Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 2 курса всех специальностей Москва 2006
Название: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 2 курса всех специальностей Москва 2006 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ИНФОРМАТИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ для студентов 2 курса всех специальностей Москва – 2006 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт ИНФОРМАТИКА Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 2 курса всех специальностей Кафедра автоматизированной обработки экономической информации
Москва – 2006 Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Информатика" подготовили: Безрядина Г. П., Дулькин В. Н., Коноплева И. А., Кричевская О. Е., Орлов В. А., Парфенова А. В., Хохлова О. А. Методические указания по выполнению курсовой работы одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ. Председатель НМС, проректор по УМР, проф. Дайитбегов Д. М. Информатика . Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 2-го курса всех специальностей. – М.: ВЗФЭИ, 2006. Ó Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), 2006 СОДЕРЖАНИЕ 1. Цель и организация выполнения курсовой работы... 5 2. Требования к оформлению курсовой работы... 8 3. Структура курсовой работы... 10 4. Тематика теоретической части курсовой работы... 16 5. Пример и методические указания по оформлению практической части курсовой работы... 18 6. Варианты заданий для выполнения практической части курсовой работы... 25 Современный уровень технологии обработки экономической информации предопределяет необходимость изучения студентами экономических специальностей дисциплины “Информатика”. В соответствии с учебным планом подготовки экономистов студенты всех специальностей в процессе усвоения дисциплины “Информатика” должны овладеть теоретическими знаниями, приобрести навыки практической работы на персональном компьютере (ПК) и выполнить курсовую работу. Полученные по данному предмету знания являются основой для овладения дисциплинами “Информационные системы в экономике”, “Информационные системы бухгалтерского учета”, “Информационные системы маркетинга”, “Компьютерные информационные технологии в финансовом менеджменте”, “Компьютерные информационные технологии обработки налоговой информации”, “Информационные технологии управления” и другими дисциплинами специализации. Вашему вниманию представлены методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине “Информатика”. 1. Цель и организация выполнения курсовой работы Выполнение и защита курсовой работы является одной из важнейших форм учебной работы. Оно имеет целью привить навыки самостоятельной работы, выявить знания студентов по данной дисциплине и умение применять эти знания в практической работе по выбранной ими специальности. В процессе выполнения курсовой работы студент должен самостоятельно работать с учебной и научно-технической литературой, уметь обобщать полученные знания, делать обоснованные выводы, формулировать рекомендации по выбору технических и программных средств для решения конкретной задачи, продемонстрировать навыки владения ПК и пакетами прикладных программ (ППП). В ходе выполнения курсовой работы должны быть изучены и проанализированы вопросы, связанные с различными аспектами использования компьютерной техники для решения экономических и управленческих задач, в том числе по месту работы студента. Организация выполнения курсовой работы включает ряд этапов. Прежде всего, студент должен ознакомиться с рекомендуемой учебной литературой и внимательно изучить методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине “Информатика”. Курсовая работа состоит из теоретической и практической частей. Номер варианта курсовой работы совпадает с номером студента в списке его группы (на момент начала лекций по дисциплине “Информатика”). Студент может выбрать одну из двух тем теоретической части. Номер темы теоретической части равен номеру варианта курсовой работы или отличается от него на число 25. Темы теоретических частей курсовых работ приведены в п. 4, а задания практических частей – в п. 6. Допускается выбор студентом темы вне списка, но связанной с проблемами изучаемой дисциплины, актуальной и применимой в практической деятельности студента. Выбранная таким образом тема должна быть согласована с руководителем. Руководителями курсовых работ являются преподаватели кафедры “Автоматизированной обработки экономической информации” (АОЭИ). Руководитель, в соответствии с установленным графиком, осуществляет консультации, на которых студент может уточнить содержание теоретической и/или практической частей курсовой работы. Завершенная работа сдается руководителю в установленные учебным графиком сроки на рецензию. Руководитель оценивает содержание работы, степень самостоятельности ее выполнения, уровень грамотности. В рецензии он отмечает положительные стороны работы и ее недостатки и определяет, допускается ли она к защите (собеседованию). Рецензия пишется в двух экземплярах. Один экземпляр рецензии вкладывается в курсовую работу и передается студенту для подготовки к собеседованию, другой – сдается преподавателем на факультет. Если студент не допущен к защите, то курсовая работа должна быть доработана согласно замечаниям руководителя. Собеседование позволяет выявить уровень знаний студента по выбранной теме, степень его самостоятельности в выполнении курсовой работы. Результаты собеседования оцениваются на “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” или “неудовлетворительно”. К экзамену по дисциплине “Информатика” допускаются только те студенты, которые успешно защитили курсовую работу. 