Реферат: Методические рекомендации для руководителей школ по проектированию и реализации педагогической системы стимулирования творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности. Вчем же их суть?
Название: Методические рекомендации для руководителей школ по проектированию и реализации педагогической системы стимулирования творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности. Вчем же их суть? Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система деятельности руководителя образовательного учреждения по раскрытию творческого потенциала педагогических работников МОШИ школы-интерната с. Некрасовка Охинского района Сахалинской области. Директор школы Ильюк С.А . Стимулирование - это стержневая социально-психологическая функция управления, призванная поощрять и активизировать стремление учителя хорошо работать и добиваться более высоких результатов своего труда. От чего же зависит его результативность? Что необходимо учитывать руководителю учебного заведения при создании и реализации соответствующей программы? Здесь многое зависит как от профессиональной компетентности руководителя, так и от характера сотрудничества учителя с учащимися и коллегами, от его профессионального мастерства и педагогической культуры, от включенности в разнообразные формы профессионально-творческой деятельности и общения. И еще - от доступности информации об инновационных технологиях. Все это и побуждает педагога к творческому саморазвитию, которое, в свою очередь, обладает самостимулирующим потенциалом. Принципы и пути их реализацииМетодические рекомендации для руководителей школ по проектированию и реализации педагогической системы стимулирования творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности. В чем же их суть? Стимулирование мотивации творческого саморазвития учителя осуществляется на основе закономерностей, принципов и правил их реализации. 1 принцип -учет индивидуального стиля творческой деятельности. А это значит, что необходимо, во-первых , всесторонне изучать мотивационные, эмоциональные, волевые и интеллектуальные компоненты индивидуального творческого стиля. Во-вторых, на этой основе отбирать формы, методы, приемы стимулирования. В-третьих , применять те или иные стимулы необходимо дифференцированно, на основе учета индивидуального стиля творческой деятельности. В-четвертых , оказывать учителю практическую помощь в корректировании индивидуальной программы творческого саморазвития. Проектируя и реализуя программу стимулирования, необходимо определить для каждой конкретной задачи наиболее значимый стимул. 2 принцип- это принцип личностной значимости творческого саморазвития. Для его реализации необходимо создавать условия для развития личностно значимых мотивов, таких, как стремление понять и оценить свои проблемы, повысить ответственность перед самим собой, учитывать мнение авторитетного наставника, завоевать престиж в глазах учащихся, уважение со стороны коллег и администрации. Необходимо оказывать учителю практическую помощь в повышении уровня профессионального мастерства, культуры педагогического общения, создавать условия, способствующие развитию его способностей, объективно оценивать результаты своего труда. 3 принцип - включенности учителя в творческое саморазвитие, в разнообразные формы профессионально-творческой деятельности и общения - предусматривает создание в коллективе творческой атмосферы, условий для общения, активного включения учителя в сотрудничество с учащимися и коллегами, в процесс освоения эффективных инновационных технологий обучения и воспитания. В определении основного направления и содержания стимулирования важно исходить из индивидуальной программы творческого саморазвития учителя. 4 принцип индивидуализации и дифференциации. А это означает, что такую работу необходимо осуществлять на основе диагностики индивидуально-типологических особенностей, профессионального мастерства, методологической и педагогической культуры учителя с учетом его возрастных особенностей и опыта профессионально-творческой деятельности. 5 Принцип единства и взаимосвязи педагогической диагностики и творческого саморазвития учителя реализуется через осознание руководителем школы значимости педагогической диагностики и творческого саморазвития учителя, знания им диагностических методик и умения применять их на практике. Педагогическая диагностика должна быть направлена на выявление наиболее актуальных профессионально-личностных качеств, которые необходимо развивать и совершенствовать, стимулируя учителя к самоанализу, самооценке, к развитию умений выявлять и корректировать проблемы и добиваться их творческого решения. Педагогическая диагностика должна проводиться периодически, как необходимый компонент, обеспечивающий объективный анализ эффективности профессионально-творческой деятельности. 