Реферат: Методические рекомендации студентам специальности «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» по выполнению курсовых работ самара 2011
Название: Методические рекомендации студентам специальности «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» по выполнению курсовых работ самара 2011 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экономика предприятия
Методические рекомендации студентам специальности «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» по выполнению курсовых работ
САМАРА 2011 УДК 658(07) ББК 65.29 Э-40 Экономика предприятия. Методические рекомендации студентам специальности «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» по выполнению курсовых работ. / Составитель Кукольникова Е.А. - Самара: МИР, 2011. - 33 с. Рекомендации предназначены для студентов факультета экономики и менеджмента Международного института рынка, обучающихся по очной, очно-заочной и заочной формам специальности «Экономика и управление на предприятии». Составитель Кукольникова Е.А., к.э.н., доц.
Печатается по решению Учебно-методического совета Международного института рынка
© Международный институт рынка, 2011 © Составление Кукольникова Е.А., 2011 Содержание
1. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ. ТРЕБОВАНИЯ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ... 5 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 16 3. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ.. 27 В процессе самостоятельной работы по дисциплине «Экономика предприятия» студенты специальности «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» выполняют курсовые работы. Курсовые работы выполняются по темам из перечня, предусмотренного рабочей программой дисциплины «Экономика предприятия». Номер темы определяется в соответствии с номером варианта, который каждый студент заочной формы обучения получает в деканате факультета заочного обучения (ауд. 103), студенты очной и очно-заочной форм обучения – у преподавателя дисциплины. Готовая курсовая работа сдается преподавателю на предварительную проверку, по результатам которой может быть рекомендована для доработки. Если качество работы не вызывает нареканий, то на ее титульном листе преподаватель пишет слова «к защите» и ставит свою подпись. Защита курсовых проходит на занятиях, предусмотренных расписанием, и выделенных преподавателем под данный вид учебной работы. Процедура защиты представляет собой собеседование, в ходе которого студент отвечает на вопросы преподавателя по теме курсовой работы. По итогам защиты в учебную ведомость выставляется оценка. Студенты, не защитившие курсовую работу в установленные сроки, к экзамену по дисциплине не допускаются. Качество курсовой работы оценивается по 5-балльной шкале. При этом критериями оценки служат: - соответствие содержания работы ее теме – 1 балл; - правильность и достаточность расчетов – 1 балл; - обоснованность сделанных автором выводов – 1 балл; - оформление курсовой как печатной работы – 0,5 балла; - качество ответов на вопросы в процессе защиты – 1,5 балла. Основными информационными источниками для выполнения студентами курсовой работы служат конспект лекций, учебное пособие по дисциплине «Экономика предприятия (организации)» авторов Кукольниковой Е.А., Нестеровой С.И., основная и дополнительная литература, список которой приведен в настоящих указаниях. Студентам не возбраняется привлекать и другие информационные источники по собственному выбору. Следует обратить внимание, что вся основная и дополнительная литература имеется в библиотеке и читальном зале института и доступна для использования в соответствии с режимами их работы. Все уточняющие вопросы, связанные с выполнением студентами курсовых работ, нужно задавать преподавателю дисциплины. 1. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ. ТРЕБОВАНИЯ К ИХ СОДЕРЖАНИЮ В таблице 1 приведен перечень тем курсовых работ по дисциплине «Экономика предприятия» для студентов специальности «экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)». Таблица 1 – Перечень тем курсовых работ
Курсовая работа состоит из следующих обязательных структурных элементов: 1) Титульный лист (см. прил. А и Б); 2) Содержание (см. прил. В); 3) Введение; 4) Основная часть (состоит из двух глав); 5) Заключение; 6) Список использованных источников (см. прил. Г). Общий объем курсовой работы 10-12 страниц, не считая страниц титульного листа, содержания, списка использованных источников и приложений (не являются обязательной частью работы). Работа выполняется шрифтом Times New Roman 12-го кегля. Межстрочный интервал – полуторный. Параметры страницы: левое поле – 3 см; правое поле – 1,5 см; верхнее поле – 2 см; нижнее поле – 2 см. Абзацный отступ – 1 см. Использование переносов слов не допускается. Более подробно с требованиями к оформлению курсовой работы можно ознакомиться в главе 2 настоящих методических указаний. Во введении нужно отразить актуальность рассматриваемой проблематики, степень ее разработанности в научной литературе (здесь разумно показать знание не только отечественных, но и зарубежных источников, часть из которых должна быть обязательно представлена в списке литературы). После обоснования актуальности темы во введении определяется цель предстоящей работы. Цель работы должна соответствовать ее теме. Например, если тема курсовой работы звучит как «Организация производственных процессов на предприятии», то ее целью может являться изучение или изучение и анализ методов организации производственных процессов на предприятиях определенного вида деятельности, например, на предприятиях автомобилестроения. Далее необходимо ответить на вопрос: что нужно сделать в работе, чтобы достичь поставленной цели? Для этого формулируют задачи работы, т.