Учебное пособие: Методические указания к лабораторным работам для студентов заочного отделения Составители
Название: Методические указания к лабораторным работам для студентов заочного отделения Составители Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ИНФОРМАТИКА Методические указания к лабораторным работам Составители: И.Г.Абышева, М.В.Николаева, А.Г.Семёнова Ижевск ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА 2009 Методические указания подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным 17.03.2000г. Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №_____от_______________2009г. Рецензент: С.А.Данилина − к.э.н., доцент кафедры Бухгалтерский учёт и аудит ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА. Составители: Абышева И.Г., Николаева М.В., Семёнова А.Г. – ст.преподаватели каф. ЭКИТ Информатика: Методические указания к лабораторным работам для студентов заочного отделения / Сост. И.Г.Абышева, М.В.Николаева, А.Г.Семёнова. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 25 стр. Содержит методические указания к лабораторным работам при изучении курса «Информатики». Каждая лабораторная работа содержит теоретический материал и практическую часть. © ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009 © Абышева И.Г., Николаева М.В., Семёнова А.Г., сост., 2009 Лабораторная работа № 1. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS. 5 Задание 1. Приемы управления при помощи мыши. 5 Задание 2. Операции с файловой системой WINDOWS при помощи системы окон папок. 7 Задание 3. Работа с файловой структурой при помощи программы Проводник. 9 Лабораторная работа № 2. ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР WORD.. 12 Задание1. Форматирование текста. 13 Задание 2. Форматирование страницы.. 13 Задание 3. Форматирование таблиц. 14 Задание 4. Рисование в документе. 15 Задание 5. Вставка объектов. 16 Лабораторная работа № 3. ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР EXCEL. 18 Задание 1. Выполнение расчётов в таблице. 18 Задание 2. Сортировка данных в таблице. 21 Задание 3. Построение диаграмм. 21 Лабораторная работа № 4. MICROSOFT POWER POINT. 22 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 25 Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, изучающих основы работы на персональных компьютерах в рамках курса «Информатика». Они используются при изучении разделов данного курса: «Операционная система Windows», «Текстовый процессор Word», «Табличный процессор Excel» и программа для создания и проведения презентаций «Microsoft Power Point». В методические указания включены четыре лабораторные работы и порядок их выполнения, предназначенные для приобретения студентами заочного отделения первоначальных теоретико-практических знаний и навыков решать свои производственные работы на персональном компьютере, а в период обучения – выполнять на компьютере информационно-вычислительные работы по другим учебным дисциплинам. Лабораторная работа № 1. Цель работы: изучить основы работы в операционной системе Windows: приёмы управления при помощи мыши, операций с файловой системой при помощи системы окон папок и работы с файловой структурой при помощи программы Проводник. Задание 1. Приемы управления при помощи мыши Управлять ОС Windows можно с помощью манипулятора мышь и клавиатуры. Мышь – это специальное устройство – указатель, или манипулятор, позволяющий просто и быстро передвигать курсор по экрану. Мышь имеет две кнопки для управления (левую и правую), а также третий, виртуальный элемент – курсор на экране в виде стрелки, который полностью повторяет её движения. У некоторых мышей присутствует колесико, расположенное посередине. Колесико служит для управления полосами прокрутки. Основной клавишей мыши является левая клавиша. Значимость второй, правой, клавиши гораздо ниже. Основными приемами управления с помощью мыши являются: 1. Зависание . На Панели задач (один из основных элементов управления), расположенной внизу экрана, найдите слева командную кнопку Пуск . Подведите к ней указатель мыши и задержите на некоторое время, появится всплывающая подсказка. Справа на Панели задач расположена Область уведомлений (Панель индикации) . Наведите указатель мыши на индикатор системных часов и задержите на некоторое время – появится всплывающая подсказка с показаниями системного календаря. 2. Щелчок. Наведите указатель мыши на кнопку Пуск и щелкните один раз левой кнопкой мыши – над кнопкой откроется Главное меню Windows. Меню представляет собой список возможных команд. Команды, представленные в меню, выполняются щелчком на соответствующем пункте. У щелчка есть и другое назначение – выделение объектов
