Учебное пособие: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по специальности 1-74 02 01 «Агрономия»
Название: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по специальности 1-74 02 01 «Агрономия» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Главное управление образования, науки и кадров УО «Гродненский государственный аграрный университет»
Кафедра фитопатологии и химической защиты растений Утверждено Методической комиссией факультета защиты растений Гродненского ГГАУ (протокол № 21 от 14.05.2003) ФИТОПАТОЛОГИЯ Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по специальности 1-74 02 01 «Агрономия» Гродно, 2003 г. Авторы Зезюлина Г.А. - канд. биол. наук, доцент кафедры фитопатологии и химической защиты растений Брукиш Д.А. - канд. биол. наук, доцент кафедры фитопатологии и химической защиты растений Михальчик B.C. - канд. с.-х. наук, доцент кафедры фитопатологии и химической защиты растений Рецензент: Лукашик Н.Н. - канд. с.-х. наук, доцент, зав. кафедрой фитопатологии и химической защиты растений Оглавление
Введение Программа социального развития повышения народного благосостояния предусматривает улучшение снабжения населения продуктами питания. В выполнении этой программы должны участвовать агрономы всех специальностей, которые являются руководителями и организаторами производственной деятельности во всех растениеводческих отраслях. Мировой опыт показывает, что любая из известных систем земледелия в условиях самой высокой и перспективной формы интенсификации сельского хозяйства невозможна без организованной защиты растений как фактора, определяющего постоянные, высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Без решения проблем защиты растений нельзя серьезно рассматривать задачи повышения эффективности и стабильности сельскохозяйственного производства, так как ежегодные потери от вредителей, болезней и сорняков все еще велики и достигают 20—30% валового урожая, а по некоторым культурам и больше. Защита растений — сложная система мероприятий самого различного характера. В основе ее лежит глубокое понимание сущности биологических явлений, происходящих в природе. Необходимо комплексно применять агротехнические, химические, биологические и другие приемы борьбы с сорняками, вредителями и болезнями; постоянно расширять использование безопасных для человека методов защиты сельскохозяйственных культур от вредных организмов; повышать действенность государственного контроля за состоянием природной среды и источниками загрязнения, улучшать техническое оснащение этой службы. Для создания интегрированных систем по защите растений от болезней необходимо знание биологических особенностей развития растений, возбудителей заболевания, изучение влияния среды на развитие возбудителя болезни и устойчивость растения и т. д. Понимание всех этих проблем и дает изучение дисциплины «Фитопатология». 1. Цели и задачи дисциплины Фитопатология — наука о болезнях растений и мерах борьбы с ними. Она относится к той отрасли практических знаний, которая вместе с энтомологией, химической защитой растений и земледелием отвечает за защиту растений от вредителей, болезней и сорняков. Объединяет эти самостоятельные дисциплины то, что при планировании и проведении работ в условиях производства в ряде случаев оказывается целесообразным и возможным совместить мероприятия по борьбе с вредителями, болезнями и сорняками. В настоящий момент в организации сельскохозяйственных работ наметились возможности более широкого применения комплексных защитных мероприятий с другими агротехническими приемами (например, с обработкой почвы, корневой и внекорневой подкормками, поливами и т. д.). Подобные вопросы должны решаться агрономом в каждом отдельном случае исходя из знаний, накопленных при изучении различных агрономических дисциплин и конкретных условий хозяйства. В условиях непрерывной интенсификации, концентрации и специализации сельскохозяйственного производства значение фитопатологии как составной части защиты растений значительно возрастает. Перед отечественной фитопатологией стоит задача: разрабатывать новые и усовершенствовать имеющиеся методы защиты растений с целью ликвидации потерь урожая от болезней, не допуская загрязнения окружающей среды и не нарушая агроценозов. В связи с этим серьезные задачи стоят и перед дисциплиной «Фитопатология». Это - изучение болезней растений и причин, их вызывающих; изучение и практическое использование методов учета и прогнозирования сроков появления болезней, интенсивности их развития и предупреждения эпифитотий; изучение факторов иммунитета и их практическое использование; разработка и применение научно обоснованных систем защитных мероприятий культур с целью снижения заболеваний и ликвидация потерь урожаев от болезней. Изучение курса фитопатологии должно базироваться на знании студентами ботаники, микробиологии, физиологии растений, химии, агрохимии, земледелия, растениеводства