Реферат: Концепция творения, место и роль человека в мире Природа человека

Название: Концепция творения, место и роль человека в мире Природа человека
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Содержание

Содержание...2

Введение...3

Источники...7

Сочинения Максима Исповедника...7

Биографические материалы...11

Историография...14

Глава 1...28

Портрет Максима Исповедника на фоне эпохи...28

Детство, годы учения и монашества Максима Исповедника (580-626 гг.)...28

Религиозная политика Ираклия. Первый этап монофелитских споров...38

Противоборство религиозной политике Ираклия. Переход от моноэнергизма к

монофелитству...49

Глава 2...63

Человек в системе взглядов Максима Исповедника...63

Концепция творения, место и роль человека в мире...64

Природа человека...74

Первоначальное состояние человека...75

Грехопадение человека и человеческая природа...78

Части человеческой природы...83

Восстановление падшего человека...83

Эсхатология Максима Исповедника и проблема апокатастасиса...89

Познавательные способности человека...94

Глава 3...100

Общество в системе взглядов Максима Исповедника...100

Общественная стратификация...100

Взаимоотношения светской и духовной власти в богословской системе Максима

Исповедника...106

Византийская политическая мысль о соотношении светской и духовной власти... 111

...Не пристоит алтарю...132

Знаки царства - порфира и венец...132

Знаки священства - омофор и евангелие...143

...после архиереев, дьяконов и всего священнического чина вместе с мирянами

упоминаются цари...145

Мелхиседек и император...147

Взгляды Максима и теория «симфонии властей»...149

Экклесиологические аспекты монофелитства и конфликта Максима Исповедника и

государственной власти...153

Историческое время и вечность у Максима Исповедника...158

Иллюстрации...167

Заключение...178

Список использованных источников и литературы...180


Введение

В последние годы в отечественном византиноведении в центре внимания исследователей оказались многие области духовной и интеллектуальной истории Византии, которые прежде в течение нескольких десятилетий за редким исключением оставались вне рамок работ историков. В первую очередь сюда можно отнести историю религиозной мысли и церкви в Византии, исследования сознания людей. Как писал по этому поводу И.В. Кривушин: «До недавнего времени внимание отечественных ученых сосредоточивалось преимущественно на проблемах «реальной» истории, особенно на проблемах истории экономических и политических институтов общества, тогда как проблемы духовной истории человечества оказывались оттесненными на периферию исследований» '. Вместе с тем, вряд ли у кого-то возникнет сомнение по поводу того, что именно в сфере религии и церкви, религиозной мысли и церковного искусства Византия оставила наиболее значимый след в истории человечества. Тем более непропорциональными выглядят достижения исторической науки в изучении интеллектуальной истории Византии, в особенности, в сравнении с изученностью интеллектуальной истории средневекового Запада. На это указывал ещё в 50-е годы известный ученый и теолог И. Мейендорф 2. В настоящее время историография все более обращается именно к исследованию сознания людей различных исторических эпох

Важнейшими же с нашей точки зрения составляющими как общественного, так и индивидуального сознания являются представления о человеке, обществе и истории. Эти воззрения относятся к разряду тех представлений, что с течением времени претерпевают значительные изменения. Образ человека и образ общества в сознании людей каждой исторической эпохи представляют несомненный интерес, поскольку позволяют понять мысли людей прошедших эпох о самих себе и обществе, в котором они жили, исторической перспективе человечества.

Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. С. 5.

2 Мейендорф И. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. Изд. 2-е, испр. и доп. для рус. пер. / Пер. Г.Н. Начинкина под ред. И.П. Медведева и В.М. Лурье. СПб., 1997. С. I.

В произведениях патристики вопросам антропологии, или учению о человеческой природе, отводилось значительное место, поскольку для христианских богословов антропология была важнейшей богословской дисциплиной. Говоря словами уже упомянутого И. Мейендорфа, «для греческих отцов «теология» неотделима от антропологии3». Отцы Церкви уделяли пристальное внимание изучению таких аспектов антропологии, как происхождение человека, состав человеческой природы, способности человека и др. Все эти проблемы разрабатывались, в тесной связи с догматическим и нравственным вопросами христианского вероучения. В патриотической науке даже высказывалось мнение о том, что антропология восточных Отцов Церкви коренится в учении о Святой Троице, и основные понятия и идеи антропологии получили свое развитие и детальную проработку первоначально именно в учении о Святой Троице и христологии. Так В.Н. Лосский писал, что понятие личности было сформулировано каппадокийцами в рамках учения о святой Троице4. Первоначально используемое для выявления в Боге личностного ипостасного бытия - лиц Троицы и общей для всех лиц природы. Затем понятийная пара личность-природа была перенесена на человека, как сотворенного Богом по своему образу и подобию. Позднее было разработано и третье фундаментальное понятие - энергия, законченную проработку которого осуществил в XIV в. Григории Палама5. По удачному выражению современного греческого патролога X. Яннараса: «В этих трех фундаментальных категориях природы, ипостаси и энергий исчерпывающе выражено богословское понимание способа существования Бога, мира и человека» 6.

