Реферат: Предварительные рекомендации по развитию инновационной деятельности в Приморье Предложения по развитию сотрудничества в инновационной сфере
Название: Предварительные рекомендации по развитию инновационной деятельности в Приморье Предложения по развитию сотрудничества в инновационной сфере Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аналитическая справка по состоянию инновационного развития Приморского края Содержание: 1. Введение 2. Инновационный потенциал Приморского края 3. Состояние системы нормативно-правовой поддержки инновационной деятельности в Приморском крае 4. Международное сотрудничество 5. Научно-исследовательский потенциал развития инновационных видов деятельности Приморского края 6. Инфраструктура развития инновационной деятельности Приморского края 7. Предварительные рекомендации по развитию инновационной деятельности в Приморье 8. Предложения по развитию сотрудничества в инновационной сфере Введение – комментарий к настоящей аналитической справке: Данная аналитическая справка составлена по результатам визита группы экспертов фонда «Новая Евразия» во Владивосток, 24-30 июня 2006 года. В справке представлен анализ материалов и интервью, полученные на встречах с представителями Администрации Приморского края, научно-исследовательских и производственных организаций, а также сведений, представленных в СМИ и сети Интернет. Справка структурирована по различным вопросам поддержки инновационной деятельности – научному, юридическому, финансовому, организационно-управленческому, кадровому и т.д., где по каждому разделу дана краткая характеристика состояния дел и приведены факты, позволяющие провести сравнительный анализ. В ходе анализа учитывались два основополагающие тезиса: - инновации не могут быть самоцелью – они должны служить решению задач социально-экономического развития региона; - успешному устойчивому развитию инновационной деятельности необходим как внутренний (на уровне края), так и внешний (на уровне РФ или зарубежных стран) спрос на результаты коммерциализации результатов и разработок; создание системы такого спроса может основываться на правильном позиционировании Приморского края в РФ (брэндинг региона в целом).
1. Введение. Вектор развития инновационной деятельности Российской Федерации в настоящее время определяется двумя документами – «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденную Президентов РФ В.В.Путиным 30марта 2002г. и «Основы направления политики РФ в области развития инновационной системы до 2010 года», утвержденные в августе 2005г. Председателем правительства РФ М.Е.Фрадковым. В указанных документах, инновационной деятельности в Российской Федерации отводится базовая роль в повышении конкурентоспособности национальной продукции, обеспечении экономического роста и, как результат, повышении уровня и качества жизни населения. В исполнение утвержденных основ политики страны в области науки, технологий и инноваций, Министерство образования и науки Российской Федерации сформулировало следующие основные задачи стратегии Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г.: - Создание конкурентоспособного сектора исследований, разработок и условий для его расширенного воспроизводства; - Создание эффективной национальной инновационной системы; - Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности; - Модернизация экономики на основе технологических инноваций. Решение указанных задач невозможно без активного участия федеральных округов и субъектов. В частности, формирование эффективной национальной инновационной системы возможно только в том случае, если учитывается и «разыгрывается» специфика каждого элемента данной системы, которыми выступают и административно-территориальные субъекты и конкретные институты - субъекты инновационных цепочек. 2. Инновационный потенциал Приморского края. Инновационный потенциал региона является интегральным показателем, формируемым множеством характеристик, описывающих как состояние науки и наличие высококвалифицированных кадров, наличие диверсифицированной системы финансирования инновационных форм деятельности, так и востребованность инноваций представителями общественности и бизнес-сообщества – предприятиями социально-экономического блока. Приморский край является одним из российских субъектов, которые обладают значительным потенциалом по развитию инновационных форм деятельности, в частности, в таблице 1. представлены данные о ранге инновационного потенциала субъектов Приморского края по годам. Таблица 1 Изменение инновационного потенциала регионов ДФО среди субъектов РФ
Основными отраслями промышленности Приморского края являются рыбная, цветная металлургия (оловянная, полиметаллическая, вольфрамовая), лесная и деревообрабатывающая, машиностроение и металлообработка (оборудование для рыбной и горной промышленности, деревообрабатывающие станки, строительные машины, бытовые холодильники, радиоприборы, инструмент, судоремонт), горно-химическая. В последнее время получили развитие также энергетика, промышленность строительных материалов, пищевая (мясомолочная, мукомольно-крупяная, маслобойно-жировая, сахарная, кондитерская), легкая промышленность. Данные отрасли широко представлены как крупными предприятиями, так и значительным количеством фирм среднего и малого бизнеса, являющихся наиболее восприимчивыми и часто выступающие инициаторами коммерциализации результатов научных исследований и разработок. Следует отметить, что по различным видам инновационной деятельности (приобретение машин, оборудования и установок, связанных с внедрением инноваций, программных средств, производственно-конструкторскими работами, исследованиями и разработками, обучением персонала, приобретение новых технологий и маркетинг) в ДФО занято в процентном отношении больше предприятий, чем в среднем по России. Наибольшую активность в таких видах инновационной деятельности проявляют организации Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской области и Республики Саха (Якутия). Затраты на технологические инновации в ДФО превышают объемы затрат в Сибирском и Южных федеральных округах на 40-60%, а затраты в Республике Саха (Якутия) – уровень затрат г. Санкт-Петербурга
3. Состояние системы нормативно-правовой поддержки инновационной деятельности в Приморском крае 3.1. Закон об инновационной деятельности. Закон Приморского края «Об инновационной деятельности и инновационной политике в Приморском крае» до настоящего времени не принят. Проект закона находится на согласовании в краевой администрации, однако вероятность его принятия в существующей редакции невелика. Это дает шанс внесения редакций в закон с учетом работы по разработке стратегии развития инновационной сферы Приморского края.
3.2. Правовое оформление передачи интеллектуальной собственности. Подобно ситуации в Российской Федерации, в Приморском крае не достаточно проработаны правовые механизмы передачи интеллектуальной собственности. В соответствии с нынешним законодательством, право собственности на отдельные изобретения и технологии принадлежит научно-образовательным организациям. Однако данные организации имеют значительные ограничения по коммерциализации своих наработок и передаче их коммерческим структурам. Существующий в настоящий момент и реализуемый в рамках программы «Старт» механизм передачи прав собственности на технологии несовершенен, и в значительной степени зависит от взаимоотношений между правообладателем (юридическое лицо) и получателем лицензии (физическое лицо). Это существенно увеличивает риски инвесторов и, как следствие, снижает инвестиционную привлекательность технологии. Необходимо выстроить систему нормативно-правовой поддержки процесса передачи технологии, которая была бы прозрачна как для научно-образовательных организаций, так и для потенциальных инвесторов. В особенности важным для Приморского края является патентная поддержка разработок в третьих странах. В настоящее время патентная защита разработок несовершенна и на третьи страны не распространяется. Этот факт, в сочетании с географическим положением Приморского края вблизи крупнейших мировых производителей высокотехнологичной продукции, приводит к нелегальному «уходу» разработок за рубеж.
3.3. Юридическая и нормативная поддержка конкретных направлений Помимо перечисленных выше общих аспектов нормативно-правовой поддержки инновационной деятельности, следует разработать и принять целый ряд нормативно-правовых документов для поддержки инновационного развития и решения ряда проблемных вопросов в отдельных отраслях. В частности такие как: - Вопросы об использовании федеральных вод (в нерешенность которых упирается выращивание марикультуры); - Вопросы разведения лекарственных растений для производства биоактивных добавок, напитков и лекарств; - Вопросы о возможности создания свободных зон инновационного развития на границе с Китаем и ряд других. 3.4. Юридические кадры. В научных учреждениях Приморского края имеется служба патентоведов и патентных поверенных. Однако отсутствие систематической патентной поддержки в третьих странах при ее явной необходимости свидетельствует о том, что повышение квалификации в этой области может быть востребовано. В подобного рода курсы повышения квалификации могли бы быть включены семинары с привлечением известных Европейских структур коммерциализации инноваций (Университет Варвика, Великобритания; Технологический Университет Хельсинки, Финляндия и др).
