Реферат: №3 Сатиры А. Д. Кантемира
Название: №3 Сатиры А. Д. Кантемира Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ[1] Раздел 2. Литература 30 - 50 годов. Тема № 3 Сатиры А.Д. Кантемира . Форма проведения : практическое занятие Цель занятия : - Определить особенности идейно-тематического содержания сатир - Определить художественные особенности сатир Основные вопросы к теме : 1. Стихотворная сатира: из теории и истории жанра (по книге Г.В. Москвичевой) 2. Причины обращения Кантемира к жанру сатиры. Судьба сатир Кантемира. 3. Анализ 1 сатиры «К уму своему. На хулящих учение»: 3.1. Композиция. Двойное заглавие. Личность автора. Система образов. 3.2. Формы и приемы сатиры: словесный портрет, саморазоблачительные монологи, ирония. 3.3 Силлабический стих. Инверсия. Перенос. Афористичность стиля. Фольклорные элементы. Ориентация на просторечие. 4. Основные положения II и VII сатир Кантемира. Просветительские идеалы Кантемира. 5. "Предисловие к сатирам" и авторские примечания Кантемира. 6. Сопоставительный анализ статей Белинского и Жуковского о Кантемире. Методические рекомендации : Прочитайте биографию Кантемира (хрестоматия В. Западова). Составьте выборочные конспекты статей Белинского и Жуковского. Составьте план 1 сатиры, выпишите к плану цитаты. Подготовьтесь к чтению сатир Кантемира, выучите наизусть отрывок (по выбору). Литература:
1. Указанные разделы в хрестоматиях и учебных пособиях. 2. Белинский В.Г. Кантемир (любое издание). 3. Жуковский В.А. О русской сатире и сатирах Кантемира (любое издание). 4. Москвичева Г.В. Русский классицизм.- М.,1986. С.96 - 102 Тема 2. Оды М.В. Ломоносова
Форма проведения : практическое занятие Цель занятия : - раскрытие идейно-тематического содержания и художественных особенностей од Ломоносова
Основные вопросы к теме : 1. Ода: из теории и истории жанра (по книге Г.В. Москвичевой). 2. Ода в творчестве Ломоносова. Причины обращения к жанру оды. Похвальная ода Ломоносова в оценках Радищева и Пушкина. 3. Ода Ломоносова «На день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года» (построение оды, ее проблематика, программный характер, просветительский пафос). Ломоносов - создатель жанра «программной оды», «оды-рекомендации». 4. Структурные элементы оды Ломоносова (тропы, образы античной мифологии, лексика, поэтический синтаксис, звукопись, строфика, метрика). Приведите примеры. 5. Оды Ломоносова в оценках литературоведов XX века: споры, концепции. Методические рекомендации : Составьте план и выпишите примеры, необходимые для анализа оды Ломоносова 1747 года. Подготовьте выразительное чтение произведений Ломоносова и чтение наизусть (см. программу). Составьте (выборочно) конспект книг Г.В. Москвичевой и А.В. Западова.
