Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся, научно-практических конференций и творческих отчетов.
Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Любой педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Для ребенка естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения, но в современной школе значение самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Учитель торопится научить школьника тому, что требует программа, часто у него не хватает времени обратить внимание на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сам препятствует развитию детской любознательности. В связи с этим в работе образовательного учреждения можно предусмотреть следующие направления. 1. Специальные семинары для педагогов по теории и методике использования исследовательских методов обучения в образовательной практике, сотрудничество с педагогами и образовательными учреждениями, которые эффективно применяют эти методы. 2. Специальные тренинговые занятия по развитию у школьников умений и навыков исследовательского поиска (умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать выводы и умозаключения и т.д.) Эти занятия необходимы для каждой возрастной группы, от младших школьников до учащихся выпускных классов. С проведением таких занятий лучше справится психолог ОУ, при достаточном методическом обеспечении. 3. Для эффективной работы в ОУ можно создать центр обогащения содержания образования, где могли бы накапливаться средства для детских исследований и храниться их результаты. Для этой цели подойдет библиотека и помещение «Научного общества учащихся», так как для детских исследований кроме книг потребуется множество самых разных предметов (приборы, механизмы). 4. В системе внеклассной и внеурочной работы необходимо спланировать специальное время для публичного представления (защиты) результатов самостоятельных исследований. Для младших школьников это может быть мини- конференция, для учащихся старшего и среднего звена – научно-практическая конференция.
Учебное исследование в теории и практике.
Исследовательское поведение и исследовательское обучение
. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В общественном сознании и сознании педагогов прочно утвердился миф о том, человек может начинать собственный исследовательский поиск только тогда, когда обогатит свою память множеством знаний. Многие из нас отвергают мысль о том, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, как родители поведут его в детский сад. Мы должны четко понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Умения и навыки исследовательского поведения универсальны и требуются в самых разных сферах жизни. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании является исследовательский метод обучения, который входит в арсенал методов, применяемых современными педагогами. Александр Ильич Савенков в своей книге «Одаренный ребенок в массовой школе» пишет о том что, в настоящее время исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых преподавателем. Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. Проектирование и исследование. В современной педагогике и педагогической психологии используются два очень близких по содержанию понятия – «проектное обучение» и «исследовательское обучение». Естественно, что они имеют много общего, но отождествлять их не следует. Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Попытки их развести предпринимались разными специалистами.
В педагогических целях активно используется проектирование (модернизированный метод проектов), в некоторых странах его активно используют уже более 100 лет. Проект, а, следовательно, и проектирование, всегда направлены на решение практической задачи. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Разработка проекта – дело, безусловно, творческое, но зависит оно от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами исследования, и всегда предполагает создание некоего продукта. А.И. Савенков считает, что в отличие от проектирования, исследование, в идеале, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это – не более чем побочный эффект. Само новое знание, добытое в результате исследования, может быть не только мало полезно с точки зрения практики, но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет знаний. Потому и реальный исследователь зачастую не знает, как можно на практике использовать добытые им сведения. Конструктор же проводит множество научных изысканий, но с самого начала он решает прикладную, практическую проблему. Оценивая работы школьников на разных научно-практических конференциях исследовательских работ, замечаешь, что наибольшее предпочтение жюри отдает проектным работам. Этот факт подтверждает, что и ученые, и педагоги исследовательскую деятельность и проектирование не разделяют и рассматривают их совместно. Очевидно, что в работе с детьми можно использовать и проектные методы и методы исследовательского обучения, а, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследования. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление более четкого плана проводимых работ, ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.д. В отличие от этого, исследовательская деятельность должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. Она значительно более гибкая, в ней много места для импровизации.
Общая схема последовательности проведения исследований школьниками.
Исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил и схем, по которым она развивается. Но все же любое исследование, в том числе учебное, исследование школьника, состоит из нескольких обязательных приемов: 1. выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования) 2. выработку гипотез 3. поиск и предложение возможных вариантов решения 4. сбор материала 5. анализ и обобщение полученных данных 6. подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет) Многие педагоги считают, что ребенок, особенно младший школьник, не способен пройти через все эти этапы. Но опыт показывает, что все страхи и сомнения отступают, как только начинается реальная исследовательская деятельность с детьми. Основной ожидаемый результат исследовательской деятельности – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. И конечно не стоит путать результат с тем продуктом, который рождается в итоге труда маленького исследователя. Возможно, мы имеем дело не с одним результатом, как минимум с двумя. Первый, самый важный педагогический, и второй – это то, что ребенок создает своей головой и руками, - макет, проект, отчет. Для достижения это результата, можно предложить более детализированную последовательность выполнения исследовательской работы (по А.И. Савенкову): 1. актуализация проблемы (выявить проблему и определит направление будущего исследования) 2. определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти) 3. выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования) 4. выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные, провокационные идеи) 5. выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования) 6. определить последовательность проведения исследования 7. сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания) 8. анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя логические правила и приемы) 9. подготовка отчета (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования) 10. доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы) 11. обсуждение итогов завершенной работы.
Виды исследований школьников.
Тема исследования. Темы для исследования бесконечно разнообразны, но их можно условно объединить в три основные группы: 1. фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; 2. эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; 3. теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и др. Существуют некоторые правила выбора темы исследования. Особенно они актуальны для младших школьников. • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема «навязанная» ребенку, должного эффекта не даст. Естественно, для того , чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая педагогическая задача. • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки. • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека. • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность ребенка долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, невелика. Долго целенаправленно работать в одном направлении ему обычно очень трудно. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Педагогам, начинающим исследовательскую работу с детьми, так же следует обратить внимание на возможный уровень решения проблемы. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Эта позиция касается обычно формулировки и отбора материала для решения. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины. Необходимо обращать внимание на соответствие желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные, обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустые выводы, а это мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Теоретические исследования. Как показывает практика, теоретические исследования являются самыми сложными в работе со школьниками. Школьнику трудно самостоятельно работать с информацией, но некоторые дети справляются с этой работой. Как показывает опыт некоторых образовательных учреждений обычно среди младших школьников за теоретические исследования берутся только одаренные дети. Большинству детей значительно интереснее просто фантазировать, создавая несуществующие объекты с какими-либо сверх возможностями, либо проводить живые наблюдения и эксперименты. Конечно, очень важно стимулировать и сохранять в ребенке жажду экспериментирования и фантазирования. Но умение анализировать и синтезировать информацию (как добытую самостоятельно, так и найденную другими) – интеллектуальное свойство более высокого порядка. Этому также следует обучать детей, без этого нет и не может быть настоящего исследователя. Исследования детей на базе теоретических источников, имеют высокую познавательную ценность, но главное, чем они привлекательны, - это актуализация умственных способностей. Для повышения результативности этих исследований детей следует обучать специальным приемам и навыкам работы с теоретическими источниками.