. Разыщите на Рабочем столе
(стартовый экран Windows, на котором отображаются объекты в виде значков и ярлыков, и элементы управления) значок Мой компьютер
и щелкните на нём левой кнопкой мыши. Значок и подпись под ним изменят цвет. Произошло выделение объекта. Объекты выделяют, чтобы подготовить их Щелкните на другом объекте, например на значке Корзина . Выделение значка Мой компьютер снимется, а вместо него выделится значок Корзина . Если нужно снять выделение со всех объектов, для этого достаточно щелкнуть на свободном от объектов месте Рабочего стола . 3. Двойной щелчок. Двойной щелчок применяют для использования объектов : запуска программ, открытия документа. Двойной щелчок – два щелчка левой кнопкой мыши, выполненные с малым интервалом времени между ними. Выполните двойной щелчок на значке Мой компьютер . На экране откроется окно Мой компьютер , в котором можно увидеть значки дисков и других устройств, подключенных к компьютеру, например, принтеров. В правом верхнем углу окна находятся кнопки управления размером Нажмите первую кнопку – подчеркивание (Свернуть) . Произойдет сворачивание окна до размера кнопки на Панель задач. Восстановите окно, щелкнув по этой кнопке. Нажмите вторую кнопку – квадрат (Развернуть) . Произойдет разворачивание окна до полного экрана. Кнопка примет другой вид – два наложенных квадратика (Свернуть в окно) . Нажмите эту кнопку. Произойдет восстановление окна до прежнего размера. Нажмите третью кнопку – крестик (Закрыть) . Произойдет закрытие окна. 4. Щелчок правой кнопкой. Щелкните правой кнопкой мыши на значке Мой компьютер . Рядом с ним откроется элемент управления, который называется контекстным меню . У каждого объекта Windows своё контекстное меню. Состав его пунктов зависит от свойств объекта, на котором произошел щелчок. Для примера сравните содержание контекстного меню объектов Мой компьютер и Корзина , обращая внимание на их различия. 5. Перетаскивание. Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер . Нажмите левую кнопку и, не отпуская её, переместите указатель. Значок Мой компьютер переместится по поверхности Рабочего стола вместе с ним. Откройте окно Мой компьютер (двойной щелчок). Верхняя строка окна называется строкой заголовка . Окно можно перетаскивать с одного места на другое. Для этого наведите указатель мыши на строку заголовка, нажмите левую кнопку и, не отпуская, переместите окно по экрану. 6. Протягивание. Откройте окно Мой компьютер . Наведите указатель мыши на одну из рамок окна и дождитесь, когда он изменит форму, превратившись в двунаправленную стрелку . После этого нажмите левую кнопку и переместите мышь. Окно изменит размер. Если навести указатель мыши на угол окна и выполнить протягивание, то произойдет изменение размера сразу по двум координатам одновременно (и по вертикали, и по горизонтали). Этот же прием используется и для группового выделения объектов . Наведите указатель мыши на поверхность стола, где-нибудь поближе к левому верхнему углу, нажмите кнопку мыши и протяните мышь вправо вниз. За указателем потянется прямоугольный контур выделения. Все объекты, которые окажутся внутри этого контура, будут выделены одновременно. Снять выделение – щелкнуть на пустом месте экрана. 7. Специальное перетаскивание. Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер , нажмите правую кнопку мыши и, не отпуская её, переместите мышь. Этот приём отличается от обычного перетаскивания только используемой кнопкой, но даёт иной результат. При отпускании кнопки не происходит перемещение объекта, а вместо этого открывается так называемое меню специального перетаскивания. Содержимое этого меню зависит от перемещаемого объекта. Для большинства объектов в нём четыре пункта (Копировать, Переместить, Создать ярлык и Отменить).
Задание 2.
