Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания для студентов первого курса по дисциплине «Отечественная история»
Название: Методические указания и контрольные задания для студентов первого курса по дисциплине «Отечественная история» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГОУ ВПО «МГТУ») Кафедра «Социальная работа и теология» Методические указания и контрольные задания для студентов первого курса по дисциплине «Отечественная история» специальностям: 040101.65 «Социальная работа», 030501.65 «Юриспруденция» заочной формы обучения Мурманск 2008 Составитель – Малышко Александр Алексеевич, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальная работа» МГТУ Рецензент – Кузнецов Александр Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальная работа» МГТУ ОГЛАВЛЕНИЕ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 9 СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ... 10 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 27
1. Соответствие ГОС ВПО направления подготовки дипломированного специалиста: Методические указания составлены на основе ГОС ВПО по специальностям: 350500 (040101.65) «Социальная работа», утвержденного 10.03.2000 г. (номер государственной регистрации № 83 мжд/сп) 030501.65 (021100) «Юриспруденция», утвержденного 27.03.2000 г. (номер государственной регистрации № 260 гум/сп) Дисциплина «Отечественная история» в соответствии с рабочим учебным планом специальностей включена в блок «Общие гуманитарные и социально - экономические дисциплины». 2. Сущность дисциплины и цель ее изучения: Изучение данной дисциплины направлено на усвоение студентами необходимого минимума знаний по «Отечественной истории», для применения их в дальнейшей практической деятельности. Цели изучения дисциплины «Отечественная история» является подготовка специалистов с высшим образованием по циклу: «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в соответствии с квалификационной характеристикой и типовым учебным планом. Задачи дисциплины: - помочь студентам разобраться в наиболее сложных проблемах отечественной истории второй половины XIX - ХХ вв.; - выявить место и роль России в истории мировой цивилизации, показать общее и особенное в судьбах нашего Отечества по сравнению с другими народами и государствами; - провести анализ узловых моментов отечественной истории. 3. Значение дисциплины в подготовке специалиста: Специалист по социальной работе, юрист, изучив «Отечественную историю» должен: Знать: · особенности и основные этапы экономического и политического развития России; · специфику российской модернизации и особенности развития России в XXI веке; Уметь: · обосновать мобилизационный тип отечественного развития, дать характеристику специфике социальной трансформации общества в ХX - XXI веках; · дать анализ времени революций, НЭПу, феномену сталинизма, Великой Отечественной войне, эпохе хрущевских реформ, эпохе «застоя», политике перестройки, постсоветской эпохе; Обладать навыками: · владения дискурсом российских реформ и революций; · формулировки и обоснования собственных оценок исторических событий и явлений. 4. Взаимосвязь дисциплины с другими изучаемыми студентами дисциплинами: Для изучения дисциплины «Отечественная история» студентам необходимы знания по дисциплинам: 1. Культурология – позволит усвоить достижение российской цивилизации в области культуры, осознать, что российская культура есть составная часть общемировой и неразрывна с ней.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Основная:
Дополнительная:
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Введение. Россия и мировой исторический процесс. Студент должен знать: Предмет и задачи курса. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Россия в мировом сообществе. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Студент должен уметь: - классифицировать исторический источник; - применять различные методы к изучению дисциплины; - применять значение факта, извлекаемых из исторических источников. Методические рекомендации: Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний. Рекомендованная литература: [1], [3], [10], [15], [17]. Вопросы для самопроверки: 1.Что такое история? 2.Дать классификацию исторических источников? 3.В чем заключается сущность формационного подхода к изучению истории? 4.В чем заключается сущность цивилизационного подхода к изучению истории? 5.Что такое исторический факт? 6.Методология и теория исторической науки? 7.