Учебное пособие: Методические указания по разработке курсовых работ по дисциплине «человек и его потребности (сервисология)»

Название: Методические указания по разработке курсовых работ по дисциплине «человек и его потребности (сервисология)»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ (СЕРВИСОЛОГИЯ)»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕРВИС»

Общие положения

Современная система высшего профессионального образования ориентирует свое развитие на модель выпускника, который должен в современных условиях рыночной экономики быть подготовлен к самостоятельной профессиональной деятельности, требующей аналитического подхода, в том числе и в нестандартных ситуациях. Поэтому особое внимание уделяется организации самостоятельной творческой работы студентов, развитию навыков самостоятельного мышления с опорой на авторитетные мнения или имеющиеся факты. Важной формой развития навыков самостоятельной научной работы является написание студенческих исследовательских, в частности, курсовых работ.

Курсовая работа – это самостоятельная разработка конкретной темы небольшого объема с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы.

Курсовая работа должна являться завершающим этапом изучения блока профилирующих дисциплин выбранного направления обучения. Цель курсовой работы – углубить и конкретизировать знания студентов по изучаемой дисциплине, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного подбора, осмысления и обобщения научной информации и литературы. Курсовая работа позволяет студентам расширить круг дополнительно привлекаемой информации по выбранной теме, а также изучить те разделы курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ознакомительном порядке.

Курсовая работа предусматривается учебным планом и программой изучения данной дисциплины. Количество курсовых работ не превышает одной в семестр. Требования к структуре и содержанию курсовых работ, выполняемых на разных этапах обучения по различным дисциплинам учебного плана, определяются соответствующими кафедрами. Темы курсовых обсуждаются на кафедре и утверждаются проректором по научной работе.

Общие требования к курсовым работам

Курсовая работа является основным учебным документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о выполненной работе. Материал должен быть обработан и систематизирован.

Общими требованиями к курсовой работе студентов является:

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования;

- убедительность аргументации;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Курсовая работа должна быть написана на основе тщательно проработанных научных источников, собранного и обработанного конкретного материала.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование по выбранной теме. Курсовая работа должна отличаться критическим подходом к изучению литературных источников; материал, используемый из литературных источников, должен быть переработан, органически увязан с избранной студентом темой; изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, графиками, таблицами. При написании курсовой работы должны быть обобщены теоретические материалы по избранной теме с использованием соответствующего аппарата обоснования.

Работа завершается конкретными выводами и рекомендациями.

Выбор темы

Тематика курсовых работ с указанием научных руководителей по каждой теме подготавливается и утверждается кафедрой. Выбор студентами темы осуществляется самостоятельно. Допускается возможность предложения студентом своей темы курсовой работы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. При выборе темы курсовой работы студент должен, прежде всего, руководствоваться собственным интересом с учетом будущей профессиональной деятельности. Тема курсовой работы может быть как теоретической, так и практической. Наиболее желательный вариант – сочетание теоретической и практической части.

Выполнение курсовой работы

1. Работа с научным руководителем начинается сразу же после выбора темы курсовой работы с подбора литературы по избранной теме. Научный руководитель рекомендует студенту основную базовую литературу, являющуюся обязательной при разработке данной темы - монографии, фундаментальные научные статьи.

На предварительную проработку опубликованной литературы должно отводиться 2-3 недели.

2. Следующим этапом работы студента с научным руководителем является составление на основе предварительного ознакомления с обязательной литературой рабочего плана курсовой работы. План курсовой работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер, в нём должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы. Курсовая работа должна состоять из введения, двух-трёх глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

После составления студентом рабочего плана курсовой работы научный руководитель рекомендует студенту источники получения информационных материалов для курсовой работы, а также направляет студента на поиск дополнительной литературы по выбранной теме в отечественных и зарубежных периодических изданиях и сборниках статей как в библиотеке вуза, так и в любой публичной библиотеке, а также ориентирует его, при необходимости, на поиск информации с использованием системы Internet.

3. После составления рабочего плана и получения задания от научного руководителя на подбор материалов по теме курсовой работы студент приступает к детальному изучению обязательной литературы, а также подбору опубликованных и неопубликованных дополнительных источников информации. Подбор литературы – это самостоятельная работа студента, успех которой зависит от его инициативности и умения пользоваться каталогами, библиографическими справочниками и т.п. Подбирая литературу в библиотеке, рекомендуется обращаться к библиографу.

В процессе подбора литературы студенту необходимо создавать собственную картотеку. На каждый научный источник открывается отдельная библиографическая карточка, в которой последовательно указываются: автор(ы), название книги (статьи), название издательства (для статей название периодического издания или сборника статей), год издания (для журнальных статей указывается номер журнала). На обороте библиографической карточки полезно помещать аннотацию, отражающую краткое содержание источника информации. В картотеку целесообразно включать все научные источники по теме курсовой работы, изданные за последние пять лет (инструктивные материалы используются только последних изданий).

Детальное изучение студентом источников научной литературы заключается в их конспектировании и систематизации. Характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в будущей курсовой работе. Это могут быть выписки, цитаты, краткое изложение содержания научного источника или характеристика фактического материала. Систематизация получаемых сведений проводится по основным разделам курсовой работы, предусмотренных планом. Работа по подбору литературы предполагает систематические консультации с научным руководителем, обязательное согласование с ним всего списка подобранной литературы, а также обсуждение проработанного материала. После того, как тщательно изучена и проработана собранная по теме литература, возможны некоторые изменения первоначального варианта плана курсовой работы.

4. Одним из наиболее ответственных и трудных этапов при подготовке курсовой работы является сбор и обработка фактического материала. Этот этап работы выполняется студентом самостоятельно в соответствии с индивидуальным заданием научного руководителя и отражает специфику разрабатываемой темы курсовой работы.

Общие требования к содержанию курсовой работы.

Во введении на 2-3 страницах должна быть показана цель и актуальность курсовой работы, указаны задачи, которые ставит перед собой студент при ее написании. Кратко следует коснуться содержания отдельных параграфов работы, отметить особенность использования в работе методики, охарактеризовать в общих чертах основные источники, которые нашли в ней свое отражение. Желательно также дать краткую характеристику объекта и предмета исследования материалов, по которым пишется курсовая работа.

Первый вариант введения, в схематической форме, полезно написать в самом начале исследования. Это поможет организовать процесс работы и сделает его более целеустремленным.

При написании введения работы необходимо учитывать следующие рекомендации:

Актуальными признаются темы, недостаточно разработанные теоретически и практически, посвященные важным проблемам сервиса, потребностей человека, а также теоретико-практические подходы современное сервисологии, призванные решить вопросы, возникающие у специалистов при работе в сфере услуг. Рекомендуется отметить, в какой степени исследуемые вопросы рассмотрены в научной литературе (историографический обзор).

Если в специальной литературе исследуемая проблема рассмотрена в недостаточной степени, то необходимо указать, какие вопросы в ней решены не полностью, а каким уделено особое внимание.

Целью работы является исследование проблем, определяемых выбранной темой, а также направлений и методов их решения. Цель работы необходимо сформулировать кратко и конкретно. Она должна вытекать из обоснования актуальности темы.

Задачи исследования – это теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в ходе выполнения работы. Они должны определять структуру содержания (плана) работы.

