Реферат: «Проблемы мо»

Название: «Проблемы мо»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

7. Раздел МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Методические рекомендации для выполнения заданий СРС:

Задания данного раздела выполняются студентами самостоятельно и сдаются преподавателю. Для выполнения заданий заводится тонкая тетрадь, которая сдается преподавателю на проверку. В тетради выполняются таблицы, конспекты, словарь, эссе. На отдельном листе формата А4 выполнятся кроссворд. На таком же формате выполняется реферат по одной из выбранных тем.

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Политико- правовой режим современной системы МО

конспект документов

(Устав ООН, Декларация)

Глобальные проблемы МО

реферат на тему «Проблемы МО»

США в современной системе МО

чтение книги А.Уткина «Стратегия США»

Новая роль НАТО

конспект статьи из журнала «МЭ и МО» «Трансформация НАТО»

МО в Европе

аннотация книги «Современные международные отношения» /Под ред. Торкунова А.В. – М., 2001

Роль ОБСЕ в вопросах безопасности

обзор статей журнала «Саясат», «Аналитик», «Континент

СНГ в системе МО

Обзор книги Исингарина Н. СНГ: десять лет. - Алматы, 2001.

Роль России в СМО

Аннотация книги «Мировое политическое развитие: век ХХ / Н.В. Загладин и др. М., 1995

МО в АТР

Собеседование по книге Петровского В.Е. Азиатско-тихоакеанские режимы безопасности после «холодной войны». – М., 1998

МО на Ближнем Востоке

Аннотация книги Примакова Е.М. Анатомия ближневосточного кризиса. – М.,1995

Латинская Америка в СМО

Обзор книги «Латинская Америка в международных отношениях ХХ в. В 2 т. Т.2. М., 1988

Требования к выполнению различных видов контроля

· При подготовке СРС необходимо строго придерживаться плана, готовить все вопросы к теме. При подготовке возможно использование литературы из предложенного списка, а также поиск студентом самостоятельно дополнительной литературы.

· Для презентации индивидуальных проектов необходимо: 1) разработать рекомендуемую и дополнительную литературу; 2) представить защиту проекта

· Конспектирование предполагает разработку рекомендуемой и дополнительной литературы и формулировку письменных ответов на представленные вопросы

· При заполнении таблиц – в каждую колонку заносятся основные положения по заданному вопросу (даты, события, факты и др.). Объем заполненной таблицы должен достигать 1-3 страницы.

· Составление справочников включает в себя: 1)разработать рекомендуемую и дополнительную литературу (энциклопедии, словари); 2)выписать в зависимости от конкретного задания определения, факты, даты на отдельные карточки и дать им расшифровку; 3)упорядочить карточки по алфавиту, и создать каталог. (7 - 10 определений).

Кроссворд выполняется на отдельном листе формата А 4, с расчетом возможности дальнейшего решения кроссворда другими студентами (10-15 вопросов)

· Методические рекомендации для выполнения заданий СРСП:

Тема 1. Формирование новой системы МО

Цель занятия: анализ современной системы международных отношений

Задание: Заполните таблицу «Системы Международных отношений»

Системы МО

Период

Основные события

Особенности

Весфальская

Версальско-Вашингтонская

Ялтинско-Подсдамская

Современная система МО

· Методические рекомендации : При заполнении таблиц – в каждую колонку заносятся основные положения по заданному вопросу (даты, события, факты и др.). Объем заполненной таблицы должен достигать 1-3 страницы.

Литература:1-5, 7-12, 15-25

Тема 2. Общемировые проблемы

Цель занятия: анализ глобальных проблем современности

Задание: Написать эссе «Мое решение глобальных проблем»

Методические рекомендации:

Проанализируйте сущность глобальных проблем. Межгосударственное сотрудничество это главное условие эффективности решения глобальных проблем. Назовите международные структуры, занимающиеся координацией проблем.

