Реферат: Департамент Обр Утвержден Советом по образованию мо «Осташковский район»
Название: Департамент Обр Утвержден Советом по образованию мо «Осташковский район» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Утвержден Советом по образованию МО «Осташковский район» __________________________ Протокол №___ от_________
Состояние и результаты развития муниципальной системы образования МО «Осташковский район» 2011 год СОДЕРЖАНИЕ
« Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире в XXI веке, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам». (Из Послания Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева: «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). В современных условиях структурные изменения э кономики на всех уровнях, эффективность и конкурентоспособность предприятий и учреждений, благополучие в обществе в значительной степени зависят от образования, качество которого измеряется успешностью людей, это образование получивших. Первостепенной задачей современной общеобразовательной школы является достижение нового качества образования. Современное качество неразрывно связано с востребованностью образования в обществе, его соответствием сегодняшним и завтрашним требованиям – как экономическим, так и социальным. Наиболее важными для общества вопросами являются: · доступность образования – все ли дети учатся, насколько обеспечено равенство доступа к качественному образованию; · какого качества образования получают наши дети и молодежь; · какие условия получения образования созданы в наших образовательных учреждениях; · в какой степени система образования района соответствует запросу учащихся и родителей, требованиям современной жизни. Каждый учебный год, прожитый системой – похож и непохож на предыдущий. Но задача всегда остается неизменной – развитие муниципальной системы образования. С наступлением осени приходит время осмыслить то, что получилось, ответить на вопросы: Как содержательно развивается система образования? Повысилось ли качество? В этом году впервые предстоит сопоставить перспективы развития системы образования района с основными направлениями, определенными в образовательной инициативе «Наша новая школа». Ежегодный Публичный доклад – это попытка показать ключевые, стратегические цели работы системы образования МО «Осташковский район». Доклад ориентирован на широкую публику, размещён на сайте в сети Интернет, предложен к обсуждению общественности, в сокращенном варианте озвучен на августовской районной педагогической конференции, на встрече с работниками бюджетной сферы города и района, т.е. доступен населению и призван привлечь внимание общественности к изменениям, которые происходят в системе образования на всех её уровнях. Представленные материалы помогут работникам образовательных учреждений, органам представительной и исполнительной власти, общественным организациям, родительским и Управляющим советам, Муниципальному совету по развитию системы образования и другим заинтересованным лицам оценить уровень образовательных возможностей, которые обеспечивает система образования МО «Осташковский район» И.В.Андронова, заведующая отделом образования администрации МО»Осташковский район»
г Отдел образования администрации МО «Осташковский район» 172 730 Тверская обл, г.Осташков, Ленинский пр., д.46 Телефон/факс 8(48235)5-15-74/5-11-14 E-mail: ppobrost@ yandex. ru Доклад размещён в сети Интернет по адресу: http://sk1ost.narod.ru/ ВВЕДЕНИЕ. Общая характеристика муниципального образования «Осташковский район». Оста́шковский райо́н — административная единица на северо-западе Тверской области России. Район образован в 1929 году . Площадь 3202 км². Административный центр — город Осташков , расположен на Валдайской возвышенности, на полуострове в южной части озера Селигер, в 198 км к западу от Твери. Осташков связан автомобильными и железными дорогами с Москвой, Петербургом и другими городами России. Осташков очень колоритный старинный городок, удаленный от федеральных дорог и крупных населенных пунктов, сейчас Осташков является столицей и воротами Селигера. Здесь привыкли к туристам и принимают их с любовью. Население Осташковского района составляет 6,8 тыс. человек, в городе Осташкове проживают 19,7 тыс. Всего в районе насчитывается 245 населённых пунктов. из них 85% населенных пунктов с количеством жителей до 30 человек. С 2006 года в состав района входят 12 поселений, из них городских — 1 (г. Осташков), сельских — 11
