Учебное пособие: Курс Теоретическая грамматика Методические указания по выполнению курсовой работы Автор-разработчик
Название: Курс Теоретическая грамматика Методические указания по выполнению курсовой работы Автор-разработчик Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет»
Социально-гуманитарный факультет Кафедра русской филологии
Направление 031100. 62 – Лингвистика (бакалавриат) 3 курс
Теоретическая грамматика Методические указания по выполнению курсовой работы
Автор-разработчик: доцент кафедры РФ Терещенко Л.Н. Хабаровск Теоретическая грамматика: методические указания по выполнению курсовой работы для студентов-иностранцев Ш курса специальности бакалавр лингвистики / сост. Л. Н. Терещенко – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006. – 16 с. Методические указания составлены на кафедре русского языка как иностранного. Перечислены основные требования к выполнению и оформлению курсовой работы, дано описание ее структуры и содержания, этапы выполнения, представлены тематика и примерное теоретическое содержание курсовых работ, рекомендуемая литература. Печатается в соответствии с решениями кафедры «Русский язык как иностранный» и методического совета международного факультета. Ó Тихоокеанский государственный Значение курсовой работы Курсовая работа является студенческим квалификационным учебно-научным произведением, которое представляет собой самостоятельную научную разработку конкретной темы в небольшом объёме. Курсовая работа дает возможность студентам обратиться к таким проблемам курса теоретической грамматики, которые помогут студентам самостоятельно осмыслить морфологические категории русской грамматики, понять природу тех или иных языковых явлений, правильно использовать их в речи. Курсовая работа является одной из наиболее активных форм самостоятельной работы студентов. При написании курсовой работы приобретаются навыки работы с научной лингвистической литературой, студент учится подбирать, обрабатывать и анализировать конкретный материал по выбранной им теме. Она активизирует работу студентов-иностранцев, закрепляет, расширяет и углубляет теоретические знания по грамматике современного русского языка, прививает интерес к творческой работе, способствует выработке первичных навыков самостоятельного научного исследования. Такие навыки необходимы не только академическим ученым и исследователям, но и всем, кто желает посвятить себя любой интеллектуальной профессии. Кроме того, работа над курсовой работой подготавливает студентов к работе над научными докладами и к написанию и защите дипломной работы на 4 курсе. Курсовые работы по теоретической грамматике в соответствии с учебным планом выполняются студентами в 6 семестре. Курсовая работа является обязательной формой отчета студента перед кафедрой. К сдаче экзамена по теоретической грамматике допускаются студенты, имеющие положительные оценки по курсовым работам. Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре русского языка как иностранного в течение года. По истечении срока работы, не представляющие интереса для кафедры, списываются по акту. Лучшие работы могут быть использованы в качестве учебных пособий. Основные требования к выполнению курсовой работы
Курсовая работа представляет собой результат ознакомления студента с основным содержанием избранной им проблемы, творческую переработку изученного материала и имеет вид расширенного реферата с собственными выводами. В курсовой работе студент должен показать:
При написании курсовой работы студентам следует помнить, что в зависимости от конкретного содержания курсовые работы принято делить на два типа: реферативные и исследовательские. Реферативная работа представляет собой вид реферата, в котором глубоко освещаются теоретические вопросы исследуемой проблемы, критически осмысливается научная литература по данной теме, сопоставляются и комментируются высказывания различных ученых. В реферативных работах нельзя ограничиваться простым пересказом прочитанного, в них должны быть оценка излагаемого, собственные суждения, подкрепленные определенными выводами, пояснениями, примерами, теоретические обобщения по избранной теме. Работы исследовательского характера требуют от студента умения наблюдать факты языка, анализировать их и соответствующим образом толковать, делать необходимые выводы. Работать с языковыми фактами (примерами) можно по-разному. Один вариант – это анализ определенного фактического материала , который позволяет сделать научно убедительные выводы. Это аналитические работы . В ряде же работ большую ценность и научную значимость могут иметь сами языковые факты , собранные автором. Эти факты, накапливаясь количественно и качественно, в дальнейшем могут послужить основанием для серьезных обобщений. Эти работы носят условное наименование описательных. Указанные разновидности курсовых работ ”в чистом виде” встречаются редко. Чаще всего они представляют собой различные комбинации реферативного, аналитического и описательного элементов. Так, в любой курсовой работе должна быть реферативная часть (ее называют историей или теорией вопроса), то есть обоснование выбора темы, наличие в работе анализа различных точек зрения на проблему, имеющихся в научной литературе. Объем этой части в среднем занимает около одной пятой части общего содержания работы. При выполнении курсовой работы студент должен проработать рекомендованную литературу. Но это не исключает возможности использования другой, дополнительной литературы, которая подбирается студентом самостоятельно. Обязательным условием является использование данных периодической печати. Для этого целесообразно использовать журналы «Вопросы языкознания», «Русский язык за рубежом», «Филологические науки», «Русский язык в школе» и др. При написании курсовой работы каждый студент основное внимание должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы, поэтому необходимо определить для себя основные вопросы каждого раздела. Раскрытие каждого вопроса следует начинать с определения основных категорий, о которых в дальнейшем пойдет речь. После этого дается аргументированный анализ проблемы. Как было сказано выше, качество работы значительно повышается, когда в процессе изложения теоретических вопросов приводятся альтернативные концепции. Материал должен излагаться четко и последовательно. Отдельные части и разделы должны иметь логическую связь друг с другом: последующее должно вытекать из предыдущего. Теоретические положения и выводы необходимо иллюстрировать языковыми примерами и фактами. Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам при работе над курсовой работой, является самостоятельное и творческое ее выполнение. Курсовая работа не является пересказом изученного материала, не составляется из переписанных страниц статей и книг, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки. Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, сокращений слов. Нужно избегать повторений, внимательно следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными ее положениями, приводимым фактическим материалом. При написании работы не следует злоупотреблять цитатами и примерами: каждая цитата и пример должны служить раскрытию темы. К положительным качествам курсовых работ относятся: 1) научная достоверность, 2) насыщенность конкретным содержанием, 3) богатый фактический материал, приведенный в систему, 4) аргументированные выводы, 5) орфографическая, пунктуационная и стилистическая грамотность, 6) правильное оформление. К наиболее часто встречающимся недостаткам курсовых работ относятся такие, как: 1) схематизм, бездоказательность выдвинутых положений, 2) дословное переписывание целых страниц из учебников или специальных работ, 3) механическое, неосмысленное соединение высказываний различных ученых или выписок из разных работ, 4) грамматические и стилистические ошибки. Таким образом, курсовая работа обладает всеми чертами научного произведения: в ней чётко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, представлены научные выводы,.
Структура и содержание КР
Курсовая работа должна иметь титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список используемой литературы. При необходимости в ней могут быть предисловие, выводы, приложение. Первая страница – это титульный лист, на котором указываются: название вуза, факультета, кафедры, где выполнялась курсовая работа, полное название ее темы, фамилия и инициалы студента, ученое звание и степень руководителя, место и год выполнения работы (см. приложение 1). Содержание (см. приложение 2) располагается после титульного листа перед введением . Во введении к курсовой работе должны быть следующие компоненты: актуальность избранной темы; объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, методы исследования. Объем введения должен составлять не более 3 страниц. Введение дает общую характеристику выполненного исследования, поэтому рекомендуется оформлять его полностью не в начале, а на заключительном этапе работы, когда уже достаточно полно будут выявлены ее результаты в соответствии с поставленными задачами. В основной части работы излагаются теоретические основы и краткая история поставленной проблемы, описываются проведенные студентом наблюдения, полученные результаты, дается объективный анализ собранного фактического материала. Если фактического материала много, то часть его, по усмотрению исполнителя курсовой, следует вынести в приложение: не рекомендуется перегружать им основную часть работы. В конце каждой главы, как правило, формулируются краткие итоги и выводы. Первая глава – теоретическая. В ней дается ретроспективный анализ изучения главной проблемы в отечественной и зарубежной лингвистике, т.е. анализ степени изученности проблемы, обзор литературы по теме (с полным перечнем использованных источников); теоретическое описание объекта исследования (исходное представление и система научных понятий). Вторая глава представляет собой описание результатов практической работы студента, результатов проведенного анализа употребления определенных грамматических форм в выбранном тексте. В конце каждого раздела основной части необходимо сделать небольшие выводы. Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются практическая и теоретическая их значимость, дальнейшие перспективы работы над темой. Важнейшее требование к заключению - его краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержание введения, основной части курсовой и выводы по главам. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилий авторов). В список включаются все использованные в курсовой работе литературные источники. После списка использованной литературы следуют Приложения (таблицы, схемы, рисунки, анкеты и т.д.). Этапы выполнения Порядок подготовки курсовых работ содержит следующие этапы:
Студент выбирает тему и согласовывает ее с научным руководителем. Тематика курсовых работ и содержание теоретической части представлена в данных методических указаниях (см. страницу). В курсовой работе необходимо осветить два-три теоретических вопроса по теме. Алгоритм работы на данном этапе выполнения курсовой работы может быть следующим: а) какие исследователи и где работали по данной проблеме, где опубликованы результаты работы, б) в чем конкретно состоят результаты работы исследователей; г) сопоставление теоретических и практических данных, объяснение тех или иных фактов, интерпретация. При выполнении практической части курсовой работы рекомендуется следующая последовательность. Студент читает 10 страниц художественного текста, выбирает языковые единицы-примеры, иллюстрирующие основные положения теоретической части. Примеры, отобранные для анализа, рекомендуется выписывать на карточки с указанием названия произведения, его автора, номера страницы. Затем автором курсовой работы дается грамматическая характеристика языковых единиц и анализируется, какие синтаксические, семантические особенности приобретают данные единицы в процессе их употребления/функционирования. Например, студентом выбрана тема Категория падежа имен существительных . Из предложенного содержания к данной теме он определяет теоретические вопросы своей курсовой: Общая характеристика и система падежных форм. Предложно-падежные значения. Выполняя практическую часть, студент из выбранного им художественного текста подбирает и анализирует предложные конструкции с пространственным, временным и причинным значением, указывает функции и значения, которые имеет данная предложно-падежная конструкция, синтаксические, стилистические особенности. Или: та же тема Категория падежа имен существительных , теоретическими вопросами курсовой могут быть: Общая характеристика и система падежных форм. Функции и основные значения падежных форм . Темой практической части может стать вопрос о значении и функций какого-нибудь падежа, например, Значение форм творительного падежа (на материале одного из произведений А.