Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания Для студентов специальности 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» заочной формы обучения
Название: Методические указания и контрольные задания Для студентов специальности 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» заочной формы обучения Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
федеральное агентство по образованию воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж Математические и логические основы вычислительной техники Методические указания и контрольные задания Для студентов специальности 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» заочной формы обучения
ББК 32.97 М33 Печатается по решению методического совета Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа Составитель Т.А. Черношвец
_____________________ Учебное издание Редактор Н.Р. Подобедова Компьютерная верстка Н.Р. Подобедова Подписано в печать 25.01.2009. Формат 60 ´ 84 1/16. Бумага для офисной техники. Гарнитура Таймс. Ксерография. Усл. печ. л. 0,46. Уч.-изд. л. 0,3. Тираж 20 экз. Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж (ВГПГК) Издательский центр ВГПГК Адрес колледжа и издательского центра: 394000 Воронеж, пр. Революции, 20
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации по изучению курса «Математические и логические основы Вычислительной Техники» Цели курса: формирование знаний о формах и способах представления информации в ЭВМ; приобретение практических навыков и умений по выполнению вычислений и преобразованию данных в системах счисления, широко используемых в цифровой вычислительной технике; овладение основными законами и правилами математической логики в объеме, необходимом для углублённого изучения методов логического проектирования цифровых схем в курсе «Типовые элементы и устройства цифровой техники». Курс рассчитан на аудиторных 22 часа и делится на 8 тем: «Введение», «Архитектура вычислительной техники», «Арифметические основы вычислительной техники», «Представление и обработка информации в ЭВМ», «Логические основы вычислительной техники», «Теория алгоритмов», «Эволюция языков программирования», «Основы передачи информации, виды сигналов». Во «Введении» прежде всего дается характеристика цифровых и аналоговых машин, способы представления чисел. Акцентируется внимание на использование в ЭВМ электрических элементов. Приступая к изучению темы 2 «Архитектура персонального компьютера » , необходимо понимать принципы построения ПК, алгоритм выполнения команд, а также знать основные устройства персональных компьютеров (ПК), их характеристики, функции, взаимодействие. Изучая тему 3 « Арифметические основы вычислительной техники» , следует обратить внимание на системы счисления, используемые в процессе общения людей и представлении в ПК. на форму представления чисел в позиционных системах счисления, а также на правила (алгоритм) перевода чисел из одной системы счисления в другую. Приступая к изучению темы 4 «Представление и обработка информации в ЭВМ» , надо обратить внимание на правила перевода текстовой, графической и музыкальной информации, научиться пользоваться таблицей кодов по переводу символов. При изучении темы 5 «Логические основы вычислительной техники», особое внимание следует уделить вопросам, описывающим основные определения и понятия математической логики, таким как высказывания и высказывательные формы, таблица истинности, логические операции, алгоритм построения таблицы истинности, приоритеты выполнения логических операций, законы математической логики и методы их доказательства, связь между переключательными схемами и алгеброй высказываний . Внимательно изучите тему «Логические элементы» и «Комбинационные схемы» для дальнейшего использования основных понятий и правил (алгоритмов) синтеза комбинационных схем, а именно: шифратор , дешифратор , триггер , сумматор . Рассматривая тему 6 « Теория алгоритмов» , необходимо запомнить классификацию алгоритмов по видам и их исполнению, определять при формализации задачи вид алгоритма, уметь проводить отладку алгоритма на контрольных вариантах данных. В теме 7 «Эволюция языков программирования» нужно познакомиться с историей развития языков программирования низкого и высокого уровня, а также языков визуального программирования. Кроме того, необходимо научиться записать программу в редакторе языка Паскаль, запустить на компиляцию, отладку и исполнение. Следует понять, в чем заключаются преимущества автоматизации вычислительного процесса. В теме 8 «Основы передачи информации, виды сигналов» необходимо рассмотреть и изучить способы передачи информации. Задание к контрольной работе Контрольная работа выполняется в тетради с полями. Каждое задание должно начинаться с нового листа. Вариант контрольной работы определяется по номеру зачетной книжки и При выполнении работы необходимо строго следовать списку рекомендуемой литературы. Кроме того, следует использовать материалы лекций. Контрольные работы должны быть сданы за две недели до начала сессии. Вариант 1 1. Принципы работы ПК. 2. Переведите смешанное число 45,51 из десятичной в двоичную систему счисления. 