В г. Осташкове и районе имеются достаточно крупные промышленные предприятия,: ЗАО «Осташковский кожевенный завод», ОАО «Завод Луч», Филиал ОАО «Тверьхлебпром» — Осташковский хлебокомбинат, ООО «Радуга», ООО «Софья», ООО «Миармлес». Согласно разработанной стратегии социально-экономического развития Осташковского района, малый бизнес входит в число точек роста экономики района и является одним из приоритетных направлений его развития. Расширяющаяся сфера туризма призвана в ближайшее время сформировать современный туристический рынок на территории МО “Осташковский район”; увеличить налогооблагаемую базу и доходы бюджета; стимулировать развитие экономики - транспорта, связи, торговли; помочь образованию новых рабочих мест; привлечь инвестиции в экономику района. Требования инновационного развития экономики и современные потребности общества находят свое отражение в области совершенствования муниципальной системы образования. Образовательные учреждения района переходят на инновационный путь развития, следуют за рынком, а в ряде случаев, формируют его сами. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Целеполагание государственной политики в области образования на современном этапе определяет цели муниципальной программы развития – повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг населению МО «Осташковский район» за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов. Главным становится содержание образования, которое рассматривается как многокомпонентное и многовариативное явление, способное учитывать индивидуальные особенности и личностный опыт учащихся. В связи с чем деятельность отдела образования и образовательных учреждений города осуществлялась в соответствии с определенными на 2011 год приоритетными задачами и направлениями деятельности: · Достижение качества образовательных результатов обучающихся · Обеспечение качества условий предоставления образовательных услуг · Совершенствование управления муниципальной системой образования 2.ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В настоящее время на территории района сложилась следующая система образования: · общеобразовательные учреждения - 14, обучающихся – 2122 человека; в городе – 3, обучающихся - 1850 человек; на селе - 11, обучающихся - 272 человека; средних школ - 4, (в городе -3, на селе - 1); основных школ – 5, (в городе – нет, на селе - 5); начальных школ -5 , (в городе - нет, на селе -5) Численность детей школьного возраста снизилось с 2690 человек в 2004/2005 уч.году до 2122 человек в 2011/2012 учебном году. Занятия в школах проводятся преимущественно в первую смену, две смены сохранились лишь в МОУ «СОШ №3», но с малым количеством классов. Это позволяет улучшать качество образования и создавать комфортную среду - выдерживаются требования к продолжительности перемен, начала занятий. Появилась возможность организовать работу школ во вторую половину дня, расширяя спектр услуг дополнительного образования. Одним из показателей доступного качественного образования является средняя наполняемость классов . Учитывая требования программы модернизации образования, средний показатель не должен быть менее 25 человек в городе и 14 на селе. Средняя наполняемость классов :
В городе работает межрайонная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая ежегодно обследует, в среднем, 20 детей из Осташковского и близлежащих Пеновского, Селижаровского районов и ЗАТО «Солнечный» Численность детей, обучающихся в классах коррекции и общеобразовательных классах по программам VII и VIII вида
Численность детей, находящихся на индивидуальном обучении
Осенью 2009 года в соответствии с приказом Департамента образования Тверской области от 21.08..2009.года № 348/1-08 МО «Осташковский район» вступило в проект дистанционного образования детей инвалидов Тверской области. Центром дистанционного образования детей-инвалидов на территории МО «Осташковский район» утверждена МОУ «Гимназия № 2». В настоящее время в проекте принимают участие 7 детей с ограниченными возможностями здоровья. · учреждения дополнительного образования – 2, в городе –2; Платных услуг МОУДОД района не оказывают. МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в 2011 году был реорганизован путём присоединения к МОУ ДОД «Дом детского творчества» Процент охвата детей района дополнительным образованием в соответствующих учреждениях в связи с этим падает Одновременно, с внедрением новых ФГОС второго поколения, процент охвата дополнительным образованием за счет введения часов внеурочной деятельности первоклассников в общеобразовательных учреждениях увеличивается. Учреждения