2. Требования к оформлению курсовой работы При оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться следующим: • курсовая работа оформляется на ПК с использованием текстового редактора; • объем курсовой работы не должен превышать 25 страниц машинописного текста формата А4 (шрифт – Times New Roman , размер шрифта – 14 пунктов , междустрочный интервал – полуторный ); • при форматировании текста следует устанавливать выравнивание по ширине (по левому и правому полям), отступ первой строки абзаца – 1 см; • объем текста теоретической части – не более 8-10 страниц; • страницы должны быть пронумерованы и иметь поля для брошюрования работы и замечаний рецензента (слева и справа не менее 25 мм); • каждую структурную часть курсовой работы нужно начинать с нового листа; точку в конце заголовка структурной части работы не ставят; • для формирования оглавления[1] курсовой работы следует воспользоваться встроенными в Microsoft Word форматами стилей заголовков; • необходимо стремиться к ясности, краткости и самостоятельности изложения материала; • каждая цитата, заимствованные цифры и факты должны сопровождаться ссылкой на источник, описание которого приводится в списке использованной литературы (в ссылке указывается номер источника по списку и номера страниц, например, [2, С. 15–16]); • все аббревиатуры и сокращения слов, за исключением заведомо общепринятых, должны быть расшифрованы в тексте курсовой работы при первом употреблении; • для объяснений иностранных и малоизвестных научных терминов в курсовой работе используются сноски [2] со сквозной нумерацией по всей работе; • при представлении табличного материала над правым верхним углом таблицы помещают надпись “Таблица” с указанием ее порядкового номера (например, Таблица 5), снабжают тематическим заголовком, который располагают посередине страницы и начинают с прописной буквы (без точки в конце); • приводимые в работе иллюстрации (схема, диаграмма, график, технический рисунок, фотография) должны быть выполнены четко, аккуратно, разборчиво и иметь номер и подрисуночную подпись, например, Рис. 4. Базовая конфигурация компьютерной системы • табличному и графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения и делать на таблицы и иллюстрации ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми они помещены в работе; • после того как материалы курсовой работы полностью подготовлены, рекомендуется с использованием средств текстового процессора проверить, не содержат ли они орфографических и синтаксических ошибок, и исправить, если они будут найдены; • курсовая работа представляется на рецензию в сброшюрованном[3] виде (листы должны быть скреплены по левому краю). При выполнении курсовой работы рекомендуется следующая структура: Титульный лист Оглавление Введение Теоретическая часть Практическая часть Список использованной литературы Приложения
Титульный лист является первой страницей курсовой работы, однако не нумеруется. Образец оформления титульного листа приведен на рис. 1. Рис. 1. Пример оформления титульного листа курсовой работы В оглавлении приводятся все заголовки структурных частей работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Введение к курсовой работе должно содержать общие сведения о теоретической и практической части курсовой работы: • краткое обоснование актуальности темы теоретической части курсовой работы; • перечень вопросов, которые раскрывают тему; • наименование задачи, которая будет решена с использованием пакета (пакетов) прикладных программ на ПК и описана в практической части курсовой работы; • краткие характеристики ПК и программного обеспечения, использованных для выполнения и оформления курсовой работы. Теоретическая часть имеет целью углубить знания отдельных разделов курса и показать умение студента работать с литературой и текстовыми редакторами на ПК. План изложения теоретической части должен быть продуман и составлен студентом после проработки литературных источников и согласован с руководителем. Рекомендуется следующий план теоретической части . Введение Во введении формулируется объект изучения. Объектом изучения может быть процесс, явление или некая система. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом изучения. На него и должно быть направлено основное внимание. 1. Основные понятия, используемые при изучении объекта Раскрываются основные понятия, используемые в выбранной теме. Например, в теме “Классификация программного обеспечения ПК” дается общее представление о программном обеспечении ПК. Кратко характеризуется каждый вид программного обеспечения. По объему раздел не должен превышать одной страницы машинописного текста. 2. Классификация элементов объекта Дается общая схема классификации и краткая характеристика элементов объекта. По объему раздел не должен превышать одной страницы машинописного текста. 