Литература:
1. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий. 2. Ломоносов М.В. Сочинения. - М., 1987. Или любое издание. 3. Радищев А.Н. Слово о Ломоносове. В кн. «Путешествие из Петербурга в Москву» (любое издание). 4. Пушкин А.С. О литературе (любое издание). 5. Москвичева Г.В. Русский классицизм.- М, 1986. С. 20-23, 27-28, 38-41. 6. Западов А.В. В глубине строки. О мастерстве читателя. - М., 1975. Гл. 1. «Умение прочитать оду». 7. Западов А.В. Поэты XVIII века. - М., 1979. Раздел «М.В.Ломоносов». К разделу 3. Классицизм в русской литературе Тема 3 : Сатирические журналы Н.И. Новикова Форма проведения : практическое занятие Цель занятия : - Выявление специфических особенностей развития сатиры в «век Екатерины» - Определить суть полемики в журнальной сатире - Изучить основные произведения из сатирических журналов Новикова Основные вопросы к теме : 1. Журнал "Трутень" · Полемика о сатире с журналом ''Всякая всячина" . · Рецепты · Копии с отписок (три документа) 2. Журнал "Живописец" · Письма Фалалею (два письма от отца Трифона Панкратьевича, · одно - от дяди Ермолая Терентьевича, одно - от матери Акулины · Сидоровны). · Отрывок путешествия в *И *Т. Методические рекомендации : Прочитайте указанные разделы хрестоматий и учебных пособий. Подготовьтесь к тематическому контролю. Составьте развернутый план семинара (не менее пяти пунктов с подпунктами на листе формата А-4) с указанием литературы (автор, название, выходные данные, разделы, страницы) и заданий. Выполните одно из ваших заданий и выступите по одному из вопросов вашего плана. Литература : 1. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий 2. Добролюбов Н.А. Русская сатира екатерининского времени // Собр. соч. В 9 т. - М., 1962. 3. Берков П.Н. История русской журналистики XVIII века. - М.-Л.,1952. Гл. 4 4. Западов А.В. Русская журналистика XVIII века. - М, 1964. Гл. «Всякая всячина» и ее внуки». 5. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. - М., 1969. Гл. 7. 6. Сатирические журналы Н.И.Новикова. - М.-Л., 1951
Форма проведения : практическое занятие Цель занятия : - выявление новаторства драматурга - определение идейно-художественного своеобразия пьес Основные вопросы к теме : 1. Литературная комедия: из теории и истории жанра (по книге Г.В. Москвичевой). 2. Комментарий к названию комедии. Характеристика действующих лиц комедии ("говорящие имена"). 3. Любовная интрига и общественный конфликт, их развитие в комедии (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, постпозиция). 4. Группировка персонажей, место каждой группы в комедии. 5. Социальный пафос комедии. Создание характера Простаковой (сцены, факты биографии, отношение автора и других персонажей). 6. Политическая сатира Фонвизина. Характеристика Стародума: биография, взгляды, речь. 7. "Недоросль" в оценках литературоведов XX века: научные споры, концепции. Методические рекомендации : Внимательно прочитайте текст комедии, определите элементы сюжета с указанием явлений и актов, кратко изложите развитие любовной интриги (борьба за Софью) и общественного конфликта. Соотнесите слова и поступки героев комедии с их фамилиями, выпишите примеры, необходимые для характеристики персонажей. Литература: 1. Текст комедии и разделы учебных пособий. 2. Пигарёв К. Творчество Фонвизина. - М., 1954. Гл. «Недоросль» 3. Москвичева Г В. Русский классицизм - М, 1986. С 113-129. 4. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. - М, 1969 Гл.5 5 Исакович И.В. «Бригадир» и « Недоросль» Фонвизина. - Л., 1973.
Тема 5 : «Фелица» Г.Р. Державина
