Учебное пособие: Методические указания по самостоятельной работе студентов Киров
Название: Методические указания по самостоятельной работе студентов Киров Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра математики Вычислительная математика Методические указания по самостоятельной работе студентов Киров 2010 Печатается по решению кафедры математики, протокол № 8 от 09 апреля 2010 г.Вычислительная математика: Методические указания по самостоятельной работе студентов / Сост. Ковязина Е.М. – Киров: ВСЭИ, 2010. – 16 с. – (кафедра математики) Методические указания разработаны в соответствии с учебной программой дисциплины «Вычислительная математика» основной образовательной программы направления «Информатика и вычислительная техника». Методические указания содержат задания к контрольной работе, список основной и дополнительной литературы. © Вятский социально-экономическийинститут (ВСЭИ), 2010Пояснительная записка Перед выполнением контрольной работы студент должен изучить соответствующие разделы курса по рекомендованным учебным пособиям. Если студент испытывает затруднения в освоении теоретического или практического материала, то он может получить консультацию у ведущего дисциплину преподавателя (см. часы консультаций на кафедре математики ВСЭИ). Контрольная работа представляется на листах формата А4, титульный лист оформляется по стандартному образцу. Решения задач необходимо приводить в той же последовательности, что и в предложенных вариантах. При этом условие задачи должно быть полностью переписано перед её решением. Решение задания выполняется на любом, известном вам, языке программирования. Программные коды должны быть приложены к контрольной работе. В прорецензированной зачтенной работе студент должен исправить отмеченные рецензентом ошибки и учесть его рекомендации и советы. Если же работа не зачтена, то ее выполняют еще раз и сдают на повторную рецензию. Зачтенные контрольные работы предъявляются студентом при сдаче экзамена. Контрольная работа состоит из 10 вариантов, по 5 заданий в каждом варианте. Номер варианта выбирается в зависимости от последней цифры зачетной книжки студента: 1 – 1 вариант 2 – 2 вариант 3 – 3 вариант 4 – 4 вариант 5 – 5 вариант 6 – 6 вариант 7 – 7 вариант 8 – 8 вариант 9 – 9 вариант 0 – 10 вариант Задания контрольной работы Вариант 1 1. Решить методом простой итерации и методом Зейделя систему уравнений (решение найти с точностью 2. Построить интерполяционный многочлен Ньютона по следующей таблице значений функции
. Вычислить значение у для х =3. 3. Отделить корни уравнения графически и вычислить их, используя метод Ньютона и метод хорд ( 4. Вычислить интеграл тремя способами: методами прямоугольника, трапеции и Симпсона: 5. Применяя метод Эйлера, найти решение дифференциального уравнения с данными начальными условиями в указанных точках: Вариант 2 1. Решить методом простой итерации и методом Зейделя систему уравнений (решение найти с точностью 2. Построить интерполяционный многочлен Ньютона по следующей таблице значений функции
. Вычислить значение у для х=9. 3. Отделить корни уравнения графически и вычислить их, используя метод Ньютона и метод хорд ( 4. Вычислить интеграл тремя способами: методами прямоугольника, трапеции и Симпсона. Сравнить полученные значения с точным решением: 5. Применяя метод Эйлера, найти решение дифференциального уравнения с данными начальными условиями в указанных точках:
Вариант 3 1. Решить методом простой итерации и методом Зейделя системы уравнений (решение найти с точностью 2. Построить интерполяционный многочлен Ньютона по следующей таблице значений функции
.Вычислить значение у для х=15. 3. Отделить корни уравнения графически и вычислить их, используя метод Ньютона и метод хорд ( 4. Вычислить интеграл тремя способами: методами прямоугольника, трапеции и Симпсона. Сравнить полученные значения с точным решением: 5. Применяя метод Эйлера, найти решение дифференциального уравнения с данными начальными условиями в указанных точках:
Вариант 4 1. Решить методом простой итерации и методом Зейделя системы уравнений (решение найти с точностью 2. Построить интерполяционный многочлен Ньютона по следующей таблице значений функции
