Реферат: Методические рекомендации по подготовке к занятиям по дисциплинам «психология»
Название: Методические рекомендации по подготовке к занятиям по дисциплинам «психология» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ПСИХОЛОГИЯ», «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» СОСТАВИТЕЛЬ: преподаватель кафедры общей психологии Садыкова Алмагуль Нурсаитовна УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНАМ «ПСИХОЛОГИЯ», «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 1 Список рекомендуемой литературы:
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1986 11. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986 12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. – М.: ЧеРо, 1998 13. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992 14. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: МПСИ, 1998 15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999 16. Запорожец А.В. Избр.психол.труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1986 17. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999 18. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000 19. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М.: Наука, 1983 20. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.,1979 21. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995 22. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев: ВИща школа, 1989 23. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975 24. Леонтьев А.Н. Избр.психол.произведения: в 2-х Т. – М.: Педагогика, 1983
26. Лурия А.Р. Эволюцонное введение в психологию. – М.: МГУ, 1975 27. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. – М.: МГУ, 1975 28. Лурия А.Р. Внимание и память. – М.: МГУ, 1975 29. Лурия А.Р. Язык и мышление. – М.: МГУ, 1979 30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983 31. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006 32. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.: Просвещение, 1964 33. Небылицын В.Д. Избр.психол.труды: в 2-х Т. – М.: Педагогика, 1990 34. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. – М.: ВЛАДОС, 2004 35. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995 36. Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. –М.: Политиздат, 1982 37. Петровский А.В. История советской психологии. – М.: Просвещение, 1967 38. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М., 1986 39. Платонов К.К. Занимательная психология. – М., 1986 40. Психология: учеб. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 1998 41. Психология: учеб. / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000 42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000 43. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Виеда, 1992 44. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966 45. Смирнов А.А. Избр.психол.труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1987 46. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов, 1995 47. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов: СГПИ, 1970 48. Теплов Б.М. Избр.труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1985 49. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966 50. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М.: МГУ, 1976 51. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. – М., 1991 52. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990 53. Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: МГУ, 1979 54. Юнг К. Аналитическая психология. – СПб.: Питер, 1994 55. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1976 2 Планы семинарских занятий (в рамках СРСП) ТЕМА 1 Методы и основные отрасли психологии
СРСП: представить классификацию методов исследования по Б.Г. Ананьеву ТЕМА 2 Понятие о психике, сознании и деятельности человека 1. Психика: понятие и свойства 2. А.Н. Леонтьев о раздражимости чувствительности 3. Понятие о деятельности. Структура человеческой деятельности 4. Виды деятельности (игра, учение, общение, труд) 5. Учение о деятельности в отечественной психологии ТЕМА 3 Основные психологические школы в Западной Европе и США
1.1. психодинамическая теория З.Фрейда 1.2. аналитическая психология К.Г.Юнга 1.3. индивидуальная психология А.Адлера.
3.1. феноменологическое направление К.Роджерса 3.2. мотивационное направление А. Маслоу ТЕМА 4 Основные направления в отечественной психологии
СРСП: построить «Древо развития психологических идей» в западной и отечественной психологии ТЕМА 5 Психология личности
- периодизация Л.С. Выготского - периодизация А.Н.Леонтьева - периодизация В.И. Слободчикова - периодизация Э.Эриксона ТЕМА 6 Феноменология малых групп 1. Понятие группы. Классификация групп. 2. Малая группа как социально-психологический феномен 3. Малая группа как совокупность субъектов общения 4. Малая группа как совокупный субъект общения. ТЕМА 7 Психология межличностных отношений
ТЕМА 8 Психология ощущения и восприятия СРСП: заполнение таблицы «Сравнительный анализ ощущений и восприятия»
