Реферат: Методические рекомендации по проведению единого классного часа «Выборы президентской власти» в рамках открытия Года истории
Название: Методические рекомендации по проведению единого классного часа «Выборы президентской власти» в рамках открытия Года истории Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮАДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА
626152, Тюменская обл., г.Тобольск, ул. Ремезова, 27-3 этаж, тел./факс (3456)22-66-41, tobolsk _ lesson @ mail . ru 01 февраля 2012 г. № 01-11/_____-12 На _____ от ____ Руководителям ОУ
о методических рекомендациях по проведению единого классного часа Уважаемые руководители! Комитет по образованию администрации города Тобольска в рамках открытия Года истории в Российской Федерации предлагает провести 13 февраля 2012 года единый классный час «История президентской власти в России» и направляет методические рекомендации. Приложение на 32 л. в 1 экз. Председатель Н.В.Белышева Луценко Татьяна Владимировна, 8(3456)22-61-90 Приложение к письму Комитета по образованию от 01 февраля 2012г. №____________ ИЗБИРАТЬ И ИЗБИРАТЬСЯ! ВЫБОРЫ: МОЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ Методические рекомендации по проведению единого классного часа «Выборы президентской власти» в рамках открытия Года истории Содержание 1. Методические рекомендации по проведению классного часа «Избирать и избираться!» (5-7 классы). 2. Методические рекомендации по проведению классного часа «Выборы: моя гражданская позиция» (8-9 классы). 3. Методические рекомендации по проведению классного часа «Выборы: моя гражданская позиция» (10-11 классы). 4. Методические рекомендации по проведению встреч с депутатами и представителями избирательных комиссий «Мы предлагаем, мы голосуем» (8-9, 10-11 классы). 5. Викторина будущих избирателей. 6. Список рекомендуемых источников и литературы. 1. Методические рекомендации по проведению классного часа «Избирать и избираться!» (5-7 классы). Цели и задачи: • в области знаний — учащиеся получат представление о значении участия граждан страны в выборах в органы власти, о полномочиях представительной власти, об активной и пассивной формах избирательного права; • в области умений — учащиеся развивают умения анализировать полученную информацию, оценивать последствия решений и действий гражданина, соотносить содержание полномочий органов власти с примерами социальной действительности; • в области ценностей — учащиеся задумаются об ответственности граждан за последствия участия или неучастия в выборах в органы власти. Ход классного часа I ЭТАП. МОТИВАЦИЯ (15 минут) Перед занятием учитель раскладывает на рабочие столы учащихся карточки с заданиями. В начале занятия учитель предлагает ученикам занять рабочее место за тем столом, на котором находится планшет с ответом на задание, содержащееся в карточке. Всего 4 варианта карточек, в количестве, соответствующем численности учащихся. На каждой карточке — один вариант задания. Учащимся предлагается 4 варианта ответа. Ответы написаны крупными буквами на планшетах, расставленных в рабочих зонах класса. Получив карточку, ученик должен пройти по классу, найти подходящий ему ответ и разместиться в той зоне, где этот ответ расположен. То же делают остальные. Так учащиеся формируют четыре рабочие группы. В карточках даны подсказки, выделенные прописными буквами, для тех, кто затрудняется с выполнением задания. Учитель может обратить на это внимание учащихся, не справившихся с заданием, и постараться добиться от них самостоятельного поиска ответа. Карточка 1 Как называются ЛЮДИ, которые СОЗДАЮТ ЗАКОНЫ, чтобы в стране или в крае был порядок, чтобы люди работали и жили в безопасности? Этих людей ИЗБИРАЮТ ГРАЖДАНЕ. В России ИМИ МОЖНО СТАТЬ с 21 года, в Италии и США — с 25, а в Турции — с 30 лет. Ответ на планшете: (депутаты) Карточка 2 ЭТО ГРАЖДАНИН страны, имеющий ПРАВО ВЫБИРАТЬ президента, депутата, мэра города, и т. д. В России это право получают граждане, когда им исполняется 18 лет, в Японии и Швейцарии — 20 лет, на Кубе и в Бразилии — 16 лет. Ответ на планшете: (избиратель) Карточка 3 Как называется ПРАВО, данное одному лицу ДЕЙСТВОВАТЬ ОТ ИМЕНИ ДРУГОГО лица для решения каких-либо задач на определенный срок? Ответ на планшете: (полномочие) Карточка 4 Это законодательный ОРГАН ВЛАСТИ. Слово «законодательный» происходит от слов «закон» и «дать» и означает орган, который «СОЗДАЕТ ЗАКОНЫ». Этот орган СОСТОИТ ИЗ ДЕПУТАТОВ. А депутатов ИЗБИРАЮТ граждане страны на выборах. Как называется этот орган власти в России? Ответ на планшете: (Государственная Дума) После того, как учащиеся разделились на группы, учитель проверяет выполнение задания, поощряет детей за правильные ответы, объясняет, что эти слова важны для сегодняшнего урока. Предлагает ребятам выяснить, чем объединяются все эти термины. Учитель обращает внимание учащихся на «Словарь основных понятий». Особое внимание нужно уделить слову «полномочие», его смысл нужно донести всем учащимся. II ЭТАП. ВВЕДЕНИЕ СЛУЧАЯ (10 минут) Случай можно прочесть вслух самому учителю. Более интересным для восприятия может быть чтение по ролям в форме инсценировки. Второе воскресенье марта. Наступил день Выборов. Ивановы хотели было отправиться на избирательный участок, но рано утром им позвонили Петровы и пригласили на шашлыки. — Погода действительно, отличная. Да и детям лучше на свежем воздухе, ведь две недели просидели дома: болели, — сказала мама. —Да, но голосование продлится всего 1 день, а если поехать с Петровыми на шашлыки, значит, пропустить голосование, — отвечал папа. Ответить нужно было быстро, и, посоветовавшись, Ивановы решили... «ЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ» Ивановы решили: Поехать на дачу и пропустить выборы (Последствия решения) Отказаться от поездки и поучаствовать в голосовании (Последствия решения) Задания к случаю 1. 1. Предположите, каково было решение Ивановых? 2. Предположите, почему неучастие в выборах приводит граждан к проблемам? 3. Из заданий к первому вопросу составьте список выборных должностей. Организация работы над вопросами. Вопрос 1. Предположите, каково было решение Ивановых? Варианты ответов: а) В результате выборов в Государственную Думу пришел депутат, который предложил повысить цены на проезд в городском транспорте в 10 раз. б) Новый мэр города добился строительства пяти новых детских садов. в) Новый глава поселка распорядился открыть детский развлекательный центр. г) Новый состав депутатов Государственной Думы внес законопроект о введении платы за обучение в университетах. д) Новый Президент подписал новый закон о повышении пенсии. е) Новый мэр города распорядился сделать платными парки отдыха. ж) Новый глава поселка организовал постройку бесплатного жилья для нуждающихся. з) К власти пришел Президент, который предложил поднять коммунальные платежи на 200%. и) Депутаты Законодательного Собрания края помогли обеспечить учебниками всех учащихся бесплатно. Учащиеся самостоятельно записывают ответы на первый вопрос. По завершению работы подводятся итоги — представители от групп поочередно называют ответы и аргументируют выбор. Вопрос 2. Предположите, почему неучастие в выборах приводит граждан к проблемам? Ответ на второй вопрос организуется в форме обсуждения. Учащиеся приходят к выводу о том, что, участвуя в выборах, граждане выбирают того кандидата, который защищает именно их интересы, а при отказе от участия в выборах к власти может прийти кандидат, который проводит противоположную интересам граждан политику, и повлиять на его решения и действия после прихода к власти будет довольно трудно. Вопрос 3. Из заданий к первому вопросу составьте список выборных должностей. При ответе на третий вопрос учащиеся в группах составляют список, учитель организует фронтальную работу для записи общего списка на доске. III ЭТАП. Кого выбирают избиратели? (15 минут) Учитель предлагает учащимся ознакомиться с содержанием кластера «Кого выбирают избиратели?» и заполнить таблицу. Т. к. групп всего 4, а выборных представителей в таблице — 5, целесообразно разделить столбцы таблицы следующим образом: 1 группа заполняет столбцы «Президент РФ» и «Депутаты Государственной Думы РФ»; 2 группа заполняет столбцы «Президент РФ» и «Депутаты Законодательного Собрания края»; 3 группа заполняет столбцы «Президент РФ» и «Депутаты представительного органа муниципального образования»; 4 группа заполняет столбцы «Президент РФ» и «Глава местного самоуправления». Возможен вариант, когда группа с более сильными учащимися может заполнять два столбца, а все остальные группы — по одному. Такое разделение целесообразно для экономии времени на уроке. В более сильном классе группы могут заполнять всю таблицу полностью. Проанализируйте кластер и заполните таблицу.
