Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Социальная психология и этика делового общения» для студентов заочной формы обучения всех специальностей 2006
Название: Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Социальная психология и этика делового общения» для студентов заочной формы обучения всех специальностей 2006 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию РФ ФГОУ СПО Комсомольский – на – Амуре Техникум информационных технологий и сервиса
Методические указанияи контрольные задания по дисциплине «Социальная психология и этика делового общения» для студентов заочной формы обучения всех специальностей 2006
-2- Содержание 1. Введение 2. Требования к оформлению работы 3. Примерное содержание учебной дисциплины 4. Варианты контрольной работы 5. Вопросы к зачету 6. Рекомендуемая литература -3- 1. Введение Данная дисциплина призвана помочь студентам преодолеть стереотипы командно-административного типа мышления, выработать умение руководить людьми, способность анализировать любые самые сложные деловые ситуации, не бояться новизны решений, помочь даже из негативного опыта извлекать позитивные выводы, приучить к постоянному самоанализу и объективной оценке своих действий и окружающих людей. Особое внимание обращено на саму форму предпринимательского поведения, на различные аспекты общения. Эта дисциплина тесно связана с такими науками, как философия, социология, история, социальная психология, менеджмент, но обладает своей спецификой: не только дает полезные советы современному предпринимателю в области общения, но и объясняет, почему он должен так себя вести, учитывая особенности той социальной сферы, в рамках которой происходит реальное деловое общение. В ходе выполнения контрольной работы студент самостоятельно работает с учебными источниками, выбирает и осмысливает материал, определяет собственную точку зрения. Автор контрольной работы должен продемонстрировать умение систематизировать материал в соответствии с логикой выбранной темы. -4- 2. Требования к оформлению контрольной работы: 1) Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А4, шрифт – 12, интервал – 1,5). 2) Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы; 3) Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии. 4) В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа должна быть переделана в установленные сроки. 5) Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента (определяется по групповому журналу). -5- 3. Примерное содержание учебной дисциплины1. Введение. Социальная психология делового общения. Цели и задачи курса, исторический аспект развития социальной психологии. Основные этапы направления: античный период, эпоха Нового времени, психология народов и психология толпы. Теория психологической защиты личности, способы защиты. (Аристотель, Платон, О.Конт, В.Ключевский, Т. Лебон, Э.Фрейд). Вопросы для самоконтроля: 1. Что является предметом изучения психологии делового общения? 2. Как национальность влияет на общение? 3. В чем особенности поведения индивида в толпе? 2. Психология общения Деловое общение. Процессы восприятия и понимания в общении. Механизмы межличностного и межгруппового общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Умение слушать. Общение как взаимодействие – ориентация на контроль и понимание. Основные этапы делового общения. Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите механизмы межличностного общения. 2. Какие факторы влияют на создание стереотипов? 3. В чём сущность теории трансакционного анализа? 3. Деловое общение в рабочей группе Понятие рабочей группы. Признаки зрелости рабочей группы. Типы взаимоотношений в рабочей группе. Морально-психологический климат и основные этапы его формирования. Взаимосвязь темперамента и общения. Проблема лидерства в группе. Типы лидеров. Вопросы для самоконтроля: 1. Чем отличается рабочая группа от других малых групп? 2. Перечислите признаки зрелости рабочей группы? 3. Как влияет неформальная структура на формирование морально-психологического климата? 4. Стиль руководства. Конфликты и пути их решения Стиль руководства как способ реализации поставленных задач. Стиль мышления. Выбор стиля руководства. Понятие конфликтной ситуации. Причины и стадии протекания конфликта. Поведение в конфликтной ситуации. -6-
Вопросы для самоконтроля: 1. От чего зависит выбор стиля руководства? 2. Перечислите основные качества руководителя. 3. Назовите универсальные источники конфликта. 5. Общение и этика Этика как наука и морали. Понятие культуры общения. Взаимосвязь моральных отношений и делового общения. Этикет и профессиональная этика. Нормы профессиональной этики. Вопросы для самоконтроля: 1. Как связаны общественное мнение и нравственное поведение? 2. Перечислите основные составляющие культуры общения. 3. Каковы основные принципы профессиональной этики? 6. Деловой этикет Правила этикета: приветствие, представление, обращение, умение задавать вопросы. Общение с клиентом. Умение вести переговоры, переписку, строить телефонный разговор. Этикет и такт. Вопросы для самоконтроля: 1. Чем различаются этика и этикет? 2. Почему профессионал должен владеть и соблюдать правила этикета? 3. Перечислите основные правила ведения переговоров? -7- Контрольная работа № 1 Вариант I 1. Исторический аспект развития социальной психологии, основные направления. 2. Проблемы лидерства в рабочей группе. Типы лидеров. 3. Правила этикета: приветствия, обращения, умения задавать вопросы.
