Учебное пособие: Методические указания по написанию курсовых и дипломных работ
Название: Методические указания по написанию курсовых и дипломных работ Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владимирский Государственный Университет Факультет гуманитарных и социальных наук Кафедра Философии и религиоведения Методические указания по написанию курсовых и дипломных работ Составитель П.Е. МАТВЕЕВ Владимир 2008 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВЫМ И ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ И ИХ СПЕЦИФИКА I . При написании курсовых и дипломных работ 1. Правильно набранный текст: шрифт Times New Roman . Кегель - 14 . Через полтора интервала. Поля : справа, слева, сверху - 2.5 см ; снизу – 3,0 см . Нумерация страниц – сверху , посередине . Сноски внизу страницы. - Шрифт сносок Times New Roman . Кегель - 12 . 2. Правильно и строго в соответствии с утверждённым списком сформулированная тема курсовой и дипломной работы. 3. Правильно составленный план . 4. Правильно написанные Введение и Заключение (должны быть строго все пункты): Во введении делается обоснование выбора темы, формулируются объект и предмет исследования, ставится научная проблема , раскрываются цели и задачи работы, анализируется степень разработанности проблемы, даётся анализ литературы. Во введении могут быть приведены в тезисной форме основные результаты. Заключение содержит краткую формулировку результатов , полученных в ходе работы, отмечаются перспективы дальнейшей работы Оптимальный размер введения и заключения - до 10% текста. Все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону. 5. Правильно оформленная библиография (по алфавиту, с указанием места, времени, издательства издания). 6. Правильно оформленные ссылки . Обязательное указание полного названия книг, журналов, статей, сайтов, страниц книг и статей. 7. Используемая литература преимущественно должна быть издана после 2000 г . Избегать учебников, популярных изданий. 8. Обязательно использовать лекции и литературу, изданную во Владимире. 9. Обязательные разделы (параграфы) курсовой работы: а) анализ литературы (для социологии религии и истории религии ); б) краткое изложение истории религии и её характеристика (для истории религии). 10. Для курсовых и дипломных работ по социологии религии должно быть приложение с конкретно-социологическими данными. 11. Для курсовых и дипломных работ по истории религии должен быть применён историко -сравнительный метод, предполагающий сравнительный анализ разных религий. 12. Должен быть использован обязательный список литературы, составленный совместно с руководителем. 13. Должен присутствовать сравнительный анализ разных точек зрения по исследуемым проблемам. II . При защите курсовых работ 1. Опрос по источникам , используемых в работе. 2. Опрос по понятиям и терминам, используемых в работе. 3. Опрос по неиспользованной, но важной для темы литературе . 4. Вопросы о перспективах работы над темой. 5. Вопросы о проблемах , которые решались в работе. 6. Вопросы об основных идеях работы. I. Объём первой курсовой работы (по социологии религии ) –30 п.стр . Число источников в библиографии – 15 . Срок сдачи (для дневного обучения) – 15 апреля . II. Объём курсовой работы (по истории религии ) – 45 п.стр . Число источников в библиографии – 30 . Срок сдачи (для дневного обучения) – 20 апреля . PS . Работа не принимается к защите, если не выполнены отмеченные выше требования. Работа не получает при защите положительной оценки, если студент не ответит на сформулированные выше обязательные вопросы. PS . Первая курсовая работа связана в основном с овладением студентами научных методов исследования и научной формы изложения материала. В курсовой работе по истории религии уже надо продемонстрировать навыки исследовательской работы. Здесь надо не только излагать хорошо общеизвестный материал, но и обратить внимание и исследовать какие-то частности, желательно то, на что до этого не обращалось должного внимания в научной литературе. III. Объём дипломной работы – 75-80 стр . Число источников в библиографии – 50. Дипломная работа оформляется в формате А4 (в эквиваленте машинописного текста, содержащего 64 знака в строке и 37 строк на странице), имеет объем 75-80 страниц и содержит 1. титульный лист (1 страница) – образец прилагается 2. задание для исследования (1 страница) - выдается руководителем исследования 3. аннотацию (1 страница) 