Объект исследования – это, например, отдельные проблемы сервисологии или научно-исторические трансформации структуры личностных потребностей, требуемые применения современных методов научного исследования. Это могут быть различные социально-философские и психологические категории человека и его потребностей. Вместе с тем, объектом исследования могут стать теоретические концепции сервисной деятельности, сервисного обслуживания, различных видов современных услуг и т.п.

Предмет исследования определяется темой курсовой (дипломной) работы и объектом исследования. В зависимости от выбранной темы это могут быть характеристики научных концепций, типологии современных услуг, особенности сервисной деятельности в различных профессионально-географических сообществах, специфика сервисной деятельности в разных направлениях обслуживания населения и т.п.

Методы, используемые в теоретической части исследования, зависят от целей и задач работы, от специфики исследуемого материала и, как правило, применяются комплексно: это методы комплексного сравнительного и компонентного анализа, концептуального анализа, а также дистрибутивного анализа и трансформаций. Также целесообразно использовать прогностические методы моделирования, синтеза, индукции и дедукции, абстрагирования и обобщения.

Практическая часть исследования может опираться на использование различных методов сбора эмпирической информации: анкетирование, интервью, опрос, наблюдение. Анализ статистических и других цифровых данных позволяет использовать методы прогнозирования, научно-практического моделирования, синтетического построения предполагаемых эмпирических концепций тех или иных событий и явлений.

Первый параграф, как правило, носит теоретический характер. Все сказанное желательно иллюстрировать цифровыми данными и статистическими данными из статистических справочников, монографий, журнальных статей и других источников, не забывая при этом давать соответствующие ссылки на источники.

В следующих параграфах рассматриваются дальнейшие вопросы курсовой работы. Изложение должно быть последовательно и логично. Оно должно быть также конкретным, целиком оправданным и опираться на действующую практику. Важно не простое переписывание, а критический разбор излагаемых вопросов.

Содержание курсовой работы должно быть конкретным и целиком опираться на эмпирически подтвержденные факты. Следует обратить внимание на стилистику, язык работы, её оформление. Цифровой материал приводится в работе в виде аналитических таблиц, расположенных в конце работы в качестве приложений, для наглядности рекомендуется строить схемы и графики. Все таблицы, схемы и графики следует пронумеровать. Ссылки на приложения целесообразно давать с указанием номера. Все разделы работы должны быть связаны между собой. Поэтому особое внимание нужно обращать на логические переходы от одного параграфа к другому и внутри параграфа от вопроса к вопросу.

Все содержание курсовой работы от введения до заключения должно иметь как бы единый стержень. Все части курсовой работы должны быть связаны между собой, должны дополнять и углублять одна другую.

В заключении следует сделать общие выводы и кратко изложить прогностические идеи и предложения.

После заключения студент должен представить список использованной литературы и приложения. Очень тщательно должно быть выполнено все остальное оформление работы.

Оформление курсовой работы

Материал в работе располагается в следующей последовательности:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение

4. Основная часть - текстовое изложение курсовой работы (по параграфам).

5. Заключение

6. Список использованных источников.

7. Практический материал, использованный в работе (в виде приложения, если он не помещен по ходу изложения).

1. Оформление титульного листа

Титульный лист является первой страницей курсовой работы. На титульном листе приводят следующие сведения:

- наименование учебного заведения, факультет, кафедра;

- гриф утверждения;

- наименование работы;

- наименование дисциплины;

- автор работы;

- обозначение работы;

- специальность, направление подготовки;

- руководитель работы;

- место и дата оформления работы.

Гриф утверждения состоит из слова «УТВЕРЖДАЮ», личной подписи заведующего кафедрой и даты утверждения работы (проекта), расшифровка фамилии. В реквизитах «гриф утверждения» составные части, состоящие из несколько строк, печатаются через 1 межстрочный интервал, а сами составные части отделяются друг от друга 1,5 межстрочным интервалом. Подписи и даты подписания должны быть выполнены только черными чернилами или тушью.

Элементы даты приводят арабскими цифрами в одной строке в следующей последовательности: день месяца, месяц, год, например: дату 10 апреля 2000г. следует оформлять 10.04.2000.

Курсовым работам, присваивается обозначение, состоящее из индекса работы (КР), кода университета - 02069964, номера специальности, номера автора работы по списку из учебной группы или номер варианта, двух последних цифр года окончания выполнения работы, разделяемые тире. Например, КР-02069964-060101-16-09.

Пример оформления титульного листа представлен в Приложении А.

2. Оформление задания на курсовую работу

В задании приводят следующие сведения:

- наименование учебного заведения, факультет, кафедра;

- автор работы;

- тема;

- срок представления работы к защите;

- исходные данные для научного исследования;

- содержание работы;

- перечень графического материала;

- руководитель работы.

Пример оформления задания на курсовую работу представлен в Приложении Б.

3. Содержание курсовой работы

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц.

Слово «Содержание» записывают в верхней части страницы, посередине, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. Пример содержания дан в приложении В.

4. Введение

Введение должно кратко характеризовать современное состояние научной проблемы, которой посвящена работа, а также её цель и задачи. Во введении следует четко сформулировать, в чем заключаются новизна и актуальность работы, обосновать необходимость её проведения и дать оценку принятого решения как с научной, так и с практической точек зрения.

Слово «Введение» записывают в верхней части страницы, посередине, с прописной буквы и выделяют полужирным шрифтом. Пример введения курсовой работы представлен в Приложении Г.

5. Основная часть

В основной части приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты. Основная часть должна содержать:

а) выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения исследовательской работы;

б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;

в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.

Расчеты необходимо пояснять соответствующими расчетными схемами, схемами нагрузок, эпюрами напряжений, эскизами анализируемых объектов и т. п. Содержание работ следует излагать терминологией, присущей данной области.

Тексты курсовых работ должны быть напечатаны с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (по ГОСТ 2.301) через полтора интервала. Рекомендуется в компьютерном исполнении шрифт Times New Roman, размер 14. Допускается отдельные слова, формулы, условные знаки выполнять от руки, используя чертежный шрифт (черной пастой или тушью).

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен пяти знакам.

Курсовые работы выполняются на листах без рамки и основной надписи с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм.

Основную часть следует делить на разделы, подразделы и пункты . Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Начертание должно быть полужирным. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Каждый структурный элемент следует начинать с нового листа (страницы). Допускается каждый раздел основной части начинать с нового листа. Расстояние между заголовком раздела (подраздела) и последующим текстом и расстояние между заголовком раздела (подраздела) и последней строкой предыдущего текста должно быть два межстрочных интервала (через строку).

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Пример – 1, 2, 3 и т.д.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.

Пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления . Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, й, о, ч, ь, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример

а) _____________

б) _____________

1) ________

2) ________

в) _____________

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы и т.п., должны соответствовать требованиям государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных посередине страницы и располагают следующим образом: Рисунок 1 – Детали прибора.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

При ссылках на иллюстрации следует писать «…в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Если иллюстрации применяют для иллюстрации размещения размеров, значения которых представлены в табличной форме, или если иллюстрации сопровождаются данными, приведенными в табличной форме, то таблицу и иллюстрации приводят на одной странице или двух смежных страницах. При этом таблицу приводят ниже иллюстрации или справа от нее, а при необходимости – на следующей странице.

Если иллюстрации не умещаются на одной странице, то допускается переносить ее на другие страницы. При этом наименование помещают на той странице, с которой начинаются иллюстрации, поясняющие данные – на любой из страниц, на которых расположены иллюстрации, а под ними или непосредственно под иллюстрации на каждой из страниц, на которых распложены данные иллюстрации, указывают «Рисунок__, лист__».