дополнительного образования успешно участвуют в областных и всероссийских творческих конкурсах и соревнованиях. Так, например, ДЮСШ уже несколько лет подряд становится победителем областного смотра-конкурса учреждений спортивной направленности. Действующая в городе сеть муниципальных образовательных учреждений позволяет реализовать требования законодательства в сфере образования в части предоставления общедоступного и бесплатного начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования детей. В то же время пока город не обеспечивает в полной мере существующую потребность в общедоступном дошкольном образовании. · дошкольные образовательные учреждения – 11, в городе – 7; на селе - 4 Численность воспитанников в детских садах
Рост численности детей в ДОУ обусловлен увеличением количества детей в городе от 0 до 6 лет. Но это увеличение, а также стремление родителей отдать ребенка в ДОУ с более раннего возраста (до 3-х лет) создало проблемную ситуацию с нехваткой мест. Это привело к необходимости принятия мер по удовлетворению возросшей потребности в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения. В 2009 учебном году начат комплекс мероприятий, направленный на обеспечение услугой дошкольного образования детей от 1,5 до 7 лет: открытие двух дополнительных групп в городском МДОУ «Звёздочка» (на 40 мест), дополнительной группы в сельском МДОУ «Родничок» (10 мест), группа кратковременного пребывания в МОУ «Сорожская ООШ» (12 чел.) В 2010г. Открыты ещё 2 группы в МДОУ «Звёздочка». В 2011 г. открыт новый детскй сад «Незабудка» на 40 мест и ещё одна дополнительная группа в МДОУ детский сад №5 «Звёздочка» на 20 мест. В сентябре 2011г начат ремонт здания детского сада «Сказка», новый детский сад на 60 мест планируется открыть в первом квартале 2012 г. Однако все эти мероприятия в настоящее время пока не позволяют справиться с дефицитом мест в детских садах. Данная проблема может быть снята за счет дальнейшего расширения сети учреждений дошкольного образования. 3.РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Объективно оценить эффективность образовательного процесса в школах района позволяет Единый Государственный Экзамен. В прошедшем учебном году ЕГЭ сдавали 107 выпускников 11 классов. 105 человек прошли итоговую аттестацию и получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании. 10 человек закончили школу с медалью «За особые успехи в учении» (9 золотых и 1 серебряный медалист)
Результативность Единого Государственного Экзамена можно проследить по среднему баллу по каждому из сдаваемых предметов Результаты выше среднего регионального балла по русскому языку, математике, географии, химии, биологии, информатике и литературе В целом, картина удовлетворительная. По большинству предметов виден рост среднего балла. Но рост этот не достаточный. Потому что в рейтинге ОУ области район занимает не самые высокие места. Всего в области 281 ОУ. ЕГЭ по русскому языку: Совхозовская СОШ – 22 место СОШ №1 – 102 место МО 22 место в рейтинге СОШ №3 – 140 место Гимназия №2 – 154 место ЕГЭ по математике: Совхозовская СОШ – 25 место СОШ №1 – 96 место МО 36 место в рейтинге СОШ №3 – 166 место Гимназия №2 – 179 место Государственная (итоговая) аттестация для выпускников 9 классов была организована в новой форме. Предметы по выбору не сдавались. Экзамены сдавали 193 выпускника. Результаты основных экзаменов (в сравнении с прошлым годом) представлены на слайдах. Русский язык
Математика
Широкое внедрение эксперимента по ЕГЭ, связанное с увеличением числа предметов и количества выпускников, сдававших экзамен в такой форме, потребовало от организаторов слаженной и высокопрофессиональной работы. Для проведения итоговой аттестации в качестве организаторов из года в год практически привлекаются одни и те же педагоги. В основном у многих данный процесс отработан до автоматизма, в связи с чем аттестация в пунктах проведения ЕГЭ проходит без нарушения законодательства. С целью выявления и стимулирования одаренных детей, роста престижа знаний в районе проводились предметные олимпиады среди учащихся 8-11 классов. Результат-151 призовое место, из них-28 первых. Всего в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 448 человек из 6 школ района (СОШ №1, СОШ №3, Гимназия №2, Сорожская и Ворошиловская основные школы, Совхозовская средняя общеобразовательная школа). На областном уровне соревновалось 20 наших учеников. В число призёров вошли двое: Яна Белова – учащаяся МОУ СОШ №1, завоевавшая I место по физической культуре и Александр Розин – учащийся Гимназии, вошедший в пятёрку призёров по биологии. Широкое распространение последнее время получают дистанционные интернет – конкурсы. Так, например, прошедший год для Гимназии отмечен тесным сотрудничеством с автономной некоммерческой организацией «Центр развития молодёжи». 