Форма проведения : практическое занятие Цель занятия : - Охарактеризовать основные этапы эволюции жанра оды в русской литературе 18 века - Раскрыть новаторство и мастерство Державина Основные вопросы к теме : 1. Прочитайте произведения «Признание» и «Памятник», соотнесите их с одой «Фелица» 2. История создания и опубликования оды. Сказочный сюжет и восточный колорит «Фелицы». Тема Фелицы в дальнейшем творчестве Державина. 3. Композиция оды и ее проблематика. Функция контраста в создании образа идеального монарха. 4. Эволюция оды в творчестве Державина, нарушение поэтом нормативных установок классицизма (иерархия жанров и стиля). Привести примеры 5. Сравните оду «Фелица» с одой Ломоносова 1747 года, выявите общие черты и черты различия. Опишите одическое «Я» Ломоносова и Державина. 6. Державин как теоретик жанра оды. 7. Поэзия Державина в оценках Пушкина, Белинского, литературоведов XX века. Методические рекомендации : Прочитайте внимательно текст оды Державина, авторские комментарии к ней и материалы автобиографии поэта. Составьте план и выпишите примеры, необходимые для анализа оды. Подготовьте выразительное чтение и чтение наизусть, Напишите реферат по книге В.Ходасевича «Державин», выделив в большей степени творчество поэта, чем биографию. Литература : 1. Державин Г.Р. Сочинения. - М., 1985. 2. Державин Г.Р. Стихотворения. - М., 1981. 3. Державин Г.Р. «Объяснения на сочинения Державина...», «Записки...», «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде». 4. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий. 5. Белинский В.Г. Сочинения Державина (любое издание). 6. Пушкин А.С. О литературе (любое издание). 7. Ходасевич В. Державин. – М., 1988. 8. Западов А.В. Поэты XVIII века. - М., 1979. Раздел «Г.Р.Державин» 9. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. - М., 1969. Гл. IX. Тема 6 : «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (часть 1) Форма проведения : практическое занятие Цель занятия : - Определить место А.Н.Радищева в истории русской литературы - Раскрыть идейное содержание книги Радищева. Основные вопросы к теме : 1. История создания и опубликования книги. 2. Эпиграф и посвящение «А.М.К.» как структурно значимые элементы книги (по кн. Кулаковой Л., Западова В.). 3. Проблематика книги и система образов. 4. Идейное содержание «Путешествия». Анализ глав: 4.1. София. Любани. Чудово. Спасская по лесть. 4.2 Зайцово. Крестьцы. Едрово. 4.3 Медное. Тверь. Городня. Пешки. 4.4. «Слово о Ломоносове», его связь с общим замыслом книги. 5. Диалогическая природа текста книги. Особенности языка и стиля писателя. Привести примеры. Методические рекомендации : Познакомьтесь с историей создания и опубликования книги Радищева. Перечитайте полный текст «Путешествия» и дайте письменный тематический комментарий к книге по главам. Подготовьтесь к текстовому контролю. Литература: 1. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву (любое издание). 2. Кулакова Л.И. Западов В.А «. Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. - Л., 1974. 3. Бегунов Ю. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. – М., 1983. Тема 7 : «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (часть 2) Форма проведения : практическое занятие Цель занятия : - Определить место А.Н.Радищева в истории русской литературы - Раскрыть суть дискуссионных проблем изучения творчества Радищева. Основные вопросы к теме : 1. Дискуссионные проблемы изучение книги А.Н. Радищева: 1.1 Проблема композиции 1.2. Проблема соотношения автора и повествователя. 1.3 Проблема творческого метода. 2. Книга Радищева в контексте творчества писателя: 2.1. Проза - «Беседа о том, что есть сын отечества». «Житие Федора Васильевича Ушакова». «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске». «Дневник одной недели». 2.2. Поэзия - «Вольность». «Ты хочешь знать...». «Журавли». «Осьмнадцатое столетие». 3. Литературно-эстетическая позиция Радищева («Путешествие...»,«Памятник дактилохореическому витязю»). 4. А.Н. Радищев в оценках А.С. Пушкина. Методические рекомендации : Познакомьтесь с биографией Радищева, составьте хронологическую схему жизни и творчества писателя, особо выделив 1790 год.