3. Подробная характеристика элементов объекта На каждый пункт следует отвести не менее двух страниц машинописного текста. При этом желательно по каждому пункту привести аналитическую таблицу развития описываемых элементов объекта изучения. В таблицах такого рода наименования строк должны содержать названия свойств данного элемента объекта, а названия столбцов – наименования рассматриваемого элемента в его развитии. Заключение В этой части работы кратко и логически стройно излагаются итоги изучения объекта. Оно завершается обзором перспектив изучаемой проблемы. При оформлении теоретической части желательно привести иллюстративный материал (блок-схемы, аналитические таблицы применяемых элементов объекта изучения, рисунки). При выполнении практической части курсовой работы, состоящей из решения экономической задачи на ПК, студент может использовать несколько доступных ему пакетов прикладных программ: табличный процессор, систему программирования и др. При использовании систем программирования (например, Visual Basic, Delphi и др.) по согласованию с руководителем возможен выбор темы теоретической части, связанной с данным программным средством. В практической части курсовой работы при оформлении отчета следует руководствоваться приведенным ниже планом, а также примером и методическими указаниями по оформлению практической части курсовой работы (см. стр. 18–24). 1. Общая характеристика задачи Раздел “Общая характеристика задачи” содержит наименование экономической задачи, условия, цель и место ее решения (подразделение организации). 2. Описание алгоритма решения задачи В этом разделе необходимо перечислить этапы проектирования форм выходных документов и в качестве иллюстраций представить следующее: • таблицы (документы) с исходными данными; • структуру шаблона [4] выходного документа; • шаблон выходного документа, показав его расположение на рабочем листе табличного процессора; • выходной документ; • графическое представление результатов. Можно представить макрос по созданию выходного документа (с комментариями). Если студент не имеет возможности выполнить практическую часть курсовой работы на ПК дома или на работе, то он может выполнить ее в компьютерном зале ВЗФЭИ в дневное время по согласованию с работниками лаборатории компьютерной техники. После изложения практической части студент приводит список литературы , использованной им при написании курсовой работы. В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке курсовой работы и на которые имеются ссылки в работе. При описании литературного источника необходимо указать: фамилии и инициалы авторов, название книги, статьи, место издания, издательство, год издания, объем (количество страниц). Для материалов из Интернета указывают: фамилии и инициалы авторов, полное название материала, Интернет-адрес, дату просмотра материала в Интернете. Ниже приведены примеры описания некоторых видов литературных источников. Книга одного и более авторов Когаловский М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800 с. Информационные технологии управления / Под ред. Титоренко Г.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с. Статья из журнала Коржов В. Internet на космической скорости // Мир ПК. – 2001. – №1. С. 86–87. Публикации в сети Интернет Микушин А. В. Микропроцессоры. – http://www.computer-museum.ru/technlgy/proclect/content.htm (16.04.06) Александр Евангели. Новое поколение глобальных сетей // BYTE/Россия, №7, 2005. – http://bytemag.ru/?ID=604029 (20.04.06) В приложениях помещают материалы, которые дополняют текст основной части работы. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, диаграммы, схемы, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение” и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки. 4. Тематика теоретической части курсовой работы Перечень тем теоретической части курсовой работы по дисциплине “Информатика” (с указанием соответствующих тем программы курса) представлен в следующей таблице.
5. Пример и методические указания по оформлению практической части курсовой работы Рассмотрим следующую задачу. Фирма ООО «Инициатива» осуществляет деятельность, связанную со строительными работами и продажей строительных материалов. Цены на товары и услуги представлены на рис. 2, данные о фирмах, заказы которых должны быть выполнены в сентябре 2005 г. – на рис. 3. • Построить таблицы по приведенным ниже табличным данным (рис. 2, 3, 4). • Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф: «Наименование фирмы», «Наименование товара» и автоматический подсчет суммы заказов каждой фирмы-заказчика в выходных документах (рис. 4, 5). • Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей итоговые суммы за месяц по каждой фирме-заказчику, по фирме ООО "Инициатива" и в графическом виде. • Рассчитать и заполнить форму заказа (рис. 5).
Рис. 2. Базовый прайс-лист
Рис. 3. Список фирм-заказчиков
Рис. 4. Список заказов за месяц
Рис. 5. Форма заказа В отчете по практической части алгоритм решения задачи следует представить в соответствии с приведенным примером. Описание алгоритма решения задачи 1. Запустить табличный процессор MS Excel. 2. Создать книгу с именем «Инициатива». 3. Лист 1 переименовать в лист с названием Товары. 4. На рабочем листе Товары MS Excel создать таблицу базового прайс-листа. 5. Заполнить таблицу базового прайс-листа исходными данными (рис. 6). Рис. 6. Расположение таблицы «Базовый прайс-лист » на рабочем листе Товары MS Excel 6. Лист 2 переименовать в лист с названием Заказчики. 7. На рабочем листе Заказчики MS Excel создать таблицу, в которой будет содержаться список фирм-заказчиков. 8. Заполнить таблицу со списком фирм-заказчиков исходными данными (рис. 7). Рис. 7. Расположение таблицы «Список фирм-заказчиков » на рабочем листе Заказчики MS Excel 9. Разработать структуру шаблона таблицы «Список заказов за месяц » (рис. 8).