В тесной же связи с антропологией находилось и христианское понимание общества и социальных проблем. Основанием для разрешения богословами множества социальных вопросов была трактовка актуального состояния человеческой природы.

Интересующий нас период первой половины - середины VII века, современным научным представлениям, является переломным этапом в истории Византийской империи, временем рождения средневекового государства, общества и культуры. Одной из ярчайших личностей указанного периода был крупнейший философ, богослов и православный подвижник Максим Исповедник. Его жизнь и творчество представляют

3 Мейендорф И. Иисус Христос в восточном православном богословии. М., 2000. С. 11.

4 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. С. 214-215.

5 Мейендорф И. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы... С. 288-297.

6 Яннарас X. Вера Церкви. Введение в Православное богословие / Пер. с новогреч. М. 1992. С. 82.

специальный научный интерес по целому ряду причин. В первую очередь, следует указать на то, что он был активным участником драматических событий в общественно-политической и религиозной жизни Византии и Рима, в ходе которых решалась судьба Византийской империи. Во-вторых, творчество этого выдающегося богослова, подвижника и борца с монофелитством, жившего в конце эпохи христологических споров, не только впитало в себя все богатое наследие предшественников, но и подвергло его глубокой переработке, позволив создать целостную систему христианского мировоззрения. Поэтому о Максиме можно говорить и как о хранителе святоотеческого наследия, выразившего в своих произведениях общее хмнение православной Церкви по тем или иным вопросам, и как об оригинальном мыслителе, разрешившем в духе православия многие острые проблемы своего времени. Наконец, в-третьих, необходимо отметить незаурядность личности богослова и трагическую судьбу этого православного исповедника.

В Византии Максима почитали как выдающегося писателя, аскета и мистика. В воспоминаниях византийской принцессы и образованной писательницы XI в. Анны Комнины сохранился характерный рассказ: «Я вспоминаю, как часто моя мать, императрица, сидя за завтраком, держала в руках книгу и углублялась в слова догматистов - святых отцов, а особенно философа и мученика Максима. Она интересовалась не столько изысканиями в естественных науках, сколько вопросами догмы, от которых желала вкусить плоды истинной мудрости. Нередко случалось мне восхищаться ею, и в своем восхищении я как-то сказала: «Как можешь ты устремлять взоры на такую высоту? Я трепещу и даже кончиками ушей не дерзаю внимать этому. Ведь философствования и мудрость этого мужа, как говорят, вызывают головокружение у читателей». Она с улыбкой ответила мне: «Такая робость, я знаю, похвальна, да и сама я не без страха беру в руки подобные книга, однако не в состоянии от них оторваться. Ты же подожди немного. Посиди сначала над другими книгами, а потом вкусишь сладость этих»» 7.

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение взглядов Максима Исповедника на человека, общество и историю на широком культурном и историческом фоне, с привлечением творений самого богослова, а также житийных материалов, что позволяет оценить место и значение Максима Исповедника в истории социально-политической, философской и религиозной мысли Византии. Достижению поставленной

7 Анна Комнина Алексиада / Вступительная статья, перевод, комментарий Я. Н. Любарского. М., 1965. С. 174.

цели предшествует критический анализ житийных материалов с целью выяснения характера и степени вовлеченности Максима Исповедника в богословскую и общественную жизнь Византии.

В работе поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Реконструировать биографию Максима Исповедника в контексте политической, религиозной и социо-культурной истории Византии VII в..

2. Раскрыть место и роль Максима Исповедника в религиозно политических спорах Византии VII в..

3. Охарактеризовать наиболее значимые стороны антропологии Максима, преимущественно имеющие непосредственное отношение к общественно политическим взглядам богослова (концепция творения, место и роль человека в мире; природа человека; первородное состояние человека; грехопадение человека и человеческая природа; восстановление падшего человека; эсхатология Максима Исповедника и проблема апокатастасиса), а также недостаточно исследованным в историографии (познавательные способности человека).

4. Раскрыть и дать оценку взглядам Максима Исповедника, нашедшим отражение в его сочинениях: трактовке общественной стратификации, взаимоотношений светской и духовной власти в рамках богословской системы Максима Исповедника.

5. Проанализировать экклесиологические аспекты монофелитства и конфликта Максима Исповедника с государственной властью.

6. Раскрыть понимание Максимом Исповедником исторического времени и вечности.

Решение поставленных в работе задач обусловило использование комплексного, системного подхода к анализу источников, предусматривающего познание отдельных сторон мировоззрения Максима Исповедника в контексте всей его мировоззренческой системы, а также социо-культурной ситуации рассматриваемой эпохи, что обусловило привлечение широкого круга источников. Большинство поднятых вопросов рассмотрено в их ретроспективе. В конкретном обращении к тексту мы следовали принципам филологической критики и исторического анализа источников.

Структура работы обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Введение включает обзор источников и историографии. Первая глава посвящена рассмотрению жизни Максима на широком историческом фоне его эпохи, актуальным проблемам биографии богослова. Вторая глава посвящена анализу

взглядов Максима на человека. В третьей главе рассматриваются нашедшие отражение в сочинениях Максима взгляды на общество и историю. К третьей главе прилагается иллюстративный материал.