6 Принцип - как самостоятельный принцип учета особенностей творческого саморазвития учителя. Он означает, что цели, содержание, формы и методы стимулирования должны соответствовать характеру, целям самого педагога, учитывать как приемлемые им стимулы, так и возникающие на пути саморазвития барьеры. Видеть перспективуКак отбирать соответствующие стимулы ? На мой взгляд, руководителю учебного заведения полезно пользоваться рейтингом их значимости. Вот как он выглядит: 1 - применение эффективных технологий; 2 - престиж учителя в глазах учащихся; 3 - уважение учителей и администрации; 4 - сотрудничество с учащимися и коллегами; 5 - доброжелательные взаимоотношения с администрацией; 6 - творческая атмосфера; 7 - одобрение успехов со стороны администрации; 8 - творческое использование опыта инновационной деятельности; 9 - повышение квалификации; 10 - получение материального поощрения; 11 - участие в работе методического объединения; 12 - осуществление личнозначимых творческих замыслов и их признание коллегами и администрацией; 13 - проведение открытых уроков и мероприятий; 14 - посещение уроков коллег; 15 - достижение высоких результатов творческой деятельности; 16 - участие в экспериментально-исследовательской работе. Надо учитывать и то, что сдерживает педагога, тормозит его усилия. рейтинг барьеров, препятствующих творческому саморазвитию: 1 - низкий уровень заработной платы; 2 - формализм требований администрации; 3 - слабая учебно-материальная база; 4 - необъективная оценка со стороны администрации; 5 - неудовлетворенность методами самореализации; 6 - отсутствие информации об эффективных инновационных технологиях; 7 - неблагоприятный морально-психологический микроклимат в коллективе; 8 - отсутствие у учащихся желания учиться; 9 - излишняя регламентация работы учителя со стороны администрации. Руководителю школы необходимо предвидеть перспективу стимулирования. Это внешне управляемый целенаправленный процесс, основанный на гармонизации целей стимулирования и творческого саморазвития. Содержание стимулирующей функции руководителя должно быть направлено на два компонента управленческой деятельности : 1) формирование у учителя потребностей, побуждающих его к активной творческой деятельности, способствующей не только повышению качества педагогического труда, но и развитию школы как открытой социально-педагогической системы; 2) создание условий, ослабляющих и устраняющих действие внешних и внутренних барьеров творческого саморазвития учителя. Деятельность руководителя школы по проектированию и реализации педагогической системы стимулирования творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности предполагает: 1. принятие решения о необходимости такого стимулирования; 2. проектирование его системы и работу по реализации соответствующей программы; 3. корректирование; 4. проблемный анализ хода выполнения программы и ее эффективности; 5. постановка последующих целей. 1) системный анализ и оценка микроклимата профессионально-педагогического взаимодействия учителя и его затруднений; 2) проблемный анализ эффективности стимулирующей деятельности руководителя школы и выделение проблем и причин, ее снижающих; 3) постановка целей и формирование концепции стимулирования; 4) выбор стратегии и стимулов, адекватных содержанию профессионально-творческой инновационной деятельности учителя и его индивидуальным особенностям; 5) конкретизация ожидаемого результата на данном этапе стимулирования в соответствии с критериями диагностики уровней мотивации творческого саморазвития учителя; 6) фиксация исходного уровня объекта стимулирования и составление плана творческого саморазвития; 7) организация выполнения программы стимулирования, обеспечение необходимых условий для ее реализации; 8) отслеживание процессов, результатов, выполнение контрольных срезов; 9) анализ эффективности стимулирования, сравнение показателей достигнутого уровня с исходным. Повышение квалификации специалистов , а такими и являются педагогические работники школы, - часть управления персоналом. Смысл управления персоналом состоит в том , чтобы педагогу стало необходимо повышать свою квалификацию, чтобы он не мог её не повышать. Повышение квалификации должно обеспечивать решение профессиональных проблем педагогов и руководителей , а «создавать» эти проблемы должны их « начальники». Дискуссионное утверждение : проблем методической работы в образовательном учреждении нет и быть не может , поскольку никакой такой работы как отдельного вида деятельности в природе ( в образовательном учреждении) не существует . Есть некоторые специфические формы , способы работы и управления образовательной организации, которые условно можно обозначить терминов « методическая работа». Большинство школьных администраторов , убеждены , что они должны учить педагогов. Но ведь это – очевидное заблуждение. Повышение квалификации , профессионального мастерства , творческого саморазвития есть профессиональная обязанность и руководителей , и педагогов. В зависимости от готовности к усвоению Как же воспринимают новации учителя? Первая группа - новаторы. Обычно это 2,5 процента