4. Международное сотрудничество В настоящее время Российская Федерация обладает конкурентоспособным на мировом уровне научно-техническим и инновационным потенциалом, наукоемкими технологиями, востребованными, особенно в странах с экономикой, ориентированной на производство высокотехнологичной продукции и услуг. Одним из таких перспективных мировых рынков являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, состоящие членами форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество». Страны АТЭС формируют более 50% мирового ВНП (19,254 млрд. долл. США), свыше 41% объемов внешней торговли в мире, в них проживает более 1/3 населения планеты (2,6 млрд. человек). АТЭС представляет самый динамично развивающийся регион в мире, на который за последние 10 лет приходится 70% мирового экономического роста. Российский Дальний Восток является прежде всего экспортером море- и лесопродукции. Экспорт машиностроительной продукции составляет по данным таможенной статистики 11-12% экспорта ДФО[1] . В то же время экспорт технологий и услуг технического характера субъектами ДФО по данным, опубликованным в статистическом сборнике «Регионы России», превышает в 3-4 раза показатель такого развитого континентального региона как Уральский федеральный округ. В ДФО насчитывается предприятий с участием иностранного капитала сравнительно больше, чем в Уральском и Сибирском федеральных округах, и примерно столько же, как в Приволжском федеральном округе. Большую часть инвесторов представляют Китай (35%) и США (14%). При таких заделах нынешнее поколение должно уже сейчас с эффектом использовать как естественно сложившееся международное разделение труда, так и ожидаемые изменения в нем, распределяя свои маркетинговые исследования между ближайшим (10-15 лет) и более отдаленным будущим (25-30 и более лет). Так, например, в ожидании синтеза новых материалов мы должны с большей отдачей использовать тот факт, что доля российского Дальнего Востока в мировых запасах древесины составляет 16,5% (Канады-10,4%, США-8,7%, Китая-3,5%). Говоря об инновационном векторе внешних связей Дальнего Востока[2] в целом, и Приморского края в частности, не следует сбрасывать со счетов и такую возможность, как экспорт инвестиций в форме научно-технических разработок. Обратимся к каталогу разрешенной для иностранных инвесторов деятельности у одного из наиболее крупных и перспективных наших партнеров в Северо-Восточной Азии – в Китае. Если разложить 18 поощряемых в КНР для иностранных инвесторов видов деятельности по отраслям, то на специализацию дальневосточных исследовательских центров (а таких только в составе РАН около 50) и ныне действующих крупных предприятий, то можно найти подтверждение практически неисчерпаемым возможностям прорыва России в регионы АТР, прежде всего в СВА, как в ближайшем 10-летии, так и в более отдаленной перспективе. Сегодня на такую экспансию нет никаких запретов федерального центра, кроме режима секретности на военные технологии. И в то время как китайцы реализуют планы освоения нашей территории своими рабочими руками, мы должны, пока не поздно, осуществить прорыв в Китай результатами наших фундаментальных и прикладных исследований. Ведь на этого партнера в настоящее время приходится более 40 процентов объема внешней торговли российского Дальнего Востока 5. Научно-исследовательский потенциал развития инновационных видов деятельности Приморского края. Приморский край является одним из наиболее «наукоемких» субъектов Российской Федерации. На территории края проживает около 2 млн. человек и размещаются 11 государственных высших учебных заведений, более 30 филиалов высших учебных заведений, в т.ч. центральных вузов РФ, а также более 25 научно-исследовательских учреждений (14 академических (ДВО РАН) и 12 отраслевых НИИ). Информация о состоянии финансового обеспечения научных исследований Приморского края и некоторые из показателей их результативности – число поданных и полученных патентов в сопоставительном контексте с другими субъектами Российской Федерации представлены в таблице 2. Таблица 2[3] . Уровень научного и инновационного развития Приморского края в сопоставительном контексте (данные за 2003 год).
Одним из выводов анализа приведенных в таблице 2 данных является низкая, по сравнению со Ставропольским краем, эффективность использования финансовых средств в Приморском крае, в части, касающейся возможности последующей коммерциализации результатов научных исследований и разработок. В частности, на получение примерно того же количества объектов интеллектуальной собственности, ученые Приморского края затрачивают в 5 раз больше средств. Данные результаты могут быть следствием диспропорций финансовых вложений в научные исследования края, что легко продемонстрировать на примере всего ДФО. Общее финансирование фундаментальных исследований в ДФО, по сравнению с другими округами неплохое. В частности, объем полученного финансирования в 2003г. более чем вдвое превышает Уральский и на 25% Приволжский федеральные округа. Вместе с тем, при анализе потенциальных возможностей развития коммерциализации результатов научных исследований и разработок, важны соотношения затрат на фундаментальные, прикладные исследования и разработки. К сожалению, в крае ситуация не в пользу инноваций: - в целом по России на фундаментальную науку расходуется около 14%, прикладные исследования – 16%, разработки – около70%; - в Приволжском федеральном округе эти соотношения, составили соответственно – 5%, 2% и 93%, - в Уральском федеральном округе – 6%, 17% и 77%; - в то время как в ДФО - 49%, 19.5% и 31.5%, соответственно. Таким образом, доля средств, расходуемых на инновационные разработки в Приморском крае, значительно ниже, чем в целом по России, что приводит к недостатку средств и необходимости их дополнительного привлечения на завершающую стадию прикладных исследований и защиту патента (в особенности с учетом того, что отношение затрачиваемых финансовых средств на проведение НИОКР, к созданию прототипа и выводу товара/услуги на рынок соотносятся как 1:10:100).
5.1.Развитие инновационных видов деятельности в учреждениях системы высшего образования ПК В сфере высшего профессионального образования Приморского края действуют[4] 11 государственных вузов и 29 их филиалов, 2 филиала государственных центральных вузов и 2 негосударственных вуза. Спектр специальностей вузов сформирован с учетом особенностей экономики и потребностей рынка труда. Обучение ведется по 61 направлению и 178 специальностям (см. рис.1). Общая численность студентов постоянно увеличивается - с 55 тыс. человек в 1999 г. до 69 тыс. в 2003г., 86,7 тыс. в 2005 г. и 101,6 тыс. в 2006 г. Рис.1. Специализация выпускников высших учебных заведений Приморского края в 2003г. Высшие учебные заведения Приморского края обладают определенным потенциалом для развития инновационных форм деятельности. 5.1.1. Дальневосточный государственный технический университет (далее ДВГТУ). ДВГТУ является ведущим вузом Приморского края по организации и реализации научно-технических и инновационно-технологических направлений деятельности, обладает значительным научно-техническим потенциалом, обширными международными и региональными связями и ведет активную инновационно- предпринимательскую деятельность. В вузе обучаются свыше 13824 студентов; численность преподавателей и сотрудников – 950. В рамках мероприятий Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по основным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» по направлению «Развитие инфраструктуры» (лот «Научно-методическое обеспечение создания Центра научно-технического сотрудничества России и стран-членов форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС)») в 2005 г. на базе вуза создан Центр трансфера российских технологий и научно-технического сотрудничества со странами-членами АТЭС (далее «ТехноРАТЭС»). Основная задача центра «ТехноРАТЭС» состоит в организации содействия эффективно-му научно-техническому и инновационно-технологическому сотрудничеству России с АТЭС. Перечень инновационных проектов вуза представлен на сайте центра http://www.rapec.ru/projects.htm. Вуз имеет значительный опыт по организации взаимовыгодного сотрудничества с промышленными предприятиями по созданию совместных учебно-научно-инновацион-ных центров и реализации наукоемких коммерческих проектов. Примером подобного рода деятельности является ДВГТУ с НПО «Гидротекс». В частности, в 1991 г. на базе кафедры гидротехники ДВГТУ было создано НПО «Гидротекс», которое занимается комплексным решением вопросов воздействия льда на сооружения шельфа, проектированием конструкций платформ, разработкой технологий возведения и т.п. За 15 лет своей деятельности, НПО «Гидротекс» стал одной из ведущих организаций Дальнего Востока в сфере гидротехнического строительства. В настоящее время на базе кафедры гидротехники и НПО «Гидротекс» успешно функционирует Учебно-научно-исследовательский комплекс (УНИК) «Гидротехника». УНИК объединяет образовательное учреждение, научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт, научно-производственную компанию и представляет, таким образом, интегрированную инновационную структуру. УНИК совместно с Норвежским университетом науки и технологии разработал международную программу по исследованию истирающего воздействия льда на морские инженерные сооружения. Ведутся переговоры с крупными нефтяными компаниями о совместном финансировании этой актуальнейшей международной научной программы. 5.1.2. Дальневосточный государственный университет (далее ДВГУ) ДВГУ является крупнейшим высшим учебным заведением Приморского края. Вуз обладает значительным научным потенциалом, обширными международными и региональными связями, ведет активную научно-исследовательскую и инновационно- предпринимательскую деятельность. В вузе обучаются свыше 14184 студентов, численность преподавателей и сотрудников – 833. Спектр научных исследований включает такие направления, как фундаментальные и прикладные исследования морской биоты по трем взаимосвязанным направлениям биологическому, химическому и биотехнологическому, физика, химия, математика - моделирование системы. В частности, в рамках совместной российско-американской программы "Фундаментальные исследования и высшее образование", финансируемой Американским фондом CRDF и Министерством образования и науки РФ, на базе вуза создан "Научно-образовательный центр фундаментальных исследований морской биоты: биология, химия и биотехнология". Данный проект является примером успешного и взаимовыгодного сотрудничества учреждений высшего образования и науки (с 1989 года между ДВГУ и Дальневосточным отделением РАН (ДВО РАН) действует соглашение "Об учебно-научном объединении ДВГУ и ДВО РАН)". Дальневосточное отделение РАН представлено в проекте Институтом биологии моря им. А.В. Жирмунского и Тихоокеанским институтом биоорганической химии. Следует особо отметить об участии ДВГУ, наряду с другими 16-ю вузами РФ, в реализации программы поддержки образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные программы в рамках национального проекта «Образование». Инновационная программа, представленная ДВГУ, называется как «Научно-образовательный ресурсный центр технологий повышения качества жизни на Российском Дальнем Востоке» и нацелена, в первую очередь, на решение актуальных задач подготовки кадров по направлениям и специальностям, являющимися актуальными для Приморья. В настоящий момент в структуре университета имеется должность проректора по инновационной деятельности, вместе с тем нет отдельной структуры, функционально отвечающей за коммерциализацию научной деятельности вуза и трансферт технологий, что сдерживает реализацию инновационных проектов.