Помимо иллюстраций в курсовой работе могут быть использованы таблицы . Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при ее наличии, должно отражать содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» и номер ее указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой страницу заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и графы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик (графа для заголовков).

Если вместо текста, повторяющегося в разных строках графы таблицы, стоит одно слово, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведён на рисунке 1.

Таблица _________ – _________________

номер название таблицы

____________________________________

продолжение названия таблицы

Заголовки

Подзаголовки граф

Головка

Строки

(горизонтальные ряды)

Боковик

(графа для

заголовков)

Графы (колонки)

Рисунок 1

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньшей, чем в тексте. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Графу «Номер по порядку» в таблицу включать не допускается.

При необходимости нумерации показателей, включенных в таблицу, порядковые номера указывают в первой графе (боковике) таблицы, непосредственно перед их наименованием в соответствии с рисунком 2. Перед числовыми значениями величин и обозначением типов, марок и т.п. продукции порядковые номера не проставляют.

Таблица _____

Наименование показателя

Значение показателя для марки

А

Б

1 Плотность, кг/м3 , не более

2 Сжимаемость, %, не более

3 Водопоглощение, % по массе,

75

20

30

80

15

25

Рисунок 2

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку посередине страницы. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова « где» без двоеточия после него.

Пример – Плотность каждого образца ρ, кг/м3 , вычисляют по формуле

ρ , (1)

где m – масса образца, кг;

V – объем образца, м3 .

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяются запятой. Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Одну формулу обозначают – (1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, … в формуле (1). Формулы, помещаемые в приложениях, должны даваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1). Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Нумерация страниц. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Допускается не проставлять страницы на задании. На всех остальных листах страницы проставляются. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе А3 учитывают как одну страницу.

6. Заключение

Заключение должно содержать:

- краткие выводы по результатам выполненной работы;

- оценку полноты решений поставленных задач;

- разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов;

- оценку его технико-экономической эффективности;

- народнохозяйственную, научную, социальную ценность результатов работы.

7. Ссылки

При ссылках на данную работу (проект) указывают номера разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, перечислений, графического материала, формул, таблиц, приложений (в том числе на его разделы, подразделы, пункты, подпункты и таблицы), а также графы и строки таблиц данной работы (проекта) и позиции составных частей изделия на рисунке.

При ссылках следует писать: «…в соответствии с разделом 2», «… согласно 3.1», «… по 3.1.1», «… в соответствии с рисунком А.2», «(рисунок 5)», «… по формуле (3)», «в соответствии с таблицей 1», «(таблица 4)», «… в соответствии с приложением А», «(приложение Г)» и т.п.

При ссылках на структурную часть текста, имеющую нумерацию из цифр, не разделенных точкой, следует указывать наименование этой части полностью, например, «… в соответствии с разделом 5», «… по пункту 3», а при нумерации из цифр, разделенных точкой, наименование структурной части не указывают, например, «… по 4.10», «… в соответствии с 2.12».

Использованные в работе цифровые данные, выводы, мысли других авторов в пересказе и цитаты в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками на использованные работы. Эти ссылки могут быть сделаны в виде сносок в нижней части страницы с указанием автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы, где находится данное высказывание, или с указанием в квадратных скобках сразу же после высказывания номера источника в списке литературы.

Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения. Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта.

Пример – «… печатающее устройство2) …»

Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками*. Применение более четырех звездочек не допускается.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках. Если речь идет о содержании всего источника, например [1]. Если же дается цитата, то приводится в скобках как номер источника, так и номер страницы или страниц, например [1, с. 2 - 6].

Пересказ мыслей и выводов других авторов следует делать без искажения этих мыслей. Цитаты должны быть тщательно выверены и иметь ссылку на тот или иной источник. Студент несет ответственность за точность приносимых данных, а также за объективность изложения мыслей других авторов.

8. Список использованных источников

Список использованной литературы и других источников составляется в следующей последовательности:

1. Законы, постановления правительства и Государственной думы.

2.Нормативные акты, инструктивные материалы, официальные справочники.

3.Специальная социально-психологическая, философская и экономическая литература в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям, если на титульном листе книги автора нет (монографии, статьи).

4. Периодические издания с указанием года и месяца журналов и газет (если статьи из них не приведены в предыдущем разделе списка литературы).

Нумерация документов в списке литературы должна быть сплошной – от первого до последнего названия. Библиографическое описание каждого источника составляется по определенной схеме и состоит из ряда обязательных элементов в соответствии с существующим ГОСТом.

9. Приложения

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены:

- промежуточные математические доказательства, формулы и расчёты;

- таблицы вспомогательных цифровых данных;

- протоколы испытаний;

- описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения работы (проекта);

- иллюстрации вспомогательного характера.

В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного – «рекомендуемое» или «справочное».

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O. В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами. Если в работе (проекте) одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы (проекта) сквозную нумерацию страниц.

Оценка курсовой работы

Каждая курсовая работа с учетом ее содержания оценивается по пятибальной системе.

Высшая оценка «отлично» ставится за всестороннюю глубокую разработку темы на основе широкого круга источников информации; если проявлено критическое отношение к использованному материалу, самостоятельность суждений, правильны расчеты и выводы и нет существенных недостатков в стиле изложения.

Оценка «хорошо» ставится при нарушении одного из вышеизложенных требований, например, в случае ошибок в расчетах, выводах, но при условии достаточно полной, глубокой и самостоятельной проработки темы, а также соблюдении всех других требований (глубина, широта информации и т.д.).

Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, текст и цифровые данные которой свидетельствуют о том, что студент добросовестно ознакомился и проработал основные источники, без привлечения которых работа вообще не могла бы быть выполнена, и содержание темы, хотя и по ограниченным источникам, раскрыл в основном правильно.

Работа, которую преподаватель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учетом высказанных в отзыве замечаний.

Курсовая работа должна быть написана в сроки, устанавливаемые кафедрой.

Несвоевременное представление курсовой работы на кафедру приравнивается к неявке на экзамен, поэтому студент, не сдавший без уважительных причин в срок курсовую работу, получает неудовлетворительную оценку, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Темы курсовых работ

1. Проблемы многообразия потребностей человека в структуре современного сервиса

2. Проблема жизни и смерти человека в социальных, философских и психологических концепциях

3. Свобода и счастье человека как основные потребности человека

4. Экзистенциальные основы сервисологии: в чем смысл жизни человека

5. Роль личности в процессе поиска жизненного смысла

6. Свобода личности как ценность

7. Отношение человека к природе в зеркале истории различных цивилизаций

8. Проблемы биологической стабилизации окружающей среды

9. Основные направления социализации и образования личности в контексте сервисологии

10. Деятельность как вид социокультурной нормы и способность человека к саморазвитию

11. Профессиональная деятельность человека в процессе производства и формирования потребностей

12. Потребности личности в качественном обслуживании населения

13. Структура сервисного обслуживания

14. Социальная и экономическая зависимость различных видов сервиса

15. Понятие услуги. Характеристика и структура основных видов услуг

16. Формы и методы управления сферой сервиса в условиях рынка

17. Сфера услуг: структура и роль в современном обществе

18. Сфера услуг и факторы ее развития в современных условиях

19. Качество, уровень жизни и развитие сферы услуг

20. Основные факторы развития сферы услуг в России

21. Особенности развития сферы услуг в постсоветских странах

22. Взаимодействие и взаимообусловленность развития материального производства и сферы услуг

23. Современный сервис: проблемы и тенденции развития

24. Бизнес-услуги в современном обществе

25. Социокультурные услуги и их роль в обеспеченности современного качества жизни

26. Новейшие услуги

27. Новое обличье традиционных услуг

28. Услуги в рамках муниципальных образований: роль и тенденции развития

29. Индустрия услуг: подходы к пониманию и тенденции развития

30. Современный производственный (промышленный) сервис

31. Рынок услуг и проблемы его развития в России

32. Роль малого бизнеса в формировании рынка услуг

33. Крупный бизнес на рынке услуг

34. Возможности применения ценовой дискриминации на рынке услуг

35. Особенности и тенденции развития современного мирового рынка услуг.

