Реферат: «Правовые основы оплаты труда»
Название: «Правовые основы оплаты труда» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Росздрава
«ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОПЛАТЫ ТРУДА»
Учебно-методическое пособие
Москва 2008
«Правовые основы оплаты труда»: Учебно-методическое пособие. – М.: ФГУП «НИИ труда и социального страхования» Росздрава, 2008. – 26 с.
Введение новых систем оплаты труда работников бюджетной сферы – одна из приоритетных и наиболее сложных задач, требующая хорошей подготовки государственных служащих, отвечающих за разработку и введение новых систем оплаты труда в подведомственных учреждениях. В представленном учебно-методическом пособии рассматриваются правовые основы разработки и введения новых систем оплаты труда. Подробно рассматриваются положения Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы оплаты труда, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения новой системы оплаты труда, локальные нормативные акты Минздравсоцразвития России по вопросам разработки новых систем оплаты труда. Пособие предназначено для учебно-методического обеспечения программ повышения квалификации федеральных государственных гражданских служащих по направлению «Оплата труда и доходы населения». © ФГУП «НИИ труда и социального страхования» Росздрава, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ В соответствии с Конституцией Российской Федерации государство гарантирует своим гражданам достойную жизнь, основой которой является достойный уровень заработной платы. При этом одним из важнейших показателей стабильности государства является величина заработной платы. Таким образом, уровень заработной платы работников бюджетной сферы - это вопрос государственных приоритетов. Правовой аспект заработной платы вытекает из сущности права как совокупности общеобязательных норм, охраняемых силой государства. Детализация и углубление конституционных положений по оплате труда осуществляется через акты трудового законодательства. Государством уделяется значительное внимание формированию и совершенствованию трудового законодательства, регламентирующего и регулирующего трудовую деятельность работников, права и обязанности работодателей.
1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА Правовую основу организации оплаты труда составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные правовые акты, принятые на федеральном и региональном уровнях, содержащие вопросы оплаты труда. Статья 7 Конституции Российской Федерации характеризует Российскую Федерацию как социальное государство. Согласно этой статье политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из проявлений социального государства являются закрепленные в Конституции Российской Федерации нормы в области охраны труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Статья 37 Конституции Российской Федерации, которая посвящена вопросам труда, законодательно закрепляет, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. На основе принципов, заложенных в Конституции Российской Федерации, вопросы оплаты труда детализируются в Трудовом кодексе Российской Федерации. Так, Трудовым кодексом Российской Федерации закреплены основные понятия и определения, связанные с оплатой труда: Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации предусматриваются основные государственные гарантии по оплате труда, которые включают: - величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; - меры, направленные на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы; - ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; - ограничение оплаты труда в натуральной форме; - обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; - государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; - ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями; - сроки и очередность выплаты заработной платы. Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом. Статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает зависимость минимального размера оплаты труда от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ с 1 января 2009 г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 руб. в месяц, что составляет величину прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем по России в 4-ом квартале 2007 г. Заработная плата работников должна формироваться с учетом принципов, сформулированных статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, к которым относятся следующие: - системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами; - заработная плата работнику устанавливается трудовым договором; - условия оплаты труда, установленные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами; - условия оплаты труда, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; - локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников; - условия оплаты труда работников организаций, финансируемых за счет бюджетных средств, устанавливаются в таком же порядке, однако объемы финансирования учреждений бюджетной сферы в части средств, направляемых на оплату труда, должны соответствовать Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников бюджетных организаций, которые принимаются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Вопросы систем оплаты труда для работников государственных и муниципальных учреждений регламентированы статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой указанные системы оплаты труда устанавливаются: - в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; - в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; - в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации вводит понятия базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы, профессиональных квалификационных групп. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В соответствии статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. При этом заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Таким образом, если система оплаты труда работников государственного или муниципального учреждения предусматривает установление работнику оклада, должностного оклада или ставки заработной платы, то они должны быть не ниже базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом, учитывая, что оклад (должностной оклад), ставка заработной платы является частью заработной платы, автоматически выполняется норма статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений должна быть не ниже базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Если в государственном или муниципальном учреждении будет введена система оплаты труда, не предусматривающая установление работнику оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, т.е. использована иная терминология и применить норму статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации не будет представляться возможным, то в этом случае основной также становится норма статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений должна быть не ниже базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Минздравсоцразвития России. Иные органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения или организации не имеют права утверждать свои профессиональные квалификационные группы. В общем виде системы оплаты труда различаются в зависимости от того, какой основной показатель применяется для учета результатов труда при оценке выполненной работы с целью её оплаты. Системы оплаты труда включают: размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, повышающих коэффициентов к окладам и системы премирования. В практике применяются две основные системы оплаты труда: повременная оплата и сдельная оплата. При повременной системе учитывается проработанное время, в течение которого работник выполняет трудовые обязательства, и оплата производится на основе тарифной ставки или должностного оклада. При сдельной системе оплачивается каждая единица работы. При этом оплата производится на основании сдельной расценки, которая является расчетной величиной, производной от тарифной ставки и нормы выработки. Основной характерной чертой тарифной системы оплаты труда является дифференциация заработной платы работников различных категорий на основе отнесения профессий и должностей к тарифным разрядам работ в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. Так, в статье 4.1 Федерального закона от 4 февраля 1999 г. № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» прямо указано, что по решению Правительства Российской Федерации для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться иная система оплаты труда, отличная от Единой тарифной сетки. Следует также отметить, что с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников подведомственных государственных и муниципальных учреждений. Особое внимание необходимо обратить на установленное Трудовым кодексом Российской Федерации правило о повышенном размере оплаты труда в случаях, когда труд протекает в особых условиях. Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. К условиям труда, при наличии которых предусмотрена повышенная оплата, относятся условия двух групп. В первую группу входят условия, связанные с наличием вредных факторов производственной среды – это тяжелые работы, работы с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. Порядок оплаты при выполнении этих работ предусмотрен статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Вторую группу составляют условия, связанные с особыми климатическими факторами. Оплата в этих случаях регулируется статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации. Трудовым Кодексом предусмотрены и иные случаи выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных. К таким условиям отнесены: - выполнение работ различной квалификации (статья 150 Трудового кодекса Российской Федерации); - совмещение профессий и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (статья 151 Трудового кодекса Российской Федерации); - сверхурочная работа (статья 152 Трудового кодекса Российской Федерации); - работа в выходные и нерабочие праздничные дни (статья 153 Трудового кодекса Российской Федерации); - работа в ночное время (статья 154 Трудового кодекса Российской Федерации); - другие условия, установленные законодательством о труде. Правовая база организации оплаты труда в бюджетной сфере дополняется принятым 5 августа 2008 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Данным постановлением утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее – Положение), в которым сформулированы основные параметры вводимых с 1 декабря 2008 г. новых систем оплаты труда. В соответствии с указанным Положением новые системы оплаты труда включают размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера; устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также указанного Положения; устанавливаются с учетом: - Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих; - Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих; - государственных гарантий по оплате труда; - перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; - перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации; - примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета; - рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; - мнения представительного органа работников. Положения об оплате труда в бюджетных учреждениях разрабатываются на основании примерных положений об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета с учетом рекомендаций, утвержденных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приказ Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 425н «Об утверждении рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений»). На основании п. 3 Положения, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. № 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам», профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям: - отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования; - должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования; - профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования; - профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Перечень нормативных актов Минздравсоцразвития России, утверждающих профессиональные квалификационные группы, приведен в приложении. Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы. Перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений утверждаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета. Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 8 апреля 2008 г. № 167н. Выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822 «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях»: 1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. 2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. 3. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). 4. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений выплаты компенсационного характера работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации; работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями - в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации; в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных - с учетом статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации. Помимо выплат компенсационного характера, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах могут устанавливаться выплаты компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются с учетом перечня видов выплат стимулирующего характера, установленного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»: 1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы. 2. Выплаты за качество выполняемых работ. 3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет. 4. Премиальные выплаты по итогам работы. Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их применения устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях в пределах фонда оплаты труда. При этом следует учитывать, что начиная с 1 января 2010 года объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. Стимулирующие выплаты руководителям федеральных бюджетных учреждений могут устанавливаться федеральными государственными органами - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения за счет централизации до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений. Согласно Положению использование централизованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением с учетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых приказами федеральных государственных органов – главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение. Для определения результативности и эффективности работы федерального бюджетного учреждения, приказом федерального государственного органа –главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, могут формироваться специальные комиссии.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С РАБОТНИКАМИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ СИСТЕМУ ОПЛАТЫ ТРУДА В связи с переходом на новую систему оплаты труда, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583, в трудовые договоры с работниками учреждений необходимо вносить изменения, поскольку согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Примерная форма трудового договора с работником и примерная форма дополнительного соглашения к трудовому договору с работником федерального бюджетного учреждения об изменении условий оплаты труда утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. № 424н «Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме». Дополнительные соглашения к трудовым договорам в связи с переходом на новые системы оплаты труда должны содержать информацию о новых размерах окладов работников, размерах и условиях осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера. В соответствии со статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации, изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. В качестве одного из оснований для одностороннего изменения условий трудового договора по инициативе работодателя Трудовой кодекс Российской Федерации установил изменения организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины). Введение новых систем оплаты труда может рассматриваться в качестве изменения организационных условий труда, под которыми понимается совокупность факторов и условий, в рамках которых осуществляется трудовая деятельность. Система оплаты труда является одним из элементов организации