Реферат: Методические рекомендации по подготовке к занятию: Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме необходимо отработать учебные вопросы, учитывая указанную целевую установку и используя рекомендуемую литературу
Название: Методические рекомендации по подготовке к занятию: Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме необходимо отработать учебные вопросы, учитывая указанную целевую установку и используя рекомендуемую литературу Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКАФЕДРА МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИдля студентов для подготовки к семинарскому занятию № 13 по дисциплине«Мобилизационная подготовка здравоохранения»Тема № 6: Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий Обсуждено на заседании кафедры«_27_»__февраля________2009_ г. Протокол № _8__ Волгоград – 2009 Учебные вопросы: 1. Отвод, планировка и благоустройство территории для лечебно-профилактического учреждения военного времени. 2. Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначенных для развертывания специальных формирований здравоохранения. Целевая установка: Ознакомиться с основными положениями организации развертывания специальных формирований здравоохранения. Основные понятия: Отвод, планировка, благоустройство территории, отвод, приспособление и оборудование зданий для лечебно-профилактических учреждений военного времени. Методические рекомендации по подготовке к занятию: Для подготовки к семинарскому занятию по данной теме необходимо отработать учебные вопросы, учитывая указанную целевую установку и используя рекомендуемую литературу.Следует обратить внимание на то, что вследствие значительного объема предлагаемого для изучения материала основные вопросы могут быть разделены на подвопросы. В рабочей тетради рекомендуется зафиксировать основные положения организации размещения лечебно-профилактических учреждений военного времени; перечни специальных строительных и монтажных работ №№ 1 и 2, проводимых при подготовке к работе ЛПУ военного времени; регламентируемые площади палат в отделениях ЛПУ; основные требования по организации внутренней отделки помещений, отопления, водоснабжения, освещения, вентиляции; основные параметры микроклимата помещений ЛПУ. Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на четкое знание основных документов, регламентирующих вопросы размещения лечебно-профилактических учреждений военного времени. Методические материалы для подготовки к занятию: Вопрос № 1. Отвод, планировка и благоустройство территории для лечебно-профилактического учреждения военного времени. Лечебно-профилактические учреждения должны размещаться на территории жилых и зеленых массивов населенного пункта с учетом функционального зонирования, местных санитарно-топографических и климатических условий. Специализированные ЛПУ и отделения (инфекционные, туберкулезные, психиатрические, реабилитационные и др.), для которых характерны длительное пребывание больных, особый внутренний режим и дополнительные площади участка, необходимо располагать в пригородных зеленых зонах с соблюдением разрыва не менее 1000 м до территории жилой застройки. Для действующих туберкулезных и инфекционных стационаров в районах жилой застройки населенных пунктов разрыв между лечебными корпусами и жилыми домами должен быть не менее 30 м при условии строгого выполнения требований, предъявляемых к этим отделениям. Участки ЛПУ должны быть удалены от железных дорог, аэропортов и автомагистралей на расстояния, допускаемые требованиями действующих для этих объектов нормативных документов. В жилой зоне населенного пункта ЛПУ должны располагаться не ближе 30 м от «красной» линии застройки. Размещение ЛПУ и отделений в санитарно-защитных зонах промышленных объектов, в первом поясе зоны санитарной охраны водоисточников, на загрязненных химическими и радиоактивными отходами территориях, на участках бывших кладбищ, свалок и т.п. запрещается. На территории не должно быть построек и сооружений, не связанных функционально с отделениями и подразделениями ЛПУ. Участок ЛПУ должен иметь прямоугольную форму (соотношения сторон 1:2 или 2:3), быть сухим и возвышенным. Уровень стояния грунтовых вод не должен быть ближе 2 м от поверхности земли. Размеры земельных участков ЛПУ должны определяться коечной емкостью стационаров , местом их расположения в населенном пункте и соответствовать требованиям «Планировки и застройки городских и сельских поселений» – СНиП 2.07.01-89 (Таблица 1). Таблица 1 Размеры земельных участков ЛПУ
