Реферат: на тему: «специальная олимпиада»

Название: на тему: «специальная олимпиада»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

РЕФЕРАТ

на тему:

«СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА»

Выполнила:

Научный руководитель:

Special Olympics - всемирное движение, занимающееся организацией физкультурно-оздоровительных мероприятий и проведением соревнований для лиц с нарушениями интеллекта. В Российской Федерации развитие Специального Олимпийского движения осуществляет Специальная Олимпиада России – общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью.

Международное движение, развивающее адаптивный спорт для лиц с умственной отсталостью. Объединяет более 150 стран. Основательница движения Юнис Кеннеди Шрайвер в июне 1963 открыла в своем доме в Мэриленде (США) лагерь со специальной спортивной программой для людей с поражением интеллекта.

Первые международные игры С. О. прошли 19—20 июня 1968 в Чикаго (США). Около тысячи спортсменов состязались в легкой атлетике и плавании. Первые международные зимние игры С. О. состоялись в феврале 1977 в Стимбоут-Спрингз (США).

Важнейшим этапом в истории С. О. явилось подписание договора между президентом МОК Х. А. Самаранчем и основательницей движения Ю. Шрайвер в 1988. Согласно этому соглашению МОК официально признал движение С. О. и разрешил использовать слово олимпийский в названии Специальных Олимпийских игр.

В 1990 в СССР был создан "Всесоюзный комитет Специальной Олимпиады". В декабре 1991 он преобразован в организацию "Специальная Олимпиада Евразии". В 1999 в Российской Федерации учреждается общественная благотворительная организация "Специальная Олимпиада России". Основная цель, заявленная в уставе организации, — содействие средствами физической культуры и спорта успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов с умственной отсталостью.

Специальное олимпийское движение: страницы истории

В июне 1963 года Юнис Кеннеди-Шрайвер, сестра Джона и Роберта Кеннеди, открыла в своем доме в Мэриленде летний дневной лагерь для детей и взрослых с нарушением интеллекта – для того чтобы изучить их способности к различным видам спорта и физкультуры.

В июле 1968 года на Воинском поле в Чикаго состоялись первые международные Специальные Олимпийские Игры. В декабре того же года была создана Специальная Олимпиада, получившая статус благотворительной организации. За эти годы участниками специального олимпийского движения стали более миллиона человек из 162 стран мира.

В 1988 году на XV Зимних олимпийских играх в Калгари президент Международного олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч подписал с Ю.Кеннеди-Шрайвер соглашение, согласно которому Специальная Олимпиада получила право использовать в своем названии слово «олимпийский».

Заслуга Юнис и ее мужа, Сарджента Шрайвера, видного деятеля демократической партии США, состоит в том, что они сумели доказать: регулярные занятия физической культурой, участие в соревнованиях помогают умственно отсталым людям приобретать навыки труда и коллективных осознанных действий, учат их выступать целенаправленно и организованно. Это создает возможности для постепенной адаптации к реальным жизненным условиям и интеграции в общество.

В России специальное олимпийское движение развивается с 1990 года. 16 сентября 1999 года Специальная Олимпиада России, ставшая частью Special Olympic International, была зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации как общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью.

Ныне в специальном олимпийском движении в нашей стране участвуют более 50 тысяч детей и взрослых. Работают около 50 местных отделений Специальной Олимпиады России.

Президентом Специальной Олимпиады России является Андрей Владимирович Павлов.

Спортсменов Специальной Олимпиады объединяет дух мужества, триумфа и радости, который не признаёт деления по национальности, политическим взглядам, полу, возрасту, расе или религии.

Благодаря спортивным тренировкам и соревнованиям Специальная Олимпиада оказывает положительное воздействие на многие стороны жизни спортсмена.

Научные исследования подтвердили пользу от участия в Специальной Олимпиаде:

Усиление уверенности в себе и улучшение социальных навыков.

Повышение готовности к устройству на работу.

Лучшая подготовка к самостоятельному проживанию.