и других общебиологических и специальных дисциплин. В процессе изучения дисциплины студенты должны получить навыки в диагностике болезней растений и грамотном обосновании систем предупредительных и защитных мероприятий с учетом почвенно-климатических зон республики. На современном этапе развития производства, его специализации и концентрации возрастает роль фитопатологических мероприятий применительно к специфике природных и хозяйственных условий различных почвенно-климатических зон республики. По отношению к каждой зоне должны быть приняты во внимание происшедшие за последние годы изменения в видовом составе болезней сельскохозяйственных культур, появление и распространение новых заболеваний, изменение размеров хозяйственного ущерба от ранее известных болезней, появление новых рас возбудителей и т. д. Особое значение в настоящее время приобретает обоснование и построение интегрированных систем защитных мероприятий, учитывающих новые достижения науки и передового производственного опыта в области селекции болезнеустойчивых сортов, семеноводства, агротехники, применения фунгицидов, антибиотиков, антагонистов, гиперпаразитов и других средств защиты растений. В настоящее время общепризнанно, что с точки зрения охраны природы интегрированная защита растений, предусматривающая не простое истребление вредных видов, а долговременное сдерживание комплекса вредных организмов на безопасном уровне с минимальными отрицательными последствиями для окружающей среды, наиболее перспективна. Материал курса студенты изучают на основании программы по фитопатологии. Курс фитопатологии делится на две части: 1. Общая часть, в которой дается понятие о больном растении, изучается историческое развитие взаимосвязей между растениями, возбудителями заболеваний и условиями внешней среды. Даются принципы классификации болезней, факторы, определяющие развитие и распространение заболеваний, иммунитет растений к инфекционным заболеваниям и основные методы борьбы с болезнями растений 2 Специальная часть, в которой рассматриваются заболевания отдельных культур, пути и принципы построения системы защитных мероприятий культур от болезней. 2. ОБЩИЕ меТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению дисциплины Порядок изучения дисциплины «Фитопатология» следующий. В период лабораторно-экзаменационной сессии преподаватель дисциплины «Фитопатология» проводит установочные консультации, на которых рассматриваются особенности содержания этой дисциплины с учетом специальности и даются дополнительные к настоящим методическим указаниям и заданиям рекомендации по методике учетов, сбору гербария образцов больных растений и т. д. Студент получает в порядке, принятом в вузе, программу дисциплины, рекомендуемую учебную литературу В межсессионный период студент-заочник должен самостоятельно проработать материал учебных пособий в соответствии с утвержденной программой и выполнить письменно контрольную работу, собрать и оформить гербарий пораженных растений (в количестве не менее 25 видов). Затруднения, возникающие в процессе самостоятельной работы, могут быть устранены путем письменной или устной консультации с преподавателем. Руководствуясь программой по фитопатологии и настоящими методическими указаниями, студент приступает к глубокому усвоению материала, изложенного в рекомендуемой литературе и выполнению контрольной работы. Необходимо законспектировать основные положения для лучшей их проработки. После изучения каждой темы программы рекомендуется устно ответить на вопросы для самоконтроля, приведенные после соответствующих разделов пособия: Н. П. Яковлева Фитопатология. Программированное обучение М.: Колос, 1983. Следует иметь в виду, что из-за ограниченности часов аудиторных занятий лекции, читаемые во время сессии, так же, как и лабораторные занятия, рассчитаны на то, что материал курса уже усвоен студентами, приехавшими на сессию. Лекции являются дополнением к тому, что изучено студентами самостоятельно по учебным пособиям. Данные методические указания должны помочь студенту-заочнику систематизировать материал и проверить правильность своих ответов. В процессе изучения дисциплины студенты должны получить навыки по диагностике болезней растений, изучить особенности биологии основных групп возбудителей и грамотно обосновать системы защитных мероприятий. Большое внимание следует уделить новым достижениям и задачам науки и передовой производственной практики по защите растений. При выполнении контрольной работы необходимо обратить внимание на полное соблюдение требований, изложенных в соответствующих разделах контрольной работы. Неполные ответы, заполнение таблиц не по форме, отсутствие рисунков или нечеткие рисунки недопустимы. Работы с такими недостатками приниматься к собеседованию не будут и подлежат доработке. Студент, получивший зачет по контрольной работе, посетивший все лекции и лабораторные занятия, допускается