Учебное пособие: Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Воскресенск 2007 г
Название: Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Воскресенск 2007 г Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (филиал в г. Воскресенске) Факультет менеджмента и экономической политики филиал в г. Воскресенске кафедра менеджмента Утверждено проректором по учебной работе Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» Воскресенск 2007 г. Составители:Зав. кафедрой менеджмента, к.т.н., профессор Ольга Анатольевна Белимова . Зав. кафедрой прикладной математики, к.т.н., профессор Александр Николаевич Баринов (раздел «Специальная часть»). Зав. кафедрой промышленной экологии и технологии органических веществ МГОУ, академик Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности, д.т.н., профессор Зоя Ивановна Губонина (раздел «Безопасность и экологичность проектных решений). Ответственный редактор : заслуженный экономист Московской области, зав. кафедрой менеджмента, к.т.н., профессор О.А. Белимова . Обсуждена на заседании кафедры «28 » июля 2007 г., Протокол №13 . Одобрена на заседании учебно-методического совета филиала МГОУ в г. Воскресенске «__» _________ 200_г, Протокол №__. Ответственный за выпуск: зам. директора по учебно-методической работе А.А. Петрухин . Компьютерный набор : лаборант кафедры менеджмента М.А. Чалганова . СодержаниеВведение Стр.
V. Приложения (14 приложений): 23
Введение Итоговой стадией обучения в высшем учебном заведении является подготовка и защита дипломного проекта . По качеству дипломного проекта и его защите судят об уровне подготовки выпускников, а это, в свою очередь, является важнейшим фактором оценки престижа вуза. Дипломное проектирование, проводимое после окончания курса обучения, выполнения курсовых проектов по экономике, организации и планированию предприятия, анализу производственно-хозяйственной деятельности и управленческим решениям, является завершающим этапом в учебе студента. УМО вузов России по образованию в области менеджмента считает, что студент – дипломник по специальности 080507 «Менеджмент организации» должен готовить именно дипломный проект (а не дипломную работу), так как он отвечает более высоким, современным требованиям, что очень необходимо будущим управленцам – менеджерам. Цель дипломного проектирования – завершение подготовки специалиста в сфере менеджмента, способного эффективно решать актуальные для предприятия (организации) – заказчика проекта проблемы. При подготовке к защите дипломного проекта студент должен показать достаточность специальных знаний, свои способности и умение по решению реальных проблем менеджмента. Для участия в реальном совершенствовании производственного процесса будущий менеджер должен уметь профессионально решать предпринимательские, организационно- управленческие, планово – экономические, конкурентно-исследовательские, консультативные и другие задачи. На современном этапе обучения менеджеров желательно, чтобы дипломные проекты выполнялись по заказам от производства, научных и учебных учреждений, в том числе кафедр, отделов и служб базовых вузов. Обязательно должен просчитываться ожидаемый экономический эффект (или обосновываться экономическое или социальное преимущество) от разработки и внедрения результатов дипломного проектирования на производстве. В методических указаниях рассмотрены цели и задачи дипломного проектирования, его организационные вопросы, содержание, состав и последовательность работ по оформлению и подготовке проекта к защите. Данные методические указания позволяют обеспечить единство требований, предъявляемых к последовательности работы над дипломным проектом на основе Государственного образовательного стандарта о высшем профессиональном образовании. I. Цель и задачи дипломного проектирования. Целью дипломного проекта является закрепление и дальнейшее углубление полученных студентом теоретических знаний и практических навыков в области экономики, организации, планирования и управления предприятия для решения реальных и управленческих проблем. Основными задачами дипломного проектирования является анализ и совершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятий (организаций, фирм и т.д.), а также внутри исследуемых объектов на основе прогрессивных теоретико-методических подходов и хозяйственной практики объектов изучения. Информационной базой дипломного проектирования являются материалы, собранные студентами в период преддипломной практики на предприятиях (в организации) разных организационно-правовых форм различных отраслей народного хозяйства и их научно-исследовательских и проектных институтов. Дипломный проект и его защита требует: 1) знаний в области менеджмента, экономики, планирования (прогнозирования), технологии, организации производства и труда, экономического анализа; 2) умения самостоятельно производить экономический анализ и вырабатывать рекомендации по улучшению деятельности анализируемого объекта; 3) умения самостоятельно решать практические задачи во взаимной увязке нескольких смежных дисциплин; 4) способности использовать методы экономико-математического моделирования, средства вычислительной техники, в первую очередь персональные компьютеры; 5) умения работать с различными источниками информации и специальной литературой; 6) способности логично и научно - обоснованно формировать теоретические и практические рекомендации, результаты анализа, проектные решения и мероприятия по их внедрению; 7) сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы предприятия; 8) выполнить расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий; 9) оформить дипломный проект в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобным материалам; 10) графическими работами иллюстрировать исследуемую тему и характеристику базового предприятия. Дипломный проект, включая его публичную защиту, служит основанием Государственной аттестационной комиссии для присвоения дипломнику соответствующей квалификации. II . Организационные вопросы дипломного проектирования. 2.1. Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение. Тематика дипломного проектирования устанавливается выпускающей кафедрой менеджмента по согласованию с предприятиями, научно-исследовательскими и проектными организациями, являющимися информационной базой и представляющими необходимый материал и условия для выполнения дипломного проекта. Во всех случаях тематика дипломного проектирования должна отвечать профилю специалиста, обоснованно решать экономические, организационные и технические вопросы менеджмента, иметь управленческую направленность и соответствовать программам базовых и элективных дисциплин специализации выпускника. Поскольку «менеджмент» - это вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией управления, тематика дипломных проектов прямо или косвенно связана с этим направлением. Укрупненно ее можно представить в виде следующих разделов: 1. Система управления организацией (компанией, фирмой, предприятием) 2. Система управления структурой подразделений (производством, цехом, участком) 3. Функциональные подсистемы (маркетинг, планирование, материально-техническое снабжение, учет, сбыт, контроль, финансы) 4. Подсистемы управления видами деятельности (внешнеэкономическая деятельность, инновационная деятельность, научно-исследовательские разработки, производство) 5. Технология управления (информационное обеспечение, обоснование и принятие управленческих решений, организация управленческого труда, контроллинг, мониторинг) 6. Целевые подсистемы (технического развития, качества продукции, социального развития) 7. Управление целевыми программами (реконструкция, внедрение инвестиционного проекта, внешнее управление, освоение новых производственных мощностей, перепрофилирования производства) Примерная тематика дипломных проектов, полученная на основе сложившейся практики приведена в Приложении 1 . При выборе тем дипломных проектов нужно руководствоваться следующим: 1) Желательно сохранять преемственность между темой дипломного проекта и темами курсовых проектов, выполненных по специальным дисциплинам в период обучения, что позволяет обеспечивать глубокое, последовательное и всестороннее изучение наиболее актуальных вопросов совершенствования экономики и управления предприятием (фирмой, организацией). 2) Предпочтителен заблаговременный (до гос. экзамена по специальности) выбор темы, чтобы методично и целенаправленно подбирать информацию для ее разработки. 3) Тема должна быть обеспечена исходными материалами для ее разработки (первичная документация, материалы для расчетов, условия проведения необходимых наблюдений). 4) Тема не должна превышать возможностей студента в отношении его значений, умений, чтобы была обеспечена самостоятельность разработки дипломного проекта в установленные сроки. 5) Тема должна быть комплексной т.е. включать в себя вопросы менеджмента, экономики, организации, управления, технологии, экономического анализа производства. Выбранные темы представляются на кафедру менеджмента, где уточняются в соответствии с информационной базой и закрепляются за руководителями дипломного проектирования. Затем издается приказ по дипломному проектированию (на основе задания), утвержденный ректором университета, в котором за каждым студентом закрепляются темы и руководитель дипломного проекта, а в случае необходимости и консультант по специальным вопросам. Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, научной специализацией кафедры и ее преподавателей. Студенту, занимающемуся в научном студенческом кружке, целесообразно подготовить дипломный проект по теме, над которой он работал несколько лет. Приведенная в приложении 1 тематика дипломных проектов является примерной , она требует обязательного уточнения применительно к конкретному объекту исследования, для которых будет выполнятся дипломный проект. Предлагаемая тематика не исключает возможности выполнения проекта по проблемам, предложенным студентом. При этом тема должна быть согласована с руководителем проекта и утверждена в установленном порядке. Если одна и та же тема выбрана многими студентами, то кафедра оставляет ее за тем студентом, кто раньше зарегистрировал тему и наиболее организованно обосновал свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему. Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение должны быть завершены до начала госэкзамена по специальности, т.