е. перечень шагов, которые нужно последовательно пройти, чтобы достигнуть поставленной цели. Задачи курсовой работы при этом должны соответствовать ее содержанию и детализировать цель. В рассмотренном примере задачи могут быть определены следующим образом: - изучить отечественный и зарубежный опыт организации производственных процессов; - рассмотреть специфику организации производственных процессов на предприятиях автомобилестроения; - дать характеристику деятельности ОАО «АвтоВАЗ»; - провести анализ организации производственных процессов на ОАО «АвтоВАЗ». Содержание основной части курсовой работы в этом случае будет иметь вид: 1. Теоретические аспекты организации производственных процессов Отечественный и зарубежный опыт организации производственных процессов на предприятиях Специфика организации производственных процессов на предприятиях автомобилестроения 2. Организация процессов производства на ОАО «АвтоВАЗ» 2.1 Характеристика деятельности ОАО «АвтоВАЗ» 2.2 Анализ организации производственных процессов на ОАО «АвтоВАЗ» Введение обычно пишется после основной части. Во введении, кроме обоснования актуальности темы, цели и задач, должны присутствовать: 1) Объект исследования – предприятие, на примере которого рассматриваются практические аспекты темы курсовой работы. При указании объекта исследования необходимо дать характеристику его вида деятельности. Объектом исследования в рассматриваемом примере является ОАО «АвтоВАЗ» - ведущее предприятие автомобилестроения в РФ. 2) Предмет исследования – процесс, явление, деятельность, экономическое понятие, которое рассматривается в курсовой работе. Предметом исследования является область, которая включает в себя тему курсовой работы. Предметом исследования в рассматриваемом примере являются производственные процессы предприятия. Объем введения – не менее одной и не более двух страниц. Основная часть работы состоит из двух глав. Объемы глав основной части должны быть равны между собой. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты темы курсовой работы, в обязательном порядке описываются те методы анализа и формулы расчета показателей, которые затем будут применяться во второй главе. Первая глава подразделена на 2 параграфа, названия которых приведены ниже в планах курсовых работ. Во второй главе рассматриваются практические аспекты темы курсовой работы на примере конкретного предприятия – объекта исследования. Данная глава состоит из 2-х параграфов, названия которых приведены ниже в планах курсовых работ. В первом параграфе второй главы дается характеристика деятельности предприятия. Здесь приводятся: - название предприятия, его организационно-правовая форма; - виды деятельности предприятия; - место нахождения предприятия; - организационная структура предприятия на текущий момент времени (в виде рисунка); - состав персонала предприятия на текущий момент времени (в виде таблицы «Штатное расписание» или таблицы в произвольной форме); - описание продукции, работ, услуг предприятия; - ассортимент продукции, работ, услуг предприятия на текущий момент времени (в виде таблицы) - данные об основных экономических показателях деятельности предприятия за три года: выручка от реализации, производственная себестоимость, коммерческие и управленческие расходы, численность персонала, прибыль от реализации, рентабельность реализации (в виде таблицы). Между таблицами и рисунками должны быть текстовые связки. Во втором параграфе второй главы проводится анализ предусмотренных темой процессов, явлений и показателей на примере конкретного предприятия, по результатам анализа делаются выводы. В начале параграфа (но после текстовой связки) располагается таблица с исходными данными для анализа за три года. После нее проводится расчет требуемых показателей для каждого года. При этом используются формулы, приведенные в первой главе курсовой работы. Полученные результаты сводятся в таблицу. Далее проводится расчет абсолютных и относительных отклонений рассчитанных показателей. По итогам этого расчета формируются две таблицы. Первая – с абсолютными отклонениями показателей, вторая – с относительными отклонениями (темпами роста). После каждой из таблиц пишутся выводы. В данный параграф для повышения наглядности рекомендуется включать рисунки, отражающие полученные результаты. Выводы должны указывать на возможные причины произошедших изменений, а не просто констатировать факт их наличия. Например, «Закупка нового оборудования привела к увеличению стоимости основных фондов. Численность производственного персонала осталась на прежнем уровне. В результате наблюдается рост значения показателя фондовооруженности труда в данном периоде». В заключении описывается, что было сделано в ходе выполнения курсовой работы, подтверждается достижение цели и решение поставленных задач, повторяются, но при этом переформулируются сделанные выводы. Заключение носит резюмирующий характер. Объем заключения не менее одной и не более двух страниц. Список использованных источников содержит перечень нормативных документов, учебников, книг, журналов, учебных пособий, методических указаний, конспектов лекций, Интернет-источников, которые были использованы в процессе работы над курсовой. Список использованных источников должен включать не менее 8 и не более 10 наименований.
Планы содержания курсовых работ (названия глав и параграфов, требования к их содержанию)
Тема 1. Анализ основных фондов предприятия 1. Теоретические основы анализа основных фондов 1.1 Понятие и классификация основных фондов. Виды стоимости основных фондов. 1.2 Показатели анализа основных фондов. Показатели наличия основных фондов: стоимость основных фондов на начало года, стоимость основных фондов на конец года, среднегодовая стоимость основных фондов. Показатели движения основных фондов: коэффициент поступления, коэффициент выбытия, коэффициент обновления, коэффициент интенсивности замены, темп прироста стоимости основных фондов. Показатели состояния основных фондов: коэффициент износа, коэффициент годности. Показатели использования основных фондов: обобщающие (фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, фондорентабельность) и частные (коэффициент интенсивной загрузки оборудования, коэффициент экстенсивной загрузки оборудования, интегральный коэффициент загрузки оборудования). 2. Анализ основных фондов…………. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Анализ показателей наличия, состояния, движения и использования основных фондов ……………… Привести состав основных фондов с указанием их балансовой стоимости, данные о поступлении и выбытии основных фондов, объемах выпуска продукции в денежном выражении, прибыли предприятия, численности основного персонала за 3 года (в виде таблицы). Рассчитать показатели наличия, состояния, движения и использования основных фондов для каждого из 3-х периодов. На основании полученных результатов сделать выводы.