Ответы на вопросы в таблице: 1. Глава местного самоуправления 2. Депутаты Законодательного Собрания края 3. Депутаты представительного органа муниципального образования 4. Президент 5. Депутаты Законодательного Собрания края 6. Глава местного самоуправления 7. Депутаты Государственной Думы 8. Президент 9. Глава местного самоуправления 10. Президент 11. Глава местного самоуправления 12. Депутаты Государственной Думы 13. Президент 14. Депутаты представительного органа муниципального образования 15. Депутаты Государственной Думы 16. Депутаты Законодательного Собрания края 17. Депутаты представительного органа муниципального образования Учитель координирует деятельность групп по ходу работы, в случае необходимости приходит на помощь. По завершению работы подводятся итоги. Каждая группа представляет свои ответы, объясняет причину выбора, исправляет ошибки других групп. Учащиеся приходят к выводу о том, что полномочия между органами власти четко разграничены: • Органы местного самоуправления регулируют вопросы управления на местах (в городах или поселках). • Законодательное Собрание края представляет права и интересы жителей целого региона. • Государственная Дума РФ принимает законы на федеральном уровне. • Президент РФ подписывает и обнародует принятые Думой законы и является гарантом конституционных прав и свобод граждан страны. IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (10 минут) Учитель предлагает учащимся вспомнить сюжет, напоминает, что каждый гражданин может не только избирать, но и избираться, быть кем-либо из выборных представителей власти. Учитель предлагает каждому учащемуся представить себя в роли избирателя или депутата (избираемого) и закончить предложения
В процессе самостоятельной работы учащихся учитель смотрит их ответы, при необходимости консультирует, отвечает на вопросы. За 2-3 минуты до окончания занятия учитель комментирует результаты работы учеников. Можно объявить, сколько учеников в классе видят себя в будущем президентами страны, депутатами Государственной Думы, Законодательного Собрания края и т. д. Важно привести примеры решений, которые они хотели бы принять в качестве избирателей или кандидатов на выборные должности. А также привести примеры оснований выбора, названые в ответах учеников класса. Учитель предлагает ученикам зачитать «по цепочке» свои варианты продолжения фразы: Когда наступит День голосования, то я скажу своим родителям... Домашнее задание: Перед встречей с депутатом или представителем избирательной комиссии рекомендуется предложить ребятам составить по два-три вопроса, которые они хотели бы задать гостям. Предполагаемые вопросы: Почему нужно участвовать в выборах? Что зависит от избирателей до и после выборов? Что будет, если выборы не состоятся? Кого могут лишить избирательного права? Что необходимо гражданину, чтобы выдвигать свою кандидатуру на выборах? Какими личностными качествами должен обладать депутат? Как кроме голосования на выборах гражданин может влиять на решения властей? Как избиратель должен подготовиться к выборам? Какие решения приняты по инициативе и при поддержке депутата? Что смог сделать депутат для избирателей за период нахождения у власти? Приложение СЦЕНАРИЙ ВИДЕОРОЛИКА «ИЗБИРАТЬ ИЛИ ИЗБИРАТЬСЯ?» Место действия: кухня квартиры. Фон — радио «Маяк», новости о вчерашней встрече Президента РФ с главами регионов России. Время года — весна или осень, время — утро. Очень солнечно, свет бьет в окна. С улицы доносится шум города. Действие: семья завтракает. Персонажи: мама и папа — 32-36 лет, приятной наружности, дочка Алла 11-12 лет и сын Егор 9-10 лет. Дети в школьной форме (поскольку единой школьной формы нет — в строго «деловой» одежде), смышленые лица. Алла: — Папа, а я смогу стать самой главной в нашем городе? Мама: — Ты имеешь в виду — стать главой города? Дочка кивает головой, мычит, рот занят едой. Папа: — Конечно, можешь Алла: — И депутатом могу? Папа: — И депутатом можешь! Сын вступает в диалог, заинтересовавшись темой разговора. Егор (обращаясь к обоим родителям): — А я Медведевым могу стать? Родители переглядываются, улыбаются друг другу. Мама: — Медведевым лучше не надо, а Президентом России можешь, когда вырастешь! Егор (сдвинув брови, удивленно спрашивает): — И кто, интересно президентов и депутатов на работу принимает? Mама: — Мы с папой, например! Дети улыбаются — оказывается, их родители такие важные люди! Папа: — Если быть более точными, то и бабушка с дедушкой тоже. И тетя Оля с дядей Артуром, и все наши соседи, и все граждане России. Мы выбираем, кого принять на работу — и главу города, и депутатов, и Президента России. Вот подрастете и вы тоже будете избирать. Алла: — А сколько надо лет? Мама: — Выбирать можно с 18 лет. А пока вам надо хорошо учиться, чтобы выбирать грамотно. А с 21 года уже можно самим участвовать в выборах, например, стать депутатами Государственной Думы России или депутатами Законодательного Собрания края. Егор (торжественно): — А когда мне надоест быть Президентом, я отдам эту должность Аллочке! Алла (язвительно): — Какой ты у нас щедрый! Папа: — Ну, ребята, так нельзя! Ничего у вас не выйдет! Егор (недоуменно): — Почему? Мама: — Потому что Президент не может передавать свою власть по наследству. Он занимает свой пост только 6 лет! Папа: — Или 12, если его выбрали повторно. Но не больше, потому что у нас в стране это запрещено! Перебивки: Дети внимательно слушают родителей и следят за ними. Алла (подумав): — Папа, а сколько лет должно быть человеку, чтобы выбрали Президентом страны? Папа: — В России — 35 лет, а вот, например, в Италии — 50! Егор: — Папа, а ты кем хочешь быть — депутатом или Президентом? Тебе ведь уже есть 35 лет? И маме тоже через год можно будет... Родители улыбаются, в их улыбках проглядывает сожаление. Папа сожалеет, что никогда не пробовал стать депутатом... и мама с ним тоже согласна. Папа: — Да, наверное, стоит подумать над этим вопросом, сынок! Надо решить — избирать или избираться? Мама (ободряюще): — Родной, так, когда у нас следующие выборы? Камера фокусируется на календаре, прикрепленном на стене за отцом семейства, выбирая при этом март или декабрь. Папа (бодро за кадром): — Выборы, как всегда, весной и осенью... Да и правда, зачем откладывать? Надо зайти на сайт Избиркома и узнать, что нужно для регистрации кандидата в депутаты. Егор и Алла (радостно): Уррааа! Наш папа будет депутатом! Мама: Погодите кричать! Сначала надо все узнать и взвесить. Папа: Вечером, за ужином обо всем поговорим. Сейчас уже некогда, поехали! 2. Методические рекомендации по проведению классного часа «Выборы: моя гражданская позиция» (8-9 классы). «Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина» Иммануил Кант (1724—1804) Успешное проведение демократических выборов в Российской Федерации прежде всего, зависит от активности избирателя, его гражданской позиции, уровня правовой культуры, политической грамотности. Активная гражданская позиция зарождается в пору юности — пору выбора. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Классный час «Выборы: моя гражданская позиция» посвящен знакомству с избирательным правом и избирательными системами, с процедурой демократических выборов. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь. Многие граждане не умеют или не хотят воспользоваться своими правами избирать и быть избранными. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Что будет, если выборы не состоятся? Что на самих выборах и после них зависит от избирателей? — это главные вопросы классного часа. Цель: • Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов. • Понимание важности и ответственности шага, связанного с участием в политических выборах; понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. Ожидаемые результаты В области знаний: • Учащиеся познакомятся с основами избирательного права в РФ, принципами избирательного права в демократическом обществе. • Учащиеся получат представление об основных этапах избирательного процесса и видах избирательного права. В области умений: • Учащиеся в ходе учебного занятия смогут проанализировать конкретные ситуации избирательной кампании. • Приобретут навыки работы с текстовой информацией. • Смогут обобщить статистические данные по результатам опроса населения. В области опыта: • Учащиеся получат опыт участия в обсуждении, опыт встреч (коммуникации) с членами избирательной комиссии. В области отношений, ценностей, внутренних установок: • Ученики могут задуматься и высказать свое отношение по вопросам значимости выборов как демократического института и важности активной гражданской позиции в реализации избирательного права для успешной модернизации страны. Оборудование и материалы: демонстрационное оборудование, текст Федерального закона о выборах (в электронном варианте), текст Конституции РФ (в электронном варианте), презентация «Выборы: моя гражданская позиция», материалы для учащихся, материалы для учителя. Урок состоит из 3 частей: Первая часть занятия построена на основе деятельностного подхода. В этой части занятия школьники знакомятся с механизмом участия в выборах, со стадиями избирательного процесса. Учащиеся, работая в группах, анализируют информацию с точки зрения определенной ролевой позиции избирателя, кандидата