Учебное пособие: Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы
Название: Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПИСЬМО от 19 ноября 2010 г. N 43-4653-14 Руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы Совместными усилиями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций задачи, поставленные по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы, в основном выполнены. Улучшилось качество обучения ряда групп населения, соблюдалась в целом установленная периодичность повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, активизировалась работа по развитию учебной материально-технической базы для подготовки населения, активизировалась работа по пропаганде знаний и информированию населения с использованием современных технических средств массовой информации, в том числе размещенных в местах массового пребывания людей. Наиболее качественно и целенаправленно подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности проводилась в Минобрнауки России, Минтрансе России, ОАО «Газпром», Республике Татарстан и Удмуртской Республике, Краснодарском и Красноярском краях, Брянской, Вологодской, Курской и Омской областях, г. Санкт-Петербурге. Вместе с тем, в организации и осуществлении подготовки населения продолжают иметь место недостатки, влияющие на качественное и комплексное решение задач обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее – в области гражданской защиты). Основными из них являются: - рабочие программы обучения различных групп населения не в полной мере учитывают требования Примерных программ, утвержденных МЧС России, особенности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также специфику экономической деятельности организаций; - в Правилах охраны жизни людей на водных объектах, которые разрабатывают и утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не отражены вопросы организации обучения населения вопросам безопасности людей на водных объектах; - должным образом не организовано повышение квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций; - недостаточно внимания уделяется обучению всех групп населения правилам действий в условиях природных пожаров и соблюдению мер пожарной безопасности при нахождении на природе; - организация обучения выездным методом не обеспечена соответствующей учебной материальной базой; - многие учебно-методические центры по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее – УМЦ ГОЧС) не имеют статуса юридического лица и плохо обустроены; - слабым звеном в общей системе подготовки населения продолжает оставаться обучение неработающего населения; - проекты примерных программ предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее - ОБЖ) и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (далее – БЖД), разрабатываемые на основе требований новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), не учитывают все аспекты безопасности, чем нарушается исходная идея единого пространства обучения в области безопасности жизнедеятельности; - значительное количество преподавателей предмета ОБЖ и дисциплины БЖД имеют недостаточную подготовку в вопросах гражданской обороны, защиты от ЧС и обеспечения пожарной безопасности и повышение квалификации по этим вопросам не проходят; - слабо используется потенциал и возможности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и других общественных организаций, уставными целями которых является работа по подготовке молодежи в области безопасности жизнедеятельности. Эти и другие недостатки в организации и осуществлении подготовки населения в области гражданской защиты не обеспечивают качественного решения одной из ключевых задач обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при пожарах. В целях подготовки населения в области гражданской защиты на уровне, соответствующем качественным изменениям всего спектра угроз безопасности жизнедеятельности, Предлагаю: 1. Подготовку населения в области гражданской защиты считать одним из приоритетных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных органов МЧС России по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций, пожаров и опасностей военного времени. 2. Главной задачей по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской защиты в 2011-2015 годах считать повышение качества и увеличение охвата обучением за счет совершенствования структуры единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, улучшения организации и материально-технического обеспечения обучения всех групп населении, а также реализации требований нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности. 3. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на: - организации повышения квалификации в УМЦ ГОЧС и учебных центрах федеральной противопожарной службы (далее – УЦ ФПС) должностных лиц и специалистов как по программам гражданской обороны и защиты от ЧС, так и по программам пожарной безопасности; - внедрении современных технологий подготовки населения в области гражданской защиты, в том числе дистанционного обучения; - повышении качества обучения выездным методом за счет создания современной учебной материально-технической базы, в том числе оснащения УЦ ФПС, УМЦ ГОЧС и курсов ГО мобильными учебными комплексами; - изыскании новых форм и методов обучения неработающего населения; - повышении эффективности деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» и использовании всех его возможностей как для обучения подрастающего поколения, так и для пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди всех групп населения; - постепенной интеграции единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и системы подготовки населения в области обеспечения пожарной безопасности и создание в перспективе единой системы подготовки населения в области гражданской защиты. 4. В целях совершенствования организации и осуществления подготовки населения в области гражданской защиты: Руководителям федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих функции отраслевого управления: - организовать обучение должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС территориальных органов и подведомственных им организаций, а также специалистов, ответственных за обеспечение пожарной безопасности; - обеспечить участие должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС центральных аппаратов министерств, служб и агентств в ежеквартальных занятиях, организуемых Департаментом гражданской защиты МЧС России; - наладить учет и отчетность обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, а также других работников центральных аппаратов и подведомственных организаций. Обеспечить ежегодное (до 15 января последующего года) представление в МЧС России сведений по организации и осуществлению обучения в области гражданской защиты должностных лиц, специалистов и других работников центральных аппаратов и подведомственных организаций по форме 1ОБУЧ-Ф (приложение 1); - организовать работу по внедрению в подведомственных образовательных учреждениях требований новых федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ обучения учащихся и студентов по предмету ОБЖ и дисциплине БЖД; - принять меры по совершенствованию организации и осуществлению формирования культуры безопасности жизнедеятельности в своей сфере ведения; - осуществлять методическое руководство и контроль обучения работников центральных аппаратов и подведомственных организаций по вопросам безопасности на водных объектах; - обеспечить выполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 2.11. 