Источники

Сочинения Максима Исповедника

Наследие Максима Исповедника весьма обширно . Исследователи творчества Максима Исповедника неоднократно обращали внимание на то, что его творения носят преимущественно несистематический характер. Как писал С.Л. Епифанович, «воззрения его как-то случайно и причудливо, иногда в совершенно отрывочной форме («главы»), разбросаны по его многочисленным сочинениям»9. Данное обстоятельство создает дополнительные трудности в изучении наследия этого богослова. Сложность представляет и определение жанровых особенностей творений Максима, в связи с чем его творения с трудом поддаются классификации, причем весьма условной|0.

Основными источниками для этого исследования послужили его произведения «Мистагогия», «Главы о любви», «Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божьего», «Слово о подвижнической жизни», «Толкование на 59 Псалом», «Толкование на молитву Господню», «Диспут с Пирром», «Амбивы» и «Вопросоответы к Фалассию».

«Мистагогия», или «Тайноводство», одно из самых известных, пожалуй, произведений Максима. Редкое для Максима систематическое произведения «Мистагогия» чаще всего попадает в поле зрения исследователей п. Написано оно, по

8 Общий обзор работ Максима Исповедника см.: Geerard M. Clavis Patrum Graecoram. Vol. 3. Tumhout, 1979. P. 431-450.

9 Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 52. См. также: Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв. М., 1992. С. 198.;

10 Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество // Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. M., 1993. С. 59.

11 См.: Schulz H.J. Die byzantinische Liturgie. Vom Werden ihrer Symbolgestalt. Freiburg im Bresgau, 1964. S. 81-90; СоловшМ.М. Божественна лпурпя. Исторш - розвиток - пояснения. Рим, 1964.; Bomert R. Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du Vile au XVe siecle (Archives de I'Orient Chretien 9.) Paris 1966. P. 83-124; Dalmais I.-H. Mystere liturgique et divinisation dans la «Mystagogie» de saint Maxime le Confesseur // Epektasis. Melanges patristiques offerts au cardinal J.Danielou. / J.Fomtaine, C.Kannengiesser. Paris, 1972. P. 55-62; DragasG.D. The Church in St. Maximus' Mystagogy // Qtokoyia, Athens, vol. 56:2 (1985) 385-403.; Венедиктов И. (Сидоров А.И.) Толкование на божественную литургию преподобного Максима

мнению П.Шервуда в 628-630 гг.12, И.-А. Дальме же датирует её периодом между 632 и 634 г.13. В любом случае, написание относится ко времени пребывания Максима в Африке. Данное произведение представляет собой первый в греческой патристике комментарий к литургии. Как следует из посвящения, зафиксированного в ряде рукописей, трактат был адресован некоему Феохристу, но, судя по повествованию, имелся и другой адресат - вероятно, монашеская община14. «Мистагогию» отличает глубокий символизм и мистицизм в истолковании отдельных моментов церковной службы. Во вступлении Максим, перед тем как приступить собственно к разъяснению литургических действий, приводит некоторые основополагающие положения своего мировоззрения, необходимые для понимания последующего изложения. А именно, он устанавливает символическое соответствие между Церковью и Богом, Церковью и миром, Церковью и человеком, миром и человеком. Здесь систематически излагаются некоторые антропологические воззрения богослова. Богослов не рассматривает все литургические действия и сосредотачивается, главным образом, на глубинном, мистическом смысле богослужения. В предисловии к «Мистагогии» Максим утверждает, что будет излагать толкования литургии «некоего великого старца», личность которого остается невыясненной15. Также Максим указывает: «Но поскольку святым и истинно богопросвещенным Дионисием в сочинении «О церковной иерархии» были рассмотрены, достойно величию ума его, символы, относящиеся к священному таинству святого

Исповедника. // ЖМП. 1987, №4. С. 67-68. 1987, № 5. С. 68-69.; Auxentios, bishop, Thornton J. Three Byzantine Commentaries on the Divine Liturgy: A Comparative Treatment // Essays on Four Orthodox Liturgical Issues: A Collection of Liturgical Commentaries Written from a Traditionalist Orthodox Perspective. Etna, 1996. P. 35-57.

12 Sherwood P. An annotated Date-List of the Works of Maximus the Confessor. Romae 1952. P. 32. Такую же дату указывает Р.Борне: Bornert R. Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du Vile au XVe siecle (Archives de 1'Orient Chretien 9.) Paris, 1966. P. 86.

13 Dalmais I.-H. Mystere liturgique et divinisation dans la «Mystagogie» de saint Maxime le Confesseur // Epektasis. Melanges patristiques offerts au cardinal J.Danielou. / J.Fomtaine, C.Kannengiesser. Paris, 1972. P. 55.

14 Сидоров А.И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // ВВ. Т. 47. М., 1986. С. 109-124. С. 114.