труда в учреждении. Изменение условий трудового договора, происходящее вследствие изменений организационных или технологических условий труда, сопровождается необходимостью проведения обязательных процедур, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации. Так, работодатель должен уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений (в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации). В случае несогласия работника работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Следует учесть, что изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями. При отсутствии работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является сокращение штатов или численности работников организации (статья 81 Трудового кодекса Российской Федерации). При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность). Увольнение по этому основанию допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации необходимо учитывать те ограничения и дополнительные гарантии, которые предусмотрены действующим законодательством о труде для отдельных категорий работников: - не допускается увольнение работника (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске; не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида - до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери; - не допускается расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет (за исключением случая ликвидации организации), без согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; увольнение в соответствии с п. п. 2, 3 или 5 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, без предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора уволены работодателем без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа; - при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации. Необходимо также отметить, что при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. В связи с отсутствием возможности устанавливать оклады, ставки заработной платы за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора. Таким образом, работники, должности которых подлежат сокращению в связи с отсутствием их финансирования, могут быть привлечены на условиях срочного трудового договора. ПРИЛОЖЕНИЕ ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ, УТВЕРЖДАЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ 1. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 N 248н (с изменениями от 12.08.2008) "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих" (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 23.06.2008 N 11861); 2. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 399н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей и профессий командного и рядового состава экипажей судов обеспечения военно-морского флота" (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.08.2008 N 12165); 3. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 394н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений и воинских частей министерства обороны Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.08.2008 N 12160); 4. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 393н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников воздушного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.08.2008 N 12164); 5. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 392н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников внутреннего водного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.08.2008 N 12178); 6. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 391н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников морского транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.08.2008 N 12172); 7. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 390н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников лесного хозяйства" (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.08.2008 N 12161); 8. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 400н "Об утверждении профессиональной квалификационной группы должностей специалистов и руководителей структурных подразделений (маяков, групп, партий, участков, станций, телеуправляемых подводных аппаратов и других) вспомогательного флота, гидрографической службы, управления поисковых и аварийно-спасательных работ военно-морского флота" (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.08.2008 N 12175); 9. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 398н 10. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 397н 11. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 396н 12. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 395н 13. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 402н 14. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 401н 15. Приказ Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 389н 16. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.07.2008 N 364н 17. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2008 N 358н 18. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.07.2008 N 357н 19. Приказ Минздравсоцразвития России от 24.07.2008 N 350н 20. Приказ Минздравсоцразвития России от 18.07.2008 N 342н 21. Приказ Минздравсоцразвития России от 18.07.2008 N 341н 22. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.07.2008 N 339н 23. Приказ Минздравсоцразвития России от 03.07.2008 N 305н 24. Приказ Минздравсоцразвития России от 30.06.2008 N 303н 25. Приказ Минздравсоцразвития России от 07.06.2008 N 264н 26. Приказ Минздравсоцразвития России от 06.06.2008 N 262н 27. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 N 247н 28. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.05.2008 N 242н 29. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.05.2008 N 241н 30. Приказ Минздравсоцразвития России от 21.05.2008 N 235н 31. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.05.2008 N 225н 32. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 217н 33. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н 34. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.04.2008 N 201н 35. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.03.2008 N 149н 36. Приказ Минздравсоцразвития России от 14.03.2008 N 121н 37. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 570 38. Приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526 ФГУП «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Росздрава - ведущий аналитический, образовательный и научно-исследовательский центр, проводящий прикладные и фундаментальные исследования проблем рынка труда и кадрового потенциала наукоемкой сферы, трудовых отношений, занятости, оплаты труда, нормирования труда, социального страхования, пенсионного обеспечения, государственной службы, социального партнерства. Институт активно сотрудничает с федеральными органами исполнительной власти, законодательными и судебными органами как на федеральном, так и на региональном уровне, администрациями субъектов Российской Федерации. Институт предлагает для компаний и органов государственной власти комплексные решения в профильных областях, предоставляет консультации по профильным вопросам на федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях в следующих областях: · Развитие трудового потенциала на предприятиях и в организациях · Нормирование труда на предприятиях и в организациях · Организация и регламентация труда · Разработка систем оплаты труда · Услуги в области охраны труда · Услуги в области социального страхования Институт осуществляет подготовку научных кадров высшей квалификации по специальностям "Экономическая теория" и "Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда)". Реализует образовательные программы · послевузовского образовании (аспирантура, докторантура, научные стажировки · дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) · краткосрочные семинары по тематике деятельности Обучение специалистов осуществляется на базе специализированных центров Института в форме очных и очно-заочных курсов, выездных учебно-практических семинаров. Институт имеет филиалы в Иркутске, Красноярске, Омске. Подробнее о деятельности Института можно узнать на сайте www.niitruda.ru 105064, Москва, ул. Земляной вал, д. 34 Тел. (495) 917-72-40, факс (495) 917-23-81 |