2000 г. № 841 по повышению квалификации преподавателей предмета ОБЖ и дисциплины БЖД подведомственных образовательных учреждений; - улучшить организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой руководителей и личного состава спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований подведомственных организации; - повысить эффективность пропаганды знаний в области гражданской защиты; - при организации повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в подведомственных образовательных учреждениях обеспечить согласование примерных программ обучения с Департаментом гражданской защиты МЧС России; - принять необходимые меры по совершенствованию и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, а также по ее эффективному использованию. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на соответствующих территориях: - обеспечить разработку в соответствии с прилагаемыми рекомендациями (приложение 2) ежегодного комплексного плана мероприятий по обучению неработающего населения в области гражданской защиты, а также его рассмотрение, утверждение и заслушивание хода его выполнения на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; - организовать в УМЦ ГОЧС обучение специалистов, ответственных за противопожарную безопасность организаций; - организовать повышение квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС муниципальных образований, в которых не созданы курсы ГО или другие образовательные учреждения, имеющие соответствующую лицензию; - определить порядок обучения населения в области безопасности на водных объектах и закрепить его в Правилах охраны жизни людей на водных объектах; - активизировать работу по обучению всех групп населения мерам пожарной безопасности при нахождении на природе и действиям в условиях природных пожаров; - принять меры по созданию современной учебной материально-технической базы для организации обучения выездным методом; - обеспечить в подведомственных образовательных учреждениях выполнение требований по материально-техническим условиям реализации ФГОС нового поколения по предмету ОБЖ и дисциплине БЖД; - завершить до 2012 г. получение УМЦ ГОЧС статуса юридического лица, а также оптимизацию штатной численности УМЦ ГОЧС и курсов ГО на основе расчета объема учебной работы, проведенного согласно Методическим рекомендациям (приложение 3); - принять меры по реализации потенциальных возможностей отделений Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности» в интересах повышения эффективности изучения предмета ОБЖ в ходе внеурочной деятельности, пропаганды знаний в области гражданской защиты, обеспечения безопасного пляжного отдыха людей, проведения занятий по тематике гражданской защиты в детских оздоровительных лагерях, установления шефства над семьями ветеранов ГО, ГПС, РСЧС, а также домами престарелых и инвалидов; - продолжить разработку и издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по безопасности жизнедеятельности, организовать обеспечение ими населения в необходимом объеме. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее –- региональный центр МЧС России): - основные усилия при решении вопросов обучения населения в области гражданской защиты сосредоточить на методическом руководстве и осуществлении контроля за организацией подготовки руководителей и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также должностных лиц и специалистов ГО, РСЧС и ФПС ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти; - обеспечить организацию и повышение квалификации на базе УЦ ФПС должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также доподготовку пожарных, участвующих в ликвидации последствий ДТП, по прилагаемой тематике (приложение 4); - обеспечить контроль за качественным выполнением планов проведения учений и тренировок по ГО, защите от ЧС и пожарной безопасности; - активизировать деятельность по организации информирования населения в области гражданской защиты с использованием возможностей ОКСИОН; - организовать ежегодное проведение межрегионального смотра-конкурса на лучший регион по обучению населения в области гражданской защиты, результаты которых отражать в приказах по итогам учебного года. Начальникам главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации: - активизировать работу с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по внесению изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты по организации обучения населения в области гражданской защиты с учетом изменений и дополнений, принятых в этой области нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также опыта борьбы с лесными и торфяными пожарами; - обеспечить регулярное привлечение руководящего состава и специалистов территориальных органов МЧС России, спасательных и пожарных формирований для проведения занятий в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО, а также в учреждениях образования по предмету ОБЖ и дисциплине БЖД; - организовать и обеспечить ежеквартальное проведение дополнительных 6 часовых занятий по вопросам гражданской защиты с руководителями (работниками) органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, при органах местного самоуправления; - продолжить целенаправленную работу по организации и контролю за ведением учета обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также за выполнением планов комплектования слушателями УМЦ ГОЧС и курсов ГО; - организовать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, по разработке на основании требований ФГОС 2-го поколения основных образовательных программ по предмету ОБЖ, а также учебно-методических материалов; - при организации и проведении учений и тренировок по гражданской защите особое внимание уделять на реальность имеющихся планов, отработку практических вопросов действий обучаемых при чрезвычайных ситуациях, пожарах и угрозе террористических акций в учреждениях образования, здравоохранения и в местах массового пребывания людей.
