Реферат: Методические рекомендации по составлению плана воспитательной работы в учебной группе
Название: Методические рекомендации по составлению плана воспитательной работы в учебной группе Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению плана воспитательной работы в учебной группе В помощь классным руководителям Ефремов 2010 Уважаемый классный руководитель! Скоро новый учебный год, и пришла пора составить план воспитательной деятельности классного руководителя. Для того чтобы облегчить Вашу работу, предлагаем вам методические рекомендации по составлению плана.
План воспитательной работы классного руководителя состоит из разделов:
1. Аналитическая часть (анализ воспитательной деятельности за прошедший год и характеристику группы). 2. Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год. 3. Основные направления деятельности с группой. 4. Индивидуальная работа со студентами. 5. Работа с родителями. 6. Работа с преподавателями – предметниками. 7. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе (диагностики и их результаты). 8. Дневник классного руководителя (список студентов, подробные данные о студенте и членах семьи, занятость в кружках, секциях, творческих коллективах, поручения, список актива, график дежурства, дневник педагогических наблюдений). 1.Аналитическая часть (анализ воспитательной деятельности за прошедший год и характеристика группы) состоит из следующих разделов: а) Анализ развития студентов группы: · характеристика социального состава студентов; · результаты учебных достижений студентов по итогам года; · посещаемость студентами учебных занятий; · уровень нравственного, интеллектуального, эстетического, физического развития; · уровень сформированности познавательных интересов; · творческие способности, в какой мере реализуются; · успехи и достижения отдельных студентов группы, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных способностей студентов группы; · студенты «Группы риска», индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков, приемы работы с ними; · основные ценностные ориентиры студентов группы (особенности отношения студентов группы к людям, колледжу, труду, учебе, группе); · степень влияния окружающих (сверстников, родителей, друзей по двору, кого-либо ещё); · занятия в предметных кружках, спортивных секциях, творческих коллективах. б) Анализ развития коллектива группы: · социально-психологический микроклимат в группе (характер взаимоотношений в группе: тактичность, вежливость, внимание, доброжелательность, отношение к преподавателям, колледжу); · развитие общественной активности студентов (уровень сформированности самоуправления, организованность, участие в творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, социально значимых проектах и т.п.); · адаптация, «интеграция» новичков в учебной группе; · особенности общественного мнения в группе и его влияние на интересы, и поведение, кто оказывает наибольшее влияние на формирование общественного мнения). в) Анализ организации воспитательного процесса в группе: · что из содержания воспитательных мероприятий в группе было принято наиболее охотно; где студенты проявили себя активными организаторами, а где остались равнодушными, почему; · какие дела способствовали сплочению и развитию учебной группы как коллектива; · какие методы, формы и средства воспитательного взаимодействия наиболее положительно повлияли на студентов; · участие студентов группы в жизнедеятельности колледжа (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.); · взаимодействие с общественными организациями и учреждениями культуры и дополнительного образования. г) Анализ педагогического взаимодействия с семьями студентов и родительским активом: · частота и характер контактов с семьями; · влияние родителей студентов на воспитательную деятельность в группе; · результативность организации родительских собраний в группе; · эффективность индивидуальной работы с родителями; · особенности взаимодействия с родительским активом; · взаимодействие с проблемными семьями. д) Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих в группе: · преподаватели – предметники; · педагог - психолог; · социальный педагог; · медсестра; е) Выводы Плюсы и минусы воспитательной деятельности, что получилось, что нет, почему; перспективные цели и задачи. 2. Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год. должны вытекать из анализа тех проблем, которые есть в Вашей учебной группе, и из воспитательной программы, по которой работает колледж. Например, могут быть такими: - Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого студента. - Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностного общения, воспитание толерантности. - Развитие познавательной активности студентов. - Содействовать формированию нравственной позиции студентов. 3. Основные направления деятельности с группой. Содержание работы определяются теми направлениями деятельности, которые традиционно являются основой воспитательной системы колледжа. Содержание работы с группой предполагает планирование по следующим аспектам: - участие в делах колледжа; - планирование внеаудиторных дел по самым разным направлениям, различные формы организации групповых дел; - сотрудничество с преподавателями, работающими в группе; - сотрудничество с родителями; - индивидуальная работа со студентами; - сотрудничество с общественными организациями; - сотрудничество с различными службами колледжа; 4. Индивидуальная работа со студентами.