к экзамену или зачету. Более качественной считается контрольная работа, в которой, полученные при изучении курса по учебнику, теоретические знания сочетаются с наблюдениями в поле, саду, на овощном участке, в теплице (а зимой в хранилище) за появлением и развитием заболеваний, временем их массового появления и учетом степени пораженности ими сельскохозяйственных культур (о методах проведения учетов см. в разделе 19). Результаты обследования посевов и проведения учетов должны быть приведены в контрольной работе. В целях более успешного закрепления материала курса студенту рекомендуется принять участие в планировании работ по защите растений, которые проводятся в хозяйстве и в практических мероприятиях по борьбе с вредителями и болезнями. После изучения дисциплины студент-заочник должен знать внешние и микроскопические признаки основных болезней сельскохозяйственных культур, систематическое положение возбудителей, их основные биологические особенности. Кроме того, студент должен уметь в ыявить и определить эти заболевания на полях того хозяйства, где он работает, уметь решить следующие задачи: разрабатывать рекомендации по эффективным методам борьбы с болезнями, организовывать своевременные мероприятия по борьбе и осуществлять контроль за правильным применением всех методов защиты. В результате освоения курса фитопатологии студент должен приобрести знания и навыки, необходимые для планирования и организации на современном уровне в условиях конкретного хозяйства, района или области как профилактических, так и лечебных мероприятий, направленных на защиту сельскохозяйственных растений от болезней. При этом нужно учитывать, что основным принципом построения системы защитных мероприятий является профилактика, которая сводится, прежде всего, к качественному и своевременному выполнению агротехнических и других мероприятий с учетом биологических особенностей возбудителей болезней и растений, выращиванию устойчивых сортов, здорового посевного и посадочного материала, а также оздоровлению почвы в севообороте и т. п. Кроме основных учебных пособий и дополнительной литературы, желательно использовать материалы журнальных статей, данные отчетов хозяйств и собственные наблюдения. Таким образом, порядок работы над курсом следующий: 1. Ознакомиться с требованиями программы по фитопатологии и настоящими методическими указаниями. 2. Тщательно изучить разделы учебных пособий, дополнительную литературу с конспектированием прочитанного и зарисовкой внешних и микроскопических признаков болезней и возбудителей. 3. Провести наблюдения в поле, саду, на овощном участке за появлением больных растений. 4. Принять участие в проведении защитных мероприятий в хозяйстве. 5. Собрать образцы пораженных растений для составления гербария. 6. Оформить гербарий в количестве не менее 25 видов болезней растений. 7. Выполнить одну контрольную работу. Задание для выполнения контрольной работы является индивидуальным и выдается каждому студенту во время установочных занятий Контрольная работа включает две части: теоретическую и практическую. Практическая часть предусматривает использование данных конкретных предприятий (совхозов, колхозов, в которых работают студенты) по защите культур от болезней. Контроль за выполнением индивидуальных заданий по дисциплине осуществляется в форме предварительной проверки подготовленных ответов с последующим собеседованием. Выполненная контрольная работа высылается в адрес университета (заочное отделение), в том числе можно по электронной почте. После рецензирования качественно выполненная контрольная работа допускается к защите, а работы, выполненные с грубыми ошибками и отступлениями от требований, отправляются на доработку. 3. Методические указания по выполнению контрольной работы. 3.1 Общие требования Контрольная работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает материал по общей части курса фитопатологии. В процессе выполнения задания по общей части курса студент излагает материал о классификации болезней по причинам, их вызывающим, и дает сравнительный обзор главнейших особенностей грибных, бактериальных, вирусных болезней и болезней, вызываемых микоплазменными организмами. Выполняя задание по практической (специальной ) части курса, которое посвящено вопросам, связанным с практическим планированием защиты растений от заболеваний, студент дает оценку существующим методам борьбы и интегрированной защите культур при интенсивных технологиях их возделывания. Знание этого материала необходимо для того, чтобы при планировании наметить наиболее целесообразный и экономически высокоэффективный комплекс мероприятий по защите культур от заболеваний. Заканчивается задание разработкой студентом мероприятий по защите какой-либо культуры от заболеваний и составлением интегрированной системы мероприятий. Эта часть работы выполняется на основании конкретного материала, собранного в процессе производственной работы или по литературным данным. Для характеристики болезней должны быть использованы собственные наблюдения, приведены сведения о размере заболеваний и о хозяйственном ущербе от них, указано, какая проводилась защита посевов в хозяйстве, какие получены результаты, и что еще нужно предусмотреть для полного оздоровления культуры. Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, студент изучает соответствующие разделы учебных пособий и детально знакомится с методическими указаниями. К тексту ответов прилагаются рисунки болезней, выполненные цветными карандашами, согласно перечню, указанному в задании. Работа должна быть написана чернилами, четко и без помарок, на страницах следует оставить поля. Объем ее—не более 24 страниц текста. Рисунки прилагаются на отдельных листах. Они могут быть сделаны путем зарисовок с фиксированных объектов и гербарных образцов. Можно предъявить при собеседовании хорошо засушенные образцы больных растений, которые входят в счет обязательных 25 образцов гербария. Контрольные работы, выполненные без соблюдения требований (неполные ответы, отсутствие рисунков, отступление от установленных форм при заполнении таблиц и т. п.), к рецензированию не принимается. Кроме сведений о степени поражения растений и мерах борьбы с ними, необходимо привести данные по экономической эффективности защитных мероприятий. При изучении дисциплины кроме учебных пособий желательно привлекать материалы журнальных статей, данные отчетов хозяйства или инспекций по защите растений. Работа, включающая эти источники информации, ценится выше, чем выполненная только с использованием учебника. 3.2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – Общая фитопатология 3.2.1 Сравнительная характеристика главнейших особенностей грибных, бактериальных, вирусных и микоплазменных болезней растений При выполнении этого раздела в текстовой части студенту необходимо дать характерные особенности грибов, бактерий, актиномицетов, вирусов и микоплазм как возбудителей болезней растений и привести примеры наиболее вредоносных заболеваний, вызываемых ими. Более подробно нужно изучить возбудителей грибных заболеваний, рассмотреть систематику грибов (деление на классы, порядки и т. д.), основные морфологические признаки, формы спороношения, цикл развития и т.д. 3.2.2 Индивидуальное задание После общей характеристики возбудителей грибных, вирусных и бактериальных заболеваний студент приступает к выполнению индивидуального задания, в котором более подробно останавливается на характеристике отдельных заболеваний и их возбудителей. Эта часть задания выполняется студентом в форме таблицы 1 «Характеристика болезней, вызываемых грибами» и таблицы 2 «Характеристика болезней, вызываемых актиномицетами, бактериями, вирусами и микоплазменными организмами». Для заполнения таблицы 1 студент выбирает объекты из Приложения 1 (графы 2, 3, 4, 5), для заполнения таблицы 2 - из приложения 1 (графы 6, 7). Таблица 1 должна быть выполнена следующим образом. В первой графе укажите соответствующий класс грибов, во второй —заболевание и латинское названия возбудителя, относящегося к этому классу; в третьей графе — внешние признаки этой болезни (указать тип болезни и характерные симптомы); в четвертой — микроскопические признаки возбудителя (вегетативное тело и типы спороношения). Излагая материал в пятой графе, покажите, в каком состоянии сохраняется возбудитель болезни в межвегетационный период (место и стадия сохранения). В шестой – назовите стадии первичного заражения растений (это может быть грибница (мицелий), хламидоспоры, зооспоры, аскоспоры, базидиоспоры, конидии и др.). Помните, что первичное заражение культур происходит от сохранившихся запасов возбудителя. Дальнейшее распространение болезни на данной культуре будет зависеть от количественного увеличения заразного начала и от путей рассеивания его. Это происходит благодаря вторичным заражениям путем переноса новых инфекционных зачатков от первично зараженных растений на здоровые. Чем быстрее возбудитель болезни себя воспроизводит, и чем чаще он будет соприкасаться со здоровыми растениями, тем больше будет зараженных растений. В седьмой графе следует указать стадии вторичного заражения, которое осуществляются главным образом спорами бесполого размножения и некоторыми видоизменениями мицелия. В восьмой графе перечислите важнейшие условия, которые создают возможность заражения и развития болезни. При этом недостаточно указывать только абиотические факторы внешней среды, способствующие развитию возбудителей болезней. В развитии патологического процесса большую роль играет и само растение-хозяин, его общее состояние, возраст, сорт и много других биотических факторов. В девятой графе необходимо дать основные мероприятия по защите культур от данного заболевания (включая устойчивые сорта, приемы агротехники, способствующие снижению развития болезни, химические