в депутаты, члена избирательной комиссии, агитатора за кандидата в депутаты. Именно эти ролевые позиции являются ключевыми при проведении избирательной кампании. Итогом первой части является выполнение логических заданий, в ходе которого учащиеся закрепляют и обобщают информацию. Вторая часть носит практический характер. Учащиеся знакомятся с принципами избирательного права, анализируют реальные ситуации избирательной кампании, определяют наличие нарушений принципов избирательного права. Третья часть — рефлексия. В ходе заключительной части учащиеся актуализируют полученные знания, представляя собственную позицию и отношение к выборам и избирательному процессу. В рамках единого классного часа предлагается также проведение встреч с депутатами выборных органов разных уровней для обсуждения практической деятельности народных избранников. Сценарий классного часа Часть 1. Работа с информационными материалами (20 минут) В этой части занятия школьники знакомятся с механизмом участия в выборах, со стадиями избирательного процесса. Учащиеся, работая в группах, анализируют информацию с точки зрения определенной ролевой позиции избирателя, кандидата в депутаты, члена избирательной комиссии, агитатора за кандидата в депутаты. Именно эти ролевые позиции являются ключевыми при проведении избирательной кампании. Итогом первой части является выполнение логических заданий, в ходе которого учащиеся закрепляют и обобщают информацию. Класс делится на несколько групп (в зависимости от количества человек в классе). Групп избирателей может быть создано две и более. Задание для группы № 1. Вы избиратель. Вам предстоит голосование. Как правильно реализовать свое избирательное право? Для этого познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы: 1. Где избиратель может узнать о кандидатах? 2. Где происходит голосование? Какова продолжительность голосования? 3. Что такое избирательный бюллетень и где его можно получить? 4. Можно ли проголосовать вне избирательного участка? 5. Где и когда можно узнать результаты выборов? По результатам своей работы подготовьте выступление для класса. Информационные материалы для учащихся. В помещении для голосования на каждом избирательном участке оборудован информационный стенд, на котором размещены списки кандидатов, включающие биографические данные зарегистрированных кандидатов, сведения о доходах и об имуществе кандидатов, сведения об избирательных объединениях, выдвинувших списки кандидатов, информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, сведения о судимостях кандидата. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт на избирательном участке. Избирательный бюллетень — избирательный документ для тайного голосования. Избирательный бюллетень содержит различные варианты вынесенного на голосование решения. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор. Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. Избиратель, который не может самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования, вправе проголосовать вне помещения для голосования. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение избирателя подтверждается письменным заявлением. Задание для группы №2. Вы член избирательной комиссии. Вам необходимо зарегистрировать избирателей и провести голосование. Чтобы не нарушить избирательное право граждан, познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы: 1.Какие виды избирательных комиссий существуют? 2.Какой орган власти назначает выборы? 3.Кто может быть включен в списки избирателей? 4.Какие требования предъявляются к образованию избирательного участка? 5.Как происходит подсчет голосов? Кто может присутствовать при подсчете голосов? По результатам своей работы подготовьте выступление для класса. Информационные материалы для учащихся. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, депутатов Государственной Думы — Президент РФ. Важен и срок назначения выборов. Он не может быть меньше трех месяцев до голосования, поскольку необходимо провести подготовительные мероприятия и дать возможность гражданам познакомиться с кандидатами. Для голосования выбирается один из выходных дней (воскресенье). Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ, Центризбирком), избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) комиссии, участковые комиссии. Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо от этих органов, при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством Центральной избирательной комиссии РФ. Регистрации в качестве избирателей подлежат все граждане, достигшие 18 лет. Она раз в полгода производится по месту жительства (постоянного или временного) органом местного самоуправления. Регистрации в качестве избирателей подлежат все граждане, достигшие 18 лет. На основании данных о каждом проживающем избирательной комиссией составляются списки избирателей. Гражданин может быть включен в список только на одном избирательном участке, в противном случае избирателей у нас будет больше, чем граждан. Любой гражданин может прийти в участковую избирательную комиссию и выяснить, не забыли ли его включить в список. При обнаружении неточностей, ошибок, пробелов избиратель вправе заявить об этом в участковую избирательную комиссию. После того как выяснено, сколько имеется избирателей, образовываются избирательные участки. Дело в том, что на каждом из них не должно быть более 3000 человек, иначе в день выборов в помещении избирательного участка будет столпотворение. Участки объединяются в избирательные округа, для формирования которых выдвигаются свои требования по численности избирателей, но главное, чтобы они были по численности равными. Голосование на выборах проводится в один из выходных дней. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения, через средства массовой информации. Каждый избиратель голосует лично. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованной кабине. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. После подсчета голосов избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования. На основании протоколов участковых избирательных комиссий путем «сложения» содержащихся в них данных, окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Открытость и гласность процедуры подведения итогов заключается, в том числе, в присутствии на всех процедурах подсчета голосов и подведения итогов голосования, наряду с членами комиссии, общественных наблюдателей. Задание для группы № 3. Вы – агитатор. Представьте себе, что на предстоящих выборах вам предстоит агитировать за кандидата в депутаты. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию и не нарушить закон, познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы: 1. Что такое агитация? 2. Кто имеет или не имеет право проводить агитацию? 3. Имеете ли вы право проводить агитацию? 4. Когда можно начинать и нужно заканчивать агитацию и почему? 5. Какие средства можно использовать для агитации? По результатам своей работы подготовьте выступление для класса. Информационные материалы для учащихся. Предвыборная агитация — это деятельность, цель которой побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата. Можно агитировать и против голосования вообще. Кто может агитировать? В принципе, такое право дается любым гражданам, достигшим 18лет, и организациям. Но, понятно, активно этим занимаются сами кандидаты и политические партии. Однако есть ограничения, касающиеся субъектов агитационной деятельности. Так, агитационные действия запрещены: • военнослужащим (у них много своих обязанностей по защите государства, и если они будут отвлекаться на агитацию, то некому будет защищать его границы); • государственным органам и государственным служащим (они должны служить всему обществу и быть политически нейтральными, поскольку они существуют на налоги, которые уплачивают все граждане, независимо от политической ориентации); • членам избирательных комиссий (агитация за кого-либо, естественно, может породить сомнения в их объективности, а в результате легитимность выборов будет сведена на нет); • иностранным гражданам (чаще всего они не располагают необходимой информацией и могут ввести граждан в заблуждение); • представителям СМИ (они должны выполнять основную свою функцию — информирование граждан, а не вести агитацию); Для агитации подходят далеко не все средства. Понятно, что наиболее эффективно можно подать кандидата в нужном свете с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания). Но СМИ могут использовать для агитации только сами кандидаты и политические партии. Можно также проводить собрания и другие агитационные мероприятия (например, концерты, митинги, шествия, публичные дискуссии, лекции, беседы). Можно распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. Все это можно делать только при выполнении двух условий: 1) с согласия самого кандидата и 2) за счет избирательного фонда кандидата, предельные размеры которого ограничиваются законом. Сделано это для того, чтобы хоть как-то обеспечить равенство кандидатов в избирательной гонке. Законом устанавливается срок агитации: она начинается со дня выдвижения кандидатов, списка кандидатов, а агитация в средствах массовой информации начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается за сутки до выборов. В избирательном процессе от агитации зависит многое. Вот почему порой здесь допускаются злоупотребления. Наиболее часто встречается подкуп избирателей (вручение подарков, денежных средств, льготная распродажа товаров, предоставление каких-либо услуг бесплатно или на льготных условиях, а равно обещание сделать это). Задание для группы № 4. В будущем вы решили связать свою жизнь с политикой и стать кандидатом в депутаты. Познакомьтесь с информационными материалами и ответьте на следующие вопросы: 1.