Античное наследие в эпоху Великого переселения народов? Тема 2.1. Древняя Русь. От Киевской Руси к России. Студент должен знать: Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в древности. Языческая культура восточных славян. Основные этапы становления государственности у восточных славян. Проблема норманнского влияния на становление российской государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Формирование феодальных отношений. Киевская Русь при Ярославе Мудром. Феодальная раздробленность на Руси. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Распространение ислама. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Возвышение Москвы. Специфика формирования единого российского государства. Студент должен уметь: - из рекомендованной литературы выбрать ответы на вопросы темы; - выделить особенности возникновения Руси; - разобраться в причинах феодальной раздробленности на Руси. Методические рекомендации: Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний. Рекомендованная литература: [2], [6], [10], [18]. Вопросы для самопроверки:
Тема 2.2 Россия в мировой цивилизации. Начало модернизации России. Студент должен знать: Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюцию форм собственности на землю. Структуру феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Кризис модели российского общества при Иване Грозном. Смутное время: сущность, этапы, итоги. Россия при первых Романовых. Формирование сословной системы организации общества. Церковный раскол. Предпосылки складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Реформы Петра I. Изменение геополитического положения России в первой четверти XVIII в. Дворцовые перевороты и их последствия. «Век Екатерины»: «просвещенный абсолютизм». Екатерининские реформы. Внешнюю политику России во второй половине XVIII в. Студент должен уметь: - определять основные этапы экономического развития России; - разобраться в причинах кризиса модели российского общества при Иване Грозном; - дискуссировать о реформах Петра I и Екатерины II. Методические рекомендации: Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний. Рекомендованная литература: [3], [7], [10], [15], [16]. Вопросы для самопроверки:
Тема 3.1 Проблема эволюции и революции в истории России. Реформы и реформаторы в России Студент должен знать: Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Реформы и реформаторы в России. Попытки либеральных реформ при Александре I. Отечественная война 1812 г. Декабристы. Россия при Николае I. Внутренняя и внешняя политика России в середине XIX в. Отмена крепостного права. «Великие реформы» Александра II и их последствия. Реформы С.Витте. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Народничество. Распространение марксизма в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру. Студент должен уметь: - определять основные этапы становление индустриального общества в России; - разбираться во внутренней и внешней политике России в середине XIX в.; - выделить Русскую культуру XIX в.. Методические рекомендации: Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний. Рекомендованная литература: [1], [3], [8], [13]. Вопросы для самопроверки:
Тема 3.2 От реформ к революциям. Смена модели российского общества в 1917 г . Студент должен знать: Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Начало парламентаризма в России. Политические партии России: генезис, классификация, программа, тактика. Реформы П. Столыпина. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Студент должен уметь: - определять основные этапы реформ в России в начале XX в.; - выделять основные причины прихода к власти в России большевиков; - применять исторические источники как факты истории. Методические рекомендации: Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний. Рекомендованная литература: [1], [3], [9], [10]. Вопросы для самопроверки:
Тема 4.1 Россия в новейшей истории. Поиски модели советского общества Студент должен знать: «Военный коммунизм» как модель советского общества. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. План ГОЭЛРО. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика СССР в межвоенное двадцатилетие. Формирование тоталитарной системы. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Студент должен уметь: - выражать и обосновывать свою позицию по вопросу социально-экономическому развитию СССР в 20-е гг.; - выделять основные причины образования СССР; - разбираться в последствиях культа личности Сталина. Методические рекомендации: Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний. Рекомендованная литература: [2], [4], [9], [16]. Вопросы для самопроверки:
Тема 4.2 Россия в новейшей истории. Подвиг и обманутые ожидания Студент должен знать: СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны (1938-1940 гг.). Великая Отечественная война: основные периоды. Окончание Второй мировой войны. Антигитлеровская коалиция. Создание ООН. Изменение геополитического положения СССР после Второй мировой войны. Холодная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. (1945-1953 гг.). Студент должен уметь: - обосновывать свою позицию по вопросу начала Великой Отечественной войны; - разбираться в изменении геополитического положения СССР после Второй мировой войны; - выделять основные документы и исторические источники начала Холодной войны. Методические рекомендации: Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний. Рекомендованная литература: [4], [9], [14]. Вопросы для самопроверки:
Тема 4.3 Попытки трансформации тоталитарной модели общества. Распад СССР и его последствия Студент должен знать: Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1953-1964 гг. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в 60-80-е гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Октябрьские события 1993 г. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Студент должен уметь: - обосновывать свою позицию по вопросу распада СССР; - разбираться в изменении геополитического положения России после распада СССР; - выделять основные документы и исторические источники новейшего времени. Методические рекомендации: Во время самоподготовки студенту необходимо повторить конспект лекций по дисциплине, использовать рекомендованную литературу, обратить внимание и ответить на вопросы для самопроверки данных методических указаний. Рекомендованная литература: [1], [3], [9], [10] Вопросы для самопроверки:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Контрольная работа представляет собой промежуточный контроль знаний студента в межсессионный период. Она включает - краткое введение, рассмотрение вопросов плана работы, заключение и список литературы, приложение. Тема контрольной работы определяется студентом самостоятельно, по его выбору. Объем работы - 10-15 листов печатного текста через 1,5 интервал, или в рукописном варианте в объеме школьной тетради 12 листов. Выполняя работу, студент должен изучить материал, обращаясь к рекомендованным учебникам, спискам литературы. Одним из требований к контрольной работе является подкрепление теоретических положений практикой. Контрольную работу необходимо сдать в деканат факультета заочного социально-экономического образования за 1 месяц до начала сессии. Перечень рекомендуемых тем контрольных работ 2. Русь и Степь в X1 – X111 вв. 3. Монголо-татарское иго в российской историографии. 4. Соперничество Москвы и Твери в X111 – XУ вв. 5. Опричнина в русской исторической науке. 6. Политика Бориса Годунова. 7. Преобразование Петра 1, их суть и значение. 8. «Дело» царевича Алексея. 9. «Кондиции» как попытка ограничения самодержавия в России. 10. Социальная политика в России ХУ111 в. 11. Царствование Павла 1 (замысел и результат). 12. Попытки либеральных реформ Александра 1. 13. Партизаны в Отечественной войне 1812 г. 14. Политическая программа Николая 1. 15. Крестьянская реформа 1861 года. 16. Особенности революционного движения в России (русский социализм, народничество, русский марксизм). 17. Русско – японская война: причины поражения. 18. Политические партии в Феврале 1917 г. 19. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. 20. Октябрь 1917 года в исторической науке: существовала ли альтернатива? 21. Белое движение: причины поражения. 22. Политические аспекты НЭПа. 23. Коллективизация в СССР. 24. Внешняя политика СССР в к.30-х – н.40-х годов: основные направления. 25. Сельское хозяйство СССР в годы Великой Отечественной Войны. 26. Партизанское движение в годы Великой Отечественной Войны. 27. Командный состав Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны. 28. И. С. Хрущев: исторический портрет. 29. СССР после 1985 года. 30. Хроника чеченской войны. Контрольные вопросы к экзамену: 1. Объект и предмет истории. Формационный и цивилизационный подход к изучению истории. 2. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций. Характеристика российской цивилизации. 