и биологические методы и т. д.). Таблица 3 заполняется следующим образом: В первой графе указывается, к какому царству, отделу относится возбудитель болезни выбранной по шифру; во – второй – следует указать название возбудителя этого заболевания; в третьей графе – описать симптомы заболевания (поражаемые органы, тип болезни); в четвертой - указать места сохранения возбудителя в зимний период; в пятой графе необходимо перечислить пути проникновения возбудителя в растение (устьица, чечевички, гидатоды, механические повреждения и др.) в шестой – указать, как происходит передача инфекции от растения к растению; в седьмой графе следует назвать абиотические и биотические факторы внешней среды, способствующие распространению и развитию болезни; в восьмой – перечислите мероприятия, ограничивающие распространение и развитие болезни (селекционно-семеноводческие, агротехнические, физико-механические, химические, биологические и др.). Таблица 1 Характеристика болезней, вызываемых грибами
* - изучаемые болезни выбираются по шифру (две последние цифры номера зачетной книжки) из Приложения 1 (графа 2,3,4,5). Таблица 2 Характеристика болезней, вызываемых актиномицетами, бактериями, микоплазменными организмами и вирусами
* - изучаемые болезни выбираются по шифру(две последние цифры номера зачетной книжки) из Приложения 1 (графа 6,7). 3.3 Практическая часть – Сельскохозяйственная фитопатология 3.3.1 Основные принципы и методы защиты сельскохозяйственных культур от болезней В ответе сначала дается общая характеристика существующих методов защиты растений от болезней (селекционно-семеноводческие мероприятия, агротехнический метод, биологический метод и его перспективы в фитопатологии, химический метод, физико-механический метод и др.). Эффективность различных методов борьбы должна быть показана на примерах конкретных заболеваний. Следует изучить, что такое карантин, категории и примеры карантинных болезней. Желательно, чтобы в ответе были приведены собственные наблюдения. При этом необходимо указать, против каких болезней, какими пестицидами и в каких условиях проводилась защита, и какова была эффективность работы при интенсивных технологиях возделывания сельскохозяйственных культур. 3.3.2. Индивидуальное задание После изложения текстовой части работы необходимо выполнить индивидуальное задание по разработке системы защитных мероприятий от комплекса болезней на конкретной культуре (культура выбирается по шифру из Приложения 2). Выполнение этого задания базируется на знании общей и специальной части курса. Система защитных мероприятий разрабатывается для комплекса заболеваний данной культуры, включающего не менее трех болезней из числа наиболее часто встречающихся в хозяйстве или районе, где работает студент. Изучая заболевания данной культуры, нужно назвать районы распространения болезней и ареал их наибольшей вредоносности, сроки возникновения и проявления болезней, отметить характерные внешние симптомы болезней, указать источники и очаги первичной инфекции, указать стадии вторичной (повторной) инфекции, разобраться в причинах возникновения и развития данных болезней, разработать меры борьбы с ними. Все это изложить в соответствующих графах таблицы 3. Необходимо привести свои наблюдения, сведения о распространении заболеваний и о хозяйственном ущербе от них, указать, какие защитные мероприятия проводились в хозяйстве, какие получены результаты, и что нужно еще предусмотреть для полного оздоровления культуры. Таблица 3 Обоснование системы мероприятий по защите от болезней ________________________ (указать культуру по шифру)
* - В таблице следует описать не менее трех наиболее распространенных и вредоносных болезней ** - Изучаемые болезни должны быть проиллюстрированы гербарными экземплярами больных растений, заложенными в закрытые пакетики, или цветными рисунками. *** - Материал в графе 9 должен быть дан обоснованно. Затем студент разрабатывает интегрированную систему мероприятий по защите культуры от болезней, описанных в таблице 3, с использованием всех рекомендованных методов защиты и оформляет ее в виде таблицы 4. Система мероприятий должна быть разработана студентом на основе знания зональной системы земледелия, биологии защищаемой культуры и биологических особенностей возбудителей заболеваний (цикла развития, источников инфекции, путей распространения). В систему мероприятий должны быть включены предпочтительные устойчивые сорта, оптимальные севообороты, обработка почвы, способы подготовки семян к посеву, приемы агротехники, направленные на снижение развития инфекции, оптимальные соотношения удобрений и т. д. Таблица 4. Интегрированная система мероприятий по защите от болезней ______________________________________ указать культуру