15 В большинстве случаев старец отождествляется с Софронием Иерусалимским, близким другом Максима. См.: Сидоров А.И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // ВВ. Т. 47. М., 1986. С. 109-124.; Dalmais I.-H. Mystere liturgique et divinisation dans la «Mystagogie» de saint Maxime le Confesseur // Epektasis. Melanges patristiques offerts au cardinal J.Danielou. / J.Fomtaine, C.Kannengiesser. Paris, 1972. P. 55. Однако существуют и иные мнения, в частности, если принять во внимание данные сирийской биографии, то старца можно отождествить с наставником Максима, игуменом Пантолеоном. См.: Сидоров А.И. Примечание 1. // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I: Богословские и аскетические трактаты. М.: "Мартис", 1993. С. 300.

Собрания, то должно иметь в виду, что наше произведение не будет повторять того же самого и идти теми же путями» |6.

Особую группу творений Максима составляют так называемые «Главы», чаще всего разбитые на «сотницы». «Главы» представляют собой совершенно особый жанр христианской письменности, который возник из слияния двух литературных традиций: с одной стороны, сборников изречений и коротких поучений египетских монахов и пустынников (классическим примером могут служить «Apophtegmata patrum») и философских сентенций - жанра, популярного среди позднеантичных философов (Марк Лврелий, Сенека, Эпиктет, Порфирий)17. В христианскую литературу жанр «Глав» первым ввел Евагрий Понтийский (346-399), который помимо всего прочего придал ему и наиболее распространенную впоследствии форму «сотниц». Вслед за Евагрием, этот жанр стал широко использоваться в нравственных и аскетических произведениях: в рамках этого жанра творили Марк Подвижник, Диадох Фотикийский, Фалассий, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама.

В числе произведений этого жанра были привлечены «Главы о любви» 18 и «Главы о богословии и Домостроительстве Воплощения Сына Божьего» 19. И те и другие «Главы» являются произведением нравственно-аскетического характера. В них рассмотрены вопросы богопозиания, сотериологии, антропологии, аскетики, нравственного богословия.

«Ambiguorum liber» или просто «Ambigua»2 — объемное произведение, по своей форме относящееся к широко распространенной в античной и христианской литературе разновидности произведений - так называемых «Вопросов и ответов» и отличающееся схоластической подачей и разрешением трудностей в изучаемом материале и поучительным характером наставлений, оформленных в виде вопросов и ответов21. Классическим примером такого произведения Максима Исповедника является «Слово о

16 Myst., prooemium. // PG. Т. 91. Col. 660-661. Максим Исповедник. Мистагогия // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. I: Богословские и аскетические трактаты. М.: "Мартис", 1993, с.155.

17 Ivanka, von Е. КЕФАЛА1А. Eine byzantinische Literaturform und ihre antiken Wurzeiln // BZ. Bd. 47 (1954). S. 285-291.

18 De Char. // PG 90, 960-1073.

19 Oikon. // PG. T. 90. Col. 1084-1176.

20 Греческое название произведения - TUqi diaqpogcav cxjtoqcov tcdv dyuov Aiovuamv xcu FqtiyQQiou, что можно перевести как «О различных недоумениях у святых Дионисия и Григория». Латинское наименование «Ambigua» по отношению к этому произведению было впервые употреблено Иоанном Скотом Эриугеной, таким образом переведшим греческий термин cctoqov. Впоследствии латинское наименование становится традиционным.

21 Sherwood P. The Earlier "Ambigua" of Saint Maximus the Confessor and His Refutation of Origenism. Rome, 1955. P. 5.

подвижнической жизни». По сути «Амбигвы» являются экзегетическим произведением, толкующим различные затруднительные места в творениях Дионисия Лреопагита и Григория Богослова. Долгое время серия толкований считалась единым творением, однако, в настоящее время утвердилось мнение, что под одним названием объединено два произведения, написанные в различное время: «Ambigua ad Ioannem» («Амбигвы к Иоанну»)22, написанное в 628-630 гг. и «Ambigua ad Thomam» («А*мбигвы к Фоме»)23, датируемое 634 г.. Сейчас впервые осуществляется перевод этого важнейшего произведения Максима Исповедника архимандритом Нектарием (Р.В. Яшунским). Уже переведенные части доступном в сети Интернет на сайте «Романитас» 24. Из всего корпуса «Амбигв» была использована 41 Амбигва, в которой Максим Исповедник наиболее полно изложил свою теорию творения мира и человека, раскрыл «космическую» роль человека в творении.

«Вопросоответы к Фалассию», наряду с «Амбигвами», является объемным экзегетическим произведением, посвященным толкованию различных трудных мест Св. Писания. Максим Исповедник писал их в период своего пребывания в Африке предположительно в 630-634 гг.25 по просьбе преподобного Фалассия, настоятеля одного из африканских монастырей близь Карфагена, автора 400 глав «О любви, воздержании и духовной жизни». С Фалассием Максим был знаком, посещал его монастырь и состоял с ним в переписке. Фалассий предложил Максиму список вопросов, которые вместе с ответами на них и составили это произведение. В дошедшем до нас виде «Вопросоответы» состоят из 65 таких вопросов и ответов. Кроме того, текст снабжен предисловием Максима Исповедника, схолиями и прологом к схолиям, принадлежность которого авторству Максима признается спорной. Определенного порядка в расположении вопросов не обнаруживается. Как отметил С.Л. Епифанович, «вопросы берутся подряд большею частью из одной какой-либо книги Писания, или возникают по

22 PG. Т. 91. Col. 1061-1418.

23 PG. Т. 91. Col. 1031-1060.

24 На данный момент на сайте размещен перевод 30 амбигв к Иоанну () и все амбигвы к Фоме ().