3. Этногенез восточных славян. Общественный строй, быт и религия восточных славян в VI-VIII вв. н.э. 4. Причины и предпосылки образования государства у восточных славян в IX в. Образования государства Киевская Русь. Роль варягов в этом процессе. 5. Развитие государственности на Руси в первой половине X в. Внешняя политика первых киевских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). 6. Причины, процесс и значение принятия христианства на Руси. 7. Киевская Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, формирование феодальных отношений, развитие культуры. 8. Причины, предпосылки и результаты феодальной раздробленности на Руси. Роль Владимира Мономаха в сохранении единства Киевской Руси. 9. Борьба русского народа в XIII в. против монгольского нашествия и экспансии крестоносцев. Позиции Александра Невского и Даниила Галицкого. 10. Варианты цивилизационного развития русских земель в XIII-XV вв. : московский, новгородский, литовский. 11. Русь и Золотая Орда (XIII-XV вв.): последствия нашествия, система взаимоотношений русских княжеств с Ордой. Влияние ислама на русские земли. 12. Причины и начало создания единого русского государства в XIV в. Роль Ивана I Калиты и Дмитрия Донского в этом процессе. 13. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в XV-нач. XVI вв. Особенности русского государства при Иване III. Судебник 1497 года. 14. Поцесс формирования и сущность крепостного права (XV-XVII вв.). 15. Реформы “Избранной рады”. Опричнина. Итоги правления Ивана Грозного. 16. Внешняя политика Ивана Грозного и изменение геополитического положения России во второй половине XVI в. 17. Смутное время (кон. XVI-1613 г.): сущность, причины, основные события, итоги. 18. Земский собор 1613 г., избрание на царство Михаила Романова. Окончание польско-шведской интервенции (Столбовский мир и Деулинское перемирие). Расширение территории Русского государства в XVII в. 19. Усиление самодержавной власти и социальные конфликты середины XVII в. 20. Церковный раскол и народные движения второй половины XVII в. Выступление под руководством С. Разина. 21. Государственно-политическое реформирование России при Петре I. 22. Социальные изменения при Петре I. Переворот в русской культуре в первой четверти XVIII в. 23. Внешняя политика Петра I. Изменение геополитического положения России в первой четверти XVIII в. 24. Причины и сущность “эпохи дворцовых переворотов” (1725-1762 гг.). Социально-политические изменения в России в сер. XVIII в. 25. ”Просвещенный абсолютизм” Екатерины II: реформы государственного управления, изменения в сословной политике. Выступление под руководством Е. Пугачева. 26. Внешняя политика России при Екатерине II. Европеизация русской культуры в последней четверти XVIII в. 27. Внутренняя и внешняя политика России при Павле I. 28. Попытки реформирования России при Александре I. Причины незавершенности реформ первой четверти XIX в. 29. Внешняя политика России в 1801-1814 гг. Отечественная война (1812 г.) и Венский конгресс (1815 г.). 30. Движение декабристов и его итоги. Конституционные проекты П. Пестеля и Н. Муравьева. 31. Основные направления внутренней политики Николая I. Социально-экономические изменения в сер. XIX в. 32. Внешняя политика России в сер. XIX в. Крымская война (1853-1856 гг.): причины, основные этапы, итоги. 33. Крестьянская реформа 1861 г.: причины, предпосылки, основные положения, результаты. Влияние отмены крепостного права на процесс модернизации России. 34. Создание системы местного самоуправления в России в 60-х-70-х гг. XIX в.: земская и городская реформы. Их влияние на процесс модернизации России. 35. Либеральные реформы 60-х-70-х гг. XIX в.: судебная, военная, образовательная. Их влияние на процесс модернизации России. 36. Изменение политического курса русского правительства в 80-90х гг. XIX в. Контрреформы Александра III и ее результаты. 37. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период (60-90-е гг. XIX в.). 38. Реформы С. Ю. Витте и их результаты (90-е гг. XIX в.). 39. Консервативное направление в русской общественно-политической жизни XIX в. 40. Либеральное направление в русской общественно-политической жизни XIX в. (западники, славянофилы, земское движение). 41. Движение народников (60-70-е г. XIX в.) и его результаты. 42. Распространение марксизма в России (80-90-гг. XIX в.). Создание РСДРП и раскол социал-демократов на большевиков и меньшевиков. 43. Причины и основные события революции 1905-1907 гг. Манифест 17 октября 1905 г. и его последствия. Итоги первой русской революции. 