В 1-ой графе указывается порядковый номер рекомендованного мероприятия, во 2-ой - время его проведения (период года, календарный срок и фаза развития растений). В 3-ей графе записывается планируемое мероприятие, в 4-ой – следует отметить против каких болезней оно эффективно. В 5-ую графу необходимо включать только те препараты, которые разрешены для использования в сельском хозяйстве на текущий период в соответствии с «Каталогом пестицидов и удобрений, разрешенных для применения в Республике Беларусь». При составлении таблицы следует предусматривать проведение не только химических мероприятий, но и селекционно-семеноводческих, организационно-хозяйственных, агротехнических, биологических и др. Планируемые профилактические и лечебные приемы следует изложить последовательно по периодам года (осенне-зимний, ранне-весенний, весенний, летний) и по фазам развития растений. При этом необходимо, чтобы все предусмотренные мероприятия отвечали требованиям интегрированной защиты. 3.3.2 Программированный контроль по головневым и ржавчинным болезням хлебных злаков Для закрепления полученных знаний по головневым заболеваниям зерновых культур студентам предлагается ответить на вопросы, представленные в таблице 5. Вид головни определяется по шифру из Приложения 3. Таблица 5. Вопросы для контроля степени усвоения знаний по головневым болезням зерновых культур
Для закрепления полученных знаний по ржавчинным заболеваниям зерновых культур студентам предлагается ответить на вопросы, представленные в таблице 6. Вид ржавчины определяется по шифру из Приложения 3. Таблица 6 Вопросы для контроля степени усвоения знаний по ржавчинным болезням зерновых культур
4 Обследование посевов и насаждений на выявление болезней. При представлении контрольной работы студент должен отразить в ответах на соответствующие вопросы результаты собственных наблюдений за распространением болезней на различных полях, сортах, степень поражения посевов, засеянных протравленными и непротравленными семенами и т. д. Если студент не работает в хозяйстве, то он должен обследовать поля ближайшего хозяйства. Необходимость в объективной оценке пораженности растений и посевов болезнями постоянно возникает, когда ставятся задачи, оценки поражаемости сортов, изучения влияния условий возделывания растений на их поражаемость, своевременности применения фунгицидов, определения эффективности тех или иных химических мер защиты и т. п. 4.1 Методы учета болезней растений При проведении учетов пораженности посевов и развития болезней необходимо иметь в виду особенности различных заболеваний. Одни заболевания характеризуются преимущественно местным типом инфекции и проявляются в виде пятен, налетов, пустул или спорокучек и т. п. Эти заболевания распространяются более или менее равномерно на всех растениях в поле. Примеры: фитофтороз картофеля, ржавчина злаков. Другие болезни поражают системно отдельные растения в посевах. Примеры таких болезней: головня хлебов, черная ножка картофеля. В отношении первой группы болезней проводят учеты развития болезни, отражающие усредненную интенсивность поражения для одного растения, участка или территории. Интенсивность или степень поражения определяют по площади пораженной поверхности органов, покрытых пятнами, налетами, пустулами и т. д. Для оценки степени пораженности используют глазомерные условные шкалы с соответствующим числом баллов. В большинстве случаев для оценки пораженности отдельных органов (стеблей, листьев, плодов и т. п.) применяют четырехбалльную шкалу: 0—здоровые растения, 1—поражено до 10% поверхности, 2— поражено 11—25% поверхности, 3—поражено 26—50% поверхности 4— поражено свыше 50% поверхности Вычисление развития болезни (в процентах) проводят по формуле:
где: R — развитие болезни (%); Σ (a х b)—сумма произведений числа больных растений (а) на соответствующий им балл поражения (б); N — общее число учтенных растений (здоровых и больных); К. — высший балл в шкале учета. По второй группе проводят учет распространенности болезни (например, определение количества растений, пораженных головней). Распространенность, или частота встречаемости болезни — это количество больных растений (или его отдельных органов, например, плодов, клубней и т. п.), выражается в процентах и вычисляется по формуле:
Где: Р— распространенность болезни ('%); N — общее число растений в пробах; п— количество больных растений в пробах. Ниже приводятся примеры учетов распространенности и развития болезней растений. 4. 2 Учет распространенности болезней Головня хлебных злаков Учет проводится в период молочно-восковой спелости зерна. При учете разграничиваются отдельные виды головни на данной культуре. Учет проводится по ступенчатой диагонали поля в 10 местах, расположенных на одинаковом расстоянии одно от другого. В каждом из 10 мест берут пробу в 100 стеблей. Растения просчитывают подряд на корню, удаляя все растения, пораженные головней. При учете твердой головни пшеницы раздавливают 1—2 зерна в нижней и верхней частях колоса, чтобы не пропустить твердую головню в случае неполного поражения. Запись результатов ведут по форме (таблица 7). Таблица 7. Учет пораженности хлебных злаков головней Культура_____________________________________ Сорт ________________________________________ Место и дата учета ____________________________ Фаза растения ________________________________ _____________________________________________