Рис. 8. Структура шаблона таблицы «Список заказов за месяц » 10. Лист 3 переименовать в лист с названием Список заказов. 11. На рабочем листе Список заказов MS Excel создать таблицу, в которой будет содержаться список заказов за месяц. 12. Заполнить таблицу «Список заказов за месяц » исходными данными (рис. 9). Рис. 9. Расположение таблицы «Список заказов за месяц » на рабочем листе Список заказов MS Excel 13. Заполнить графу Наименование фирмы таблицы «Список заказов за месяц », находящейся на листе Список заказов следующим образом: Занести в ячейку C3 формулу: =ЕСЛИ(C3="";"";ПРОСМОТР(C3;Заказчики!$A$3:$A$7;Заказчики!$B$3:$B$7)). Размножить введенную в ячейку C3 формулу для остальных ячеек (с C4 по C11) данной графы. Таким образом, будет выполнен цикл , управляющим параметром которого является номер строки. 14. Заполнить графу Наименование товара таблицы «Список заказов за месяц », находящейся на листе Список заказов следующим образом: Занести в ячейку F3 формулу: =ЕСЛИ(F3="";"";ПРОСМОТР(F3;Товары!$A$3:$A$7;Товары!$B$3:$B$7)). Размножить введенную в ячейку F3 формулу для остальных ячеек данной графы (с F4 по F11). 15. Заполнить графу Сумма, руб. таблицы «Список заказов за месяц », находящейся на листе Список заказов следующим образом: Занести в ячейку I3 формулу: =ПРОСМОТР(G3;Товары!$A$3:$A$6;Товары!$E$3:$E$6)*H3. Размножить введенную в ячейку I3 формулу для остальных ячеек (с I4 по I11) данной графы. 16. В таблице «Список заказов за месяц » вставить автоматические промежуточные (для каждой фирмы) и общие итоги в списке по полю Сумма, руб . (рис. 10). Рис. 10. Список заказов, выполненных фирмой ООО «Инициатива» в сентябре 2005 г. 17. Лист 4 переименовать в лист с названием Форма заказа. 18. На рабочем листе Форма заказа MS Excel создать форму заказа. 19. Путем создания межтабличных связей заполнить созданную форму полученными данными из таблицы «Список заказов за месяц » (рис. 11). Рис. 11. Форма заказа фирмы «Проект-М» 20. Лист 5 переименовать в лист с названием График. 21. На рабочем листе График MS Excel создать сводную таблицу. Путем создания межтабличных связей автоматически заполнить графы Наименование фирмы и Всего, руб. полученными данными из таблицы «Список заказов за месяц » (рис. 12). 22. Результаты вычислений представить графически (рис. 12). ООО ”Инициатива” Итоговые суммы заказов по фирмам-заказчикам на сентябрь 2005 г.
01.10.05 Менеджер Павлов А.С. Рис. 12. Сводная таблица и графическое представление результатов вычислений 6. Варианты заданий для выполнения практической части курсовой работы Предложенные экономические задачи следует решать с использованием табличного процессора MS Excel. Отсутствующие числовые значения данных и единицы их измерения задаются студентами самостоятельно. ВАРИАНТ 1 Предприятие ООО «Энергосбыт» осуществляет деятельность, связанную с обеспечением электроэнергией физических и юридических лиц, и производит расчеты по предоставленным услугам. Данные, на основании которых производятся расчеты по оплате, представлены на рис. 1.1. 1. Построить таблицу согласно рис. 1.1. 2. Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей данные о расходе электроэнергии и сумму к оплате (рис. 1.2), и в графическом виде. 3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования квитанции об оплате электроэнергии. 4. Сформировать и заполнить квитанцию об оплате электроэнергии (рис. 1.3).
Рис. 1.2 . Расчет оплаты электроэнергии
Рис. 1.3. Квитанция на оплату электроэнергии ВАРИАНТ 2 Хлебозавод «Колобок» осуществляет деятельность, связанную с выпечкой и продажей хлебобулочных изделий. Данные, на основании которых выполняется калькуляция стоимости выпечных изделий, приведены на рис. 2.1 и рис. 2.2. 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным. 2. Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей расчет стоимости выпечных изделий (рис. 2.2), и в графическом виде. 3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования калькуляции стоимости выпечных изделий. 4. Сформировать и заполнить форму калькуляции стоимости (рис. 2.3).
Рис. 2.1. Данные о стоимости компонентов выпечных изделий
Рис. 2.2. Расчет стоимости выпечных изделий
Рис. 2.3. Форма калькуляции стоимости выпечных изделий ВАРИАНТ 3 Предприятие ООО «Красный Октябрь» осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования. Для анализа качества выпускаемой продукции ежемесячно производится учет бракованной продукции. Данные учета бракованных деталей приведены на рис. 3.1. 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным. 2. Выполнить расчет процентного отношения бракованных изделий к общему количеству выпущенных изделий, подвести итоги за месяц. 3. Результаты вычислений представить в виде консолидированной таблицы, содержащей сводные данные о выпуске бракованных изделий за квартал (рис. 3.2), и в графическом виде. 4. Сформировать и заполнить форму сводной ведомости по учету некачественной продукции (рис. 3.2).
Рис. 3.1. Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам
Рис. 3.2. Сводные данные о выпуске бракованной продукции за квартал ВАРИАНТ 4 В бухгалтерии предприятия ООО «Гамма» производится расчет налоговых вычетов, предоставляемых сотрудникам, и формирование платежных ведомостей. Данные для выполнения расчета налоговых вычетов приведены на рис. 4.1. Стандартный налоговый вычет предоставляется каждому сотруднику в размере 400 руб. до тех пор, пока совокупный доход с начала годы не превысит 50 000 руб., налоговый вычет на ребенка предоставляется в размере 600 руб. НДФЛ - налог на доходы физических лиц (13%) рассчитывается с начисленной суммы за минусом размера налогового вычета. 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным. 2. Выполнить расчет размера налогового вычета, предоставляемого сотрудникам в текущем месяце, результаты вычислений представить в виде таблицы (рис. 4.2). 3. Сформировать и заполнить форму расчетной ведомости по заработной плате за текущий месяц (рис. 4.3). 4. Результаты расчета заработной платы за текущий месяц представить в графическом виде.