Эмпирические исследования. Наиболее привлекательны для детей эмпирические исследования. Они важны с точки зрения творческого развития учащихся, а так же полезны в информационном плане. В качестве примера могут выступать следующие темы эмпирических исследований: «Поведение вороны», «Все о яблоке», «Школьная доска: история, современность, будущее», «Какими бывают куклы», «Шитье из бисера» и т.д. Все эти исследования предполагают наличие экспериментальной части, в которую входят не только сбор теоретического материала, но и проведение специальных наблюдений и опытов. Рассказывая о результатах своих исследований во время защиты, авторы опираются на надежный фундамент собственных наблюдений и экспериментов. Фантастические исследования. Особый вид составляют детские исследования и проекты, выполненные на фантастические темы (темы, связанные с разработкой несуществующих объектов). При правильной организации они могут быть очень интересны не только в плане развития воображения, но и в плане приобретения новых знаний. Рассмотрим примеры. Тема: Жилой дом будущего. Первый этап работы показал, что требуется не только умение фантазировать. Исследователям вскоре стало очевидно, что необходимо проанализировать тенденции развития жилища в прошлом и настоящем. Это потребовало знакомство с историей архитектуры, особенностями современного проектирования и строительства, пришлось изучить современные строительные материалы, чтобы придумать свои фантастические и т.д. Итогом работы стал макет будущего строения. Еще пример - фантастическое исследование, посвященное созданию «Географического атласа гипотетического материка». Нужно поместить свой придуманный материк на реально существующую географическую карту и создать на нем уникальную природу. Важно не только придумать особенности природы материка и нанести их на карту, главное, чтобы эти особенности не противоречили законам физики, химии, географии и биологии. Решение этой трудной, но увлекательной задачи позволяет раскрыть весь творческий потенциал школьника, дает возможность почувствовать себя настоящим первооткрывателем, исследователем. Как видим, фантастические исследовательские проекты могут быть и весьма серьезными разработками, требующими реального умственного напряжения, специальных знаний и высокой креативности. В практике других школ встречаются и другие фантастические исследовательские работы и проекты. Вот наиболее интересные темы: «Космическая электростанция», «Школа будущего», «Школа в космосе», Подводная лодка для туриста», «Домашний робот» и т.д. Экспресс-исследования. Исследовательская работа, о которой говорилось выше, предполагает длительное индивидуальное или коллективное исследование. Но возможна и очень результативна форма организации исследовательского обучения, названная творческим коллективом под руководством А.И. Савенкова, «экспресс-исследования». Такая форма обучения предполагает массовое участие детей в исследовательской работе. Суть сводится к тому, что дети проводят оперативное исследование по предложенной педагогами тематике. Например: исследовать какие птицы живут вокруг школы, какие растут деревья, построить «розу ветров» в окрестностях школы, как и почему люди прокладывают тропинки по территории двора и т.п. Возможны и теоретические и фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначит круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Особую важность в этой форме организации учебных исследований имеет заключительный момент. Оперативно собранные материалы исследований обобщаются, и авторы делают краткие сообщения. Как оформить результаты исследования. Оформление результатов исследования – один из самых трудных и важных этапов работы. Главная задача исследователя – описать полученные результаты в форме понятной и убедительной для читателя. К исследовательской работе школьника предъявляются те же требования, что и к любой научной статье или отчету. Большая часть советов и рекомендаций приведена из статьи Е.А. Нинбурга «Технология научного исследования» (Исследовательская работа школьников, №2, 2007). Оформление и язык. Работа должна быть аккуратно оформлена: набрана и распечатана на компьютере, перепечатана на машинке или переписана четким почерком, чтобы ее мог прочесть каждый. Работа начинается с титульного листа, на котором, как и на обложке, указан автор, название и год выполнения (Единые требования к оформлению исследовательских работ и проектов школьников можно изложить, например, в Положении о научно-практической конференции). Не желательно украшать титульный лист и обложку работы рисунками, витиеватыми рамочками и тому подобным. Текст должен быть чистым, без помарок. К сожалению, опыт показывает, что к грамотности текста исследовательской работы авторы зачастую относятся невнимательно. Текс должен быть грамотным! В научной литературе грамматические и синтаксические ошибки так же недопустимы, как и в школьном диктанте или сочинении. Очень внимательно следует относиться к языку. В отличие от художественной, в научной литературе вольности не допускаются, научное сообщение должно быть предельно точным и однозначным. Стремясь к максимальной точности, не старайтесь писать «по-учёному», избегайте излишней терминологии. Если работа разделяется на главы, то их названия надо писать одним и тем же шрифтом или подчеркивать одинаковым образом. В тех случаях, когда главы, в свою очередь, разделяются на подглавы, названия последних выделяются иначе. Особенно внимательно нужно отнестись к названию работы. Оно должно точно отражать её содержание. Нередко к тексту прилагается коллекция или гербарий. В этих случаях не следует текст и коллекцию соединять вместе, лучше оформить их отдельно. Любая научная работа пишется приблизительно по одному и тому же плану: - введение, в котором поставлена и обоснована цель работы, сформулированы задачи; - описание материалов и методики, которыми вы пользовались; - изложение полученных результатов; - их обсуждение; - заключение (окончательные выводы); - список использованной литературы. Рассмотрим каждый раздел научной публикации в отдельности. Введение
.