Вариант II 1. Восприятие и понимание в процессе общения. 2. Стиль руководства как способ реализации поставленных задач. 3. Особенности делового телефонного разговора. Его структура.
Вариант III 1. Общение как коммуникация. Передача информации вербальными средствами. Роль обратных связей. 2. Основные стили поведения руководителя. 3. Структура делового письма. Основные требования к деловой переписки.
-8- Вариант IV 1. Невербальные средства общения. Искусство слушать и слышать. 2. Причины и психология конфликтов в деловом общении. 3. Современные виды делового этикета, его функции и нормы.
Вариант V 1. Общение как взаимодействие. Восприятие положения партнера. 2. Выбор стиля руководства в рабочей группе. 3. Роль делового этикета в бизнесе.
Вариант VI 1. Основные этапы делового общения, их характеристика. 2. Взаимосвязь нравственности и общения в современном обществе. 3. Основные правила ведения переговоров, деловых бесед, совещаний.
-9- Вариант VII 1. Рабочая группа как социально-психологическая общность людей. 2. Понятие конфликтной ситуации. Причины и стадии протекания конфликта. Поведение в конфликтной ситуации. 3. Нормы профессиональной этики предпринимателя.
Вариант VIII 1. Формирование морально-психологического климата в коллективе. 2. Этика как наука о морали. Взаимосвязь моральных отношений и нравственного поведения. 3. Роль визитных карточек в этикете. Структура визитной карточки. Требования к оформлению и использованию.
Вариант IX 1. Неформальная структура рабочей группы, особенности её формирования. 2. Связь темперамента и делового общения. 3. Функции этикета. Соотношения такта и делового этикета.
Вариант X 1. Стресс, его причины и основные стадии развития. Выход из стрессовой ситуации. 2. Деловое общение в рабочей группе: признаки зрелости рабочей группы, типы взаимоотношений. 3. Правила этикета: знакомство, представление, общение в деловом общении.
-11- Вопросы к зачету по предмету «Социальная психология и этика делового общения» 1. Цели и задачи курса. Предмет социальной психологии; 2. Исторические аспекты развития социальной психологии; 3. Восприятие и понимание в процессе общения; 4. Общение как коммуникация. Невербальные средства общения 5. Передача информации вербальными средствами; 6. Роль обратных связей в передаче информации; 7. Общение как взаимодействие. Основные этапы делового общения; 8. Рабочая группа как социально-психологическая общность; 9. Формирование морально-психологического климата; 10. Неформальная структура рабочей группы, ее формирование; 11. Связь темперамента и делового общения; 12. Проблемы лидерства в рабочей группе. Типы лидеров; 13. Стиль руководства как способ реализации поставленных задач; 14. Выбор стиля руководства; 15. Причины и психология конфликтов; 16. Основные стили поведения руководителя в конфликтах; 17. Стресс и психическое здоровье; 18. Содержание понятия «Культура общения» 19. Особенности и нормы профессиональной этики в деловом общении; 20. Связь нравственности и общения в современном обществе; 21. Современные виды делового этикета, его функции и нормы; 22. Деловой телефонный разговор и его структура; 23. Особенности деловой переписки. Структура делового письма; 24. Роль делового этикета в бизнесе. -12- Литература:
1. Г.Н. Бороздина. – Психология делового общения. М.: 2000 г. 2. Т.И.Васильева. – «Правила этикета». М.: 1992 г. 3. Казаков, Кондратьева. - «Психология». М.: 1989 г. 4. В.И.Курбатов. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону: 1996 г. 5. А.С.Пелих. – «Имидж делового человека». М.: 1997 г. 6. А.А.Радугин. – «Педагогика и психология». М.: 1999 г. 7. А.В. Рогов. – «Психология». М.: 1999 г. 8. Социальная психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н.Лавриненко. М.: 1997 г. 9. Холопова, Лебедева. – «Протокол и этикет для деловых людей». М.: 1995 г. 10. А.С.Шевандрин. – «Социальная психология в образовании». М.: 1996 г. |