Учебное пособие: Методические указания по выполнению контрольных работ (группа э3-1)
Название: Методические указания по выполнению контрольных работ (группа э3-1) Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ российский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ туризма и СЕРВИСА (ФГОУ ВПО «рГУтиС») ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА (г. Москва) (филиал) РГУТИС Кафедра «Экономика на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по учебной работе ___________________Е.В. Субботина «__» __________________ 2007 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (ГРУППА Э3-1) дисциплина «Введение в специальность» специальность 080502 (060800) «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)» форма обучения – Заочная Преподаватель: к.э.н., старший преподаватель Коновалова Е.Е. Москва 2007 г. Методические указания по выполнению контрольных работ составлены на основании рабочей программы дисциплины «Экономическая теория» Методические указания по выполнению контрольных работ рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Экономика на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» Протокол № ________ «______»_____________200 г. Зав. кафедрой С.В. Огнева __________ Методические указания по выполнению контрольных работ одобрены Учебно-методическим советом Института туризма и гостеприимства Протокол №________ «_______»_____________200 г. Председатель УМС Института туризма и гостеприимства ФИО ____________ Методические указания по выполнению контрольных работ разработал: Преподаватель кафедры «Экономика на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» к.э.н., старший преподаватель Е.Е. Коновалова Цели и задачи выполнения контрольной работы Задания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Введение в специальность» составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности: 080502 (060800) «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)» для дистанционной формы обучения и утвержденного в РГУТиС ИТиГ учебного плана данной специальности. Контрольная работа выполняется после изучения основных положений дисциплины для развития аналитических навыков, овладения элементами самостоятельной работы. Цель выполнения контрольной работы: ознакомление с общими вопросами, связанными со специальностью. Вопросы контрольной работы соответствуют задачам , поставленным в рабочей программе: - познакомиться с историей развития и основными понятиями в области туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса; - получить общее представление об основных направлениях развития отрасли, о технологии производства услуг в отдельных сферах отрасли; - познакомиться с инфраструктурой туризма г. Москвы и Московской области. После выполнения контрольной работы студент должен знать историю развития туризма в России и в мире, основы гостиничного и ресторанного бизнеса; основные виды туризма; особенности туристских формальностей; владеть информацией о туризме в г. Москва и Московской области; уметь пользоваться понятийным аппаратом туризма. Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Введение в специальность» Контрольная работа выполняется на заключительном этапе изучения дисциплины по окончании обзорных лекций; после консультации с преподавателем института. Необходимую консультацию студент может получить и в процессе выполнения им контрольной работы. Контрольная работа состоит из заданий, для решения которых следует использовать рекомендованную учебную литературу. Работать над контрольной работой следует, используя отдельную тетрадь, где на обложке указывается фамилия студента, а также его шифр и номера заданий. Записи нужно делать без исправлений, желательно четким почерком. При выполнении работы необходимо оставлять на листе слева до трех сантиметров поля для замечаний, пояснений и методических указаний преподавателя-рецензента. Выполненная работа в установленные сроки направляется в деканат факультета дистанционного (заочного) обучения РГУТиС ИТиГ. Если контрольная работа выполнена с нарушениями указанных требований, с ошибками или не полностью, она возвращается студенту для доработки и устранения допущенных ошибок. Оценка контрольной работы производится по принципу «зачтено - не зачтено». Выбор варианта контрольной работы осуществляется студентом в соответствии с порядковым номером в списке студентов. Выбор варианта контрольной работы