36. Эволюция механизма регулирования международной торговли услугами

37. Россия на мировом рынке услуг: проблемы и перспективы

38. Развитые страны на мировом рынке услуг

39. Новейшие наукоемкие услуги как объект международной торговли

40. Имидж предпринимателя в сервисе

41. Сущность и специфика энергосберегающего сервиса

42. Региональные особенности энергосберегающего сервиса

43. Мировые тенденции в развитии энергосберегающего сервиса

44. Энергосберегающий сервис в структуре современных российских предприятий

45. Прошлое, настоящее и будущее энергосберегающего сервиса: прогнозы и опасения

46. Современные проблемы энергосбережения ресурсов в системе сервисной деятельности

47. Энергосберегающий сервис на предприятиях Республики Мордовия: проблемы и тенденции развития

48. Проблемное поле энергосберегающего сервиса

49. Проблема использования энергосберегающих ресурсов в современной системе технического сервиса

50. Сервис в системе энергосбережения: зарубежный и отечественный опыт

Список литературы, рекомендуемой для написания курсовой работы

1. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова; М.: Аспект-Пресс, 2007. – 319 с.

2. Аманжалова Д.А., Багдасарян В.Э., Горлов В.Н. и др. Введение в специальность: История сервиса: Учебное пособие / Д.А. Аманжалова, Э.Багдасарян, В.Н. Горлов и др. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. - 384 с.

3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятий сферы услуг): Учебное пособие для вузов / Г. И. Хотинская, Т. В. Харитонова. - М.: Дело и Сервис , 2004. – 274 с.

4. Андрианов Д.Е. Особенности подготовки специалистов информационного направления в сфере сервиса и услуг /Д.Е.Андрианов // Образование в области сервиса и туризма: /Под общей ред. д. и. н., проф. А.А.Федулина, д. с. н., проф. Т.Н. Ананьевой. - М.: ,2008. - 111-112 с.

5. Андросов С. П. Технические средства предприятий сервиса : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 230700 "Сервис" / С. П. Андросов ; Федер. агентство по образованию, Ом. гос. ин-т сервиса, Каф. Общепроф. дисциплин Омск : ОГИС, 2004. – 227 с.

6. Архипов В.А. Социальное целеполагание как элемент механизма социализации профессионального работника сферы сервиса / В.А. Архипов // Сервис plus.- №2.- С.60-64.

7. Архипов В.В. Гостинично-ресторанный сервис: Особенности культуры и традиций питания народов мира: Учеб. Пособие / В.В.Архипов, Е.И.Иванникова.- Авто К.: Атика, 2005.- 216с.

8. Бабкин Н.И. Психологические и педагогические основы сервиса: В 2-х ч.: Учеб. пособие / Н.И.Бабкин.- М.: МГУС, 2005.- 142с.

9. Бабурин В.А.; Корнейчук Б.В. Маркетинг в сфере сервиса, СПб.: СПбГИСЭ, 2001. – 395 с.

10. Балаева О.Н. Управление организации сферы услуг: учебное пособие / О.Н. Балаева, М.Д. Предводителева; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом Гос. Ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 155 с.

11. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): учеб. пособие / Ю.Ю. Балакина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 285 с.

12. Балалова Е. И. Сервисная деятельность: учет, экономический анализ и контроль: Учебное пособие/Е.И. Балалова, О.В. Каурова. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2006.- 288с.

13. Барлоу Дж., Стюарт П. Сервис, ориентированный на бренд. Новое конкурентное преимущество / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. – 288 с.

14. Бескоровайный В. В. Технические средства предприятий сервиса : Учеб. пособие для студентов высш. проф. образования, обучающихся по специальности 230700 "Сервис" / В. В. Бескоровайный, Л. В. Ларина; Под общ. ред. В. В. Бескоровайного М. : Academia, 2003. – 304 с.

15. Болгов И.В., Агарков А.П.,Инфраструктура предприятий сервиса.Учебник. - М.: "Академия", 2008. - 288с.

16. Бринк И.Ю. Ресурсосбережение и проблемы развития образования в области сервиса /И.Ю. Бринк, Прокопенко Н.Н.//Образование в области сервиса и туризма:/Под общей ред.д.и.н. проф.А.А.Федулина, д.с.н.проф. Т.Н. Ананьевой. -М.: Академия, 2008. - 102-104 с.

17. Быков В.В. Моделирование системы технического сервиса: монография /В. В. Быков, А.С. Назаренко, Н.К. Юрков; Минобразования РФ, МГУЛ - М. : Изд-во МГУЛ, 2004. – 292 с.

18.Велединский В.Г. Сервисная деятельность: учебник / В.Г. Велединский. – М.: КНОРУС, 2010. – 176 с.

19. Велединский В.Г. Социокультурный сервис. - Спб.: Питер, 2004. – 277 с.

20. Веселовский М.Я. Страховой сервис: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. - 288 с. - (Серия "Глобальный сервис").

21. Власова Т.И. Туризм и сервис без науки не эффективны /Т.И. Власова, Байков Е.А. //Образование в области сервиса и туризма:/Под общей ред.д.и.н. проф.А.А.Федулина, д.с.н.проф. Т.Н. Ананьевой. -М.: ,2008. - 75-79 с.

22. Гладилин Ю.А. Техника и технологии сферы сервиса: Учеб.пособие.- СПб.: СПБГУСЭ, 2006.- 147 с.

23. Гойхман О.Я. К вопросу формирования термингологии сферы сервиса /О.Я. Гойхман //Теоретические и прикладные проблемы сервиса. Гл.ред.А.А. Федулин, № 1(22)/, 2007. - 26-29 с.

24. Головин С.Ф. Технический сервис транспортных машин и оборудования.: Учеб.пособие. - М.:Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 288 с.

25. Горовиц Ж. Сервис-стратегия: управление, ориентированное на потребителя : пер. 2-го англ. изд. — М. : Дело и Сервис, 2007. — 288 с

26. Грибов В.Д. Экономика предприятия сервиса: Учеб. пособие/В.Д.Грибов, А.Л. Леонов.- М.: КНОРУС, 2006.- 280с.

27. Гущин В.В., Пахомов В.Д., Приходько Е.П. Сервисное право : Учебное пособие / под ред. Проф. Ю.П. Свириденко. - М.: Издательско-книготорговый центр "Маркетинг", 2002.- 360 с.

28. Данилин В.Я. Проектирование предприятия сервиса компьютерной и микропроцессорной техники: Учеб. пособие/В.Я.Данилин.- Волгоград: МГУс, 2006.- 36с.