Улучшение умения принимать личные решения.

Укрепление дружеских и семейных отношений.

Спортсмены-участники Специальной Олимпиады переносят эту пользу на свою повседневную жизнь дома, в школе, на работе и по месту проживания.

В Специальной Олимпиаде могут участвовать взрослые и дети восьми лет и старше, страдающие умственной отсталостью. Все тренировки и соревнования для спортсменов-участников проводятся бесплатно.

По соглашению между Специальной Олимпиадой и Международным олимпийским комитетом (МОК) Специальная Олимпиада получила право называться «Олимпиадой».

«...принимая во внимание усилия «Спешэл олимпикс интернэшнл», способствующие распространению занятий спортом среди лиц с умственной отсталостью, Международный Олимпийский комитет в официальном порядке признаёт Специальную Олимпиаду, которая настоящим получает разрешение на использование наименования «Олимпиада»...

Ядро программы Специальной Олимпиады составляет тренировка. Специальная Олимпиада даёт возможность спортсменам тренироваться круглый год под руководством дипломированных тренеров Специальной Олимпиады.

Специальная Олимпиада тратит значительные ресурсы на образование тренеров, организовывая национальные и международные семинары по подготовке, выпуская руководства по спортивным навыкам и видеоматериалы для тренеров.

Соревнование на всех уровнях спортивных возможностей

Специальная Олимпиада позволяет спортсменам с любыми спортивными возможностями состязаться на играх Специальной Олимпиады на справедливом и требующем напряжения уровне, причём у всех спортсменов имеется разумный шанс на победу.

Уникальную особенность Специальной Олимпиады составляет система классификации, применяемая ею на всех соревнованиях и играх.

Классификация - это процесс, в ходе которого спортсмены или команды зачисляются в группы, в которых они соревнуются с другими лицами или командами примерно того же возраста и способностей.

В центре внимания - спортсмен

Спортсмены всегда находятся в центре внимания Специального олимпийского движения. Специальная Олимпиада работает над созданием для спортсменов возможности добиться успеха на спортивном поле и за его пределами и стать катализатором общественных перемен. Спортсмены Специальной Олимпиады не только тренируются и выступают на спортивных состязаниях, они также являются тренерами, судьями, выступают с речами, являются членами советов директоров, дают интервью прессе и занимают различные должности.

Специальная Олимпиада затрагивает жизни миллионов родных и близких участников, давая им поддержку, надежду, признание и вдохновение. В то же время внутри самого движения родные и близкие участников пользуются признанием и уважением как сильные голоса, звучащие в защиту людей с умственной отсталостью.

Добровольные помощники - движущая сила

Движущей силой Специального Олимпийского движения являются его добровольные помощники. Сотни тысяч людей из всех слоев общества добровольно отдают своё время, тренируя спортсменов, организуя мероприятия, собирая средства и делая множество других дел.

Специальная Олимпиада организована для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это движение охватило весь мир. Дети и взрослые с различными заболеваниями и проблемами активно участвуют во всех странах Земного шара.

Ежегодно для руководителей специальных школ и учителей физкультуры проходят областные семинары по теме «Организация физкультурно-оздоровительной работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и классах VIII вида». Участники семинаров обсуждают проблемы в организации спортивной работы, успехи и достижения учащихся в различных видах спорта, ставят цели и строят планы для дальнейшего внедрения других видов спорта. Основная проблема – это недостаточное количество спортивного инвентаря, конечно же, материальная база и нашей школы-интерната оставляет желать лучшего. Хотелось бы принимать участие в соревнованиях по плаванию, конькам, но, к сожалению, для этого нет в школе средств.

Будьте добрыми, сердечными, любите детей за то, что они есть и такими, какие они есть!

В настоящее время вопросам физического воспитания и спорта инвалидов в Российской Федерации уделяется особое внимание. Проводятся соревнования на местах, сборные команды городов и областей участвуют в чемпионатах и первенствах страны, национальные сборные защищают спортивную честь России на чемпионатах Европы, мира, Паралимшйских, Сурдоолимпийских и Специальных олимпийских играх.