44. Первый опыт парламентаризма в России: деятельность I, II и III Государственных Дум. 45. Основные политические партии России в начале XX в. (до 1917 г.): программы, социальная база, тактика. 46. Реформаторская деятельность П. А. Столыпина т ее результаты. 47. Участие России в Первой мировой войне. Назревание политического кризиса в стране в ходе войны. 48. Февральская революция 1917 г.: причины, предпосылки, основные события, итоги. 49. Двоевластие как историческая проблема. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Политические кризисы в апреле-июле 1917 г. 50. Обострение национального кризиса в России осенью 1917 г. Победа восстания в Петрограде в октябре 1917 г. Второй съезд Советов, его решения. 51. Формирование советского государства в кон. 1917-сер. 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г. 52. Гражданская война и интервенция в России: причины, основные политические противоборствующие силы, итоги. 53. ”Военный коммунизм” как модель советского общества. 54. Распад Российской империи (кон. 1917-1917 гг.). Военно-политический союз советских республик в период Гражданской войны. Образование СССР: причины, предпосылки. Конституция СССР 1924 г. 55. Нэп как модель советского общества. Успехи и кризисы нэпа. 56. Форсированная индустриализация в СССР в годы первых пятилеток: причины, методы осуществления, итоги. 57. Коллективизация в СССР в годы довоенных пятилеток: причины, методы осуществления, итоги. 58. Расширение СССР в 20-30-е гг. Конституция СССР 1936 г. 59. Формирование тоталитарной системы в СССР в кон. 20-х-30-е гг. Политические репрессии довоенного периода. 60. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны. Расширение границ СССР в 1939-1940 гг. 61. Основные периоды и крупнейшие сражения Великой Отечественной войны. Отношения СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции. 62. Изменения политической системы СССР в период Великой Отечественной войны. Советская экономика в годы войны. Потери советского народа в войне. 63. Реформирование политической системы СССР после смерти И. В. Сталина. 64. Экономические и социальные преобразования в СССР в 1953-1964 гг. Итоги и уроки “оттепели”. 65. Изменение геополитического положения СССР после Второй мировой войны. Основные направления внешней политики СССР в 1945-1963 гг. 66. Основные направления социально-экономического развития СССР в 1964-1985 гг. Экономическая реформа 1965 г. и ее результаты. 67. Изменения в политической системе СССР в 1964-1985 гг. Внешняя политика СССР в период разрядки напряженности. 68. Экономические и политические реформы в СССР в период перестройки (1985-1991 гг.). 69. Обострение межнациональных отношений в СССР в период перестройки. Распад СССР и его последствия. 70. ”Новое политическое мышление” во внешней политике СССР в период перестройки, его результаты. 71. Социально-экономические реформы в России в 90-х гг. XX в., их результаты. 72. Политический кризис в России в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 г. Образец выполнения контрольной работы ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ТЕОЛОГИЯ» Контрольная работа на тему: «Историческое значение крещения Руси» Выполнил: студент группы ЗСр-1 Сидоров С.А. Проверил: доцент Малышко А.А. Мурманск 2009 Введение……………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Крещение Ольги в 955 г. в Царьграде…………………………………………..…5 Глава 2. Предпосылки крещения в православие Руси...…………………………………….7 Глава 3. Крещение Владимира в 988 г. в Корсуне…………………………………………10 Глава 4. Из язычества в православие………………………………………………………..13 Заключение……………………………………………………………………………………17 Список литературы…………………………………………………………………………...18 Приложения…………………………………………………………………………………...19 С III века христианство победно шествует по Европе. В X веке и Русь принимает новую религию, которая на долгие века станет мировоззрением общества, охватит все сферы общества. 