Рис. 4.1. Данные для расчета налоговых вычетов
Рис. 4.2. Размер налоговых вычетов, предоставляемых сотрудникам в текущем месяце
Рис. 4.3. Расчетная ведомость ВАРИАНТ 5 Агентство по грузоперевозкам «Летучий голландец» предоставляет услуги по перевозке грузов по различным маршрутам. Данные о маршрутах, выполненных в течение недели, по каждому водителю приведены на рис. 5.1. Справочные данные о технических характеристиках автомобилей и протяженности маршрутов приведены на рис. 5.2. 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным. 2. Выполнить расчет количества израсходованного топлива каждым водителем и веса перевезенного груза, данные расчета занести в таблицу (рис. 5.1). 3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования ведомости расхода топлива за неделю. 4. Сформировать и заполнить ведомость расхода горючего каждым водителем за неделю (рис. 5.3) . 5. Результаты расчета количества израсходованного топлива за неделю представить в графическом виде.
Рис. 5.1. Данные о выполненных маршрутах
Рис. 5.2. Технические характеристики автомобилей и данные о протяженности выполняемых рейсов
Рис. 5.3. Ведомость расхода горючего ВАРИАНТ 6 В бухгалтерии ООО «Снежок» производится расчет отчислений по каждому сотруднику предприятия: в федеральный бюджет, фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС - федеральный, ТФОМС - территориальный), фонд социального страхования (ФСС). Процентные ставки отчислений приведены на рис. 6.1. Данные для расчета отчислений в фонды по каждому сотруднику приведены на рис. 6.2. 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным. 2. Выполнить расчет размеров отчислений с заработной платы по каждому сотруднику предприятия, данные расчета занести в таблицу (рис. 6.2) . 3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования ведомости расчета ЕСН (единого социального налога ) по предприятию. 4. Сформировать и заполнить ведомость расчета ЕСН (рис. 6.3). 5. Результаты расчета есн по каждому сотруднику за текущий месяц представить в графическом виде.
Рис. 6.1. Процентные ставки отчислений
Рис. 6.2. Данные для расчета ЕСН за текущий месяц по каждому сотруднику
Рис. 6.3. Ведомость расчета ЕСН ВАРИАНТ 7 Фирма ООО «Стройдизайн» осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ по ремонту помещений. Прайс-лист на выполняемые работы приведен на рис. 7.1. Данные о заказанных работах приведены на рис. 7.2. 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным. 2. Выполнить расчет стоимости выполняемых работ по полученному заказу, данные расчета занести в таблицу (рис. 7.2). 3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования счета, выставляемого клиенту для оплаты выполняемых работ. 4. Сформировать и заполнить счет на оплату (рис. 7.3). 5. Результаты расчета стоимости каждого вида работ по полученному заказу представить в графическом виде.
Рис. 7.1. Прайс-лист на выполняемые работы
Рис. 7.2. Данные о поступившем заказе
Рис. 7.3. Форма счета на оплату выполненных работ ВАРИАНТ 8 Предприятие ООО «Красный Октябрь» осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования. Для повышения эффективности функционирования предприятия ежемесячно производится анализ плановых и фактических показателей выпуска продукции. Данные фактических и плановых показателей выпуска продукции приведены на рис. 8.1 и рис. 8.2. 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным. 2. Выполнить расчет отклонения фактических показателей от плановых в абсолютной и относительной форме, подвести итоги за месяц. 3. Результаты вычислений представить в виде консолидированной таблицы, содержащей сводные данные о выпущенной продукции. 4. Сформировать и заполнить форму сводной ведомости по учету выпущенной продукции за квартал (рис. 8.3). 5. Результаты плановых и фактических показателей выпуска продукции за квартал по каждой бригаде представить в графическом виде.
Рис. 8.2. Плановые показатели выпуска продукции
Рис. 8.3. Сводная ведомость учета выпуска продукции за квартал ВАРИАНТ 9 Фирма ООО «Титаник» предоставляет услуги по перевозке грузов. Для определения затрат на приобретение материалов ежемесячно ведется учет количества приобретаемого топлива. Данные о ценах и количестве приобретенного топлива в течение месяца приведены на рис. 9.1. 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным. 2. Выполнить расчет средней цены 1 л топлива по каждому виду, данные расчета занести в таблицы (рис. 9.1). Средняя цена определяется как отношение общей суммы затрат на приобретение данного вида топлива в течение месяца к общему количеству приобретенного топлива за месяц. 3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования ведомости затрат на приобретение топлива за квартал. 4. Сформировать и заполнить сводную ведомость затрат на приобретение топлива за квартал, определить среднюю цену 1 л топлива за квартал (рис. 9.2) . 5. Результаты расчета средней цены 1 л топлива по каждому месяцу и по каждому виду топлива представить в графическом виде.