Приложение 1 Форма № 1/ОБУЧ-Ф Доклад об организации и итогах подготовки работников центрального аппарата, от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны ______________________________________________________________ (федеральный орган исполнительной власти) за 20____ год. I. Организация подготовки работников центрального аппарата, подведомственных служб, агентств и организаций Наличие нормативных правовых и организационных документов федерального органа исполнительной власти по подготовке работников в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (приказов, указаний, распоряжений федеральных органов исполнительной власти, планов комплектования слушателями образовательных учреждений повышения квалификации) с указанием номеров и дат принятия. Общая оценка наличия таких документов в подведомственных агентствах, службах и организациях с указанием недостатков, а также принятых мерах по их устранению. Организация выполнения требований нормативных правовых документов по подготовке работников с указанием конкретных мероприятий. Рассмотрение вопросов совершенствования подготовки работников на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, контроль организации и осуществления подготовки работников. Издание ежегодных приказов об итогах обучения работников. Участие руководящего состава в обучении работников. Наличие учета подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС, а также отчетных документов по их обучению. Что сделано по обобщению, внедрению и распространению положительного опыта в обучении работников. Положительные примеры обучения работников. Общая оценка организации подготовки работников с указанием лучших и худших подведомственных служб, агентств и организаций. Основные недостатки и планируемые меры по их устранению. Предложения. II . Состояние подготовки различных групп обучаемых Материал раздела изложить по следующим подразделам: а) председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности подведомственных служб, агентств и организаций; б) руководители (работники) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны; в) руководители эвакуационных органов; г) начальники (руководители) и сотрудники территориальных органов исполнительной власти; д) члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности; е) руководители и специалисты центров управления в кризисных ситуациях, информационных центров, дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; ж) преподаватели образовательных учреждений дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, проводящие занятия, тренировки и другие учебные мероприятия по гражданской обороне и защите от ЧС; з) другие сотрудники центрального аппарата. В подразделах отразить формы, методы, особенности обучения, а также качество подготовки, с указанием организаций добившихся лучших результатов, а также организаций имеющих серьезные недостатки. III . Учения и тренировки Характерные особенности в организации подготовки и проведении учений и тренировок в области ГО и защиты от ЧС. Количество и качество проведенных учений (тренировок). Выполнение практических мероприятий в ходе подготовки и проведения учений (тренировок). IV . Состояние учебно-материальной базы Наличие и состояние учебной материальной базы. Что сделано в истекшем году по развитию и совершенствованию УМБ. Количество технических средств информирования населения в местах массового пребывания людей, а также разработанных и распространенных учебно-методических и наглядных пособий. V . Общие выводы и предложения Общая оценка подготовки работников в области защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, с указанием лучших и худших служб (агентств). Приложение: 1. Сведения о подготовке работников в области защиты от ЧС и ГО. 2. Сведения о проведенных учениях (тренировках) в области ГО и защиты от ЧС. 3. Сведения о наличии и состоянии учебно-материальной базы по ГО и защите от ЧС в образовательных учреждениях. 4. Сведения об организации обучения по дисциплине БЖД в подведомственных учреждениях профессионального образования. 5. Сведения о наличии средств для организации и осуществления информирования населения и пропаганды знаний в области БЖД. _____________________________________________________________________________ (должность, фамилия и подпись руководителя структурного подразделения, уполномоченного на решение задач в области ГО федерального органа исполнительной власти) Приложение 1 к форме № 1/ОБУЧ-Ф Сведения о подготовке работников в области защиты от ЧС и ГО в ______________________________________________ за 200__год (федеральный орган исполнительной власти)