4. содержание (план) 5. основную часть (объект, предмет, методы и задачи исследования, обзор литературы, обобщение наиболее существенных положений выполненного научного исследования) 6. заключение (выводы по результатам исследования и его практической значимости) 7. список использованной литературы (не менее 50 наименований текстов - монографий или статей с обязательными сносками на все реферируемые или цитируемые страницы) с обязательным указанием: 1) автора, 2) полного названия книги или статьи, 3) места издания, 4) издательства, 5) года выхода, 6) общего количества страниц, 7) ISBN III . О СПЕЦИФИКЕ ДИПЛОМНОГО и курсового ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ » Дипломное проектирование и курсовые работы студентов религиоведов имеет как общие черты с аналогичной работой по другим специальностям, так и особенные. К числу специфических черт, на наш взгляд, можно отнести следующие: 1. Работы по религиоведению, в том числе дипломные и курсовые, должны иметь светский характер. В самом деле, религиоведение является светской наукой и дисциплиной, а не теологической или богословской. Можно сомневаться в существовании Бога, можно вообще отрицать его наличие, но нельзя сомневаться в существовании религии. Это социологический факт, что из шести миллиардов живущих на Земле, пять миллиардов человек являются верующими. Сейчас функционирует около 5000 религий, каждая из которых насчитывает в своих рядах более 100 000 человек. Для дипломников и пишущих курсовые работы по религиоведению это накладывает особые требования. В частности, в дипломах и курсовых работах не должно быть никакой апологетики или богословской критики в адрес какой-либо религии. Здесь должны использоваться, прежде всего, светские источники, а информация, почерпнутая из религиозных источников, критически переработана. 2. Работы по религиоведению, особенно дипломные, а также и курсовые, должны иметь научный , а не публицистический характер. В настоящее время важнейшими недостатками работ на религиоведческие темы считаются дилетантизм , теология и идеализм (См., например: А.Н. Красников . Методология классического религиоведения. - Благовещенск. 2004. С. 142). Это означает, что дипломы и курсовые работы по религиоведению должны отвечать всем требованиям научных работ, в частности, положения, высказываемы в них, должны быть предметными , обоснованными , объективными по содержанию. Для религиоведов особенно важно пользоваться научно проверенной информацией, критически осмысленными источниками, учитывая огромное количество фантастической, дилетантской литературы на религиозно-модные темы. 3. Работы по религиоведению, в том числе дипломные и курсовые, должны иметь собственно религиоведческий характер, а не философский, исторический, культурологический. Это означает, что религиовед должен пользоваться, прежде всего, категориями религиоведческих дисциплин, ставить и решать собственно религиоведческие проблемы , применять собственно религиоведческие методы исследований. Так, философия или теология могут поставить вопрос об истинности той или иной религии, сравнивая её с выработанными в их русле понятиями трансцендентного , Бога, дьявола, сверхъестественных сил и т.п. Для религиоведа такие понятия не являются научными, предметными, поэтому подобные проблемы, исследования не должны входить в его предмет. Но религиовед может и должен, как и другие учёные, пользоваться понятием истины для анализа своих исследований по вере в то же трансцендентное, в того же Бога или дьявола, по определённому отношению к этому трансцендентному и т.д. 4. Это не означает, что в работах на религиоведческие темы нельзя использовать философские, социологические, исторические, культурологические и пр. подходы, методы. Можно и нужно в религиоведческих трудах выявлять и философские, и социологические, и культурологические и др. аспекты изучаемых тем. Современная постнеклассическая наука отличается как раз широким использованием междисциплинарных подходов (См.: С.В. Стёпин . Теоретическое знание. М., 2003. С. 626-628). Но всё это должно быть строго определено и выполнено в светском и научном дискурсе. 