455 детей участвовали в 5 разных проектах Центра, более десяти учащихся стали победителями на региональном уровне. Педагоги городских школ становятся регулярными участниками сетевых проектов «Сети творческих учителей». Дистанционные конкурсы – находка для педагогов и учащихся сельских школ, для воспитанников детских садов, но, к сожалению, эту возможность мы не используем. Успешно участвует в областных, всероссийских и международных соревнованиях МОУ ДОД «ДЮСШ». За этот год ДЮСШ подготовлено 178 обучающихся массовых разрядов, 14 перворазрядников, 5 кандидатов в мастера спорта по боксу и греко-римской борьбе, 3 мастера спорта по греко-римской борьбе и спортивной гимнастике. Двое обучающихся ДЮСШ являются членами сборной Центрального Федерального округа по греко-римской борьбе, 26 обучающихся – членами сборной Тверской области по различным видам спорта. Наши спортсмены побеждают на окружных чемпионатах и первенствах России. ДЮСШ уже пятый год подряд становится победителем областного смотра-конкурса среди учреждений спортивной направленности. 4. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ Финансовое обеспечение отрасли происходит посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования муниципальной системы образования, так и дополнительного целевого финансирования мероприятий и проектов, направленных на решение задач развития системы образования. Обобщенная модель финансирования образовательного учреждения: Объем расходов на финансирование учреждений образования по Программе развития на начало 2011 года наглядно представлен в следующей таблице:
Доля расходов на образование в бюджете муниципального образования представлена на следующей диаграмме: Реализация государственных гарантий прав граждан на получение общего образования осуществляется на принципах нормативного подушевого финансирования в части объема региональной субвенции, направляемой в бюджет муниципального образования, в соответствии с методикой расчета норматива и субвенций муниципальным образованиям. Далее с помощью поправочных коэффициентов денежные средства распределяются образовательным учреждениям. Говоря об инновациях в образовании, нельзя не отметить, тот факт, что ключевой фигурой на современном этапе развития стал Учитель. Поэтому не случайно одно из первых направлений, проводимых при реализации комплексного проекта модернизации образования – это изменения в оплате труда педагогов. После того, как с 1марта 2009 года все ОУ района перешли на новую систему оплаты, в фонде оплаты и в зарплате педагогов появились две части – базовая и стимулирующая, которая позволила поощрять учителей, воспитателей и других работников за достигнутые высокие результаты и востребованное гражданами современное качество труда. Распределение стимулирующей части – задача управляющих советов, советов школ, специально уполномоченных комиссий и руководителей. Мы все должны демократично и объективно подходить к поощрению труда педагога.. Если педагог вносит вклад в развитие учебно-воспитательного процесса, его ученики дают высокие показатели обученности, они хорошо воспитаны, такой учитель достоин денежного поощрения.. Средняя заработная плата работников образования (руб.). За 2011 год произошло существенное укрепление и развитие материально-технической базы МОУ. На выполнение работ по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений из средств местного бюджета было выделено – 9 794 тыс.руб. Указанная сумма израсходована на ремонт крыши здания в МОУ «СОШ №3», замену оконных блоков в МОУ «Гимназия №2» и в МОУ «Сорожская ООШ», частичный ремонт крыши и косметический ремонт помещений в здании начальной школы МОУ «СОШ №1», капитальный ремонт септика в МОУ «Зареченская НОШ», ремонт пищеблока в МДОУ д/с «Улыбка», ремонт медицинского кабинета МДОУ д/с «Солнышко», подготовка новой группы и частичный ремонт системы отопления в МДОУ д/с «Звёздочка», ремонт системы и мелкий текущий ремонт во всех ОУ города. Реализация федеральной целевой программы «Информатизация системы образования» и подключение школ к Интернету дает возможность внедрить в учебный процесс современные технологии обучения. За последние годы в районе сложились предпосылки для полноценной информатизации образования.