Введение – первая глава работы, которая не нумеруется, однако вводит читателя в курс дела. Она должна ответить на вопрос: почему, зачем выполняется ваша работа, какая в ней надобность. Обычно во введении содержится краткий обзор литературы по интересующей автора теме, который должен подвести читателя к нерешенным ещё проблемам и указать, какой пробел в наших знаниях может восполнить данное исследование. Здесь же необходимо сформулировать цель работы. Часто, и это не является нарушением правил, обзор литературы выделяется в отдельную главу. Но: обзор литературы – это не механическое переписывание фраз из разных источников, такое переписывание, есть плагиат (плагиат – научное или литературное воровство – занятие скверное и уголовно наказуемое). Сведения, полученные из разнообразных источников, должны быть изложены словами автора. Если какую-либо фразу вы хотите процитировать дословно, текст берут в кавычки и указывают точно, откуда он взят (ссылаются на источник). И еще: не надо в обзоре литературы писать все, что знаешь; приведите только те сведения, которые имеют прямое отношение к теме, цели и задачам исследования. Введение должно показать, насколько хорошо автор знает литературу по своей теме, разобрался ли в ней, четко ли сформулировал цель и задачи работы. Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих словах. Например, нельзя писать «цель моей работы – изучить поведение чаек». Здесь видны две неточности. Первая, неясно, о каких чайках идет речь, ведь их много видов. Вторая неточность – непонятно, что значит «изучить поведение». Исследователь может изучить суточную активность чаек, приемы добывания пищи, отношения между отдельными птицами в колонии и т.д., но изучить поведение вообще – нельзя. Ещё одна типичная ошибка при написании введения состоит в следующем, вместо цели исследовательской работы, приводится цель учебная, то есть сугубо личная, достижение которой никому, кроме автора, не интересно (это замечание в большей степени касается исследователей-старшеклассников, для младших школьников учебная цель допустима и является очень важной). Например: «Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке». Так и хочется ответить: «Ну и учитесь себе на здоровье. При чем тут, мы, читатели?» Несомненно, для выполнения любой работы необходимо овладеть определенными навыками, но это не цель, а средство её достижения, то есть задачи вашей работы. При формулировке задач постарайтесь ответить на вопросы: как, каким способом или способами я хочу достичь поставленной цели. Материал и методика
.
После того как вы познакомили читателя с проблемой и рассказали ему о цели работы, следует описать, какими средствами вы достигли её выполнения. Описание этих средств и составляет содержание главы «Материал и методика». Опыт показывает, что это одна из самых трудных для написания глав. В ней описывают, где, когда, кем и как проводились опыты или наблюдения, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки первичных данных вы использовали. Писать эту главу рекомендуется как можно подробнее, не стесняйтесь упоминать вещи, казалось бы и так понятные. Очень часто результат работы напрямую зависит от числа проведенных опытов или наблюдений. Читатель должен абсолютно точно представить себе, что и как делал автор исследовательской работы. Если в работе применялись какие-то математические методы обработки, следует сказать какие. Если эти методы применяются редко или отличаются от общепринятых, надо сослаться на литературу, из которой вы их взяли. Ни один человек, тем более школьник, не занимается исследованием в одиночку, за редким исключением. Поэтому в конце этой главы должны содержаться сведения о том, где была выполнена работа, кто помогал автору в сборе и обработке информации, в оформлении результатов. Следует непременно поблагодарить на оказанную помощь. Подобные благодарности – обязательная часть научных публикаций, они должны быть и в работе школьника, который обязан отдавать себе отчет, что без помощи учителя, товарищей, его работа не могла быть выполнена. Отсутствие благодарности чаще всего говорит не о самостоятельности, а о невоспитанности. В последние годы, в русской научной литературе принято выделять благодарности в отдельную маленькую главу, которую помещают в самом начале, или в самом конце работы.
Изложение результатов
.
Изложение результатов вовсе не предусматривает подробное переписывание дневника наблюдений или протоколов опыта. Автор может привести их в полном объеме, но лучше это сделать в конце работы в Приложении. Полученные данные должны быть осмыслены, обработаны и изложены. Важно написать так, чтобы читатель понял, что вы взяли из литературных источников, а что составляет содержание ваших наблюдений. Нередко, юные исследователи стремятся свести все результаты в одну или несколько таблиц, проиллюстрировать их графиками и диаграммами и на этом остановиться. Конечно, таблицы – самый экономичный, а графики самый наглядный способ представления результатов, они очень полезны и почти всегда необходимы в работе, в то же время полученные результаты должны быть описаны словесно, разумеется, со ссылками на таблицы и рисунки, которые являются материалом для описания и размышлений. Как описывать результат – дело автора. Общих советов здесь быть не может. Обсуждение результатов
.
Следующий этап написания работы – обсуждение результатов. Обычно принимается такой порядок: сначала выявляются общие закономерности, а потом более частные. В первую очередь автор обсуждает те характерные черты, которые присущи всему материалу, а потом особенности отдельных его частей. Часто полученные нами результаты требуют сравнения с аналогичными, уже имеющимися в литературе: что общего, в чем отличия, почему так? В этой главе автор должен продемонстрировать умение мыслить, делать выводы из полученных фактов, может согласиться с мнением других исследователей или возразить им. Итак, основное содержание этой главы – доказательства, а ведущий метод – сравнение. Задача автора – убедить читателей в справедливости его выводов. Заключение
.