С.Пушкина) . Важнейшим моментом, имеющим композиционное значение, является соблюдение определенных пропорций в подаче материала. Приступая к написанию курсовой работы, студент должен детально и глубоко продумать, какие моменты, факты имеют наиболее важное значение для раскрытия темы, какой материал может быть использован лишь для иллюстрации общих положений, о чем следует сказать менее подробно. Особенностью лингвистических работ является то, что они требуют исчерпывающе полного описания примеров, изученных языковых фактов. В ряде случаев при анализе источников, необходимых для раскрытия темы курсовой работы, может накопиться слишком большое количество карточек с примерами, которые служат часто иллюстративным материалом (иногда несколько десятков и даже сотен). Такую массу карточек нет смысла переписывать в работу. Множество конкретных фактов будет рассеивать внимание и отвлечет от главной мысли. Стройность, целенаправленность изложения обычно бывает нарушенной, если работа загромождена большим количеством примеров, различного рода частностей и деталей. В таком случае на основании полученных данных выдвигается определенное положение, делается вывод, и все это подтверждается несколькими наиболее яркими примерами. Строгие пропорции в подборе материала для курсовой работы должны быть соблюдены и в темах реферативного характера. В этом случае грозит опасность чрезмерного увлечения цитатами. Для подтверждения определенных положений следует выбрать лишь самые необходимые цитаты, при этом не больше двух-трех в зависимости от их конкретного назначения, от содержания тех положений, которые ими подтверждаются. Алгоритм работы при написании заключения: а) для чего предпринято данное исследование; б) что сделано; в) к каким выводам пришел автор.
Требования к оформлению КР Курсовые работы принято писать на листах стандартного формата, на одной стороне, оставляя обратную сторону чистой. Курсовая работа должна быть отпечатана электронным способом через 1,5 интервала, шрифт - 14, интервал- 1,5; нумерация страниц - внизу справа или в центре. Поля: размер левого поля - 30 мм, правого, верхнего и нижнего по 20 мм. Общий объем курсовой работы по теоретической грамматике для студентов-иностранцев в среднем составляет 10-15 страниц машинописного текста. Все страницы должны быть сброшюрованы и переплетены или же вложены в папку Титульный лист выполняется на белой бумаге формата А4 . Титульный лист включают в общую нумерацию курсовой работы. На титульном листе номер не ставится, на последующих страницах номер проставляется. Необходимым условием любого научного исследования является убедительность приводимых фактов и положений. Любое новое положение должно быть подтверждено указанием на источники. Документация, использованная в научных исследованиях, дается в двух основных формах: 1) в форме цитирования (с последующей библиографической ссылкой); 2) в форме библиографической ссылки. Ссылки – внутритекстовые - выделяются в тексте скобками, например, (7, с. 50). Первая цифра указывает порядковый номер источника по списку литератур, вторая цифра указывает на номер страницы. Ссылки следуют после упоминания об источнике или после цитаты. Если источником послужили разные произведения одного писателя, то в скобках указывается произведение, страница. Если же источник - одно произведение, то указывается только страница. Примеры обычно графически выделяются курсивом или подчеркиванием, в скобках после примера указывается писатель, название произведения, страница, откуда взят пример. Цитата - дословная выписка какого-либо отрезка текста из работы другого автора с сохранением всех особенностей этого текста: орфографии, пунктуации, различных выделений и т.п. Цитата обязательно заключается с двух сторон в кавычки. Если цитата включается в текст как прямая речь, то есть в сопровождении слов автора курсовой, то она оформляется как обычные синтаксические конструкции с прямой речью. Если цитата приводится не полностью, на месте пропуска части текста ставится многоточие. Фактические данные, подтверждающие те или иные положения, изложенные в курсовой работе, могут быть переданы словами автора курсовой. В этом случае кавычки не ставятся. Однако ссылка на источник обязательна и оформляется она так же, как и при обычном цитировании В том случае, когда называются только фамилии авторов, чьи теоретические положения используются студентом, ссылка ставится сразу же после фамилии. В ссылках такого типа страница после выходных данных не указывается, так как ссылаются на работу в целом. Содержание - перечень всех заголовков и подзаголовков с указанием страниц, на которых находятся данные заголовки. При оформлении оглавления следует помнить, что: 1) наименование всех частей разделов и подразделов пишутся с большой буквы; 2) все заголовки и подзаголовки должны быть вписаны в оглавление в той же последовательности и в той же словесной формулировке, в какой они приводятся в курсовой работе, 3) после каждого пункта, а также после римских и арабских цифр ставится точка, 4) употребление цифр и букв со скобкой в содержании не принято (см. приложение 2). Курсовая работа заканчивается списком использованной литературы, который помещают перед приложением (если оно имеется).