29. Документационное обеспечение управления социально-культурным сервисом и туризмом: Метод.пособие/ Сост. С.А. Спирина, С.В. Уфимцев, - Волгоград: ГОУВПО МГУс, 2006 - 187 с.

30. Ермаков А.С. Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса: Лабораторный практикум/А.С.Ермаков.- М.: МГУс, 2006.- 113с.

31. Ерохина Л.И. Предприятия в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами. Теория и практика. Учебное пособие. М.: МПСИ, 2005, - 248 с.

32. Ерохина Л.И. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса: Учеб. сервиса:Учеб.пособие/Л.И.Ерохина, Е.В.Башмачникова.- Тольятти: ТГИС, 2003.- 220с.

33. Иванов В.В., Волов А.Б. Сервисные инновации. //Гостиничное дело. - М.: Изд.Дом "Панорама" № 7/2005.- 16-21 с.

34. Индустрия сервиса в XXI веке: Мат-лы Межд.науч.конфер. «Химия природных соединений. Проблема XXI века».- М.: МГУс, 2003.- 64с.

35. Исаев Г.Н. Концептуальная модель развития качества информационного сервиса/Г.Н.Исаев//Теорет. и прикл. пробл. сервиса.- 2006.- №3.- С. 25-30.

36. Камилина Л. Сервис класса люкс. Розовая книга менеджера/Л.Камилина,М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- 254с.

37. Карнаухова В.К. Сервисная деятельность: Учеб. пособие/В.К.Карнаухова, Т.А.Краковская; Под общ. ред.Ю.М.Краковского.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов , 2006.- 256с.

38. Каурова О.В., Малолетко А.Н. Особенности управленческого учета в сфере сервиса.Формирование и развитие сферы услуг.//Сервис. -М.:№4 т.2., 2008. - 98с.

39. Корнеев Н.В., Емелина И.А. Технология гостиничного сервиса: Учеб.пособие: Рекомендовано УМО., 2008. - 400 с.

40. Краковский Ю.М., Карнаухова В.К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность.Уч.пособие. - М.: ИКЦ "МарТ", 2008. – 254с.

41. Крутик А. Б. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 100103 "Социально-культурный сервис и туризм" / А. Б. Крутик, М. В. Решетова М : Академия, 2007. – 224 с.

42.Кукушкин В.С. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с.

43.Кулибанова В.В. Маркетинг сервисных услуг. – СПб.: Вектор, 2006. – 192 с.

44.Лойко О.Т. Сервисная деятельность (1-е изд.) Учеб.пособие. - М.: ООО Издательский центр "Академия", 2008. – 352с.

45. Мазаева Н.П. Менеджмент организаций в сфере сервиса: Учеб. пособие/Н.П.Мазаева, Н.Г.Лебедева.- М.: МГУс, 2001.- 85с.

46.Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 510 с.

47.Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 318 с.

48. Матушевская Е.Г., Заднепровская Е.Л. Роль сервиса в обеспечении конкурентоспособности ресторана/Формирование и развитие сферы услуг/Сервис PLUS.-М.:№ 4/ , 2007. – с. 4.

49.Меликян О.М. Поведение потребителей: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.

50. Морозов Н.С., Морозова М.А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме.Учебник. - 4-е изд., стер. -М.: "Академия", 2009. - 288 с.

51. Морозова Л.С. Формирование сервисной экономики как фактор социально-эконмического развития регионального рынка труда. -М.: МГУс, 2006. - 200 с.

52. Научный сервис в сети Интернет: многоядерный компьютерный мир. 15 лет РФФИ : труды Всероссийской научной конференции, г. Новороссийск, 24-29 сентября , 2007. г. Москва : Изд-во Московского ун-та, 2007.

53. Научный сервис в сети Интернет: технологии параллельного программирования : тр. Всероссийской научной конф., Новороссийск, 18-23 сент. 2006 г. Москва : Изд-во Московского ун-та, 2006

54. Нестеров А.В.Сервис и услуги: комплексный подход. - М.: ГУ ВШЭ., 2007. - 150 с.

55. Николашин В.М. Сервис на транспорте: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/В.М. Николошин, Зудилин Н.А., Синицина А.С., и др. Под ред.В.М. Николошин - 2-е изд.,испр. -М.: Академия, 2006. - 272 с.

56. Новые формы и методы подготовки специалистов для сферы сервиса : Материалы Междунар. науч.-метод. конф., 26-29 мая 2003 г. / [Ред. совет: пред.-Посеренин С.П. и др.] М. : МГУС, 2003. – 292 с.

57.Орлов С.В. Человек и его потребности: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.

58. Осокина И.В.Теоретико-методологические основы образовательного сервиса: Учеб. пособие/И.В.Осокина, Цветлюк Л.С.- М.: МГУс, 2005.- 116с.

59. Пашковская Т.И. Обоснование системного подхода в современной профессионально-графической подготовке специалиста сервиса /Т.И.Пашковская //Теоретич.и прикл.проблемы сервиса. Гл.ред. М.Н.Буткевич, №3(28)/,2008.- 42-45 с.

60. Пашковская Т.И. Педагогические условия и принципы современной профессиональнографической подготовки специалиста сервиса: Монография/Т.И.Пашковская.- М.: МГУс, 2003.- 166с.

61. Пашковская Т.И. Теоретические основы развития способностей к творческой деятельности у будущих специалистов сервиса /Т.И.Пашковская, Н.М. Савенко //Теоретич.и прикл.проблемы сервиса. №3(28)/,2008.- 46-49 с.

62. Пашковская Т.И., Молотова В.Н. Дизайн и реклама на предприятиях сервиса: Учеб.пособие. -М.: МГУс, 2006. - 100с.

63. Пашковский И.Э. Курсовое проектирование по технологическим процессам в сервисе: Учеб.пособие. -М.: РГУТиС, 2007. - 122 с.

64. Петрова Г.В.Правовое обеспечение профессиональной деятельности в сфере сервиса. -М.: Изд.центр "Академия", 2008. - 320 с.

65. Проблемы образования в сфере сервиса. Полувековой опыт подготовки Специалистов МТИ-ГАСБУ-МГУс: Мат-лы межд. научно-практич. конфер. М.: МГУс, 2002.- 109с.

66. Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса : Сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 23 марта 2006 г. - 112 с.

67. Проблемы практического маркетинга и рекламы в сфере сервиса: Мат-лы Всерос.научно-практич.конфер., 15 марта , 2007./Под ред.Н.А.Платоновой.-М.: МГУС, 2007.- 230с.

68. Проблемы реабилитации в социальной работе и сервисе: Тематич.сборник /Отв. ред.В.А.Сигида.- М.: МГУс, 2001.- 181с.

69. Проблемы теории и практики современного сервиса: Мат-лы Межд. науч- практич. конфер.- М.: МГУс, 2005.- 304с.

70. Прогрессивные технологии и научные исследования в области сервиса и дизайна: Сборник науч.трудов/Под ред.И.Э.Пашковского.- М.: МГУс, 2006.- 75с.

71.Романович Ж.А., Калачев С.Л. Сервисная деятельность: учебник. – М.: «Дашков и К», 2005. – 284 с.

72. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А.Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. Уч. Пособие. М: ЗАО Издательский дом "ПИТЕР", 2008. - 480с.