С 198I года инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата участвуют в таких соревнованиях. К этой группе относятся инвалиды с ампутационными и врожденными дефектами конечностей, инвалиды с последствиями травм и заболеваний спинного мозга («спинальники»), инвалиды с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича (с сохранным интеллектом).

Занятия физическими упражнениями во всех этих случаях необходимы. Они обеспечивают укрепление организма, содействуют расширению двигательных возможностей инвалидов, способствуя их бытовой, трудовой, социальной реабилитации. Элементы спорта следует использовать и в занятиях с оздоровительной направленностью. При отсутствии противопоказаний рекомендуются регулярные спортивные тренировки, расширяющие круг общения и интересов инвалидов, что содействует социальной реабилитации. До начала занятий с инвалидами, имеющими поражения опорно-двигательного аппарата, следует ознакомиться с индивидуальными показаниями и противопоказаниями к занятиям.

Многолетний опыт работы спортивно-медицинских комиссий на всероссийских и международных соревнованиях позволил разработать показания и противопоказания к допуску инвалидов к занятиям.

Абсолютными противопоказаниями к занятиям являются: —лихорадящие состояния, гнойные процессы в тканях, хронические заболевания в стадии обострения, инфекционные заболевания;

—сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь серд
ца, стенокардия, перенесенный инфаркт миокарда, инсульт, мио
кардиты любой этиологии, некомпенсированные пороки сердца,
нарушения режима сердца и проводимости, синусовая тахикардия с
ЧССболее ЮОул/мин.;

—легочная недостаточность (при уменьшении жизненной емко
сти легких на 50% и более от должного);

—угроза кровотечений (кавернозный туберкулез, язвенная бо
лезнь желудка и двенадцатиперстной кишки с наклонностью к
кровотечениям);

—заболевания крови (в т.ч. анемия);

—последствия перенесенных черепно-мозговых травм со склон
ностью к повышению внутричерепного давления с угрозой эпи-
припадков;

—последствия перенесенного острого нарушения мозгового кро
вообращения и нарушений спин&чьного кровообращения (с лока
лизацией заболевания — миопатия, миастения);

—рассеянный склероз;

—злокачественные новообразования;

—желчнокаменная и мочекаменная болезни с частыми присту
пами, хроническая почечная недостаточность;

—хронический гепатит любой этиологии;

—близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне,
состояния после отслойки сетчатки, глаукома любой степени;

—сахарный диабет тяжелой формы, осложнения полиневритами;

—эпилепсия;

—остеохондроз позвоночника, осложненный грыжами дисков,
спондилолистезом, миелопатией, болевым синдромом вертеброба-
зилярной недостаточностью;

—психические заболевания (шизофрения, депрессивно-маниа
кальное состояние).

Инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, имеющие вышеперечисленные заболевания, должны заниматься физическими упражнениями, но в пределах лечебной физической культуры под контролем врача.

В практике очень часто наряду с ампутационными дефектами конечностей встречаются сопутствующие заболевания.

Задача тренеров и организаторов физкультурно-оздоровительного движения — правильно ориентировать занимающихся, исходя из их возможностей, чтобы не травмировать спортсменов и не привозить на соревнования, где их не пропустит врачебно-спортивная комиссия.

СОРЕВНОВАНИЯ И ВИДЫ СПОРТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Повышенные требования к организму человека, функциональному состоянию всех его систем предъявляют участие в спортивных соревнованиях и спортивные тренировки. В связи с чем спорт инвалидов требует особого подхода и внимания.

В настоящее время увеличилось примерно втрое число российских спортсменов-инвалидов, участвующих в международных соревнованиях.

В паралимпийском движении участвуют спортсмены с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Не так давно (на Паралимлийских играх 1992 года в Испании) к ним присоединились спортсмены с нарушением интеллекта, но на последних Паралимпийских играх 2004 года спортсмены с нарушением интеллекта в них вновь не участвовали. Лля них в Швеции были проведены «Глобальные игры», поддержанные ООН.