5.1.3. Тихоокеанский государственный экономический университет (далее ТГЭУ) ТГЭУ создан в 1964 году в качестве Владивостокского филиала Московского института народного хозяйства им. Г.В.Плеханова. В настоящий момент вуз позиционирует в качестве ведущего вуза Приморья в области подготовки студентов по экономическим дисциплинам и в области систем качества, разработке пищевых технологий, в первую очередь переработке марикультур, разработке и внедрению систем стандартизации и сертификации в пищевой отрасли и т.д. В вузе обучаются свыше 5290 студентов, численность преподавателей и сотрудников - 264. В университете имеется должность проректора по инновационной деятельности, однако отдельной структуры, функционально координирующей коммерциализацию научной деятельности вуза и трансферт технологий, в вузе нет. Вместе с тем, на базе вуза созданы и активно действуют различные подразделения и центры по коммерциализации разрабатываемых в вузе технологий, особенно это касается пищевых технологий по переработке марикультур. В частности, в вузе действуют: - Учебно-научное малотоннажное производство (МТП); - Учебно-научно-технический комплекс сертификации и проблем качества "Наука-сервис", а также: - Центр экономических исследований и консалтинга; - Турцентр ДВГАЭУ; - Российско-японский центр обучения малому и среднему бизнесу в области пищевых технологий; - Молодежный центр ДВГАЭУ; - Центр Информационных и Образовательных Технологий (ЦИОТ). Следует признать, что данный вуз – один из немногих вузов Приморья, имеющих опыт коммерциализации разработанных технологий по всей инновационной цепочке – начиная от разработки идеи до создания малого/среднего предприятия, выпуска и реализации товара.
5.1.4. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (далее ВГУЭС). ВГУЭС позиционирует в качестве лидера Дальнего Востока в области подготовки кадров по следующим образовательным дисциплинам - международные отношения, сервис, туризм, мода и дизайн. В вузе обучаются свыше 7538 студентов, численность преподавателей и сотрудников - 421. ВГУЭС - современный инновационный учебно-научно-производственный комплекс, объединяющий на сегодняшний день 12 институтов, 2 филиала, Восточную гимназию, Приморский краевой учебно-научный центр для одаренных детей, Профессиональный лицей, Академический колледж, 24 представительства в различных регионах страны. Основная цель сформированного инновационного комплекса - повысить роль университета в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии региона и общества в целом. В декабре 2001 года вуз создал Инновационно-технологический центр «Уссури» (ИТЦ «Уссури») в качестве своего структурного подразделения для координации работ по формированию инновационного комплекса «Университет - судостроительный завод «Восточная верфь» - рыболовецкий колхоз им. Чапаева». Направления работы центра - дизайн-проектирование, проектирование и изготовление опытных образцов мебели, WEB-проект, изготовление лекал и индивидуального пошива, химмотология, консалтинг, разработка и изготовление небольших партий пищевых продуктов и кормовых добавок по новым технологиям с использованием местного сырья, дизайн-проектирование. Инновационные проекты вуза представлены на сайте - http://www.vvsu.ru/nir/innovative_activity/development_of_university.asp. С марта 2004 ИТЦ «Уссури» зарегистрирован как некоммерческая юридическая организация «Некоммерческое партнерство». 5.1.5. Морской государственный университет им. адмирала Г.И.Невельского (далее МГУ им. Г.И.Невельского ) МГУ[5] имени адмирала Г.И. Невельского – первый в России Морской государственный университет, готовящий специалистов всех профилей, необходимых морской транспортной системе, по естественнонаучному, гуманитарному, техническому и морскому конвенционному направлениям. Это крупнейший морской вуз, один из ведущих в Азиатско-Тихоокеанском регионе, авторитетный научно-методический центр морского образования на Дальнем Востоке. В вузе обучаются свыше 3878 студентов; численность преподавателей и сотрудников - 383. Морской университет включает в себя 12 институтов и 15 факультетов, где ведется подготовка по 31 специальностям и специализациям, Морской колледж, лицей, сеть лицейских классов, детский оздоровительный лагерь “Мореход” и детскую студию. В структуре вуза имеются подразделения, отвечающие за организацию и координацию инновационной деятельности в различных сферах и направлениях, в частности: - управление научно-исследовательской и инновационной деятельности, - управление стандартизации, сертификации и качества, - дальневосточное инновационное агентство, - научно-технический информационный центр, - центр информационных технологий. В структуре вуза имеются и научно-инновационные фирмы; в частности, с 1992 года университет имеет свою судоходную компанию “FESMA” (в ее составе – учебный парусник “Надежда” и грузовое учебно-производственное судно “Профессор Хлюстин”), рыбопромышленную компанию “FESMA” (рыбопромысловое судно “Профессор Фролов”) и т.д. Анонсы инновационных проектов представлены на сайте вуза - http://www.msun.ru/sci/lines/. Вуз активно позиционирует на рынке повышения квалификации и переподготовки специалистов для специалистов морского профиля – в структуре вуза действует Региональный центр дополнительного морского профессионального образования, который функционирует в тесном взаимодействии с ведущими кафедрами университета, на базе которых действуют сертифицированные тренажеры. На базе Регионального центра работает морская квалификационная комиссия под председательством капитана порта Владивосток, которая проводит аттестацию морских специалистов. Вуз ведет активную работу по развитию международных связей, в особенности, в со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
5.1.6. Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (ДВГТРУ[6] ) ДВГТРУ является одним из ведущих отраслевых высших учебных заведений Дальнего Востока и, продолжая традиции морского и рыбохозяйственного образования на Дальнем Востоке, выполняет высокую миссию представителя рыбохозяйственного образования в России. В вузе обучаются свыше 3932 студентов; численность преподавателей и сотрудников - 268. Среди основных направлений деятельности вуза следует отметить такие как: - развитие фундаментальной и прикладной науки как основы качественного образования; - интернационализация образования, науки и культуры, интеграция в мировое образовательное пространство; - разработка, развитие и внедрение новых прогрессивных технологий. В структуре вуза имеются специальные подразделения, отвечающие за развитие научно-технических и инновационно-предпринимательских форм деятельности, в частности: - Научно-исследовательский сектор (НИС) - Научно-исследовательский институт прогрессивных информационных технологий обучения (НИИ ПИТО); - Центр маркетинговых исследований; - Центр по охране прав интеллектуальной собственности; - Научно-исследовательский институт инновационных технологий; - Центр компьютерных технологий в рыболовстве и образовании. ДВГТРУ располагает мощной учебно - производственной базой, в состав которой входит: - Учебный флот (учебное парусное судно "Паллада"); - Учебно-производственный флот; - Российско-японский учебный центр; - Научно-экспериментальный центр марикультуры; - Тренажёрные центры. Среди высших учебных заведений Приморского края, способных осуществлять инновационную деятельность, следует указать ряд других вузов и их филиалов: - Владивостокский государственный медицинский университет; - Дальневосточная государственная академия искусств; - Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета; - Филиал Сибирского университета потребительской кооперации и т.д. 5.2. Развитие инновационных видов деятельности в учреждениях системы Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН) 5.2.1. Президиум Дальневосточного отделения Российской академии наук Президиум ДВО РАН осуществляет координацию деятельности всех научных учреждений, объединенных в научные центры ДВО РАН. В состав Дальневос-точного отделения РАН входят 6 научных центров: Приморский, Амурский, Хабаровский, Сахалинский, Камчатский и Северо-Восточный, объединяющие 35 научно-исследовательских учреждений и 5 филиалов НИИ. Следует признать, что благодаря многообразию научно-исследовательских направлений научных учреждений Приморского научного центра ДВО РАН (14 НИИ и 5 филиалов НИИ), нацеленных на решение социально-экономических задач Приморского края, и изучение разнообразия природного богатства самого края, есть основание надеяться на возможность активного участия научных учреждений ДВО РАН в реализации как действующей Федеральной целевой научно-технической программы (далее ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 годы и входящих в нее подпрограмм «Технологии живых систем», «Нанотехнологии и материалы», «Альтернативные источники энергии и энергосбережение» и др., так и формируемых направлений развития данной ФЦНТП на 2007-2012гг. В частности, в рамках программы «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1), планируется реализация Федеральной целевой программы «Научно-технологическая база России»[7] на 2007-2012 годы. Данную ФЦП предполагается реализовывать в рамках следующих приоритетных тематических направлений:
что отвечает научным направлениям деятельности ПНЦ ДВО РАН. Президиум ДВО РАН проводит активную работу по организации и предоставлению информационно-консультативной поддержки и стимулированию инновационной деятельности структур Приморского научного центра ДВО РАН. Следует отдать должное, все институты ДВО РАН имеют определенный набор предложений по развитию коммерциализации результатов собственных научных работ и разработок в виде инновационных проектов. В частности, в таблице 3 представлена информация о числе подобных проектов у ведущих институтов ПНЦ ДВО РАН (Источник -- http://www.febras.ru/, сайт ДВО РАН):
Обращает на себя внимание значительный удельный вес научных организаций Приморского научного центра, среди которых безусловным лидером является ТИБОХ ДВО РАН. Ниже представлена информация о деятельности ведущих институтов Приморского научного центра ДВО РАН в инновационной сфере.