73. Семин О.А., Сайдашева В.А., Панюкова В.В. Сервис в торговле: учебное пособие: в 3 кн. Кн.1: Маркетинг и управление качеством торговых услуг.- 2-е изд. М.: Дело и Сервис, 2006. - 215 стр.

74. Система управления качеством подготовки специалистов для сферы сервиса: Проблемы, опыт, перспективы развития: Сборник тезисов докл.научно- методического семинара.- Тольятти: Изд-во ТГУс, 2006.- 208с.

75. Солонкина О.В., Рамендик Д.М.Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме. ООО Издательский центр "Академия", 2008. - 224с.

76. Состояние и перспективы развития образования в области сервиса: Мат-лы научно-метод. конфер./Под ред.Л.А.Каплина, В.К.Романович.- М.: МГУс, 2005. - 197с.

77.Слиньков В.Н. Первоклассный сервис. Стратегия, тактика, оценка. Практические рекомендации. – К.: КНТ, 2008. – 272 с.

78.Станкин М.И. Психология управления. Учебное пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез» совместно с ООО «Журнал «Управление персоналом». – 2003. – 280 с.

79.Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Т.Д. Бурменко. – М.: КНОРУС, 2010. – 424 с.

80.Теория, практика и перспективы развития современного сервиса: Мат-лы Межвуз. научно-практич. конфер.- Волгоград: МГУс, 2006.- 469с.

81. Техника и технология сервиса: Сборник науч. трудов / Под ред. Н.А.Феоктистова, В.К.Душина.- М.: МГУс, 2001.- 129с.

82. Ткалич А.И. Консалтинговый сервис: Учебное пособие. - М: Альфа -М, 2007. - 207 с.

83. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. Учеб.пособие: -М.: "Академия", 2008. - 416с.

84. Тулинов А.Б. Стратегия развития промышленного сервиса в России /А.Б. Тулинов, А.Б.Гончаров, А.А.Корнеев //Теоретич. и прикл. проблемы сервиса. №3(28)/,2008.- 50-54 с.

85.Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности: учебное пособие / М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – М.: Издательство «Омега – Л», 2011. – 105 с.

86. Федцов В. Г. Культура сервиса: Учеб.-практ.пособие /Академия русских предпринимателей: Институт русского предпринимательства. М.: ПРИОР, 2010. – 288 с.

87. Фокина О.А. Гуманитарная компетентность будущих специалистов сервиса/О.А.Фокина// Высш. образование сегодня.- , 2007.- №4.- С. 51-52.

88. Хотинская Г.И. Налогообложение в сфере сервиса: Учеб. пособие /Г.И.Хотинская.- М.: МГУс, 2006.- 100с.

89. Черников В.Г. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме : Учебное пособие. Рыбинск : РГАИТА, 2006. - 138 С.

90. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество/Пер.с англ.;Дж. Шоул.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.- 338с.

91. Эдмунд Лолер, Сервис по-королевски. Уроки ресторанного дела от Чарли Троттера: пер. с англ., Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 232c.

Приложение А

(обязательное)

Пример оформления титульных листов для курсовой работы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»

Факультет светотехнический

Кафедра сервиса

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОВРЕМЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

(ПРОМЫШЛЕННЫЙ) СЕРВИС

Автор курсовой работы (подпись) 05.03.2009 Н. К. Иванова

Специальность ________________________________________

Обозначение курсовой работы ___________________________

Руководитель работы

канд. тех. наук, доц. (подпись) 09.03.2009 Л. Т. Петрова

Оценка____________

Саранск

2011

Приложение Б

(обязательное)

Пример оформления заданий на курсовую работу

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. П. ОГАРЁВА»

Факультет ____________

Кафедра ______________

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Студент __________________________________________________________

1 Тема __________________________________________________________________

2 Срок представления работы к защите_________________________________

3 Исходные данные для научного исследования _________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4 Содержание курсовой работы

4.1 _________________________________________________________

4.2 _________________________________________________________

4.3 _________________________________________________________

Руководитель работы (проекта) _____________ ____________

подпись, дата инициалы, фамилия

Задание принял к исполнению ___________________________

дата, подпись

Приложение В

(справочное)

Содержание

Введение 3

1 Теоретико-методологические основы социологического

исследования сервиса 6

1.1 Сервис как современная научно-практическая категория 6

1.2 Социальная природа базовых понятий сервисной деятельности 10

2 Процессы становления сервиса как социального института 15

2.1 История развития мирового сервиса 15

2.2 Специфика исторического становления российского сервиса 21

Заключение 35

Список использованных источников 39

Приложение А (обязательное)

Взаимосвязь страт в классификации Росстата 48

Приложение Б (обязательное)

Распределение трудоспособного населения по видам

сервисной деятельности 49

Приложение Г

(обязательное)

Пример оформления введения курсовой работы на тему:

«Российский сервис как социальный институт»

Актуальность темы исследования . Сервис на протяжении всей истории существования и развития сферы услуг рассматривался в контексте экономического и социально-экономического знания, в соответствии с позициями которых сервис – это сфера экономической (социально-экономической) деятельности, в которую вовлечены два социальных субъекта – потребитель и производитель услуги, связанные деятельностью по удовлетворению нематериальных потребностей потребителя. Подобный взгляд сводит понятие сервиса к услуге.

Вследствие такого сужения понятия «сервис» за границами научного исследования остаются его социальные аспекты, которые на сегодняшний день, превалируют над экономическими, так как позволяют проанализировать и изучить не только конкретные и точные экономические законы потребления услуг, но также выявить институциональную основу сервиса, его явные и латентные социальные функции, определить место индивида в новом социальном институте, исследовать социальную стратификацию в сервисе.

Формирование общества сервисного типа в постиндустриальный период и выход на первый план третичного сектора экономики – сервиса, обусловили необходимость всестороннего рассмотрения сервиса как нового социального института, который проходит этап становления.

В современной России сервис активно развивается, формируются его законодательные и социальные механизмы, регламентирующие нормы и правила взаимодействия участников сервиса, а также санкции за нарушение таких норм и правил. Сервисные нормы и санкции приобретают институциональный статус, что позволяет говорить о сервисе как о сформировавшемся социальном институте.

Степень научной разработанности проблемы

Социологическое исследование сервиса как социального института недостаточно развито. Известны социологические и социально–экономические исследования основных элементов сервиса, а именно понятий услуги и потребительского поведения.

В западной научной мысли первые теоретические концепции услуг формировались в середине ХХ века.

В работах А. Смита, А. Маршалла, Ж.-Б. Сея, К. Маркса[1] представлены теоретические и методологические исследования экономики сферы услуг. Первая классификация услуг была разработана К. Марксом, предложившим два вида услуг: материализованные в товаре и невещественные.

Качественный переход от производства и потребления товаров к оказанию и потреблению услуг был предметом теоретического исследования в работах А. Фишера, Д. Белла, О. Тоффлера[2] .

Социологическое развитие концепция А. Фишера получила в теории постиндустриального общества, предложенной Д. Беллом[3] , в соответствии с которой общество последовательно проходит три стадии в своем развитии: доиндустриальное – превалирует добывающая отрасль, индустриальное общество – доминирующей характеристикой деловой активности является производство товаров, постиндустриальное общество – производство и потребление услуг превалирует над производством и потреблением товаров.

Отдельное направление исследований в социологии связано с изучением понятия потребления товаров и услуг.