е. перед преддипломной практикой у студентов дневной формы обучения или за месяц до окончания зимней сессии у студентов заочной формы обучения. Формирование темы дипломного проекта должна включать наименование объекта исследования, основную направленность работы (совершенствование управления, повышения эффективности, анализ производственно-хозяйственной деятельности, маркетинговые исследования и т.д., а также основные пути достижения цели проекта). Тема дипломного проекта (или его специальная часть) могут быть предложены студенту кафедрой менеджмента, кафедрой прикладной математики, предприятием (организацией) – объектом преддипломной практики, нынешним или будущем местом работы студента. При подготовке специалистов по договорам с предприятиями тема дипломного проекта может определяться условиями договора. После выбора темы ее точное название необходимо зарегистрировать в специальном журнале кафедры менеджмента, на основе которого заполняется задание на дипломный проект. Следует иметь в виду, что формулировка темы, утвержденная приказом ректора, изменению не подлежит. 2.2. Руководство дипломным проектом. Руководитель дипломного проектирования назначается заведующим кафедрой менеджмента из состава преподавателей кафедры. В исключительных случаях для руководства дипломным проектированием могут привлекаться преподаватели других кафедр филиала, других высших учебных заведений соответствующего профиля, а также ведущие специалисты промышленных предприятий (организаций). Руководитель оформляется приказом ректора МГОУ одновременно с утверждением тем дипломного проекта. В функции руководителя дипломного проекта входит: 1) выдача заданий на дипломное проектирование; 2) оказание методической помощи в составлении рабочего плана дипломного проекта; 3) проведение консультаций по теоретическим и практическим аспектам разрабатываемой темы; 4) контроль качества разделов дипломного проекта, а также проекта в целом; 5) решение вопроса о соответствии подготовительного дипломного проекта квалификационным требованиям (отзыв) и рекомендации к защите; 6) право рекомендовать о назначении необходимого консультанта дипломного проекта; 7) проводить предзащиту дипломного проекта с целью выявления готовности студента к его защите. Отзыв руководителя проекта: · обосновывает его актуальность и научную новизну, принципиальное отличие от ранее разработанных аналогов; · дает общую оценку содержания проекта в описании его отдельных направлений по разделам: оригинальности проектных решений, логики переходов от раздела к разделу, обоснованности видов и предложений и т.д.; · детально описывает положительные стороны и формирует замечания по его содержанию и оформлению, рекомендации по возможной доработке, перечень устраненных замечаний руководителя в период совместной работы; · оценивает целесообразность проведенного внедрения, полученный эффект, дает свои рекомендации по расширению области внедрения на производстве и в учебном процессе; · обязательно дает предварительную оценку дипломного проекта. Отзыв научного руководителя дипломного проекта обязательно подписывается им с точным указанием места работы, должности, ученой степени и звания, даты выдачи студенту. Дипломнику следует иметь ввиду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломного проекта и поэтому не должен поправлять все имеющиеся в дипломном проекте ошибки. В ходе выполнения проекта он выступает как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить. Студент может учитывать замечания и рекомендации или отклонять по своему усмотрению, так как ответственность за качество выполнения и оформления проекта полностью лежит на нем, а не на научном руководителе. Образец оформления отзыва научного руководителя на дипломный проект см. в Приложении 2 . 2.3. Допуск к защите дипломного проекта. Завершенный дипломный проект, подписанный автором и консультантами, представляется руководителю дипломного проектирования. При одобрении дипломного проекта руководитель расписывается на титульном листе. К защите дипломного проекта допускаются студенты, выполнившие все требования учебного плана. Не позднее чем за 10 дней до защиты сброшюрованный дипломный проект (в случае положительного решения всех вопросов на уровне руководителя) представляется заведующему кафедрой, который подписывает дипломный проект к защите. Заведующий кафедрой подписывает только полностью готовый дипломный проект. После этого дипломный проект направляется на рецензирование одному из специалистов, список которых утверждается на кафедре. Изучив проект, рецензент готовит рецензию в письменной форме. Образец оформления рецензии представлен в Приложении 3 . В рецензии должны быть отражены следующие вопросы: - актуальность темы; - достоинства и недостатки основных разделов; - уровень теоретической подготовки дипломника и умение пользоваться ею при решении практических задач; - практическая ценность проекта или отдельных его разделов; - наличие самостоятельных оригинальных решений. Рецензия должна содержать общую оценку дипломного проекта (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и мнение рецензента о возможности присуждения студенту-дипломнику соответствующей квалификации, а также замечания по дипломному проекту. После получения автором дипломного проекта рецензии и ознакомления с ней, дипломный проект направляется в ГАК для защиты. День защиты дипломного проекта назначается в зависимости от степени готовности и оформления сопутствующих документов. В случае, если зав. кафедрой считает невозможным допустить студента к защите, этот вопрос рассматривается с участием студента, руководителя и заведующего кафедрой. В результате должны быть выработаны рекомендации по доработке дипломного проекта и установлены сроки их выполнения. 2.4. Защита дипломного проекта Для проведения защиты дипломных проектов создается Государственная аттестационная комиссия. В ее состав входят: председатель, секретарь, 7-9 членов. Состав и график работы ГАК утверждается ректором МГОУ. Председатель ГАК назначается из числа крупных специалистов в области менеджмента, не работающих в данном учебном заведении. Расписание заседаний комиссии, согласованное с председателем, утверждается начальником учебной части по представлению заведующего выпускающей кафедры. Сведения о студентах, защищающих дипломные проекты на очередном заседаний ГАК, о темах дипломных проектов, фамилии председателя и членов ГАК, месте заседания ГАК и начале работы помещаются на доску объявлений выпускающей кафедры. Согласно положению о ГАК защита дипломного проекта проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. Дипломный проект представляется в ГАК вместе со следующими документами: личной карточкой студента с выпиской из учебного плана и оценками, полученными при сдаче экзаменов, зачетной книжкой, отзывом руководителя и заключением рецензента. Для защиты дипломного проекта студент готовит доклад. В докладе должны найти отражения следующие вопросы: 1) представление себя и темы дипломного проекта; обоснование ее актуальности; 2) цель, задачи, информационная база и объект дипломного проектирования; 3) краткая характеристика объекта исследования, основные результаты его работы за рассмотренный период; 4) выводы, полученные автором при анализе исследуемой проблемы; 5) предлагаемые проектные управленческие решения, оценка их эффективности и практической значимости. Публичная защита дипломного проекта проводится в следующей последовательности; 1. Доклад автора дипломного проекта продолжается 8-10 минут и иллюстрируется графическим материалом, представленным на обозрение ГАК. Пользоваться текстом или тезисами доклада во время защиты дипломного проекта не рекомендуется; 2. После окончания доклада студент отвечает на вопросы членов и председателя комиссии; 3. ГАК знакомится с рецензией на дипломный проект; 4. Студент аргументированно отвечает на вопросы и замечания рецензента. При этом он может пользоваться текстом дипломного проекта и иллюстрированным материалом. Публичная защита длится 30 минут. Решения ГАК оформляются специальными протоколами, которые ведет секретарь. В них записываются вопросы, заданные дипломнику, выступления, особые мнения членов ГАК, присутствующих преподавателей или представителей предприятий. После защиты проектов комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты и выносит решение о присвоении студенту-дипломнику квалификации, после чего происходит оглашение результатов защит. Оценка выполнения проекта проводится по 4-х бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Оценка заносится в протокол заседания ГАК, после чего происходит оглашение результатов защиты. Комиссия принимает также решения о рекомендации проекта к практическому применению, направлении студента в аспирантуру и выдаче диплома с отличием. Студентам сдавших экзамены с оценкой «отлично» не менее чем по 75% всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам с оценкой «хорошо» и защитившим дипломный проект с оценкой «отлично», а также проявившим себя положительно в исследовательской работе, выдается диплом с отличием. Студенту, выполнившему в срок дипломный проект и допущенному к защите, но получившему неудовлетворительную оценку, ГАК может назначить повторную защиту. При этом в протоколе указывается недостатки, а также определяется, может ли студент быть допущен к повторной защите того же проекта с доработкой или же ему должно быть выдано новое задание на дипломное проектирование. Студенту, не защитившему дипломный проект повторно, вместо диплома выдается справка установленного образца. После защиты дипломный проект со всеми материалами должен быть сдан в архив. Диплом об окончании вуза и приложение к нему (выписка из зачетной ведомости) выдаются деканатом после оформления всех требуемых документов. III. Типовой состав и содержание дипломного проекта Основными составляющими дипломного проекта являются: - расчетно-пояснительная записка (текстовый материал); - графический материал, который иллюстрирует основные положения проекта и наглядно отражает его содержание (графики, диаграммы, схемы, таблицы и т.