Численный состав педагогических работников . С каждым годом уменьшается доля педагогов, имеющих стаж работы менее 5,10 и 20 лет. По-прежнему, возрастной состав педагогических кадров неуклонно приближается к предпенсионному . Количество педагогов старше 45-лет:
Возрастной состав педагогов
Молодых педагогов в образовательные учреждения приходит не много. В 2011 году прибыл всего 2 молодых специалиста, ( в 2010 г- 7). В то же время растёт число педагогических вакансий, особенно остро район нуждается в специалистах по преподаванию информатики, иностранного языка (немецкого и английского), музыки, химии, технологии Современному обществу нужен человек инициативный, творческий, готовый адаптироваться в окружающем мире. Готовить такого выпускника должна школа, а значит, сегодня возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми инновационными технологиями, занимающегося опытно-экспериментальной деятельностью. Сегодня ценится не только профессионализм учителя, но и его стремление постоянно учиться, повышать своё мастерство. Каждый педагог должен понимать: все, что сегодня получит ученик в образовательном учреждении – это инвестиции в будущее страны. В силу своих возможностей мы стараемся обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогических работников района, обогатить их творческий потенциал, привлечь их к всевозможным формам обобщения и распространения передового опыта. Различными формами курсовой переподготовки было охвачено 104 педагогических работника. В том числе директора всех школ (за исключением вновь принятых) прошли курсы повышения квалификации по программе «Менеджмент в образовании с учётом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов» За истекший учебный год 17 учителей аттестовались и подтверждали высшую квалификационную категорию. Развитию профессионального мастерства, поддержке творчески работающих педагогов служат проводимые в районе конкурсы педагогического мастерства «Учитель года». В этом году в нём приняли участие 7 педагогов, 1 место по результатам конкурса «Учитель года» заняла Морозова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2», она принимала участие и достойно представила район на областном учительском конкурсе. Радует, что педагоги городских школ, ежегодно, начиная с 2006 года, активно участвуют в конкурсе ПНПО. В этом году в конкурсе участвовали 2 педагога района. Цыганова Светлана Викторовна – учитель начальных классов МОУ «СОШ №3» и Ахмедова Елена Валентиновна учитель информатики МОУ «СОШ №1». Елена Валентиновна выиграла грант второй раз за свою педагогическую карьеру. Всего в районе 14 победителей. В разрезе школ это выглядит следующим образом 1 победитель в Мошенской ООШ, 1- МОУ СОШ №3, 5 – МОУ СОШ №1, и 7 победителей в Гимназии Самая значимая педагогическая награда два дня назад была вручена директору и учителю биологии и экологии МОУ «Гимназия №2» Пашинской З.М. Указом президента РФ от 8 июля 2011г. Ей присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», так же в этом году Зинаида Михайловна стала победителем регионального конкурса инновационной деятельности, направленной на развитие системы образования и экономики региона и её имя занесено во всероссийскую энциклопедию «Лучшие люди России» Если говорить о конкурсном движении, то необходимо отметить, что «непаханым» остаётся поле конкурсов «Воспитатель года» и «Сердце отдаю детям». Очень хочется, чтобы в новом учебном году активизировались воспитатели и работники учреждений дополнительного образования. Потенциал у нас есть. Есть и первые шаги в этом направлении тренер-преподаватель МОУ ДОД «ДЮСШ», Михайлович Галина Николаевна принимала участие в региональном конкурсе инновационной деятельности, направленной на развитие системы образования и экономики региона Обеспечение качественного образования невозможно без решения вопросов по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников. «Здоровый ребенок — здоровое будущее» - это не лозунг для нашего района, а реальная задача, на решение которой направлены усилия не только отдельно медицинских, педагогических работников, родителей — в городе выстроена целая система, которая позволяет объединять и приумножать усилия всех заинтересованных сторон. С 2006 года образовательными учреждениями города утверждены и реализуются программы здоровья, в которой определены мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий и методов оздоровления учащихся и воспитанников в ходе образовательного процесса Предметы школьного компонента, направленные на формирование здорового образа жизни реализуются во всех общеобразовательных школах (физкультура 2-3 часа, ЛФК, ритмика и хореография, ОБЖ, экология человека) Здоровьесберегающее пространство образовательных учреждений представлено комплексом оздоровительных услуг: медицинских кабинетов – 9 (во всех городских школах и дошкольных учреждениях). В городе ОУ не обеспечены медицинскими кадрами в должной мере, хотя все три мед.