Размеры земельных участков ЛПУ, размещенных в населенном пункте, при соответствующем обосновании допускается уменьшать на 25%. В пригородной зоне размеры земельных участков специализированных ЛПУ или отделений должны увеличиваться: инфекционных – на 15%, туберкулезных – на 25%, восстановительного лечения – на 20%. Территория ЛПУ по периметру должна иметь ограждения высотой не менее 1,6 м (психиатрических стационаров – не менее 2,5 м) и полосу зеленых насаждений шириной не менее 15 м из двухрядной посадки деревьев и ряда кустарников. Площадь зеленых насаждений и газонов в ЛПУ должна составлять не менее 60% общей площади участка, а площадь садово-парковой зоны приниматься из расчета 25 м2 на 1 койку. Посадка полос кустарниковых зеленых насаждений должна предусматриваться между всеми функциональными зонами ЛПУ. На территории ЛПУ должны быть организованы и функционально разделены зоны : 1) корпусов для инфекционных и неинфекционных больных; 2) административных и хозяйственных зданий; 3) поликлиники; 4) садово-парковая; 5) корпусов детского, акушерского, кожно-венерологического, психиатрического, радиологического и патологоанатомического отделений. Инфекционное, детское, акушерское, психиатрическое, кожно-венерологическое, радиологическое и патологоанатомическое отделения, входящие в состав ЛПУ, должны размещаться в отдельных зданиях. Патологоанатомический корпус с ритуальной зоной должен быть максимально изолирован от лечебно-диагностических корпусов и не должен просматриваться из окон жилых и общественных зданий, расположенных вблизи ЛПУ. Поликлиника должна быть приближена к периферии участка и иметь самостоятельные подъезд и вход, удобные для посетителей. Расстояния между палатными корпусами должны составлять 2,5 высоты противостоящего здания, но не менее 24 м. Ориентация окон помещений в ЛПУ должна соответствовать требованиям СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». Для помещений длительного пребывания больных рекомендуется ориентация окон на Юг и Юго-Восток, для операционных и реанимационных залов – на Север и Северо-Запад. К территории ЛПУ должны быть обустроены удобные подъездные пути с твердым покрытием. Предусматриваются раздельные въезды в зоны: 1) лечебных корпусов для неинфекционных больных; 2) патологоанатомического отделения; 3) хозяйственную; 4) лечебных корпусов для инфекционных больных. На выезде из «грязной» зоны инфекционных корпусов должна оборудоваться крытая площадка с подводкой горячей и холодной воды для дезинфекции транспорта. Внутренние проезды и пешеходные дорожки должны иметь твердые покрытия, предусматриваться с двух сторон зданий и быть не ближе 5 м от стен лечебно-диагностических корпусов. Перед главными входами в ЛПУ должны оборудоваться площадки для посетителей размером не менее 50 м2 и временные стоянки автотранспорта индивидуального пользования, размещаемые не ближе 40 м от внешнего ограждения территории ЛПУ. Для сбора мусора и бытовых отходов на территории ЛПУ обустраиваются крытые площадки с бетонированным покрытием, с плотно закрывающимися контейнерами и подводкой воды для проведения уборки и дезинфекции. Локальные сооружения для очистки и обеззараживания сточных вод, поступающих из отделений и подразделений, должны размещаться за пределами территорий ЛПУ с соблюдением санитарных разрывов для такого рода сооружений.
Вопрос № 2. Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначенных для развертывания специальных формирований здравоохранения. Порядок отвода, приспособления и оборудования зданий для развертывания тыловых госпиталей установлен Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2002 года № 153-12 «Об утверждении положения об отводе, приспособлении и оборудовании зданий, предназначаемых для развертывания специальных формирований Министерства здравоохранения в период мобилизации и в военное время». В соответствии с действующими нормативными правовыми документами здания, сооружения, коммуникации, земельные участки для тыловых госпиталей предоставляются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Решения об отводе, приспособлении и оборудовании зданий для развёртывания тыловых госпиталей, о назначении организаций-исполнителей работ принимаются и утверждаются в мирное время на специальных заседаниях органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (далее именуются – специальные заседания). Решения специальных заседаний включаются в мобилизационные планы органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. В первую очередь для размещения тыловых госпиталей отводятся здания и помещения лечебно-профилактических учреждений независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (госпитали ветеранов войн, больницы, санатории, дома отдыха, профилактории и т.д.) и прилегающая к ним территория. В исключительных случаях отводятся здания и помещения учебных заведений, гостиниц и других учреждений, которые требуют минимальных затрат материальных средств для их приспособления в период мобилизации и в военное время. После отбора зданий для развертывания тыловых госпиталей специальная комиссия органа исполнительной власти субъекта РФ обязана в течение месячного срока составить акт об отводе здания, определить объем специальных строительных работ, выполняемых в мирное время.
