) ТГТУ, как правило, для первых двух курсах, по решению ученого совета соответствующего факультета. После апробации модульно-рейтинговой системы по решению ученого совета университета она может быть использована на младших, а после накопления опыта и на старших курсов всех факультетов дневного обучения ТГТУ. По мере развития дистанционного обучения модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов может использоваться и для факультетов заочного обучения и дополнительного профессионального образования и переподготовки. 1.7 Основные понятия и термины. Дисциплинарный модуль (ДМ) – часть учебной дисциплины, по окончании изучения которой осуществляется контроль знаний студентов в виде рубежного рейтинг-контроля. Текущий рейтинг-контроль (ТРК) – результаты оценивания всех обязательных видов аудиторной и внеаудиторной работы студентов, выраженные в баллах, в период изучения дисциплины. Рубежный рейтинг-контроль (РРК) – оценка знаний, умений и навыков по результатам выполнения контрольно-тестовых (проверочных) заданий (тестирование, контрольная работа или коллоквиум) по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля. Рейтинг по дисциплинарному модулю (РДМ) – сумма баллов, полученных по результатам оценивания рубежного рейтинг-контроля и постоянного контроля текущей работы в период изучения дисциплинарного модуля. Суммарный рейтинг по дисциплине (СРД) – сумма баллов, которая складывается из результатов рейтингов по дисциплинарным модулям. Рейтинг-план дисциплины (РПД) – документ, определяющий количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях. 2 МОДЕЛЬ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ обучения и ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ 2.1 Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов основана на суммировании и учете накапливаемых баллов за выполнение учебных поручений (текущий рейтинг-контроль) и результаты выполнения контрольно-тестовых (проверочных) заданий (рубежный рейтинг-контроль) по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля в период изучения дисциплины. 2.2 Количество дисциплинарных модулей в семестре по каждой дисциплине определяется ведущим преподавателем – лектором в зависимости от объема дисциплины в семестре и логики ее построения. Рекомендованное количество дисциплинарных модулей дисциплины в семестре для применения модульно-рейтинговой системы от двух до четырех. 2.3 Максимальное количество баллов, которое соответствует полному освоению данной дисциплины в семестре в сумме по всем дисциплинарным модулям, составляет 100. 2.4 Текущий рейтинг-контроль включает оценивание в баллах факта и качества выполнения и защиты лабораторных и самостоятельных работ, выступлений на семинарах и практических занятиях, выполнения письменных и устных домашний заданий и расчетно-графических работ, а также других обязательных учебных поручений. Суммарное количество баллов за текущий рейтинг-контроль по мере изучения данной дисциплины в семестре по всем дисциплинарным модулям в зависимости от качества выполнения указанных выше работ может составлять от 30 (минимальное значение) до 40 (максимальное значение) баллов. 2.5 Рубежный рейтинг-контроль включает оценивание в баллах знаний, умений и навыков студентов, приобретенных ими в рамках данной дисциплины, и проводится преподавателем в конце изучения дисциплинарного модуля в одной из трех форм: тестирование (компьютерное или письменное), контрольная работа или коллоквиум. Суммарное количество баллов за рубежный рейтинг-контроль в семестре по всем дисциплинарным модулям в зависимости от полноты и качества ответов на контрольные задания может составлять от 20 (минимальное значение) до 60 (максимальное значение) баллов. 2.6 Рейтинговые баллы за текущий рейтинг-контроль и рубежный рейтинг-контроль распределяются по дисциплинарным модулям ведущим преподавателем – лектором в зависимости от объема и значимости модуля. Для того, чтобы учесть количество часов и значимость материала модуля в объеме всей дисциплины преподавателем-лектором может быть введен коэффициент веса (C1, С2, С3, С4) каждого дисциплинарного модуля, выраженный в долях от единицы. В таблице 1 приведен расчет минимального и максимального количества баллов в неравноценных дисциплинарных модулях в семестре (при необходимости округление осуществляется до целого числа в соответствии с математическими законами). В качестве примера в таблице 2 приведены минимальное и максимальное количество баллов в равноценных дисциплинарных модулях в семестре. 2.7 При необходимом условии выполнения текущей работы (обязательных учебных поручений), которое оценивается набором минимального или большего количества баллов за текущий рейтинг-контроль по каждому дисциплинарному модулю, и набором минимального или большего количества баллов за рубежный рейтинг-контроль по каждому дисциплинарному модулю, что в сумме должно составить 50 баллов или более, студент может получить итоговую оценку по дисциплине по суммарному рейтингу без сдачи экзамена до начала сессии. Полученная итоговая оценка выставляется в ведомость и зачетную книжку в день экзамена во время экзаменационной сессии. В университете действует следующая шкала пересчета суммарного рейтинга по дисциплине в итоговую оценку по 4-х балльной шкале: от 50 до 75 – «удовлетворительно»; от 76 до 90 – «хорошо»; от 91 до 100 – «отлично». Минимальное количество баллов в каждом дисциплинарном модуле по каждому виду контроля, необходимое для получения итоговой оценки по дисциплине без сдачи экзамена до начала сессии, является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях и по другим видам контроля. Таблица 1 – Распределение баллов по неравноценным дисциплинарным модулям дисциплины в семестре