п.); В уменьшенном виде графические материалы располагаются в соответствующих разделах расчетно-пояснительной записи. Расчетно-пояснительная записка должна содержать всю информацию по проведенному исследованию, основные результаты и выводы по рассмотренной проблеме, а также разработанные проектные предложения. Рекомендуемый объем расчетно-пояснительной записи 80-90 (не более 100) листов машинного текста (без приложений) или выполненного компьютерным способом. В состав расчетно-пояснительной записки последовательно входят: 1) справка о материалах и сведениях не подлежащих опубликованию в открытой печати (Приложение 4 ) 2) титульный лист (Приложение 5 ) 3) задание на дипломное проектирование (Приложение 6 ) 4) содержание (Приложение 7 ) 5) введение (2 страницы) 6) аналитическая часть (30-35 страниц) 7) специальная часть (10-15 страниц) 8) проектная часть (20-25 страниц) 9) безопасность и экологичность проектных решений (10-15 страниц) 10) заключение (2-3 страницы) 11) список использованной литературы (2 страницы) 12) приложения к дипломному проекту По решению выпускающей кафедры в состав дипломного проекта может быть включена специальная часть . Специальная часть призвана изучить проблему более подробно. Задание по этой части может быть рекомендовано кафедрой менеджмента для изучения и анализа интересующего направления в менеджменте организации. Кроме того, данный раздел может быть предложен базовым предприятием для развития и обоснования рассматриваемой проблемы. Также при формировании специальной части учитываются рекомендации других кафедр. Существует несколько методических подходов или направлений к решению задач, поэтому в специальной части они могут быть рассмотрены и сделан выбор эффективного и приемлемого к деятельности объекта исследования. Содержание специальной части согласовывается с руководителем или консультантом дипломного проекта. В рассчетно-пояснительной записке она следует за «Аналитической частью» и имеет от 10 до 15 страниц в зависимости от объема исследования. Графическая часть - обязательный элемент дипломного проекта, который включает в себя чертежи, схемы, диаграммы, матрицы, графики, блок-схемы и т.д. Графические материалы должны в наглядной форме характеризовать результаты проведенного анализа по той или иной проблеме, а также предложения и основные выводы. *Сноска[1] Содержание и последовательность выполнения графической части носит индивидуальный характер, однако целый ряд общих требований должен соблюдаться. Графическая часть разрабатывается для иллюстрации доклада Государственной комиссии, она должна быть выполнена на листах чертежной бумаги формата А1. Допускается компьютерная графика формата А4. количество и состав графических материалов – не менее 8 листов. Несмотря на специфику тем и объектов проектирования, расчетно-пояснительная записка каждого дипломного проекта должна иметь установленный состав разделов, каждый их которых должен освещать перечисленный ниже круг вопросов. Методические указания к выполнению основных разделов расчетно-пояснительной записки к дипломному проекту Введение Во введении обосновывается актуальность выбранной темы дипломного проекта, ее значение для базового предприятия. При обосновании актуальности темы следует делать ссылки на специальную литературу, отчетный и зарубежный опыт по изучаемой проблеме. Одновременно с этим четко формируются цель и задачи дипломного проекта применительно к конкретному объекту исследования. Во введении следует отразить, на базе какой информации выполнен дипломный проект, какие методы были применены для сбора и обработки материалов. Аналитическая часть Аналитическая часть дипломного проекта предлагает детальный анализ существующего положения дел по изучаемой проблеме и особенностей функционирования объекта исследования. Данный раздел расчетно-пояснительной записи должен содержать: Раздел I : 1.1. организационно-экономическую характеристику предприятия (организационно-правовая форма, организационная структура управления, характеристика продукции (услуг), ее потребителей, топливно-энергетической и сырьевой базы, производственно-технические связи и т.п.); 1.2. связи предприятия (организации) с банками и характеристика их; 1.3. информацию о перспективах развития предприятия; 1.4. краткую технико-технологическую характеристику предприятия (место расположения, занимаемые площади, схемы технологического оборудования); 1.5. основные тех-экономические показатели работы предприятия за анализируемый период; Раздел II : 2.1. анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия (организации); 2.2. анализ состояния дел на исследуемом объекте по изучаемой теме; 2.3. особенности решения задач по тематике дипломного проекта в настоящее время; 2.4. выводы по аналитической части. В этой части диплома очень важен анализ уже имеющихся методов и подходов к решению рассматриваемой проблемы. На основании этого делаются выводы о состоянии исследуемой проблемы на объекте исследования. Для выполнения этого раздела необходимо использовать методы группировки, классификации, моделирования, сравнения, факторного анализа и другие специальные методы аналитического исследования. Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, готовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом – дипломником во время прохождения преддипломной, экономической и практики менеджмента. Перечень документальных источников исходных данных для анализа на предприятии см. Приложение 8 . Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы. Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статических материалов, например, по производственной деятельности за последние 3 года. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа. Важно использовать возможности вуза при выборе определенных методов для работы на ЭВМ. В аналитической части студент должен показать способность экономического мышления, привести количественную характеристику и оценку: анализ должен сопровождаться таблицами, расчетами, рисунками, схемами и соответствующими пояснениями к ним. Специальная часть (методические рекомендации по использованию математических методов при дипломном проектировании для студентов очной формы обучения). В специальной части устанавливаются цели, принципы и этапы организации процесса использования математических методов при дипломном проектировании. Экономико-математическая модель – математическое описание исследуемого экономического процесса или события. Эта модель выражает закономерность экономического процесса в абстрактном виде с помощью математических соотношений. Использование математического моделирования в экономике позволяет углубить количественный экономический анализ, расширить область экономической информации, интенсифицировать экономические расчеты. Процедура экономико-математического моделирования заменяет дорогостоящие и трудоемкие натуральные эксперименты расчетами. Действительно, при использовании экономико-математических методов достаточно быстро и дешево производится на ЭВМ сравнение многочисленных вариантов планов и управленческих решений. В результате отбираются наиболее оптимальные варианты. Само принятие решения выходит за рамки математической дисциплины и относится к компетенции ответственных лиц, которым предоставлено право окончательного выбора и на которых возложена ответственность за этот выбор. Делая выбор, руководители могут учитывать то, что не учтено в математической модели. Некоторые проблемы, возникающие при дипломном проектировании, невозможно решить только на основе экономического анализа или хозяйственной практики объектов изучения. Часто именно методы экономико-математического моделирования позволяют это сделать. Если тема дипломного проекта непосредственно не связана с экономико-математическим моделированием, а математические методы используются для анализа одного из аспектов деятельности используемого объекта, то целесообразно включить в дипломный проект специальную часть. В специальной части следует рассматривать метод моделирования и его использование для численного (с использованием ЭВМ) или функционального анализа исследуемого экономического объекта или его элемента с целью определения его оптимальных или прогнозируемых параметров при проектировании. Роль специальной части в дипломном проекте Результаты, полученные при решении задач в специальной части должны сыграть важную роль при разработке дипломного проекта. Они могут быть использованы для анализа исследуемой проблемы и формирования предложений (рекомендаций) дипломника в проектной части, послужить обоснованием целесообразности и эффективности внедрения этих предложений. Процесс организации работы над специальной частью, как неотъемлемой частью дипломного проекта происходит в следующей последовательности: 1) консультации студента или руководителя темы дипломного проекта с преподавателями кафедры Прикладной математики, которая консультирует дипломников по спец. части о возможности использования математических методов в процессе работы над данным дипломным проектом; 2) назначение распоряжением по филиалу МГОУ в г. Воскресенске консультанта от кафедры Прикладной математики по специальной части дипломного проекта; 3) формулировка темы специальной части и выбор консультантом совместно со студентом методов экономико-математического моделирования, которые предполагается использовать при дипломном проектировании; 4) составление консультантом календарного плана работы над специальной частью, согласование плана с руководителем дипломного проекта; 5) работа на специальной частью дипломного проекта по календарному плану. Можно выделить три основных этапа проведения экономико-математического моделирования. На первом этапе составляются цели и задачи исследования, проводится качественное описание объекта в виде экономической модели. На втором этапе формируется математическая модель изучаемого объекта, осуществляется выбор (или разработка) методов исследования, при необходимости проводится программирование модели на ЭВМ, подготавливается исходная информация. Далее проверяются пригодность машинной модели на основание правильности полученных с ее помощи результатов и оценка их устойчивости. На третьем , основном, этапе экономико-математического моделирования осуществляется анализ математической модели, проведение расчетов, обработка и анализ полученных результатов. В Приложениях 9,10,11,12 приведен ориентировочный перечень задач экономико-математического моделирования, который рекомендуется использовать при формулировании темы специальной части дипломного проекта и определении преподавателя-консультанта по кафедре Прикладной математики.