988 год – год крещения киевлян Владимиром I Святославовичем – считается датой крещения Руси[1] . С введением христианства укрепляются международные связи Киевской Руси, она равноправным партнером входит в число государств христианской Европы, начинает широко черпать из общего для всей Европы источника культуры: византийского христианизированного наследия Древней Эллады и цивилизаций Востока. На Русь приходит общеславянская кириллическая письменность – из летописного зерна Византии в круге книжников киевской митрополии вырастает могучее дерево русского летописания… Глава 1. Крещение Ольги в 955 г. В Царьграде «В лето 6463 (955, прим. автора) пошла Ольга в Греки и пришла к Царьграду»[2] . Далее в рассказе древней летописи говорится, что царь Константин предложил Ольге креститься, на что она ответила: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, крести меня сам – иначе не крещусь»[3] ... Более тысячи лет назад, в «сонме» европейских христианских государств появилась Киевская Русь. То, что произошло в конце X века в Древней Руси. Было выдающимся событием в истории нашей Родины. Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия…. Список литературы: 1. Аветисян, С. А История отечества в лицах / С. А. Аветисян, С. Н. Синегубов, Е. М. Тепер. - М. : Росс. нац. библиотека, 1993. - 420 с. 2. Гумилев, Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. - Спб: Юна, 1992. – 342 с. 3. Жизнеописания достопамятных людей земли русской (X – XX вв.) / сост. С. С. Бычков. - М. : Московский рабочий, 1992. – 336 с. 4. Как была крещена Русь / под ред. Г. Прошина. – 2-е изд. - М. : Политиздат, 1989. - 320 с. 5. Карамзин, Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» / сост. и вступ. ст. Г.П. Макогоненко; Коммент. Г. П. Макогоненко и М. В. Иванова. - М. : Правда, 1988. - 768 с. 6. Летопись по лаврентьевскому списку: Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. - М. : Наука, 1962. - 654 с. 7. Лихачев, Д. С. Рассказы начальной русской летописи / Д. С. Лихачев. - М. : Детская литература, 1987. - 152 с. 8. Соловьев, С. М. Чтения и рассказы по истории России / С. М. Соловьев. – М. : Правда,1989. – 768 с. Приложения Рис. 1 Крещение Руси ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ТЕОЛОГИЯ» по «Отечественной истории» на тему: «Анализ деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси» Выполнил: студент группы ЗЮ-1 Иванов И.И. Проверил: доцент Малышко А.А. Мурманск 2009
Введение. 3 Глава 1. Историческая обстановка к моменту начала княжения Александра Невского. 5 Заключение. 6 Список литературы: 7 Приложения. 8 Наиболее древнее произведение литературы посвященной Великому князю – «Житие Александра Невского»[4] . Данное произведение примечательно тем, что написано современником событий, и следовательно, имеет огромное значения для понимания того, как оценивалась личность Александра Невского в те далекие времена, и каково было значение тех событий, участником которых он являлся. «Житие Александра Невского», вероятнее всего, создано в конце XIII в., и было написано человеком лично знавшим князя. Здесь мы не видим четкого хронологического построения, подробного описания важных исторических, но видим восхваление мужественного война, защитника Русской земли - Александра Невского, смотри приложение, рис.1. Выбрав для описания два победоносных сражения русского войска под началом Александра - картину сражений русских со шведами на реке Неве и с немецкими рыцарями на льду Чудского озера, автор постарался представить потомкам Великого князя и его войско, как наделенных героизмом, самоотверженностью и стойкостью во имя интересов русского народа мифических воинов - героев. Не сколько не умоляя литературно - исторического значения произведения, написанного просто и лирично в традициях воинской повести Древней Руси, необходимо отметить некоторый односторонний подход к описанию современниками событий тех лет. Задачу, стоящую перед авторами, на соответствующем их современности историческом рубеже они выполнили. Возвеличивание русского народа, развитие чувства патриотизма и ненависти к врагам, поддержание авторитета военачальников отголоском эха пронесется по истории России вплоть до наших дней. В своей «Истории России с древнейших времен»[5] С. М. Соловьев уделил монголо-татарскому игу и его последствиям не много места. Он преуменьшает последствия татаро-монгольского в историческом развитии Руси. Для нас важно, что он подчеркивает веротерпимость татар вплоть до 1312 года, когда ислам стал государственной религией Золотой Орды. Александра Невского он рисует как руководителя борьбы с агрессией немецких и шведских феодалов. Историк большое внимание уделяет борьбе князя за владимирский Великокняжий престол, которая велась в соответствии с представлениями о старшинстве в роду. По истории Соловьева мы знакомимся с плавным рассказом о конкретных событиях связанных с именем Александра Невского. Интересен взгляд на историю того периода времени изложенный в книге Л.