ТЕМА 9 Психология внимания
СРСП: Заполнение таблицы «Психологические теории внимания»: 3.1. моторная теория Т.Рибо 3.2. теория Н.Н. Ланге 3.3. теория установки Д.Н. Узнадзе 3.4. концепция П.Я. Гальперина
ТЕМА 10 Психология памяти 1. общее представление о памяти. Основные процессы и механизмы памяти
СРСП: Классификации видов памяти
ТЕМА 11 Психология мышления и речи
СРСП: Заполнение таблицы «Сущность мышления»
СРСП: Анализ психологических теорий речи
ТЕМА 12 Психология воображения СРСП: Заполнение таблицы «Сущность воображения»
ТЕМА 13 Эмоционально-волевая сфера
СРСП: составление таблицы «Психологические теории эмоций»
СРСП: проследить развитие воли и произвольности в онтогенезе психических процессов и состояний ТЕМА 14 Темперамент 1. понятие о темпераменте психологические характеристики типов темперамента 2. учения о темпераменте: - учение Гиппократа о типах темперамента - конституционные типологии Э.Кречмера - концепция У.Шелдона - вклад Павлова И.П. и Теплова Б.М. в учение о темпераменте ТЕМА 15 Характер 1. понятие о характере, чертах характера и акцентуациях 2. теоретические и экспериментальные подходы к изучению характера: - типология характера К.Леонгарда - классификация акцентуаций А.Е. Личко - социальная типология Э. Фромма 3. закономерности формирования характера ТЕМА 14 Психология способностей
- первые теории способностей - «френология» Ф. Гальтона - концепция К.А. Гальвеция 3 . Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям в рамках СРСП: 1. При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать несколько литературных источников; 2. Обязательно конспектирование по теме; 3. Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии; 4. Приветствуется творческий подход в освещении вопросов 5. Если студент не успел ответить по теме семинара, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы семинара. 4. Календарно-тематический план СРС 4.1Тематика рефератов:
Рекомендации по подготовке по выполнению рефератов: 1. На выполнение задания дается 2-3 недели. 2. При подготовке заданий необходимо использовать несколько литературных источников; 3. Материал для содержания реферата берется из списка дополнительной литературы и собственных источников студента. 4. Приветствуется творческий подход в освещении темы 5. Реферат сдается в печатном виде на листах формата А4, объемом не менее 10 страниц. Параметры страницы: слева – 3 см, сверху – 1,5 см, справа – 1,5 см, снизу – 2см. Шрифт - Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – одинарный. 6. Реферат должен иметь четкую структуру: - Титульный лист (стандартный) - План реферата - Введение - Основная часть - Заключение - Список используемой литературы (не менее 5 источников) 4.2 Тематика письменной работы 1. Особенности психологии как науки 2. Методы психологии 3. Психология ощущения (определение, физиологическая основа, анализатор, строение анализатора, виды ощущений, свойства 4. История развития психологических знаний 5. Психология восприятия (определение восприятия, физиологическая основа, основные виды и свойства восприятия) 6. Основные психологические школы 7. Психология внимания (понятие внимания, мнение психологов о статусе внимания. функции внимания, характеристика основных свойств внимания) 8. Психология памяти (общее представление о памяти, основные процессы памяти, классификации видов памяти) 9. Психология мышления (определение мышления, мыслительные операции, виды мышления) 10. Психология речи (понятие речи, свойства и функции речи, виды речи, основные теории речи) 11. Психология воображения (сущность воображения, виды воображения, функции воображение, его социальное значение, механизмы творческого воображения) 12. Понятие о психике, сознании и деятельности человека 13. Эмоционально-волевая сфера (понятие эмоций, функции эмоций, эмоциональные состояния: тревога, фрустрация, стресс, аффект, гнев, агрессия) 14. Основные направления в отечественной психологии: естественно-научное направление (труды В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Г.И. Челпанова, К.Н. Корнилова, П.П. Блонского) 15. Понятие воли и структура волевого акта. 16. Характер (понятие о характере, чертах характера и акцентуациях) 17. Темперамент (понятие о темпераменте, учения о темпераменте: учение Гиппократа о типах темперамента, конституциональные типологии Э. Кречмера, концепция У. Шелдона, вклад Павлова И.П. и Теплова Б.М. в учение о темпераменте, психологические характеристики типов темперамента) 18. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и его школа (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин и др.) 19. Способности (общая характеристика способностей человека, признаки понятия «способность» по Б.М. Теплову, виды способностей, уровни развития способностей) 20. Понятие общения и феномен малой группы Рекомендации по выполнению контрольных работ: содержание контрольных работ берется из лекционных материалов и тематики семинарских занятий. |