3. Закодируйте слово (Компьютер) и декодируйте слово (54 6F 72 6E 61 64 6F) с помощью таблицы ASCII. 4. Составьте таблицы истинности для выражения А √ (В : & А ). 5. Упростите формулу, используя законы склеивания 6. Запишите алгоритм для решения задачи: у : =. Вариант 2 1. Алгоритм выполнения команды. 2. Переведите смешанное число 45,51 из десятичной в шестнадцатеричную систему счисления. 3. Закодируйте слово (Процессор) и декодируйте слово (49 20 6С 6F 76 65 20 79 6F 75) с помощью таблицы ASCII. 4. Составьте таблицы истинности для выражения А Ú (В & А & С ). 5. Упростите формулу, используя законы поглощения: a Ú a × b Ú a × b × c Ú a × d × f . 6. Запишите алгоритм для решения задачи: у : =. Вариант 3 1. Процессор, основные характеристики, типы процессоров. 2. Переведите смешанное число 45,51 из десятичной в восьмеричную систему счисления. 3. Закодируйте слово (Информатика) и декодируйте слово (49 20 6С 6F 76 65 20 79 6F 75) с помощью таблицы ASCII. 4. Составьте таблицы истинности для выражения А &(В & А & С ). 5. Упростите формулу, используя законы поглощения a × b × (a × c Ú a × b ). 6. Запишите алгоритм для решения задачи: у : = Вариант 4 1. Алгоритм перевода из системы Р в систему Q = 2n . 2. Переведите смешанное число 48,21 из десятичной в восьмеричную систему счисления. 3. Закодируйте слово (Логика) и декодируйте слово (49 20 6С 6F 76 65 20 79 6F 75) с помощью таблицы ASCII. 4. Составьте таблицы истинности для выражения А &(В & А Ú С ). 5. Упростите формулу, используя законы поглощения: 6. Запишите алгоритм для решения задачи: у : = Вариант 5 1. Устройства ввода и вывода. 2. Переведите смешанное число 48,21 из десятичной в шестнадцатеричную систему счисления. 3. Закодируйте слово (Процессор) и декодируйте слово (49 20 6С 6F 76 65 20 79 6F 75) с помощью таблицы ASCII. 4. Составьте таблицы истинности для выражения А &(В & А Ú С ). 5. Упростите формулу 6. Запишите алгоритм для решения задачи: y : =. Вариант 6 1. Память, основные характеристики, виды памяти. 2. Переведите смешанное число 48,21 из десятичной в двоичную систему счисления. 3. Закодируйте слово (Любовь) и декодируйте слово (54 6F 72 6E 61 64 6F) с помощью таблицы ASCII. 4. Составьте таблицы истинности для выражения А &(В & А Ú С ). 5. Упростите формулу (А Ú В Ú С ) &(А Ú В Ú С ). 6. Запишите алгоритм для решения задачи: y : =. Вариант 7 1. Двоичная арифметика. 2. Переведите смешанное число 29,85 из десятичной в двоичную систему счисления. 3. Перейдите от десятичного кода к шестнадцатеричному и декодируйте следующие тексты: 111 114 100. 4. Составьте таблицы истинности для выражения Ú Ú 5. Упростите формулу 6. Запишите алгоритм для решения задачи: y : =. Вариант 8 1. Логический элемент компьютера, схемы И, ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ, триггер. 2. Переведите смешанное число 48,21 из десятичной в шестнадцатеричную систему счисления. 3. Перейдите от десятичного кода к шестнадцатеричному и декодируйте следующие тексты: 068 079 083. 4. Составьте таблицы истинности для выражения Ú Ú 5. Упростите формулу (А Ú В Ú С ) & (А Ú В Ú С ). 6. Запишите алгоритм для решения задачи: y : = Вариант 9 1. Основные законы алгебры логики. 2. Переведите смешанное число 484,21 из десятичной в восьмеричную систему счисления. 3. Перейдите от десятичного кода к шестнадцатеричному и декодируйте следующие тексты: 068 079 083. 4. Составьте таблицы истинности для выражения А &(В & А Ú С ). 5. Упростите формулу (А Ú В Ú С ) &(А Ú В Ú С ). 6. Запишите алгоритм для решения задачи: y : = Вариант 10 1. Процессор, основные характеристики, типы процессоров. 2. Переведите смешанное число 45,51 из десятичной в восьмеричную систему счисления. 3. Закодируйте слово (Информатика) и декодируйте слово (49 20 6С 6F 76 65 20 79 6F 75) с помощью таблицы ASCII. 4. Составьте таблицы истинности для выражения А &(В & А & С ). 5. Упростите формулу, используя законы поглощения: a × b × (a × c Ú a × b ). 6. Запишите алгоритм для решения задачи: y : = Список рекомендуемой литературы 1. Кузин А.В. Микропроцессорная техника / А.В. Кузин, М.А. Жаворонков. – М. : Академия, 2004. – 304 с. 2. Каган Б.М. Электронные вычислительные машины и системы / Б.М. Каган. – М. : Энергия, 2007. – 250 с. 3. Черношвец Т.А. Математические и логические основы вычислительной техники : конспект лекций : для студентов специальности 230101 очной и заочной форм обучения / Т. А. Черношвец ; Воронеж. гос. пром.-гуманитар. колледж. – Воронеж : ВГПГК, 2008. – 67 с. |