Обратите внимание на причины возникновения экологических проблем. Выделите основные проблемы экологической безопасности: экономическая деятельность человека; проблема потепления климата и ее экономические последствия; проблема истощения природных ресурсов; состояние водных ресурсов; сокращение биологического разнообразия; энергетическая безопасность; продовольственная безопасность.

Проанализируйте деятельность специализированных учреждений ООН в борьбе с глобальными проблемами.

Литература:2-6, 10-15, 21-24

Тема 3. Вопросы разоружения и нераспространения ОМУ в международной политике.

Цель занятия: анализ международных программ по ядерной безопасности

Задание: Защита индивидуального проекта «Ядерные трагедии и пути решения»

· Методические рекомендации: Для презентации индивидуальных проектов необходимо: 1) разработать рекомендуемую и дополнительную литературу; 2) представить защиту проекта

Ядерная проблема одна из основных проблем современной цивилизации. Определен международный режим контроля за нераспространением ядерного, химического и биологического оружия. Существуют международные организации в области атомной энергии и нераспространения: ООН, МАГАТЭ, Комиссия ООН по разоружению и международной безопасности. Они выполняют основную роль в решении этих проблем. Проанализируйте роль этих международных организаций. Дайте определение понятию «безъядерные зоны», определите их функции.

Обратите внимание на то, какие неядерные государства выдвигают идеи глобального ядерного разоружения.

Проанализируйте Программы по борьбе с незаконным оборотом ядерных материалов, ядерным терроризмом, проблемой ядерных отходов. Назовите последствия ядерных трагедий конца ХХ века.

Литература:1-10, 14-19, 22-25

Тема 4. Трансантлантическое партнерство в области безопасности

Цель занятия: анализ основных направлений сотрудничества в регионе

Задание: Заполните таблицу «Сотрудничество стран трансантлантического региона»

Страны региона

Политика

Экономики

Вопросы безопасности

США

ЕС

НАТО

· Методические рекомендации. При заполнении таблиц – в каждую колонку заносятся основные положения по заданному вопросу (даты, события, факты и др.). Объем заполненной таблицы должен достигать 1-3 страницы.

В современной системе МО происходят геополитические перемены. Существует понятие трансатлантического партнерства. Представители трансатлантического партнерства: США, ЕС и НАТО. Проанализируйте исторические и стратегические факторы связи ЕС, США и НАТО. Особенности партнерство США-ЕС.

НАТО – основной институт трансатлантического партнерства. Вопрос об отношении ЕС к стратегии НАТО в новых условиях международных отношений стоит на повестке дня. Обратите внимание на документы, регулирующие их взаимоотношения: Декларация Парижской конференции «Принципы партнерства США – ЕС». «Трансатлантическая хартия».

Выделите основные направления сотрудничества атлантических партнеров. Обратите внимание на особенности трансатлантического экономического партнерства в условиях глобализации. Торговые и инвестиционные отношения США и ЕС.

Трансатлантическое партнерство в области безопасности основывается на трансформации партнерства. Определите предпосылки построения «нового атлантизма», выделите проблемы и перспективы трансатлантического партнерства.

Литература:1-5, 7-12, 15-21

Тема 5. Роль ОБСЕ в вопросах европейской безопасности

Цель занятия : умение высказывать собственное мнение

Задание: Написать эссе «Роль ОБСЕ в современном мире»

Методические рекомендации:

. Эссе пишется 1-2 страницы формата А4. В эссе автор высказывает собственное мнение, делает выводы, предлагает пути решения проблемы

В конце XX века происходит институционализация деятельности СБСЕ. Принимается основополагающие документы: Парижская Хартия для новой Европы, происходит преобразование СБСЕ в ОБСЕ, расширяется состав ОБСЕ.

ОБСЕ представлена как региональная система коллективной безопасности. Формируется новая концепция «всеобъемлющей безопасности» и выделяется ее четыре компонента: человеческое, экономическое, военное и политическое измерения. Проанализируйте деятельность этой международной организации в рамках по контролю над вооружениями, по предотвращению конфликтов, регулированию кризисов. Обратите внимание на Договор об обычных вооруженных силах в Европе, принятый в ходе превентивной дипломатии ОБСЕ, на «Хартию европейской безопасности», определите ее значение.