ВОПРОСЫ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ Тема 1. История туризма и гостеприимства 1.1. Какова была география путешествий древних египтян? 1.2. Какова роль путешествий в становлении великих культур древности? 1.3. Чем привлекал древних путешественников Вавилон? Каково его значение в истории? 1.4. Кем и где был основан Карфаген? Какую роль сыграл этот город в истории путешествий? 1.5. Как развивались торговые пути древнеиндийских и древнекитайских цивилизаций? 1.6. Когда была построена Великая китайская стена и с какой целью? 1.7. Когда сложился Великий шелковый путь? Через какие страны и земли он пролегал? 1.8. Какими были древнейшие средства передвижения? 1.9. Перечислите основные цели путешествий в древности. 1.10. Какую роль в развитии системы гостеприимства сыграли Олимпийские игры, празднества и зрелищные мероприятия Древнего мира? 1.11. Опишите наиболее популярные курорты Древнего мира. 1.12. В чем заключаются особенности средневековой культуры? Что такое паломничество? 1.13. Чем знаменит Иерусалим? 1.14. Когда возникло мусульманство и какую роль эта религия сыграла в формировании арабской культуры? 1.15. Когда начались Крестовые походы, каковы были их причины? В чем значение и каковы социокультурные последствия Крестовых походов? 1.16. Какие существовали древнерусские торговые пути? 1.17. Каково историческое значение открытия Колумба? 1.18. В чем состоит заслуга португальского мореплавателя Васко да Гама? 1.19. Какова роль Великих географических открытий в развитии истории европейской культуры? 1.20. Каковы отличительные черты путешествий к началу XIX века? 1.21. Как повлияла промышленная революция на характер общественной жизни в европейских странах? 1.22. Почему Англию XIX в. можно считать страной путешественников? 1.23. Чем известен английский священник и предприниматель Томас Кук? 1.24. Когда появились первые путеводители нового вида? 1.25. По каким направлениям шло развитие туристского бизнеса в странах Европы? Какие новые виды туризма возникли в первой половине ХХ в.? Тема 2. Становление и развитие туризма в России 2.1. Каковы были особенности и достижения отечественной картографии к XVI-XVII вв.? 2.2. Выделите основные направления географических изысканий русских путешественников в XVI-XVII вв. 2.3. Какие изменения в культуре быта русского народа произошли под влиянием петровских реформ? 2.4. Когда возник российский туризм? Какие даты называют исследователи? 2.5. Расскажите об истории становления экскурсионного и музейного туризма. 2.6. Расскажите о первых туристских фирмах в России. 2.7. Какие туристские общества существовали в России в начале ХХ в. и какова их роль в развитии российского туризма. 2.8. По каким направлениям шло развитие туризма в первые годы советской власти? 2.9. Расскажите о направлениях деятельности организаций, связанных с туристско-экскурсионной деятельностью в довоенный период. 2.10. Какие журналы туристской тематики издавали в СССР в довоенный период? 2.11. В чем заключалась государственная политика управления развитием туризма? Какие государственные органы этим занимались? 2.12. В чем состоит специфика развития плановых туристских маршрутов в СССР? 2.13. Каковы особенности развития самодеятельного туризма в СССР? 2.14. Расскажите об истории развития курортного дела в СССР. 2.15. В чем состоят основные достижения развития туризма в советский период? 2.16. Какова география туризма в современной России? 2.17. Каковы направления развития и основные достижения информатизации отечественного туризма? 2.18. В чем заключается специфика развития туризма в России на современном этапе? Каковы его перспективы? Тема 3. Туризм на современном этапе 3.1. Расскажите о совершенствовании транспортного обслуживания туристов в начале ХХ в. 3.2. Какие новые концепции туризма возникли в первой половине ХХ в.? 3.3. Проанализируйте причины, сдерживающие развитие международного туризма в первой половине ХХ в. 3.4. Расскажите о влиянии международных политических процессов на развитие туристской индустрии в довоенный период. 