Кто может быть кандидатом в депутаты в представительные органы власти? 2.Существуют ли ограничения для выдвижения кандидатов? 3.Кто может выдвинуть в кандидаты депутата? 4.Какие шаги нужно предпринять, чтобы стать кандидатом в депутаты? 5.Какие сведения кандидат в депутаты должен о себе предоставить? По результатам своей работы подготовьте выступление для класса. Информационные материалы для учащихся. Депутатом Государственной Думы может быть избран любой гражданин Российской Федерации, независимо от того, где он проживает и достигший на день голосования 21 года. Правом быть избранным депутатом Законодательного Собрания края обладают граждане, имеющие право голоса на краевых выборах, не ограниченные в своей дееспособности, достигшие ко дню данных выборов 21 года. Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы на различные должности реализуется не одинаково. В целом таким правом пользуются граждане (включая самовыдвижение) и политические партии. Партия должна насчитывать не менее 50 тыс. членов и иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. В противном случае политическая партия не подлежит государственной регистрации, а значит, не вправе выдвигать своих кандидатов. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях. Кандидат должен подать заявление о своем желании баллотироваться на выборах, где помимо данных о себе он обязан указать сведения о размере и источниках доходов, об имуществе и вкладах в банках. Избиратели должны знать то, с чем кандидат пришел во власть и с чем он из нее выйдет, чтобы затем решить, не использовал ли он ее в своих целях. Эти данные проверяются и доводятся до сведения избирателей. В случае самовыдвижения кандидат обязан собрать подписи в свою поддержку (так, для кандидата в Президенты РФ надо собрать 2 млн подписей). Если все требования выполнены, то ЦИК РФ производит регистрацию кандидата и выдает ему удостоверение. Но кандидату могут и отказать в регистрации, если: • представлен неполный набор документов; • грубо нарушен порядок сбора подписей; • представлены недостоверные данные о личности кандидата; • нарушены правила финансирования предвыборной кампании кандидата; • обнаружены злоупотребления свободой средств массовой информации (например, пропаганда войны, национальной розни и др.); • имеются другие нарушения. После представления работы групп, учащиеся выполняют задания на закрепление и обобщение материала и фронтально обсуждают результаты. Обобщающие задания для учащихся: 1. Расставьте в логической последовательности стадии избирательного процесса: 1) Голосование, подведение итогов, их опубликование. 2) Выдвижение кандидатов и их регистрация. 3) Назначение выборов. 4) Составление списков избирателей. Образование избирательных участков и округов. 5) Предвыборная агитация. Ответ 3-4-2-5-1 Назначение выборов. Составление списков избирателей. Образование избирательных участков и округов. Выдвижение кандидатов и их регистрация. Предвыборная агитация. Голосование, подведение итогов, их опубликование. 2. Уберите лишнее в ряду и объясните свой выбор: 1) 18 лет, 21 год, 55лет, 35 лет 2) Президент РФ, Государственная Дума РФ, Законодательное Собрание Красноярского края, Правительство РФ. 3) Ящик для бюллетеней, кабина для заполнения бюллетеней, избирательный бюллетень, предвыборная листовка Ответы: 1) В первом ряду лишним является возраст 55 лет. 18 лет — гражданин начинает пользоваться активным избирательным правом; 21 год — гражданин может быть избран депутатом в законодательный и представительный орган РФ — Государственную Думу, Законодательное Собрание края; 35 лет — гражданин может быть избран Президентом Российской Федерации. 55 лет — возраст, не являющийся определяющим для избирательного права. 2) Во втором ряду лишнее слово — Правительство. Президент РФ, Государственная Дума РФ, Законодательное Собрание края — органы власти, избираемые гражданами Российской Федерации. Правительство — назначаемый орган власти. 3) В третьем ряду лишнее слово — предвыборная листовка. Ящик для бюллетеней, кабина для заполнения бюллетеней, избирательный бюллетень — термины, относящиеся к стадии голосования, листовка же используется на стадии предвыборной агитации избирательного процесса. Часть 2. Анализ ситуаций (10 минут) Учащиеся, работая в группах, соотносят принципы избирательного права и реальные ситуации. Определяют нарушение принципов избирательного права. Задание для учащихся: 1. Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче. 2. Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права. 3. Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации. Свой ответ аргументируйте. Принципы избирательного права: 1.Принцип всеобщего избирательного права. Он заключается в предоставлении права голосовать независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений. 2.Принцип равного избирательного права. Это означает, что каждый избиратель, независимо от своего возраста, личностных качеств, имущественного, должностного и иного положения, наделяется всего лишь одним голосом. 3.Принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы. Так выбираются президент, депутаты. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальными лицами или органами. 4.Тайное голосование. Этот принцип означает, что при голосовании исключается какой-либо контроль за волеизъявлением гражданина. Достигается это как усилиями самого гражданина (он должен голосовать лично и не передоверять это другим лицам), так и организаторами выборов (бюллетени для голосования они должны отдавать только в руки самих избирателей при предъявлении паспорта, для их заполнения предоставляются специально оборудованные кабинки, после заполнения бюллетени опускаются в опломбированные ящики). 5. Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это. За неучастие в выборах на него не налагается также никакой юридической ответственности. Ситуация 1 11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы). Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений. Ситуация 2 Суд города Н. рассмотрел жалобу гражданина С. на решение участковой избирательной комиссии, отказавшейся в день выборов депутатов Государственной Думы РФ выдать ему избирательные бюллетени на том основании, что он не имеет регистрации по указанному в списке избирателей адресу. Гражданин С. заявил, что ранее проживал по этому адресу, однако ко дню выборов переехал на новую квартиру, выписавшись из прежней. Ответ: нарушение принципов избирательного права отсутствует в данной ситуации. Наоборот, разрешив голосовать по месту старой прописки, избирательная комиссия нарушила бы принцип равного избирательного права. Каждый избиратель наделяется всего лишь одним голосом. Ситуация 3 Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня. Ответ: нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы. Ситуация 4 Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга. Ответ: нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен голосовать лично и не передоверять свое право другим лицам. Ситуация 5 Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой с переносным ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал проголосовать. Ответ: нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это. Часть 3. Рефлексия (5 минут) В формате дискуссии учащиеся обсуждают ключевые вопросы по теме. Вопросы для обсуждения: • Почему, на ваш взгляд, выборы считают величайшим изобретением человечества? • В чем состоит их назначение? Основной вывод: Выборы — это реальная возможность реализации гражданской позиции. Выборы — это механизм реализации принципов демократии в обществе. При формулировании аргументов учитель может воспользоваться следующей информацией. Из кн. Красинского В. В. Нормативно-правовое обеспечение национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации, гл. 1. 1. Выборы — институт (форма) непосредственного народовластия, посредством которого граждане реализуют свое конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Выборы должны обеспечивать сознательное формулирование народом своей воли, контроль за ее реализацией и возможность прерывать деятельность избранных лиц в том случае, если она не реализуется. 3. Социальная функция выборов состоит еще и в том, что они являются одним из эффективных инструментов политической самоорганизации граждан. Массовость, регулярность избирательных кампаний, актуальность обсуждаемых вопросов обусловливают их возможности как каналов косвенного влияния граждан на политический процесс в государстве. 4. Выборы имеют ярко выраженную властную природу, поскольку они обеспечивают воспроизводство публичной власти. 