Проектная часть Содержание проектной части определяется избранной темой дипломного проекта. Эта часть представляет собой взаимный комплекс проектных мероприятий, состав которых определяется результатами проведенного анализа, целями и задачами дипломного проекта. Необходимо прямое взаимодействие выводов по анализу с предлагаемыми предложениями. Основное требование, предъявляемое к проектной части дипломного проекта состоит в том, что в ней должны быть разработаны конкретные предложения (рекомендации) дипломника и дано всестороннее обоснование целесообразности и эффективности их внедрения. Проектные мероприятия должны быть направлены на устранение недостатков, выявленных в результате анализа положения дел по исследуемой проблеме на базовом предприятии (фирме, организации). Они должны иметь детальную и тщательную проработку и содержать механизм практической реализации. По предлагаемым мероприятиям производится расчет экономического эффекта. Для расчета экономической эффективности должна быть выбрана методика и дано ее теоретическое обоснование. Должны быть обоснованы рекомендации с точки зрения социальной и экономической значимости. Оценка экономической эффективности предлагаемых управленческих решений должна охватывать следующие группы показателей: ▲ расчет экономической эффективности затрат на научные исследования, качество и сроки их влияния на реальные процессы производства; ▲ определение перспективы научно-теоретического и практического развития предприятия (организации); ▲ оценка эффективности труда управленческих работников по реализации научных рекомендаций; ▲ обоснование расширения объемов внедрения. При разработке данной части проекта следует уделять внимание рекомендациям (мероприятиям), направленным на решение вопросов совершенствования управления, планирования и стимулирования деятельности предприятия с учетом рекомендаций международных стандартов в области учета, контроля анализа, прогнозирования и оценки деятельности промышленных предприятий всей отрасли и специфических условий экономики России на современном этапе. Безопасность и экологичность проектных решений при организации работ с ПЭВМ. В данном разделе надо указать причину, побудившую рассматривать вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда и сохранением работоспособности персонала при работе с ПЭВМ. Необходимо также указать, какими путями будет решаться эта проблема и каким образом реализация принятых решений сможет принести не только социальный, но и экономический эффект для объекта исследования. Создание и широкое внедрение в различные области деятельности человека (производственную, служебную и др.) быстродействующих электронно-вычислительных машин на основе микропроцессорной техники, обусловило значительное увеличение численности работников, применяющих в своей деятельности ВДТ (видео терминалы) и ПЭВМ. Одновременно с этим изменился характер труда, его содержание и условия, в которых он осуществляется. Составленная программа подвергается проверке и отладке с целью исправления ошибок, допущенных при программировании, и зачастую, требуют решения на ЭВМ контрольных задач с использованием ВДТ в дисплеях. Основные задачи операторов состоят в приеме и вводе информации, наблюдении и корректировке подсчета задач на ЭВМ по программам и в своевременном принятии мер при сбоях или остановке машины, а также в получении информации и выдаче результатов заказчику. Пользователи ЭВМ могут подвергаться воздействию опасных и вредных факторов, к которым относятся: электромагнитные поля (радиочастот), статистическое электричество, шум, недостаточно удовлетворительные метеорологические условия, недостаточная освещенность, психоэмоциональное напряжение и напряжение зрительного анализатора, вынужденная рабочая поза, малый объем движений (гипокинезия). Значительное умственное напряжение и другие нагрузки приводят к изменению у работников функционального состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата рук (при работе с клавиатурой ввода информации). Нерациональные конструкция и расположение элементов рабочего места вызывают необходимость поддержания вынужденной рабочей позы. Длительный дискомфорт в условиях гипокинезии вызывает повышенное напряжение мышц и обуславливает развитие общего утомления и снижения работоспособности. При длительной работе за экраном дисплея у операторов отмечается выраженное напряжение зрительного анализатора с появлением жалоб на неудовлетворительность работой, головные боли, раздражительность, нарушение сна, усталость и болезненное ощущение в глазах в области шей, руках и др. Для предупреждения развития этих осложнений или снятия их необходимо осуществлять комплекс профилактических и восстановительных мероприятий, которые должны быть отражены в проектных решениях. Данный раздел дипломного проекта должен содержать следующие подразделы: 1. Цель и решаемые задачи 2. Опасные и вредные факторы при работе с ПЭВМ 3. характеристика объекта исследования 4. Мероприятия по безопасности труда и сохранению работоспособности. 4.1. Обеспечение требований эргономики и технической этики 4.1.1. Планировка помещения, размещение оборудования 4.1.2. Оргономические решения и организация рабочего места пользователей ПЭВМ 4.1.3. Цветочное оформление помещения 4.2. Обеспечение оптимальных параметров воздуха рабочих зон 4.2.1. Нормирование метеорологических параметров 4.2.2. Нормирование уровней вредных химических веществ 4.2.3. Нормирование уровня аэроионизации 4.3. Создание рационального освещения 4.4. Защита от шума 4.5. Обеспечение режимов труда и отдыха 4.6. Обеспечение электробезопасности 4.7. Защита от статического электричества 4.8. Обеспечение пожарной безопасности 5. Расчет ожидаемого экономического эффекта от внедрения разработанных мероприятий 5.1. Расчет экономического эффекта от сохранения здоровья персонала 5.2. Расчет экономического эффекта от сохранения работоспособности 5.3. Расчет экономического эффекта от внедрения машинной обработки материалов 6. Обеспечение экологической безопасности Заключение Заключительная часть дипломного проекта должна содержать развернутые выводы по определенной работе, описание выявленных проблем и предлагаемых методов. Выводы базируются на основе сравнения действующих технико-экономических показателей управления предприятием и нового проектируемого варианта и дается характеристика степени решения тех задач, которые ставились при разработке дипломного проекта. В выводах должны быть показаны и другие преимущества, связанные с реализацией проектных предложений (в частности, экологические, социальные, юридические и прочие аспекты). Если при разработке дипломного проекта дипломник по каким-либо причинам не принял наиболее прогрессивное решение, то в заключении следует указать причины, обусловившие выбор промежуточного варианта, а также охарактеризовать перспективы развития работ в этой области. Список использованной литературы Список использованной литературы указывается в конце диплома в следующей последовательности: ● законодательные и нормативно-методические документы и материалы; ● специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, брошюры, научные статьи и т.п.); ● статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений. Образец оформления библиографии приведен в Приложении 13 . Сведения о книгах (монографии, учебники, пособия, справочники и т.д.) должны включать: фамилию и инициалы автора (авторов), название книги, город, издательство, год издания, количество страниц. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.». Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже, допускается сокращение названия только двух городов – Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПБ). Сведения о статье из периодического издания должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, наименования издания (журнала), страницы, на которых помещена статья. Сведения об отчете о НИР должны включать: заглавие отчета (после заглавия в скобках приводят слово «отчет»), его шифр, инвентарный номер, наименование организации, выпустившей отчет, фамилию и инициалы руководителя НИР, город и год выпуска, количество страниц отчета. Сведения о стандарте должны включать: обозначение и наименование стандарта. Библиографическое описание источников информации для оформления списка использованной литературы ведется в соответствии с ГОСТ 7. 1-84 «Библиографическое описание документа». Приложения к дипломному проектированию Приложения к дипломному проектированию содержат дополнительную, вспомогательную информацию по вопросам, раскрываемым в аналитической или проектной части расчетно-пояснительной записки. Это могут быть документы, формы, правила, блок-схемы, протоколы заседаний, сравнительные (первичные) таблицы и др. В тексте расчетно-пояснительной записи к дипломному проекту обязательно должны быть сделаны ссылки на приложения. Каждое приложение должно иметь порядковый номер и название. Примечание . В качестве самостоятельного раздела дипломного проекта по необходимости может выделяться теоретическая часть . В теоретической части необходимо дать характеристику степени проработанности проблемы в литературных источниках, определить сущность исследуемой проблемы, принципы и методы реализации указанной проблемы. Обосновать выбор методик, с помощью которых будет проведен анализ и совершенствование исследуемого объекта по теме дипломного проекта. Наличие теоретической части необходимо сразу зафиксировать в задании по дипломному проектированию и отразить впоследствии в содержании проекта. 4.1. Оформление текста дипломного проекта Текст дипломного проекта должен быть отпечатан на компьютере через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times Nen Roman Cyr №14. на стандартных листах формата А4 (297*210). При необходимости для оформления отдельных распечаток с ЭВМ, рисунков и таблиц допускается использовать листы формата А3 (297*420мм). Текст должен быть исполнен на одной стороне листа, как правило, через одинарный межстрочный интервал на примере ПЭВМ. Следует использовать размеры полей: левое 25 мм, справа – 8 мм, от верхней и нижней строк текста до границ листа – 20 мм. Номер страницы ставится внизу в центре, абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм. Слова «Содержание», «Введение», «Заключение», «Список использованной литературы», «Приложения» записывают симметрично тексту и не нумеруют. Задание на выполнение дипломного проекта брошюруется в папке после титульного листа, не нумеруется и не включается в качестве листов. Содержание проекта выполняется по установленному образцу и имеет номер страницы 3. Нумерация страниц сквозная. Расчетно-пояснительная записка состоит из разделов, подразделов, пунктов и подпунктов (при необходимости). Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего диплома, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Заголовки разделов и подразделов следует записывать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, а между заголовками раздела и подраздела – 8 мм. Каждый раздел дипломного проекта рекомендуется начинать с нового листа (страницы). Текст введения, аналитической и практической частей, разделов «Безопасность и экологичность проектных решений», «Специальная часть», заключения и списка использованной литературы, а также «Приложения» следует разделять чистым листом с названием соответствующей части, который не нумеруется. Изложение содержания дипломного проекта должно быть логичным, четким, литературным, вестись в безличной форме и с соблюдением правил оформления и пунктуации. Не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых. В расчетно-пояснительной записке не допускаются длинные рассуждения, повторения известных доказательств, обширные выписки из учебников, специальной литературы и других источников. В тексте не допускается: ● сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр за исключением единиц физических величин в таблицах и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки; ● использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Нужно писать слово «минус»; ● употреблять знаки (<,>, ≠, №, %) без цифр. Если в тексте дипломного проекта приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения например: 1; 1,5; 2 г. Для пояснения отдельных данных, приведенных в дипломном проекте, их следует обозначать надстрочными знаками, сносками. Сноски располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, отделяя от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой на уровне верхнего обреза шрифта непосредственно после того слова, числа, предложения, к которым дается пояснение, и перед текстом пояснения. Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками, но применять не более четырех звездочек. Нумерация сносок должна быть отдельная для каждой страницы. 4.2. Оформление таблиц Таблица может иметь название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв. Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово «Таблица…» указывают один раз над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы…», «Окончание таблицы…» с указаниям номера таблицы. Название при этом помещают только над первой ее частью. Оно должно быть кратким и отражать существо излагаемого материала. Для показателей таблицы следует указывать единицу измерения. Сокращение слов в таблице недопустимы. В некоторых случаях к таблицам необходимы примечания. 4.3. Оформление рисунков К рисункам дипломного проекта относятся схемы, распечатки экранных форм, фотографии, собственно рисунки, чертежи и т.д. Рисунки нумеруются в пределах каждого раздела. Например, для раздела 2 нумерация рисунков будет 2.1; 2.2 и т.д. В тексте на каждый рисунок необходимо давать ссылку типа: «На рис. 2.1 представлено…». Затем помещается сам рисунок, а далее выводы, следующие из содержания рисунка. Рисунок имеет наименование и в необходимых случаях пояснительный текст. Формулировка наименования рисунка должна быть четкой, исчерпывающей и соответствовать содержанию рисунка. Наименование и пояснительный текст указываются под рисунком. Рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. 4.4. Оформление приложений Каждое приложение начинается с нового листа и имеет заголовок. Приложения нумеруются («Приложение 1», «Приложение 2», и т.д.) в правом верхнем углу листа. В тексте расчетно-пояснительной записки на приложение обязательно дается ссылка типа «Исходные данные приведены в приложении 1», «Расчет выполнен на основе тарифов, указанных в приложении 2» и т.п. Все приложения должны быть перечислены в содержании диплома с указаниями их номеров и заголовок.
4.5. Оформление графического материала (иллюстраций) Графическая часть проекта оформляется в последнюю очередь, так как наиболее яркие и интересные иллюстрации, характеризующие основные выводы и предложения дипломника, могут быть сделаны только после окончания работы над расчетно-пояснительной запиской. Такой порядок исключает затраты времени на всякие изменения и переделки заключительного материала. Каждый плакат должен иметь заголовок и штамп в нижнем правом углу листа. Лист оформляется рамкой на расстоянии 1 см. Форму и содержание штампа см. в Приложении 14 . Если штамп по каким-либо причинам не умещается на листе в порядке исключения разрешается поместить его на обратной стороне плаката. Если на плакате проводятся несколько рисунков, таблиц, формул, то для каждого из них, помимо общего, указываются свои заголовки. Копии иллюстраций в уменьшенном масштабе должны находиться – в соответствующем месте дипломного проекта (после страницы, на которой сделана ссылка на данный чертеж) или в приложении и брошюроваться с основным материалом. Перечень рекомендуемых плакатов составляется по согласованию с руководителем дипломного проекта. V . Приложения Приложение 1 Примерные темы дипломных проектов по специальности 080507 «Менеджмент организации » 1. Разработка кадровой политики организации (предприятия). 2. Разработка мер антикризисного управления предприятием. 3. Основные направления совершенствования организации труда производственного персонала. 4. Управление финансовой устойчивости открытого акционерного общества. 5. Управление взаимоотношениями с поставщиками материалов и покупателями выпускаемой продукции. 6. Анализ и совершенствование качества сотрудничества органов страхования с Управлением Пенсионного фонда. 7. Пути повышения конкурентоспособности предприятия. 8. Совершенствование деятельности и организационной структуры маркетинговой службы предприятия. 9. Повышение эффективности деятельности предприятия на основе маржинального анализа. 10. Совершенствование регламентации труда персонала на предприятии. 11. Совершенствование товарной политики фирмы. 12. Совершенствование технологии управления персоналом малого предприятия. 13. Совершенствование управления оборотными средствами предприятия. 14. Совершенствование управления маркетинговыми процессами в региональном филиале страховой компании. 15. Разработка и экономическое обоснование инвестиционного проекта. 16. Совершенствование механизмов стимулирования сбыта готовой продукции предприятия. 17. Управление трудовыми конфликтами в организации. 18. Разработка системы управления наймом и отбором персонала на предприятии. 19. Управление социальным развитием персонала и его дальнейшее совершенствование. 20. Разработка комплекса маркетинга по выводу новой продукции на рынок. 21. Выявление резервов повышения эффективности производства (цеха, участка). 22. Управление процессом кредитования населения региональными банками. 23. Совершенствование прогнозирования как ведущей функции производственного менеджмента на предприятии. 24. Организация внутрифирменного планирования в условиях рыночной конкуренции на фирме. 25. Управление финансами в организациях. 26. Внедрение бюджетирования на предприятии для повышения эффективности использования финансовых ресурсов. 27. Управление недвижимостью в системе рыночных отношений на региональном уровне. Продолжение приложения 1 28. Управление жилищно-коммуникационным комплексом на муниципальном уровне. 29. Управление рисками в финансово-экономической деятельности предприятия. 30. Управление затратами на производство в условиях промышленного предприятия. 31. Контроллинг производства как инструмент управления предприятием. 32. Управление оплатой труда в современных условиях рыночной экономики. 33. Развитие системы менеджмента качества работы акционерного общества. 34. Управление социальной защитой работников предприятия и его особенности. 35. Управление трудовыми отношениями, социальной защитой и страхованием работников организации. 36. Управление предприятием и его структурными подразделениями в условиях рынка. 37. Управление повышением квалификации и продвижением управленческих кадров на предприятии. 38. Организация информационного обеспечения процессов управления персоналом на предприятии. 39. Кадровый аудит на производстве. 40. Управление качеством труда менеджера на производстве. 41. Формирование и повышение эффективности управленческой командой менеджеров. 42. Управление мотивацией персонала на предприятии. 43. Повышение эффективности управления персоналом на основе внедрения контрактной системы. 44. Разработка стратегии маркетинга в фирме. 45. Разработка системы управления маркетингом на предприятии. 46. Разработка и совершенствование плана маркетинга фирмы. 47. Процесс эффективного управления производством при выполнении строительных работ. 48. Пути повышения эффективности и качества управленческих решений. 49. Влияние организационно-технического уровня производства на технико-экономические показатели деятельности организации. 50. Финансовый менеджмент как подсистема управления предприятием. 51. Управление финансами в условиях вывода предприятия из кризиса. 52. Организация финансового менеджмента на предприятии. 53. Управление взаимоотношениями предприятия и банка. 54. Управление инновационной деятельностью предприятия. 55. Формирование системы персонального менеджмента. 56. Самоуправление личной карьерой менеджера. 57. Система организации управленческого труда в фирме. 58. Повышение эффективности использования рабочего времени руководителя. Окончание приложения 1 59. Разработка и управление инвестиционным проектом по использованию различных видов инноваций. 60. Разработка и управление инвестиционными проектами по осуществлению посреднической деятельности (услуг). 61. Разработка и управление инвестиционным проектом по продвижению товара с учетом направлений маркетинга. 62. Организация рекламной деятельности фирмы. 63. Организация разработки бизнес-плана. 64. Разработка системы продвижения товаров на рынок. 65. Разработка системы организации управленческого труда на предприятии. 66. Организация управления вспомогательным производством. 67. Формирование ценовой политики на предприятии (организации) в условиях рынка. 68. Совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью. 69. Организация и управление природоохранительной деятельностью на предприятии. 70. Управление материально-техническим обеспечением предприятия. 71. Управление сбытовой деятельностью предприятия (организации). 72. Разработка бизнес-плана создания малого предприятия. 73. Управление рынков ценных бумаг в условиях акционерного общества. 74. Разработка системы внутреннего планирования в рыночных условиях функционирования предприятия. 75. Организация и планирование предпринимательской деятельности.