23 Эта дата указанная П.Шервудом сейчас считается общепринятой ( см.: Sherwood P. An annotated Date-List of the Works of Maximus the Confessor. Romae 1952. P. 7, 34-35.). СЛ.Епифанович, впервые начавший переводить «Вопросоответы» на русский язык указал более позднюю дату 637-640 гг. (См.: Епифанович С.Л. Предисловие. // Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию. Часть!. Вопросы I-LV. Перевод и комментарии СЛ.Епифановича, А.И.Сидорова. М., 1993. С.12.).

механической ассоциации»26. Ответы, чем дальше, тем становятся все более объемными и основательными.

К числу экзегетических произведений относятся так же «Толкование на 59 Псалом» и «Толкование на молитву Господню» - два сравнительно небольших произведения в которых с наибольшей силой раскрылся метод толкования Максима Исповедника, основанный на вычленении в тексте помимо буквального ещё и духовного смысла (или даже нескольких смыслов) которым богослов и отдает преимущество29.

«Диспут с Пирром»30 представляет собой запись богословского диспута Максима Исповедника с экс-патриархом Константинополя Пирром, состоявшегося в Карфагене в июле 645 г. в присутствии африканских епископов и экзарха Африки Григория. «Диспут» является одним из важнейших источников по истории христологических споров в Византии первой половины VII в.31

Биографические материалы

Из житийных материалов в исследовании использовались документы имеющие отношение к судебному процессу над Максимом, в первую очередь «Relatio motionis», a также несколько редакций его жития.

«Relatio motionis»32 - запись первого суда над Максимом и его учеником Анастасием в Констанитинополе, после которого святого сослали в Визию. На судебных прениях ярче всего раскрылись взгляды Максима Исповедника на такой основополагающий для византийской политической мысли как взаимоотношение светской и духовной власти, императора и патриарха, а точнее обсуждается вопрос о допустимости вмешательства императора в сферу догматов. Как будет показано ниже в

;б Епифанович С.Л. Предисловие ... С. 13.

27 Expositio in Psalmum LIX. // PG. Т. 90. Col. 685.

28 Expositio Orationis Dorainicae // PG. T. 90. Col. 872-910.

29 Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество // Творения преподобного' Максима Исповедника. Книга I. M., 1993. С. 60.

30 Диспут с Пирром.// Диспут с Пирром. Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. - М., 2004. С. 146-321.

31 Подробнее о «Диспуте», историческом фоне для его проведения и содержании см. в сопровождающей издание статье: Поспелов Д.А. Преподобный Максим Исповедник как историческое лицо и богослов // Диспут с Пирром. Преп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. - М., 2004. С. 15-144.

32 Relatio motionis // PG. T. 90. Col. 109-129.

этом документе раскрылась и суть конфликта Максима с властями Византии. Точная датировка «Relatio motionis», скорее всего, невозможна . Согласно данным самого «Relatio motionis», этот документ был составлен вовремя пребывания Максима в Визии, т.е. в период между июнем 655 г. (окончание суда) и 8 сентября 656 г. (перевод из Визии в монастырь в Регии). Среди возможных авторов «Relatio motionis» указываются один из учеников Максима, Анастасий монах либо Анастасий апокрисиарий, или же совместно Максим с одним из Анастасиев, а также Феодор Спудей вместе с Феодосием Гангрским34. Но в любом случае документ был составлен очевидцем описываемых событий.

Из греческих житий Максима была в первую очередь использована так называемая «Московская редакция» 35, датировка которой в настоящее время считается не вполне ясной, но в большинстве случаев, её признают одной из самых ранних редакций, относящейся возможно к VIII веку36. Не содержащая фактически никаких сведений о детстве и ранних годах жизни святого, данная редакция особенно ценна тем, что включает в себя Акты суда над Максимом, письмо самого Максима и письмо его ученика Анастасия апокрисиария37.

Другая греческая редакция Жития , изданная впервые Ф. Комбефи, а затем воспроизведенная у Ж.П. Миня, согласно современным исследованиям, написана в середине X века39. Отличительной особенностью её является наиболее обстоятельное среди греческих редакций описание детства и раннего периода жизни Максима. Источниками для данного жития послужили «Relatio motionis», письмо Максима Анастасию, запись диспута в Визии, письмо Анастасия апокрисиария Феодосию Гангрскому 40. Согласно исследованиям В. Лакнера, данное житие является сравнительно поздней агиографической компиляцией, составленной в X веке, вероятно, студийским

33 Neil В. The Lives of Pope Martin I and Maximus the Confessor: some reconsideration of dating and provenance // Byzantion, 68 (1998). Paris-Bruxelles, 1998. P. 94

34 См.: Ibidem. P. 94-95.