Рис. 9.1. Данные о затратах на приобретение ГСМ по месяцам
Рис. 9.2. Ведомость затрат на приобретение ГСМ за квартал ВАРИАНТ 10 В бухгалтерии предприятия ООО «Александра» рассчитывается ежемесячные отчисления на амортизацию по основным средствам. Данные для расчета начисленной амортизации приведены на рис. 10.1 и рис. 10.2. 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным. 2. Выполнить расчет начисленной амортизации в каждом месяце и остаточной стоимости основных средств на конец периода. 3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования сводной ведомости по начисленной амортизации. 4. Сформировать и заполнить сводную ведомость начисленной амортизации по основным средствам за квартал (рис. 10.3). 5. Результаты изменения первоначальной стоимости основных средств на конец квартала представить в графическом виде. Рис. 10.1. Данные о начисленной амортизации по месяцам
Рис. 10.2. Данные о первоначальной стоимости основных средств
Рис. 10.3. Сводная ведомость начисленной амортизации за квартал ВАРИАНТ 11 Компания «Страховщик» осуществляет страховую деятельность на территории России по видам полисов, представленных на рис. 11.1. Каждый полис имеет фиксированную цену. Компания имеет свои филиалы в нескольких городах (рис. 11.2) и поощряет развитие каждого филиала, предоставляя определенный дисконт. Дисконт пересматривается ежемесячно по итогам общих сумм договоров по филиалам. В конце каждого месяца составляется общий реестр договоров по всем филиалам (рис. 11.3). 1. Построить таблицы (рис. 11.1, 11,2, 11.3). 2. Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф реестра (рис. 11.3.): «Наименование филиала», «Наименование полиса», «Сумма полиса, руб.», «Сумма скидки по дисконту, руб.». 3. Организовать двумя способами расчет общей суммы полисов по филиалам: 1) подвести итоги в таблице реестра; 2) построить соответствующую сводную таблицу, предусмотрев возможность одновременно отслеживать итоги и по виду полиса. 4. Построить гистограмму по данным сводной таблицы.
Рис. 11.1. Виды страховых полисов
Рис. 11.2. Список филиалов компании «Страховщик»
Рис. 11.3. Реестр договоров ВАРИАНТ 12 Организация ОАО «Триумф» предоставляет некоторые виды кредитов как физическим, так и юридическим лицам под следующие процентные ставки (рис.1). На фирме ведется журнал учета кредитов и их возврата (рис. 12.2). При этом за каждый просроченный день возврата начисляется штраф в размере 1% от суммы кредита. 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным (рис. 12.1 – 12.2). 2. Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф журнала регистрации кредитов (рис. 12.2.): «Наименование кредита», «Сумма возврата по договору тыс. руб.», «Штрафные санкции, тыс. руб.», «Общая сумма возврата, тыс. руб.». 3. Определить наиболее востребованный вид кредита: 1) подвести итоги в журнале регистрации кредитов; 2) построить соответствующую сводную таблицу. 4. Построить гистограмму по данным сводной таблицы.
Рис. 12.1. Список видов кредита и ставки по ним в ОАО «Триумф»
Рис. 12.2. Журнал регистрации кредитов ВАРИАНТ 13 В организации ведется журнал расчета подоходного налога с зарплат сотрудников в разрезе подразделений. Виды подразделений представлены на рис. 13.1. При этом работает следующее правило: Все вычеты предоставляются согласно таблице рис. 13.2. только работникам «основного» места работы, остальные работники платят налог с общей суммы. 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным (рис. 13.1 – 13.3). 2. Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения графы журнала расчета налога на доходы с физических лиц (НДФЛ) (рис. 13.3): «Наименование подразделения», «НДФЛ». 3. Настроить проверку в поле «Вид места работы» на вводимые значения с выводом сообщения об ошибке. 4. Определить помесячную сумму уплаченного сотрудником налога (за несколько месяцев). 5. Определить общую сумму НДФЛ по каждому подразделению. 6. Определить общую перечисляемую организацией сумму НДФЛ за месяц. 7. Построить гистограмму по данным сводной таблицы.
Рис. 13.1. Список подразделений организации
Рис. 13.2. Ставки льгот и налогов
Рис. 13.3. Журнал расчета налога на доходы с физических лиц ВАРИАНТ 14 Организация ООО «Тобус» начисляет амортизацию на свои основные средства (ОС) линейным методом согласно установленному сроку службы (рис. 14.1). При этом необходимо отслеживать ОС в разрезе подразделений (рис. 14.2). Сумма амортизации=Первоначальная стоимость/Срок службы Начисление амортизации следует производить, только если ОС находится в эксплуатации. Организовать ведение журнала регистрации ОС по подразделениям и ежемесячные начисления амортизации согласно состоянию ОС (рис. 14.3). Создать таблицы по приведенным ниже данным (рис. 14.1 – 14.3). Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения графы журнала учета ОС (рис. 14.3): «Наименование ОС», «Наименование подразделения», «Срок службы, месяцев». Определить общую сумму амортизации по каждому ОС. Определить общую сумму амортизации по конкретному подразделению. Определить общую сумму амортизации по каждому месяцу. Определить остаточную стоимость ОС. Построить гистограмму по данным сводной таблицы.