5.2.2. Тихоокеанский институт биоорганической химии ДВО РАН (ТИБОХ ДВО РАН)
ТИБОХ является одним из наиболее инновационно-активных научных подразделений ДВО РАН. Благодаря интенсивным действиям руководства института в инновационном поле целый ряд технологий доведен до конечного продукта, организованы собственные производства. Среди продуктов, разработанных в институте: медицинские препараты (Гистохром в модификациях для кардиологии и офтальмологии, Коллагеназа КК, Максар, Полимед, Кукумариозид, Транслам, Цетрарис); лечебно-профилактические безалкогольные напитки и пищевые добавки (серия бальзамов "Гербамарин", Женсолар, серия продуктов "Золотой Рог", Зостерин, Каррагинан, Белковые гидролизаты); препараты для сельского хозяйства и ветеринарии (препарат КД, Колхит, Некролаза, Неогелаза, Хитокол, ускоритель роста растений). Сотрудники института принимают активное участие в конкурсах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе “СТАРТ” для получения финансовых средств федерального бюджета (гранта) на реализацию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемому “посевному” финансированию, при этом применяется простой и действенный механизм лицензирования прав на интеллектуальную собственность. В структуре института нет специализированного инновационного отдела; эта функция возложена в основном на патентный отдел. Важным показателем является и регулярность обновления информации на сайте института, что является важным условием инновационной деятельности. Принципиальным фактором коммерциализации инноваций в институте является серьезный подход к брендингу продуктов, что позволяет институту создавать не только технологии и производства, но и торговые марки. Институт обладает 70-ю действующими патентами; по их разработкам зарегистрировано пять лекарственных препаратов. Объем внебюджетных средств, привлекаемый институтом на «ниве» инновационной деятельности составляет почти половину всего бюджета института. Имеется группа маркетинга и сбыта. В институте создается опытный завод по производству активных субстанций из морских организмов. Первая очередь опытного завода ТИБОХ ДВО РАН в настоящее время сдана в эксплуатацию. Вместе с тем складывается впечатление, что целевое финансирование инновационной деятельности в институте явно не соответствует возможностям института. Дополнительное финансирование средств федерального и регионального бюджетов (в том числе и на цели рекрутинга специалистов в области коммерциализации инноваций) могло бы, при нынешнем состоянии дел, существенно увеличить количество внедренных инновационных цепочек в данном академическом НИИ.
5.2.3. Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского ДВО РАН (ИБМ ДВО РАН)
Институт проводит фундаментальные исследования по 12 темам научно-исследовательских работ, составленным в соответствии основным направлениям научных исследований института, направлениям реализации федеральных целевых программ Министерства образования и науки РФ, а также по проектам, получившим финансирование в результате конкурсов, проводимых Российским фондом фундаментальных исследований, и по международным проектам экспедиционных исследований во всех основных районах дальневосточных морей - от Чукотского полуострова до южной границы Приморья. Около 25% финансовых средств Институт зарабатывает самостоятельно. Основным проектом Института является «Создание биотехнопарка по выращиванию и переработке морских беспозвоночных», который может привести к созданию десятков тысяч рабочих мест и существенному увеличению производства морепродуктов в Приморье. В рамках реализации данного проекта подготовлен бизнес-план, идет поиск стратегических инвесторов. Руководство института активно курирует инновационную деятельность в кооперации с другими учреждениями ДВО РАН, в частности – с Тихоокеанским институтом биоорганической химии.
5.2.4. Тихоокеанский океанологический институт им. В.И. Ильичева ДВО РАН (ТОИ ДВО РАН)
Самыми перспективными разработками Института являются переносные геофизические станции, которые способны регистрировать предвестники землетрясений, акустические методы поиска полезных ископаемых под водой и биохимические методы экстракции полезных веществ из водорослей и наземных растений. Кроме того, с точки зрения коммерциализации и консалтинга крайне интересна деятельность по созданию баз данных на CD, содержащих океанографические данные, полученные в результате экспедиций сотрудников института. Созданная в институте ГИС поддерживает выборку и визуализацию океанографических данных на топографической карте в заданном масштабе, доступ к хранилищу океанологических, климатологических, топографических, экспериментальных данных, доступ к электронной библиотеке. В институте имеется значительный приток средств из внебюджетных источников. Создан отдел инноваций для коммерциализации научных разработок.
5.2.5. Институт химии ДВО РАН
Институт химии представляет собой мощное научно-исследовательское учреждение с диверсифицированной инновационно-технологической дея-тельностью. Современные инновационно-технологические проек-ты института включают в себя синтез селективных и гидрофобизированных сорбентов и производство флокулянтов на основе хитин-хитозана для водоочистки, промышленные технологии микродугового оксидирования для защиты от коррозии, технологии получения высоко-дисперсного фторуглеродного материала и продуктов на его основе, создание светотрансформирующих материалов для сельского хозяйства, разработку портативных газоанализаторов на основе твердотельных сенсоров нового поколения, создание устройств вихревого типа для очистки сжатого воздуха и других газов от влаги, масла и механических примесей, синтез новых отбеливателей, а также производство облицовочной плитки из отходов полиэтилентерефталата. Многие разработки внедрены или внедряются в производство. Институт участвует в конкурсах программы «Старт» Фонда Бортника (выиграно 4 проекта), организовано собственное производство некоторых продуктов. Проблемами трансфера технологий занята специальная группа «Перспективные технологии». Основное направление деятельности данной группы – содействие и координация работ по внедрению в промышленность научных разработок института химии ДВО РАН в рамках созданного Совместного научно-технического Центра при соучредительстве ДВО РАН и КнААПО Целый ряд инновационных технологий института был реализован благодаря усилиям группы, сотрудники которой являются также авторами нескольких изобретений.
5.2.6. Институт проблем морских технологий ДВО РАН (ИПМТ ДВО РАН)
Институт имеет репутацию мирового класса в нише уникальных автономных и полуавтономных подводных аппаратов. Особенно интересны подводные платформы с подзарядкой от панелей фотоэлементов, которые могут работать автономно практически неограниченное время, погружаясь на значительные глубины и всплывая для подзарядки батарей. Многие разработки института уникальны. Разработки производятся в основном «под заказ», поэтому проблема внедрения в большинстве случаев решается автоматически. Продукция института востребована в работах по освоению Мирового океана, в морской геологии и геологоразведке, в сопровождении крупных проектов добычи и транспортировки полезных ископаемых, в системах раннего оповещения. Институт участвует в ряде международных проектов. Информационное освещение деятельности института не очень развито, что может быть связано с тем, что ряд технологий института имеет двойное назначение. Могло бы быть целесообразным выделить такие технологии в отдельные структурные подразделения, а по остальным технологиям проводить более широкие маркетинг и информационную поддержку.
5.2.7. Тихоокеанский институт географии ДВО РАН (ТИГ ДВО РАН)
Специфика работ Института позволяет развивать инновационные подходы в областях, связанных с оптимизацией природопользования и землепользования, оценкой демографических параметров развития, работ по информационному обеспечению в области предсказания чрезвычайных ситуаций, а также с разработкой геоинформационных систем для вышеописанных нужд. В основном такая деятельность осуществляется на хоздоговорной основе или на средства федерального и региональных бюджетов. Кроме того, ряд прикладных исследований привел к появлению коммерциализируемых технологий в других областях. Например, в 2005 г. был запущен проект «Экспериментальные и клинические исследования цеолитсодержащего хирургического пакета «Литопласт» как средства лечения гнойно-септических заболеваний». В результате выполнения проекта получен патент; проект победил в конкурсе по программе «Старт» Фонда Бортника. К 2008 году предполагается начать промышленный выпуск «Литопласта». Вместе с тем, эксперты отмечают, что инновационно-внедренческая активность является «побочным» продуктом основной деятельности института, хотя исследования по основному профилю могли бы стать основой для существенно более масштабной инновационной деятельности в области геоэкономического консалтинга, подготовки технико-экономических обоснований для крупных проектов в строительстве, добыче и транспортировке полезных ископаемых, в лесной промышленности, а также в создании коммерческих ГИС.
5.2.8. Биолого-почвенный институт ДВО РАН (БПИ ДВО РАН)
Исследования данного института, имеющие значительный потенциал по их коммерциализации, связаны с культивированием клеточных культур лекарственных дикороссов (в частности, женьшеня). В целях организации и реализации инновационной деятельности в институте создан специальный отдел. Результатом деятельности отдела явилось финансирование трех проектов в рамках программы «СТАРТ» Фонда Бортника. В институте имеются и другие разработки, обладающие определенным потенциалом для их реализации в пищевой и фармацевтической промышленности. Кроме того, институт может успешно развивать консалтинговый бизнес по вопросам рационального природопользования, разведения лекарственных растений и землеотведения. По мнению группы экспертов Фонда «Новая Евразия», в таком бизнесе возможна кооперация с Институтом географии ДВО РАН.
5.2.9. Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН (ИАПУ ДВО РАН)
Институт имеет значительный потенциал в области как фундаментальных, так и прикладных исследований. Помимо представленных основных направлений, большой инновационный потенциал имеет разработка новых способов визуализации информации, которой занимается недавно созданная лаборатория представления знаний. Эта тема в настоящее время крайне востребована, в частности, в такой активно развивающейся отрасли биотехнологии как биоинформатика. Вместе с тем, проблемы коммерциализации инноваций в институте стоят очень остро. Для развития этого направления необходимо поставить систему маркетинга и лоббирования, которая позволила бы активно использовать возможности как бизнес-партнерств, так и участия в крупных федеральных программах.
5.2.10. Дальневосточного геологического института ДВО РАН (ДВГИ ДВО РАН)
Научно-практические результаты работ института за последнее время – установление алмазоносности ряда районов Приморья в частности и Дальнего Востока в целом, работы по исследованию платинового и золотого оруденения Кондерского массива, структурный контроль рудных районов и месторождений, физико-химическое моделирование минеральных ассоциаций в метаморфических горных породах. В прикладной инновационной области также имеются разработки, которые могут быть успешно коммерциализованы – малоотходная технология переработки техногенных россыпей (совместно с ИХ ДВО РАН), геоинформационная система «Минеральные ресурсы, минералогенезис и тектоника Северо-Восточной Азии», методика расчета максимальных расходов воды с учётом вертикального градиента осадков. Судя по большинству разработок, основная ориентация института – на государственный заказ, что полностью соответствует специфике института. В то же время, некоторые продукты (в частности упомянутая ГИС) имеют значительный международный коммерческий потенциал.