Паралимпийская и сурдоолимпийская программы требуют от спортсменов регулярной системы тренировки, использования резервных возможностей организма, участия в соревнованиях различного ранга и высокого уровня спортивного мастерства (здесь присваиваются спортивные разряды).

В Специальной Олимпиаде применяется принцип деления участников на дивизионы в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности. В этом движении очень много подпрограмм: «Факельный пробег», «Объединенный спорт», «Семейные программы», «Спортсмен-лидер», «Программа тренировки двигательной активности*, «Здоровые атлеты».

Одним из главных рычагов развития спорта среди инвалидов является календарный план всероссийских физкультурно-оздоровительных мероприятий. Календарный план решает одновременно две задачи: развитие массовости и обеспечение успешного выступления сборных команд России на чемпионатах мира, Европы, Сур-доолимпийских и Паралимпийских играх.

Федерация спорта слепых развивает 11 видов спорта в том числе легкую атлетику, лыжные гонки, биатлон, дзюдо, плавание, спортивные игры (голбол, торбол), пауэрлифтинг, армспорт, шахматы, шашки.

Соревнования среди лиц с нарушением интеллекта по программе INAS-FID проводятся по легкой атлетике, футболу, плаванию, конному спорту, бадминтону и настольному теннису.

В программу Специальной Олимпиады входят более 20 видов спорта: летние — плавание, легкая атлетика, баскетбол, боулинг, волейбол, велоспорт, конный спорт, футбол, мини-футбол, гимнастика (спортивная и художественная), пауэрлифтинг, роликовые коньки, софтбол; зимние — горнолыжный спорт, лыжные гонки, фигурное катание, конькобежный спорт, хоккей на полу.

Показательные виды спорта - бадминтон, гандбол, гольф, теннис настольный, парусный спорт. Стоит вопрос о включении следующих видов спорта: гребля на каноэ, большой теннис, дзюдо.

В программе Специальной Олимпиады для обеспечения безопасности спортсменов запрещены: метания копья, молота, толкание ядра, тройной прыжок, прыжки с шестом, биатлон, прыжки на лыжах с трамплина, стрельба, фехтование, все виды единоборств, регби.

СОРЕВНОВАНИЯ И ВИДЫ СПОРТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Правила спортивных соревнований среди инвалидов в России основываются на соответствующих международных правилах, иногда с небольшими поправками на специфику развития и традиции вида спорта у нас в стране.

Правила спортивных соревнований среди глухих спортсменов практически ничем не отличаются от обычных правил соревнований, за исключением того, что старт дается, например, флажком.

Правила соревнований для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) в большинстве видов спорта также существенно не отличаются от обычных правил. Это относится к легкой атлетике, бадминтону, плаванию, стрельбе из лука, пулевой стрельбе, волейболу стоя, пауэрлифтингу и многим другим видам спорта. В то же время в правилах соревнований для лиц с нарушениями ОДА по волейболу сидя есть ряд специфических требований: нельзя, например, отрываться от пола, не считается ошибкой касание сетки и т.д.

Правила игры в футбол для инвалидов с заболеванием церебральным параличом в большей степени отличаются от общих футбольных правил. Играют они на уменьшенном поле, составом 7x7 человек.

Правила соревнований по баскетболу на колясках имеют еще большие отличия от общепринятых правил относительно количества игроков, размеров площадки.

Отличия правил соревнований для слабовидящих и слепых спортсменов являются более значительными. В беговых видах легкой атлетики и лыжных гонках они предусматривают лидера, судейство проходит с хлопком или свистком и т.д.

В Специальной Олимпиаде правила нацелены прежде всего на безопасность спортсменов и соответствуют правилам видов спорта. Если же они различаются по каким-либо вопросам, преимущество — за правилами Специальной Олимпиады.