коллектива. Они поглощены новшествами, и для них характерен дух авантюризма. Они всегда открыты к новому, извлекая его из любых контактов. Вторая группа - ранние реализаторы. Это- 13,5 процентов. Они следуют за новаторами, хотя и отличаются от них тем, что в большей степени интегрированы в свое местное объединение и тем самым сильно влияют на него. Обычно на «ранних» смотрят как на информаторов и советников, потому что они не рискуют, а только рассчитывают и поэтому ценятся как разумные реализаторы. Третья группа - предварительное большинство. Это 34 процента. Они осваивают новшества непосредственно после «ранних реализаторов», но до «средних», представляя очень значительную связь между предыдущими и последующими категориями. Отличаются свободой действий. Интенсивно общаясь с первыми группами, редко выступают в роли лидеров. Им требуется гораздо больше времени для принятия решения, они не хотят ни выступать вперед, ни плестись в хвосте у других. Четвертая группа - позднее большинство. Обычно - 34 процента. Общая характеристика - скепсис. Они осваивают новшества, как «средние» субъекты, в результате оценки собственных потребностей, а также под давлением социальной среды, но только тогда, когда коллектив начинает ясно высказываться в их пользу. Пятая группа - колеблющиеся. Обычно - 16 процентов. Они последними осваивают новшества, поскольку ориентируются на традиционные ценности. Зачастую они социально изолированы. Решения принимают с учетом опыта предыдущих поколений, контактируя в первую очередь с себе подобными. Являются тормозом для распространения новшеств, ибо изменения в мире их не интересуют. Методическая работа в МОШИ школе – интернате среднего (полного) общего образования с. Некрасовка Охинского района, Сахалинской области. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА (см. далее) – это основной вид образовательного деятельности представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно- воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Структура методической службы МОШИ школы – интерната среднего (полного) общего образования с. Некрасовка Охинского района, Сахалинской области.
Вот некоторые формы работы, которые применяются в нашем учреждении: НаставничествоЦель использования данной формы - передача опыта более опытными коллегами менее опытным молодым педагогам Это помощь в работе над обновлением содержания курса Главное - совместная работа наставника и его подопечных над программой и учебным материалом, поиск новых методов обучения, анализ полученных первоначальных результатов Это может быть опережающий показ новых элементов содержания, проведение открытых уроков их анализ, взаимопосещение. Самостоятельная работа учителяЦель - повышение квалификации, восполнение пробелов и недостатков учебного курса, его усовершенствование Содержание деятельности работа над учебным планом, программой, собственным вариантом содержания учебного курса, фрагментами учебника, самостоятельные эксперименты по апробированию нового варианта содержания и внесение в него соответственных корректив В качестве методов используется изучение литературы, самостоятельное проведение опытной работы по проверке нового содержания, участие в эксперименте наряду с другими коллегами Открытый урокЦель -демонстрация опыта, накопленного лучшими педагогами их педагогического мастерства Содержание деятельности опережающий показ новых элементов содержания и связанных с ним новых методов, демонстрация отдельных наиболее трудных разделов курса Чаще всего открытый урок является элементом какого-то мероприятия, например, проведения тематического предметного месячника, семинара по обмену опытом или очередного занятия школы педагогического мастерства. В качестве методов используются показ, рассказ, демонстрация, выставка и т.д. Наибольший эффект дает открытый урок, запланированный в ряду других форм и методов и подчиненный определенной цели. К наиболее распространенным формам работы по повышению профессионального мастерства начинающих педагогов в образовательном учреждении относятся, школа молодого специалиста, школа начинающего учителя, наставничество во всех образовательных учреждениях, где есть молодые специалисты или педагоги, не имеющие базового образования. Педагогический советВ новых условиях по-новому стали проводиться и педсоветы. Цель их проведения - коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества членов школьного коллектива по той или иной методической проблеме. Содержание деятельности: заслушивание творческих отчетов учителей, их теоретических сообщений по конкретной методической проблеме, изложение результатов проделанной работы, принятие управленческого решения по проблеме. В качестве методов используется рассказ, показ, демонстрация, подготовка рекомендаций и т.д. Перечень инноваций (предложений) для создания ситуации успеха в учебном процессе МОШИ школы-интерната. Педагогический совет: «Создание ситуации успеха в учении для всех» с. Некрасовка 2004год.
|