Учебное пособие: Методические указания по содержанию и оформлению портфолио при аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Томской области
Название: Методические указания по содержанию и оформлению портфолио при аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Томской области Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ, АТТЕСТАЦИИ И МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ТОИПКРО Приложение к приказу Департамента общего образования Томской области от «__» _________ 2008 г. № ________ Методические указания по содержанию и оформлению портфолио при аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Томской области Методические указания разработаны в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1908, Временными требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам) (Приложение к письму Минобразования РФ от 29.03.2001 №20-52-1350/20-5), Методическими указаниями по применению региональных вариативных форм и процедурных мероприятий при аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Томской области, утвержденных приказом Департамента общего образования Томской области от 12.03.2008 Методические указания устанавливают требования к содержанию и оформлению портфолио, которые определяются показателями профессиональной педагогической (управленческой), методической, инновационно-исследовательской, внеурочной (для педагогов) деятельности Перечень понятий, используемых при оформлении портфолио Портфолио – это отобранная систематизированная информация, отражающая профессиональный рост и развитие педагога (руководителя), а также свидетельство эффективности его труда. Самоанализ – анализ собственной деятельности как процесс осмысления профессионального педагогического (управленческого) опыта, выявления профессиональных затруднений и определения путей их устранения. Инновационная деятельность – Педагогический опыт – целостная характеристика практики решения педагогических (управленческих) задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности, способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов. Предназначение портфолио Портфолио – инструмент оценивания профессиональной компетентности и эффективности профессиональной деятельности, а также самооценки профессиональной деятельности педагога (руководителя) Цели и задачи портфолио 1.Оценочно-стимулирующая. 2.Развивающая по отношению к образовательной ситуации. Структура портфолио представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагогических (руководящих) работников. 3.Демонстрационная по отношению к процедуре экспертизы профессиональной компетентности педагога (руководителя). Требования к материалам портфолио Портфолио педагогического (руководящего) работника представляет собой папку-накопитель с файлами, в которой зафиксирована информация о профессиональных достижениях аттестуемого, его эффективном педагогическом (управленческом) опыте, личном вкладе в развитие системы образования за межаттестационный (доаттестационный) период. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио должен датироваться, все сведения, включенные в таблицы, схемы и т.д. должны подтверждаться документально и являться иллюстрацией формализованных свидетельств достижений работника и рефлексивно-аналитических материалов обоснования профессионализма педагогического (руководящего) работника. 1.Структура и содержание портфолио учителя 1. 1. Оглавление 1.2. Общие сведения Данный раздел включает в себя следующую информацию:
· Образование (полное наименование учебного заведения и год его окончания)
· Стаж педагогической работы · Стаж работы в занимаемой должности · Учебная нагрузка · Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет (№, дата выдачи документа, продолжительность курсов, полное наименование ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квлификации специалистов )
1.3. Самоанализ профессиональной педагогической деятельности. Целью самоанализа аттестуемого является определение реально достигнутого им уровня педагогического мастерства, наличия профессионально необходимых педагогических способностей. Самоанализ должен отражать две составляющие: 1) собственно самоанализ как комплексное осмысление опыта работы; 2) самообобщение – формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа. 1.4. Результаты профессиональной педагогической деятельности В этот раздел помещаются:
- контрольных срезов знаний; - участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах (вторая квалификационная категория - не ниже школьного, первая – не ниже муниципального, высшая – не ниже регионального) ;
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период. Наряду с текстовой формой представления материалов данного раздела могут быть использованы таблицы, схемы, диаграммы и пр (Приложение 1.) 1.5. Методическая деятельность В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:
1.6.Инновационная исследовательская деятельность В этот раздел помещаются материалы, свидетельствующие об опыте исследовательской деятельности педагога:
1.7. Внеурочная деятельность по предмету Раздел содержит следующие материалы: · список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету; · сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеоматериалы с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т.п.); · программы кружков, факультативов; · другие материалы. 1.8. Учебно-материальная база В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):
Примечание: 1.Портфолио формирует педагог при поддержке администрации ОУ, методического объединения, кафедры и т.д.; 2.Портфолио может храниться у педагога, в методическом кабинете ОУ, на кафедре; 2.Структура и содержание портфолио руководителя образовательного учреждения. 1.1. Оглавление 1.2. Общие сведения Данный раздел включает в себя следующую информацию:
· Образование (полное наименование учебного заведения и год его окончания)
· Стаж педагогической работы · Стаж управленческой работы · Стаж работы в занимаемой должности · Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет (№, дата выдачи документа, продолжительность курсов, полное наименование ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квлификации специалистов )
1.3. Самоанализ профессиональной управленческой деятельности. Целью самоанализа аттестуемого является определение реально достигнутого им уровня управленческого мастерства, наличия профессионально необходимых управленческих способностей. Самоанализ должен отражать две составляющие: 1) собственно самоанализ как комплексное осмысление опыта работы; 2) самообобщение – формулировка обобщающих, итоговых выводов по результатам сделанного анализа. 1.4.Результаты профессиональной управленческой деятельности . В этот раздел помещаются следующие материалы:
1.5.Уровень учебных достижений обучающихся за последние три года по ступеням обучения. В этом разделе руководитель представляет данные о результатах итоговых аттестаций по ступеням обучения в течение трех последних лет.
1.6. Инновационная исследовательская деятельность образовательного учреждения, руководителя . В этом разделе руководитель описывает участие образовательного учреждения, личное участие в творческих инновационных проектах, экспериментах с указанием темы, задач и результатов данного участия. 1.7.Результаты участия образовательного учреждения в приоритетном национальном проекте «Образование», смотрах, конкурсах, соревнованиях и т.д. 1.8. Степень реализации программы развития образовательного учреждения. В этом разделе руководитель помещает конкретные материалы по разделам программы, исключая материалы, размещенные в предыдущих разделах, свидетельствующие о её реализации. 1.9.Финансово-экономическая деятельность образовательного учреждения и ее результаты. В этот раздел помещаются материалы, свидетельствующие об экономической эффективности организации образовательного процесса, эффективности использования бюджетного и внебюджетного финансирования Примечание: 1.Портфолио формирует руководитель; 2.Портфолио может храниться у руководителя, в методическом кабинете ОУ. |