2.1. Перечень специальных строительных и монтажных работ № 1. Перечень, выполняемых в мирное время строительных и монтажных работ по приспособлению и оборудованию зданий, отведенных для развертывания специальных формирований Министерства здравоохранения в период мобилизации и в военное время (перечень № 1) включает : 1. Монтаж водопроводных и канализационных труб во всех помещениях, предназначенных для санитарной обработки, устройства кухонь, умывальных, туалетных, ванных, перевязочных, операционных комнат, и другие работы, обеспечивающие устойчивое функционирование госпиталя и обсервационного пункта в военное время. При отсутствии водопроводной и канализационной сетей в соответствующем населенном пункте производится обустройство источников водоснабжения, а также сооружений для сбора и поглощения нечистот. 2. Установку оборудования для централизованной подачи горячей воды в душевую санпропускника, к лечебным ваннам, в предоперационную и перевязочную комнаты. В зданиях, где оборудование для централизованной подачи горячей воды имеется, при необходимости, предусматривается дополнительная установка котлов с учетом максимального использования существующих котельных. При невозможности или экономической нецелесообразности в мирное время устройства централизованной подачи горячей воды, предусматривается обеспечение специального формирования горячей водой с использованием иных технических средств (котельных, водогрейных колонок, кипятильников и других приборов) с закладкой в резерв соответствующих технических средств, подлежащих установке в военное время. 3. Обустройство и приспособление специальных помещений, предназначенных для рентгеновских кабинетов, дезинфекционных и холодильных камер и других помещений, необходимых для специальных формирований. 4. Расширение существующих входных дверных проемов и дверей, а также устройство запасных выходов в зданиях в случаях, когда этого требуют условия работы госпиталя. 5. Устройство водонепроницаемых полов и водостоков в помещениях, предназначенных для кухонь, ванных, душевых, туалетных и умывальных комнат. 6. Установку дополнительного оборудования для увеличения пропускной способности ванных, душевых, умывальных, туалетных комнат и кухонь или переустройство имеющегося оборудования в соответствии с потребностями специального формирования. 7. Устройство вытяжных каналов в предназначенных для кухонь, ванных, курительных комнат и лаборатории помещениях, где требуется установка вытяжных шкафов и вентиляторов, и подготовка оснований для кухонных плит и очагов. 8. Проведение работ, обеспечивающих прием и утилизацию всего объема канализационных и сточных вод госпиталя. 9. Проведение противопожарных мероприятий. 10. Устройство вводов для подачи электроэнергии в специальные кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический и т.д.). 11. Обустройство и приспособление помещений, предназначенных для продовольственных и вещевых складов, овощехранилищ, холодильных камер, гаражей и мастерских. 12. Благоустройство подъездных путей от мест разгрузки военных санитарно-транспортных средств к зданиям, отведенным под госпитали. 2.2. Перечень специальных строительных и монтажных работ № 2. Перечень, выполняемых в период мобилизации и в военное время строительных и монтажных работ, по приспособлению и оборудованию зданий, отведенных для развертывания специальных формирований Министерства здравоохранения РФ (перечень № 2) включает : 1. Мелкий ремонт и перепланировку помещений без переноса капитальных стен: побелку, покраску масляной краской операционных, предоперационных и перевязочных комнат, починку и покраску полов, дверей, рам, лестниц, устройство фрамуг, ремонт окон и другие работы. 2. Устройство перегородок согласно технического проекта. 3. Монтажные работы по обеспечению холодного и горячего водоснабжения (установка ванн, водогрейных колонок, душей, кипятильников, раковин, кранов, умывальников, смывных бачков) и другие работы, которые в мирное время не могли быть проведены. 4. Установку кухонных плит с котлами. 5. Монтаж водопроводно-канализационной и тепловых сетей в помещениях, в которых невозможно размещение указанного оборудования в условиях мирного времени. 6. Переоборудование электроосветительной сети в соответствии с условиями работы госпиталя, подводка электрической сети в специальные кабинеты, а также установка необходимого дополнительного аварийного электроснабжения. 7. Обустройство специальных кабинетов и лабораторий. 8. Монтаж аптечных комнат. 9. Установку дезинфекционных и холодильных камер. 10. Установку светомаскирующих щитов, занавесей на окна и дверные проемы. Акт об отводе здания рассматривается на специальных заседаниях и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ. К акту прилагаются: 1) технический паспорт здания; 2) экспликация помещений и прилегающей территории; 3) схема расположения функциональных подразделений; 4) данные о планируемом объеме приспособительных работ; 5) технико-экономическое обоснование выбранного варианта размещения специального формирования; 6) наряд на выделение материальных средств (оказание услуг) из местных ресурсов. Наряды на выделение материальных средств (оказание услуг) из местных ресурсов, необходимых для производства работ по перечню № 2, хранятся в организации-исполнителе работ. Утвержденные акты об отводе зданий являются основанием для оформления «Ордера на право занятия зданий...» и передаются органам управления здравоохранением субъектов РФ в мирное время. Назначенные на основании решений специальных заседаний организации-исполнители работ в течение четырех месяцев со дня утверждения акта об отводе здания разрабатывают технический проект, смету и план строительно-монтажных работ по его приспособлению и оборудованию, которые утверждаются руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ. Организации-исполнители работ обеспечивают проведение работ в соответствии с доведенным до них органами исполнительной власти субъектов РФ планом строительно-монтажных работ. В период мобилизации и в военное время отведенные и приспособленные для развертывания тыловых госпиталей здания, сооружения, коммуникации земельные участки, транспортные средства, имеющийся запас топлива, твердый и мягкий инвентарь, средства связи и энергоснабжения, а также другие необходимые материальные средства передаются организацией-владельцем здания в соответствии с решением специального заседания в ведение начальника тылового госпиталя по акту приема-передачи с указанием в нем стоимости передаваемого имущества. Экземпляр этого акта хранится в организации-владельце здания, в органе исполнительной власти субъекта РФ или в органе местного самоуправления, а также у начальника тылового госпиталя. К акту прилагается список работ по перечню № 2, подлежащих выполнению в период мобилизации и в военное время. В результате проведенных работ госпиталь должен соответствовать всем гигиеническим и противоэпидемическим нормам лечебно-профилактического учреждения военного времени. 2.3. Архитектура и планировка зданий, блоков, секций лечебно-профилактического учреждения военного времени. Структура, состав, размещение и планировка зданий, блоков, секций решаются с учетом профиля и мощности ЛПУ , необходимости централизации помещений, функциональных подразделений и взаимоудаления отдельных из них как в пределах лечебного комплекса, так и в пределах зоны медицинского обслуживания. Архитектурно-планировочные решения зданий и помещений ЛПУ должны обеспечивать оптимальные гигиенические условия пребывания больных, труда персонала и соответствующий противоэпидемический режим. Планировка и устройство ЛПУ должны предусматривать размещение в отдельных корпусах и блоках функциональных подразделений, к которым предъявляются специальные гигиенические требования (операционные и реанимационные блоки, инфекционное, кожно-венерологическое, детское, акушерское отделения и др.), группировку однородных по профилю и противоэпидемическому режиму подразделений и помещений вокруг лестнично-лифтовых узлов и коридоров, разделение лечебно-диагностических помещений для больных стационара и поликлиники, исключение перекрещивания и соприкосновения «чистых» и «грязных» потоков больных, персонала, оборудования и др. Здания стационаров в ЛПУ не должны быть более 9 этажей, детские отделения рекомендуется размещать не выше 5 этажа. В подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов допускается размещение кладовых хозяйственного инвентаря, гардеробных и буфетов для персонала, центральных бельевых, помещений для хранения вещей больных, сбора грязного белья, некамерной дезинфекции инвентаря и предметов ухода за больными, вентиляционных камер, тепловых узлов, приемных мусорокамер, машинных отделений лифтов и подъемников. В цокольных этажах с отметкой пола на 1,2 м ниже отметки тротуара допускается размещать служебные помещения, медицинские архивы, помещения выписки больных и вестибюли, а с отметкой пола не ниже 0,5 м – все помещения, не относящиеся к палатным отделениям, операционным блокам и лечебно-диагностическим кабинетам. Размещение в подвальных и цокольных этажах лечебно-диагностических корпусов помещений мастерских, складов ядовитых, сильнодействующих, легковоспламеняющихся жидкостей, а также приемных отделений запрещается . Помещения машинных отделений вентиляционного оборудования, лифтов, подъемников, являющихся источниками шума и вибрации размещать смежно с палатами и лечебно-диагностическими кабинетами, а также над и под ними не допускается. Мусорокамеры должны максимально изолироваться от всех помещений. Размещение и планировка рентгенологических, радиологических и других специализированных отделений и кабинетов должны производиться в соответствии со специальными требованиями действующих санитарных правил и норм, государственных стандартов. Расположение операционных и реанимационных блоков, палатных отделений на последних этажах зданий допускается при наличии над ними технического этажа. Изменение состава и планировки помещений , предусмотренных проектом ЛПУ, а также использование помещений не по прямому функциональному назначению без согласования с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора запрещается . Площади палат на 1 койку определяются спецификой отделения и должны соответствовать нормативным требованиям (Таблица 2). Таблица 2Регламентируемые площади палат в отделениях ЛПУ