5. Выборы могут выступать в качестве одного из важнейших способов легитимации государственной власти. Для этого политической партии (кандидату) необходимо получить поддержку большинства избирателей и оправдывать своей деятельностью на выборных постах представление граждан о том, что органы государственной власти и местного самоуправления образованы на справедливой основе. 6. Через выборы обеспечиваются стабильность и порядок в государственной и общественной жизни, они позволяют избирателям выразить свою волю. Выборы дают оценку влияния тех или иных политических партий, отдельных кандидатов, показывают настроения избирателей. 7. Выборы являются опосредованной формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. 8. Сущность и значение выборов проявляются во множестве аспектов: они являются конституционно-закрепленным институтом (формой) непосредственного народовластия, определяют формирование органов народного представительства, выступают средством активизации населения, устанавливают опосредованную обратную связь между гражданами и выборными должностными лицами в Российской Федерации. 9. Выборы имеют важное значение для обеспечения стабильности существующей политической системы Российской Федерации, воспроизводства и функционирования институтов власти и, с учетом этого, влияют на обеспечение национальной безопасности. 3. Методические рекомендации по проведению классного часа «Выборы: моя гражданская позиция» (10-11 классы). «Только способность голосовать составляет квалификацию гражданина» Иммануил Кант (1724—1804) Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой, казалось бы, очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом. Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они — необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, — право, с другой — обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы. Но общим для многих стран является снижение избирательной активности, особенно среди молодежи. Современная избирательная система в России начала складываться с 1993 года, вопрос об активном участии граждан в демократических выборах стоит достаточно остро. Краевой урок «Выборы: моя гражданская позиция» предназначен для изучения особенностей избирательного процесса в России вообще и в Красноярском крае в частности. Урок связан с социальной проблемой — компетентного выбора избирателей. Разрешение этой проблемы влияет на становление демократического правового государства, гражданского общества. Важно, чтобы подростки смогли разобраться в противоречивости этой проблемы и понять её сложность, актуальность, научиться принимать решения в ситуациях, возникающих в связи с нею. Исследование указанной выше проблемы, её проявлений и последствий, принятие решения о том, кто всё-таки ответственен за результаты политических выборов, опыт социальных действий по решению проблемы создают условия для формирования важных интеллектуальных, коммуникативных умений и личностных качеств молодых людей — будущих избирателей. Цель: - Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов. - Понимание важности и ответственности шага, связанного с участием в политических выборах; понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. - Повышение гражданской ответственности. Ожидаемые результаты В области знаний: - Учащиеся актуализируют знания об основных принципах и этапах участия граждан в выборах. - Учащиеся познакомятся с основными понятиями, связанными с избирательной системой России (в том числе принципами избирательного права, видами избирательных систем, избирательным процессом и его стадиями). - В ходе занятия школьники смоделируют действия различных участников избирательного процесса. - В области умений: - Учащиеся в ходе занятия: - Смогут обобщить высказывания исторических деятелей и сформулировать выводы об идеях, их объединяющих. - Проанализируют информацию по основным этапам избирательного процесса и обработают ее на основе заданных параметров. - Выскажут свое мнение по поводу значения участия в выборах и последствиях неучастия в избирательной кампании. - Проанализируют конкретные ситуации избирательной кампании и соотнесут их с нормами избирательного права. - В области опыта: - Учащиеся получат опыт участия в обсуждении, опыт встреч с членами избирательной комиссии. - Получат опыт применения правовых норм при анализе ситуаций избирательной кампании. - В области отношений, ценностей, внутренних установок: - Учащиеся могут задуматься и высказать свое отношение к вопросам значимости выборов как демократического института и важности активной гражданской позиции в реализации избирательного права для успешной модернизации страны. Оборудование и материалы: демонстрационное оборудование, текст Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в электронном варианте), текст Конституции РФ (в электронном варианте), презентация «Выборы: моя гражданская позиция», материалы для учащихся, материалы для учителя. Классный час состоит из 4 частей: Первая часть — введение. На этом этапе создается «метафорический контекст» для дальнейшего изучения процедуры выборов. Введение построено на основе обсуждения высказываний исторических и политических деятелей о выборах. Вторая часть занятия является основной. Она построена на основе деятельностного подхода. Учащиеся, опираясь на представленную в материалах для учащихся таблицу «Стадии избирательного процесса», определяют основные действия в рамках трех ролевых позиций — участников избирательного процесса. Это позиция избирателя, кандидата и члена избирательной комиссии. Результатом работы учеников на этом этапе становится понимание того, что делают каждые участники избирательного процесса. Третья часть занятия носит практический характер и связана с решением практических задач-ситуаций в рамках избирательной кампании. Школьники обсуждают ситуации, предлагают решения, не нарушающие избирательное законодательство. Четвертая часть — рефлексия. В ходе заключительной части урока учащиеся актуализируют полученные знания, представляя собственную позицию и отношение к выборам и избирательному процессу. В рамках единого классного часа предлагается также проведение встреч с депутатами выборных органов разных уровней для обсуждения практической деятельности народных избранников. Часть 1. Введение (10 минут) Задание для учащихся: Прочитайте цитаты и определите, какие идеи заложены в данных высказываниях. Уточняющие вопросы: - О какой форме государственной власти идет речь? - Какой процесс и при каких условиях является основой реализации данной власти? Цитаты: - «Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует» (Л. Питер). - «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Д. Нейтан). - «Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать» (Э. Севрус). - «Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады» (Э. Севрус). - «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн). - «Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов» (О. Ф. Бисмарк). - «Цель любых выборов... прежде всего в том, чтобы обрести правителей — людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели, общие для всего общества, наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности» (Дж. Мэдисон). Итог 1 части: Школьники могут предложить следующие идеи, которые заложены в высказываниях: - В данных цитатах речь идет о выборах. - К праву избирать не всегда относятся ответственно. - Ответственность избирателя - основа демократии. - Последствия отказа от выбора может привести к изменению политического режима. - Выборы - это ответственный выбор представителей власти и т.д. и т.п. Основная идея: Демократическое устройство государства определяет наличие выборов и ответственного участия в них граждан. После обсуждения учитель знакомит учащихся со значением публичных выборов Значение публичных выборов в том, что они: во-первых, являются важным средством решения вопроса о власти, систематического обновления властных структур. Во-вторых, через выборы выявляются те предвыборные заявления и программы кандидатов, политических партий, которые в наибольшей степени отвечают интересам и потребностям народа. Таким образом, определяется направление законодательной деятельности и деятельности высших должностных лиц. В-третьих, выборы способствуют приобщению рядовых граждан к политике, их политическому просвещению и воспитанию. В-четвертых, посредством выборов государственная и муниципальная власти приобретают легитимность, т. е. законность. Часть 2. Роли в избирательном процессе (20 минут) Учащиеся делятся на группы. Может быть создано групп от 3 до 6 в зависимости от количества учащихся (например, одна группа — кандидаты в депутаты, одна группа — члены избирательной комиссии и две-три группы избирателей). Задание для учащихся: В избирательном процессе участвуют граждане, занимая определенные позиции (роли): роль избирателя, роль кандидата (избираемого), роль члена избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. Используя информацию, представленную в таблице «Основные стадии избирательного процесса», составьте план ваших действий на каждой стадии избирательного процесса, если вы: - Избиратель. - Кандидат (избираемый). - Член избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. Результат вашей работы занесите в таблицу.