Рис. 14.1. Список ОС организации
Рис. 14.2. Список подразделений организации
Рис. 14.3. Расчет суммы амортизации ОС ВАРИАНТ 15 Пекарня реализует свою продукцию через три торговые точки: две булочные и кафе. Создать сводку о реализации товара за один день по приведенной ниже форме (рис. 15.1) и произвести вычисления по графе Сумма, руб . с расчетом итогов по торговым точкам. Сформировать итоговую таблицу (рис. 15.2), выполнив консолидацию по категории, результаты представить в графическом виде. Создать сводную таблицу, выполнив группировку данных по виду хлебобулочных изделий (белый хлеб, черный хлеб), для всех торговых точек.
Рис. 15.1. Сводка о реализации товара за один день
Рис. 15.2. Итоговая таблица ВАРИАНТ 16 В течение текущего дня в салоне сотовой связи проданы мобильные телефоны код, модель и цена которых указаны в таблице на рис. 16.1. В таблице на рис. 16.2 указан код и количество проданных телефонов различных моделей. В итоговой таблице (рис. 16.3) обеспечить автоматическое заполнение данными столбцов «Модель мобильного телефона», «Цена, руб.», «Продано, шт.», используя исходные данные таблиц на рис. 16.1 и рис. 16.2, а также функции ЕСЛИ(), ПРОСМОТР. Рассчитать сумму, полученную от продаж каждой из моделей, итоговую сумму продаж. Сформировать ведомость продаж мобильных телефонов на текущую дату. Представить графически данные о продаже мобильных телефонов за текущий день.
Рис. 16.1. Данные таблицы “Модели и цены”
Рис. 16.2. Список продаж
Рис. 16.3. Табличные данные ведомости продаж ВАРИАНТ 17 Исходные данные для расчета заработной платы организации представлены на рис. 17.1 и 17.2. Построить таблицы по приведенным ниже данным. В таблице на рис. 17.3 для заполнения столбцов «Фамилия» и «Отдел» использовать функцию ПРОСМОТР(). Для получения результата в столбце «Сумма по окладу», используя функцию ПРОСМОТР(), по табельному номеру найти соответствующий оклад, разделить его на количество рабочих дней и умножить на количество отработанных дней. Сумма по надбавке считается аналогично. Сформировать ведомость зарплаты. Данные результатной таблицы отсортировать по номеру отдела и рассчитать итоговые суммы по отделам. По результатам вычислений построить круговую диаграмму.
Рис. 17.1. Данные о сотрудниках
Рис. 17.2. Данные об учете рабочего времени
Рис. 17.3. Графы таблицы для заполнения ведомости зарплаты ВАРИАНТ 18 Построить таблицы по приведенным ниже данным (рис. 18.1, рис. 18.2). Определить средний балл экзаменационной сессии по курсам и по факультету. Результаты округлить до одного десятичного знака после запятой, используя функцию ОКРУГЛ(). Определить рейтинг (место по уровню успеваемости) каждого курса, использую функцию РАНГ(). Результаты вычислений представить в графическом виде. Используя табличные данные на рис. 18.2, сформировать и заполнить ведомость итогов экзаменационной сессии по факультету.
Рис. 18.1. Сведения о результатах экзаменационной сессии
Рис. 18.2. Средний балл по курсам и факультету ВАРИАНТ 19 Произвести расчет платежа по кредиту клинтом банка (рис. 19.1). Ежемесячное погашение кредита осуществляется равными (аннуитетными) платежами. Погашение основного долга определяется как отношение суммы кредита к количеству месяцев, на которые выдан кредит. Результаты округлить до целого, используя функцию ОКРУГЛ(). Сумма процентов определяется как произведение суммы текущего остатка по кредиту на процентную ставку в месяц. Процентная ставка в месяц равна отношению процентной ставки кредита к количеству месяцев, на который выдан кредит. Сумма текущего остатка по кредиту определяется как разница между суммой предыдущего остатка по кредиту и текущей суммы погашения основного долга. Платеж по кредиту определяется как сумма текущей суммы процента по кредиту и текущей суммы погашения основного долга. Результаты округлить до целого, используя функцию ОКРУГЛ(). Для того, чтобы итоговая сумма погашения основного долга равнялась сумме выданного кредита, использовать функцию ЕСЛИ() для отражения остатков по платежу в последнем платеже. Сумма последнего платежа по погашению основного долга будет больше, чем платежи за предыдущие месяцы. По данным таблицы (рис. 19.1) построить гистограмму с отражением платежей по кредиту по месяцам.
Рис. 19.1. Платежи по кредиту клиента банка «Акцепт» ВАРИАНТ 20 ООО «Сигмаком» предоставляет услуги доступа к сети Интернет. Данные о тарифах на услуги предоставления доступа к Интернету для абонентов квартирного сектора представлены на рис. 20.1, о курсе у.е. к рублю РФ на определенную дату – на рис. 20.2. Построить таблицы по приведенным ниже данным. Произвести расчет начисленной суммы, баланса на конец месяца в у.е. и рублях за услуги предоставления доступа к Интернету для абонентов квартирного сектора. Для определения начисленной суммы использовать функцию ВПР() (рис. 20.1 - 20.3). Необходимо учитывать, что предоплаченный трафик входит в сумму абонентской платы и необходимо оплачивать только тот трафик, который получен сверх предоплаченного. Начислено, у.е. = Абонентская плата, у.е. + (Трафик, Mb - Предоплаченный трафик, Mb)*Стоимость трафика за 1Mb, у.е. Данные расчета занести в таблицу на рис. 20.3. По данным таблицы на рис. 20.3 построить гистограмму, отражающую баланс на начало и конец месяца в у.е. Сформировать и заполнить ведомость начисления за услуги предоставления доступа к Интернету за месяц. Тарифы на услуги предоставления доступа к Интернету ООО «Сигмаком » для абонентов квартирного сектора (декабрь 20__г.)