Таблица 2 – Распределение баллов по равноценным дисциплинарным модулям дисциплины в семестре
2.8 При несогласии студента с итоговой оценкой по дисциплине, определенной по суммарному рейтингу, он может сдавать экзамен во время экзаменационной сессии. Экзамен сдается в обязательном порядке также, если студент не набрал минимального количества баллов равного 50 в суммарном рейтинге по дисциплине. При этом допуском к экзамену является выполнение всей текущей работы (обязательных учебных поручений), которое оценивается набором минимального количества баллов (не менее 30) в текущем рейтинг-контроле по всей дисциплине и минимального количества баллов по каждому дисциплинарному модулю. Итоговая оценка по дисциплине определяется по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга (таблица 3). Таблица 3 – Определение итоговой оценки по дисциплине по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга
2.9 Если дисциплина изучается в течение нескольких семестров, в последнем из которых учебным планом предусмотрен экзамен, то итоговая оценка по дисциплине определяется либо по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга, который рассчитывается как среднее арифметическое суммарных рейтингов по дисциплине за все пройденные по данной дисциплине семестры, в соответствии с таблицей 3, либо студент может получить итоговую оценку по дисциплине по суммарному рейтингу без сдачи экзамена до начала сессии. Полученная итоговая оценка выставляется в ведомость и зачетную книжку в день экзамена во время экзаменационной сессии. 2.10 Академический зачет по итогам изучения дисциплины в семестре выставляется при условии выполнения текущей работы (обязательных учебных поручений), которое оценивается набором минимального или большего количества баллов в текущем рейтинг-контроле по каждому дисциплинарному модулю, и набором минимального или большего количества баллов в рубежном рейтинг-контроле по каждому дисциплинарному модулю, что в сумме (суммарном рейтинге по дисциплине) должно составить 50 баллов и более. 2.11 Остальные вопросы, связанные с учетом посещаемости студентами аудиторных занятий, порядком ликвидации задолженностей, пересдачи экзамена и т.п., решаются в соответствии с уставом университета и другими нормативными документами, регулирующими учебную деятельность. 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА 3.1 Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов реализуется в соответствии с рейтинг-планом дисциплины (приложение А). Рейтинг-план дисциплины составляет ведущий преподаватель-лектор отдельно на каждую дисциплину для каждой специальности, руководствуясь рабочей учебной программой и государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности (направлению). 3.2 При составлении рейтинг-плана дисциплины преподаватель производит разделение учебного материала на самостоятельные структурно-логические единицы (модули), без нарушения полноты охвата предметной области и определяет виды текущей работы и формы проведения рубежных рейтинг-контролей, диапазоны рейтинговых баллов дисциплинарных модулей с выделением баллов за текущую работу по видам учебных поручений и рубежные рейтинг-контроли. При распределении баллов по видам текущей работы необходимо учитывать количество практических (семинарских, лабораторных) занятий и степень сложности учебного материала для чего могут быть использованы коэффициенты веса. 3.3 Рейтинг-планы рассматриваются на заседании кафедры и утверждаются заведующим кафедрой. 3.4 Рейтинг-план, его структура и числовые показатели остаются неизменными в течение учебного года/семестра, но могут быть модифицированы перед началом очередного учебного года/семестра в случае изменения учебной программы дисциплины, при внедрении инновационных педагогических технологий и т.д. 3.5 Рейтинг-план и правила, по которым рейтинговая оценка по дисциплине будет вычисляться в течение семестра, утвержденные заведующим кафедрой, доводятся до сведения студентов на вводном занятии по данной дисциплине. 3.6 В процессе обучения по дисциплинарному модулю преподаватель проставляет баллы в соответствии с рейтинг-планом за все виды текущей работы в журнале оценки знаний студентов. Постоянный контроль текущей работы осуществляется без специального прерывания занятий, предусмотренных расписанием, и является их составляющей (выполнение и защита лабораторных работ, оценка выступлений на семинарах и практических занятиях, самостоятельные работы, выполнение письменных и устных домашний заданий и расчетно-графических работ). 3.7 Рубежный рейтинг-контроль представляет собой самостоятельную форму контроля в структуре дисциплинарного модуля, определяемую преподавателем в одной из трех форм: тестирование (компьютерное или письменное), контрольная работа или коллоквиум. Он проводится в конце изучения дисциплинарного модуля во время текущих занятий без прерывания учебного процесса по другим дисциплинам. 