Тема 2. Амортизация основных фондов предприятия 1. Теоретические основы процесса амортизации основных фондов 1.1 Понятие и классификация основных фондов. Виды стоимости основных фондов 1.2 Понятия износа и амортизации. Методы начисления амортизации. Понятие износа. Виды износа. Понятие амортизации. Методы начисления амортизации в соответствии с требованиями налогового учета (см. Налоговый кодекс РФ, часть 2, глава 25) и бухгалтерского учета (см. ПБУ 10/99 «Расходы организации»). 2. Амортизация основных фондов ……….. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Расчет амортизационных отчислений на примере основных фондов ………… Привести состав основных фондов предприятия с указанием их балансовой стоимости, данные об объемах выпуска продукции в натуральном выражении за 3 года (в виде таблицы). Определить те единицы или группы основных фондов, по которым будет проводиться расчет амортизационных отчислений (произвольно, по выбору студента). Рассчитать амортизационные отчисления для выбранных единиц или групп основных фондов для каждого из 3-х периодов всеми методами (линейным методом, нелинейным методом, методом уменьшаемого остатка, методом суммы чисел лет, производственным методом). Сделать вывод о том, какой из методов предпочтительнее для предприятия и почему.
Тема 3. Анализ оборотных средств предприятия 1. Теоретические основы анализа оборотных средств 1.1 Понятие оборотных средств, их состав. Кругооборот оборотных средств 1.2 Источники формирования и показатели использования оборотных средств Указать, из каких источников (в том числе собственных и заемных) могут формироваться оборотные средства предприятия. Обобщающие показатели использования оборотных средств: коэффициент оборачиваемости, период оборота, абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. Частные показатели использования оборотных средств: энергоемкость, энергоотдача, материалоемкость, материалоотдача. 2. Анализ оборотных средств ……………….. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Анализ источников формирования и показателей использования оборотных средств ……………….. Привести данные о составе оборотных средств и выручке предприятия за 3 года (в виде таблицы). Определить структуру оборотных средств предприятия в каждом из 3-х периодов (это значит, что для каждого периода нужно составить таблицу, где указать доли составных частей оборотных средств в их общей сумме). Оценить доли собственных и заемных источников оборотных средств. Сделать выводы о структуре и источниках формирования оборотных средств. Рассчитать обобщающие и частые показатели использования оборотных средств для каждого из 3-х периодов. Сделать выводы об эффективности использования оборотных средств предприятия.
Тема 4. Нормирование оборотных средств на предприятии 1. Теоретические основы нормирования оборотных средств 1.1 Понятие и состав оборотных средств. Кругооборот оборотных средств 1.2 Определение потребности в оборотных средствах посредством нормирования Что такое нормативы оборотных средств, с какой целью они используются. Виды нормативов оборотных средств. 2. Нормативы оборотных средств ………………. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Расчет нормативов оборотных средств …………… Привести данные о нормах запаса (в днях), длительности производственного цикла, материальных затратах на единицу продукции, себестоимости единицы продукции, объемах выпуска продукции в денежном выражении за 3 года (в виде таблицы). Рассчитать нормативы оборотных средств для каждого из 3-х периодов. Сделать выводы о соответствии потребности предприятия в оборотных средствах их фактическому размеру. Определить направления уменьшения потребности предприятия в оборотных средствах.
Тема 5. Анализ производственной мощности предприятия 1. Теоретические основы анализа производственной мощности 1.1 Понятие и виды производственной мощности. Методы расчета производственной мощности 1.2 Использование производственной мощности. Загрузка и пропускная способность производственного оборудования и площади 2. Анализ производственной мощности ……………….. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Анализ показателей наличия и использования производственной мощности …………... Определить метод расчета производственной мощности в зависимости от специфики деятельности предприятия. Привести требуемые в зависимости от выбранного метода исходные данные для расчета производственной мощности и данные об объемах выпуска продукции в натуральном выражении за 3 года (в виде таблицы). Рассчитать производственную мощность предприятия. Рассчитать плановый и фактический коэффициенты использования производственной мощности, загрузку, пропускную способность и коэффициент загрузки производственного оборудования, загрузку, пропускную способность и коэффициент загрузки производственной площади. Сделать выводы об эффективности использования производственной мощности, загрузке производственного оборудования и площади.
Тема 6: Анализ производственной программы предприятия 1. Теоретические основы анализа производственной программы 1.1 Продукция предприятия. Виды продукции по степени готовности. 1.2 Понятие производственной программы. Этапы процесса формирования производственной программы 1.3 Стоимостные показатели производственной программы Валовой оборот, валовая продукция, товарная продукция, отгруженная продукция, реализованная продукция. 2. Производственная программа ………………. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Анализ стоимостных показателей производственной программы …………….. Привести данные об объемах производства в натуральном выражении, цене продукции, размерах незавершенного производства, складских остатках на начало и конец года в натуральном выражении за 3 года (в виде таблицы). Рассчитать стоимостные показатели производственной программы для каждого из 3-х периодов. Сделать выводы о динамике изменения стоимостных показателей производственной программы.