Операции с файловой системой
WINDOWS при помощи Файл – основной носитель информации в операционной системе, представляющий собой физическую область на диске, имеющий некоторые атрибуты (свойства) и помеченный именем. Способ хранения файлов на дисках компьютера называется файловой
Папка – это специальное место на диске, где содержится информация о файлах и других папках. Окно – один из основных элементов интерфейса Windows. В окнах запускаются все программы Windows. В виде окон открываются папки, можно открыть сразу несколько окон. В любой момент времени можно работать только с одним окном. Окно, с которым непосредственно работает пользователь, называется активным . Активное окно располагается поверх других окон и его заголовок выделен более ярким цветом. Окно папки имеет следующую стандартную структуру: Строка заголовка – название папки (имя программы). Системный значок – находится в верхнем левом углу окна, при щелчке откроется служебное меню (команды, позволяющие управлять размером и расположением окна). Строка меню – список команд. При щелчке на каждом из пунктов этого меню открывается «ниспадающее» меню, пункты которого позволяют проводить операции с содержимым окна или с окном в целом. Панель инструментов – содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций. Адресная строка – показывает путь доступа к текущей папке, позволяет выполнить быстрый переход к другим разделам файловой структуры с помощью раскрывающей кнопки справа. Рабочая область – в окнах папок отображает значки объектов, хранящихся в папке; в окнах программ отображает активный документ; в окне документа отображает содержимое документа. Полосы прокрутки – если количество объектов слишком велико (или размер окна слишком мал) по правому и нижнему краям рабочей области могут отображаться полосы прокрутки, с помощью которых можно «прокручивать» содержимое папки в рабочей области. Строка состояния – содержит дополнительную информацию. Порядок работы: 1. Откройте папку на Рабочем столе папку Мои документы . 2. Создайте две новые папки: · Первую папку при помощи строки меню окна Файл→Создать→Папку; · Вторую папку с помощью контекстного меню (правая кнопка мыши): выберите пункт Создать→Папку . 3. Переименуйте папки: · С помощью строки меню окна: выделите одну из папок и выполните команду Файл→Переименовать . Дайте имя Папка 1 . · С помощью контекстного меню (правая кнопка мыши): выделите другую папку и выберите команду Переименовать . Дайте имя Папка 2 . 4. Откройте обе папки одним из способов: · Двойной щелчок; · С помощью контекстного меню командой Открыть ; · С помощью строки меню окна: Файл→Открыть ; · С помощью клавиши ENTER при выделенном значке папки. 5. Расположите окна папок рядом, не перекрывая друг друга (если необходимо, измените размер окна). Чтобы каждая папка открывалась в отдельном окне, выполните команду: Пуск→Панель управления→Свойства папки→ вкладка Вид→Дополнительные параметры и установите флажок Открывать каждую папку в отдельном окне. 6. В первой папке создайте 4 файла: два текстовых документа и два рисунка. Вызовите контекстное меню и выберите команду Создать→Текстовый 7. Все файлы из Папки 1 переместите в Папку 2 разными способами: · С помощью строки меню: в окне Папки 1 выделите Файл 1 и выполните команду Правка→Вырезать . Перейдите в окно Папки 2 и выполните команду Правка→Вставить. · С помощью панели инструментов: выделите Файл 2 и нажмите кнопку «Вырезать» (ножницы). Перейдите в окно Папки 2 и нажмите кнопку «Вставить» . Если панель инструментов не содержит этих кнопок, добавьте их при помощи команды Вид→Панели инструментов→Настройка, выделите необходимые имеющиеся кнопки и выполните команду Добавить . · С помощью контекстного меню: выделите Файл 3
и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Вырезать. · С помощью комбинации клавиш на клавиатуре: выделите Файл 4 , одновременно нажмите клавиши Ctrl и X . Перейдите в окно Папки 2 и нажмите одновременно Ctrl и V . 8. Все файлы из Папки 2 скопировать в Папку 1 разными способами: · С помощью строки меню: в Папке 2 выделите Файл 1 и выполните команду Правка→Копировать . Перейдите в окно Папки 1 и выполните команду Правка→Вставить . · С помощью панели инструментов: в Папке 2 выделите Файл 2 и нажмите кнопку «Копировать », перейдите в окно Папки 1 и нажмите кнопку «Вставить ». · С помощью контекстного меню: в Папке 2 выделите Файл 3 и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Копироват ь. Перейдите в окно Папки 1 и на пустом месте вызовите контекстное меню и выберите команду Вставить . · С помощью комбинации клавиш на клавиатуре: в Папке 2
выделите 9. Из Папки 1 удалите все файлы разными способами: · С помощью строки меню: выделите Файл 1 и выполните команду Файл→Удалить . · С помощью панели инструментов: выделите Файл 2 и нажмите кнопку «Удалить ». · С помощью контекстного меню: выделите Файл 3 и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Удалить . · С помощью клавиши на клавиатуре: выделите Файл 4 и нажмите клавишу Delete . 10. Закройте окна Папка 1 и Папка 2.