Основоположником социологического подхода к анализу потребления является М. Вебер[4] , который рассматривал потребление как экономическое поведение. Основой анализа потребительского поведения в исследованиях М. Вебера являлся рационалистический подход, суть которого заключается в определении оптимального пути достижения цели с помощью доступных средств. Причем М. Вебер полагал, что рационалистический подход позволяет индивидууму проанализировать все существующие возможности, пути и средства достижения цели, выстроить единую логическую систему достижения желаемого и выбрать единственно существующий оптимум.

В. Парето[5] поддерживал рационалистический подход М. Вебера к определению потребления, однако расширил понятие потребления и рассматривал его как совокупность рациональных (логических) и иррациональных (аффективных) действий. Первый тип действий характеризуется объективно прослеживаемой связью между целью и средствами ее достижения. Во втором типе действий такая связь явно не обнаруживается, но мотивация действия может быть объяснена самим субъектом.

Т. Парсонс[6] в соответствии с функциональным подходом к определению потребления, выделил социальную и культурную составляющую в потреблении. В соответствии с подходом Т. Парсонса социальная составляющая потребления состоит в том, что оно позволяет удовлетворять потребности индивида, социальных групп, тем самым восстанавливая равновесие, потеря которого выступает мотивом потребления. Культурная составляющая потребления определяет его нормы и правила, которые являются приемлемыми в конкретном обществе.

Научный анализ потребления как социально-экономического процесса получил свое продолжение в трудах зарубежных и отечественных социологов ХХ века.

В середине ХХ века в США были популярны социологические исследования, основанные на психологическом «мотивационном» подходе, основоположником которого является З. Фрейд.[7] Дальнейшего развития в социологии они не получили, но развиваются в рамках маркетинговых исследований поведения потребителей.

Отдельно следует отметить концепцию «общества потребления»
Ж. Бодрийяра[8] , в соответствии с которой потребление понимается как бессознательный акт, при котором в качестве объектов потребления выступают не сущности предметов, а их знаки. В соответствии с этой концепцией потребление выступает не как средство удовлетворения рациональных потребностей, а как средство регулирования социальных отношений. Обладание предметами и потребление определенного вида услуг определяет социальное положение субъекта в общественной иерархии. Ж. Бодрийяр определяет потребление как удовлетворение иллюзорных, социально продиктованных потребностей, но не реальных, осознанных самим индивидуумом.

Для российских исследователей социология потребления – относительно новое направление, возникшее в середине 1990-х гг. в связи с интенсивным развитием сферы потребления товаров и услуг. Специальные исследования в области социологии потребления проводили В.С. Автономов, Ю.Н. Давыдов, В.В. Радаев, Я.М. Рощина, И.В. Алешина, О.Н. Беленов, В.И Ильин, А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова. [9]

Возрастание роли услуг в современном экономическом потреблении исследовали Т.Н. Софина, Т.И. Заславская, А.Г. Новицкий, Р.Ю. Попова. [10]

Потребление как социальное поведение пристально изучается современными российскими и зарубежными социологами Т.И. Заславской, Н.Н. Зарубиной, а также зарубежными учеными Т. Вебленом, Х. Лейбенстайном, К. Поланьи, М. Гранноветтером[11] .

Исследование институционального характера сервиса проводил
В.В. Хмелев, определивший в своей работе «Социальный институт сервиса: сущность, проблемы, перспективы»[12] сервис как совокупность человекосберегающих технологий, направленную на повышение качества жизни, а также стабилизирующую социальную обстановку в переходный период развития российского общества.

Объектом исследования является сервис как социальный институт.

Предметом исследования в курсовой работе являются свойства сервиса как социального института, а также его положение и роль в системе существующих социальных институтов.

Цель и задачи исследования

Цель исследования заключается в обосновании институционального характера российского сервиса и проведении исследований, подтверждающих его социальную природу.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

­ провести анализ сервиса с позиций институциональной социологии, выявить явные и латентные социальные функции института сервиса, его отличительные черты и место в структуре существующих социальных институтов, дать определение сервису как социальному институту;

­ определить стратификационную структуру сервиса;

­ исследовать особенности формирования института сервиса в России, а также его состояние и основные направления развития в современном российском обществе;

­ разработать практические рекомендации к системе государственного управления и общественного регулирования сервиса.

Гипотеза исследования состоит в том, что процесс институционализации сервиса в России определяется совокупностью социальных и социально-экономических особенностей российского общества и требует общественных и государственных мер по формированию системы регулирования и регламентации сервиса.

Теоретическая и методологическая основа исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения институциональной социологии, теории социальной стратификации, концепции структурно-функционального подхода к изучению социальных институтов и процессов. Автор опирался на теоретические положения и результаты социологических исследований, теорию социального обмена.

Методология исследования основана на системном подходе при обосновании институционального характера сервиса; на структурно-функциональной методологии при анализе норм и санкций российского сервиса; на сравнительном анализе, методе аналогии; на методах статистического исследования при анализе стратификационной структуры общества и сервиса, а также на методах социологического исследования (анкетный опрос, анализ документов).

Приложение Д

(справочное)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

(Примеры)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ КНИГ

Однотомные издания

Книги, описанные под заголовком

Книги одного автора

• Тюленев С. В. Теория сервисной деятельности : учеб. пособие для вузов / С. В. Тюле-нев. – М. : Гардарики, 2004. – 336 с. – (Discipline).

Книги нескольких авторов

• Крымова Н. И. Большой англо-русский словарь с транскрипцией : ок. 160000 слов и словосочетаний / Н. И. Крымова, А. Я. Эмзина, А. С. Новакович ; под ред. А. С. Новаковича. – 7-е изд., испр. – М. : Живой яз., 2004. – 896 с.

Книги, описанные под заглавием

• Конституция Российской Федерации (1993). – М. : Приор, 2001. – 32 с.

• Об акционерных обществах : Федер. закон Рос. Федерации : [принят Гос. Думой 24 нояб. 1995 г.]. – М. : РИОР, 2005. – 91 с.

• Концептуальные основы государственной поддержки реформирования и развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге / [Н. Т. Агафонов, Г. А. Аракелов, И. Ю. Арефьев и др.] ; под ред. В. Е. Рохчина. – СПб. : ИРЭ : СЗФ РНЦМС, 2001. – 311 с.

Многотомные издания

Издание в целом

• Бланк И. А. Энциклопедия финансового менеджмента : в 4 т. / И. А. Бланк. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2008. – 4 т.

Отдельный том

• Бланк И. А. Энциклопедия финансового менеджмента. В 4 т. Т. 4. Управление финансовой стабилизацией предприятия / И. А. Бланк. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2008. – 484 с.

или

• Бланк И. А. Энциклопедия финансового менеджмента : в 4 т. / И. А. Бланк. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2008. – Т. 4 : Управление финансо-вой стабилизацией предприятия. – 484 с.

Библиографическое описание

Отдельных видов документов

Стандарты

Под заголовком

• ГОСТ 7.53–2001. Издания. Международная стандартная нумерация книг. – Взамен ГОСТ 7.53–86 ; введ. 2002–07–01. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, сор. 2002. – 3 с. – (Система стандартов по информации, библиотечному и издатель- кому делу).

Под заглавием

• Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования : ГОСТ Р 51771–2001. – Введ. 2002–01–01. – М. : Госстандарт России : Изд-во стандартов, 2001. – IV, 27 с. : ил.