5.2.11. НИИ эпидемиологии и микробиологии (НИИЭМ СО РАМН)
Среди разработок, созданных в институте, -- Биологически актив-ные добавки и парфю-мерно-косметическая продукция ( Фуколам – дополнительный источ-ник полисахаридов, гель-маски с нуклеатином и тинростимом). Важным аспектом инновационной деятельности института является также успешный брендинг создаваемых продуктов. В частности, создана косметическая серия «Бальзам океана». Обращает на себя внимание и кооперация в области инноваций с ТИНРО-центром, ( препарат «Тинростим»). 5.2.12. Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр (ТИНРО-центр)
ТИНРО-центр – мощный комплексный исследовательский центр, в состав которого входят научные и научно-вспомогательные подразделения, база исследовательского флота, территориальные подразделения (Хабаровское и Чукотское), а также экспериментальные производства – опытное производство кормов, производство лечебно-профилактических продуктов и БАД из ламинарии японской «ЛАМИНАЛЬ», производство биопрепаратов «ТИНРОСТИМ» (иммуномодулятор из нервной ткани моллюсков) и «МОЛЛЮСКАМ» - источник свободных аминокислот из двустворчатых моллюсков, а также производство рыбопродуктов (пресервы и кулинарные изделия из рыбы и морепродуктов и другие). ТИНРО-Центр показал себя опытным, инициативным и сильным представителем на инновационном рынке, успешно конкурирующим с такими инновационно-активными подразделениями ДВО РАН, как Тихоокеанский институт биоорганической химии и Институт биологии моря им. А.В. Жирмунского, а также с отраслевыми научными учреждениями, как Институт микробиологии и эпидемиологии СО РАМН и Дальневосточный научно-исследовательский гидрометеорологический институт (ДВНИГМИ).
6. Формирование и развитие структуры инновационной деятельности в Приморском крае. Инновационная инфраструктура Приморского края как комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности, включает в себя следующие субъекты инновационной деятельности: 1. инновационные предприятия различных форм собственности, внедряющие и реализующие инновации; 2. владельцы интеллектуальной собственности (авторы открытий, изобретений, промышленных образов, проектов предприятий, установок, технологических процессов, дизайнеры), реализуемой в процессе инновационной деятельности; 3. инвесторы, вкладывающие капитал в осуществление инноваций (банки, фонды, корпорации, лизинговые фирмы и т.п.); 4. посредники, обслуживающие инновационный процесс и обеспечивающие его инфраструктуру (консалтинговые и инжиниринговые фирмы, технологические инкубаторы, технопарки, технополисы, информационные центры и т.п.); 5. общественные организации, участвующие в инновационной деятельности или представляющие интересы отдельных ее участников; 6. государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в управлении, координации и регулировании инновационной деятельности. В той или иной степени все вышеперечисленные структурные составляющие системы представлены в крае и вносят свой вклад в становление и развитие ее инновационной инфраструктуры. Ниже приведены основные субъекты инновационной системы и дана краткая характеристика их деятельности. 6.1. Инновационные предприятия различных форм собственности, осуществляющие, инновации. Данный спектр организаций представлен практически во многих субъектах Российской Федерации и включает крупные, средние и мелкие предприятия, фирмы и организации, которые проводят «выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса». В частности, модернизация производства на крупном заводе или коммерциализация наукоемкой технологии силами работников малого предприятия может быть классифицирована как инновационная деятельность, а структура, производящая данную работу, инновационное предприятие. По информации[8] первого вице-губернатора Приморского края А.И. Костенко, в 2006 г. доля малого бизнеса в валовом региональном продукте Приморья составляет 18 процентов, что выше среднего показателя по России (15 процентов); в крае высокий уровень плотности малых предприятий - на 100 тысяч жителей приходится 879 предприятий малого бизнеса. Данные факты положительно характеризуют состояние инновационной инфраструктуры по данному элементу. 6.2. Владельцы интеллектуальной собственности. В соответствии с российским законодательством, владельцами объектов интеллектуальной собственности, чаще всего, выступают научно-исследовательские и научно-образовательные учреждения. Данные организации, выступая в роли подрядчиков/исполнителей научно-исследовательских работ, имеют возможность оформить в виде объектов интеллектуальной собственности наиболее перспективные в плане коммерциализации результаты и разработки, полученные в ходе исследований. Приморский край является одним из «наукоемких» субъектов Российской Федерации. В разделе 5 дана краткая характеристика научно-исследовательских и научно-образовательных учреждений, состояние их научной, научно-технической и инновационно-технологической деятельности. В Приморском крае имеется значительное количество научно-исследовательских академических и отраслевых научных учреждений и вузов, выступающих в качестве владельцев интеллектуальной собственности. В таблице 2 приведены данные, характеризующие деятельность ученых Приморского края по заявкам и выданным патентам в крае в сравнении с другими административными субъектами Российской Федерации. 6.3. Инвесторы, вкладывающие капитал в осуществление инноваций. Данный раздел следует рассматривать шире своей формулировки, поскольку подразумевается включение и описание диверсифицированной финансовой системы поддержки всех элементов инновационного цикла – от финансирования фундаментальных и прикладных исследований из средств федерального бюджета и создание прототипа товара/услуги, до привлечения инвестиционных средств под строительство зданий, закупку оборудования и пр. Данный элемент инфраструктуры является одним из наиболее проблематичных для всех субъектов Российской Федерации, за исключением, пожалуй, столичных городов -Москвы и Санкт-Петербурга. 6.3.1. Финансирование фундаментальных исследований. Финансовое обеспечение фундаментальных и прикладных исследований частично представлено в разделе 5 (см. выше). В данном разделе обсуждается возможность разработки и реализации региональных целевых программ. В частности, закон «О научной, научно-технической деятельности и научно-технической политике Приморского края», принятый Законодательным собранием Приморского края 22.10.2003г., предоставляет законодательную основу по формированию и реализации региональной научной и научно-технической политики и программных мероприятий. Например: а. в статье 7. «Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности» указано, что «финансирование научной и научно-технической деятельности осуществляется за счет средств краевого бюджета, а также внебюджетных источников. Кроме того, на эти цели могут привлекаться средства федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований Приморского края и иных источников в соответствии с действующим законодательством»; б. в статье 5. «Государственный заказ» указано, что «научные и научно-техническое программы и проекты, включенные в государственный заказ, учитываются в краевом бюджете отдельной строкой»; в. в статья 6. «Стимулирование научной и (или) научно-технической деятельности» указано, что «..с целью стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и творческих достижений научных работников органы государственной власти Приморского края: - предоставляют экономические (в том числе налоговые) и иные льготы научным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края; - формируют инвестиционную привлекательность Приморского края для финансирования научной и (или) научно-технической деятельности г. в статье 9. «Формы содействия развитию научно-технического потенциала» указано, что Администрация края содействует развитию научно-технического потенциала в том числе путем привлечения на договорной основе расположенных в Приморском крае научных организаций федерального подчинения, научных организаций академий наук и учреждений высшего профессионального образования к участию в научно-техническом обеспечении социально-экономического развития Приморского края. Следует констатировать, что в Приморском крае есть законодательная и финансовая база для формирования целевых научно-технических и инновационно-предпринимательских программ для поддержки научно-образовательных учреждений по решению актуальных задач регионального развития. 6.3.2. Финансирование процессов инкубирования Финансовое обеспечение процессов инкубирования является самым «узким» местом всего финансового блока инновационной деятельности. В первую очередь, это вызвано повышенным риском вложения финансовых средств в инновационную деятельность на данной фазе развития. В данном секторе практически единственной федеральной структурой, выделяющей финансовые средства на учреждение малого предприятия и создание прототипа инновационного продукта/услуги, является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). В частности, при поддержке Фонда Борника в 2005 году в Приморье в рамках программы «СТАРТ» было профинансировано создание 21 малого наукоемкого предприятия. Если данные предприятия подтвердят свою дееспособность, то общая сумма государственных безвозвратных выплат, выделяемых каждому из них за три года, составит 4,5 млн. руб. Источником поддержки формирования данного элемента инфраструктуры и инновационной деятельности, в целом, следует рассматривать региональные фонды поддержки среднего и малого бизнеса. В частности, по информации первого вице-губернатора А.И. Костенко в текущем году на поддержку малого предпринимательства выделены средства из краевого бюджета, которые будут использованы на развитие инновационной инфраструктуры и малого бизнеса. Кроме того, Администрация Приморского края получила грант в размере 7,5 миллионов рублей (из средств федерального бюджета) на поддержку малого бизнеса. Эти деньги будут расходоваться, в первую очередь, на поддержку малого бизнеса, который производит товары на экспорт, а во вторую - на развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства. Как подчеркнул А.И. Костенко[9] , развитие малого предпринимательства отнесено к приоритетным направлениям развития экономики края. Другим возможным механизмом привлечения значительных финансовых средств в регион для решения задач инновационного развития является формирование государственно-частных партнерств по развитию малого инновационного предпринимательства, где государственными средствами будут выступать средства краевого бюджета, а частными – представители краевого и стороннего бизнес-сообщества. 6.3.3. финансирование инновационной деятельности процессов на стадии перехода продукта из «прототипа» в «товар/услугу». Финансирование инновационной деятельности на данном этапе довольно широко представлено в России, в целом. Источникам подобного рода являются следующие: - средства банковских займов; - инвестиционные средства; - использование региональных налоговых льгот; - использование средств венчурных фондов - размещение производства в ОЭЗ и т.д. Первые два источника вполне доступны в Приморье. Что касается остальных источников финансирования, в настоящее время данная ситуация проблематична. 6.4. Посредники, обслуживающие инновационный процесс и обеспечивающие его инфраструктуру 6.4.1. Организации, действующие в структуре или при содействии Президиума ДВО РАН. 6.4.1.1.Инновационно-технологический центр Приморья (ИТЦ Приморья)[10] Некоммерческое партнерство «ИТЦ Приморья» учреждено в 2004 году совместно с Администрацией Приморского края, ДВО РАН и ГУ «Приморский Центр научно-технической информации». «ИТЦ Приморья» является, в настоящий момент, ведущей в Приморском крае консалтинговой структурой, предоставляющей гражданам Приморья информационно-консультативную помощь по широкому спектру услуг, в частности: - проводит консультирование творческих коллективов и отдельных авторов научно-технических идей и разработок с целью подготовки проектов для участия в конкурсах программ Фонда Бортника; - предоставляет информацию об инновационных разработках сотрудников ДВО РАН и содействует процессу подготовки и реализации совместных проектов (более 70)[11] в таких областях как биология, экология, геология, добыча и переработка полезных ископаемых, информационные технологии, медицина и медицинская техника, пищевая промышленность, сельское хозяйство, электроника, энергетика и т.д.; - сопровождает и дополняет базу данных по различным вопросам нормативного и нормативно-правого характера, связанных с использованием материально-финансовых и иных средств. 6.4.1.1. Инновационно-аналитический отдел аппарата Президиума ДВО РАН В структуре Президиума ДВО РАН создан и активно работает Инновационно-аналитический отдел, в задачи которого входит широкий круг вопросов, в том числе и организация информационно-консультативной поддержки сотрудников ДВО РАН в коммерциализации результатов их научных исследований и разработок. В частности, данный отдел: i. поддерживает деятельность справочно-информационного сервера, в рамках которого создан и сопровождается раздел «Правовая охрана интеллектуальной собственности»; ii. силами сотрудников отдела разработаны информационно-методические материалы по актуальным проблемам защиты интеллектуальной собственности, в частности в рамках серии "Инновационная деятельность" в 2002г. под общей редакцией академика В.И. Сергиенко изданы: - Выпуск 1. Правовая охрана программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем как объектов интеллектуальной собственности информационно-методические материалы. - Выпуск 2. Правовая охрана селекционных достижений как объекта интеллектуальной собственности.