1. Формы работы: · Изучение индивидуальных особенностей студентов, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым студентом. · Создание условий в учебном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей студентов. · Оказание индивидуальной помощи детям, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы и отношениях с преподавателями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами. · Взаимодействие с родителями, администрацией, социально – психологической службой и другими службами с целью индивидуального развития студентов, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности. · Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению. · Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого студента, учет их личностных достижений. 2. Форма плана работы со студентами: План индивидуальной работы со студентами группы.
5. Работа с родителями.
1. Формы работы:
· Изучение семей воспитанников; формирование банка данных о семье и методах воспитания в семье; корректировка воспитания в семьях отдельных студентов. · Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого колледжем. · Педагогическое просвещение родителей. · Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; · Взаимодействие с общественными организациями и специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, Совет профилактики, медработник). · Педагогическое руководство выборами и деятельностью родительского комитета, помощь в планировании и организации деятельности. 2.Правила индивидуальной работы с родителями:
· Нельзя встречаться с родителями только по поводу ЧП. · Найди удобное место, и определить время разговора с родителями. · Наберитесь терпения выслушать. · Уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха. · Закончите беседу не упреками и угрозами или предупреждениями, а конкретными рекомендациями и советами. · Закончите беседу так, чтобы родитель ушел домой с оптимизмом. 3.Формы работы с родителями: - референдум; - День открытого телефона; - День открытых дверей; - философский стол; - публичная лекция; - конференция; - беседа; - лекторий; - гостиная, круглый стол; - диспут; - тематические консультации; - вечер вопросов и ответов; - открытые уроки; - открытый классный час; - клуб молодой семьи; - педагогические практикумы; - переписка с родителями; - деловые игры с родителями; - анкетирование. - тестирование. - обмен опытом, - обзор педагогической литературы. 4. Форма плана работы с родителями. План работы с родителями
6. Работа с преподавателями – предметниками. 1.Сущность взаимодействия классного руководителя с преподавателями -предметниками состоит в объединении усилий педагогов, работающих в группе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения. 2. Наиболее актуальными направлениями , составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и преподавателей – предметников являются: · экологичность образовательного процесса (сделать процесс образования студентов группы наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и прочие специфические черты коллектива и личности); · организованность (обеспечение дисциплины и самоорганизации группы); · дифференциация и индивидуализация (учет особенностей студентов при определении ориентиров воспитания и обучения, адресность педагогических вмешательств); · последовательность и комплексность влияния на развитие студентов. 3.Формы организации взаимодействия классных руководителей с преподавателями - предметниками: · совещание классного руководителя с преподавателями – предметниками, работающими в группе; · посещение классным руководителем уроков; · приглашение преподавателей - предметников на родительские собрания; · групповые встречи классного руководителя с родителями и преподавателями - предметниками; · индивидуальные беседы классного руководителя с преподавателями – предметниками. 4.Годовая логика организации взаимодействия классного руководителя с преподавателями – предметниками должна учитывать: · проблемы прошлого учебного года - вытекают из анализа деятельности классного руководителя за предыдущий год; · адаптационные проблемы (сентябрь); · завершение учебных семестров, аттестации (ноябрь, апрель); · индивидуальные проблемы отдельных студентов. 5.Форма плана работы с преподавателями – предметниками может выглядеть так: Годовой цикл взаимодействия классного руководителя и преподавателей – предметников
7. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе (диагностики и их результаты).
Диагностика необходима по той причине, что отсутствие достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности студентов, формировании коллектива группы, состоянии и результатах воспитательного процесса ставит под сомнение педагогическую целесообразность деятельности классного руководителя и его коллег. В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в группе могут быть избраны: · развитие личности студентов; · формирование коллектива группы; · наличие у студентов и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в группе, колледже. 1.Форма планирования изучения состояния и эффективности воспитательного процесса в группе: 1. План изучения состояния и эффективности воспитательного процесса в группе
2. Результаты диагностических исследований
8.Дневник классного руководителя.
1) Сведения о студенте.
2) Список актива:
3) График дежурства по группе. 4) Дневник педагогических наблюдений
|