35 Житие преподобного Максима Исповедника (Жизнь, дела и подвиги преславного и блаженнейшего отца нашего и исповедника Максима, и о двух учениках его) / ПоАлтеСа. Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. Вып. I. M., 1991. С. 133 - 176.

36 Обзор мнений см.: Сидоров А.И. Максим Исповедник. Политика и богословие в Византии VII века. // ПоХиекх. Ретроспективная и сравнительная политология. Публикации и исследования. Вып. I. M., 1991. С. 128.

37 Там же. С. 127.

38 Vita ас Certamen S. Maximi // PG. Т. 90. Col. 68-109.

39 Lackner W. Zu Quellen und Datierung der Maximosvita // AB, t. 85. Bruxelles, 1967. P. 285-316.

40 Там же. P. 286.

монахом Михаилом Эксавулитом. Автор составил её по образцу жития Феодора Студита, а недостающие сведения заменял общеагиографическими топосами 41.

Особняком в числе источников для изучения жизни Максима Исповедника стоит сирийская «История о нечестивом Максиме из Палестины, который воздвиг хулу на Спасителя своего и лишился языка», довольно давно известная в рукописной традиции, но опубликованная сравнительно недавно, в 1973 г. С.Броком42. Воспроизведенная рукопись 43, датируется VIII в., но само житие написано в период между 660 и 680 г.44, что дает основание считать её наиболее ранней из версий жития. Автором сирийского жития является сторонник монофелитов, т.е. противник диофелитов и лично Максима Исповедника, Григорий (или Георгий) Решайнский, называющий себя учеником Софрония Иерусалимского 45. Григорий был лично знаком с Максимом и являлся свидетелем многих описываемых событий. Как пишет автор: «Частенько я встречал этого напичканного ненавистными вещами человека, - как на прениях, так и в софистических витийствованиях, ибо сам он был преисполнен убийственной гордыни, а язык его - скор на лживые ответы» 46. Григорий составил классическое поругание (фбуод)47, наполненное подобными нелицеприятными высказываниями и, без сомнения, крайне тенденциозное. Однако вместе с тем, «это произведение по характеру и стилю строго исторично (учитывая, конечно, специфику византийского и средневекового восточного историзма), лишено всяких риторических прикрас и почти документально» 48. Автор скрупулезно перечисляет свои источники информации, а кроме того некоторые сведения из жития верифицируются данными из других источников. Отношения исследователей к «Истории о нечестивом Максиме...» неоднозначно. Так, А.И.Бриллиантов, знакомый с рукописью сирийского жития, посчитал её крайне тенденциозной и недостоверной, где

41 См.: Lackner W. ZuQuellen und Datierung... P. 285-316.

42 Brock S. An Early Syriac Life of Maximus the Confessor. // AB, 91, 1973. P. 299-346. (Сирийский текст, перевод на английский и комментарии.) Русский первод: <Григорий Решайнский.> История о нечестивом Максиме из Палестины, который воздвиг хулу на Спасителя своего и лишился языка. Перевод А.В.Муравьева. // Диспут с Пирром. Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. - М., 2004. С. 323-331.

43 Имеется единственный экземпляр сирийской биографии в составе кодекса, хранящегося в собрании «Британского музея»: ВМ Add. 7192, ff. 72b-78b.

44 Brock S. An Early Syriac Life... P. 300, 335-336.

<Григорий Решайнский> История о нечестивом Максиме из Палестины..., 5. С. 325. Там же, 6. С. 325.

47 Муравьев А.В. Сирийский псогос. // Диспут с Пирром. Прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия / Отв. ред. Д. А. Поспелов. - М., 2004. С. 322.

48 Сидоров А.И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // ВВ. Т. 47. М., 1986. С. 113.

«исторические сведения перемешаны с ошибками и прямыми вымыслами» 49. Издатель жития, прекрасно осознавая тенденциозность и явную идеологическую направленность произведения Григория Решайнского, пришел к выводу, что при должном критическом подходе данное житие может стать источником достоверной информации 50, тем более, что автор не подтасовывает факты, а лишь дает им соответствующую оценку. В ряде же случаев, где сведения явно не достоверны, это можно объяснить ошибками или забывчивостью Григория, но пишущий для современников и свидетелей, он не опускается до подлога. Точку зрения С. Брока поддержали некоторые исследователи51, что заставляет внимательно относится к данному источнику, ни в коем случае не сбрасьшать его со счетов.