Тема 7. Анализ трудовых ресурсов предприятия 1. Теоретические основы анализа трудовых ресурсов 1.1 Понятие трудовых ресурсов. Численность трудовых ресурсов Понятие трудовых ресурсов. Классификация трудовых ресурсов (рабочие; в том числе основные и вспомогательные рабочие; служащие, в том числе руководители, специалисты, технические исполнители). Виды численности (состава) трудовых ресурсов: списочная, среднесписочная, явочная. 1.2 Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов Качественные характеристики трудовых ресурсов: профессия, специальность, квалификация. Количественные характеристики трудовых ресурсов: структура, численность (в том числе методы расчета численности). 1.3 Производительность труда Понятие производительности труда. Показатели производительности труда: выработка, трудоемкость. Расчет показателей производительности труда. 2. Анализ трудовых ресурсов ……………………….. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Анализ численности, состава, структуры, движения и использования трудовых ресурсов …………….. Привести данные о штатном составе работников предприятия за 3 года (в виде таблицы). Привести данные о составе работников по полу, возрасту, уровню образования, стажу работы на данном предприятии, общему стажу трудовой деятельности за один период, выбранный студентом произвольно (в виде таблиц). Сделать рисунки, иллюстрирующие структуру персонала по различным признакам (например, структура по полу – 60% мужчины, 40% женщины и т.д.) за один период, выбранный студентом произвольно. Рассчитать показатели движения трудовых ресурсов для каждого из 3-х периодов: коэффициенты оборота по приему и выбытию, коэффициент постоянства кадров, коэффициент текучести кадров. Рассчитать выработку и трудоемкость для каждого из 3-х периодов. На основании полученных результатов сделать выводы. Тема 8. Организация оплаты труда на предприятии 1. Теоретические основы организации оплаты труда 1.1 Тарифная система оплаты труда Понятие тарифной системы оплаты труда, ее основные элементы. Сдельная система оплаты труда, ее виды. Повременная система оплаты труда, ее виды. Аккордная система оплаты труда. 1.2 Бестарифная и смешанная системы оплаты труда Понятие бестарифной системы оплаты труда, ее виды. Понятие смешанной системы оплаты труда, ее виды. 2. Анализ организации оплаты труда на ………………… 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Оплата труда работников …………………. Привести данные о штатном составе работников предприятия. Описать существующую систему оплаты труда всех работников или какой-либо их категории. Показать порядок расчета заработной платы по действующей системе. Выявить недостатки существующей оплаты труда. Предложить новую систему оплаты труда, обосновать свой выбор. Показать порядок расчета заработной платы по новой системе. Сделать выводы.
Тема 9. Анализ себестоимости продукции предприятия 1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции 1.1 Понятие себестоимости продукции. Расходы, включаемые в себестоимость продукции Понятие себестоимости. Расходы, включаемые в себестоимость в соответствии с требованиями налогового учета (см. Налоговый Кодекс РФ, часть 2, глава 25) и бухгалтерского учета (см. ПБУ 10/99 «Расходы организации»). 1.2 Методы группировки затрат Группировка затрат по экономическим элементам, группировка затрат по статьям калькуляции. 1.3 Методы формирования и анализа себестоимости продукции. Методы формирования себестоимости: попроцессный, попередельный, позаказный. Методы анализа себестоимости: горизонтальный, вертикальный. 2. Себестоимость продукции …………………. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Анализ состава и структуры себестоимости продукции ……………. Представить данные о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции предприятия за 3 года (в виде таблицы). Дать характеристику метода формирования себестоимости, используемого на предприятии. Определить структуру затрат, включаемых в себестоимость для каждого из 3-х периодов (составить 3 таблицы, в которых показать доли различных видов затрат в их общей сумме, сделать 3 рисунка структуры затрат). Провести горизонтальный и вертикальный анализ себестоимости продукции (представить в виде таблицы). Сделать выводы о динамике изменения себестоимости и ее структуры. Тема 10. Анализ экономических результатов деятельности предприятия 1. Теоретические основы анализа экономических результатов деятельности предприятия 1.1 Понятия и виды выручки и прибыли. Процесс формирования прибыли 1.2 Понятие и виды рентабельности 2. Экономические результаты деятельности ……………….. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Анализ прибыли и рентабельности …………… Представить данные о выручке и производственной себестоимости продукции предприятия (для производственных предприятий) или стоимости реализуемых товаров (для торговых предприятий), коммерческих расходах, управленческих расходах, прочих расходах за 3 года (в виде таблицы). Рассчитать выручку-нетто и все виды прибыли для каждого из 3-х периодов. Сделать выводы о динамике различных видов прибыли (можно дополнительно составить таблицу с расчетом абсолютных отклонений и темпов роста различных видов прибыли по периодам). Представить (в виде таблицы) дополнительные данные, необходимые для расчета различных видов рентабельности (например, стоимость активов, стоимость имущества предприятия, себестоимость единицы продукции и т.д.). Рассчитать различные виды рентабельности для каждого из 3-х периодов. Сделать выводы о динамике различных видов рентабельности (можно дополнительно составить таблицу с расчетом абсолютных отклонений различных видов рентабельности по периодам).
Тема 11. Анализ инвестиционной деятельности предприятия 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности 1.1 Основные понятия инвестиционной деятельности. Классификация инвестиций 1.2 Методы оценки эффективности инвестиционной деятельности Обязательно рассмотреть метод дисконтирования. 2. Инвестиционная деятельность ………………….. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Оценка эффективности инвестиционного проекта, реализованного ………….. Описать инвестиционный проект, реализованный предприятием (например, проект замены оборудования). Представить исходные данные проекта (в виде таблицы). Оценить эффективность инвестиционного проекта с использованием метода дисконтирования.