Задание 3. Работа с файловой структурой при помощи программы Иерархическая структура, в виде которой операционная система отображает файлы и папки диска, называется файловой структурой . Просмотреть файловую структуру можно при помощи программы Программа Проводник является основным инструментом для файловых операций в системе Windows. Она отображает содержимое папок, позволяет копировать, перемещать, удалять, переименовывать папки и файлы, запускать программы. Рабочая область окна Проводника состоит из двух областей: области дерева папок и устройств (слева) и области активной (открытой) папки (справа). В любой момент времени только одна папка может быть открыта. Папка может быть развернута
или свернута
. Если в папке имеются вложенные папки, то рядом с ней появляется узел, отмеченный знаком Папка может быть раскрыта или закрыта . Если щелкнуть на значке папки, то она раскроется - и её содержимое отобразится в области активной папки Проводника. Закрывается папка при раскрытии любой другой папки. Порядок работы: 1. Запустите программу Проводник при помощи кнопки Пуск→Все программы→ Стандартные→ Проводник (или контекстного меню кнопки Пуск ) и создайте следующую структуру папок: 2. Найдите папку Мои документы в области дерева папок, в которой должны находиться Ваши папки: Папка 1 и Папка 2 . 3. Откройте Папку 1
и в области активной папки создайте новую папку одним из известных Вам способов и дайте ей имя Экспериментальная.
В области дерева папок убедитесь в том, что рядом со значком папки Папка 1
образовался знак узла 4. Откройте папку Экспериментальная
в области дерева папок Проводника. 5. Создайте в области активной папки Проводника новую папку Мои эксперименты
внутри папки Экспериментальная
. Убедитесь в том, что в области дерева папок рядом со значком папки Экспериментальная
образовался знак узла 6. Откройте Папку 2,
убедитесь в том, что в области активной папки в ней есть содержимое (созданные ранее Вами файлы), но в области дерева папок рядом со значком папки нет знака узла 7. Покажите результаты работы преподавателю. 8. Удалите Папку 1 и Папку 2 в Корзину одним из известных Вам способом. 9. Очистите Корзину при помощи контекстного меню. Лабораторная работа № 2. Цель работы: изучить основы ввода, выделения и редактирования текста в Текстовом процессоре Word, форматирование текста и страницы, способы создания и форматирования таблиц, рисования в документе и вставки различных объектов. ВВОД ТЕКСТА Текст вводится с помощью алфавитно-цифровых клавиш. Место документа, в которое происходит ввод текста (точка ввода), отмечается на экране вертикальной чертой, которую называют курсором . Для ввода прописных букв используется клавиша Shift . Для фиксации режима ввода заглавных букв служит клавиша CapsLock . Клавиша Backspace (←) (слева от курсора) и Delete (справа от курсора) удаляют символы или выделенные фрагменты текста. Для переключения с русского на латинский алфавит необходимо использовать комбинации клавиш Ctrl + Shift или Alt + Shift . При вводе текста необходимо соблюдать следующие правила: · Во всех современных текстовых редакторах переход на новую строку в процессе набора текста происходит автоматически, не требуя ввода специального символа. · Окончание абзаца маркируется нажатием клавиши Enter , позволяющей перейти на новую строку. · Пробел обязателен после знака препинания; перед знаком препинания пробел не ставится. Таблица 1 − Выделение текста с помощью мыши
Для выделения всего текста используют команду строки меню Задание 1. Форматирование текста Форматирование – это изменение внешнего вида документа. Порядок работы: 1. Откройте программу Microsoft Word через ярлык на Рабочем столе либо через Главное меню Пуск→Все программы→ Microsoft Word . 2. Наберите текст. Предмет и основные понятия информатики Информатика − это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. 3. Проверьте правописание при помощи команды Сервис→Правописание. !!Обратите внимание! Перед выполнением команд форматирования текст необходимо выделить с помощью курсора мыши. 4. Установите параметры форматирования текста: Заголовок : При помощи команды строки меню Формат→Шрифт вкладка Шрифт установите: шрифт – Arial ; начертание – Полужирный ; размер – 14. При помощи команды строки меню Формат→Абзац