6.4.2. Организации, действующие в структуре или при содействии учреждений высшего образования. 6.4.2.1. Центр трансфера российских технологий и научно-технического сотрудничества со странами-членами АТЭС (далее «ТехноРАТЭС») ТехноРАТЭС создан осенью 2005г. на базе Дальневосточного государственного технического университета в рамках Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по основным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 гг.» по лоту «Научно-методическое обеспечение создания Центра научно-технического сотрудничества России и стран-членов форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС)» при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям (далее Роснаука). По договору с Роснаукой, деятельность ТЕХНОРАТЭС должна быть направлена на содействие эффективному научно-техническому и инновационно-технологическому сотрудничеству России с АТЭС[12] . Задачами ТЕХНОРАТЭС определены: - расширение участия России в мировом интеграционном процессе; - расширение и активизация научно-технического сотрудничества России со странами форума АТЭС, продвижение российских инноваций на быстроразвивающиеся рынки Азиатско-Тихоокеанского региона; - организация участия российских учёных, научных работников, аспирантов и студентов в современных, актуальных и востребованных научных исследованиях совместно с коллегами из стран форума АТЭС. - развитие деловых связей предприятий различных форм бизнеса, диверсификация ассортимента продукции промышленности Дальневосточного региона. Центр призван объединить усилия ученых-разработчиков, финансовых учреждений, предпринимателей, государственных органов и инновационных менеджеров по реализации инновационного потенциала вузов и научных центров различных стран в пространстве форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество». Исходя из «федерального» статуса центра по участию России в АТЭС, в принципе, можно делегировать ТЕХНОРАТЭС некий статус регионального гармонизирующего центра по формированию и координации некой единой инфраструктуры, способной объединить в общих рамках основных агентов инновационного цикла. Принципиальное решение подобной задачи является чрезвычайно актуальным для Приморского края, имеющего значительное число субъектов инновационной инфраструктуры и действующих практически автономно друг от друга.
6.4.3. Региональный фонд «Тихоокеанский центр стратегических разработок»[13] (ТЦСР) Тихоокеанский центр стратегических разработок был основан 16 апреля 2003 года с целью определения приоритетных направлений развития Приморского региона России, максимально эффективного использования стратегических и ресурсных преимуществ края. Учредителями Фонда выступили ведущие политические деятели Приморья во главе с Губернатором края С.М. Дарькиным, представители бизнес-кругов. Деятельность ТЦСР направлена на создание благоприятной социально-экономической атмосферы для эффективного взаимодействия всех представителей края, заинтересованных в его развитии. Основным направлением деятельности Фонда является разработка научно обоснованных стратегий, программ социально-экономического развития края и отдельных отраслей хозяйства, в частности: - по поручению и под руководством Губернатора Приморского края С.М. Дарькина Фонд участвовал в подготовке «Стратегии социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010гг»; - Фонд признан администрацией Партизанского муниципального района Приморского края единственным исполнителем работ по разработке «Программы социально-экономического развития Партизанского района на 2006-2010 годы» и т.д. Основными задачами, стоящими перед разработчиками программ, являются: - Увеличение объема инвестиций в экономику Приморского края и создание благоприятного инвестиционного климата; - Обеспечение конкурентных преимуществ Приморья по отношению к регионам Сибири и Дальнего Востока.
6.4.4. Дальневосточный центр производительности (г. Владивосток). Дальневосточный центр производительности создан в 1993 г. За время работы центра проведены управленческая диагностика и консультирование 85 компаний. Специализация фирмы: - Организация курсов повышения квалификации (общее число специалистов, прошедших курсы повышения квалификацию примерно 7050 человек); - Организация курсов для брокеров по недвижимости; - Создание Приморского регионального центра субконтрактации. при Дальневосточном центре производительности (в декабре 2004 г.); - Проведение исследований по выявлению кластеров или индустриальных округов в Приморском крае. Проведенные в ходе визита (июнь 2006 г.) группы экспертов Фонда «Новая Евразия» переговоры с представителями заинтересованных структур г. Владивостока в области информационно-консультативного обеспечения инновационной деятельности показывают, что, в настоящий момент в крае нет единой координирующей структуры (ни в системе РАН, ни в системе высшего образования, и т.д.) в Приморском крае, способной взять на себя функции общего интегратора или координатора информационно-консультативной поддержки инновационной деятельности. Справедливости ради, стоит отметить, что данная ситуация является типичной для становления инновационной системы в других регионах России и вызвана заложенным фактором конкурентоспособности в самой сфере «инновации». Дальнейшее развитие событий уже в ближайшие год-два выявит наиболее дееспособные, мобильные и гибкие организации на рынке услуг, которые смогут предложить качественные и конкурентные услуги.