В «Заключении», по существу, повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, без подробных доказательств. В заключительной главе можно наметить основные направления, по которым следовало бы продолжить исследования. Можно указать конкретные пути получения ответа на тот или иной вопрос. Выводы располагаются в тексте этой небольшой главы в определенном порядке: от более общих к частным. Ссылки на литературу и составление списка литературы
.
Любая работа заканчивается списком литературы, который содержит перечисление всех упомянутых в тексте статей и книг. Важно составить этот список так, чтобы читатель мог найти любую статью или книгу по приведённым данным, а потому при его оформлении нужно придерживаться определённого стандарта. Статьи и книги располагают в алфавитном порядке по фамилиям авторов, если авторов несколько, место определяется фамилией первого из них. В соответствии с ГОСТом 7.1-2003 принят следующий порядок записи: фамилия, инициалы, название статьи, журнал, номер, год, страницы. Если речь идет не о статье, а о книге, обязательно указывается место издания и издательство. Книга приводится в списке литературы так: Филимонов Б.В., Незабываемые маршруты/Под ред. П.Ф. Бровко.- Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2007. – 184с. Если цитируется не вся книга, а только её часть, это делается таким образом: «Михеев А.В. Отряд Чайки. В кн.: Жизнь животных, т.5, М., «Просвещение», с.315-335.» В этом случае понятно, что автор читал и использовал не весь шеститомник «Жизнь животных», а только главу нужную ему. Список литературы полезно пронумеровать, хотя это и не обязательно. Нумерация особенно удобна, в тех случаях, когда список достаточно велик, и превышает десяток названий. Если в библиографии есть работы иностранных авторов (не на русском языке), они указываются после списка русской литературы тоже в алфавитном порядке. Книги и статьи иностранных авторов, опубликованные на русском языке, располагаются вместе с русскими работами. В тексте работы, также необходимо ссылаться на статьи и книги. Обычно в тексте упоминается только автор статьи или книги и год её издания, название чаще опускается, кому интересно, может прочесть его в списке литературы. Например: «Уже почти сто лет назад было отмечено, что Долгая губа отличается своеобразным гидрологическим режимом и фауной (Книпович, 1893)». Инициалы автора не пишутся, если только в вашем списке нет однофамильцев. В некоторых случаях для того, чтобы избавиться от необходимости слишком часто упоминать одного и того же автора, поступают таким образом: «Все сведения по биологии гаги взяты из работ Л.О. Белопольского и С.М.. Успенского». В литературном языке ставить инициалы после фамилии считается невежливым и недопустимым, точно также невежливым считается упоминание лишь фамилий, за исключением случая описанного выше. Год, приведенный в скобках, указывается в виде числа, без «год» или «г.». Таблицы и иллюстрации
.
Исследовательская работа редко обходится без иллюстраций и таблиц. Более того, многие читатели изучают в работе сначала таблицы, а к тексту обращаются во вторую очередь, поэтому к оформлению этой части работы следует относиться внимательно. Все таблицы и рисунки (по российской традиции все иллюстрации именуются «рисунками», даже если это фотографии и графики и т.п.) должны иметь нумерацию. Обычно таблицы нумеруются римскими цифрами, а рисунки – арабскими. На каждую таблицу должна быть ссылка в тексте: «Результаты опроса учащихся приведены в таблице II» или «По результатам опроса (табл. II) видно, что …» или «Как видно из данных , приведенных в таблице II …». Нельзя писать так: «Как видно из таблицы II …» Это неграмотно; из таблицы ничего не видно, что-то можно увидеть только из приведенных в ней данных. Вне зависимости от того, как таблица упоминается в тексте, она должна иметь свое название. Те же правила относятся и к иллюстрациям. Все они должны иметь единую нумерацию, у каждого рисунка - название, на все изображения ссылки в тексте. Вот пример упоминания рисунка: «С увеличением длины моллюска возрастает и его вес (рис.6)», «На рисунке 3 хорошо видно расположение пробных площадок». Таблицы и рисунки можно размещать в соответствующих местах текста или в конце работы в Приложении. При размещении рисунков и таблиц автор должен придерживаться следующего правила: таблицы и рисунки должны следовать друг за другом в прядке нумерации, причём в том же порядке их нужно упоминать в тексте. Нельзя сначала сослаться на рисунок 3, а потом на рисунок 2. Не стремитесь к большому числу изображений, постарайтесь обойтись необходимым минимумом. Не стоит в научной работе старшеклассников, посвященной водорослям помещать фотографию с подписью «Ира М. и Катя П. собирают водоросли», читатель может подумать, что авторов работы интересовали не столько водоросли, сколько собственные персоны. В работах школьников младшего и среднего звена такие фотографии, в минимальном количестве, допустимы. Важно помнить, любое изображение должно помогать читателю разобраться в содержании работы, а не отвлекать от него. Вычитывание текста
.