вкладка Отступы Текст : При помощи панели инструментов Форматирование
установите: шрифт − При помощи команды строки меню Формат→Абзац
вкладка Отступы 5. Сохраните текст, для этого выполните команду строки меню Файл→Сохранить как .., дайте имя файлу и нажмите кнопку Сохранить . Задание 2. Форматирование страницы Порядок работы: 1. Выделите весь набранный текст и выполните команду строки меню 2. Установите курсор в конце текста и нажмите одновременно клавиши Ctrl и Enter . После выполнения команды курсор перейдет на вторую страницу. 3. Выполните команду строки меню Правка→Вставить. 4. Повторите действия пунктов 2 и 3, после выполнения всех действий набранный Вами текст будет находиться на трех страницах. 5. Проставьте нумерацию страниц (внизу страницы, от центра) при помощи команды строки меню Вставка→Номера страниц. 6. Вставьте верхний колонтитул при помощи команды строки меню Вид→Колонтитулы . В качестве колонтитула введите дату и свои Фамилию, Имя и Отчество. 7. На первой странице
выделите текст и при помощи команды строки меню Формат→Шрифт→
вкладка Анимация
выберите анимацию по своему 8. На второй странице выделите текст и оформите его в две колонки при помощи команды строки меню Формат→Колонки . 9. На третьей странице разбейте текст при помощи клавиши Enter на несколько абзацев. Выделите текст и при помощи команды строки меню Формат→Список создайте маркированный или нумерованный список. 10. Сделайте рамку для всех страниц при помощи команды строки меню 11. Сохраните файл при помощи команды строки меню Файл→Сохранить . Задание 3. Форматирование таблиц Порядок работы: 1. Перейдите на четвертую страницу при помощи одновременного нажатия клавиш Ctrl и Enter . 2. С помощью команды строки меню Таблица→Вставить→Таблица выберите число строк и столбцов по предложенному образцу. Коэффициенты перевода производных единиц от байта
3. Выделите таблицу и примените стиль оформления с помощью команды строки меню Таблица→Автоформат . 4. На пятой странице
нарисуйте сложную таблицу по образцу с помощью панели инструментов Таблицы и границы
, если такой панели нет в окне MS
WORD
, выполните команду строки меню Вид→Панели инструментов
и установите флажок 5. Сохраните файл при помощи команды строки меню Файл→Сохранить . Задание 4. Рисование в документе Порядок работы: 1. На шестой странице
создайте схему «Структура информатики» по предложенному образцу, используя панель инструментов Рисование
, если такой панели нет в окне MS
WORD
, выполните команду строки меню Вид→Панели 2. Нарисуйте прямоугольник и введите в него текст: · Нажмите кнопку «Надпись» на панели инструментов Рисование ; · Указатель мыши изменил своё изображение на крест, в появившемся полотне «Создайте рисунок» подведите указатель мыши на начало схемы, нажмите левую кнопку и, удерживая её, нарисуйте прямоугольник; · Введите в прямоугольник текст; · Предварительно выделив текст, поместите его по центру и определите его начертание по образцу. !!Обратите внимание! Если текст не полностью отражается в прямоугольнике, измените его размеры. Для этого щелкните по прямоугольнику и установите указатель на одном из маркеров и при появлении двунаправленной стрелки, удерживая нажатую левую кнопку мыши, увеличьте размер объекта. 3. По аналогичной схеме нарисуйте остальные прямоугольные фигуры. !!Обратите внимание! Все фигуры необходимо размещать в появившемся полотне, которое может растягиваться во все стороны. 4. Для того, чтобы нарисовать другие геометрические фигуры, стрелки и линии на панели инструментов Рисование нажмите кнопку «Автофигуры» , выберите соответствующий пункт типу фигуры и нарисуйте её. Установите необходимый размер фигуры. Для добавления текста в автофигуру используют команду контекстного меню (правая кнопка мыши) Добавить текст . 5. Шаблон, цвет и тип линий, заливку автофигур можно изменить при помощи команды контекстного меню Формат объекта (надписи)