Литература : 1. Указанные разделы учебных пособий и хрестоматий. 2 Радищев А.Н. Стихотворения. - М., 1975. 3 Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. - М., 1969. Гл. X. 4. Орлов П. А. Русский сентиментализм. – М., 1977. 5. Пушкин А.С. О литературе (любое издание) Тема 8 : Проза Н.М. Карамзина Форма проведения : практическое занятие Цель занятия : - Общая характеристика жизни и этапов творчества Карамзина. - Рассмотреть Карамзина как теоретика и писателя русского сентиментализма. Основные вопросы к теме : 1. «Письма русского путешественника» Карамзина: 1.1 История создания и опубликования. Жанр. 1.2 Европа в изображении писателя. 1.3 Приемы повествования. Образ путешественника. 1.4 Проблемы изучения книги. 2 Просветительская проблематика очерка «Фрол Силин, благодетельный человек» 3 Анализ повести «Наталья, боярская дочь» (по кн. Федорова В.И. и Орлова П.А.) 4 Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»). Выделите приемы романтической поэтики. 5 Неоклассицизм в прозе Карамзина («Марфа Посадница, или Покорение Новгорода). Тема новгородской республики в русской литературе 6 Карамзин – историограф Методические рекомендации : Познакомьтесь с книгой Карамзина «Письма русского путешественника», подберите иллюстративный материал для характеристики европейских стран по следующей схеме: национальный характер, политическое устройство государства, природный ландшафт, культура. Подготовьтесь к текстовому контролю (вопросы 2 - 5). Литература: 1. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника (любое издание) 2. Указанные разделы хрестоматий и учебных пособий 3. Орлов П.А. Русский сентиментализм – М., 1977 4. Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979. С.94 – 117 Тема 9 : «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина
Форма проведения : практическое занятие Цель занятия : - Определить литературно-эстетическую позицию Карамзина по статье «Что нужно автору?». - Определить черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза». Основные вопросы к теме : 1. Поэтика заглавия повести. Ономастика Карамзина (имя персонажа) 2. Истоки повести. Карамзин и Руссо 3. Новый принцип в изображении чувства в повести Карамзина. Функция портрета, жеста, детали. Линия Лизы в повести 4. Новый принцип в изображении характера. Линия Эраста в повести 5. Психологическая функция пейзажа. Приведите примеры 6. Личностное начало в сентиментализме. Поэтика диалога. Роль авторских отступлений. Автор и читатель. 7. Анализ элементов «карамзинского слога» в повести 8. Особенности русской сентиментальной повести Методические рекомендации : Составьте хронологию жизни и творчества Карамзина. Сделайте выписки из повести «Бедная Лиза» и научной литературы, необходимые для анализа произведения. Литература: 1 Карамзин Н. М. «Бедная Лиза» (научное издание) 2 Указанные разделы учебных пособий 3 Орлов П. А. Русский сентиментализм – М., 1977 4 Орлов П. А. Русская сентиментальная повесть // Русская сентиментальная повесть - М., 1979 5 Ковалевская Е. Г. Анализ текста повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» //Язык писателей XVIII века – Л., 1981 Тема 10: Литературно-теоретические манифесты русских писателей 18 в. Форма проведения : практическое занятие Цель занятия : - Определить основные каноны классицизма - Определить литературно-эстетическую позицию Карамзина по статье «Что нужно автору?». - Определить основные черты «просветительского реализма» Основные вопросы к теме : 1 «Эпистола о стихотворстве» Сумарокова - эстетический кодекс русского классицизма. Сравните с трактатом Н.Буало «О поэтическом искусстве» (общие черты и черты различия). 2 Жанры русского классицизма. Приведите примеры. Классицистические пародии И. А. Крылова («Каиб», «Подщипа»). 3 Статья Н.М. Карамзина «Что нужно автору?» - манифест русского 4 сентиментализма. 5 Жанры русского сентиментализма. Приведите примеры. 6 Дискуссия о «просветительском реализме» в литературоведении. Методические рекомендации : Повторите материал по классицизму и сентиментализму. Изложите письменно содержание «Эпистолы о стихотворстве Сумарокова». Подберите иллюстративный материал к жанрам русского классицизма и сентиментализма с кратким комментарием. Составьте конспект статьи Карамзина «Что нужно автору?», подтвердите материал статьи примерами. Литература: 1 Сумароков А. П. Эпистола о стихотворстве (хрестоматия) 2 Карамзин Н. М. Что нужно автору? (хрестоматия) 3 Москвичева Г. В. Русский классицизм – М., 1986 4 Крылов И. А. Каиб. Подщипа. (хрестоматия) 5 Орлов П.А. Русский сентиментализм - М.,1977 6 Федоров В. И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. – М., 1979 [1] Учебным планом практические занятия не предусмотрены, практические занятия проводятся в рамках СРСП |