Н. Гумилева «От Руси до России»[6] . Отбросив сентиментальность в описании характеров и настроений Александра Невского, его противников и соратников, Гумилев довольно сжато описывает основные события в главе «Князь Александр и хан Батый»[7] . Основное внимание здесь сосредоточено на заслугах Александра перед русским народом, которые, по видению автора, выражаются в том, что умный и тонкий, сведущий и образованный, и вместе с тем никем, даже родными братьями, не понятый князь Александр «... осознал масштабы католической угрозы и сумел этой угрозе противопоставить союз Руси и монголов»[8] . Здесь явно прослеживается односторонняя оценка событий и исключается возможность альтернативы других мотивов, которыми мог руководствоваться полководец. Вместе с тем, автором книги проделан исторический анализ и высказана определенная точка зрения, которая в последствии, несомненно, окажет помощь исследованию исторических процессов того времени. Глава 1. Историческая обстановка к моменту начала княжения Александра Невского Для того, чтобы подробно представить себе историческое место княжения Александра Невского, следует обратить внимание на то, каким образом складывалась военно-политическая, историческая и религиозная обстановка к моменту начала его княжения. Опираясь на существующие источники, по нашему мнению, необходимо попытаться ответить на целый ряд неизбежных вопросов, без ответа на которые существует опасность односторонней оценки происходящих в то время событий. Как шло развитие экономических и социальных сил?... Может ли один человек повлиять на ход истории? Оправдана ли жестокость? Не напрасно ли принесена в жертву свобода? Верно ли выбран путь православия на Руси? Трудно через столько лет размышлять над этими вопросами. Осуждать или оправдывать те или иные действия. Но значения событий того времени, и роли в этих событиях Александра, несомненно, велико…. 1. Гумилев, Л. Н. Поиски вымышленного царства: (Легенда о «Государстве пресвитера Иоанна» ) / Л. Н. Гумилев. - М. : Наука, 1970. – 420 с. 2. Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. - М. : Изд-во вост. лит., 1962. - Т. 2. – 230 с. 3. Карамзин, Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» / сост. и вступ. ст. Г. П. Макогоненко; Коммент. Г. П. Макогоненко и М. В. Иванова. - М. : Правда, 1988. – 680 с. 4. Каргалов, В. В. Полководцы X - XVI вв / В. В. Каргалов. -М.: ДОСААФ, 1989. – 310 с. 5. Летопись по лаврентьевскому списку: Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. - М. : Наука, 1962. – 826 с. 6. Насонов, А. Н. История русского летописания XI - начала XVIII вв.: Очерки и исслед. / отв. ред. Б. А. Рыбаков. - М. : Наука, 1969. – 460 с. 7. Пашуто, В. Т. Александр Невский / В. Т. Пашуто. - М. : «Молодая гвардия», 1974. – 430 с. 8. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен / С. М. Соловьев. – М. : Правда, 1988. - Т. 3. - С. 146-155. 9. Шаскольский, И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII - XIII вв. / под ред. А. Г. Манькова. - Л. : Наука, 1978. – 466 с. 10. Шахматов, А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV - XVI вв. / отв. ред. А.С. Орлов и Б. Д. Греков. - М. ; Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1938. – 560 с. 11. Гумилев, Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / Л. Н. Гумилев. - Спб: Юна, 1992. – 342 с. 12. Борисов, Н. С. Русские полководцы XIII - XVI веков / Н. С. Борисов - М.: Просвещение, 1993. – 188 с. 13. Хрестоматия по древнерусской литературе: Житие Александра Невского / сост. М. Е. Федорова, Т. А. Сумникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 1985. – 790 с. 14. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и великая степь / Л. Н. Гумилев. - М. : Мысль, 1989. – 340 с. Рис 1. Александр Невский [1] Как была крещена Русь. – 2-е изд. - М.: Политиздат, 1989. – 320 с. [2] Лихачев Д.С. Рассказы начальной русской летописи. - М.: Детская литература, 1987. – С. 29. [3] Летопись по лаврентьевскому списку: Повесть временных лет // Полное собрание русских летописей. - М.: Наука, 1962. – С. 14. [4] Хрестоматия по древнерусской литературе: Житие Александра Невского / Сост. М. Е. Федорова, Т.А. Сумникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 1985. – 236 с. [5] Соловьев С. М. История России с древнейших времен: Т. 3. –М. : 1988. - С. 146-155. [6] Гумилев Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992. – 342 с. [7] Там же. – С. 35. [8] Там же. – С. 41. |