, вкладка Цвета 6. Чтобы представить рисунок в виде единого графического объекта, необходимо сгруппировать автофигуры, для этого включите кнопку Выбор объектов (белая стрелка на панели инструментов Рисование ), растяните пунктирную линию вокруг рисунка, чтобы все автофигуры выделились, а затем выполните команду Действия (Рисование)→Группировать . Порядок работы: 1. На седьмой странице
вставьте формулу при помощи команды строки меню Вставка→Объект→
Microsoft
Equation
2. Подготовьте объявление по образцу. При помощи кнопки - 22-55-88 3. Создайте открытку-поздравление по образцу. Для вставки рисунка выполните команду Вставка→Рисунок→Картинки→Коллекция картинок… в области задач (справа)→Коллекции Microsoft Office . Текст оформите анимацией и разным цветом при помощи команды строки меню Формат→Шрифт, вкладки Шрифт и Анимация . ПОЗДРАВЛЯЮ МАШУ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! 4. Сохраните файл при помощи команды строки меню Файл→Сохранить . Лабораторная работа № 3. Цель работы: изучить основы работы в Табличном процессоре Excel, научиться выполнять расчёты в таблицах, сортировку данных и изучить принципы построения диаграмм. Электронная таблица (ЭТ) – это двумерный массив, состоящий из столбцов и строк. Столбцы идентифицированы буквами латинского алфавита (A , B , C …), строки идентифицированы арабскими цифрами (1,2,3 …). Место пересечения столбца и строки называется ячейкой, например, А3 . Ячейка, в которой находится табличный курсор, является активной. В ЭТ можно работать как с одной ячейкой, так и с группой ячеек, которые образуют блок или диапазон. Блок идентифицируется именами левой верхней и правой нижней ячеек. Имена ячеек в блоке разделяются двоеточием (:) , например А1:А4 . Для выполнения вычислений Excel предлагает специальные средства расчетов – формулы и функции. Формула в программе Excel начинается со знака (=)
; Ссылкой (адресом) определяется ячейка или группа ячеек, используемых в формуле. Для указания ссылки на ячейку вводится буква заголовка столбца и номер строки. Адресация может быть абсолютной и относительной . По умолчанию ссылки на ячейки в формулах рассматриваются как относительные и при копировании формул адреса в ссылках автоматически изменяются. При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются. Для изменения способа адресации используют клавишу F 4 . Элементы номера ячейки, использующие абсолютную адресацию, предваряются символом $ . Табличный процессор Excel содержит большое количество стандартных формул, называемых функциями
. Функции используются для простых или сложных вычислений. Вызов функции состоит в указании в формуле имени функции, после которого в скобках указывается список аргументов: отдельные аргументы разделяются точкой с запятой (;)
; диапазон ячеек – двоеточием (:)
. Задание 1. Выполнение расчётов в таблице Порядок работы: 1. Откройте программу Microsoft Excel через ярлык на Рабочем столе, либо через Главное меню Пуск→Все программы→ Microsoft Excel , откроется новая рабочая книга, состоящая из нескольких рабочих листов и при помощи команды меню Файл→Сохранить как… , сохраните рабочую книгу под своим именем. 2. Дважды щелкните на ярлыке Лист 1 , расположенном внизу окна и переименуйте его как Расчёты. 3. Введите название Таблицы 1
: размер шрифта − 12
, начертание – полужирный
при помощи панели инструментов или команды строки меню Формат
→ 4. Объедините ячейки (А2 и А3 ; В2 и В3 ; С2 и С3 ; D 2 и D 3 ; E 2 и F 2 ) и введите в них название заголовков граф (столбцов). Для заголовков столбцов при помощи команды меню Формат →Ячейки →вкладка Выравнивание выполните выравнивание по горизонтали и по вертикали − по центру ячейки и перенос по словам (комбинация клавиш Alt и Enter ). 5. Введите данные таблицы по образцу. Ширину столбца и высоту строки можно изменить при помощи указателя мыши ( Таблица 1
6. Определите валовой сбор зерна по культурам: · Выделите необходимую ячейку (Е4 для озимой ржи) и введите формулу для вычисления валового сбора озимой ржи: =С4* D 4/10; · Нажмите клавишу Enter ; · Выделите только что заполненную ячейку Е4 и скопируйте формулу расчёта валового сбора озимой ржи в ячейки других культур, для этого курсор мыши наведите на нижний правый угол ячейки, чтобы он превратился в черный плюс (маркер автозаполнения ) и при нажатой левой кнопке мыши растяните контур на необходимый диапазон (E 4: E 8 ). Снимите выделение ячеек, щёлкнув на пустом месте рабочего листа. 7. Заполните итоговую строку по столбцам «Площадь, га», «Валовой сбор, т»: · Выделите нужную ячейку (С9