2.4. Внутренняя отделка помещений лечебно-профилактического учреждения военного времени. Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением . Поверхность стен, перегородок и потолков, связанных с медико-технологическим процессом, должна быть гладкой и легкодоступной для влажной уборки и дезинфекции. Отделочные материалы должны быть стойкими к химическим, физическим и механическим воздействиям, обладать низкой теплопроводностью и высокой прочностью . Звукопоглощающая способность ограждающих конструкций и отделочных материалов должна быть не менее 44 дБ. Перекрытия, перегородки помещений и их отделка должны обеспечивать непроницаемость для влаги, грызунов и насекомых. Все применяемые для внутренней отделки помещений материалы должны быть только из числа разрешенных органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В помещениях с сухим режимом работы (палаты, холлы, кабинеты врачей, комнаты персонала и др.) стены рекомендуется окрашивать силикатными и масляными красками, а потолки покрывать водоэмульсионной или известковой побелкой. Для отделки полов должны предусматриваться прочные, нескользкие, обладающие повышенными теплоизоляционными свойствами, гладкие материалы: паркет, линолеум, деревянные полы, покрытые масляной краской или лаком. На первых этажах и в вестибюлях при устройстве полов должны использоваться мраморная крошка, мраморные и мозаичные плитки. В помещениях с влажным режимом работы , подвергающихся частой влажной уборке и дезинфекции (операционные, перевязочные, стерилизационные, моечные, душевые и др.) стены должны облицовываться глазурованной плиткой и другими влагостойкими материалами на полную высоту. Полы должны быть в монолитном исполнении или покрыты водонепроницаемыми материалами типа метлахской плитки. Потолки отделываются водостойкими масляными или другого типа красками. Использование нитроэмалей не допускается. Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть стойкими к механическому воздействию, нескользкими, гладкими и иметь антистатическое покрытие. Напряженность электростатического поля на поверхности эксплуатируемого пола не должна превышать 20 кВ/м². Отделка коридоров должна обеспечивать удобство транспортировки больных, оборудования, пищевых продуктов, лекарств и передвижения средств малой механизации. Панели должны отделываться легкомоющимися прочными материалами и оборудоваться защитными перилами и бордюрами. Покрытия полов должны быть ровными, прочными, стойкими к влажной уборке и дезинфекции, нетеплопроводными и обеспечивать бесшумность передвижения больных, персонала, оборудования и т.д. Линолеумные покрытия не должны иметь дефектов, должны быть гладкими, плотнопригнанными к основанию. Края линолеума должны быть подведены под плинтуса, швы пропаяны. Применение подвесных потолков допускается только в вестибюлях, коридорах, холлах при наличии возможности проведения их очистки, влажной уборки и дезинфекции. Отделка специализированных отделений и кабинетов должна быть выполнена с учетом требований соответствующих СНиП, государственных и отраслевых стандартов. В местах установки раковин и другого санитарно-бытового оборудования, эксплуатация которого связана с увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку их поверхностей глазурованной плиткой на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от краев оборудования с каждой стороны. Применение пустотелых перегородок , а также использование для отделки стен и потолков картонных, асбоцементных, древесно-стружечных плит и сухой штукатурки запрещается . Все применяемые для отделки помещений материалы должны иметь цветовое решение, соответствующее их функциональному предназначению и психофизиологическому состоянию больных и персонала. 2.5. Отопление, вентиляция и кондиционирование лечебно-профилактического учреждения военного времени. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать регламентируемые нормативными документами условия микроклимата и воздушной среды помещений ЛПУ. Во всех отделениях и функциональных подразделениях должно предусматриваться центральное водяное отопление. Системы отопления должны обеспечивать равномерное нагревание и регламентируемую температуру воздуха в помещениях в течение всего отопительного периода , исключать загрязнение воздуха, не создавать шума. Температура нагревательных приборов должна регулироваться автоматизированными тепловыми пунктами или специальными устройствами в системе отопления. В помещениях постоянного пребывания больных и персонала размещение нагревательных приборов у внутренних стен запрещается . Устройство и поверхности отопительных приборов должны обеспечивать свободный доступ для проведения влажной уборки и дезинфекции, использование ограждающих съемных декоративных решеток допускается в детских отделениях и административно-хозяйственных помещениях. Теплоносителем в системах центрального отопления должна быть вода с предельной температурой в нагревательных приборах 85ºС . Использование других жидкостей и растворов в качестве теплоносителя запрещается. Радиационное панельное отопление должно устраиваться в операционных и реанимационных залах, предоперационных, наркозных, родовых, палатах для больных с ожогами и сниженным иммунитетом, асептических блоках, боксах и полубоксах, а также в инфекционных и психиатрических отделениях. Радиационное панельное отопление допускается использовать для предупреждения перегрева помещений в летний период путем подачи в систему охлажденной воды. Расчетные параметры микроклимата для помещений постоянного пребывания больных должны приниматься в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха в палатах общего профиля должна соответствовать оптимальным значениям для холодного периода года – 21-22ºС; 30-45%; 0,1 м/с и для теплого периода года – 23-24ºС; 30-35%; 0,15 м/с. Оптимальные и допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах персонала должны определяться в соответствии с ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». Системы вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать регламентируемую чистоту воздушной среды и оптимальные условия микроклимата в помещениях путем удаления избытков тепла, влаги, вредных химических веществ, микроорганизмов и пыли, а также приготовления воздуха с заданными параметрами. Отделения и функциональные подразделения