Материалы для учащихся Избирательный процесс и его основные стадии
Дополнительный материал для учителя по стадиям избирательного процесса. 2 стадия. Образование избирательных округов и участков. Составление списков избирателей Регистрация (учет) избирателей осуществляется; 1) главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения; 2) командиром воинской части в отношении военнослужащих, членов их семей, других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части. Основаниями для регистрации (учета) являются: а) факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев — факт временного пребывания) на соответствующей территории. б) факт нахождения места жительства в пределах расположения соответствующей войсковой части. 4 стадия. Предвыборная агитация В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные мероприятия. Закон запрещает размещать печатные агитационные материалы на памятниках, зданиях, сооружениях и в помещениях, представляющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Запрещается также распространять и анонимные материалы. В процессе работы над таблицей у школьников появляются свои заполненные таблицы.
Часть 3. Решение практических ситуаций (10 минут) Задание для учащихся: Проанализируйте практические ситуации, связанные с избирательным процессом. Ответьте на вопросы. Ситуация 1 В городе К. в день голосования на избирательный участок номер 486, пришли граждане, зарегистрированные в новостройках, расположенных на территории избирательного участка, но их фамилии не были занесены в список избирателей на этом участке. Как такое могло произойти и как поступить членам избирательной комиссии, чтобы не нарушить права избирателей? Ответ: Вероятно, граждане зарегистрировались по месту жительства после того, как был составлен список избирателей на данном избирательном участке. Председатель (секретарь, член) УИК объясняет гражданину И., что ситуацию можно разрешить следующим образом: гражданин И. предъявляет паспорт с регистрацией по месту жительства на территории данного избирательного участка и пишет заявление в УИК (участковую избирательную комиссию) с просьбой включить его в список избирателей данного избирательного участка. УИК принимает решение о включении гражданина И. в список избирателей, его включают и предоставляют возможность проголосовать. Ситуация 2 У избирателя накануне дня голосования изменился адрес места жительства. Вправе ли он проголосовать на избирательном участке по новому месту жительства? Ответ: Такой избиратель включается в список избирателей по новому месту жительства при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, если это место жительства находится на территории избирательного округа, где проводятся выборы, после чего он получит возможность проголосовать. Ситуация 3 Наблюдатели от общественного экологического движения подали две жалобы на нарушения в участковые избирательные комиссии. Наблюдатели утверждают, что некоторые избиратели проголосовали сразу на нескольких избирательных участках. «Поскольку я передвигался с участка на участок, у меня была возможность заметить небольшие группы молодых людей и девушек возрастом около 18 лет, которые голосовали сразу на нескольких участках», — заметил кандидат в депутаты по избирательному округу. В одном из случаев по спискам удалось установить, что одна из увиденных девушек — Екатерина Д. 1990 года рождения — смогла проголосовать дважды на разных участках в 693 округе. В обоих случаях ее имя было внесено в список избирателей, при этом были указаны разные адреса проживания. Какой принцип избирательного права был нарушен? Кто ответственен за подобное нарушение закона? Ответ: Нарушен принцип равного избирательного права. Ответственность должны понести члены участковой избирательной комиссии, которые нарушили закон: бюллетень выдается лично в руки избирателю при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства избирателя. Гражданин может быть зарегистрирован только по одному месту жительства и, следовательно, может быть включен только в один список избирателей. Ситуация 4 Кандидат N выпустил агитационные листовки и начал распространять их по городу. В своем округе кандидат расклеивал листовки на подъездах жилых домов, заборах, столбах, размещал в магазинах, агитаторы раскладывали их в почтовые ящики жителей, раздавали на улице. В некоторых домах избирательного округа листовки кандидата N появились в субботу, накануне дня голосования. Какие действия кандидата правомерны, а в каких случаях он допустил нарушение закона? Ответ: Кандидат вправе самостоятельно выбирать формы и методы проведения предвыборной агитации, соблюдая при этом ограничения, установленные законодательством. Действия кандидата N по распространению листовок нарушают законодательство в следующих случаях: расклейка на зданиях и сооружениях (столбы, заборы) при отсутствии письменного согласия собственника, владельца указанных объектов на размещение агитационных материалов данного кандидата; распространение листовок в субботу, накануне дня голосования, когда любая агитация запрещена. Ситуация 5 Избиратели Игорь и Анна — молодая семья. Голосовать на выборах они пришли вместе. Получив избирательные бюллетени, молодые люди прошли в одну кабину для голосования и стали заполнять бюллетени, обмениваясь мнениями о кандидатах. Член участковой избирательной комиссии сделал Игорю и Анне замечание, указав, что их действия нарушают тайну голосования, и предложил одному из избирателей покинуть кабину, пока второй не определится со своим выбором. Правильно ли действовал член комисии? Ответ: Действия члена комиссии правомерны, поскольку ни Игорю, ни Анне не требуется помощь при заполнении избирательного бюллетеня. Законом установлено, что избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц. Ситуация 6 На избирательном участке № 86, председатель участковой комиссии не пустил на участок члена комиссии с совещательным голосом от партии «К». Там же был удален наблюдатель от партии «К». На избирательном участке № 176 наблюдателей некоторых кандидатов удалили из помещения для голосования, что лишило их возможности контролировать ход голосования. Наблюдателям не выдали копии протоколов по итогам голосования. Была ли нарушена процедура голосования? Правильно ли действовали члены комиссии? Ответ: Избирательная комиссия нарушила закон, члены комиссии с совещательным голосом и наблюдатели, если у них имеются подтверждающие их полномочия документы, и они не нарушают положения избирательного законодательства, могут контролировать ход голосования и присутствовать при подсчёте голосов. После подведения итогов голосования и подписания протоколов, избирательная комиссия должна выдать копии протоколов наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса. Ситуация 7 Командир одной из воинских частей, расположенных в труднодоступной и отдаленной местности, обратился в территориальную избирательную комиссию с вопросом можно ли на избирательном участке, образованном на территории расположения вверенной ему воинской части, объявить голосование законченным к 15-00 часам, а не к 20-00. Возможно ли в данном случае закончить голосование до 20-00 часов? Ответ: Можно, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
Часть 4. Рефлексия (10 минут) Задание для учащихся: 1.В марте 2012 года нас ожидают выборы Президента России. Если бы вы участвовали в выборах, какую позицию (роль) вы выбрали бы? Аргументируйте свой выбор. 2.