Заместитель начальника ________________________________________________________ Приложение 2 к форме № 1/ОБУЧ-Ф Сведенияо проведенных учениях (тренировках) в области ГО и защиты от ЧС в ______________________________________________ за 200__год (федеральный орган исполнительной власти)
Заместитель начальника ________________________________________________________ Приложение 3 к форме № 1/ОБУЧ-Ф Сведенияо наличии и состоянии учебно-материальной базы по ГО и защите от ЧС в ______________________________________________ за 200__год (федеральный орган исполнительной власти)
Заместитель начальника ______________________________________________ Приложение 4 к форме № 1/ОБУЧ-Ф Сведенияоб организации обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях профессионального образования, находящихся в ведении _________________________________за 200__год (федерального органа исполнительной власти)
Заместитель начальника ________________________________________________________ Приложение 5 к форме № 1/ОБУЧ-Ф Сведенияо наличии средств для организации и осуществления информирования населения и пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности в__________________________________________________________ за 20 год (федеральный орган исполнительной власти)
Заместитель начальника ________________________________________________________ Приложение 2
Комплексный план мероприятий по обучению неработающего населения в области гражданской защиты (макет) ____________________________________________ на 20 г. (субъект Российской Федерации)
Приложение 3 Методические рекомендации по расчету объема учебной работы УМЦ ГОЧС, а также по планированию и учету труда преподавательского состава А. Общие положения 1. Расчет объема учебной работы УМЦ ГОЧС производится ежегодно и служит основанием для выработки предложений по штатной численности преподавателей УМЦ ГОЧС. 2. Объем учебной работы УМЦ ГОЧС выражается количеством времени, которое необходимо для проведения всех видов учебной работы по нормам, данным в таблице 1 пункта Б. Расчетный объем преподавательской работы каждому преподавателю УМЦ ГОЧС устанавливается приказом начальника УМЦ ГОЧС. Начальник УМЦ ГОЧС имеет право перераспределять объем преподавательской работы между преподавательским составом с учетом его квалификации, объема выполняемой учебно-методической и научно-практической работы. Минимальный объем годовой преподавательской работы каждого преподавателя не может быть менее 400 часов, а максимальный – более 800 часов. 3. Объем учебной работы УМЦ ГОЧС и количество преподавательского состава, необходимого для ее выполнения, рассчитывается на основе: - плана комплектования и учебных программ; - количества учебных групп; - расчетных норм времени для определения объема учебной работы; - принятой методики обучения. 4. Порядок расчета объема учебной работы УМЦ ГОЧС приведен в пункте В. 5. Основным документом по планированию и учету труда преподавательского состава является индивидуальный план работы преподавателя на учебный год (форма 2). 6. Индивидуальный план работы определяет организацию труда и является основным документом по планированию и учету труда преподавательского состава. Он включает учебную, учебно-методическую, научно-практическую, организационную и другие виды работ. Индивидуальный план работы составляется и ведется лично преподавателем и утверждается начальником УМЦ ГОЧС до начала учебного года. Выполнение индивидуальных планов рассматривается на методических совещаниях не реже 2-х раз в год. Итоги выполнения планов отражаются в годовых отчетах. 7. Нормы времени по видам работ для планирования и учета труда преподавательского состава приведены в таблицах 1-4 пункта Б. 8. Начальник УМЦ ГОЧС и его заместители должны принимать участие в проведении занятий (чтение лекций, проведение семинаров, практических занятий, деловых игр, зачетов) со слушателями по расписанию учебных занятий. На период командировки, болезни, направления на повышение квалификации, учебу, стажировку преподаватель освобождается от преподавательской работы. Установленный ему на этот период объем преподавательской работы выполняется другими преподавателями в пределах бюджета рабочего времени за счет уменьшения им на этот период объема учебно-методической, научно-практической, организационной и других видов работ. 