ЛПУ должны оборудоваться приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. Во всех помещениях, кроме операционных, родовых, реанимационных залов и асептических блоков, помимо приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, должна предусматриваться естественная вентиляция путем устройства фрамуг, форточек и вытяжных вентиляционных каналов с гравитационным побуждением. В инфекционных отделениях должна оборудоваться приточная вентиляция с механическим побуждением и подачей воздуха в коридор , а удаление воздуха должно осуществляться естественным путем из боксов, полубоксов и боксированных палат через индивидуальные каналы, исключающие перетекание воздуха по вертикали. Забор наружного воздуха для систем вентиляции и кондиционирования должен производиться из чистой зоны на высоте не менее 1 м от поверхности земли . Воздуховоды должны быть изготовлены из материалов, позволяющих производить очистку и дезинфекцию, не иметь механических повреждений и нарушений герметичности. Воздух, поступающий в помещения, должен быть профильтрован, а подаваемый в асептические блоки – дополнительно очищен в бактериальных фильтрах. В кондиционируемых помещениях должны обеспечиваться регулируемые температура 18-25 ºС, относительная влажность 55-60% и скорость движения воздуха 0,15 м/с, а также степень очистки воздуха от частиц размерами 5 мкм и бактерий не менее 95%. Воздухообмен отделений и функциональных подразделений должен предусматривать правильную организацию подачи и удаления воздуха и исключать перетекание воздушных потоков из «грязных» помещений в «чистые». Воздухообмен в палатных секциях должен быть достаточным и максимально ограничивать перетекание воздуха между палатами, лечебно-диагностическими, вспомогательными помещениями, между отделениями и между смежными этажами. Для исключения возможности поступления воздушных масс из лестнично-лифтовых узлов в палатные секции между ними в нейтральной зоне должен обеспечиваться подпор воздуха, а при входе – оборудован шлюз, оснащенный автономной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением. В коридорах палатных секций необходимо устройство приточной вентиляции с кратностью воздухообмена 0,5 объема коридора. Для создания изолированного воздушного режима палат должны устраиваться припалатные шлюзы , оборудованные санитарным узлом и вытяжной вентиляцией с механическим побуждением . Количество приточного воздуха в палату должно быть не менее 80 м3 /час на одну койку. 2.6. Водоснабжение, удаление твердых и жидких отходов лечебно-профилактического учреждения военного времени. Действующие ЛПУ должны быть оборудованы централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, а также канализации. Водоснабжение ЛПУ должно предусматривать аварийное (временное в течение 1 суток) обеспечение водой из резервного источника или запасной сети. Установка насосов хозяйственно-питьевого водопровода в зданиях ЛПУ не допускается, за исключением помещений водолечения и лечебных плавательных бассейнов с оборотным водоснабжением. На случай выхода из строя системы горячего водоснабжения в предоперационных, перевязочных, процедурных, санитарных комнатах, санитарных пропускниках, пищеблоке, буфетных и других функциональных помещениях, в которых пренебрегать выполнением гигиенических и противоэпидемических требований нельзя, должны быть установлены резервные водонагревательные устройства . Суммарный расход воды на хозяйственно-питьевые нужды должен быть не менее 200 дм3 в сутки на одну койку (при наличии прачечной с механической стиркой белья – 250 дм3 ), а часовое потребление холодной и горячей воды должно составлять соответственно 5,5 дм3 и 9,5 дм3 . Сбор производственных и бытовых сточных вод в ЛПУ должен осуществляться раздельными системами канализации и выпусками в централизованную сеть. Для очистки сточных вод пищеблоков устраиваются жироуловители, радиологических отделений – дезактивационные устройства, предусмотренные техническим заданием. Очистка и обеззараживание сточных вод ЛПУ, в том числе инфекционных отделений, осуществляется на общегородских канализационных очистных сооружениях (выделения инфекционных больных перед спуском в канализационную сеть должны обеззараживаться в отделении). При их отсутствии очистка и обеззараживание сточных вод ЛПУ должны производиться на локальных сооружениях с полной биологической очисткой. Наличие в составе твердых отходов ЛПУ предметов одноразового использования, инфицированного материала, специфических компонентов должно предусматривать их сбор, надлежащую транспортировку и хранение, эффективное обезвреживание и быстрое удаление. Для сбора мусора в помещениях ЛПУ должны устанавливаться педальные ведра и герметичные мусоросборники емкостью до 30 дм3 . Здания ЛПУ, имеющие более трех этажей, должны оборудоваться герметичными мусоропроводами с приемными мусорокамерами в цокольном этаже . Транспортировка твердых отходов к мусоросборникам должна осуществляться в герметичной таре или с помощью пневматических транспортеров, расположенных под землей. Временное хранение твердых отходов на территории ЛПУ допускается только при наличии типовых сменных герметичных контейнеров и павильонов, оборудованных водопроводом, канализацией и дезинфекционными устройствами. Утилизация специфических твердых отходов в ЛПУ разрешается только в мусоросжигательных печах производительностью более 100 кг/час типа «Вансон», расположенных в хозяйственной зоне с соблюдением санитарного разрыва не менее 100 м от лечебных корпусов. Сбор, хранение, удаление и захоронение отходов радиологических отделений должны осуществляться в соответствии с «Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений» (ОСП-72/87). 