Учебное пособие: Методические указания к выполнению курсовой работы Общие положения
Название: Методические указания к выполнению курсовой работы Общие положения Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические указания к выполнению курсовой работы
Общие положения Курсовая работа — это одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности студента. Основная цель ее написания — развитие познавательной самостоятельности специалиста, его умений самому приобретать, углублять, творчески перерабатывать и осмысливать профессионально значимые знания. Кроме того, это еще и форма контроля уровня профессиональной подготовки обучающихся, и потому данная работа выполняются с соблюдением единых требований и правил ГОСТа. Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование студента; носит комплексный характер и строится на освоении большого количества источников с использованием современных методов исследования. Особое внимание уделяется аналитической части работы, содержащей собственные наблюдения и выводы по результатам анализа выбранного объекта. Выполняя эту работу, студент учится интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности. Выбор темы, сроки представления и процедура защиты работы
Выбор темы является важным этапом. Тема выбирается с учетом и на основе личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя. Рекомендуется перед утверждением темы курсовой работы ознакомиться с литературой по предполагаемой теме и рассмотреть возможность ее качественного выполнения. Студент выбирает тему курсовой работы из перечня тем представленного в Приложении 6. Студент имеет право предложить свою тему соответствующую изучаемому учебному курсу и целями обучения. В подобном случае тема курсовой работы согласуется с научным руководителем. Для подготовки и выполнения исследования предусматриваются консультации научного руководителя. За три недели до защиты студенты представляют курсовую работу на кафедру (деканат заочного факультета). Научный руководитель оценивает качество работы и степень соответствия установленным требованиям. При наличии замечаний по содержанию или оформлению работы она отправляется на доработку. После устранения замечаний курсовая работа представляется руководителю повторно. Защита курсовой работы состоит в кратком изложении цели и задач исследования, его результатов, общих выводов по исследуемой проблеме. На основании защиты курсовой работы и ответов на вопросы членов комиссии выставляется оценка. Требования к содержанию и оформлению курсовой работы
Структура работы включает: 1. титульный лист (см. приложение 1); 2. содержание (см. приложение 2); 3. введение; 4. основную часть; 5. заключение; 6. список литературы (см. приложение 3); 7. приложения. 1.На титульном листе указываются следующие параметры: - наименование высшего учебного заведения, где выполнена работа; - название курсовой работы; - Ф.И.О. автора; - ученая степень, ученое звание, Ф.И.О. научного руководителя; - город и год 2.Содержание включает в себя названия структурных частей курсовой работы – «Введение», название глав, «Заключение», «Список источников», «Приложения» (если предусмотрены автором) с указанием номеров страниц. 3.Введение — это пролог всего исследования, его модель. Здесь излагается весь научный аппарат, которым руководствуется исследователь, выполняя работу. На его основе научный руководитель анализирует качество выполнения курсовой работы и оценивает, насколько глубоко осознана и понята актуальность темы, достигнута ли поставленная цель, правильно ли подобраны методы исследования, грамотно ли они использованы и т. д. Во введении отражается актуальность темы, предмет и методы исследования, конкретизируются объект и задачи исследования. Объем «Введения» — примерно 1/10 от всей работы. 4.Основная часть посвящена предметному содержанию темы. Подробно и самостоятельно излагается исследуемая проблема. Для написания основной части составляется план текста как перечень основных положений, которые предстоит раскрыть. План — это названия глав, параграфов и подпараграфов. Количество таковых зависит от объема материала и характера текста. Как правило, курсовая работа состоит из 2-3 глав разбитых на несколько параграфов. Главы и параграфы взаимосвязаны между собой, подчинены цели и задачам исследования. Необходимо добиться соразмерности глав между собой по объему и степени сложности содержания. Названия глав и параграфов должны быть содержательными, отражать идеи, раскрываемые в них Обязательны ссылки на примененные авторские материалы. Каждая глава, параграф заканчиваются краткими выводами, обобщениями. 5.