9. При расчетах объема учебной работы УМЦ ГОЧС, планировании и учете труда преподавательского состава академический (учебный) час приравнивается к астрономическому часу. 10. Годовой бюджет рабочего времени в днях каждого конкретного преподавателя определяется как разность между количеством календарных дней в году и количеством выходных, нерабочих праздничных дней и дней отпуска. Перевод годового бюджета служебного времени в часы производится умножением годового бюджета служебного времени в днях на продолжительность ежедневного рабочего времени. Годовой бюджет рабочего времени в часах определяется исходя из 36-часовой рабочей недели для преподавателей. 11. Годовой бюджет рабочего времени преподавательского состава из числа лиц, имеющих льготы, установленные законодательством (участников войны, ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и др.) уменьшается в соответствии с продолжительностью предоставляемого для указанных категорий дополнительного отпуска. 12. В пределах установленного годового бюджета рабочего времени преподавательским составом выполняются все виды учебной, учебно-методической, научно-практической, организационной и других видов работ в соответствии с занимаемой должностью, учебным планом и планом работы УМЦ ГОЧС. Б. Нормы времени для расчета учебной, учебно-методической, научно-практической, организационной и других видов работ Учебная работаРасчет объема учебной работы УМЦ ГОЧС и расчет штатной численности производится на основании норм времени, приведенных в таблице 1. Таблица 1 – Нормы времени для расчета различных видов работ
Примерные нормы времени на выполнение преподавательским составом методической работы приведены в таблице 2. Таблица 2 – Примерные нормы времени на выполнение преподавательским составомучебно- методической работы
Научно-практическая работаПримерные нормы времени на выполнение научно-практической работы приведены в таблице 3. Таблица 3 – Примерные нормы времени на выполнение научно-практической работы
Другие виды работПримерные нормы времени на выполнение организационной и других видов работ приведены в таблице 4. Таблица 4 – Примерные нормы времени на выполнение организационной и других видов работ
В. Порядок расчета объема учебной работы УМЦ ГОЧС При расчете объема учебной работы УМЦ ГОЧС выполняется следующий порядок заполнения граф формы 1: Графа № 2. Наименование учебного заведения, категории обучаемых. Графа № 3. Указывается численность обучаемых на год по каждой категории в соответствии с планом комплектования УМЦ ГОЧС. Графа № 4. Количество учебных групп на год по каждой категории в соответствии с планом комплектования УМЦ ГОЧС. Графа № 5. Указывается количество часов для каждой категории обучаемых, которое отводится учебной программой. Графа № 6. Определяется объем учебной работы для проведения всех видов занятий для данной категории обучаемых как результат, полученный от умножения количества часов, указанного в графе 5, на количество учебных групп (графа № 4). Графа № 7 . Определяется время для проведения консультаций в соответствии с п. 4 таблицы 1. При расчете времени для проведения консультаций определяется количество часов консультаций на одну учебную группу, затем умножается на количество учебных групп. Графа № 8. Определяется общее количество часов на разработку и переработку учебно-методических материалов. При расчете количество часов, отводимое программой обучения на проведение учений, тренировок, игр с данной категорией обучаемых, умножается на норму времени, данную в п. 8 таблицы 1. Графа № 9. Указывается общее количество часов по всем видам учебной работы. Для этого суммируется количество часов, указанное в графах 6,7,8. Количество часов по каждой категории обучаемых суммируется и общий объем учебной работы УМЦ ГОЧС проставляется в графе № 9 – итого: Графа № 10. Из суммарного количества часов учебной работы (графа 8 – Итого) вычитается количество часов планируемых для проведения начальником УМЦ ГОЧС и его заместителями, и полученный результат делится на 800 часов (расчетная норма годовой учебной нагрузки преподавателя). Полученный при этом результат округляется до целых чисел: от 0,5 и выше – в большую сторону, менее 0,5 – в меньшую сторону. Приложение 1 к методическим рекомендациям УТВЕРЖДАЮ (Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) «____» _____________________ 201_ г. Расчет объема учебной работы учебно-методического центра ГОЧС ________________________ (субъект РФ), на 201_ учебный год
Начальник УМЦ ГОЧС _______________________ «____» ____________ 201 __ г. (инициалы, фамилия) Приложение 2 к методическим рекомендациям