кабинета подготовлены к процедуре лицензирования. На селе медобслуживание осуществляется на базе ФАПов . К началу 2010 г. В 9 общеобразовательных учреждениях района открыты кабинеты здоровья, в 5 малокомплектных сельских школах оформлены уголки здоровья, учащиеся этих начальных школ могут использовать в своей работе кабинеты школ базовых. На сегодняшний день во всех образовательных учреждениях города созданы необходимые условия для обеспечения учащихся и воспитанников горячим питанием. При количестве учебного времени и интенсивности нагрузок, которые сегодня выпадают на долю учеников, вопросы рациональной организации питания детей в школе стоят особенно остро. Питание учащихся начальной школы является бесплатным. Среди учащихся 5-11 классов 327 чел с 1 сентября 2010г. Питались бесплатно по лини соцзащиты. Стоимость бесплатного питания на одного учащегося в день составляет 30 руб. Сегодня стоит задача – обеспечение гарантированного и качественного питания обучающихся во всех учреждениях образования для всех детей их посещающих. Предстоит обеспечить приведение условий по организации питания детей в общеобразовательных учреждениях в соответствие с санитарными правилами и нормами; продолжить формирование культуры правильного рационального питания среди обучающихся и родительской общественности, как составной части общечеловеческой культуры. Организация отдыха детей в каникулярное время обеспечивалась на основе плана организации оздоровления, отдыха и занятости детей, согласно которому каникулы рассматриваются как продолжение социального воспитания, получаемого детьми в течение учебного года. При подготовке к летней кампании 2011 года, сохранены традиции в организации отдыха детей. В лагерях дневного пребывания летом 2010 года отдохнули 815 детей, 245 побывали в загородном лагере «Чайка». Всего организованными формами отдыха были охвачены более двух тысяч детей, проживающих на территории МО «Осташковский район» Ещё одним социальным аспектом и одновременно направлением деятельности по обеспечению доступности качественного образования является организация подвоза учащихся. К 5 единицам школьного транспорта, участвующим в подвозе в 2011 году добавились 2 автобуса ПАЗ. Теперь в автопарке МАУ «Школьные перевозки» 7 единиц школьного транспорта, 6 из них используются при доставке детей к месту учёбы. Все они соответствуют нормам ГОСТ -98, летом 2011г. весь транспорт оборудован системой ГЛОНАСС. Подвозом пользуется более 100 учащихся из 5 базовых школ района. Организован льготный проезд учащихся школ на городском автобусе: около 90 ребят ежемесячно приобретают проездные билеты за 50% полной стоимости проезда. Для обучающихся, проживающих в сельской местности, тоже есть льготные проездные билеты, стоимость которых составляет 25% от полной стоимости проезда. 5. МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МО «ОСТАШКОВСКИЙ РАЙОН» За годы реализации программ и планов развития в муниципальной системе образования произошли следующие качественные изменения: · -создана нормативно-правовая база в функционирования и развития муниципальной системы образования; · - приобретен опыт распределения финансовых средств; · - повышена степень доступности качественного образования посредством создания базовых школ, образовательных округов и реализации программы «Школьный автобус»; · - сформированы предпосылки для введения предпрофильной подготовки и профильного обучения; · - введены новые подходы оценки качества образования выпускников посредством участия в эксперименте по проведению ЕГЭ; · - осуществлен переход дошкольников и учащихся начальной ступени образовательных учреждений на программы нового поколения; · - улучшены условия для развития одаренных детей, в том числе через систему олимпиад, творческих конкурсов, интеллектуальных марафонов; · - в образовательных учреждениях созданы воспитательные системы; · - произошло повышение эффективности воспитательной работы и социализации личности обучающихся; · - созданы и развиваются новые модели управления образованием на школьном и районном уровне, управление образованием приобретает государственно-общественный характер; Действующая Программа развития муниципальной системы образования на 2011-2013 г.