Характерным отличием правил соревнований по паралимпийс-кой программе является то, что непосредственно на соревнованиях они должны пройти спортивно-медицинскую классификационную комиссию по степени поражения опорно-двигательного аппарата, определяемую специальным квалифицированным жюри. Это необходимо для создания равных стартовых условий борьбы, без чего соревнования теряют всякий смысл.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА НА УЧАСТИЕ СПОРТСМЕНА В СОРЕВНОВАНИЯХ

Спортсмен имеет право принимать участие в соревнованиях, если соответствует критериям допуска: является инвалидом (справка медико-социальной экспертизы — МСЭ) или имеет нарушения интеллекта (документ, подтверждающий диагноз). Также необходим допуск врача после прохождения медицинского осмотра во врачебно-физкультурном диспансере (заверенную заявку). Необходим документ, удостоверяющий личность (паспорт или свидетельство о рождении + справка с фотографией), карточка участника, страховка от несчастных случаев жизни и здоровья.

Каждая из международных спортивных организаций совместно с Международными спортивными паралимпийскими федерациями (IPSF) установила свои правила для определения классификации спортсменов, которую производят назначенные ими международные классификаторы.

Класс, в который определяется спортсмен, может со временем меняться в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось функциональное состояние спортсмена. Поэтому спортсмен на протяжении спортивной карьеры проходит через процесс определения класса не один раз.

У каждого спортсмена на Паралимпийских играх проверяются классификационные документы, и те, кто нуждается в перекласси-фикации, приглашаются на комиссию, где международные специалисты подтверждают имеющийся у спортсмена класс, либо присваивают ему новый.

Принятые в России критерии определения группы инвалидности (степени нетрудоспособности) невозможно применять для спортивной классификации, так как задачи, стоящие перед бюро медико-социальной экспертизы, и задачи спортивной классификации - разные.

Для участия инвалидов по зрению в соревнованиях действует медицинская спортивная классификация Международной спортивной ассоциации слепых (IBSA), предусматривающая для атлетов 3 спортивных класса. Спортивная классификация незрячих спортсменов универсальна для всех видов спорта, а применение ее для разных соревнований зависит от вида спорта. Например, в борьбе дзюдо спортсмены выступают без учета спортивного класса, имеются только особенности судейства для класса В1, а для плавания и лыжных гонок важно строгое соответствие спортивному классу. Классификация учитывает состояние двух основных зрительных функций органа зрения: остроты зрения и периферических границ поля зрения. Классификацию слепых и слабовидящих спортсменов проводят врачи-офтальмологи.

Критерии медицинской классификации IBSA:

Класс В1. Отсутствие светопроекции, или неспособность определить тень руки на любом расстоянии и в любом направлении. Спортсмены, выступающие в классе ВI, согласно принятым правилам IBSA, во время соревнований обязаны иметь светонепроницаемые очки, которые контролируются судьями.

Класс В2. От способности определить тень руки на любом расстоянии до остроты зрения ниже 2/60 (0,03), или при концентрическом сужении поля зрения до 5 градусов.

Класс ВЗ. От остроты зрения выше 2/60, но ниже 6/60 (0,03— 0,1), и/или при концентрическом сужении поля зрения более 5, но менее 20 градусов.

Классификация проводится по лучшему глазу в условиях лучшей оптической коррекции. Счет пальцев определяется на контрастном фоне. Границы поля зрения определяются с меткой, максимальной для данного периметра.

Проводить спортивную классификацию инвалидов по зрению рационально еще в детском возрасте, так как при этом легче решать вопросы как тренерской работы (наполняемость в группах, выбор соответствующего оснащения и т.д.), так и проводить наблюдение за динамикой состояния зрительных функций.

Наиболее сложно определение функциональных классов у спортсменов, участвующих в соревнованиях по паралимпийским программам, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Особенно трудно классифицировать пловцов, т.к. здесь комбинируются условия потери конечностей, церебрального паралича (координации и ограничения подвижности), травм позвоночника (слабость или паралич, влияющие на конечности) и другие нарушения, имеющиеся у спортсменов.

