Реферат: План самообразования педагога план работы по самообразованию воспитателя Кожевниковой Ирины Владимировны
Название: План самообразования педагога план работы по самообразованию воспитателя Кожевниковой Ирины Владимировны Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТОГОУ «Моршанская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования». Материалы школьного семинара ВВЕДЕНИЕ Моршанск, 2010 Редакционная коллегия: Т.Н. Иванова, заместитель директора по УВР Г.А. Афремова, заместитель директора по ВР И.В. Кожевникова педагог дополнительного образования О.Н. Федякина, председатель творческой лаборатории 1 категория О.В. Прозоровская, председатель творческой лаборатории - высшая категория. Материалы школьного семинара В брошюре представлены материалы школьного семинары и практический материал педагогов по теме самообразования. Материалы могут быть использованы педагогами школы - интернат при работе по самообразованию. школа – интерна, 2010 год СОДЕРЖАНИЕ
…………………………………………………………………12
……………………………………………………………… .23-27
ВВЕДЕНИЕ Самообразование педагогов Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования. Формы повышения квалификации педагогов Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития. Система непрерывного повышения квалификации педагогов предполагает разные формы: обучение на курсах (один раз в пять лет); самообразование; участие в методической работе школы, города, района. Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего. В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне. Выбор тем для самообразования Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели – стимулированию педагогов в профессиональном самосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи. Если учреждение готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности. Руководитель – стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педагога, первое из которых – это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования. План самообразования педагогов Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:
В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Формой отчета руководителей могут быть консультации или семинары для педагогов. Отчет на рабочем месте предполагает включение в оперативный контроль данной тематики и последующее наблюдение педагогического процесса, с целью оценки применения на практике полученных знаний путем самообразования. Это наиболее демократичная форма отчета. Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты). Подводя итог, еще раз подчеркнем, что формы самообразования многообразны: работа в библиотеках с книгами, периодическими изданиями; участие в работе научно-практических конференций, семинаров; ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме. Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Несколько советов занимающимся самообразованием ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д. Организация самоконтроля. «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить.» А. Дистервег Каковы же эти источники знаний
, и где их искать? 1. индивидуальная 2. групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др. Что для этого необходимо делать? Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения. Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога: На основании этого каждый педагог составляет личный план самообразования для профессионального роста. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов , которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? • разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования Таким образом, организация самоконтроля дает возможность:
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет не обеспечить, самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Компоненты готовности педагога к самообразованию.
Алгоритм работы над темой самообразования
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Формы представления результатов самообразования. ¨ Доклад ¨ Защита исследовательской работы ¨ Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения ¨ Брошюра, ¨ листовка, ¨ буклет ¨ Открытое занятие ¨ Проведение семинара ¨ Обучения коллег новым методикам ¨ Практикум (тренинг) ¨ Лекция Карта оценки уровня профессионального мастерства педагогов
Инновационная карта Педагога _______________________________________________ Образование____________________________________ Специальность__________________________________ Стаж___________________________________________ 1. Проблема______________________________ 2. Цель инновации, нововведения______________________________ Нововведение одноцелевое, многоцелевое (подчеркнуть). 3. Сущность инновации___________________________________ 4. Прогнозируемый результат нововведения: ___________________ 4. Область применения инновации: управление, дидактика, психология, частные методики, социология, гигиена и физиология (подчеркнуть). 5. Инноватор является разработчиком, распространителем, пользователем инновации (подчеркнуть) 6. Нововведение прошло стадии: формирования идеи, целеполагания, разработки, освоения на стадии опытного внедрения или эксперимента, распространения, диффузии (многократного повторения), рутинизации (реализации в сложившихся структурных единицах) (подчеркнуть) 7. Нововведение прошло экспериментальное апробирование: однократное, многократное (подчеркнуть). 8. Препятствия на пути разработки и внедрения ____________________________________________ 9. Экспериментальный контроль осуществляется: специалистами, общественностью, самоконтроль (подчеркнуть). 10. Оценка инновации: критическая, допустимая, оптимальная (подчеркнуть) 11. Какие проблемы предстоит решить_______________________________________ Дата заполнения _______________________ План самообразования педагога
Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год
План работы по самообразованию воспитателя Кожевниковой Ирины Владимировны. Тема: «Личностно-ориентированный подход к одаренным обучающимся». Актуальность темы. У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот прцесс самого ребенка. Цель : заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания. Задачи:
Предполагаемый результат:
Этапы работы.