3.8 По окончании изучения дисциплинарного модуля преподаватель выставляет в журнал рейтинг по дисциплинарному модулю, а по окончании изучения дисциплины – суммарный рейтинг по дисциплине. 3.9 Для учета успеваемости студентов по каждой дисциплине используется единая ведомость (приложение Б). 4 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ Участниками модульно-рейтинговой системы являются студенты, профессорско-преподавательский состав, кафедры, деканаты (уполномоченные по качеству на факультетах), Центр качества образования. 4.1 Центр качества образования: - консультирует преподавателей по организации модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов; - осуществляет мониторинг успеваемости студентов в рамках модульно-рейтинговой системы; - изучает, обобщает и распространяет имеющийся опыт оценки успеваемости студентов по модульно-рейтинговой системе; - разрабатывает инструктивно-методические материалы по модульно-рейтинговой системе (положение, инструкции, рекомендации и др.). 4.2 Деканаты факультетов (уполномоченные по качеству на факультетах): - осуществляют контроль своевременности и полноты внесения кафедрами всех необходимых данных в единые ведомости оценки успеваемости студентов; - собирают, обрабатывают и анализируют информацию о результатах рейтингового контроля успеваемости студентов факультета; - принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы кафедр по модульно-рейтинговой системе и ее распространении. 4.3 Кафедры, участвующие в реализации модульно-рейтинговой системы: - утверждают рейтинг-планы дисциплин, в которых определяется распределение баллов, виды и формы учебной работы и контроля знаний студентов в дисциплинарных модулях; - регулярно анализируют информацию о текущей работе студентов и прохождении ими рубежных рейтинг-контролей; проводят индивидуальную работу со студентами на основе анализа данных об успеваемости; - обобщают совместно с уполномоченными по качеству на факультете опыт работы преподавателей по модульно-рейтинговой системе с целью активного внедрения прогрессивных подходов к учебному процессу. 4.4 Преподаватели: - разрабатывают рейтинг-планы дисциплин и знакомят студентов в начале семестра с их содержанием; - разрабатывают тестовые задания для осуществления рубежного рейтинг-контроля по дисциплинарным модулям; - ведут журнал успеваемости студентов в рамках модульно-рейтинговой системы; - заполняют рейтинговую ведомость учета успеваемости студентов в рамках модульно-рейтинговой системы; - представляют в конце семестра информацию об итогах текущего и рубежного рейтинг-контроля, а также суммарного рейтинга студентов по преподаваемым дисциплинам уполномоченному по качеству на факультете; - принимают участие в обобщении и организации обмена опытом работы по модульно-рейтинговой системе. 4.5 Студенты: - знакомятся с содержанием учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин, рейтинг-планами изучаемых дисциплин с целью организации своей учебной (в т.ч. самостоятельной) работы по изучению дисциплины; - выполняют все виды учебной работы (включая самостоятельную) в течение семестра и отчитываются об их выполнении в сроки, установленные в соответствующих документах (учебных планах, рабочих программах, технологических картах учебных дисциплин, программах практик и др.). ПРИЛОЖЕНИЕ А Тверской государственный технический университет Утверждаю Зав.кафедрой_______________________________ «_____» _______ 2008 г. РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ___________________________________________________________ (Название дисциплины согласно учебному плану) Курс____, группа(ы)_____________, семестр________, 200 /200 уч. г. Ведущий преподаватель: ____________________________________________________________ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание) Кафедра: ________________________________________________________________ Объем дисциплины и виды учебной работы: Курс(ы), семестр(ы)/учебных недель: ___ Лекций: ___ часов Лабораторный практикум: ___ часов Практические занятия: ___ часов Расчетно-графические работы: _____ работ Курсовых проектов/работ: ___ проектов/работ … Промежуточная аттестация: _______(зачет/экзамен) Количество дисциплинарных модулей ___ Распределение баллов по дисциплинарным модулям дисциплины в ____ семестре
Содержание 1-го дисциплинарного модуля (аналогично по следующим модулям). Дисциплинарный модуль 1. Продолжительность изучения модуля ________ недель
Приложение Б Рейтинговая ведомость учета успеваемости студентов в Тверском государственном техническом университете №_________ по дисциплине _________________________________________________________ (Название дисциплины согласно учебному плану) Тверской государственный технический университет, кафедра ________________ Группа____________, семестр ___________________, 200__/200__ уч.г. Преподаватель ___________________________________________________________________ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание) Количество дисциплинарных модулей________
Пояснения. ТРК – текущий рейтинг-контроль; РРК – рубежный рейтинг-контроль; РДМ – рейтинг по дисциплинарному модулю; СРД – суммарный рейтинг по дисциплине. Подпись преподавателя-лектора ______________________________/____________________________/ Подпись зам.декана (уполномоченного по качеству на факультете)____________/____________________________/ |