г., как и все предыдущие, ориентирована на результат. Ожидаемыми результатами Программы должны стать: · обеспечение гарантий равного доступа населения к качественным образовательным услугам в соответствии с их потребностями на всех ступенях образования · Рост доли учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании до 99% и сохранение доли учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании на уровне 100% · Рост доли учащихся, сдавших ЕГЭ по обязательным предметам с результатом не ниже 70 баллов до 31% · Рост активности участия школьников в предметных олимпиадах всех уровней · Сохранение количества старшеклассников, обучающихся на профильном уровне в пределах 80%; · Увеличение доли учащихся МОУ, пользующихся услугами школьного автотранспорта до 7% · Увеличение доли учащихся, получающих образовательную услугу в базовых МОУ до 88% · Увеличение средней наполняемости классов в городских и сельских школах · Увеличение количества образовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства до 88% · Увеличение количества компьютеров, приходящихся на 100 учащихся. · Увеличение доли учреждений, полностью укомплектованных педагогическими кадрами до75% · Увеличение количества педагогов, прошедших повышение квалификации (в том числе по преподаванию предметов духовно-нравственной и краеведческой направленности) · Увеличение охвата детей разными формами дошкольного образования с 68% до 70%, сократив количество детей, ожидающих места в МДОУ до 58% · Увеличение доли педагогических работников, принимающих участие в конкурсах педагогического мастерства, отборах на получение поощрений за инновационную деятельность регионального и федерального уровней до 4% · Сохранение доли общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в средствах массовой информации, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности на уровне 100% · Увеличение количества общеобразовательных учреждений, имеющих свои, регулярно обновляемые (не реже двух раз в месяц) сайты в сети Интернет до50% · Дальнейшее развитие системы ГОУ Большинство из этих задач достигнуто уже сегодня,на промежуточном этапе. Но состояние системы образования наряду с достижениями позволяет выявить целый ряд проблем. Это такие проблемы как: 1. Низкий уровень качества и доступности предоставляемых населению образовательных услуг · Острая нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях · Не полное соответствие качества услуг, предоставляемых ОУ, запросам современного общества и постоянно растущим требованиям со стороны родителей 2. Низкий показатель качества образовательных результатов обучающихся · Низкий средний балл по результатам ЕГЭ по большинству предметам 3. Несоответствие условий предоставления образовательных услуг стандартам качества · Низкие показатели материально-технической базы (растущий износ зданий, отсутствие или несоответствие современным требованиям кабинетов и учебного оборудования) · Несоблюдение норм наполняемости классов в городских ОУ, несоответствие числа школ и обучающихся в них детей на селе и, как следствие, увеличение затрат на одного ученика · Понижение престижа профессии учителя и преподавателя, отток квалифицированных кадров в другие, более высокооплачиваемые, сферы и отрасли деятельности, и, как следствие, недостаток педагогических кадров, особенно специалистов-предметников на селе (информатика, английский язык, музыка) 4. Несовершенство управления муниципальной системы образования · Слабое использование ОУ сети Интернет · Неэффективное включение сообщества родителей, деловых кругов, финансовых партнеров, инвесторов и др. в управление образовательной сферой общества; ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сегодня перед муниципальной системой образования стоит задача соответствовать не только уровню социально – экономического развития района и потребностей населения, но и перспективным, стратегическим целям развития государства. Стратегические ориентиры задачи, стоящие перед системой общего образования России, определяются пятью основными направлениями развития общего образования, обозначенными в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: 1. Обновление образовательных стандартов. 2. Система поддержки талантливых детей. 3. Развитие учительского потенциала. 4. Современная школьная инфраструктура. 5. Здоровье школьников. По каждому из направлений предстоит целенаправленная работа. 