Тема 12. Анализ инновационной деятельности предприятия 1. Теоретические основы инновационной деятельности 1.1 Основные понятия инновационной деятельности. Классификация инноваций 1.2 Методы оценки эффективности инновационной деятельности Обязательно рассмотреть метод дисконтирования. 2. Инновационная деятельность ………………….. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Оценка эффективности инновационного проекта, реализованного ………….. Описать инновационный проект, реализованный предприятием (например, проект разработки нового вида продукции). Представить исходные данные проекта (в виде таблицы). Оценить эффективность инновационного проекта с использованием метода дисконтирования. Тема 13. Формирование организационной структуры управления предприятием 1. Теоретические основы процесса формирования организационной структуры управления 1.1 Понятие и принципы формирования организационных структур управления 1.2 Виды организационных структур управления предприятиями 2. Организационная структура управления………………….. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Оценка эффективности организационной структуры управления………. Привести организационную структуру управления, действующую на предприятии (в виде рисунка, не приводить е в параграфе 2.1, чтобы избежать дублирования). Оценить эффективность данной структуры, т.е. то, насколько она соответствует целям деятельности предприятия. Выявить существующие недостатки данной организационной структуры управления. Предложить пути устранения этих недостатков. Привести новую предлагаемую структуру управления. Сделать выводы.
Тема 14. Организация производственных процессов на предприятии 1. Теоретические основы организации производственных процессов 1.1 Понятие, состав и структура производственных процессов 1.2 Формы и научные принципы организации производственных процессов 2. Производственные процессы………………….. 2.1 Характеристика деятельности ………… 2.2 Оценка эффективности организации производственных процессов……………. Описать виды производственных процессов на данном предприятии. Рассчитать основные показатели эффективности организации производственных процессов в текущем периоде. Выявить недостатки существующей организации производственных процессов. Предложить пути повышения эффективности организации производственных процессов. Рассчитать прогнозные значения показателей с учетом сделанных рекомендаций. Сделать выводы. 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Текст курсовой работы печатается через 1,5 интервала на одной стороне листа белой бумаги (формата А4). Размер шрифта – 12, тип – Times New Roman. Параметры страницы: - поле сверху и снизу - 2 см; - поле слева - 3 см; - поле справа - 1,5 см. Абзацный отступ (красная строка) - 1,0 см. Выравнивание абзацев производится по ширине страницы. Сокращения слов допускаются только общепринятые (РФ, ЦБР, СНГ, др.). Текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. Нумерация страниц – сквозная по порядку. Порядковый номер страницы печатается в середине верхнего поля страницы. Первой страницей считается титульный лист. Вторым листом является содержание, далее следуют остальные части работы. Обратите внимание, что на первых двух листах нумерация не проставляется . Таким образом, нумерация в работе начинается с третьей страницы – введения. Для того чтобы этого добиться, перед 3 страницей необходимо вставить «разрыв раздела»: «Вставка» «Разрыв» «Новый раздел» – «Со следующей страницы» или «На текущей странице». Далее следует поставить нумерацию страниц: «Вставка» «Номера страниц» «Положение» - «Вверху страницы» «Выравнивание» - «От центра» «ОК». Далее перейдите в верхний колонтитул 3 страницы и отщелкните опцию «Как в предыдущем». После этого перейдите в колонтитул второй страницы и удалите там ее номер. Выйдите из колонтитула. Рисунки, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию. Номера страниц ставятся также на листах приложений. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка по центру с прописной буквы жирным шрифтом. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы за исключением названий глав, которые можно писать заглавными буквами (см. прил. А). Текст работы разбивается на главы и параграфы, имеющие порядковые номера и заголовки, записанные с абзацного отступа. Главы, как и параграфы, могут состоять из одного или нескольких пунктов. Заголовки глав и параграфов следует печатать с прописной буквы. Точка в конце заголовков не ставится. Точка в конце номеров глав ставится, а в конце номеров параграфов не ставится. Переносы в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Если заголовок не умещается на строке, его переносят на следующую строку, выравнивая текст по первой букве предыдущей строки (см. пример).
Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 1 строчному интервалу (1 пустая строка). Расстояние между заголовками главы и параграфа - 1 строчный интервал (1 пустая строка). Каждую главу (но не параграф) следует писать с новой страницы. Заголовки и номера глав располагаются слева с абзацного отступа и пишутся прописными (заглавными) буквами жирным шрифтом. Порядковый номер главы формируется в пределах всего документа и обозначается арабскими цифрами без точки. Названия глав не должны повторяться. Ни одна из глав не может быть названа так же, как работа в целом. Если сразу за названием главы идет название параграфа, то между ними выдерживается 1 пустая строка.
Названия и номера параграфов пишутся жирным шрифтом, строчными буквами, размещаются слева страницы с абзацного отступа. Первая буква названий - прописная (заглавная). Порядковый номер параграфа формируется в пределах главы и состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. В конце номера параграфа точка не ставится. Если заголовок не умещается на строке, его переносят на следующую строку. После и перед названием параграфа выдерживается 1 пустая строка. Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка, как показано в примерах.
Каждое перечисление записывают с абзацного отступа. Для глубокой детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, строчные буквы и дефисы как показано в примере.