Заключение — эпилог работы, ее завершающая часть. Оно состоит из выводов по результатам работы. Назначение заключения — показать, что цель, поставленная в исследовании, достигнута. По стилю написания «Заключение» должно быть лаконичным, четким, логичным, доказательным, убедительным. Его объем — 1/10 часть всей работы. 6. Список литературы следует за «Заключением» и оформляется с новой страницы. Количество наименований литературы, внесенной в список не менее 10 работ. Вносимая в список литература — это опубликованные теоретические источники, нормативно-правовые документы, статьи, статистические источники и др. В список вносится не только цитируемая литература, но и прочитанная, прямо относящаяся к исследуемой теме. Вся литература оформляется строго в алфавитном порядке , по первой букве фамилии автора работы или наименования источника. Каждой работе присваивается свой порядковый номер, и затем на него делаются ссылки в тексте работы при цитировании. Вносимые в список литературы источники должны быть оформлены определенным образом. Кроме имени автора и названия работы указываются выходные данные . К ним относятся место издания, наименование издательства или организации, издавшей работу, и год издания. Кроме того, указывается количество страниц в тексте. 7.В приложения включается вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия темы: - промежуточные экономические расчеты, формулы, доказательства и таблицы; - статистические данные; - схемы, диаграммы, иллюстрации. Приложения располагаются в порядке появления ссылок в тексте и последовательно нумеруются. В правом верхнем углу указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» прописными буквами и его номер. Каждое приложение начинается с нового листа. Если приложение содержит структурные элементы (таблицы, рисунки, схемы, формулы), тогда последние нумеруются в определенном порядке в пределах каждого приложения. Например, «Рис. П.1.2.» (второй рисунок первого приложения). Оформление курсовой работы. Объем курсовой работы – 25-30 страницы машинописного текста на белорусском или русском языке (через 1,5 интервала) используется шрифт 14, белая бумага формата А4. Курсовая работа подшивается в папку. Текст печатается при следующих размерах полей: верхнее, нижнее и правое – не менее 10 мм, левое – не менее 30 мм. Заголовки основных структурных частей в самой работе печатаются прописными буквами в середине строки, а внутри разделов строчными буквами (первая буква - прописная) с абзаца. Точка в конце заголовка не ставится. Каждая основная структурная часть выпускной работы начинается с нового листа. Нумерация страниц проводится арабскими цифрами без знака №, титульный лист включается в общую нумерацию страниц, но номер страницы не ставится. На последующих страницах, начиная с «Содержания», номер проставляется либо в правом углу верхнем или нижнем поле, либо посредине страницы под текстом. При использовании слова «ГЛАВА» после номера точка не ставится, а со следующей строки вписывается название главы. Если слово «ГЛАВА» не используется, то номер ставят перед заголовком каждого раздела, основной части, после номера ставится точка, а перед заголовком оставляют пробел. В пределах каждого раздела нумеруются подразделы, например, «1.2.» (подраздел второй первого раздела или главы). Затем вписывается название подраздела. Иллюстрации и таблицы размещаются непосредственно на странице, где впервые упоминаются, или отдельно на следующей странице. Иллюстрации обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно в пределах раздела (главы), подраздела и т.д. Например «Рис.1.1.» означает первый рисунок первого раздела (главы). Номер иллюстрации и ее название помещается под иллюстрацией. Если в работе используется одна иллюстрация, то она не нумеруется и слово «Рис.» не пишется. Нумерация формул проводится таким же образом, как и иллюстраций. Например, (1.1.) – первая формула первой главы. Пояснение значений, символов приводится под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первая строка пояснения начинается со слова, «где» без двоеточия. Значение каждого символа начинается с новой строки. Оформление таблиц осуществляется следующим образом: в правом верхнем углу помещается слово «Таблица» с указанием ее номера (см. приложение 4). Таблицы нумеруются последовательно в пределах раздела (главы), подраздела, например, «Таблица 1.2.» означает вторую таблицу первой главы. Заголовок таблицы печатают в центре следующей строки под словом «Таблица». При переносе части таблицы в тексте или приложении на другой лист пишут «Продолжение табл.» или «Окончание табл.», например, «Продолжение табл.1.1». В курсовой работе применяются сноски