Учет провел ___________ Учет головни может проводиться и в период апробации посевов, при этом отбирают апробационный сноп, который разбирается в лаборатории и хранится в кладовой хозяйства до следующего урожая, наряду с актом апробации. По этим материалам устанавливают возможность использования урожая для семенных целей и последовательность уборки урожая. Распространенность болезни вычисляют по формуле 2. 4.3 Учет степени развития болезней Пятнистости и налеты Учет пораженности растений пятнистостями и налетами проводят глазомерно по фактически занятой пятнами и грибницей поверхности листьев и стеблей. Учет проводят на корню. На площади до 100 га берут по диагонали поля 20 проб по 10 растений в каждой. На растениях в пробе определяют пораженность каждого листа по шкале (стр. ). Результаты учета заносят в таблицу 8. Развитие болезни определяют по формуле 1. Таблица 8 Учет поражения растений пятнстостями и налетами Культура _____________________ Сорт___________ Место учета ___________________Дата учета _________ (область, район, хозяйство) Фаза развития растений ______________________
Средний процент развития болезни ______________. 5. Методические указания по сбору и оформлению гербария больных растений. Приезжая на сессию, студент представляет гербарный материал больных растений, собранный при обследовании полей, в количестве не менее 25 видов. Без представления этих материалов студент к экзамену (зачету) по фитопатологии не допускается. Сбор гербария является одним из способов изучения болезней растений, т.к. это обогащает и укрепляет знания студентов в области систематики и диагностики заболеваний. Сбор гербария по фитопатологии и его оформление преследует цель: ознакомление с внешними симптомами проявления болезней в природе, определение причины возникновения заболеваний, а для инфекционных заболеваний ~ определение возбудителя с помощью определителя. Такие знания необходимы для специалиста сельского хозяйства в процессе его деятельности. 5.1 ТЕХНИКА СБОРА, ФИКСАЦИЯ И ГЕРБАРИЗАЦИЯ ОБРАЗЦОВ Перед сбором гербарных образцов студентам следует очень тщательно ознакомиться с перечнем фитопатологических объектов, встречающихся на обследуемой культуре, а также с цветными рисунками наиболее распространенных болезней растений, помещенных в атласах болезней полевых, плодовых, овощных и др. культур. В указанных источниках литературы можно найти описание болезней, их возбудителей и цветные рисунки признаков заболевания. Собирать растения для гербария лучше в сухую погоду, когда нет росы. Растения с типичными признаками проявления болезней закладывают сразу же после сбора между листами газеты или другой бумаги, чтобы растение или его части не потеряли форму при высушивании. Пораженные древесные части растений формируют в одной плоскости, позволяющей поместить гербарный образец между листами бумаги Растения-паразиты гербаризируют вместе с растением - хозяином. Во время сбора делают черновую запись названия растения, предполагаемое заболевание, дату и место сбора образца. Эту черновую записку необходимо разместить вместе с растением между листами газетной или фильтровальной бумаги, где будет сушиться образец. Составить высококачественный гербарий можно лишь в случае быстрого высушивания и прессования растений. На высушенных растениях должны сохраниться типичные признаки заболевания и микроскопические структуры возбудителей. После сбора образцы еще раз просматривают, тщательно распрямляют примятые части. Сушить образцы лучше в сетке для сушки гербария, а при ее отсутствии между листами бумаги. При этом растения и их части раскладывают равномерно по площади листа. Их накрывают несколькими слоями бумаги, а на нее располагают следующий образец и т.д. Сетку держат в хорошо проветриваемом помещении. Если образцы расположены в листах бумаги газет, то на них необходимо положить "пресс" - несколько книг. Первые 3 - 4 дня через каждые сутки образцы необходимо перекладывать, чтобы не допустить их загнивания, плесневения, а также сохранить цвет листа и типичные признаки заболевания. Образцы считаются полностью высушенными, если при поднятии части его листа, соцветия, растение не сгибается. Не следует также пересушиватя образцы, т.