Обратите внимание, что при использовании многоуровневых списков «-» или буквы, показывающие наличие списка второго уровня, ставятся под первой буквой фразы первого уровня. К иллюстрациям относятся графики, диаграммы, все рисунки (кроме таблиц). Иллюстрации располагаются по центру страницы. Подписи располагаются под иллюстрацией также по центру страницы. Подпись под иллюстрацией содержит слово «Рисунок», номер, дефис и название. После номера рисунка точка не ставится. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах каждой главы. В этом случае номер состоит из номера главы и порядкового номера иллюстрации в пределах главы (но не параграфа), разделенного точкой. Тип нумерации должен быть одинаковый по всему тексту работы. Перед каждым рисунком в тексте должна быть на него ссылка (см. рис. 1). До и после рисунка выдерживаются пустые строки. Рисунок 1 – Организационная структура управления ООО «Универсал» Как правило, данные представляемые на рисунке, имеют одинаковые единицы измерения, поэтому их можно указать только в названии рисунка через запятую. В этом случае оси могут не иметь подписей (см. рис. 2).
Рисунок 2 – Динамика товарооборота ООО «Универсал» по месяцам за 2006 – 2008 гг., тыс. руб. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблица располагается по ширине окна (Таблица Автоподбор Автоподбор по ширине окна). Название таблицы пишется над таблицей в ее левом верхнем углу без абзацного отступа. Название таблицы содержит слово «Таблица», номер, дефис, само название. Название таблицы может быть размещено на двух строках (но не более). При этом продолжение названия на следующей строке должно начинаться на уровне первой буквы первой строки названия (см. табл. 2). До названия таблицы (но не после названия) и после таблицы выдерживается по одной пустой строке.
Таблица 2 – Динамика основных показателей текущей деятельности ООО «Универсал»
Продолжение таблицы 2
При переносе таблицы на следующую страницу шапку таблицы следует повторить, а сверху должно быть написано «Продолжение таблицы» с номером (выравнивается по правому краю). Если шапка таблицы громоздкая, разрешается в начале таблицы после шапки добавить строку с указанием номеров столбцов по порядку, а при переносе таблицы на следующую страницу не повторять шапку, а указать нумерацию столбцов (см. табл. 3).
Таблица 3 – Структура и динамика издержек обращения ООО «Универсал» по статьям
Продолжение таблицы 3
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах главы. В этом случае номер состоит из номера главы и порядкового номера таблицы в пределах главы (но не параграфа), разделенного точкой. Стиль нумерации должен быть одинаковым во всем документе. На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте документа, при ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера (например, см. табл. 2.1 или см. табл. 1). Цифры, имеющиеся в таблице, выравнивают по правому краю, текст – по левому. Шапка таблицы выравнивается по центру. Текст таблицы может печататься 12 шрифтом, даже если основной текст работы набирается 14-ым. Курсовые работы не должны содержать сканированных рисунков и таблиц. Если все данные, представленные в таблице, имеют одну и ту же единицу измерения, то ее целесообразно указывать только в названии таблицы через запятую (см. табл. 4).
Таблица 4 – Данные об издержках обращения ООО «Универсал» по товарным группам, тыс. руб.
В том случае, если единицы измерения содержащихся в таблице показателей различны, их указывают в колонке с наименованием показателя через запятую (см. табл. 5). Введение дополнительного столбца «Единица измерения» нецелесообразно. Таблица 5 – Расходы на содержание основных средств
Еще раз напомним, что до названия таблицы и после нее, а также до рисунка и после его названия необходимо выдерживать одну пустую строку. Между рисунком или таблицей и их названиями пропускать строку не нужно. В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные конспектом лекций дисциплины. Пояснения символов формулы могут быть даны либо в тексте, либо сразу за формулой. Пояснения каждого символа дается с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Пояснение начинается со слова «где». Формулы нумеруются арабскими цифрами. Допускается нумеровать формулы в пределах главы. В этом случае номер состоит из номера главы и порядкового номера формулы в пределах раздела (но не параграфа), разделенного точкой. Ссылка в тексте на формулу содержит номер формулы в скобках. Например, отражено в формуле (1). Формулы располагаются по левому краю страницы с абзацного отступа. Номер формулы записывается в круглых скобках и помещается на уровне строки формулы (если формула на нескольких строках, то на уровне последней сроки) около правого края страницы. Далее следует запятая и со следующей строки слева после слова «где» идет расшифровка всех входящих в формулу показателей. Каждый показатель описывается с новой строки и выравнивается по предыдущему показателю.
При написании формул рекомендуется использовать редактор формул («Вставка» «Объект» «Microsoft Equation»). Для удобства использования его рекомендуется вывести на панель инструментов («Сервис» «Настройка» «Вставка» «Редактор формул» (перетащить мышью, удерживая нажатой ее левую кнопку, на нужное место панели инструментов)). Список использованных источников включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. Все приведенные цитаты, цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылку на источники. Ссылки даются внутри текста. После упоминания источника в квадратных скобках ставят порядковый номер, под которым этот источник значится в списке использованных источников. Например, [1]. Все источники должны быть перечислены в алфавитном порядке и пронумерованы. Первыми в списке приводятся официальные нормативно-правовые документы (сначала – Конституция, Кодексы и федеральные законы, затем – указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д.), затем - монографии, учебники, учебные пособия, журнальные и газетные публикации, справочники, статистические сборники, после них - Интернет-источники. Список использованных источников должен содержать от 8 до 10 наименований . В библиографическое описание книги включаются: - фамилия и инициалы автора (если таковой имеется); - полное название книги; - после косой черты – данные о редакторе (если есть, то пишется слова «Под ред.», инициалы и фамилия редактора) и точка; - после тире – название города, в котором издана книга и точка; - после двоеточия – название издательства (без кавычек); - после запятой – год издания и точка; - после тире - количество страниц или диапазон страниц (можно не указывать).