3.5. Какие изменения произошли в мировой транспортной системе во второй половине ХХ в.? 3.6. Когда возникли первые международные туристские организации? Каковы были цели и задачи их деятельности? 3.7. Какие изменения произошли в послевоенный период в транспортном обеспечении туристских перевозок? 3.8. Какова география современного международного туризма? 3.9. Какие основные регионы были выделены ВТО? 3.10. Расскажите о динамике развития современного туризма в Западноевропейском регионе. 3.11. Каковы тенденции развития туризма в восточноевропейских странах? 3.12. Расскажите о состоянии туризма в Азиатско-Тихоокеанском, Южно-Азиатском и Ближневосточном регионах. 3.13. Каковы основные трудности развития международного туризма в Африке? 3.14. Расскажите об основных факторах развития международного туризма на современном этапе. 3.15. Как геополитическая обстановка влияет на формирование туристских потоков? 3.16. Каково место международного туризма в общемировых процессах? 3.17. Каковы тенденции и направления развития культурного туризма? 3.18. Каковы тенденции развития международного туризма на рубеже ХХ-ХХI вв.? Тема 4. Туризм как система статистических понятий и определений 4.1. Объясните сходство и отличие понятий «путешествие» и «туризм». 4.2. Какие вы знаете подходы к определению понятия «туризм»? 4.3. Выделите основные особенности туризма. 4.4. Кого можно считать путешественником и как его можно еще именовать? 4.5. Когда появилось понятие «турист»? Поясните его значение. 4.6. Расскажите о происхождении термина «гостеприимство». 4.7. Что представляет собой экскурсия? Поясните термины «экскурсант», «экскурсоведение», «экскурсионная деятельность». 4.8. Дайте определения статистических данных, связанных с туристскими потоками: ночевка, койко-номер, тур, туристская путевка, туристский продукт. 4.9. Как называется деятельность по организации путешествий? Что такое туроператорская и турагентская деятельность? 4.10. Что включают в себя понятия: сфера туризма, индустрия туризма и гостеприимства? 4.11. Раскройте содержание понятия «рекреация». Тема 5. Основные виды туризма 5.1. Сущность международного и внутреннего туризма? Их отличия? 5.2. Специфика выездного и въездного туризма? 5.3. Классификация туризма по внутренней организационной природе? 5.4. Что включает плановый туризм? 5.5. Классификация туристской деятельности в зависимости от содержания и целей? 5.6. Какие путешествия составляют основу туристкой деятельности? 5.7. Сущность и разновидности рекреационного туризма? 5.8. Сущность и виды делового туризма? 5.9. Что представляет собой корпоративный туризм? 5.10. Сущность и виды религиозного туризма? 5.11. Виды туризма по источникам финансирования? 5.12. Классификация туризма по числу участников, возрастному критерию, способа организации поездки? 5.13. Классификация туризма по способу передвижения и наиболее перспективные из них? 5.14. Виды туризма в соответствии со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны? 5.15. Классификация туризма по интенсивности туристских путевок и по продолжительности пребывания туристов в путешествии? 5.16. Сущность инклюзив-туров и пэкидж-туров? 5.17. Представьте типологизацию туристов. Тема 6. Туристские формальности 6.1. Какова основа правового обеспечения туристкой деятельности? 6.2. Что такое туристские формальности? 6.3. Цели введения туристских формальностей? 6.4. Классификация туристских формальностей? 6.5. В каких случаях поездка за границу может не состояться? 6.6. Сущность и цель государственного регулирования туристских формальностей? 6.7. Способы государственного регулирования формальностей в сфере туризма? 6.8. Какая организация и как проводит работу по регулированию туризма и его формальностей? 6.9. В каких федеральных законах в России отражены основные положения о туристских формальностях? 6.10. Что такое полицейские формальности? Зачем нужна туристская полиция? 6.11. Назовите особенности паспортных формальностей. Какие обстоятельства могут препятствовать выдаче заграничного паспорта российским гражданам? 6.12. Что такое виза? Назовите ее разновидности? 6.13. Что такое шенгенская виза? Какие типы шенгенских виз вы знаете? 6.14. Что такое таможенные формальности и таможенная декларация? 