Индивидуальный план работы на 201___ учебный год __________________________________________________________ (должность, ученая степень, ученое звание ___________________________________________________________ фамилия, имя и отчество) Годовой бюджет рабочего времени и его распределение по видам работ 1. Годовой бюджет рабочего времени ______ часов. 2. Годовая учебная нагрузка установленная приказом начальника УМЦ ГОЧС _______ часов. Распределение времени по основным видам работ
II. Учебная работа
III. Учебно-методическая работа
IV. Научно-практическая работа
V. Организационная и другие виды работ
________________________ « »_______________ 201__ г. (подпись, фамилия) План рассмотрен на методическом совещании, протокол № _____ от «___» _____________ 201___ г. Заключение по выполнению индивидуального плана работы (Общая оценка. Качество выполненной учебной, учебно-методической, научно-практической, организационной и других видов работы. Указания) Начальник УМЦ ГОЧС _______________________ «____» ____________ 201__ г. (инициалы, фамилия) Приложение 4 Тематика дополнительной подготовки пожарных, участвующих в ликвидации последствий ДТП Тема 1 (лекция 2 ч). Виды ДТП и причины их возникновения. Взаимодействие служб, участвующих в работах по ликвидации последствий ДТП. Правовые основы ведения АСР при ДТП Динамика ДТП в России и людских потерь в них. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Классификация дорожно-транспортных происшествий. Характеристика возможной обстановки при дорожно-транспортных происшествиях. Реагирование на дорожно-транспортные происшествия. Следствено-оперативные действия на месте ДТП и ликвидация последствий ДТП. Силы, привлекаемые для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Организация взаимодействия при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Основные требования Примерного положения о взаимодействии органов управления и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразвития России при ликвидации последствий ДТП. Управление ликвидацией последствий дорожно-транспортных происшествий. Нормативное правовое обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествии. Тема 2 (лекция 2 ч). Системы активной и пассивной безопасности автомобиля. Основные узлы и механизмы автомобиля, их характерные повреждения при ДТП Общие понятия о системах безопасности автомобиля, их классификация и принцип действия. Влияние активной и пассивной систем безопасности автомобиля на уменьшение потерь. Типовые повреждения автомобилей при лобовом (фронтальном) ударе, при боковом ударе, перевороте, при падении предметов на автомобиль и возможные их влияния на безопасность водителя и пассажиров. Новые технологии автомобилестроения, влияющие на технологию АСР при ДТП. Тема 3 (лекция 2 ч). Основные принципы и технологии ведения АСР при ликвидации последствий ДТП Общие понятия и принципы ликвидации последствий ДТП. Роль и место проведения АСР при ликвидации последствий ДТП. Принципы проведения АСР. Основные операции, выполняемые в ходе ведения АСР. Содержание технологических карт по видам аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях. Нормативы выполнения основных операций. Особенности проведения АСР при ликвидации последствий ДТП в темное время суток, на железнодорожном переезде, а также с участием автотранспорта, перевозящего АХОВ, радиоактивные вещества, пожаровзрывоопасные вещества. Тема 4 (лекция 2 ч). Назначение, основные технические характеристики аварийно-спасательного инструмента и оборудования, применяемых пожарными при ликвидации последствий ДТП. Возможная комплектация АСИ пожарных автомобилей Три правила спасения пострадавших в результате ДТП. Технические средства, применяемые при проведении АСР. Возможность и целесообразность их использования при ликвидации последствий ДТП. Назначение, состав, тактико-технические характеристики, устройство и возможности гидравлического аварийно-спасательного инструмента, применение которых возможно при ликвидации ДТП. Назначение, состав, тактико-технические характеристики, устройство и возможности прочих технических средств ведения АСР, применяемых при ликвидации последствий ДТП. Возможная комплектация АСИ пожарных автомобилей. Тема 5 (семинар 2 ч ). Правила работы с АСИ и ухода за ним Основные правила работы с АСИ. Правила работы с гидравлическим оборудованием. Правила работы с расширителям и резаками. Правила работы с пневматическим оборудованием. Общие требования нормативно-технических документов по уходу за аварийно-спасательными инструментами (приказы, ГОСТы, наставления, инструкции и др.). Возможные неисправности ГАСИ и порядок их устранения. Тема 6 (практическое занятие 4 ч). Формирование первоначальных навыков в подготовке к работе и эксплуатации АСИ и оборудования, применяемых