6.5. Общественные организации, участвующие в инновационной деятельности или представляющие интересы отдельных ее участников 6.5.1. Совет по научно-технической и инновационной политике при Полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. Основной задачей Совета является разработка и координация действий субъектов Дальневосточного федерального округа, направленных на развитии инновационных видов деятельности. Деятельность Совета является определяющей при планировании и проведении мероприятий, направленных на гармонизацию деятельности всех административных субъектов ФО и субъектов инновационной деятельности. Совет является активной структурой в инновационной сфере Дальневосточного региона России, в частности, по его инициативе и непосредственном участии были проведены исследования инновационного потенциала региона, инвентаризация инновационной инфраструктуры и т.д. Данные исследования показали, что в инновационной сфере ДФО действуют около 30 структур, в той или иной степени считающих себя элементами инновационной инфраструктуры региона. 6.5.2. Совет ректоров высших учебных заведений Дальневосточного федерального округа (далее Совет ректоров ДФО). Совет ректоров ДФО создан в 2002 г. и является составной частью государственно-общественной системы управления высшим и послевузовским профессиональным образованием в Дальневосточном федеральном округе и одновременно окружным отделением Российского Союза ректоров. Положение о Совете ректоров ДФО определяет, в частности, задачи, относящиеся к обсуждаемой теме, а именно: a. Статья 2.3. «Основными направлениями деятельности Совета» включают такие разделы как: - анализ и сопоставление федеральной и региональной нормативно-правовой базы, обеспечивающих жизнедеятельность вузов региона, формирование эффективных экономических механизмов в образовании, управление их развитием; - координация сотрудничества и взаимодействия вузовской общественности с органами управления субъектов РФ, Российской академией наук по развитию фундаментальных и прикладных научных исследований, расширению инновационной деятельности (выделено группой экспертов ФНЕ), созданию современной информационной, социально-культурной и производственной структур, в создании и развитии университетских, учебно-научно-инновационных комплексов на территории Дальневосточного федерального округа; b. Статья 3.3. «Для выполнения возложенных на Совет ректоров задач он может создавать рабочие органы: межвузовские Центры и объединения, ассоциации вузов по основным направлениям деятельности, временные творческие коллективы, секретариат. c. В статье 3.1., определяющей состав совета ректоров, указана возможность участия в Совете невузовской общественности, в частности, «..работники аппарата полномочного представителя, руководители научных организаций, руководящие работники органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации ДФО». Следовательно, в настоящий момент имеются механизмы установления и развития взаимодействия между вузовской (совет ректоров ДФО) и научной (ДВО РАН) общественностью. Отсутствие или наличие конкретных форм взаимовыгодного сотрудничества высшей школы и научных институтов может быть, в этом случае, вызвано отсутствием стимулов, а точнее финансовых условиях, побуждающих к сотрудничеству. 6.5.3. Совет ректоров вузов Приморского края (далее Совет ректоров ПК) 6.5.4.Совет ректоров вузов Приморского края является государственно-общественным органом управления высшим и послевузовским профессиональным образованием в Приморском крае, одновременно отделением Российского союза ректоров. Совет ректоров ПК создан в целях координации деятельности учебных заведений по вопросам развития высшего и послевузовского профессионального образования, совершенствования системы непрерывного образования в регионе, а также социальной поддержки и защиты членов вузовских коллективов, усиления воздействия высшей школы на социально-экономическое и культурное развитие края. Основные направления деятельности Совета включают такие разделы как: - Разработка мер по реализации вузами и учреждениями послевузовского профессионального образования края законов Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства образования и науки России в области высшего, послевузовского профессионального образования; - Разработка предложений по развитию высшего и послевузовского профессионального образования с учетом экономики и культуры, наличия трудовых ресурсов и рационального размещения учебных заведений, специальностей и направлений в вузах края; - Выработка рекомендаций для определения общих подходов и политики в высшем образовании, направленных на дальнейшее совершенствование учебного процесса, развития науки и улучшения материально-технической базы высшей школы; - Координация краевых комплексных научных программ, содействие использованию их результатов в производственной и социальной сферах края, развитию научной работы студентов; - Содействие академической мобильности студентов и научно-педагогических работников, развитие интеграции высших учебных заведений и научных учреждений в области подготовки, переподготовки, повышения классификации специалистов и научных исследований; - Содействие укреплению и развитию прямых международных связей высших учебных заведений; - Взаимодействие с Российской академией наук, отраслевыми академиями, ассоциациями высших учебных заведений, профессиональными союзами, фондами и др. В состав Совета входят ректоры государственных высших учебных заведений края независимо от ведомственной принадлежности, ректоры аккредитованных учреждений дополнительного профессионального образования, председатели советов директоров средних профессиональных учебных заведений, директора аккредитованных филиалов вузов, ректоры государственных институтов повышения квалификации, представители местных органов власти. Таким образом, в Приморском крае в настоящее время имеются механизмы формирования и развития взаимовыгодного сотрудничества между вузовской (Совет ректоров ПК) и научной ( Президиум ДВО РАН) общественностью. 6.6. Государственные органы и органы местного самоуправления, участвующие в управлении, координации и регулировании инновационной деятельности Роль государственных органов управления в формировании и развитии инновационной системы административного субъекта Российской Федерации является одной из наиболее определяющих. Опыт субъектов России показывает, что если региональные и муниципальные органы власти не заинтересованы в развитии инноваций, то последние не получают своего значительного развития на этих территориях. Из обращений Президента Российской Федерации В.В.Путина к научно-образовательной общественности и бизнес-сообществу страны, из документов Правительства РФ следует указание на приоритетное развитие инновационной деятельности в Российской Федерации как одного из определяющих механизмов построения общества, основанного на знаниях, и ухода от статуса «сырьевого придатка». Следует отметить, что стимулирование развития инновационных видов деятельности является, в первую очередь, задачей федеральных и региональных органов власти, поскольку именно они отвечают за повышение уровня благосостояния и качества жизни населения региона, обеспечение экономического роста, создание рабочих мест и борьбу с безработицей и т.д. Формирование и развитие инновационной системы является одним из действенных механизмов решения указанных выше задач. Таким образом, ситуация в Приморском крае в сфере развития инновационной среды характеризуется следующим: - в крае имеются элементы инновационной цепочки, в особенности в системе академи- ческих, отраслевых НИИ и высшего профессионального образования (см выше); - в крае имеется довольно диверсифицированная экономика, что является необходимым условием развития наукоемкого среднего и малого инновационного бизнеса; - в крае имеется значительный международный потенциал развития инновационных форм сотрудничества с зарубежными партнерами и т.д. Вместе с тем: - в структуре Администрации края нет подразделения, которое бы полностью отвечало за развитие инновационной деятельности по своему функционалу; - в Администрации края нет законодательно утвержденных планов построения региональной инновационной системы, отвечающих интересам всех непосредственных участников инновационного развития региона; - в Приморье крайне слабо развиты финансовые формы поддержки инноваций со стороны Администрации края в виде целевых краевых программ, в том числе и по развитию инновационных видов деятельности; - Администрация края не внедряет организационные формы работы по координации деятельности всех субъектов инновационной инфраструктуры края, что приводит к отсутствию какой-либо координации действий и распылению средств; - в крае не используются все механизмы поддержки инновационных форм деятельности, в частности, формирование «налоговых каникул» и т.д. По мнению группы экспертов Фонда «Новая Евразия», что если бы Администрация края изменила свое отношение к инновационной деятельности на конструктивное, то уже в ближайшие годы можно было бы ожидать положительные результаты в плане формирования и развития инновационной инфраструктуры в крае. К перечисленным выше проблемам следует добавить и те, которые не имеют прямого отношения к деятельности региональных и муниципальных властей, однако последние могут принять активное участие в их разрешении, в частности: - некоторая неопределенность федеральных властей относительно региональной специализации субъектов в федеральном и международном разделении труда; - отсутствие сформированного регионального спроса на инновации со стороны местного бизнеса; - отсутствие сформированных устойчивых связей бизнес-сообщества с научно-образовательным сообществом Приморского края (в рамках которого можно было бы формировать совместные программы и пр.); - отсутствие опыта, знаний и эффективной системы информационно-консультативной поддержки развития коммерциализации результатов научных исследований и разработок как местных, так и сторонних организаций; - отсутствие эффективных финансовых механизмов поддержки коммерциализации, включая бизнес-ангелов и т.д.; - Необходимость существенного обновления научно-лабораторной базы научных учреждений, доведение современного оборудования в соответствие с качественно новыми постановочными задачами; - Необходимость продолжения работы по стимулированию притока молодых научных кадров и т.д.
7. Рекомендации по развитию инновационной деятельности в Приморье. 7.1. В адрес Администрации края: а. Необходимо создать структуру исполнительной власти в аппарате Администрации Приморского края на уровне управления или департамента и наделить ее полномочиями по формированию и реализация инновационной политики края, формированию инновационной инфраструктуры и т.д; б. Сформировать общественный орган при Губернаторе края по координации развития инновационной деятельности с участием представителей всех активных «игроков» инновационного поля; в. Доработать и принять законопроект «Об инновационной деятельности и инновационной политике в Приморском крае»; г. Разработать среднесрочную программу и план развития инновационной деятельности на ближайшую перспективу; д. Разработать и согласовать с федеральными органами власти стратегию развития международного сотрудничества в инновационной сфере; е. Разработать схему финансовой поддержки (с учетом разнообразных финансовых механизмов) коммерциализации на протяжении всей инновационной линейки – от получения законченных результатов фундаментальных научных исследований, инкубирования продукта интеллектуальной собственности, создания прототипа и организации серийного выпуска товаров или постановки на поток оказания «наукоемких» услуг; ж. Разработать предложения для формирования федерально-региональной программы и придания Приморскому краю статуса пилотного региона по развитию приграничного/трансграничного международного сотрудничества в инновационной сфере; з. Стимулировать создания системы подготовки и повышения квалификации менеджеров инновационной деятельности; и. Установить партнерские взаимовыгодные контакты с ведущими российскими субъектами в области инновационных видов деятельности для обмена опытом и совместной реализации инновационных проектов к. Разработать программу поддержки и закрепления молодых научных кадров в научно-образовательных учреждениях, в том числе через специальные программы по ипотеке и т.д. 7.2. Приморский край - инновационный терминал Дальнего Востока. Одной из актуальных проблем развития международного сотрудничества в инновационной сфере в странах АТЭС и СВА является отсутствие четкой законодательной и нормативно-правовой базы, обеспечивающей сохранность объектов интеллектуальной собственности. Нелегальный «уход» разработанных российских технологий за рубеж, в частности в Китай, осуществляется с помощью различных схем, в том числе и по следующим этапам:
При нынешнем уровне финансирования научной деятельности никакие запретительные меры не смогут противостоять реализации такого рода схемам, в первую очередь, для российских граждан. Единственным выходом в данной ситуации является разработка нормативно-правовой системы поддержки коммерциализации инноваций. Следует заметить, что проблема пиратского отношения к интеллектуальной собственности, в частности в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, является общей в практике развития инновационно-коммерческой деятельности. Разработка и внедрение путей решения данной проблемы на уровне субъекта даст возможность Приморскому краю стать инновационным терминалом[14] России в Азиатско-Тихоокеанском регионе по проблемам коммерциализации российской интеллектуальной собственности. Создание подобного терминала на Северо-Западе России, имеющего схожие геополитические условия, позволит сформировать условия для интеграции усилий инновационных структур указанных регионов по созданию инновационных систем регионов, организации трансграничного сотрудничества по легальной коммерциализации инноваций странам Европы и Азии и т.д. С другой стороны, существует целый ряд услуг «зеркального характера», в которых нуждаются страны Северной Европы и АТЭС для избежания санкций за нелегальное использование интеллектуальной собственности. Последняя проблема становится особенно актуальной в свете современной законодательной практики ЕС (например, аресты партий оборудования в трансферных зонах Европейских стран за нарушение патентов и правил лицензирования).