5. В религиоведческих работах, в частности, в дипломных и курсовых, следует, прежде всего, использовать научные методы исследований, выработанные самим религиоведением. К числу таких методов относится метод сравнительного анализа , когда сравниваются аналогичные явления разных религий. Религиовед поэтому должен хорошо знать материал по истории религий . В религиоведении действует принцип, сформулированный М. Мюллером: «Кто знает одну религию, не знает ни одной». К числу религиоведческих методов относятся и метод герменевтический , связанный с анализом текста как первоисточника, и метод феноменологический , направленный на постижение сущности религиозных явлений и др. 6. Дипломные и курсовые работы по религиоведению, как и аналогичные работы по другим специальностям, должны иметь актуальный характер. Собственно, учитывая большую роль религии в современной жизни даже работы по «мёртвым » религиям имеют определённую актуальность. Но в настоящее время смещается акцент профессиональных религиоведческих работ в сторону изучения «живых » религий, «новых религиозных движений », новых явлений в жизни «традиционных религий » и т.п. Это должно отразиться как в тематике дипломных и курсовых работ, так и в их содержании. СПИСОК тем курсовых работ по предмету ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 1. Проблемы религиозного развития человечества. 2. Религиозные представления палеолита, мезолита и неолита. 3. Мегалитическая религия. 4. Культы древних религий. 5. Библия о религиях древнего мира. 6. М. Элиаде как историк религий и теоретик религиоведения. 7. Религиозные инициации и тайные общества. 8. Миф о вечном возвращении в религиях человечества. 9. Священное и мирское в истории религий. 10. Тотемизм как ранняя форма религии. 11. Анимизм как ранняя форма религии. 12. Анимизм в истории религий. 13. Магия как ранняя форма религии. 14. Религия Древнего Египта, её характерные черты. 15. Учение о богах в Древнем Египте. 16. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древнем Египте. 17. Культ Древнего Египта и организация его религии. 18. Храмы, пирамиды и жрецы в жизни Древнего Египта. 19. Мифология и религия Древнего Египта. 20. Религия Древней Месопотамии, её характерные черты. 21. Учение о богах в Древней Месопотамии. 22. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древней Месопотамии. 23. Культ и организация религии Древней Месопотамии. 24. Религии Древней Сирии и Финикии. 25. Религия хеттов. 26. Зороастризм как религия, её характерные черты. 27. Зороастризм и зурванизм. 28. Авеста как первоисточник Зороастризма. 29. Культ и организация зороастризма. 30. Митраизм как религия. 31. Манихейство как религия. 32. Религия Древней Греции: её характерные и существенные черты. 33. Религия Древней Греции: олимпийский период. 34. Пантеон Древней Греции и его особенности. 35. Мистерии Древней Греции. 36. Роль Пифагора и Платона в религии. 37. Религия Древнего Рима: её характерные черты. 38. Пантеон Древнего Рима и его особенные черты. 39. Культ и организация религии Древнего Рима. 40. Древний Рим и христианство. 41. Религия и государство в Древнем Риме. 42. Религия древних кельтов. 43. Религия древних германцев. 44. Скандинавская мифология и религия. 45. Религия древних славян. 46. Славянская мифология и религия. 47. Язычество в истории Руси. 48. Религии Африки. 49. Религии Месоамерики. 50. Автохтонные религии Северной Америки. 51. Религии Океании и Австралии. 52. Иудаизм : особенности и основные исторические этапы развития. 53. Иудаизм : вероучение и основные направления 54. Иудаизм : культ и этика. 55. Мессианство и иудаизм. 56. Конфуцианство как национальная религия Китая. 57. Даосизм как национальная религия Китая. 58. Ведизм и брахманизм как религии Древней Индии. 59. Индуизм , его вероучение, культ, организация. 60. Пантеон индуизма и его особенности. 61. Кришнаизм в современном мире. 62. Синтоизм как национальная религия Японии. 63. Синто и государство. 64. Буддизм как мировая религия. 65. Этика буддизма. 66. Махаяна и хинаяна как основные направления в буддизме. 67. Чань-буддизм и дзэн-буддизм в Китае и в Японии, их особенности. 68. Ламаизм как одно из направлений буддизма, его особенности. 69. Джайнизм как религия Индии. 70. Сикхизм как религия Индии. 71. Коран и Сунна как священные книги мусульман. 72. Пророк Мухаммед , его личность, жизнь и историческая роль. 73. Вероучение ислама. 74. Культ ислама. 75. Этика и право ислама. 76. Суннизм и шиизм - два основных направления ислама. 77. Суфизм и ваххабизм как течения в суннизме. 78. Современный ваххабизм , его характеристика. 79. Исламский традиционализм , его оценка. 80. Ислам в России. 81. Раннее христианство. 