Критерии оценки КР
Курсовая работа оценивается по четырехбалльной системе (2 – 5). Отзыв научного руководителя содержит оценку квалификационных навыков автора. Руководитель курсовой работы помогает определить круг вопросов по изучению выбранной проблемы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения курсовой работы; консультирует студента в ходе работы, осуществляет контроль, проводит поэтапную аттестацию; проверяет и рецензирует работу. В рецензии научного руководителя отражается: актуальность; глубина изучения литературы; объективность методов исследования и достоверность результатов; обоснованность выводов; стиль и оформление работы; предложения и рекомендации. По итогам выставляется дифференцированная оценка в зачетную книжку студента. Тематика и примерное теоретическое содержание курсовых работ
Тема 1. Морфология как грамматическое учение о частях речи, их грамматических категориях и системе форм Предмет морфологии. Единицы морфологии: морфема, слово (его грамматические изменения и характеристики), словоформа. Грамматическое значение слова и способы выражения грамматических значений слов: синтетический, аналитический, смешанный. Понятие грамматической формы слова. Понятие грамматической категории. Тема 2. Части речи как лексико-грамматические классы слов Понятие о частях речи. Принципы распределения слов по частям речи. Самостоятельные и служебные части речи. Переход одних частей речи в другие.
Тема 3. Имя существительное как часть речи Определение имени существительного как части речи. Грамматические категории имени существительного. Синтаксические функции имени существительного. Тема 4. Лексико-грамматические разряды имен существительных Нарицательные и собственные имена существительные: их лексическое и грамматическое различие; взаимопереход в кругу нарицательных и собственных имен. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Вещественные, собирательные, единичные (сингулятивы) имена существительные: их семантика, грамматические признаки.. Конкретные и отвлеченные (абстрактные) имена существительные. Имена собственные в русском языке (на материале русских народных сказок, песен). Тема 4. Категория рода имен существительных Значение и средства выражения категории рода. Род и внешний облик слова. Зависимость категории рода одушевленных существительных от лексического значения слова. Трудность объяснения категории рода у неодушевленных существительных. Род несклоняемых существительных Распределение по родам заимствованных слов. Имена существительные общего рода. Колебания в роде имен существительных. Существительные с номинативным значением рода. Существительные с синтаксическим значением рода. Современные тенденции развития категории рода. Общая оценка категории рода. Слова общего рода в словаре В.И.Даля . Тема 5. Грамматическая категория числа имен существительных Выражение и значение форм числа. Существительные singularia tantum. Существительные pluralia tantum. Категория числа и вещественные существительные. Категория числа и отвлеченные существительные. Категория числа и собирательные существительные. Категория числа и собственные существительные. Остатки двойственного числа в современном русском языке. Значение форм единственного числа конкретных существительных в прозаическом художественном тексте. Тексты (по выбору): Н.В.Гоголь. Мертвые души. А.П.Чехов. Рассказы. И.С.Тургенев. Рассказы. Тема 6. Категория падежа имен существительных Общая характеристика и система падежных форм. Функции и основные значения падежных форм. Предложно-падежные значения. Особые формы родительного и предложного падежей. Типы падежных значений: объектные, субъектные, собственно-определительные, обстоятельственно-определительные (характеризующие), комплетивные (восполняющие). Значения русских падежей. Предложные конструкции с пространственным (на примере одного из рассказов А.П.Чехова). Предложные конструкции с временным значением (на примере одного из рассказов А.П.Чехова). Предложные конструкции с причинным значением (на примере одного из рассказов А.П.Чехова). Значение форм творительного падежа (на материале одного из произведений А.С.Пушкина). Тема 7. Склонение имен существительных Типы склонения и парадигмы имен существительных. Разновидности типов склонения. Варианты падежных окончаний и их значение. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные. Тема 8. Имя прилагательное как часть речи Общая характеристика имени прилагательного как части речи. Характер грамматических категорий рода, числа и падежа у прилагательных. Синтаксические функции имен прилагательных. Тема 9. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных Качественные имена прилагательные их характерные признаки. Относительные имена прилагательные их характерные признаки. Притяжательные имена прилагательные. Переход прилагательных одного разряда в другой. Основа такого перехода. Семантика качественных прилагательных. Тексты (по выбору): А.П.Чехов. Повести. И.А.Бунин. Рассказы. К. Паустовский. Рассказы. Переход относительных прилагательных в качественные (на материале «Краткого толкового словаря для иностранцев») Тема 10. Категория степени сравнения имен прилагательных Общая характеристика. Положительная, сравнительная и превосходная степени сравнения, выражение форм сравнения. Значение. Характер обозначаемого признака. Синтаксическая характеристика. Образование. Употребление форм степеней сравнения в разных стилях речи. Частные значения сравнительной и превосходной степени прилагательных. Дефектные качественные прилагательные по отношению к степеням сравнения. Степени сравнения прилагательных в художественном тексте (на материале поэзии М.Ю.Лермонтова, Б.Пастернака, прозы Набокова).