.Вычислить значение у для х=0,5. 3. Отделить корни уравнения графически и вычислить их, используя метод Ньютона и метод хорд ( 4. Вычислить интеграл тремя способами: методами прямоугольника, трапеции и Симпсона. Сравнить полученные значения с точным решением: 5. Применяя метод Эйлера, найти решение дифференциального уравнения с данными начальными условиями в указанных точках:
Вариант 5 1. Решить методом простой итерации и методом Зейделя системы уравнений (решение найти с точностью 2. Построить интерполяционный многочлен Ньютона по следующей таблице значений функции
.Вычислить значение у для х=2,5. 3. Отделить корни уравнения графически и вычислить их, используя метод Ньютона и метод хорд ( 4. Вычислить интеграл тремя способами: методами прямоугольника, трапеции и Симпсона. Сравнить полученные значения с точным решением: 5. Применяя метод Эйлера, найти решение дифференциального уравнения с данными начальными условиями в указанных точках:
Вариант 6 1. Исследовать сходимость и решить методом простой итерации и методом Зейделя системы уравнений (решение найти с точностью 2. Построить интерполяционный многочлен Ньютона по следующей таблице значений функции
.Вычислить значение у для х=0,5. 3. Отделить корни уравнения графически и вычислить их, используя метод Ньютона и метод хорд ( 4. Вычислить интеграл тремя способами: методами прямоугольника, трапеции и Симпсона. Сравнить полученные значения с точным решением: 5. Применяя метод Эйлера, найти решение дифференциального уравнения с данными начальными условиями в указанных точках:
Вариант 7 1. Решить методом простой итерации и методом Зейделя системы уравнений (решение найти с точностью 2. Построить интерполяционный многочлен Ньютона по следующей таблице значений функции
.Вычислить значение у для х=0,5. 3. Отделить корни уравнения графически и вычислить их, используя метод Ньютона и метод хорд ( 4. Вычислить интеграл тремя способами: методами прямоугольника, трапеции и Симпсона: 5. Применяя метод Эйлера, найти решение дифференциального уравнения с данными начальными условиями в указанных точках: Вариант 8 1. Исследовать сходимость и решить методом простой итерации и методом Зейделя системы уравнений (решение найти с точностью 2. Построить интерполяционный многочлен Ньютона по следующей таблице значений функции
.Вычислить значение у для х=5. 3. Отделить корни уравнения графически и вычислить их, используя метод Ньютона и метод хорд ( 4. Вычислить интеграл тремя способами: методами прямоугольника, трапеции и Симпсона: 5. Применяя метод Эйлера, найти решение дифференциального уравнения с данными начальными условиями в указанных точках:
Вариант 9 1. Решить методом простой итерации и методом Зейделя системы уравнений (решение найти с точностью 2. Построить интерполяционный многочлен Ньютона по следующей таблице значений функции
.Вычислить значение у для х=2,5 . 3. Отделить корни уравнения графически и вычислить их, используя метод Ньютона и метод хорд ( 4. Вычислить интеграл тремя способами: методами прямоугольника, трапеции и Симпсона: 5. Применяя метод Эйлера, найти решение дифференциального уравнения с данными начальными условиями в указанных точках:
Вариант 10 1. Решить методом простой итерации и методом Зейделя системы уравнений (решение найти с точностью 2. Построить интерполяционный многочлен Ньютона по следующей таблице значений функции
.Вычислить значение у для х=1,5. 3. Отделить корни уравнения графически и вычислить их, используя метод Ньютона и метод хорд ( 4. Вычислить интеграл тремя способами: методами прямоугольника, трапеции и Симпсона: 5. Применяя метод Эйлера, найти решение дифференциального уравнения с данными начальными условиями в указанных точках:
Теоретические основы для выполнения контрольной работы О приближенных вычислениях Реальное проведение любых вычислений проводится над числами, которые задаются не только точно, но и приближенно. Например, запись 7/3 обозначает число, но записать его в виде десятичной дроби можно только приближенно. Если же вычисления проводятся на компьютере, то приближенно записывать приходится не только числа типа 7/3, но многие другие. В результате возникают ошибки, которые постепенно накапливаются и искажают результат. К настоящему времени все программные средства, благодаря которым на компьютерах проводятся вычисления, устроены так, что точность проводимых расчетов можно регулировать программно. Можно, например, «поручить» компьютеру вести вычисления с точностью до трех знаков после