82. Вселенские Соборы христиан и их историческая роль. 83. Патристика , её основные темы, идеи и историческая роль. 84. Православие , католичество и протестантизм , их сравнительный анализ. 85. История западной христианской церкви. 86. История папства . 87. Важнейшие католические ордена , их история. 88. Инквизиция , её деятельность. 89. Протестантизм , его история. 90. Лютеранство , его характеристика. 91. Кальвинизм , его характеристика. 92. Деятельность Ватикана в ХХ веке. 93. Католичество и Россия . 94. Протестантизм и Россия . 95. Крещение Руси. Роль православия в истории России. 96. Русские святые и их место в истории России. 97. Преп. Сергий Радонежский и его историческая миссия. 98. Старообрядчество , его вероучение, культ и этика. 99. Русская православная церковь в ХХ веке. 100. «Новые » церкви и религиозные движения в России в ХХ веке. 101. Учение о воскресениях в религиях мира. 102. Христианство и ислам: различие в вероучении. 103. Христианство и ислам: различие в сотериологии и в морали. 104. Славянское язычество: история и современность. 105. Мессианство и христианство. 106. Оккультизм и эзотеризм: история и современность. 107. Религиозный экстремизм: история и современность. СПИСОК Тем дипломных работ по предмету история религии, религиозная этика, социология религии 1. Проблемы религиозного развития человечества. 2. Религиозные инициации и тайные общества. 3. Миф о вечном возвращении в религиях человечества. 4. Священное и мирское в истории религий. 5. Анимизм в истории религий. 6. Религия Древнего Египта, её характерные черты. 7. Учение о богах в Древнем Египте. 8. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Древнем Египте. 9. Храмы, пирамиды и жрецы в жизни Древнего Египта. 10. Религия Древней Месопотамии, её характерные черты. 11. Учение о богах в Древней Месопотамии. 12. Религиозное учение о мире, о человеке и загробном мире в Др. Месопотамии. 13. Религии Древней Сирии и Финикии. 14. Религия хеттов. 15. Зороастризм и зурванизм. 16. Культ и организация зороастризма. 17. Митраизм как религия. 18. Религия Древней Греции: её характерные и существенные черты. 19. Пантеон Древней Греции и его особенности. 20. Мистерии Древней Греции. 21. Религия Древнего Рима: её характерные черты. 22. Пантеон Древнего Рима и его особенные черты. 23. Древний Рим и христианство. 24. Религия и государство в Древнем Риме. 25. Религия древних кельтов. 26. Пантеон и пандемониум германцев. 27. Космология и эсхатология германцев. 28. Славянская мифология и религия. 29. Язычество в истории Руси. 30. Религии Месоамерики. 31. Иудаизм: особенности и основные исторические этапы развития. 32. Мессианство и иудаизм. 33. Иудаизм: культ и этика. 34. Конфуцианство как национальная религия Китая. 35. Даосизм как национальная религия Китая. 36. Пантеон индуизма и его особенности. 37. Вайшнавизм и Кришнаизм в современном мире. 38. Синтоизм как национальная религия Японии. 39. Синто и государство. 40. Буддистская этика, её основные идеи 41. Махаяна и хинаяна как основные направления в буддизме. 42. Чань-буддизм и дзэн-буддизм в Китае и в Японии, их особенности. 43. Ламаизм как одно из направлений буддизма, его особенности. 44. Джайнизм как религия Индии. 45. Сикхизм как религия Индии. 46. Вероучение ислама. 47. Культ ислама. 48. Этика и право ислама. 49. Суннизм и шиизм - два основных направления ислама. 50. Исламский традиционализм, его анализ. 51. Ислам в России. 52. Раннее христианство. 53. Вселенские Соборы христиан и их историческая роль. 54. Христианские моральные ценности, их анализ. 55. Православие в Византии: религиоведческий анализ. 56. История папства. 57. Важнейшие католические ордена, их история. 58. Инквизиция, её деятельность. 59. Лютеранство, его характеристика. 60. Кальвинизм, его характеристика. 61. Протестантизм, его история. 62. Деятельность Ватикана в ХХ веке. 63. Католичество и Россия. 64. Протестантизм и Россия. 65. Культ православия, его особенности. 66. Христианская икона: религиоведческий анализ. 67. Русские святые и их место в истории России. 68. Старообрядчество, его вероучение, культ и этика. 69. Русская православная церковь в ХХ веке. 70. «Новые» церкви и религиозные движения в России в ХХ веке. 71. Учение о воскресениях в религиях мира. 72. Христианство и ислам: различие в вероучении. 73. Христианство и ислам: различие в сотериологии и в морали. 74. Славянское язычество: история и современность. 75. Мессианство и христианство. 