Тема 11. Краткие прилагательные Краткие прилагательные в художественном тексте. Образование кратких форм прилагательных. Морфологические признаки, синтаксические функции имен прилагательных. Употребление полных и кратких прилагательных. Синтаксическое и функциональное различие полных и кратких форм прилагательных в позиции предиката. Отличия кратких прилагательных от полны: а) категориальные б) морфологические в) синтаксические г) лексико-семантические. Спорные вопросы по кратким прилагательным. Тема 12. Склонение имен прилагательных Особенности склонения прилагательных по сравнению со склонением существительных. Адъективное (основное) склонение, типы склонений. Притяжательное (смешанное) склонение. Несклоняемые прилагательные. Выписать из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (песнь 1-ая) прилагательные, определить тип склонения, падеж, характер основы, место ударения, разряд по значению. Тема 13. Имя числительное как часть речи Общая характеристика: общеграмматическое значение, синтаксическая роль. Грамматические категории имен числительных. Группы имен числительных по их структуре. Склонение имен числительных Тема 14. Лексико-грамматические разряды имен числительных Количественные числительные: их грамматические особенности, склонение, сочетание с существительными, значение, структура, морфологические и синтаксические свойства. Порядковые числительные и неопределенно-количественные слова. Слова «тысяча, миллион, миллиард» и их место в системе частей речи. Вопрос о счетных существительных. Тема 15. Собирательные и дробные числительные Состав разряда собирательных числительных. Морфологические особенности собирательных числительных. Особенности сочетания собирательных числительных с существительными. Дробные числительные, их семантика и морфологическая характеристика. Синтаксические свойства дробных чисел. Тема 16. Местоимение как часть речи Общая характеристика: определение местоимения как части речи. Грамматические категории местоимения. Синтаксические функции местоимения. Склонение местоимений Субстантивное, адъективное, смешанное склонение. Семантические особенности местоимений-существительных, местоимений-прилагательных. Морфологические особенности местоимений. Вопросы о местоименных наречиях. Выписать из произведений художественной литературы 15-20 предложений с различными разрядами местоимений. Виды конкретизации значения местоимений. Тексты по выбору: И.А.Бунин. Рассказы. А.П.Чехов.Рассказы. М.А.Шолохов.Тихий Дон Тема 17. Лексико-грамматические разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные О принципах классификации местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя . Взаимно-возвратное местоимение друг друга. Притяжательные местоимения. Тема 18. Лексико-грамматические разряды местоимений: вопросительные, относительные, указательные О принципах классификации местоимений. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Указательные местоимения Тема 19. Лексико-грамматические разряды местоимений О принципах классификации местоимений. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Определительные местоимения. Неопределенные местоимения в рассказе А.И.Чехова «Каштанка» . Тема 20. Глагол как часть речи Определение глагола как части речи. Главные грамматические категории глагола. Синтаксические функции глагола. Лексико-грамматические разряды глаголов. Тема 21. Категория рода глаголов Значение категории рода глагола. Грамматические значения, составляющие категорию рода глагола. Образование форм рода глагола. Связь категории рода глагола с другими глагольными категориями. Тема 22. Категория числа глаголов Значение категории числа глагола. Грамматические значения, составляющие категорию числа глагола, их содержание и способы выражения. Категория числа и другие грамматические категории глагола. Тема 23. Категория вида у глагола Категория вида и способы глагольного действия. Понятие грамматической категории вида Предельные/непредельные глаголы, общие и частные значения видов. Употребление видовых форм. Видовая принадлежность глагола. Тема 24. Образование видовых пар глагола Понятие видовой пары. Перфективация и ее свойства. Суффиксальное образование видовых пар (имперфективация). Видовые пары приставочных глаголов движения. Супплетивные видовые пары. Двувидовые глаголы. Несоотносительные по виду глаголы. Факторы, влияющие на образование видовых пар. Двувидовые глаголы в современном русском языке (на материале «Краткого толкового словаря для иностранцев») Тема 25. Категория времени у глагола: настоящее время Общее понятие категории времени у глагола. Грамматическое значение и образование форм настоящего времени. Грамматическое значение и образование форм прошедшего времени. Грамматическое значение и образование форм будущего времени. Частные значения форм настоящего времени несовершенного и совершенного вида. Переносное употребление форм настоящего времени несовершенного и совершенного вида. Употребление видо-временных форм глагола в речи. Синонимика форм времени. Тема 26. Категория времени у глагола: прошедшее время Общее понятие категории времени у глагола. Значение, образование и употребление форм прошедшего времени; частные значения форм прошедшего времени несовершенного и совершенного вида. Переносное употребление форм прошедшего времени несовершенного и совершенного вида. Функционирование форм глагола прошедшего времени совершенного вида (на материале рассказов А.П.Чехова) .