2.7. Естественное и искусственное освещение лечебно-профилактического учреждения военного времени. Помещения для постоянного пребывания больных и персонала, для проведения лечебно-диагностических процедур и коридоры палатных секций должны иметь естественное освещение . Компенсировать естественное освещение указанных помещений искусственным, а также загораживать световые проемы как снаружи, так и изнутри здания, запрещается. Глубина палат и лечебно-диагностических помещений при естественном одностороннем освещении не должна быть более 6 м, а расстояние между световыми проемами в коридоре при торцевом и боковом освещении не должно превышать 24 м. Освещение «вторым светом» или только искусственное освещение допускается в помещениях : 1) операционных блоков; 2) рентгенологических кабинетов; 3) лабораторных боксов; 4) гардеробных персонала, кладовых и бельевых, санитарных узлов и душевых, санитарных комнат и шлюзов, комнат личной гигиены и других помещениях, технология и правила эксплуатации которых не требуют естественного освещения. Искусственное освещение должно быть достаточным, регулируемым и безопасным , соответствовать назначению помещения, не оказывать шумового, слепящего и другого неблагоприятного влияния на человека и госпитальную среду. Общее искусственное освещение должно предусматриваться во всех помещениях ЛПУ и выполняться светильниками с люминесцентными лампами, размещенными на потолках, и имеющими сплошные закрытые рассеиватели. Лампы накаливания должны использоваться в помещениях : 1) отделения функциональной диагностики; 2) отделения восстановительного лечения; 3) кабинетов рентгенодиагностики и томографии; 4) душевых и санитарных пропускников, санитарных комнат и кладовых; 5) дезинфекционных камер; 6) ремонтных мастерских; 7) для местного освещения рабочих мест, постели больного. В послеоперационных и детских палатах, в залах интенсивной терапии и реанимации устанавливаются только потолочные светильники общего освещения. В функциональных помещениях ЛПУ допускается применение светильников и источников света, виды и типы которых разрешены Министерством здравоохранения для эксплуатации в этих помещениях. Для освещения палат следует использовать комбинированное освещение (общее и местное) , а также устанавливать светильник ночного освещения около двери на высоте 0,3 м от пола. Для управления ночным освещением всех палат секции предусматривается один выключатель у поста дежурной медицинской сестры. Выключатели общего освещения устанавливаются в коридорах у входа в палаты, местного – у постели больного. 2.8. Санитарно-бытовое и технологическое оборудование лечебно-профилактического учреждения военного времени. Все действующие ЛПУ должны оснащаться регламентируемым количеством санитарно-бытовых приборов . В ЛПУ должны предусматриваться централизованные пылесосные и мусороудаляющие установки, системы обеспечения медицинскими газами, а при необходимости – вакуумом и сжатым воздухом. Здания более двух этажей должны быть оборудованы лифтами, бельесбросами, подъемными устройствами и другими средствами малой механизации. В функциональных помещениях , требующих продолжения приостановленного технологического процесса (операционные, пищеблок, лаборатории срочных анализов и др.), должно предусматриваться резервное (аварийное) электро- и газоснабжение . Всё имеющееся в ЛПУ санитарно-бытовое и технологическое оборудование, мебель и инвентарь должны соответствовать техническим условиям и стандартам , иметь покрытие, обеспечивающее проведение влажной уборки и дезинфекции. Использование неисправного или имеющего дефекты оборудования, мебели и инвентаря запрещается. Хранение неиспользуемого оборудования , инвентаря, мебели должно осуществляться в кладовых или складских помещениях вне отделений, загромождение ими палат, коридоров, холлов и функциональных помещений не допускается. В припалатных шлюзах, боксах и полубоксах должны устанавливаться унитазы и умывальники с подводкой горячей и холодной воды. В палатах без шлюзов, врачебных кабинетах, комнатах персонала, лечебно-диагностических помещениях, туалетах устанавливаются умывальники с подводкой горячей и холодной воды. Туалетные комнаты для больных должны быть оборудованы кабинами, вешалками, бумажными полотенцами, зеркалами. Неисправные и имеющие дефекты санитарно-бытовые приборы и устройства подлежат немедленной замене. Для женщин в отделении должна предусматриваться в туалетной комнате кабина личной гигиены размером не менее 1,8х1,2 м, оснащенная восходящим душем. Количество санитарно-бытовых приборов для больных в неинфекционных отделениях следует принимать из расчета – 1 раковина, унитаз и писсуар на 15 человек в мужских уборных и 1 раковина и унитаз на 10 человек – в женских. В туалетных комнатах для персонала в отделении должно предусматриваться не менее двух санитарно-бытовых приборов для женщин и одного прибора для мужчин. Для женского персонала должна устраиваться комната личной гигиены с кабиной, оснащенной специальным оборудованием и восходящим душем. Душевые для персонала должны быть устроены из расчета – 1 душевая кабина на 10 человек в инфекционных и туберкулезных отделениях, в других отделениях – 1 душевая кабина на 15 человек в смену, но не менее одной. Санитарные комнаты в отделениях должны оборудоваться механизированными устройствами для очистки, мойки и сушки предметов ухода за больными, бельевые – приемными люками для белья и подъемными механизмами.