ВУЗ (точное название) ______________________________________ Кафедра __________________________________________________ Отзыв руководителя дипломного проекта На дипломный проект студента (ки) ______________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) выполненный на тему: __________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 1. Актуальность проекта ________________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 2. Научная новизна проекта _____________________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 3. Оценка содержания дипломного проекта ________________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 4. Положительные стороны проекта ______________________________ ______________________________________________________________ 5. Замечания к дипломному проекту ______________________________ ______________________________________________________________ 6. Рекомендации по внедрению дипломного проекта ________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 7. Рекомендуемая оценка дипломного проекта _____________________ ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 8. Дополнительная информация для ГАК __________________________ ______________________________________________________________ Научный руководитель ____________ _____________________________ Подпись (фамилия, имя, отчество) _______________________________________________________________ (ученая степень, звание, должность, место работы) «___»_____________2…. (дата выдачи) Приложение 3
на дипломный проект студента (ки) МГОУ (Ф.И.О.) шифр 90… специальности 080507 «Менеджмент организации» на тему …………………………………………………………………………………. Дипломный проект выполнен в соответствии с методическими указаниями в полном объеме. Тема проекта относится к……………………………………….. и является достаточно актуальной, так как ………………………………………………………………. В дипломном проекте рассмотрено современное состояние……………, обоснована проблема……………………., разработаны техническая и организационные стороны проблемы с учетом условий безопасной жизнедеятельности. Предложенные решения даны с обеспечением должной экологичности. В дипломном проекте дана экономическая оценка решения проблемы……………., выполнены расчеты капитальных затрат, текущих издержек производства, дана общая оценка эффективности. Студентом предложены методические особенности расчета экономических показателей. В специальной части дипломного проекта разработан вопрос……………………………………………………………………………………………. Его изложение показывает глубину изучения темы……………………… Вместе с тем по дипломному проекту необходимо сделать следующие замечания: ……………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………….. Но в целом содержание и объем проекта полностью соответствует заданию и профилю специальности, характеризует достаточную теоретическую подготовку, соответствует требованиям к дипломированному полному специалисту. Дипломный проект заслуживает отличной (высокой, положительной, хорошей и т.д.) оценки, а студент ………………………………………………………. …..- присвоения квалификации «менеджер». Должность: Подпись (с указанием подразделения и предприятия) (и расшифровка ее) Заверяется круглой печатью. В качестве рецензента рекомендуются начальники плановых экономических отделов, ведущие экономисты, но не бухгалтера; руководители предприятия, подразделений и т.п. «____»_________________ (дата выдачи ) Приложение 4 Справка Дипломный проект на тему: _________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ выполнен мною лично. Материалов и сведений, не подлежащих опубликованию в открытой печати, в дипломном проекте и в пояснительной записке не содержится. Дипломник _______________ __________________ (подпись) Ф.И.О. Руководитель дипломного проекта _______________ ___________________ (подпись) Ф.И.О. «_____»______________ 200…г. (дата выдачи) Приложение 5 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Воскресенске ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ студента (ки) ____________________________________________________ шифр ____________________________________________________ факультет Менеджмента и экономической политики кафедра Менеджмента по специальности 080507 «Менеджмент организации» Тема дипломного проекта ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дипломник ______________ _______________________________ (подпись) (фамилия, инициалы ) Руководитель дипломного проекта _____________ _____________________ Консультант по безопасности и экологичности проектных решений ____________ ________________________ Консультант по специальной части ____________ ________________________ Консультант по технологической части ________ _____________________ Допустить дипломный проект к защите в Государственной экзаменационной комиссии Зав. Кафедрой О.А. Белимова «______»_________________________ 200 __ г. г. Воскресенск, 200__ г. Приложение 6 МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИСТЕТ Филиал в г. ВоскресенскеФакультет «Менеджмента и экономической политики» Кафедра менеджмента Специальность 080507 «Менеджмент организации» «Утверждаю» Зав. Кафедрой ___________ О.А. Белимова___________200_г. ЗАДАНИЕ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТУ (РАБОТЕ) СТУДЕНТА ______________________________________________ (фамилия, имя, отчество) 1.Тема проекта (работы):________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Срок сдачи студентом законченного проекта (работы) _____________________ 3. Исходные данные к проекту (работе):___________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Содержание расчетно-пояснительной записи (перечень подлежащих разработке вопросов)___________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Продолжение приложения 6 6. Консультанты по проекту (работе, с указанием относящихся к ним разделов проекта)
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
7. Дата выдачи задания ______________________________________________________ Руководитель_________________________________________________________ (подпись) Задание принял к исполнению_________________________________________ (подпись) Приложение 7 Содержание стр.Введение ……………………………………………………………………………….. I. Аналитическая часть1.1 Характеристика ЗАО «Воскресенскхлеб»……………………………………. 1.1.1. Историческая справка, современные данные, перспективы развития …….. 1.1.2. Организационно-правовая форма, организационная структура управления …………………………………………………………………………………… 1.1.3. Характеристика выпускаемой продукции и ее потребителей ……………… 1.1.4. Основные технико-экономические показатели работы за 200_-200_ гг., их характеристика ………………………………………………………………… 1.2. Анализ использования персонала в ЗАО «Воскресенскхлеб» 1.2.1. Анализ внешних источников найма работников в ЗАО «Воскресенскхлеб» за 200_-200_ гг…………………………………………………………………………. 1.2.2. Анализ обеспеченности предприятия персоналом……………………………. 1.2.3. Анализ движения и постоянства персонала ………………………………….. 1.2.4. Анализ баланса рабочего времени одного среднесписочного рабочего ЗАО «Воскресенскхлеб» в 200_-200_ гг. …………………………………………………. 1.2.5. Анализ персонала ЗАО «Воскресенскхлеб» по возрасту …………………… 1.2.6. Анализ персонала по уровню образования ………………………………….. 1.2.7. Анализ квалификационного уровня персонала ЗАО «Воскресенскхлеб» за –200_200_ гг. ………………………………………………………………………….. 1.2.8. Анализ обучения персонала …………………………………………………… 1.2.9. Анализ уровня производительности труда одного рабочего в ЗАО «Воскресенскхлеб» …………………………………………………………………… 1.2.10. Анализ использования фонда заработной платы и премияотдачи в ЗАО «Воскресенскхлеб» в 200_-200_ гг. …………………………………………………. 1.2.11. Анализ социальной защищенности членов трудового коллектива ……….. 1.3. Выводы по результатам анализа ……………………………………………... II. Специальная часть 2.1. Аппроксимация экспериментальных данных ……………………………….. 2.1.1. Зависимость среднесписочной численности персонала от среднемесячной заработной платы ……………………………………………………………………… 2.1.2. Зависимость среднесписочной численности персонала от величины выплачиваемых премий ………………………………………………………………. 2.1.3. Зависимость среднесписочной численности персонала от затрат на обучение…………………….………………………………………………………….. 2.1.4. Зависимость среднесписочной численности персонала от затрат на материальную помощь и выплату единовременных пособий ……………………… 2.1.5. Зависимость среднесписочной численности персонала от затрат на улучшение условий труда …………………………………………………………….. 