Рис. 20.1. Тарифы на услуги предоставления доступа к Интернету для абонентов квартирного сектора
Рис. 20.2. Курс у.е. к рублю РФ, установленный ООО «Сигмаком» Начисления за услуги предоставления доступа к Интернету за декабрь 20__г.
Рис. 20.3. Начисления за услуги предоставления доступа к Интернету ВАРИАНТ 21 Построить таблицы по приведенным данным о доходах членов семьи (рис. 21.1, 21.2) и о расходах семьи (рис. 21.3) за квартал. Заполнить таблицу на рис. 21.4 числовыми данными о доходах семьи за квартал, выполнив консолидацию по расположению данных. Составить таблицу планирования бюджета семьи на квартал (рис. 21.5). По данным о бюджете семьи на квартал (рис. 21.5) построить гистограмму. Доходы Чижовой М.А . за 1 квартал 2006 г.
Доходы Чижова А.С. за 1 квартал 2006 г.
Расходы семьи Чижовых за 1 квартал 2006 г.
Доходы семьи Чижовых за 1 квартал 2006 г.
Бюджет семьи Чижовых за 1 квартал 2006 г.
ВАРИАНТ 22 Создать таблицы по приведенным данным на рисунках 22.1, 22.2, 22.3. Произвести необходимый расчет. Заполнить таблицу (рис. 22.3) числовыми данными, выполнив консолидацию по расположению данных. По данным таблицы на рис. 22.3 построить гистограмму. Сформировать выходной документ.
Рис. 22.1. Табличные данные документа «Свод лицевых счетов пенсионеров» за январь 2006 г.
Рис. 22.2. Табличные данные документа «Свод лицевых счетов пенсионеров» за февраль 2006 г.
Рис. 22.3. Табличные данные документа «Свод лицевых счетов пенсионеров» за январь и февраль 2006 г. ВАРИАНТ 23 Произвести расчет стоимости междугородних телефонных разговоров абонента по заданным значениям. Для определения дня недели, когда производился звонок, следует использовать функцию ДЕНЬНЕД(), а также функции ЕСЛИ() и ИЛИ() (рис. 23.1, рис. 23.2). По данным квитанции для оплаты телефонных счетов построить гистограмму с отражением стоимости звонков на определенную дату.
Рис. 23.1. Тарифы на услуги междугородней телефонной связи для абонентов квартирного сектора
Рис. 23.2. Квитанция для оплаты телефонных разговоров ВАРИАНТ 24 Построить таблицу по приведенным данным на рис. 24.1. Рассчитать сумму скидки по каждому наименованию продукции, исходя из того, что процент скидки назначается в зависимости от последней цифры номенклатурного номера: 1 –5%, 2 – 7%, 3 – 10%, 4 – 15%, 5 – 20%. Для расчета использовать функцию ПРОСМОТР (или ЕСЛИ), а для определения последней цифры номенклатурного номера – функцию ОСТАТ. Результаты вычислений округлить до двух знаков после запятой, используя функцию ОКРУГЛ. Сформировать и заполнить ведомость расчета стоимости продукции с учетом скидки. По данным таблицы построить гистограмму.
Рис. 24.1. Табличные данные ведомости расчета стоимости продукции с учетом скидки ВАРИАНТ 25 1. Построить таблицы по приведенным ниже данным (рис. 25.1, 25.2, 25.3). 2. Выполнить расчет исходящих остатков вкладов. 3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования ведомости остатков вкладов с начисленными процентами. 4. Результаты вычислений представить в графическом виде.
Рис. 25.1. Операционный дневник
Рис. 25.2. Остаток вклада с начисленным процентом
Рис. 25.3. Процентная ставка
Информатика . Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов 2-го курса всех специальностей. – М.: ВЗФЭИ, 2006. Редактор Оригинал-макет Заказное издание ______________________________________________________________ Изд. N Сдано в набор Подп. в печать Формат Бумага типографская. Гарнитура "Литературная" Печать высокая Объем Уч.-изд. л. Тираж Заказ Бесплатно. ВЗФЭИ, 123995, Москва, ГСП-5, ул. Олеко Дундича, 23. [1] Оглавление - список заголовков структурных частей документа, используется для просмотра тем, обсуждаемых в документе. [2] Сноска - небольшой пояснительный текст внизу страницы. [3] Брошюровать - скреплять отпечатанные листы, вставлять их в обложку и т. д., чтобы получить готовую брошюру. [4] Шаблон документа – предварительно отформатированный определенным образом типовой документ, содержащий характерные элементы оформления (совокупность постоянного текста, форматов данных и формул). |