Закончите предложения: а) Участвовать в выборах нужно, потому что____________________ б)________________________________________________________ Если мы не будем участвовать в выборах, то________________________________________________ Словарик Абсентеизм — уклонение от участия в выборах. Альтернативность выборов означает реальную возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов или партийных списков кандидатов. Всеобщее избирательное право означает, что все граждане, достигшие на день голосования определенного возраста, могут избираться и быть избранными независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования и других факторов. Добровольность выборов состоит в том, что никто не вправе воздействовать на гражданина, принуждать его к участию или неучастию в выборах. Вместе с тем участие в выборах — гражданский долг человека Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. Избирательный округ — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или иное должностное лицо. Избирательное право в узком (субъективном) смысле — это политическое право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное) в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок выборов представительных органов и выборных должностных лиц государства, а также органов местного самоуправления. Избирательный процесс — совокупность действий по избранию депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Избирательная система — порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. Избирательный участок—территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов. Политическое участие — это действия гражданина с целью повлиять на разработку, принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Прямое избирательное право означает, что граждане избирают представительные органы и должностных лиц непосредственно путем прямого голосования. Прямыми выборами в России избираются, например, Государственная Дума РФ; законодательные собрания субъектов РФ; представительные органы муниципальных образований; Президент РФ; президенты республик в составе РФ, где введена президентская форма правления; мэры городов и пр. Равное избирательное право означает, во-первых, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Во-вторых, каждый избиратель имеет равное число голосов. Упрощенно эта формула звучит так: «Один избиратель — один голос». В-третьих, голоса всех избирателей имеют одинаковый (равный) вес. Это означает, что избирательные округа должны быть примерно равными по числу избирателей или должны соблюдаться определенные пропорции между числом депутатов, избираемых от округа, и численностью в нем избирателей. Тайное голосование (в отличие от открытого) означает, что воля голосующего остается неизвестной другим лицам. Тем самым исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя или давления на него. 4. Методические рекомендации по проведению встреч с депутатами и представителями избирательных комиссий «Мы предлагаем, мы голосуем» (8-9, 10-11 классы). При подготовке встреч с депутатами и представителями избирательных комиссий рекомендуется придерживаться двух содержательных линий: 1. Учащиеся готовят вопросы для гостей. Вопросы — авторские (известно, кто из учеников задает какой вопрос). Вопросы от взрослых также возможны (не более третьей части от общего количества). Вопросы передаются гостям заранее. Возможность вопросов экспромтом обсуждается с гостями заранее. Важно, чтобы ученики получили опыт участия в подобных мероприятиях, поняли значимость постановки вопросов и работы с ответами на них. Возможные вопросы: - Как прошли стадии Закона о выборах? - Какие вопросы (проблемы) общественной жизни вы предлагали решить в ходе своей предвыборной агитации? - Какие проблемы и трудности встречаются вам в ходе вашей работы? - Какие просьбы, задания были получены от избирателей? Что сделали? - Чего из намеченного как депутат не сделали и почему? - Какие пункты программы вам удалось реализовать в ходе вашей работы депутатом? - Какими качествами должен обладать народный избранник? - Почему пошли во власть, как победили, что преодолели? - С какими вопросами и как часто обращаются к вам избиратели? 2. Учащиеся разрабатывают предложения к программам для органов власти в формате социальных проектов или проектных идей. Команды учащихся разных классов могут подготовить свои проектные идеи, сформулировав актуальную для школы, села, микрорайона, города и т. д. проблему и предложив вариант её решения. Команды могут представить результаты исследования проблемы в форме портфолио (собранные материалы и электронная презентация (Microsoft Power Point) проекта. Собранные материалы (папка документов) должны включать юридическую документацию, статистические данные, графики, диаграммы, фотографии, рисунки, материалы СМИ, результаты социологических опросов и другие материалы. В устной презентации обучающиеся обосновывают актуальность проблемы, демонстрируют понимание ее содержания, умение компетентно представить вариант собственного решения проблемы, аргументировано отвечать на вопросы; рассказать о практических результатах. Гостей можно пригласить в состав экспертов, оценивающих проекты в соответствии с критериями: актуальность и важность поставленной проблемы, социальная значимость проблемы, юридическая правомерность действий, самостоятельность разработки проекта, взаимодействие с властными структурами, реалистичность, перспективность, результаты. Лучшие проектные идеи или проекты можно отметить дипломами администрации образовательного учреждения и т. д., благодарственными письмами гостей и т. п. Словарик по социальному проектированию Проект (проектная идея) — цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во времени деятельности, направленной на решение проблемы через осуществление изменений. Цель проекта — максимальное ожидаемое ценностное достижение проектной деятельности, максимальный результат изменений. Проектная проблема — потенциально преодолимое противоречие между желаемым и действительным. Задача проекта — определение предметного действия, способного частично или полностью исчерпать имеющуюся проблему. Ожидаемые результаты — предвосхищаемые предметные, качественные и/или ситуационные следствия решения задачи. Способ решения задачи — возможный или необходимый путь/вариант решения проектной задачи, тема проекта. План проекта — представление о взаимозависимых, разнесенных во времени действиях (заданиях), воплощающих способ решения задачи проекта (осуществляющих тему проекта), оперирующих наличными и/или потенциальными ресурсами, включающих в себя механизм оценки (отслеживания) собственного осуществления и предполагающих подведение итогов. 5. Викторина будущих избирателей. Вопросы: 1. Когда были первые выборы в России? 2. Какие органы представляют законодательную власть в Великобритании? В США? В России? 3. Какие органы представляют исполнительную власть в Великобритании? В США? В России? 4. Какими органами представлена судебная власть в России? 5. Назовите первого Президента РФ. 6. На какой срок выбирают Президента России и депутатов Государственной Думы? 7. С какого возраста гражданин России имеет право голосовать? 8. Если избиратель болен и не может самостоятельно прийти на избирательный участок, то как ему сделать свой выбор? 9. Как проголосовать человеку, уезжающему из города и отсутствующему в день выборов? 10. Может ли проголосовать вместо одного человека другой? 11. Кто имеет право быть членом избирательной комиссии? 12. Кто имеет право быть избранным? 13. На избирательный участок в день выборов пришла группа людей с рупором, с агитационными плакатами в пользу одного из кандидатов. Каковы будут действия избирательной комиссии и наблюдателей? 14. Пожилой человек пришел на избирательный участок проголосовать, но плохое зрение не позволило поставить подпись напротив нужного кандидата. Он обратился к избирательной комиссии за помощью. Каковы действия членов избирательной комиссии? 15. Избиратели обратились к членам избирательной комиссии с вопросами о кандидатах и их программах. Действия членов избирательной комиссии. 16. Человек пришел на выборы, но его нет в списках избирателей. Как быть? 17. В бюллетене избиратель поставил по крестику напротив двух фамилий кандидатов. Является ли этот бюллетень действительным? 18. Какого возраста надо достичь, чтобы стать кандидатом на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления? Ответы: 1. Первые выборы в России состоялись при Иване Грозном (выборы в Земский Собор). 2. Законодательная власть в Великобритании представлена Парламентом (две палаты — палата общин и палата лордов), в США — Конгрессом (верхняя палата — Сенат, нижняя палата — палата представителей), в России — Федеральным Собранием (2 палаты — Совет Федерации и Государственная Дума). 3. Исполнительная власть — это Правительства в России и Великобритании и Администрация Президента в США. 4. Судебная власть в России — это система судов: Конституционный суд, Верховный суд и Арбитражный суд. 5. Первый Президент РФ — Ельцин Борис Николаевич. 6. Срок избрания президента — 6 лет, депутатов Государственной Думы — 5 лет. 7. 18 лет. 8. Если избиратель болен, он имеет право проголосовать дома. К нему приходят члены избирательной комиссии с бюллетенем и с переносной урной для голосования. 9. Если человек уезжает из города, то он имеет право проголосовать раньше, оформив соответствующее заявление. 10. Каждый гражданин может проголосовать только самостоятельно, с предъявлением паспорта. 11. Каждый человек имеет право быть членом избирательной комиссии. 12. У каждого человека есть право — быть всенародно избранным на ту или иную должность, оформив необходимые документы. 