− для столбца «Площадь, га») и на панели инструментов Стандартная
нажмите на кнопку автосуммирования − · Если интервал ячеек определён правильно (С4:С8 ), то нажмите клавишу Enter . Если интервал ячеек определен неправильно, то мышью выделите нужный интервал. · Аналогично заполните ячейку Е9 – «Валовой сбор, т», правильный диапазон автосуммирования − E 4: E 8 . 8. Рассчитайте «Валовой сбор в % к итогу», используя ввод и копирование формул с абсолютной адресацией: · Выделите нужную ячейку (ячейку F 4 ) и наберите формулу: =Е4/Е9*100 ; · В формуле выделите имя ячейки E 9 , адрес которой следует изменить с относительного на абсолютный, так как её адрес в формуле при копировании не должен изменяться, и нажмите клавишу F 4 ; · Нажмите Enter ; · Формула должна приобрести вид: =Е4/$Е$9*100; · Выделите ячейку с отредактированной формулой ( F 4) и скопируйте формулу в другие ячейки таблицы диапазона F 5: F 9 при помощи маркера автозаполнения (аналогично, как в задании 6 ); · Снимите выделение ячеек. 9. Найдите максимальные, минимальные и средние значения по столбцам · Курсор установите в ячейку С10
и выполните команду меню · Затем найдите функцию МАКС , которая находится в списке по алфавиту, и нажмите ОК ; · Для нахождения минимального и среднего значения используйте функции: МИН, СРЗНАЧ в категории Статистические . !!Обратите внимание!
Автоматически выбранный диапазон может быть · Выделите необходимый диапазон C 4: C 8 для столбца «Площадь» и D 4: D 8 − «Урожайность» и нажмите ОК . 10. Оформите линии обрамления (границы) по образцу с помощью команды меню Формат→Ячейки→ вкладка Граница. !!Обратите внимание! Ячейки необходимо предварительно выделить. Задание 2. Сортировка данных в таблице Порядок работы: 1. Отсортируйте данные по возрастанию площадей : · Выделите диапазон, строки которого нужно отсортировать (в нашем случае это − В4: F 8 ); · При помощи команды строки меню Данные→Сортировка идентифицируйте поля по обозначениям столбцов листа (установите флажок), выберите Столбец С и отсортируйте по возрастанию и нажмите ОК ; · Данные всей таблицы будут автоматически отсортированы по возрастанию. Задание 3. Построение диаграмм Порядок работы: 1. Постройте круговую диаграмму по площадям: · Выделите диапазон B4:C8 ; · Вызовите Мастер диаграмм с помощью команды строки меню Вставка→ Диаграмма ; · Выберите тип Круговая (шаг 1 из 4 ) и нажмите два раза кнопку Далее ; · На вкладке Заголовки
(шаг 3
из 4
) Название диаграммы: наберите · На вкладке Легенда выберите Размещение: внизу . · На вкладке Подписи данных выберите Включить подписи: доли; · Нажмите на кнопки Далее и Готово ; · При необходимости отредактируйте диаграмму (измените размеры при помощи двунаправленных стрелок). 2. Сохраните изменения в файле при помощи команды строки меню Файл→ Лабораторная работа № 4. Цель работы: создать и просмотреть презентацию на тему «Предмет и основные понятия информатики» при помощи программы PowerPoint. Презентация (от лат. praesentatio) — это общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Их можно представлять в электронном виде и распространять через Интернет. Microsoft PowerPoint (полное название — Microsoft Office PowerPoint ) — это программа для создания и проведения презентаций, позволяющая придать необходимый эффектный внешний вид. Является частью Microsoft Office и доступна в редакциях для операционной системы Microsoft Windows. Порядок работы: 1. Запустите программу PowerPoint (Пуск →Все программы →MS PowerPoint ). Сохраните презентацию под именем «Информатика » при помощи команды строки меню Файл →Сохранить как… 2. В области задач (справа) выберите команду Создание
→Из мастера 3. В окне Мастер автосодержания щёлкните на кнопке Далее . 4. В следующем окне Вид презентации выберите строку Общий доклад и щёлкните на кнопке Далее . 5. На этапе выбора стиля презентации установите переключатель Презентация на экране и щёлкните на кнопке Далее . 6. На этапе выбора параметров презентации