76. Оккультизм и эзотеризм: история и современность. 77. Религиозный экстремизм: история и современность. 78. Понятие религиозности. Признаки и критерии религиозности. 79. Религиозные объединения и организации, их типы. 80. Современная религиозная ситуация в России. Работы по текстам: 81. «Книга мёртвых» Древнего Египта: религиоведческий анализ. 82. «Поэма о Гильгамеше», «Поэма Энума Элиш» Древней Месопотамии и их религиоведческий анализ. 83. «Авеста» как первоисточник зороастризма: религиоведческий анализ. 84. Мифы Древней Греции, «Теогония» Гесиода и их религиоведческий анализ. 85. «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» как памятники религии германцев: религиоведческий анализ. 86. «Пополь Вух», мифы Америки как памятники религии: религиоведческий анализ. 87. «Веды» как священные тексты Древней Индии: религиоведческий анализ. 88. «Бхагават Гита» как источник индуизма: религиоведческий анализ. 89. «Тибетская книга мёртвых»: религиоведческий анализ. 90. «Кодзики» и «Нихон сёки» как памятники синто: религиоведческий анализ. 91. «Библия» как первоисточник иудаизма: религиоведческий анализ. 92. «Талмуд» как источник иудаизма: религиоведческий анализ. 93. «Коран» как первоисточник ислама: религиоведческий анализ. 94. «Сунна» как первоисточник ислама: религиоведческий анализ. 95. «Библия» как первоисточник христианства: религиоведческий анализ. 96. «Священное Предание» в христианстве: религиоведческий анализ. Темы дипломных работ по философии и феноменологии религии 1. Предмет и основные понятия религиоведения, философии и феноменологии религии 2. Восточная (древнеиндийская или древнекитайская) философия об основах бытия, божественном и духовном. 3. Античная философия и теология (досократики \\ Сократ \\ Платон \\ Аристотель \\ неоплатонизм) о божественности, природе и человеке. 4. Формирование христианской философии и теологии. 5. Средневековая теология и философия: проблема души. 6. Средневековая теология и философия: проблема бытия Бога. 7. Философия и теология позднего средневековья и Возрождения о человеке и религиозности. 8. Философия и теология Реформации (Лютер, Кальвин). 9. Философия и теология деизма Нового Времени (Р. Декарт\\Б.Паскаль\\Б.Спиноза) 10. Проблема естественной религии в философии и теологии Просвещения Англии и Франции. 11. Философия и теология Просвещения Германии (И.Гете \\ И. Кант \\ Г.Гегель \\ Л.Фейербах) 12. Философия марксизма о природе религии и религиозности (К.Маркс \\Ф.Энгельс \\ Э.В.Ильенков). 13. Позитивизм О.Конта и религия гуманизма. 14. Философия жизни о природе религии (Шопенгауэр\\Нищце\\Дильтей\\Бергсон) 15. Неопозитивизм Л.Витгенштейна и проблема истинности теологического языка. 16. Феноменология религии Э.Гуссерля. 17. Философия религии М. Хайдеггера. 18. Феноменология и философия религии в экзистенциализме (Ж-П.Сартр \\ К.Ясперс \\ М.Шелер \\ А.Камю). 19. Неофрейдизм К.Юнга и проблема архетипичности религии. 20. Религиозно-эзотерическая философия (Е.Блаватския\\Р.Штайнер\\Рерихи). 21. Русская религиозная философия и философия религии (П.А.Флоренский \\ С.Н.Булгаков \\ С.Л.Франк \\ Н.А.Бердяев \\ И.А.Ильин). 22. Трансперсональный подход к пониманию сущности религии Е.А.Торчинова. 23. Структуралистский подход к пониманию сущности религии К.Леви-Стросса 24. Функционалистский подход к пониманию сущности религии (Э.Дюркгейм \\ Б.Малиновский) 25. Теолого-феноменологический подход к пониманию религии (Р. Бультман \\ Дж.Робинсон \\ К.Барт\\) Работы по текстам: 26. Платон. Федон 27. Платон. Тимей 28. Аристотель . О душе 29. Нагорная проповедь 30. Августин. Исповедь 31. Н.Кузанский. О скрытом Боге. Об искании Бога. 32. Б. Спиноза. Богословско-политический трактат 33. Д.Юм. Естественная история религии 34. Дж.Локк. О толерантности 35. И.Кант. Религия в пределах разума 36. Г.Гегель. Лекции по философии религии 37. К.Маркс. К критике гегелевской философии права 38. Д.П.Шантепи де ля Соссей Феноменология религии 39. В.Дильтей. Типы мировоззрения 40. Р. Отто. Идея святого 41. М.Хайдеггер. Слова Ницше «Бог мертв» 42. Н.Бердяев. О назначении человека 43. М.Бубер. Затмение Бога 44. З.Фрейд. Будущее одной иллюзии 45. М.Элиаде. Священное и профанное 46. М.Элиаде. Аспекты мифа 47. А.Тарковский. Сталкер 48. Ж.Ваарденбург. Неофеноменология религии 49. Антоний (Сурожский). Религия и религиозность 50. А.Мень. Религия в духовной культуре г. Владимир (П.Е. Матвеев ) Для заметок: |