десятичной запятой; определение точности результата в этом случае может оказаться сложнейшей математической задачей. В некоторых случаях полученный результат можно запросить заново с большей точностью или оставить без изменения. Алгоритм, по которому ведутся вычисления, может быть устойчивым к приближенным числам и может не быть таковым. Слова «устойчивый алгоритм» означают, что чем точнее задаются числа для обработки, тем точнее получается результат, причем для любой точности результата можно указать такую точность обрабатываемых чисел, что алгоритм приведет к результату именно с этой заданной точностью. В последующем мы столкнемся именно с такой ситуацией при изучении метода итераций для решения систем линейных алгебраических уравнений. Примером метода, который не является устойчивым к приближенным числам, является метод последовательного исключения неизвестных для решения тех же систем. Одну из его реализаций мы рассмотрим в ближайшее время. Алгоритм, реализующий те или иные вычисления, может требовать различное время для своей работы. Чем большего времени требует алгоритм, тем более высокую сложность по времени он имеет. Точно так же, чем больше компьютерной памяти требуется для реализации алгоритма, тем более высокую сложность по памяти он имеет. Метод деления отрезка пополам для решения уравнений Речь по-прежнему идет об отыскании корней уравнения
т.е. таких чисел О функции Напоминаем, отделить корень
уравнения - это значит найти такой интервал (a,b
), который, во-первых, содержит корень уравнения и, во-вторых, содержит только один корень этого уравнения. Доказывается, что если на концах некоторого интервала (a,b) функция Отсюда возникает простая методика приближенного поиска корня, отделенного в интервале (a,b
): надо построить последовательность точек Если с самого начала задается некоторая точность вычислений, то на практике построение последовательности Описанный метод уточнения корня называется методом деления отрезка пополам. Метод хорд для решения уравнений Предположим теперь на отрезке
При описании метода деления отрезка пополам строилась последовательность отрезков В качестве отрезка Из двух отрезков Затем в качестве отрезка Метод касательных для решения уравнений Вновь рассмотрим ситуацию отделенного на отрезке Пусть Нетрудно получить аналогичные формулы для случаев, когда знаки упомянутых выше значений иные. Важен принцип: касательная проводится к графику в той точке, где знак значения функции совпадает со знаком ее второй производной. После этого из двух отрезков Методика решения алгебраического уравнения Мы остановимся здесь подробнее на методике решения алгебраического уравнения, т.е. уравнения вида: При работе той или иной процедуры часто возникает необходимость вычислить значение Далее заметим, что из алгебры известно следующее: существует простая формула, по которой устанавливается интервал (-R,R
) такой, что если уравнение
Предположим теперь, что относительно производной И еще одно замечание. Если вещественные корни (все) уравнения Процедуру выяснения участков знакопостоянства производной Полученная в процессе решения информация позволяет установить также и кратность каждого корня уравнения Основная литература 1. Бахвалов Н., Жидков Н., Кобельков Г. Численные методы. – М. – СПб.: Физматлит, 2008. 2. Пирумов У.Г. Численные методы. – М.: Дрофа, 2009. 3. Поршнев С.В. Вычислительная математика. – СПб.: БХВ - Петербург, 2004. Дополнительная литература1. Бакушинский А.Б., Власов В.К. Элементы высшей математики и численных методов. – М.: Просвещение, 1968 2. Бутузов и др. Математический анализ в вопросах и задачах: Уч. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2007. 3. Гусак А.А., Гусак Г.М. Справочник по высшей математике. - Минск, 2009. 4. Колесников А.И. Краткий курс математики для экономистов. - М.: ИНФА-М, 20009. 5. Понтрягин Л.С. Обыкновенные дифференциальные уравнения. – М.: Наука, 2004. 6. Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления. - М.: Наука 1999. Ковязина Елена Михайловна Вычислительная математикаМетодические указания Ответственный за выпуск: Глушкова А.И. Технический редактор: Кочуров М.Г. Корректор: Журавлева О.Н. Издательский орган ВСЭИ 610000 Киров, Большевиков, 91А тел./факс 67-02-35 Подписано в печать «____» ____________ 20__ г. Тираж ____ экз. Отпечатано на ризографе ВСЭИ |