При использовании статьи из книги или издания необходимо указать: - фамилию и инициалы автора; - название статьи; - после двух косых линий – название издания, где она помещена и точка; - после тире – год издания и точка; - после тире – номер и точка.
При использовании Интернет-источников необходимо указать автора (если есть), название статьи, поставить точку, после которой указать страницу сайта, откуда позаимствован материл.
Варианты оформления списка использованных источников представлены в приложении Г. Приложения целесообразно создавать для размещения громоздких таблиц, статистического материала, описания методики расчета, исторических справок, отчетов исследований, анкет и т.п. Такой материал, помещенный непосредственно в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение. Приложения оформляются как продолжение курсовой работы, включаются в нумерацию всей работы и размещается после списка литературы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Сверху по центру страницы проставляется номер страницы. Обозначение приложения начинается со слова «Приложение» и буквы русского алфавита (выравнивание – по правому краю). Обозначают приложение заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ъ. Заголовок приложения размещается сверху в центре страницы под обозначением. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в работе. Рисунки и таблицы каждого приложения имеют отдельную для каждого приложения нумерацию арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например – Рисунок А.1 или Таблица А.1. Оформление рисунков и таблиц приложений аналогично их оформлению в основной части курсовой работы (см. прил. Д).
Для написания текста не применяйте эффектов подчеркивания (Underline ) и курсива (Italic). Однако курсив может использоваться при написании формул. Если надо выделить текст, используйте эффект выделения жирным шрифтом (Bold). Имена переменных, пишущиеся латиницей, выделяют курсивом (курсивом не выделяют греческие символы. Отдельно дадим несколько рекомендаций по оформлению содержания. В текстовом редакторе MS Word реализована возможность автоматической вставки оглавления, которой желательно воспользоваться, поскольку выполнение и исправление содержания вручную занимает много времени, кроме того, не позволяет быстро переходить на нужные страницы. Для этого надо понять, что «единицей оформления текста» в MS Word является абзац. К абзацам применяются так называемые стили. Это означает, что можно однажды создать «стиль» оформления текста: например, заголовок главы – прописными буквами, по центру, начинается с новой страницы, переносы слов запрещены; подзаголовок – строчными буквами, но выделен жирным, с отступом после него, обычный текст - с абзацным отступом, выравниванием по ширине, с переносом слов, и так далее (Меню «Формат» «Стили и форматирование» «Создать» или «Изменить», далее по пунктам меню). И к любому абзацу можно «применить» один из стилей, что автоматически сделает его оформленным по заданному образцу. В дальнейшем, изменив стиль, можно автоматически изменить все абзацы текста, которые им помечены. Это сильно экономит время при оформлении работы согласно требованиям нормоконтроля. В текстовом редакторе MS Word есть целый комплект уже готовых стилей, можно воспользоваться ими, а если не подходит их внешний вид – изменить. Оглавление текстовый редактор MS Word прекрасно умеет вставлять и сам. Для этого нужно в тексте пометить все заголовки и подзаголовки стилями соответствующего уровня: названия глав, а также заголовки «Введение», «Заключение», «Приложения», «Список использованных источников» - стилем «Заголовок 1», названия параграфов – стилем «Заголовок 2», подпараграфов – «Заголовок 3» и так далее. Когда работа закончена, в начале работы пишется слово «Содержание» и, поставив курсор в следующий абзац, осуществляется переход в меню «Вставка» «Ссылка» «Оглавление и указатели». В появившемся меню выбирается закладка «Оглавление» и настраивается, как должно выглядеть содержание работы: нужны номера страниц или нет (как правило, нужны), количество уровней, которое будет показано (1 уровень – будут только заглавия глав, 2 уровня – наиболее распространенный вариант – главы и параграфы, 3 уровня - будут видны и подпараграфы). В оформление, как и в другие меню, создателями программы заложены разные нюансы, но обычно они не нужны. После нажатия клавиши «ОК», программа «пробегает» по всему тексту и «собирает» все абзацы, помеченные стилями «Заголовок», номера страниц, на которых они расположены, и, создав из них оглавление, вставляет его в то место, где был поставлен курсор. После этого следует внимательно посмотреть на получившееся оглавление: все ли главы и параграфы в него вошли, не забыли ли пометить какой-нибудь заголовок нужным стилем? Теперь, если в тексте произошли серьезные изменения, отобразить их в содержании очень просто. Для этого нужно поставить курсор на оглавление и в меню, выпадающим после щелчка правой кнопкой мыши, выбрать пункт «Обновить поле», а далее - один из режимов обновления – «Обновить только номера страниц», если просто сместился текст, или «Обновить целиком», если были внесены изменения в структуру работы (убраны или добавлены разделы с заголовками, изменены формулировки названий пунктов). При работе с содержанием следует учитывать, что оно не является таким же куском текста, как любой другой, а представляет собой набор «полей». Поэтому, если нужно внести изменения формулировки глав и других заголовков, необходимо делать это в самом тексте и обновлять содержание, поскольку, если править в оглавлении, в тексте все останется, как было. Образец оформления содержания приведен в приложении В. Образцы оформления титульного листа для студентов очной и заочной форм обучения представлены в приложении А и Б. Обратите внимание, что на титульном листе необходимо указывать название дисциплины и название темы, по которой выполнена курсовая работа. 3. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ В качестве основной литературы студентам рекомендуется использовать следующие источники: 1) Конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия» 2) Кукольникова Е.А., Нестерова С.И. Экономика предприятия (организации): Учебное пособие. – Самара: МИР, 2009. 3) Экономика предприятия: Учебное пособие / Под ред. В.Я. Горфинкель, В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 4) Организация производства на предприятии (фирме) / Под ред.О.И. Волкова, О.В. Девяткина: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. 5) Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Е.Л. Кантора. – СПб.: Питер, 2007. 6) Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.М. Семенова. – СПб.: Питер, 2007. 7) Шиpенбек, Х. Экономика пpедпpиятия / Пеp. с нем. под общ. pед. И.П. Бойко, С.В. Валдайцева, К. Рихтеpа: Учебное пособие. – СПб.: Питеp, 2005. В числе дополнительных источников литературы рекомендуются: 1) Адамов В.Е., Ильенкова С.Д., Сиротина Т.П., Смирнов С.А. Экономика и статистика фирм: Учебник для экономических вузов и факультетов./ Под редакцией Ильенковой С.Д. – М.: Финансы и статистика, 2002. 2) Гpузинов В.П., Гpибов В.Д. Экономика пpедпpиятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. 3) Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФА – М, 2002. 4) Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФА – М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. 5) Кочетков А.И. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: ИПАК, 2003. 6) Магомедов А.М. Экономика пpедпpиятия. - Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2004. 7) Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 8) Раицкий, К.А. Экономика пpедпpиятия: Учебное пособие. - М.: ИВЦ «Маpкетинг», 2000. 9) Сеpгеев И.В. Экономика пpедпpиятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. 10) Экономика пpедпpиятия: Учебное пособие. / Под ред. В.М. Семенова. - М.: Центp экономики и маpкетинга, 2000. 11) Томпсон А., Фоpмби Д. Экономика фиpмы: Учебное пособие. / Пеp. с англ. под общ. pед. Ю.В. Шленова - М.: ЗАО «Изд-во «БИHОМ», 1998. 12) Экономика пpедпpиятия / Под pед. В.Я. Хpипача - Минск: Экономпpесс, 2000. 13) Экономика пpедпpиятия (фиpмы): Учебное пособие. / Под общ. pед. А.С. Пелиха - М.: ИЦ «МаpТ», 2004. 14) Экономика пpедпpиятия: Учебное пособие. / Под. pед. О.И. Волкова. - М.: ИHФРА-М, 2001. 15) Экономика предприятия: Учебник для вузов по экономическим специальностям и направлениям./ Под ред. Н.А. Сафонова. – М.: Юристъ, 2002. 16) Экономика предприятия: Учебник для вузов по экономическим специальностям. / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. - М.: ЮНИТИ, 2001. 17) Экономика предприятия: Учебник для вузов по экономическим специальностям./ Под ред. В.М. Семенова – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. Приложение А Образец титульного листа курсовой работы для студентов очной и очно-заочной форм обучения
Приложение Б Образец титульного листа курсовой работы для студентов заочной формы обучения
Приложение В Образец оформления содержания
Приложение Г Пример оформления списка использованных источников Список использованных источников 1) Гражданский кодекс (часть вторая) от 26 января 1996 года №14-ФЗ (с изм. и доп.). 2) Гражданский кодекс (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (с изм. и доп.). 3) Налоговый кодекс (часть вторая) от 5 августа 2000 года №117-ФЗ (с изм. и доп.). 4) Письмо УФНС России по г. Москве от 26 июня 2006 года №20-12/56632. 5) Аванесов Ю.А., Васькин Е.В., Клочко А.Н. Основы коммерции. - М.: ТОО «Лкжс-Арт», 2008. 6) Байчоров А.М. Развитие коммерческой деятельности производственных предприятий в современных условиях: автореф. канд. экон. наук. - М.: МУПК, 2006. 7) Вахрушина Н. Определение размера скидок и оценка их эффективности // Финансовый директор. – 2004. - №11. 8) Герасимов Б.И., Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Уляхин Т.М. Основы коммерческой деятельности. – М.: ФОРУМ, 2008. 9) Громова Н.Б., Минько Э.В. Методы исследования операций в моделировании организационно-экономических задач. – М.: Изд-во МАИ, 2006. 10) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Цитадель, 1998. 11) Добровольский Д. Повышаем эффективность коммерческой деятельности // Sales. – 2006. – №3. 12) Договоры в предпринимательской деятельности / Под ред. Е.А.Павлодского, Т.Л.Левшиной. – М.: Статут, 2008. 13) Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление / Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. - СПб.: Политехника, 2007. 14) Гурьев Д. Как рассчитать экономическую эффективность скидки. http://www.advertology.ru/article22224.htm. Приложение Д Образец оформления приложения
Учебно-методическое издание Кукольникова Елена Анатольевна ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Методические рекомендации Подписано к печати 01.09.2011. Формат 60х84 1/16 Бумага офсетная. Печать ризограф. Тираж 100 экз. Международный институт рынка 443030, Самара, ул. Г.С.Аксакова, 21 |