Тема 27. Категория времени у глагола: будущее время Общее понятие категории времени у глагола. Значения, образование и употребление форм будущего времени. Тема 28. Категория лица у глагола Общая характеристика. Значение категории лица. Грамматические значения, составляющие категорию лица. Образование форм лица. Употребление форм лица. Безличные глаголы. Употребление личных глаголов в значении безличных. Нейтрализация значений форм лица при выражении обобщенно-личного значения. Тема 29. Категория наклонения у глагола: изъявительное наклонение Понятие о категории наклонения. Изъявительное наклонение (или индикатив): значение, образование, употребление. Синонимика форм наклонений. Тема 30. Категория наклонения у глагола: сослагательное наклонение Понятие о категории наклонения. Сослагательное наклонение: значение, образование, употребление. Формы сослагательного наклонения в современном русском языке. Тема 31. Категория наклонения у глагола: повелительное наклонение Повелительное наклонение: значение, образование, употребление. Переносное употребление личных форм повелительного наклонения. Побудительный тип употребления форм повелительного наклонения. Употребление видов в повелительном наклонении. Другие формы в значении наклонений.
Тема 32 . Способы глагольного действия Способы глагольного действия и категория вида. Средства выражения способов действия. Значения способов действия. Тема 33. Категория залога у глагола: действительный залог Понятие категории залога. Общее значение грамматической категории залога. Действительный залог: значение, способы выражения. Формообразование. Парадигма. Тема 34. Категория залога у глагола: страдательный залог Страдательный залог: значение, способы выражения. Формообразование. Парадигма. Омонимия и функциональные особенности страдательного залога. Активная и пассивная конструкции. Тема 35: Аффикс «СЯ» и его значения Значения аффикса «ся». Возвратные глаголы. Залоговое значение. Незалоговые значения. Залоговые и незалоговые значения глаголов на –ся (на примере из сказок А.С.Пушкина). Тема 36. Причастие как глагольная форма Глагольные и именные признаки причастия. Причастие как глагольная форма, его значение, синтаксическая функция. Глагольные категориальные признаки причастия: категория вида, образование видовых форм, функции видовых форм причастий; категория времени причастий, функция временных форм причастий. Категория залога.. Значение времени у причастий (на материале произведений Н.В.Гоголя “Мертвые души”, В.Солоухина ”Владимирские проселки” ). Тема 36. Свойства прилагательного в причастии Именные признаки в категориальном значении причастий. Категории рода, числа и падежа причастия. Образование именных форм. Именные синтаксические признаки причастия Адъективация причастий (переход причастий в прилагательные). Тема 37. Причастия действительные и страдательные Действительные и страдательные причастия: залоговые функции. Образование причастий. Ограничения в образовании причастий. Полные и краткие причастия. Функциональные различия действительных и страдательных причастий. Тема 38. Деепричастие как особая форма глагола Деепричастие как особая форма глагола. Их синтаксическая роль. Категориальное значение деепричастий. Образование деепричастий. Нормы употребление деепричастий. Употребление видов в деепричастиях. Категория вида у деепричастий и ее особенности. Вопрос о временном значении деепричастий. Переход деепричастий в другие части речи. Видо-временные значения деепричастий на материале романа М. Булгакова ”Мастер и Маргарита”. Тема 39. Наречие как часть речи Определение наречия как части речи, его грамматические и синтаксические функции. Образование наречий. Категориальное значение наречий. Грамматические свойства наречий. Лексико-грамматические разряды наречий. Степени сравнения и степени качества наречий. Предикативные наречия.