авторефераты диссертаций

• Орлова О. Л. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у лиц пожилого и старческого возраста : автореф. дис. … канд. мед. наук / О. Л. Орлова ; М-во здравоохранения РФ, Новосиб. гос. мед. акад. – Новоси-бирск, 2004. – 21 с.

Периодические издания

• Библиотека и закон. № 15 (2'2003) : юрид. журн.-справ. / Изд-во «Либе-рея-Бибинформ». – М., 2003. – 384 с.

• Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. № 3 : науч.-практ. журн. / Библ. Ассамблея Евразии, РГБ. – М., 2003. – 96 с.

Неопубликованные документы

Диссертации

• Вишняков И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в услови-ях неопределенности : дис. ... канд. экон. наук / И. В. Вишняков. – М., 2002. – 234 с.

• Иванов А. В. Автоматизация и управление реструктуризацией информационного обеспечения для полиграфического производства : дис. ... д-ра техн. наук / А. В. Иванов. – СПб., 2005. – 279 с.

библиографическое описание

Электронных ресурсов

Ресурсы локального доступа

• Microsoft Word 2000 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. и прогр. – М. : ЭКОМ, 1999. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Шаг за шагом). – Загл. с этикетки. – Систем. требования: Microsoft ; Windows NT ; Windows 98.

• Костина А. В. Основы рекламы [Электронный ресурс] : электрон. учеб. / А. В. Костина, Э. Ф. Макаревич, О. И. Карпухин. – Электрон. дан. – М. : КноРус, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. – Систем. требования: Microsoft Windows 2000/XP.

Ресурсы удаленного доступа

• О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы [Электронный ресурс] : указание Минсоцзащиты РФ от 14.07.1992 № 1-49-У. – М., 1992. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

• Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения обо всех видах лит., поступающих в фонд ГПНТБ России. – Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). – М., [199–]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. – Загл. с экрана.

• Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ЖК РФ) [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Гарант : [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2008]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/law/12038291-000.htm.

• Моргенштерн И. Г. Избавление от запятой… [Электронный ресурс] / И. Г. Моргенштерн // ИнфоБиблио : электрон. еженедельник / Челябин. гос. акад. культуры и искусств. – 2005. – № 9. – Режим доступа: http://www.chgaki.ru/cgi-bin/main.cgi?menu=60&submenu=019.

библиографическое описание

Составных частей документов

Главы, Статьи из книг, сериальных изданий

• Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 де-кабря 2006 г. № 230-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 нояб. 2006 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 дек. 2006 г. : ввод. Федер. законом Рос. Федерации № 231-ФЗ // Парламент. газ. – 2006. – 21 дек. ; Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 52, ч. 1, ст. 5496. – С. 14803–14949.

• Куценко С. П. Техническое обеспечение / С. П. Куценко, В. И. Смольянинов // Жученко В. Я. Машинная обработка экономической информации в сельском хозяйстве / В. Я. Жученко, С. П. Куценко, В. И. Смольянинов. – М., 1977. – С. 101–142.

• Прудникова Т. П. Судебные и внесудебные процедуры финансового оздоровления / Т. П. Прудникова // Оценка бизнеса : [учебник]. – Изд. 2-е, перераб. и доп. / под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. – М., 2006. – Гл. 16 : Восстановление платежеспособности организации. – С. 571–572.

• Новое электроламповое стекло для инфракрасных зеркальных ламп / А. В. Литюшкин, Л. П. Смирнова, В. И. Пузикова, А. П. Сивко // Наука и инновации в Республике Мордовия : материалы III респ. науч.-практ. конф. «Роль науки и инноваций в развитии хозяйственного комплекса региона», 25–26 дек. 2003 г., г. Саранск : в 3 ч. / редкол.: В. А. Нечаев (отв. ред.) [и др.]. – Саранск, 2004. – Ч. 2 : Естественные науки. – С. 192–195.

• Акимова З. И. Формирование этнокультурных ценностей школьников в поликультурной образовательной среде / З. И. Акимова // Интеграция образо-вания. – 2008. – № 3. – С. 87–91.

• Зинченко А. С. Полиномиальные операторы представления функций k-значной логики / А. С. Зинченко, В. И. Пантелеев // Дискретный анализ и ис-следование операций. – 2006. – Т. 13, № 3. – С. 13–26.

• Гаревская Е. Книжная выставка для взрослых : [к итогам IX Междунар. ярмарки интеллектуал. прозы «Non-fiction»] / Е. Гаревская, Т. Ковалева, Н. Назаревская // Культура. – 2007. – 6–12 дек. (№ 48). – С. 5.


[1] См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007; Маршалл А. Основы экономической науки. – М.: Эксмо, 2008; Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Жан-Батист Сэй. Экономические софизмы; Экономические гармонии / Фредерик Бастиа; (сост., вступ. ст. и коммент. М. К. Бункиной и А. М. Семенова). – М.: Дело: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, 2000; Маркс К. Капитал. Избранные сочинения; пер. с нем. – М.: Изд-во политической литературы, 1987. Т.7.

[2] См.: Мертон Р., Фишер А., Белл Д., Тоффлер О. Американская социологическая мысль; пер. с анг. – М.: Изд-во МГУ, 1994.

[3] См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования; пер. с анг.; под ред. В.Л.Иноземцева. – М.: Academia, 1999.

[4] См.: Вебер М. Хозяйство и общество; пер. с нем.; под научн. ред. Л.Г. Ионина. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.

[5] См.: Парето В. Компендиум по общей социологии; пер. с анг. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

[6] См.: Парсонс Т. О структуре социального действия; пер. с анг. – М.: Академический Проект, 2000.

[7] См.: Фрейд З., Буллит У., Вильсон Т.В. Психологическое исследование. – М.: ИГ «Прогресс», 1999.

[8] См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция, Республика, 2006.

[9] См.: Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М.: Наука, 1993; Давыдов Ю.Н. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития / Под общ. ред. Т. И. Заславской, Л. А. Арутюнян. – М.: Интерпракс, 1994; Радаев В.В. Экономическая социология. – М.: ГУ–ВШЭ, 2004; Рощина Я.М. Социология потребления. М.: ГУ-ВШЭ, 2007; Алешина И.В. Поведение потребителей.– М.: Гранд, 1999; Беленов О.Н. Поведение потребителей. / О.Н. Беленов, Л.И. Стадниченко; Авт. образоват. некоммер. орг. "Ин-т менеджмента, маркетинга и финансов". – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001; Ильин В.И. Поведение потребителей. – СПб: Питер, 2000; Фролова Н.Л, Чеканский А.Н. Теория поведения потребителей и рыночный спрос. – М.: ТЕИС, 1996.

[10] См.: Софина Т. H. Сфера услуг: трансформация в рыночной экономике. – СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1999; Заславская Т.И. Социология экономической жизни. Очерки теории. – Новосибирск: Наука, 1991;
Новицкий А.Г., Попова Р.Ю. Экономика и организация предпринимательской деятельности в сфере
сервиса. - М.: Московский государственный университет сервиса, 2001.

[11] См.: Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. – Новосибирск: Наука, 1991; Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М., Магистр, 1998; Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984; Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса / Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1993; Веселов Ю.В. Классики экономической социологии: Карл Поланьи / Социологические исследования. 1999. № 1; Гранноветтер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология: электронный журнал. Том 3, 2002. № 3.

[12] См. Хмелев В.В. Социальный институт сервиса: сущность, проблемы, перспективы. – Ростов-на-Дону: изд. «Гефест», 1998.