Все обозначения классов в плавании начинаются с буквы S:

S1 - S10 - спортсмены с физическими поражениями;

Sll -S13 —спортсмены с нарушением зрения (BI, B2 и ВЗ);

S14 — спортсмены с нарушением интеллекта.

Обозначение S относится к классам в вольном стиле и баттерфляе. SB — к классам в брассе. Обозначение SM относится к классам в индивидуальном комбинированном плавании.

Порядок определения классов от максимального поражения (S1, SB1, SM1) до минимального (S10, SB10, SM10).

В любом классе в зависимости от состояния спортсмен может стартовать с тумбочки, либо из воды. Это учитывается при классификации спортсмена.

Организаторы Специальных Олимпиад верят, что соревнования между спортсменами с равными способностями являются наиболее эффективным средством оценки спортивного мастерства, измерения прогресса и повышения стимулов к личному росту.

Благодаря разделению на категории спортсмены/команды участвуют в соревновании со спортсменами/командами одного уровня способностей.

Спортсмены или команды распределяются по категориям в соответствии со следующими признаками:

1. По полу: муж/жен/совместно (в некоторых случаях)

2. По возрасту:

Индивидуальные виды спорта. Командные вида спорта.

8—Л лет; 15 лет и младше;

12-15лет; 16-21 год;

16—21 год; 22 года и старше.

22-29 лет;

30 лет и старше.

3. По способностям."

• Информация, предшествующая соревнованиям. (Для предвари тельного разделения на категории используются баллы проверок спортивного мастерства или предварительные результаты).

• Предварительные соревнования на местах проводятся с целью под тверждения/изменения категорий для основных соревнований.

• В индивидуальных видах спорта рекомендуется применять про центную норму результатов, в соответствии с которой лучший и худший результаты в какой-либо одной категории не должны отличаться более чем на 15%.

• Возрастные группы могут объединяться, а спортсмены могут на правляться в другие возрастные группы (открытая возрастная группа), если при этом возможно достижение одинакового уровня способностей.

• При объединении возрастных групп в командных видах спорта Комиссия по разделению на категории должна обеспечить безо пасность младших команд, играющих в более взрослых группах.

• Минимальное число спортсменов/команд в одном дивизионе — 3. Максимальное - 8.

Спортсмены, не участвующие с максимальной отдачей в предварительных/классификационных соревнованиях, дисквалифицируются и не допускаются к участию в остальных соревнованиях решением Комитета по спортивным правилам по конкретным видам спорта.

Тренеры должны проинструктировать спортсменов в отношении участия во всех предварительных/классификационных соревнованиях с максимальной отдачей.

ВИДЫ СПОРТА ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ


Плавание Атлетика Баскетбол Волейбол

Футбол Настольный теннис

Боулинг Бадминтон

Парусный спорт

Гонки на снегоступах

Горнолыжный спорт

Конькобежный спорт

Лыжные гонки

Сноуборд

Фигурное катание на коньках

Хоккей на полу

Бочче Пауэрлифтинг Гандбол Дзюдо Теннис

Соревнования на роликовых коньках

Конный спорт

Программа развития двигательной активности

Велоспорт Софтбол Гольф


ЛИТЕРАТУРА

1. Бегидова Т.П. Основы адаптивной физической культуры: Учебное пособие. – М.: Физическая культура и спорт, 2007. – 192 с.

2. Веневцев, С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: [метод. пособие] / С. И. Веневцев. - 2-е изд., доп. и испр. - М. : Сов. спорт, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 90 с.

3. Спортивная подготовка инвалидов (адаптивный спорт): Учеб.-метод. пособие. - Уфа : Изд-во Вост. ун-та, 2004 (Тип. Изд-ва Вост. ун-та). - 63 с.

4. www.defes.lviv.ua/so_lviv_r.htm

5. www.specialolympics.org

6. www.spolrussia.ru