и ссылки. В тексте сноска используется для уточнения дополнения излагаемого материала. Сноска обозначается звездочкой или цифрой и печатается под чертой текста. В сноске может использоваться ссылка на первоисточник (см. прил.5). При использовании авторских материалов оформляются ссылки, где необходимо указать номер источника, номера страниц, иллюстраций, таблиц или формул. Например, [7, с.5, табл.3], где 7 – номер источника в списке, 5 – номер страницы, 3 – номер таблицы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)» МИНСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра Экономики КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономическая теория. Микроэкономика» Тема: «________________________________________________» Выполнил: студент(ка) 1 курса группы Ф.И.О. Руководитель: Кандидат экономических наук, доцент Герасимов Е.Л. Минск 2008ПРИЛОЖЕНИЕ 2СодержаниеВведение 31.Цель, задачи, функции государства в создании конкурентоспособных форм хозяйствования 5 1.1………………………………………………….. 1.2………………………………………………….. 2.Факторы повышения конкурентоспособности отечественной продукции 15 2.1…………………………………………………… 2.2…………………………………………………… Заключение 25 Список литературы 28 Приложение 30 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Австрийская школа в политэкономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Пред., ком., сост. B.C. Автономов. - М.: Экономика, 1992. - 493с. 2. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории (очерк истории западной экономической жизни). - М.: Наука, 1993. - 175 с. 3. Бондаренко И. Институциональная экономическая теория: некоторые основные вопросы // Мировая экономика и международные отношения. -1995.-№11.-С.31 -35. 4. ВВП растет как на дрожжах // Бел рынок. - 2000. - № 9. - 28 февраля. - С. 21. 5. Вереникин А.О. Трансакционные издержки в рыночной экономике // Вести. Моск. ун-та. Сер. Экономика. - 1997. - № 3. - С. 52 - 64. 6. Колесникова И.В. О состоянии негосударственного сектора в экономике Республики Беларусь и перспективах создания на его базе финансово-промышленных групп // Формирование экономических и социальных основ белорусской государственности: Материалы науч.-практ. конф., Минск, 1 июля 1998 г. / Мин-во экономики РБ, НАН Беларуси. - Мн., 1996.-С. 64-69. 7. Мельникова Н.А Эволюция теорий экономического анализа фирмы // Сб. работ 56-й науч. конф. студентов и аспирантов Белгосуниверситета, Минск, апрель-май 1999 г. В 3 ч. / Бел.гос.ун-т. - Минск, 2000. - Ч. 1. -С. 51-54. 8. Олейник А. Институциональная экономика // Вопр. экономики. - 1999. -№1.-С. 132-142; №2.-С. 137 - 156; №4. -С. 132- 148; №5.-С, 139 -158; №6.-С. 136 - 153; №7.-С. 129 - 148; №8. - С. 139- 158; №9.-С. 126- 150; № 10.-С. 133 -158; №11. - С. 140-159; №12.-С. 125-148. 9. Промышленность Республики Беларусь. Статистический сборник / Мин-во статистики и анализа Респ. Беларусь; Отв. за выпуск А.Г. Сазонова. - Мн.; 2001.-196 с. 10. Республика Беларусь в цифрах: краткий статистический сборник / Мин-во статистики и анализа Респ. Беларусь; Редкол.: В.И. Зиновский (пред, редкол.) и др. - Мн., 1999. - 336 с. 11. И.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антологи экономической мысли: В 2 т. / Пред. и сост. И.А. Столярова. –М.: Эконов Ключ, 1993. – Т.1: В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. - С. 79 –396. 12. Статистический бюллетень (ежемесячник) / Мин-во статистики и анализа Респ. Беларусь; Отв. за выпуск Л.Л. Рыбчик. - Мн., 2001. - Вып. 7 (июль). -208с. 13. Тарасов В.И. Экономическая политика и эффективность рыночных преобразований в Республике Беларусь // Вопр. экономики. - 1994. № 3. -С. 103-113. 14. H.Duopolvermutunq // Wirtschaft und Wettbewerb. - 2000. - № 3. - S. 287. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Таблица 1 Удельный вес продукции, произведенной предприятиями-монополистами по отраслям промышленности в общем объеме производства*
Продолжение табл.1
*Промышленность Республики Беларусь. Статистический сборник / Министерство статистики и анализа РБ. – Мн., 2001. – С.25. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Оформление ссылок и сносокОблик современного белорусского предпринимателя выглядит следующим образом: мужчина (53,8%) с высшим образованием (60,5%) в возрасте от 25 до 40 лет [4, с.20]. Наиболее последовательная и уничтожающая критика неоклассической теории монополии и антимонопольного регулирования осуществлена в рамках праксеологического подхода (подхода с точки зрения человеческой деятельности) в экономической теории[1] . ПРИЛОЖЕНИЕ 6Варианты тем курсовых работ по микроэкономике
[1] Наиболее последовательное и фундаментальное изложение см. в Мизес (2000). |