Историография

Уже многие годы жизнь и творчество Максима Исповедника являются объектом пристального изучения. Последние годы внимание к нему особенно велико. В России начало изучения творчества Исповедника относится ко второй половине XIX в., почти одновременно с появлением работ западноевропейских ученых, и результаты исследований российских ученых многие годы занимали лидирующие позиции, как в отдельных вопросах, так и в систематическом изложении богословия Максима. Научный интерес к наследию богослова в России нельзя считать случайным. По характеристике А.И.Сидорова, Максим Исповедник всегда продолжал «жить» в русской культуре, являясь органичной её частью, поэтому его можно считать «одним из ярких примеров органической связи византийской и русской культур»5 . Максим Исповедник был известен и почитаем еще в Древней Руси 53, тогда же получили распространение и

49 Бриллиантов А.И. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. Пг., 1918. С. 2-3.

50 Brock S. An Early Syriac Life... P. 332-335,340-341.

51 К ним относятся Ж.М.Гарриг и В.Лёзер (Garrigues J. M. La persorme composee du Christ d'apres saint Maxime le Confesseur // Revue Thomiste, 1974. T. 74. P. 184-185.; Loser W. Im Geiste des Origenes. Hans Urs von Balthasar als Interpret der Kirchenvater. Frankfurt am Main, 1976. S. 181-182.). широко привлекали данное житие и А.И.Сидоров (Сидоров А.И. Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество // Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. М., 1993. С.7 - 74.; Сидоров А.И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // ВВ. Т. 47. М., 1987. С. 109-124.) и Ж.-К. Ларше (Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом. М., 2004.).

52 Сидоров А.И. Некоторые замечания к биографии Максима Исповедника // ВВ. Т. 47. М., 1987. Прим. 2, с. 109.

53 Живов В.М. Исповедник // Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994. С. 35.

переводы некоторых из его трудов 54, особенно «Главы о любви». С IX века в Минеях была зафиксирована служба Максиму Исповеднику, совершаемая по традиции дважды в году в день смерти (13 августа) и день перемещения мощей (21 января)55, в состав «Великих Миней Четьих» митрополита Макария и св. Дмитрия Ростовского вошла славянская редакция жития Максима Исповедника. Кроме того, умер и погребен Максим был во входившей в состав Российской Империи Грузии56, где о нем сохранилась живая память. Пионером в изучении богословия Максима Исповедника в России, его своего рода «первооткрывателем» можно считать B.C. Соловьева57, упомянувшего богослова в нескольких словарных статьях: «Максим Исповедник»58, «Монофелитство»59, «Ориген» 60, а также в работах «Великий спор», «История и будущность теократии», «Россия и Вселенская Церковь». На протяжении XIX века были опубликованы и некритические переводы ряда творений Максима61. В 1888 году выходит фундаментальная монография И.К. Орлова62, где впервые была предпринята попытка

54 Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII вв.. Библиографические материалы. Спб., 1903. С. 17, 20, 32, 272, 310; Сидоров А.И. Творческое наследие Максима Исповедника в Древней Руси (на материале Изборника Святослава 1073 г.) // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. С. 201-208.; Буланин Д.М. Реконструкция древнерусского сборника XIII в. // Исследования по древней и новой литературе. Л. 1987.342—345.

55 Служба Максиму Исповеднику по новгородским Минеям конца XI—начала XII в. / Иссл., подг. слав, и греч. текстов Мурьянова М. Ф. // Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М. 2003. С. 222—249.; Служба Максиму Исповеднику по новгородским Минеям конца XI—начала XII в. / Пер. Лисового Н. Н. // Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М. 2003. С. 250-252.; Служба преп. Максиму Исповеднику. Август. Фототип. воспр. текста. (РГАДА, ф. 381, № 125, XI—XII вв., лл. 26 об.—29) // Мурьянов М. Ф. Гимнография Киевской Руси. М. 2003.439—146.

56 Выяснить точное место захоронения Максима пытался еще в начале XX века А.И. Бриллиантов. (О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. Пг., 1918.)

57 Сальников СВ. Максим Исповедник в исследованиях западных и отечественных патрологов // Вестник Челябинского университета. Серия 10. Востоковедение. Евразийство. Геополитика. № 2 / 2003. С. 110.

58 Соловьев B.C. Максим Исповедник // Энциклопедический словарь / Под ред. Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. Т. XVIII. С. 446 - 447.

59 Соловьев B.C. Монофелитство // Там же. Т. XIX. С. 788 - 789.

60 Соловьев B.C. Ориген//Там же. Т. XXII. С. 141 - 145.

61 Например: Максим Исповедник. О любви в четырех сотнях. М. 1845. (Переиздание. СПб. 1991.); О любви. // Добротолюбие. М. 1889. 3. 177-246. Слово подвижническое. Перевод Феофана Затворника. // Добротолюбие. М. 1889. 3. 149-176.; Послание к Иоанну Кубикуларию о любви. // ХЧ. 1846. № 3. С. 387 ел.; Максим Исповедник. Мистагогия. // Писания св. отаев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб. 1855. 1. 293-352.; Преп. о. н. Максима Исповедника Толкование на молитву «Отче Наш». И его же Слово постническое по вопросу и ответу. М. 1853.; Истолкование молитвы Господней словами святых отаев (Толкование на молитву Господню. Перевод Феофана Затворника). // Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. М. 1888 С. 441-600.; Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семи сот глав Греческого Добротолюбия (Перевод Феофана Затворника)// Добротолюбие. М. 1889. 3.247-307.