Всё, работа выполнена. Но это не значит, что все ваши хлопоты закончились. Напечатанную работу надо ещё вычитать. Что это значит? Читая работу, нужно исправить все ошибки, опечатки, проверить все ли таблицы и рисунки упоминаются в тексте, нет ли путаницы. Ещё раз проверьте список литературы, сверьте его со ссылками в тексте. Вычитывая текст своей работы, попросите помочь кого-нибудь, так как ошибка за время работы над текстом так примелькается автору, что он её уже не замечает. Только тщательно исправив все ошибки и опечатки, вы можете считать работу оконченной полностью.
Публичная защита.
Одной из форм защиты работ является научно-практические конференции. Принимать участие в них могут и младшие школьники. Желательно для младших школьников организовывать конференцию отдельно от учащихся среднего и старшего звена - это может быть мини- конференция, для учащихся старшего и среднего звена – научно-практическая конференция. Как правило, в каждом ОУ научно-практическая конференция имеет имя. Например, «Свобода и ответственность – выбор 21 века», «Золотые россыпи», «Тебе, Россия» и т.п. Защита работ чаще всего проходит в течение одного-двух дней по предметным секциям. Работает жюри, в состав которого могут входить педагоги, внешние партнеры ОУ, старшеклассники
Рекомендации по публичной защите результатов исследовательской работы. Время доклада – 7-10 минут. За это время нужно изложить суть работы, введение должно быть кратким. Примерное содержание доклада: - название работы; - цель работы и ее актуальность; - основное содержание работы, материалы и методы исследования, трудности, которые были преодолены; - вывод (наиболее важный результат работы), возможно, перспективы продолжения работы; - слова благодарности за внимание. После доклада вам необходимо ответить на вопросы, касающиеся вашей работы. Доклад может сопровождаться демонстрацией таблиц, графиков, плакатов, стендов. Выигрышнее выглядит подача материала с использованием технических средств. Критерии публичного выступления. • Ясное понимание целей работы • Владение материалом • Логика изложения, убедительность рассуждений и выводов • Наглядность представленных материалов • Полнота ответов на вопросы аудитории • Ораторское мастерство
Возможные вопросы при защите.
• Объяснить более подробно некоторые результаты исследования • Раскрыть более подробно некоторые этапы исследования • Защитить некоторые утверждения или позиции исследования • Дать примеры по некоторым отдельным моментам презентации • Дать ответ на вопрос, чему научился, работая над исследованием, какие сложности при работе возникли.
По окончании конференций подводятся итоги, лучшие работы награждаются грамотами, дипломами, поощрительными призами. Каждого участника конференции, не вошедшего в состав призеров, необходимо поощрить сертификатом участника.
(В качестве примера: Методические рекомендации по организации и проведению научно-практической конференции в МОУ СОШ №4 г. Малоярославца читать на странице
http://www.40422-s-005.edusite.ru./p70aa1.html )
Литература.
1. Интернет-ресурс http://gymnaziago.mybb.ru/viewtopic.php?id=22
2. Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии. //Практика административной работы в школе. №7, 2003. 3. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками.//Практика административной работы в школе. №1, 2004. 4. Савенков А.И. Юный исследователь. Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике.//Практика административной работы в школе. №1, 2004. 5. Сырицына С.И. Воспитать ученого. //Управление школой. №14, 2008. 6. Тыртышная М. И. Школа интеллекта. //Управление школой. №22, 2007. 7. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников.// Практика административной работы в школе. №7, 2003. 8. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе.//Научно-практический журнал «Завуч». №5, 2005.
|