введите в окно заголовка 7. На открывшемся рабочем поле в окне структуры (слева) выделите поочередно слайды с 5 по 9 при помощи кнопки Shift и удалите их (Delete ). В презентации должно остаться четыре слайда. 8. Перейдите к первому слайду при помощи полосы прокрутки и в окне слайда в блоке под заголовком замените имя, указанное по умолчанию собственным именем в качестве автора разработки. Задайте выравнивание текста по центру при помощи панели инструментов и поместите блок ниже красной линии методом перетаскивания. 9. Затем выделите блок с заголовком и поместите его в верхней части слайда при помощи перетаскивания при появлении двунаправленной стрелки 10. Вставьте в слайд рисунок при помощи команды строки меню Вставка
→ 11. Удалите с титульного слайда колонтитул при помощи команды строки меню Вид →Колонтитулы, установите флажок на пункте Не показывать на титульном слайде и нажмите кнопку Применить ко всем . 12. Перейдите на второй слайд и вместо заголовка «Введение » наберите текст «Задачи информатики ». 13. Перейдите в блок маркированного списка и введите вместо шаблонного текста следующее содержание: · Исследует информационные процессы в социальных системах; · Разрабатывает информационную технику; · Создает новейшие технологии преобразования информации. 14. Выровняйте текстовые блоки на втором слайде по своему усмотрению. 15. Перейдите к третьему слайду и введите заголовок «Единицы
информации
». Удалите нижний текстовый блок (он нам здесь не нужен) и при помощи команды меню Вставка
→Таблица
в окне Вставка таблицы
задайте число столбцов − 2
16. Заполните таблицу:
Верхний индекс вводится при помощи команды строки меню Формат →Шрифт, установите флажок на пункте Надстрочный . 17. Перейдите к четвёртому слайду. В поле заголовка введите текст: «Структура информатики ». Удалите второй текстовый блок. 18. При помощи команды Вставка
→Организационная
диаграмма
в окне 19. Перейдите к первому слайду, выделите заголовок и выберите эффект анимации при помощи команды меню Показ слайдов→Настройка анимации в области задач нажмите на кнопке Добавить эффект . В появившемся подменю выберите эффекты: Вход →Жалюзи ; Выделение →Вращение ; Выход →Шашки ; Пути перемещения →Вправо -вниз . 20. Выполните команду строки меню Показ слайдов →Смена слайдов . В пункте Смена слайдов снимите флажок По щелчку и установите его на Автоматически после и задайте время 2 секунды . Нажмите на кнопке Применить ко всем слайдам . 21. Примените эффекты анимации для других слайдов во всех блоках. 22. Выполните команду Показ слайдов →Эффекты анимации в области задач (справа) в пункте Дизайн слайда выберите Шаблоны оформления . Выберите шаблон оформления по своему усмотрению. 23. Вернитесь к первому слайду, запустите показ презентации при помощи команды меню Показ слайдов →Начать показ . 24. Сохраните изменения в презентации при помощи команды строки меню Файл →Сохранить . СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Информатика и информационные технологии : учебное пособие / под ред. Ю. Д. Романовой. – М. : Эксмо, 2008. – 591с. 2. Информатика : базовый курс / под ред. С. В. Симоновича. – 2-е издание. –СПб. : Питер, 2007. – 640с. 3. Информатика
: Практикум по технологии работы на компьютере / под ред. 4. Информатика / Под.ред. А. П. Курносова. – М. : КолосС, 2006. – 268с. 5. Каймин, В .А. Информатика : учебник / В. А. Каймин. – 3-е издание. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 268с. 6. Острейковский, В. А. Информатика: учебник для студентов. – М. : Высшая школа, 1999. 7. Практическая информатика : универсальный курс / С. В. Симонович − М. : АСТ-ПРЕСС; Инфорком-пресс, 1999. − 480с. 8. Экономическая информатика. Учебник для вузов / под ред. В. В. Евдокимова. − СПб. : Питер, 1997. Учебное издание ИНФОРМАТИКА Методические указания к лабораторным работам Составители: Абышева Ирина Геннадьевна, Николаева Марина Викторовна, Редактор М.Н.Перевощикова Технический редактор М.Ю.Соловьёва Подписано в печать «____»___________2009г. Формат 60×84/16. Гарнитура Times New Roman Усл.печ.л. ______ Уч.-изд.л. ______ Тираж _______ экз. Заказ № _______ ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА 426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11 |