2.1.6. Зависимость среднесписочной численности персонала от нескольких переменных ……………………………………………………………………………. III. Проектна часть 3.1. Разработка трехстороннего ученического договора …………………………… Продолжение приложения 7 3.2. Внесение дополнений в коллективный договор ………………………………... 3.3. Улучшение условий труда грузчиков хлебобулочных и кондитерских изделий …………………………………………………………………………………. IV. Безопасность и экологичность проектных решений 4.1. Требования, предъявляемые к хлебобулочной продукции и процессу ее производства…………………………………………………………………………... 4.1.1. Сфера применения Федерального Закона «О техническом регулировании».. 4.1.2. Основные понятия, применяемые в Федеральном Законе «О техническом регулировании» ……………………………………………………………………….. 4.1.3. Общие требования к хлебобулочной продукции …………………………….. 4.1.4. Требования к процессу производства, обеспечивающего выработку безопасной хлебобулочной продукции ……………………………………………… 4.1.5. Требования пожарной безопасности производства хлебобулочной продукции ……………………………………………………………………………… 4.2. Пищевые добавки и хлебобулочные улучшители …………………………... 4.2.1. Классификация пищевых добавок и хлебобулочных улучшителей ………… 4.2.2. Характеристика пищевых добавок, применяемых в хлебопечении ………… 4.3. Экспертиза качества хлебобулочных изделий ……………………………… Заключение …………………………………………………………………………… Список использованной литературы………………………………………………. Приложения …………………………………………………………………………... Приложение 1…………………………………………………………………………. название Приложение 2 ………………………………………………………………………… Приложение 3 ………………………………………………………………………… Приложение 8 Перечень документальных источников исходных данных для анализа на предприятии *сноска 1
*сноска 1 Белимова О.А. « Анализ производственно-хозяйственной деятельности». Учебное пособие – 2-ое изд. доп. и перер. – М: Изд-во МГОУ, 2006, стр. 68-69.
Приложение 9 Ориентировочный перечень задач, экономико-математического моделирования, которые могут быть рассмотрены в специальной части дипломного проекта. 1. Задачи управления запасами состоят в отыскании оптимальных значений уровня запасов (точки заказа) и размера заказ, минимизирующих сумму всех расходов, связанных с созданием запасов (расходы на оформление и получение заказа, стоимость хранения и штрафы за недоставленную продукцию). 2. Определение оптимального размера заказа ● При недопущении дефицита; ● При условии оптовой скидки; ● При допущении дефицита; 3. Использование метода анализа АВС и анализа XYZ в задачах управления снабжением, сбытом, складским хозяйством, персоналом, личным временем руководителя. Метод анализа АВС позволяет классифицировать материалы по соотношению двух признаков и делить их на группы по вкладу в конечный результат. Метод анализа XYZ позволяет распределить материалы на группы в зависимости от частоты потребления и служит вспомогательным средством при подготовке решений по совершенствованию планирования материального обеспечения производства. 4. Задачи принятия оптимальных решений в производственным менеджменте (используя общую задачу линейного программирования). 4.1. Задача производственного планирования состоит в выборе оптимального плана производства, обеспечивающего получение максимальной прибыли, если известны вид и количество затрат и доходов. 4.2. Задача об оптимальном составе смеси состоит в определении пропорций, в которых нужно смешивать исходные продукты, чтобы смесь удовлетворяла ограничениям на содержание примесей и имела минимальную цену. 4.3. Задача об оптимальной организации рекламной компании состоит в определении мест (радио, телевидение, газеты, журналы и т.д.) и времени рекламы определенного товара, чтобы максимизирвать объем рекламной аудитории и минимизировать стоимость рекламной компании. 5. Использование транспортной модели для решения различных практических задач. 5.1. Задача составления наиболее экономичного плана перевозок состоит в составлении плана перевозок однородного продукта от нескольких поставщиков к нескольким потребителям имеющего минимальную стоимость (в предложении о том, что величина
Продолжения приложения 9 транспортных расходов на каждом маршруте пропорциональна объему перевозимой продукции. 5.2. Задача о надчислениях состоит в распределении N механизмов (работников) на N работ так, чтобы каждый механизм (работник) выполнял одну и только одну работу и чтобы при заданной производительности каждого механизма (работника) на каждой из работ суммарный эффект был максимальным (затраты минимальны). 5.3. Задача распределения капиталовложений состоит в выборе совокупности проектов, которым соответствует максимум суммарной прибыли, если известны ожидаемые величины прибыли от реализации каждого из проектов и распределение необходимых капиталовложений по годам. 6. Задача о замене оборудования состоит в определении оптимальной стратегии в замене старого оборудования на новое. Критерием оптимальности может служить максимизация прибыли от эксплуатации оборудования, минимизация суммарных затрат на покупку, эксплуатацию и продажу оборудования. Основной характеристикой оборудования считается возраст, так как от возраста зависит производительность, затраты на эксплуатацию и т.д. Приложение 10 Перечень оптимизационных экономических задач для производственных функций 1. Элементы матричной алгебры в экономике . 1.1. Нахождение матрицы выручки по заданным матрицам ассортимента продукции и цены продукции в каждом регионе (отрасли, магазины и т.д.). 1.2. Нахождение матрицы полных затрат по заданным матрицам выпуска и норм затрат на производство некоторой продукции. 2. Системы линейных уравнений и способы их решения. 2.1. Нахождение стоимости единицы товара каждого вида по заданному плану товарооборота и заданной матрице продаж. 2.2. Нахождение себестоимости единицы продукции каждого вида по заданным матрицам выпуска и затрат. 2.3. Задача межотраслевого баланса (модель Леонтьева многоотраслевой экономики). 3. Дефицитный анализ функциональный экономических зависимостей функции одной и двух переменных. 3.1. Нахождение предельной производительности, скорости и темпам ее изменений по заданной функции объема продукции. 3.2. Нахождение цены, эластичности спроса и предложения по заданным функциям спроса и предложения. 3.3. Нахождение оптимального значения выпуска продукции по известной цене реализации и функции издержек производства. 3.4. Нахождение оптимального для монополии-производителя значения выпуска продукции по заданным функциям издержек и дохода от количества выпускаемой продукции. 3. Функция двух переменных и ее дифференциальный анализ. 4.1. Задачи об оптимальном распределении ресурсов, при которых достигается наибольший объем производства, для заданной производственной функции двух переменных и ее решения графически и аналитическим способами. 4.2. Задача об оптимальном распределении ресурсов, при которых фирма – производитель получит максимальную прибыль, если задана производственная функция и функция цен на единицу каждого вида ресурсов. 4.3. Нахождение оптимальных значений цены и количества реализованного товара по заданной функции издержек и функции количества реализованного товара. 4.4. Нахождение частных эластичностей функции полезности по переменным, выражающим количество приобретенных единиц 1-ого и 2-ого блага. 5. Определенный интеграл и его приложение в экономике. 5.1. Нахождение объема выпуска за период по известной зависимости производительности труда от времени. Продолжение приложения 10 5.2. Нахождение коэффициента Джини, как меры неравномерности распределения доходов среди населения, по заданной функции совокупного дохода в зависимости от доли беднейшего населения. 5.3. Нахождение выигрышей потребителей и поставщиков (производителей) по известным функциям спроса и предложения. 6.Обыкновенные дифференциальные уравнения в экономической динамике. 6.1. Нахождение объема производства в заданный момент времени по заданному начальному объему и заданным нормам инвестиций и акселерации при фиксированной или нефиксированной продажной цене. 6.2. Нахождение численности народонаселения в определенный момент времени по заданному уравнению динамики численности населения. 6.3. Нахождение зависимости равновесной цены от времени при заданных функциях спроса и предложения, зависящих не только от цены, но и от ее динамики. Приложение 11 Вероятно-статистические методы математического моделирования экономических процессов. Регрессивный анализ. 