8. Предложения по развитию сотрудничества в инновационной сфере. 8.1. Перспективы развития сотрудничества с Китайской Народной Республикой в инновационной сфере КНР является одним из наиболее перспективных партнеров Российской Федерации по развитию сотрудничества по широкому спектру направлений. Во-первых[15] , китайская экономика наиболее динамично развивается не только в АТР, но и во всем мире. По оценкам ИМЭМО РАН ее ВВП за 2000-2015 гг. возрастет в 3,5 раза, более чем вдвое опередив уровень Японии. Во-вторых, наличие значительной общей сухопутной границы заметно облегчает процесс создания совместной производственной и социальной инфраструктуры, а также приграничных зон хозяйственного взаимодействия во многих областях экономики. В-третьих, развитие сотрудничества могло бы опираться на более активное привлечение китайской рабочей силы на российский рынок труда, что способствовало бы подъему в регионе сельскохозяйственного и фармацевтического производства, легкой и пищевой промышленности, развитию гражданского строительства, и как результат, развитию инновационных видов деятельности в данных областях. Политическим фундаментом развития научно-технического сотрудничества России и Китая являются межгосударственные отношения двух стран, нацеленные на развитие стратегического партнерства и укрепление взаимовыгодного сотрудничества. В рамках регулярных встреч глав правительств двух стран функционируют 8 подкомиссий (по экономике и торговле, науке и технике, энергоресурсам, транспорту, банковскому делу, информатике, атомной энергии, космической технике). Все они связаны с развитием торгово-экономических отношений этих стран. При каждой подкомиссии созданы несколько рабочих групп для решения конкретных вопросов. Одним из вопросов подкомиссии по науке и технике является создание целостной инфраструктуры межгосударственного трансфера технологий, играющего ключевую роль в обеспечении инновационного процесса.[16] . На Рис. 2. представлена структура интересов китайских партнеров в российско-китайском научно-техническом сотрудничестве; откуда следует, что 42% составляет покупка лицензий и сотрудничество по разработке новых технологий. При осуществлении научно-технического сотрудничества с китайскими партнерами российская сторона проводит линию на активное освоение китайского рынка наукоемкой продукции посредством перехода от отдельных научно-исследовательских разработок к организации современных производств в областях представляющих взаимных интерес. Инфраструктура развития российско-китайских сотрудничества в инновационной сфере не отвечает потенциалу, заложенному в сотрудничество. В настоящий момент в России и Китае структурами, обеспечивающими информационно-консультативную поддержку развития сотрудничества в инновационной сфере, являются следующие: Российско-китайский технопарк «Дружба» (Москва), Хейлунцзянский центр Китайско-российского научно-технического сотрудничества, Китайско-российская база промышленного освоения новых и высоких технологий в г. Яньтай. Следует отметить, что в Приморском крае нет подобного рода центра.
Рис. 2. Структура интересов китайских партнеров в российско-китайском научно-техническом сотрудничестве. Вместе с тем, создание подобной структуры отвечает интересам Приморского края как с точки зрения экономической, так и геополитической. В частности, подобный центр мог бы взять на себе координацию работ по следующим актуальным направлениям: - Согласование принятых в российской практике схем и моделей промышленной трансформации наукоемких технологий с условиями КНР; - Взаимодействие (взаимообусловленность) рынка наукоемких технологий с финансовым рынком и рынком труда с целью создания инновационных предприятий, дающих максимальный прирост вложенного капитала; - Создание инвестиционной платформы венчурного капитала с целью финансового обеспечения реализации совместных высокорисковых наукоемких проектов; - На основе опыта КНР и России развитие системы совместной инкубации высокотехнологичных компаний; - Формирование системы образовательных и консалтинговых центров, обеспечивающих кадровую и информационную поддержку совместной реализации высокотехнологичных проектов; - Разработка совместно с китайской стороной методики формирования совместных научно-технических проектов на основе заказов с китайской стороны на новые технологии и результаты НИОКР, полученных российскими научными организациями; - Согласование и введение в практику единых форматов представления информации по заказам на новые технологии с китайской стороны и форматов представления результатов НИОКР, предлагаемых для использования на китайском технологическом рынке; - Разработка порядка оформления совместных научно-технических проектов, процедур их экспертизы и отбора, механизмов сопровождения; - Подготовка предложений по разработке организационных и финансовых схем последующей коммерческой реализации полученных результатов совместных НИОКР и т.д.
8.2. Рекомендации по решению проблем финансового обеспечения развития инновационных форм деятельности 8.2.1. привлечение зарубежных банков для финансирования инновационных проектов Приморского края В регионе имеются определенные ресурсы по финансовому обеспечению развития научных и научно-технических исследований и разработок, обеспечивающие реализацию первых фаз инновационной цепочки - формирование идеи, реализация научных исследований разработки, создание прототипа товара/услуги, коммерческая реализация товара/услуги. Вместе с тем, по данным Центробанка России на Дальний Восток приходится всего 0,7% общего объема кредитов, предоставляемых российскими коммерческими банками отечественным клиентам. В связи с этим заслуживает проработки вопрос о приглашении японских, тайваньских, южнокорейских и китайских и других банков к формированию международной банковской системы в крае с внедрением новейших банковских технологий и привлечением местных кадров дальневосточников для работы. Это и есть использование реальных преимуществ международного разделения труда в сфере услуг, к тому же в русле рекомендаций экспертов ВТО.
8.2.2. Разработка целевых региональных программ Примечателен опыт другого субъекта Дальневосточного Федерального округа – Республики Саха (Якутия) по решению проблем финансового обеспечения развития инновационной деятельности в своем субъекте. В частности, в 2005 году в соответствии с планами мероприятий по реализации концепций стратегического развития Республики Саха, а также решениями Совета по науке и научно-технической политике при Президенте республики были разработаны:
велась разработка республиканской целевой программы по развитию инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия). В соответствии с рейтингом Института экономики РАН по ранжированию субъектов федерации по инновационному потенциалу в 2004-2005гг., Республика Саха (Якутия) находится на 13-14 месте. Данный результат был достигнут, в том числе и благодаря внедрению в начале 90-х гг. специальных фондов, средства которых направлялись на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям ведущих отраслей Якутии - горнодобывающей промышленности и транспорта. Данный механизм способствовал увеличению взаимной заинтересованности ученых и промышленников в проведении хоздоговорных работ, что и позволило создать научно-технологические заделы на перспективу. По заданию правительства республики Саха (Якутия) с 1996 года ведется комплексный мониторинг оценки уровня инновационного развития предприятий региона. По данным мониторинга с 1996 г. среднегодовой темп роста числа инновационно активных предприятий республики составлял: 0,95 % - в период с 1996г. по 2000г. С конца 2000 г. по 1 кв. 2005г., с учетом формирования нормативно-законодательной базы развития инновационной деятельности в Республике Саха (Якутия) и в условиях формирования инновационной инфраструктуры рынка, среднегодовой темп роста числа инновационно-активных предприятий составил 1,5 % (с учетом предприятий малого и среднего бизнеса). Другим примером участия региональных органов власти в формировании и реализации региональных научно-технических программ ДФО может служить и Хабаровский край. В частности, финансирование научно-технических программ в крае осуществляется с 1998г. В 2004 г. бюджет программы составил 19.8 млн. рублей., в 2005 г - 22.1 млн. рублей. Основные приоритеты программы: - Реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по приоритетным направлениям научно-технической деятельности в крае; - Развитие инфраструктуры научно-инновационной деятельности и т.д. Данный механизм может быть использован и в Приморском крае, например, в области переработки марикультур и др. Приложение а. SWOT-анализ: Приморье -- Азиатско-Тихоокеанский инновационный терминал России
[1] См. ежегодники «Регионы России. Социально-экономические показатели». Статистические сборники Госкомстата России (разделы «Внешнеэкономическая деятельность» и «Наука и инновации»). [2] П.Фишер. Прямые иностранные инвестиции: возможности для России. М. Экономика, 1999. [3] Наука в регионах Российской Федерации. Статистический сборник. М.: ГУ-ВШЭ, 2005. [4] http://www.education.primorsky.ru/?file=38.htm [5] http://www.msun.ru/about/today/ [6] http://www.dalrybvtuz.ru/ [7] Название Программы может быть изменено соответствующими решениями Правительства Российской Федерации [8] http://deita.ru/index1.php?news_view,61047 [9] ttp://deita.ru/index1.php?news_view,61047 [10] http://www.itcp.ru/dvo/ [11] http://www.itcp.ru/dvo/?a=projects [12] http://www.extech.ru/objavas/telemost.php [13] http://www.tcsr.ru [14] См. приложение – SWOT-анализ: Приморье -- Азиатско-Тихоокеанский инновационный терминал России [15] Барковский А.Н. Инновационный вектор экспортной специализации дальневосточного региона России. [16] Арзамасцев Н.В., Ващенко В.П. проблемы и перспективы российско-китайского инновационно-технологичекского сотрудничества. Дальневосточный международный Экономический Конгресс. Хабаровск. 27-28.092005. |