* наименование методической литературы представляется в соответствии с требованиями (смотри образец)
АНАЛИЗ работы по самообразованию воспитателя Кожевниковой Ирины Владимировны за 1 полугодие 2009-2010 уч.год. Тема самообразования – «Личностно-ориентированный подход к одаренным обучающимся». Над данной темой работаю третий год. Актуальность темы. Президент Российской Федерации Д. Медведев в Послании к Федеральному собранию 12.09.2009г указал, что главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В связи с этим тема, над которой я работаю, становится очень актуальной. У каждого ребенка разные способности, интересы, возможности. И педагог должен помочь ему реализовать свой потенциал, т.е. проявить и развить личностные смыслы обучения и воспитания. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Цель : заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания. Задачи:
Предполагаемый результат:
Диагностика:
Основание: план самообразовательной работы. Изучение теоретического материала. За два предыдущих года изучила следующую литературу:
В 2009-2010 учебном году изучение теоретического материала:
В 2008 – 2009 уч.году организовала кружок «Лучик», к работе в котором привлекла обучающихся, проявляющих склонность к журналистике. На занятиях кружка большое внимание уделяется духовному воспитанию личности. В этом году помимо практических занятий проведены теоретические занятия «Профессия – журналист», «Искусство речи», которые могут помочь воспитанникам проявлять свои творческие способности на уроках русского языка и литературы в школе, а также во внеурочной деятельности. В начале учебного года было поведено мониторинговое исследование «Выявление детей, имеющих склонность к журналистике» С января 2009 года силами кружка выпускается школьная газета «Лучик». На данный момент выпущено 7 номеров, среди них спецвыпуск, посвященный профилактике потребления наркотиков; готовится к выпуску восьмой номер. В кружке занимаются 7 человек, однако в течение 1 полугодия 2009-2010 уч.года к выпуску газеты привлекаются и другие воспитанники. Помимо прочего кружок посещают на конец декабря 2009г 9 человек.
Численность детей, занимающихся в кружке Помимо этого готовлю обучающихся к участию в различных областных, региональных и городских конкурсах. На данный момент идет подготовка к участию во Всероссийском детско-юношеском литературно-художественном конкурсе творческих работ «Я помню, я горжусь!», посвященному 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. За два предыдущих года участие в областных и региональных конкурсах можно представить в виде следующей таблицы:
Все выше перечисленное считаю результатами работы по самообразованию. В ноябре по данной теме выступала с докладом «Особенности исследовательской деятельности» на семинаре «Исследовательская и проектная деятельность – технологии развивающего обучения». Форма отчета по проделанной работе:
В процессе работы мною были выявлены отдельные недочеты:
Перспективы: В связи с этим во втором полугодии планирую провести дополнительную работу по привлечению одаренных детей к выпуску школьной газеты (отразить в мониторинге), а также на занятиях кружка нацеливать детей на большую самостоятельность. Воспитатель _________________Кожевникова И.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью. Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда. Потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др. Администрация школы должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке. В этой связи используются самые разнообразные формы организации самообразования: 1)специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности); 2)повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО); 3)индивидуальная самообразовательная работа с помощью: · средств массовой информации; · вычислительной и оргтехники; · библиотек, музеев, выставок, театров, клубов, экскурсий; · научных, технических, художественных, спортивны обществ, · исследований, экспериментов, творческих дел и заданий, · общения с учеными, интересными людьми, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов: 1 этап – установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) школы; формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий. 2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования. 3 этап – практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. 4 этап – теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых мероприятий и другие коллективные формы работы. 5 этап – итогово - контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе. Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. План самообразования учителя должен включать: перечень литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок завершения работы; предполагаемые результаты (подготовка доклада, выступление на заседании МО, поурочное планирование, описание опыта работы, оформление результатов в виде отчета и т.д.) Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию. Участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, наставничество, консультирование, рационализация личного труда, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы, вовлечение в процесс инновационных преобразований – далеко не полный перечень организационно-педагогических мероприятий руководителя по отношению к педагогу. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Важно не только правильно определить и ранжировать круг возникающих и интересующих проблем, подобрать литературу для изучения, но и применить приобретенные знания на практике. Результаты самообразовательной работы директора школы, его заместителей должны становиться достоянием членов педколлектива, оказывать эффективное влияние как на совершенствование управления, так и на жизнедеятельность школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам. В школьном методическом кабинете в помощь педагогам в их самообразовательной деятельности должен формироваться банк материалов: списки рекомендованной для самостоятельной работы литературы; материалы передового педагогического опыта; разные варианты планов работы по самообразованию; тексты докладов; образцы рефератов по итогам самообразовательной деятельности; образцы конспектов литературных источников; новинки психолого-педагогической литературы. Формы и методы руководства самообразованием педагогов со стороны администрации школы: 1. Вынесение на педсоветы, заседания МО вопросов, связанных с самообразованием. Систематическое разъяснение роли самообразовательной работы, организация выступлений по вопросам обмена опытом самообразования. 2. Индивидуальные беседы руководителей школ с педагогами об основных направлениях самообразования. 3. Оказание помощи педагогам в обобщении своего опыта, подготовке докладов по проблемам педагогики, стимулирование наиболее подготовленных педагогов к научно-исследовательской работе. 4. Комплектование и пополнение библиотечного фонда литературой по вопросам самообразования и самосовершенствования, а также новинками психолого-педагогической литературы. 5. Проведение циклов лекций, групповых и индивидуальных консультаций, семинаров. 6. Систематическое подведение итогов самообразовательной работы педагога (собеседования, отчеты на педсоветах и заседаниях МО), определение задач и содержания самообразования на новый учебный год, анализ качественных итогов учебно-воспитательного процесса. Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогам учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ 1. Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника. 2. Формирование экологической культуры личности. 3. Экологическое воспитание в семье. 4. Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию духовных ценностей старшеклассников. 5. Нравственное воспитание школьников. 6. Культурологический подход к воспитанию. 7. Формирование творческой личности. 8. Деятельность классного руководителя (воспитателя) по социальной защите ребенка. 9. Социально-педагогическая деятельность классного руководителя (воспитателя) с неблагополучными семьями. 10. Воспитательный потенциал средств массовой информации и коммуникации. 11. Воспитание школьников в процессе освоения ими компьютерных технологий. 12. Воспитание учащихся в познавательной творческой деятельности 13. Личностно-ориентированный подход к воспитанию. 14. Современные технологии воспитания: сущность, опыт внедрения, перспективы развития. 15. Технология создания ситуации успеха для ученика во внеурочное время. 16. Воспитательная система класса. 17. Организация коллективной творческой деятельности учащихся. 15. Воспитание творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности. 18. Активные формы работы с воспитанниками. 19. Особенности групповой работы с учащимися во внеурочное время. 20. Технология индивидуальной работы с учащимися. 21. Самоуправление в классе. 22. Ценностные приоритеты патриотического воспитания учащихся в современной школе. 23. Формирование национального самосознания школьников. 24. Воспитание учащихся на основе традиций украинского народа. 25. Туристско-краеведческая работа как одно из важных направлений деятельности классного руководителя по воспитанию у учащихся любви и уважения к родному краю. 26. Использование исторических и культурных традиций Севастополя в становлении гражданина-патриота. 27. Самовоспитание школьников. 28. Формирование коммуникативной компетентности учащихся. 29. Формирование навыков здорового образа жизни у школьников. 30. Формы физического воспитания школьников во внеурочное время. 31. Подготовка учащихся к жизни в условиях рыночных отношений. 32. Подготовка учащихся к семейной жизни. 33. Семейное воспитание – необходимое условие обеспечения духовного единства поколений. 34. Выдающиеся педагоги современности о воспитании школьников. 35. Роль классного руководителя в воспитании подростков девиантного поведения. 36. Формы профилактики правонарушений в подростковой среде. 37. Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников. 38. Подготовка воспитанников к жизни в условиях рыночных отношений. 39. Традиции детского коллектива. 40. Изучение уровня воспитанности школьников. 41. Игра как важное средство воспитания школьников. 42. Совместная деятельность педагогов школы и семьи по трудовому воспитанию школьников. 43. Художественно-эстетическое воспитание учащихся на примерах музыкального, изобразительного искусства, художественной литературы. 44. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами фольклора. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. – М., 1986. 2. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М., 2000. – С.82-87. 3. Евусяк О. Учитель должен быть исследователем// Нар.образование. – 1997. - №10. 4. Елканов С.В. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя. – М., 1986. – 143 с. 5. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М., 1980. 6. Коджаспирова Г.М. культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994. 7. Методическая работа в общеобразовательной школе: Обзорная информация. Вып.VI. – М., 1977. – с.17-24. 8. Школа развития и самосовершенствования: Практический материал из опыта работы для руководителей школ, классных руководителей, воспитателей. – К., 1997. – 48 с. 9. ИНТЕНЕТ |