62 Орлов И.К. Труды святого Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. СПб., 1888.

систематически изложить один из аспектов богословия Максима - его христологию, имеющую непосредственную связь и с антропологией, поскольку Максим затрагивал вопросы соотношения божественной и человеческой природ и воль Христа. Монография И.К.Орлова и ныне является не утратившим своего значения обстоятельным исследованием. Необходимо упомянуть также работы П.М.Минина63, еп.Алексея (Дородницына)64 обратившихся к изучению аскетическое учения и мистики. К его творчеству обращался и А. И. Бриллиантов при создании своего сочинения об И.С. Эриугене65.

Решающий шаг в изучении богословия Максима Исповедника был сделан ученым Киевской Духовной Академии Сергеем Леонтьевичем Епифановичем (1886-1918), посвятившим богослову свою двухтомную магистерскую диссертацию, которая была защищена в 1917 г. К сожалению, этот труд, уже набранный, так до сих пор и не увидел свет в связи с первой Мировой войной, начавшейся революцией и последовавшей вскоре скоропостижной смертью молодого ученого, считалось даже, что рукопись безвозвратно утрачена. Однако, рукопись диссертации С.Л.Епифановича была обнаружена в архиве Киевской духовной академии, и в настоящее время ведется работа по её публикации. При жизни же ученого, из объемного исследования ему удалось издать лишь часть, под названием «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» 66, которая по мнению автора должна была стать приложением ко II тому сочинения о Максиме Исповеднике 67. Большая часть исследования в настоящее время, к сожалению, утрачена. Однако, даже по неполному изложению можно судить о подлинном объеме личности и творений Максима.

Ученый изложил всю богословскую систему святого, включающую онтологию, космологию, сотериологию, эсхатологию, христологию и аскетику и раскрыл глубину его богословского синтеза. Были охарактеризованы и антропологические взгляды Максима,

63 Минин П.М. Главные направления древнецерковной мистики. // Богословский вестник. 1911. № III. С.823-838; 1913. № II. С.151-172; 1914. № II. С.304-326; № III. C.42-68. Переиздание: Минин П.М. Главные направления древнецерковной мистики // Мистическое богословие. Киев, 1991. С. 385-390.

64 Алексий, епископ. Преподобный Максим Исповедник, представитель древнехристианской мистики // Вера и разум. Харьков, 1905. № 3. С. 124-139.

65 Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1912. С. 212-234.

66 Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. Переиздание: Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996.

67 Сидоров А.И. С.Л. Епифанович и его книга о преподобном Максиме Исповеднике: Вступ. ст. // Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1995. С.7, прим. 1.

занимающие важное место в его богословии. Автор раскрыл взгляд Максима на творение мира и человека, где проявляются представления святого отца о высокой творческой роли человека в мироздании, призванного объединить с Творцом всё творение68. Подробно проанализировал автор и трактовку Максимом человеческой природы в трех её состояниях, отраженных в патристике: первоначальное состояние до грехопадения, после грехопадения и после достижения единения с Богом, то есть обожения человека, употребляя богословскую терминологию69. С.Л. Епифанович проделал, пожалуй наиболее полный и обстоятельный анализ аскетического учения Максима, опирающийся

на данные антропологии, прежде всего, изучение души и страстей человека . Несомненным вкладом С.Л. Епифановича является то, что он рассмотрел творчество Максима Исповедника на широком культурном фоне седьмого века и предшествующих эпох. Характеризуя значение творчества богослова исследователь писал: «Обладая необычайной силой творческого синтеза, он словно предназначен был к тому, чтобы объединить и связать те разнообразные течения, которые сама жизнь преднамечала к органическому слиянию. Одинаково сильный и как богослов-философ, и как аскет-мистик, и как полемист, он мог взять в свои руки все отрасли византийского богословия и, как творческий ум, претворить все богатое содержание его в единство целостной системы, и мог сделать это со всей силой своего оригинального духа, безмерно возвышаясь над маленькими богословами - эксцерпторами своего времени, еле успевавшими намечать контуры своих скромных по замыслу и исполнению компилятивных произведений» 7|. К сожалению, успешно начавшиеся исследования были прерваны смертью ученого в 1918 г. С.Л. Епифанович начал также переводить на русский язык и комментировать сложные богословские произведения св. Максима. Им были частично переведены и изданы «Вопросоответы к Фалассию» 72 - одно из главных произведений богослова, а также целый корпус малых произведений Максима и произведений, приписываемых ему73. М.Д. Муретов осуществил перевод и публикацию различных редакций жития

68 Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. С. 58-59.

69 Там же. С. 59-68.

70 Там же. С. 84-108.

71 Епифанович С.Л. Византийское богословие и прп. Максим Исповедник. С. 49-50

72 Преп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию / Пер. С.Л. Епифановича // Богословский вестник. 1916, 1917.

73 Епифанович С.Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. Киев, 1917. Данная книга как и исследование «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» является извлечением из магистерской диссертации С.Л. Епифановича.