Тема 40: Вопрос о категории состояния Общая характеристика слов категории состояния. Семантические и грамматические признаки. Объем слов категории состояния. Место слов категории состояния в системе частей речи у разных лингвистов. Тема 41: Лексико-грамматическая характеристика модальных слов Характер лексического значения. Структурные, морфологические и синтаксические особенности модальных слов. Соотносительность модальных слов и других частей речи. Модальные и вводные слова. Тема 42: Предлог как часть речи Синтаксические функции предлогов. Отношения, выражаемые и уточняемые предлогами. Разряды и подразряды предлогов по морфологическому составу и образованию. Правописание предлогов. Конструкции с предлогом «до» в русском языке (в сопоставлении с родным языком). Тема 43: Союз как часть речи Функция союзов как связочных слов. Сочинительные союзы, их характеристика. Группы по значению. Подчинительные союзы, их характеристика, группы по значению. Образование союзов. Союзы и союзные слова. Правописание союзов. Тема 44: Частицы. Междометия Частицы и части речи. Группы частиц по значению и по синтаксической функции. Междометия и части речи. Значение и функции междометий в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Рекомендуемая основная литература 1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове): Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г.А.Золотова. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1986. 2. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н.Ярцева. - М.: Сов. энцикл. 1990. 3. Русская грамматика – 80. Т. 1. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М., 1980. 4. Современный русский язык , Под ред. Белошапковой. М., 1981. 5. Современный русский язык: Учеб. для филол. Спец. Вузов / Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И. Фомина. – 5-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 1987. 6. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. _ 3-е изд. / Под общ. ред. Л. А. Новикова. СПб: Изд-во «Лань», 2001. - 864 с. 7. Пулькина И. М., Захава-Некрасова Е.Б. Учебник русского языка. Практическая грамматика с упражнениями. Учеб. Пособие для студентов-иностранцев. М., «Русский язык», 1977. 8. Введение в специальность «Лингвистика»: Учебное пособие для иностранных студентов-филологов / Под ред. Л.Ф.Крапивник. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, Хабаровск, 2003. 9. Акимова И. И. Морфология русского языка: Учеб. Пособие. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та, 2003. Рекомендуемая литература по темам
Рекомендуемая литература к темам 1, 2: 1. Бондарко А.В. Грамматическая категория и контекст. - Л., 1979 2. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. - Л., 1976. 3. Яцкевич Л.Г. Морфологическая парадигма как комплексная единица формообразования // Вопросы языкознания. - 1992. - № 4. Рекомендуемая литература к темам 3, 4, 5, 6, 7 : 1. Руденко Д.И. О смысловой специфике собирательных существительных // Русский язык в школе. - 1987. - № 1. 2. Манучарян Р.С. Сингулятивы в русском языке // Русский язык в школе. - 1965. - № 6. 3. Ицкович В.А. Существительные одушевленные и неодушевленные в современном русском языке (норма и тенденция) // Вопросы языкознания. - 1980. - № 4. 4. Алексеева Э.В. Имена собирательные в современном русском языке // Филологические науки. - 1982. - № 3. 5. Нарушевич А.Г.Категория одушевленности/неодушевленности и языковая картина мира. // Русский язык в школе. – 2002. - № 3. 6. Арбатский Д.М. Множественное гиперболическое // Русский язык в школе. - 1972. - № 5. 7. Брагина А.А. Наблюдения над категорией рода в русском языке // Вопросы языкознания. - 1981. - № 5. 8. Брусенская Л.А. Категория числа в русском языке. Структурно-семантический и коммуникативно-функциональный аспекты. - Ростов-на-Дону, 1992. 9. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. - М., 1976. - С. 65-109. 10. Зализняк А.А. Беглые гласные в современном русском словоизменении // Русский язык в национальной школе. - 1963. - № 5. 11. Зализняк А.А. К вопросу о грамматических категориях рода и одушевленности в современном русском языке // Вопросы языкознания. - 1964. - № 4. 12. Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. - М. - 1967. 13. Камынина А.А. Некоторые аспекты грамматической семантики категории рода в современном русском языке // Системные семантические связи языковых единиц. - М., 1992. - С. 107-114. 14. Копецкий Л.В. Типы склонения русских существительных мужского рода // Вопросы языкознания. - 1970. - № 3. 15. Кумахов М.А. Число и грамматика // Вопросы языкознания. - 1969. - № 4. 16. Курилович Е. Проблема классификации падежей // Очерки по лингвистике. - М., 1962. 17. Лукин М.Ф. Принципы классификации типов склонения именных частей речи в современном русском языке // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - 1993. - № 1. 18. Максимов В.И. Об одном типе существительных общего рода // Русский язык в школе. - 1971. № 5. 19. Манучарян Р.С. О категории имен единичных в русском языке. // .Русский язык в школе. - 1968.- №6. 20. Меновщиков Г.А. Способы выражения единичности и множественности в языках различного типа // Вопросы языкознания. - 1970. - № 1. 21. Прокопович Е.Н. Употребление в литературном языке существительных с обобщенно-собирательным значением // Русский язык в школе. - 1966. - № 4. 22. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. - М., 1973. 23. Тарасенко Р.В. Слова общего рода и их лексико-семантические особенности // Русский язык в школе. - 1980. № 4. 24. Чеснокова Л.Д. Категория числа в русском языке. Семантика. Грамматика. Функции. - Ростов-на-Дону, 1992. 25. Чешко Е.В. К вопросу о падежных корреляциях // Вопросы языкознания. - 1960. - № 2. 26. Шанская Т.В. О роде несклоняемых существительных // Русский язык в школе. - 1965. - № 6. Рекомендуемая литература к темам 8, 9, 10, 11, 12 : 1. Беловольская Л.А. Об аффиксах степени в именах прилагательных // Русский язык в школе. - 2001. - № 1.