13. Действия избирательной комиссии и наблюдателей — фиксация нарушения, т. к. агитация в день выборов запрещена. 14. Член избирательной комиссии предложит кому-то из избирателей, находящихся на избирательном участке, помочь пожилому человеку. При этом член избирательной комиссии запишет данные избирателя, который помог, напротив данных пожилого избирателя. 15. Избирательная комиссия не имеет права разглашать информацию о кандидатах в день выборов. Избирательная комиссия предложит людям подойти к оформленному стенду — «уголку избирателя», где будет информация о кандидатах (фото, биография, профессия, жизненные принципы, предвыборная программа). 16. Избирателя пригласят подойти к секретарю избирательной комиссии, где его занесут в дополнительный список избирателей и выдадут бюллетень для голосования. 17. Нет. Бюллетень, в котором имеется более одного знака напротив фамилий кандидатов, считается недействительным. 18. Возрастной ценз для кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления — выше 21 года. 6. Список рекомендуемых источников и литературы. - Голубева Е. И. Представительное учреждение в системе государственного управления России, начало и конец ХХ в.: сравнительный анализ/Е. И. Голубева; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. — М., 1995. — 111 с. - Государственный Совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции/ред. совет: С. М. Миронов (пред.) и др.; гл. ред. П. Ф. Ткаченко. — М.: Олма Медиа Групп, 2007. — 183 с. - Дмитриев Ю. А. Законодательные органы в России от Новгородского вече до Федерального Собрания: сложный путь от патриархальной традиции к цивилизации/Ю. А. Дмитриев, Е. Ю. Чер-кашин. — М.: Манускрипт, 1995. — 102 с. - Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федера- - ции//Официал. сайт Гос. Думы Федер. Собрания Рос. Федерации http://www.duma.gov. ru/about/regulations/. - Государственная Дума: стеногр. заседаний//Официал. сайт Гос. Думы Федер. Собрания Рос. Федерации http://www.duma.gov.ru/systems/#transcripts. - Совет Федерации: стеногр. отчет//Официал. сайт Совета Федерации Федер. Собрания Рос. Федерации http://www.council.gov.ru/lawmaking/sf/index.html. - Богачева Н. И. Парламент России: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации/Н. И. Богачева, О. В. Ковалева. — М.: Развитие, 2005. — 218 с. - Грызлов Б. В. Восемь российских парламентов/Б. В. Грызлов. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 109 с. - Гаман-Голутвина О. В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе/О. В. Гаман-Голутвина//ПОЛИС: Политические исследования. — 2006. — № 2. — C. 27-39; № 3. — C. 67-74. - Карасев А. Т. Депутатский корпус как субъект представительного правления: общая характеристика/А. Т. Карасев//История государства и права. — 2008. — № 18. — C. 16-18. - Карпов Н. Н. Законодательный процесс в Российской Федерации/Н. Н. Карпов. — М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2008. — 230 с. - Учебники: - Верт Н. История советского государства: Учебник: пер. с фр./Н. Верт. — 3-е изд., испр. — М.: Весь - мир, 2006. — 559 с. — (Аудитория). Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б.. Избирательное право. Учебник/М.: Издательство «ЗАО Юсти- - цинформ», 2008 г. - Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/М.: Издательство «Вита-Пресс», 2009 г. - Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. Учебник для вузов/М.: Издательство «НОРМА», 2003. - Нисневич Ю. А. Государственная власть современной России: Учеб. пособие/Ю. А. Нисневич. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 493 с. - Правкин С. А. Конституционные основы парламентаризма: отечественный и мировой опыт: Учеб. пособие/С. А. Правкин; Моск. ин-т экономики, менеджмента и права. — М.: МИЭМП, 2009. — 293 с. — Библиогр. с.: 289-292, библиогр. в конце разд. - Смоленский М. Б., Колюшкина Л. Ю. Конституционное право России: Учебник/М.: Издательство «КНОРУС», 2010 г. - Фадеев В. И. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы: Учеб. пособие/В. И. Фадеев, М. В. Варлен; Моск. гос. юрид. акад. — М.: Норма, 2008. — 447 с. - Шикунов Д. В. Российский парламентаризм: особенности современного этапа: Учеб. пособие/Д. В. Шикунов; Моск. ун-т МВД Рос. Федерации. — М., 2004. — 67 с. - Справочные издания: - Высшие органы государственной власти и управления России IX-XX вв.: Справочник/под общ. ред. А. С. Тургаева; Сев.-Запад. акад. гос. службы. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2000. — 368 с. - Государственная Дума России, 1906-2006: Энциклопедия в 2 т./Гос. Дума Федер. Сор. Рос. Федерации, Ин-т обществ. мысли, Ин-т федерализма и граждан. о-ва, Рос. гос. истор. архив, Фонд изучения наследия П. А. Столыпина. — М.: РОССПЭН. — 2006. - Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 1993-2008: Энцикл. справ./Совет Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации; [редкол.: В. В. Свинарев (пред.) и др.]. — СПб.: Лики России, 2008. — 495 с. - Полезные Интернет-ссылки: - http :// www . council . gov . ru / — на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации размещены информационно-аналитические материалы, пресс-релизы, выступления официальных лиц, посвященные празднованию 100-летия учреждения Государственной Думы в России, а также подготовке к празднованию 105-летия отечественного парламентаризма. - http :// www . duma . gov . ru / — на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации можно ознакомиться с официальными документами, информационно-аналитическими материалами, выступлениями, посвященными истории развития институтов народного представительства, размещены материалы о праздновании 100-летия учреждения Государственной Думы и подготовке к 105-летнему юбилею Государственной Думы. - http :// parlib . duma . gov . ru / — на сайте «Парламентская библиотека Российской Федерации» Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки) Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представлены электронные каталоги книг и журнальных публикаций по праву и парламентаризму, размещен Сводный каталог изданий, посвященных деятельности дореволюционной Государственной Думы. Сводный каталог содержит библиографическую информацию об изданиях дореволюционного периода, публикациях советского времени и материалах современных исследователей, хранящихся в фондах крупнейших российских библиотек. - http :// www . iacis . ru / html / — на официальном сайте Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств размещена информация о ежегодных «Таврических чтениях», посвященных актуальным проблемам истории парламентаризма в России, проводимых в Таврическом дворце Музеем истории парламентаризма в России (г. Санкт-Петербург). - http :// www . parlament - club . ru / s _100 let.htm — на сайте Парламентского клуба к 105-летию Государственной Думы размещены обзоры публикаций СМИ и аналитические материалы по истории парламентаризма в России. - http :// duma . tomsk . ru / page /8307/ — на странице официального сайта Законодательной Думы Томской области представлен курс лекций по истории формирования в России институтов народного представительства, становления российского парламентаризма, перспективах его развития на современном этапе, подготовленный известными историками и политологами. http :// www . iri - ran . ru / — на сайте Института российской истории РАН размещена информация о научных исследованиях сотрудников Института в области российской истории и истории российского парламентаризма. - http :// www . msal . ru / — на сайте Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина можно ознакомиться с учебной программой и направлениями научных исследований Кафедры истории государства и права Академии в области истории права и парламентаризма в России. - http :// www . polithistory . ru / — на сайте Государственного музея политической истории России (г. Москва) можно ознакомиться с информацией о научных исследованиях и программах музея, посвященных истории преобразований государственного устройства и политической системы страны, с программами и экспозицией музея по истории российского парламента. http :// www . sobranie . info / — на сайте Законодательного Собрания Красноярского края представлена полная информация по истории Собрания, составу депутатского корпуса, деятельности краевой законодательной власти. - www . izbirkom / ru — на странице Избирательной комиссии Красноярского края можно ознакомиться с нормативными документами по избирательному праву, получить информацию о составе Избирательной комиссии, деятельности системы избирательных комиссий в крае. |