6.15. В чем сущность валютных формальностей и валютного контроля? 6.16. Что входит в понятие «медико-санитарные формальности»? 6.17. Сущность и значение формальностей безопасности в международном туризме? 6.18. Какие условия делают туризм безопасным? Расскажите о международных мерах безопасности и защите туризма? 6.19. Что такое страхование при поездках? Какие специфические виды страхования вы знаете? 6.20. Что такое страховой полис путешественника? Что входит в понятие «страховые риски»? Тема 7. Гостиничная индустрия 7.1. Каковы были традиции гостеприимства в Древнем мире? 7.2. Каковы были особенности гостеприимства у народов Древнего Востока? 7.3. Как развивалась система гостеприимства в Древней Греции и Древнем Риме? 7.4. Расскажите о традициях гостеприимства у древних славян. 7.5. Как развивались традиции гостеприимства в средневековой Европе? 7.6. Когда появилась старейшая европейская гостиница? Какими были условия в европейских гостиницах того времени? 7.7. Какие положительные изменения произошли в системе гостиничного бизнеса в европейских странах в начале ХХ в.? 7.8. Каковы особенности развития туризма и гостеприимства в послевоенной Европе? 7.9. Каковы особенности гостеприимства в США? 7.10. Расскажите о состоянии системы гостеприимства в СССР. 7.11. Расскажите об основных направлениях развития гостиничного бизнеса во второй половине ХХ в. 7.12. Каковы основные проблемы гостиничной индустрии в современной России и перспективы ее развития? 7.13. Какие гостиничные цепи возникли в индустрии гостеприимства, в чем заключаются их специфические черты? Тема 8. Ресторанный бизнес 8.1. Как развивался ресторанный бизнес в европейских странах? 8.2. Какие положительные изменения произошли в системе ресторанного бизнеса в европейских странах в начале ХХ в.? 8.3. Расскажите об основных направлениях развития ресторанного бизнеса во второй половине ХХ в. 8.4. Расскажите о состоянии ресторанного бизнеса в современной России. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ 1. Развитие туризма в Московской области 2. Литературные места Москвы и Московской области 3. Архитектурные памятники Москвы 4. Санаторно-курортное лечение Московской области 5. Туроператорская деятельности в Москве 6. Турагентская деятельность в Москве 7. Гостиничное хозяйство Москвы 8. Ресторанный бизнес Москвы 9. Развитие молодежного туризма в Москве и Московской области 10. Оздоровительные лагеря для школьников в Московской области 11. Паломнический туризм в Москве и Московской области 12. Самодеятельный туризм в Москве и Московской области 13. Театральная жизнь Москвы 14. Подготовка кадров для работы в туризме на территории Москвы 15. Развитие событийного туризма в Москве и Московской области 16. Развитие делового туризма в Москве 17. Развитие въездного туризма в Москве 18. Развитие выездного туризма в Москве 19. Развитие рекреационного туризма в Московской области 20. Влияние совершенствование средств передвижения на развитие туризма в Москве и Московской области Список литературы Основная литература 1. Биржаков М.Б. Введение в ТУРИЗМ: Учебник. – Издание 6-е, переработанное и дополненное. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. – 448 с. Дополнительная литература 1. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 304 с. 2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 255 с. 3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с. 4. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 192 с. 5. Жукова М.А. Менеджмент в туристическом бизнесе: учебное пособие. 2-е изд., М.: КНОРУС, 2006. – 192 с. 6. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – Издание 2-е перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2007. – 336 с. 7. Проурзин Л. Ю. Туризм как экономический приоритет. – М.: Новый век, 2003. – 218 с. 8. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2006. – 304 с. 9. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник / Под ред. Чудновского А.Д. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ЮРКНИГА, 2003. – 448 с. 10. Филипповский Е.Е., Шмарова Л.В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 176 с. 11. Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др.: - М.: КНОРУС, 2005. – 576 с. |