к. они в таком случае становятся ломкими и плохо монтируются. В качестве приложения к основному гербарию могут быть представлены и фиксированные образцы с признаками поражения болезнями части побегов, ветвей древесных и кустарниковых пород, плоды, клубни, луковицы, корнеплоды, початки кукурузы, а также плодовые тела грибов - трутовиков. Фиксацию образцов можно проводить следующим образом: пораженные болезнями плоды, клубни, корнеплоды на 2-3 суток погружают в раствор, состоящий из 200 г медного купороса, растворенного в 1 л теплой воды. После истечения указанного выше времени фиксируемые объекты споласкивают (промывают) в растворе формалина (25 мл формалина в 1 л воды), сортируют по видам заболеваний в количестве 2—5 штук и помещают в стеклянные банки различной емкости в зависимости от размеров и количества образцов, затем заливают свежеприготовленным раствором формалина, уровень которого должен достигать горлышка банок. Для приготовления раствора берут: 1 л дистиллированной воды, 25 мл формалина, 10 мл серной или 8 мл соляной кислоты. Или: 40—50 куб. см формалина на 1 л воды, в который добавляют несколько кристалликов медного купороса (для предотвращения изменения окраски в фиксируемых образцах). Сосуды с объектами закрывают полиэтиленовыми крышками или закупоривают герметически 5.2 МОНТИРОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ ГЕРБАРИЯ Высушенные растительные образцы с типичными признаками проявления вкладывают внутрь сложенного вдвое листа или конверт (сухой материал) в количестве 5-ти экземпляров по каждому и снабжаются этикетками, на которых разборчиво пишутся следующие данные: название болезни и возбудителя, место и дата сбора, фамилия собравшего. Ниже приводится образец этикетки. Фитофтороз картофеля - Phythophtora infestans Гродненская обл., Гродненский р-н СКХП «Октябрь» 12.06. 06 г. Собрал и определил Иванов А.Н. Таким же образом должны быть подписаны и фиксированные образцы (сочные части растений), помещенные в 0,25 или 0,5 литровые стеклянные банки. Фиксированные образцы также должны иметь четко проявленные типичные симптомы заболевания. Фиксирующий раствор должен быть прозрачным. Колосья, ветви — представляются отдельно в засушенном виде в количестве 5-и экземпляров по каждому виду болезни, Библиографический списокОсновной 1. Дементьева М. И. Фитопатология: Учебник для студентов плодоовощных факультетов сельскохозяйственных вузов. М.: Агропромиздат, 1985. 398 с. 2. Защита растений от болезней / Под ред. Шкаликова В.А. – М.: Колос, 2001.- 248 с. 3. Пересыпкин В. Ф. Сельскохозяйственная фитопатология М.: Колос 1982. Агропромиздат, 1989, 512 с. 4. Практикум по сельскохозяйственной фитопатологии/Под ред. К. В. Попковой. 2-е изд. М.: Агропромиздат, 1988. 335 с. 5. Практикум по общей фитопатологии /Под ред. П. Н. Головина и др Л.:Колос, 1977. 240 с. 6. Фитопатология: Учебник для студентов высших сельскохозяйственных учебных заведений агрономических специальностей /Под ред. М. В. Горленко. М.: Колос, 1980. 320 с. 7. Яковлева Н. П. Фитопатология: Программированное обучение. М.: Колос, 1983. 272 с. Дополнительный 1. Бактериальные болезни растений /Под ред. В. А. Израильского. М.:Колос, 1979. 520 с. 2. Болезни технических культур / Под ред. В.Ф. Пересыпкина. М.: Агропромиздат, 1986. 317 с. 3. Власов Ю. И., Ларина Э. И. Сельскохозяйственная вирусология. М.: Колос, 1982. 240 с. 4. Защита сельскохозяйственных культур при интенсивной технологии возделывания. Рекомендации. Минск, «Ураджай» 1986 г. 5. Интегрированные системы защиты сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков: рекомендации/Нац. Акад. наук Респ. Беларусь; Ин-т защиты растений НАН Беларуси; под ред.С.В. Сороки. - Мн. Бел. наука, 2005. – 462 с. 6. Исаева Е. В. Атлас болезней плодовых и ягодных культур. Киев: Урожай, 1977. 80 с. 7. Каталог пестицидов и удобрений, разрешенных для применения в Республике Беларусь. Минск, ООО «Инфофорум», 2005. 8. Курс низших растений /Под ред. Горленко М. В. М.: Высшая школа, 1981. 520 с. 9. Пересыпкин В. Ф. Атлас болезней полевых культур. Киев: Урожай, 1987. 127 с. 10. Попкова К.В. Общая фитопатология. Агропромиздат, 1989 г. 11. Попкова К. В. Учение об иммунитете растений. М.: Колос, 1979. 272 с. 12. Пересыпкин В. Ф. Болезни зерновых культур. М.: Колос, 1979. 280 с. 13. Попкова К. В., Шнейдер Ю. И., Воловик, А. С., Шмыгля В. А. Болезни картофеля. М.: Колос, 1980. 304 с. 14. Практикум по сельскохозяйственной фитопатологии /под ред. В.А. Шкаликова - М.: Колос, 202. – 208 с. 15. Родигин М. Н. Общая фитопатология. М.: Высшая школа, 1978. 368 с. 16. Справочник по защите растений /Под ред. Ю. Н. Фадеева. М.: Агропромиздат, 1985. 416 с. 17. Хохряков М. К; Потлайчук В. И., Семенов А. Я; Элбакян. М. А. Определитель болезней сельскохозяйственных культур. Л.: Колос, 1984. 304 с. Приложение 1. Объекты для выполнения индивидуальных заданий, включающие болезни, вызываемые грибами, вирусами, вироидами, микоплазменными организмами, бактериями, актиномицетами
Приложение 2 Перечень культур для выполнения индивидуального задания по разработке системы защитных мероприятий от болезней (культура выбирается по шифру – две последние цифры зачетной книжки)
Приложение 3 Головневые и ржавчинные болезни, подлежащие изучению (шифр - последняя цифра зачетной книжки)
|