2.9. Пищеблок, буфетные, столовые лечебно-профилактического учреждения военного времени. При устройстве и оборудовании пищеблоков, буфетных и столовых должны соблюдаться основные гигиенические требования, предусмотренные СанПиН 5179-90, СанПиН 42-123-4117-86, СанПиН 42-123-5777-91 и действующим табелем оборудования. Пищеблок следует размещать в отдельно стоящем здании, соединенном транспортными наземными и подземными тоннелями (галереями) с корпусами, кроме инфекционных и туберкулезных. Ширина тоннелей должна быть не менее 3 м, при использовании транспортеров и электрокаров – 4,5 м. Для связи помещения экспедиции с транспортным тоннелем следует предусматривать отдельный лестнично-лифтовый узел, для связи буфетных с тоннелем – специальные подъемники. При доставке, подготовке и раздаче пищи должен соблюдаться принцип поточности производственного процесса. Нельзя допускать встречных потоков сырья, готовой продукции и пищевых отходов. Состав и площади пищеблоков принимаются в соответствии со СНиП 2.08.02.-89. (Таблица 3). При наличии инфекционного корпуса для него организуется экспедиция площадью не менее 6 м2 . При экспедиции пищеблока должно предусматриваться помещение для мытья и хранения кухонной оборотной тары из отделений (термоса, ведра и т.п.). В этом помещении запрещается мытье и хранение кухонной посуды из пищеблока, а также посуды из инфекционных отделений. При отсутствии условий для мытья и хранения кухонной посуды на пищеблоке, кухонная посуда из отделений должна обрабатываться и храниться в буфетных, для чего устанавливаются ванна утвержденных типовых размеров и стеллажи. В складской группе помещений пищеблока должно быть предусмотрено помещение для мытья оборотной тары, контейнеров, тележек, оборудованное трапом и бортиком, высотой не менее 30 см, с подводкой горячей и холодной воды через смесители. Для подвоза продовольствия в ЛПУ и доставки пищи в отделения должен использоваться автотранспорт, на который имеется санитарный паспорт. Доставка готовой пищи в буфетные должна осуществляться в термосах, тележках-термосах, мармитных тележках или плотно закрывающейся таре. Количество посадочных мест в столовых отделений должно быть равным 60% от количества предусмотренных проектом коек , а в столовых инфекционных, кожно-венерологических, послеродовых, психиатрических отделений – 80%. Площадь столовых в отделениях определяется из расчета 1,2 м2 на 1 посадочное место (в отделениях восстановительного лечения – 2,5 м2 на 1 посадочное место). В буфетной палатной секции должно быть предусмотрено два раздельных помещения: подготовки-раздачи пищи (12 м2 ) и моечная посуды (6 м2 ); площадь буфетной для палатного отделения должна быть не менее 22 м2 . Помещения буфетных при отделениях должны быть оборудованы : 1) подводкой горячей и холодной воды; 2) водонагревательными приборами (электрокипятильники и др.); 3) пятисекционными моечными ваннами, оснащенными устройствами для обеззараживания, ополаскивания и сушки посуды; 4) мармитной установкой (электроплитой) для подогрева пищи; 5) шкафами для хранения посуды и продуктов; 6) шкафом для уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств. Для обеспечения горячим питанием медицинского и вспомогательного персонала в лечебных учреждениях должны предусматриваться столовые и буфетные , устройство и оборудование которых должно отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к объектам общественного питания. Количество посадочных мест в столовых и буфетных для персонала принимается из расчета 10-12 мест на 100 работающих. Таблица 3Состав и площадь помещений пищеблоков в лечебных учреждениях
Список рекомендуемой литературы: 1. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Учебное пособие. Под ред. Погодина Ю.И. М. 2006. 2. Лекция по теме № 6 дисциплины «Мобилизационная подготовка здравоохранения». 3. СНиП 2.07.01-89 «Планировки и застройки городских и сельских поселений». 4. СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения». 5. Постановление Правительства РФ от 14 марта 2002 года № 153-12 «Об утверждении положения об отводе, приспособлении и оборудовании зданий, предназначаемых для развертывания специальных формирований Министерства здравоохранения в период мобилизации и в военное время». 6. ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». Приложение. Вопросы для самоконтроля: 1. Размещение лечебно-профилактического учреждения военного времени. 2. Порядок отвода зданий под лечебно-профилактические учреждения военного времени. 3. Перечень специальных строительных и монтажных работ № 1. 4. Перечень специальных строительных и монтажных работ № 2. 5. Архитектура и планировка зданий, блоков, секций лечебно-профилактического учреждения военного времени. 6. Внутренняя отделка помещений лечебно-профилактического учреждения военного времени. 7. Отопление, вентиляция и кондиционирование лечебно-профилактического учреждения военного времени. 8. Водоснабжение, удаление твердых и жидких отходов лечебно-профилактического учреждения военного времени. 9. Естественное и искусственное освещение лечебно-профилактического учреждения военного времени. 10. Санитарно-бытовое и технологическое оборудование лечебно-профилактического учреждения военного времени. 11. Пищеблок, буфетные, столовые лечебно-профилактического учреждения военного времени. |