при ликвидации ДТП Порядок подготовки инструментов и оборудования к работе и проверка их работоспособности. Меры безопасности при работе с АСИ и оборудованием. Практическое выполнение операций по: резке железных стержней, прутов и профилей; вскрытию дверей автомобиля; вырезанию боковины (организации третьей двери) автомобиля; удалению центральной стойки. Подготовка к работе, развертывание и практическая работа с АСИ, который может входить в комплект пожарной машины. Тема 7 (лекция 2 ч). Вторичные поражающие факторы при ДТП, их классификация и способы устранения Общие сведения о вторичных поражающих факторах при ДТП. Классификация вторичных поражающих факторов при ДТП. Мероприятия по предотвращению воздействия вторичных поражающих факторов. Мероприятия по локализации и ликвидации возгораний ТС, утечек (пролива) или выбросов АХОВ, биологического заражения, радиоактивного загрязнения местности при ДТП. Тема 8 (лекция 2 ч). Организация и технология выполнения АСР при ликвидации последствий ДТП. Обязанности членов спасательной группы (пожарного расчета) Организация выполнения АСР при ликвидации последствий ДТП. Обязанности членов спасательной группы (пожарного расчета) при ликвидации последствий ДТП. Отключение системы зажигания автомобиля. Мероприятия по стабилизации ТС. Средства, применяемые для стабилизации ТС и возможные места их установки. Мероприятия по отключению несработавших систем воздушных подушек и ремней безопасности. Тема 9 (лекция 2 ч). Порядок и последовательность выполнения работ при деблокировании и извлечении пострадавшего из автомобиля. Оказание ему первой помощи Основные правила спасения пострадавших при ДТП. Правила осмотра пострадавших в салоне автомобиля и оказания первой помощи. Операции, выполняемые в целях деблокирования и извлечения пострадавшего из ТС и последовательность их выполнения. Факторы, влияющие на направление извлечения пострадавших. Порядок и правила применения эвакуационных щитов для извлечения пострадавших. Мероприятия по оказанию пострадавшему первой помощи после извлечения. Тема 10 (лекция 2 ч). Техника безопасности в ходе проведения АСР при ликвидации последствий ДТП Общие требования безопасности при ведении АСР при ДТП. Правила поведения пожарных-спасателей в зоне проведения АСР. Причины и типичные травмы спасателей. Профилактика травматизма. Нормативные основы охраны труда пожарных-спасателей. Обязанности спасателей (членов пожарного расчета) по соблюдению мер безопасности при ведении АСР. Ответственность за нарушение мер безопасности при ведении АСР. Тема 11 (практическое занятие 6 ч). Формирование практических навыков выполнения работ при деблокировании и извлечении пострадавшего из автомобиля. Оказание ему первой помощи Занятие 1 (днем 3 ч) Инструктаж по технике безопасности. Тренировка в практическом выполнении операций по: резке стоек автомобиля; надрезу крыши кузова автомобиля; откидыванию крыши автомобиля назад или вбок; полному удалению крыши; отжатию приборной панели автомобиля; расширению проемов в металлических конструкциях автомобиля; фиксации положения пострадавшего перед его извлечением из ТС; извлечению пострадавшего из ТС Тренировка в практическом выполнении операций по оказанию первой помощи пострадавшему: осмотр в салоне автомобиля; проведение сердечно-легочной реанимации; остановка кровотечения; иммобилизация травмированных частей тела и конечностей. Занятие 2 (ночью 3 ч) Выполнение операций по освещению места проведения АСР. Содержание остальных вопросов занятия №2 аналогичны содержанию занятия №1. Тема 12 (практическое занятие 6 ч). Действия спасательной группы (пожарного расчета) в ходе проведения АСР при ликвидации последствий ДТП Занятие 1 (днем 3 ч) Действия пожарного расчета при получении сигнала о ДТП. Оповещение, сбор, проверка (погрузка при необходимости) АСИ и принадлежностей. Оценка обстановки по прибытию к месту работы. Действия номеров расчета при организации рабочих зон для проведения АСР ликвидации последствий ДТП. Практические действия номеров расчета по проведению АСР при ликвидации последствий ДТП. Занятие 2 (ночью 3 ч) Содержание занятия №1, с учетом особенностей действий ночью. Тема 13 (контрольное занятие 4 ч). Зачет Содержание занятий определяет руководитель в соответствии с тестовой программой контроля знаний пожарных, участвующих в ликвидации последствий ДТП. На контрольное занятие выносится не менее 3 вопросов. Теоретический вопрос по пройденным темам, практическое действие с АСИ, практическое действие по оказанию первой помощи пострадавшему. Источник публикации: Официальный сайт МЧС России |