1. Определение уровней связи производственных и финансово-экономических показателей организации с основными факторами производства: · Зависимость производительности труда от трудоемкости единицы продукции, премии и вознаграждений на одного работника. · Зависимость производительности труда от уровня механизации работ. · Зависимость производительности труда от возраста рабочих и производственным стажем. · Зависимость производительности труда от фондовооруженности. · Зависимость себестоимости продукции от выработки на одного рабочего и брака. · Зависимость себестоимости продукции от урожайности или объема выпускаемой продукции. · Зависимость себестоимости товарной продукции от ее объема и фондовооруженности рабочего. · Зависимость себестоимости товарной продукции от ее объема и производительности труда. · Зависимость себестоимости продукции от производительности труда. · Зависимость объема реализованной продукции от ее себестоимости. · Зависимость объема выпускаемой продукции от затрат труда и капитала. · Зависимость объема выпускаемой продукции от средних или предельных издержек. · Зависимость объема продукции от затрат труда и технической оснащенности фондовооруженности. · Зависимость размера заработной платы от себестоимости продукции, объема выпускаемой продукции и производительности труда. · Зависимость размера заработной платы сотрудников фирмы от их квалификации. Продолжение приложения 11 · Зависимость заработной платы от производительности труда и уровня инфляции. · Зависимость спроса на товар от его цены и дохода потребителя · Зависимость предложения товара от его цены. · Зависимость расходов на какой-либо товар от располагаемого дохода. · Зависимость дохода от уровня образования и возраста. · Зависимость денежных средств от числа заказываемых товаров, путевок и т.д. · Зависимость объема потребления от располагаемого дохода. · Зависимость объема предложения некоторого блага от его цены и заработной платы сотрудников, производящих данное благо. · Зависимость величины прибыли на рубль затрат от вложенного капитала. · Зависимость прибыли от величины затрат на рекламу. · Зависимость прибыли от оборотных фондов, основных фондов, эффективности капиталовложений, производительности труда и объема выпускаемой продукции. · Зависимость прибыли от фондовооруженности. · Зависимость банковского вклада от первоначального вклада и процентной ставки. · Зависимость прибыли от цен на сырье и производительности труда. · Зависимость процентной ставки в определенный момент времени от первоначального вклада и сложного темпа прироста процентной ставки. · Зависимость темпа роста инфляции от денежной массы. · Зависимость бюджетного дефицита от темпа роста ВНП. · Зависимость ВНП от денежной массы. · Зависимость уровня безработицы от изменения заработной платы. Окончание приложения 11 · Зависимость расходов электроэнергии на приготовление единицы продукции от объема выпускаемой продукции. · Зависимость урожайности от средней температуры воздуха и количества осадков. · Зависимость объема выручки от времени реализации продукции и объема реализации. · Зависимость качества выпускаемой продукции от стажа работы. · Зависимость инкубационного периода от температуры и влажности в инкубаторе. · Зависимость урожайности от количества и марки внесенных удобрений. · Зависимость тиража газеты от ожидаемого дохода от распродажи газеты, количества персонала, рейтинга газеты среди других газет, распространяемых в регионе. · Зависимость издержек производства от объема продукции, основных производственных фондов и численности работающих. · Зависимость объема продаж какого-либо товара о динамики потребительских цен. · Зависимость объема продаж от удельного веса женщин (мужчин) среди работников компании. · Зависимость уровня дивидендов, выплачиваемых по обыкновенным акциям от среднегодовой стоимости основных фондов предприятия или прибыли предприятия. 2. Построение уравнений моделей различных временных рядов: объема продаж, выпуска продукции, потребления различных товаров, электроэнергии, уровня инфляции, безработицы, цен и т.д. 3. Прогнозирование изменения вышеуказанных показателей в будущем. 4. Изучение, оценка степени рисков с помощью применения теории вероятностей: · риск вложения капитала в различные мероприятия (вклады в банки, непогашение кредита, инвестиции в ценные бумаги, покупка недвижимости, капитальные вложения и т.д.). · риск при возникновении пожаров, наводнений, несчастных случаев и т.д. Приложение 12 Информационно-компьютерное и программное обеспечение решения задач экономико-математического моделирования При наличии построений функциональной или численной зависимости (например, в виде таблиц) экономических показателей существующее на кафедре Прикладной математики программное обеспечение позволяет: · провести интерполяцию и экстраполяцию исходных табличных данных. То есть построить функциональные зависимости экономических показателей, по которым можно определить их значения между точками наблюдения, а также прогноз их изменения в будущем. · Выполнить все операции матричной алгебры с данными, представленными в виде массивов-матриц, решить системы линейных алгебраических уравнений, практически любого порядка. · Решить задачи поиска минимальных и максимальных значений заданной функции (одной или нескольких переменных) с учетом ограниченности области изменения аргументов, или других ограничений в виде равенств и (или) неравенств. · С заданной точностью вычислить определенный интеграл или значение производной в точке практически от любой функции, в том числе от функции заданной таблично. · С заданной точностью найти корни уравнения на заданном интервале изменения аргумента. · Решить задачи линейного программирования по оптимизации транспортных перевозок, вложения финансовых средств, определения оптимальных рецептур (смесей) и т.д. · Решить задачи динамического программирования по оптимальному инвестированию производственных проектов. · Автоматизировать обработку анкетных данных экономических или социологических исследований с представлением результатов в виде диаграмм и графиков. · Провести подбор оптимальных параметров нового производственного проекта по анализу графика «точки безубыточности». · Провести анализ рентабельности деятельности предприятия в условиях сезонного изменения цели реализации, объемов реализации, постоянных и переменных затрат.
Порядок оформления списка учебной и научной литературы 1. Баканов М.И., Шеремет А.Д . «Теория экономического анализа». Учебник – М: Финансы и статистка, 2001. – 416 с. 2. Управление персоналом организации: Учебник / Под. ред. А.Я. Кибанова . – 3-е изд. доп. и перераб. М: ИНФРА-М, 2005 – 638 с. – (Высшее образование). 3. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник, 5-е изд., перераб. и доп. – М: ИНФРА-М-2004-314с. – (Высшее образование). Учебные пособия 1. Белимова О.А. «Анализ производственно-хозяйственной деятельности». Учебное пособие/предисловие А.А. Залевского . – 2-е изд., доп. и пераб. – М. Изд-во МГОУ, 2006, - 266 с. 2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. – М: ИНФРА-М, 2004 – 215 с. – Серия «Высшее образование». 3. Генкин Е.В., Матыцина И.С. Учебно-методический модуль «Маркетинг-модуль» в 2-х частях. ВФ МГОУ – Воскресенск, 2004, - 213 с. Методические указания (рекомендации): 1. Баринов А.Н., Белимова О.А., Губонина З.И . Методические указания к дипломному проектированию для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации». – В – Издательский дом «Лира», 2007, 47 с. 2. Белимов Н.Н., Белимова О.А. «Методическое руководство «Организация и проведение практики» по специальности 061100 «Менеджмент организации» и специализации 061111 «Производственный менеджмент»: В. Изд. дом «Лира», - 2002, 68с. 3. Губонина З.И., Олейник Н.С., Павленко О.В. Методическая разработка для студентов всех специальностей, студентов – дипломников и аспирантов. Методы расчета эколого-экономической эффективности природоохранных мероприятий. М: Изд-во МГОУ, 2004, - 52 с. Публикации в журналах: 1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н., Тарасова Н.П. Формирование единого образовательного пространства как стабилизирующий фактор мирового общества // Экономические стратегии. – 2003, - №10, - с.98-103. 2. Резник С.Д. «Успех – это целая наука // Лидеры образования». – 2005. - №3.- с. 47-50. 3. Щербинина В.В. Специфика позиции и проблема подготовки менеджера // Российская ассоциация бизнес – образования. – 2000. - №2, с. 79-91.
Штамп для оформления графического материала
*Сноска [1] Ознакомиться с ними можно в альбоме наглядных пособий для сопровождения анализа производственно-хозяйственной деятельности, представленном в учебном пособии «Анализ производственно-хозяйственной деятельности» (автор О.А. Белимова ) – 2-ое изд. доп. и перер. – М: Изд-во МГОУ, 2006, стр. 175-207 |