1. В направлении «Обновление образовательных стандартов»: внедрение образовательных стандартов в начальной школе началось с 1 сентября 2011 года, в связи с чем необходимы: · усовершенствование материально- технической и методической базы (приобретение новых учебников, современного оборудования) · систематическая курсовая подготовка и переподготовка учителей, заместителей директоров по УВР в начальной школе и самих руководителей ОУ · расширение системы независимой оценки качества образовательных достижений при переходе с начальной ступени на основную ступень обучения; · обеспечение системы мер, повышающих результативность подготовки учащихся к независимой оценке качества (тематические проверки, совещания руководителей, работа методических советов); · разработка новых образовательных программ начальной школы, внесение изменений в программы развития ОУ, усовершенствование нормативно-правовой базы школ · разработка и реализация инновационных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями: - разработка методических рекомендаций по структурной организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений для детей с ослабленным здоровьем, детей-инвалидов; - разработка и внедрение новых учебных планов (в т.ч. ускоренного индивидуального обучения), учебных программ, интегрированных курсов, педагогических технологий для индивидуальных, групповых и классно-урочных форм обучения больных детей, детей-инвалидов. · тесное взаимодействие с МДОУ в целях осуществления преемственности детский сад - начальная школа 2. В направлении «Система поддержки талантливых детей»: · осуществление комплексных подходов по поддержке дальнейшего развития одаренных в области интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности (система олимпиад, творческих испытаний, конкурсов, соревнований); · разработка и внедрение модели дистанционного образования учащихся с особыми образовательными потребностями на базе общеобразовательных учреждений; · организация специальных лагерей, сборов, школ для одаренных школьников; 3. В направлении «Развитие учительского потенциала»: · реализация различных технологий повышения квалификации педагогических кадров; · разработка системы мер по внедрению новой модели аттестации педагогических кадров · активизация педагогов по участию в профессиональных конкурсах 4. В направлении «Развитие современной школьной инфраструктуры»: · расширение практики деятельности Управляющих советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и общественности в управлении образовательными учреждениями; · реализация программ «Школы полного дня»; · Улучшение материально- технической базы и улучшение качества услуг, предоставляемых МАУ «Школьные перевозки» 5. В направлении «Здоровье школьников»: · расширение использования новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; · разработка и внедрение комплексных профилактических программ, направленных на здоровьесбережение школьников: профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений; · введение 3–его часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений; · организация Института правильного питания · урегулирование межведомственного взаимодействия учреждений образования и здравоохранения, в медицинском сопровождении учащихся ОУ и воспитанников МДОУ; · обновление механизмов и регламентов отслеживания и поддержки здоровья детей, профилактической работы по предупреждению и выявлению заболеваний; · продуктивная работа кабинетов здоровья в школах Перспективы развития МДОУ: Несмотря на лаконичность обозначенной перспективы дошкольного образования в президентской инициативе «Наша новая школа», предусматривается развитие МДОУ по следующим направлениям: · развитие образовательных услуг в МДОУ; · вовлечение детей дошкольного возраста, неохваченных организованным дошкольным образованием в социокультурное образовательное пространство МДОУ (индивидуальные консультации с узкими специалистами и педагогическими работниками); · расширение модели общественного участия в управлении МДОУ; · совершенствование психолого – педагогической поддержки участников образовательного процесса в МДОУ. Всё это, безусловно, требует серьёзных изменений в муниципальной образовательной системе, а именно: в создании условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, в изменении состояния кадровых ресурсов ОУ, в создании эффективной управленческой команды при сохранении здоровья учащихся. Только такая образовательная политика сможет вывести образовательные учреждения района на совершенно новый качественный уровень, отвечающий социальному заказу общества в предоставлении учащимся оптимальных возможностей для получения качественного образования при эффективном расходовании ресурсов муниципального образования. Это под силу коллективной мысли и работе органов управления, педагогов, общественности, в ходе которой рождаются продуктивные взвешенные идеи. |