Проследите деятельность ОБСЕ в области человеческого измерения. Цели и задачи ОБСЕ по защите прав национальных меньшинств.

Литература:1-9, 12-15, 19-22

Тема 6.Новая роль НАТО

Цель занятия: анализ новой роли НАТО в современной системе МО

Задание: составить кроссворд

. Методические рекомендации:

. Кроссворд выполняется на отдельном листе формата А 4, с расчетом возможности дальнейшего решения кроссворда другими студентами (10-15 вопросов)

Новая геополитическая ситуация привела к трансформации структуры НАТО в 90-х гг. Принята Лондонская декларация о преобразовании Североатлантического Союза. Сформулирована новая стратегическая концепция НАТО 1991 г., в которой представлено новое понимание проблем безопасности и международных отношений. В Римской декларации представлены новые цели, новая роль, структура и принципы НАТО. Проанализируйте институционализацию трех сфер деятельности НАТО: политическая структура, область обороны, преодоление кризисов и поддержание мира.

Выделите основные направления сотрудничества со странами СНГ, в том числе и Программу «Партнерство во имя мира».

Определите особенности взаимодействия стран Восточной Европы и НАТО. Дайте определение понятию «расширение НАТО на Восток», выделите пути расширения НАТО, определите критерии членства в НАТО, позиции ведущих держав по вопросу расширения и вступлению новых членов в НАТО.

Проанализируйте принципы взаимоотношений между Россией и НАТО. Определите стратегию НАТО в Центральноазиатском регионе. Обратите внимание на проблему расширения военного сотрудничества между НАТО и государствами Центральной Азии.

Литература:2-6, 9-12, 14-20

Тема 7. Россия в системе международных отношений

Цель занятия: проанализировать место и роль РФ в современной системе

Задание: Конспект статьи из журнала «МЭ и МО» на тему «Сотрудничество России и стран СНГ»

. Методические рекомендации:

· Конспектирование предполагает разработку рекомендуемой и дополнительной литературы и формулировку письменных ответов на представленные вопросы

Россия является субъектом современных международных отношений. Определите роль и место России в формирующейся системе международных отношений. Проанализируйте внешнеполитическую концепцию России, цели и принципы ее политики в рамках СНГ, двусторонние отношения со странами СНГ, перспективы внешней политики России в СНГ и влияние на эти процессы внешних факторов.

Литература:3-5, 1,-15, 18-25

Тема 8.Латинская Америка в современных международных отношениях

Цель занятия: проанализировать роль и место стран Латинской Америки в современной системе международных отношений

Задание: Заполните таблицу «Страны Латинской Америки»

Страны

Внутренняя политика

Экономическое сотрудничество

Внешняя политика

Аргентина

Венесуэла

Чили

Страны Меркосур

Методические указания:

· При заполнении таблиц – в каждую колонку заносятся основные положения по заданному вопросу (даты, события, факты и др.). Объем заполненной таблицы должен достигать 1-3 страницы.

Регион Латинской Америки имеет свои особенности в развитии. Страны Латинской Америки только в XX веке получили право на самостоятельное развитие, расширение внерегиональных связей государств. В связи с этим определите политические экономические и социальные тенденции развития государств региона. Обратите внимание на проблемы региона: проблема иммиграции, борьба с торговлей наркотиками, идеологический фактор, нефтяной фактор, демографический фактор. Обратите внимание на внешнеполитические цели региональных держав, активизацию интеграционных процессов, на создание ведущих интеграционных объединений и на их функции.

В регионе активизируются интеграционные процессы. Ведущее место занимает позиция США. Проанализируйте программу «Инициатива для Америк» и перспективы ее реализации, основные направления сотрудничества с ЕС, с КНР. Стратегическое партнерство КНР – Аргентина.

Литература: 5-10, 15-19, 21-25