6. Карабань И.А. Значение форм степеней сравнения и исходная форма прилагательного // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - 1969. - № 4. 7. Панин Л.Г. О формах имен прилагательного в русском языке // Русский язык в школе. - 1993. - № 1. 8. Колесникова С.М. Степени сравнения прилагательных и выражаемая ими интенсивность признака // Русский язык в школе. - 1998.- № 5. 9. Лачина И.С. Признаковое значение имен прилагательных// Проблемы психолингвистики : слово и текст.- Тверь, 1993. 10. Лукин М.Ф. О широком и узком понимании прилагательных в грамматике современного русского языка. // Научные доклады высшей школы. Филологические науки.- 1991.- № 1. 11. Молотков А.И. Есть ли в русском языке категория неизменяемых прилагательных ? // Вопросы языкознания. - 1960. - № 6. 12. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Об ударении в кратких формах прилагательных и причастий // Русский язык в школе. - 1971. - № 3. 13. Фролова С.В. Двойственность природы притяжательных прилагательных // Вопросы теории, истории и методики преподавания русского языка. Научные труды Куйбышевского пединститута. - Куйбышев, 1972. - Т. 103. 14. Чеснокова Л.Д. Категория числа имен прилагательных и ее функции // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. - 1992. - № 5/6. 15. Шипицына Г.М. О системных взаимосвязях признаков качественности имен прилагательных // Русский язык в школе. - 2000. - № 5 Богуславский А.О. О кратких и полных формах прилагательных в сказуемом // Русский язык в школе. - 1964. № 1. 16. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных.-Л., 1979. Рекомендуемая литература к темам 13, 14, 15: 1. Гриншпун Б.А. О синтаксической роли имен числительных // Русский язык в школе. - 1960. - № 2. 2. Дерягин В.Я. Если «надцать» суффикс // Русская речь. - 1972. - № 5. 3. Качевская Г.А. Собирательные числительные в русском языке // Русская речь. - 1968. - № 1. 4. Лукин М.Ф. К вопросу о лексико-грамматическом статусе числительных в современном русском языке // Вопросы языкознания. - 1987. - № 6. 5. Лукин М.Ф. К вопросу о частеречном объекте числительных // Филологические науки. - 2000. - № 4. 6. Супрун А.Е. Имя числительное и его изучение в школе. - М., 1964. 7. Хохлачева В.Н. Числительное как часть речи.// Памяти акад. В.В.Виноградова.- М., 1971 8. Чеснокова Л.Д. Имя числительное в современном русском языке. - Ростов-на-Дону. - 1997. - С.210-218. 9. Шанский Н.М. Числительное или существительное. Слова тысяча, миллион, миллиард // Русский язык в школе. - 1972. - № 2. Рекомендуемая литература к темам 16, 17, 18, 19: 1. Воротников Ю.Л. Местоимения как «языковые категоризаторы» // Филологические науки.- 2001. - № 5. 2. Исаченко А.В. О синтаксической природе местоимений //Проблемы современной филологии. - М., 1965. 3. Маловицкий Л.Я. О местоимении ОН //Русский язык в школе. - 1973.- № 1 4. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка.- М.., 1981.-С.131-141. 5. Сидоренко Е.Н. Семантические разряды местоимений современного русского языка //Русские местоимения: семантика и грамматика. - Владимир,1989.- С. 18-26. 6. Скобликова Е.С. Местоимения: различия трактовок // Русский язык в школе. -1996. - № 6. 7. Скобликова Е.С. О составе и грамматических особенностях местоимений-существительных // Русский язык в школе. -2002. - № 3. 8. Ушакова Л.И. Местоимения и их аналоги // Русский язык в школе.- 1998. - № 1. 9. Шведова Н.Ю., Белоусова А.С. Система местоимений как исход смыслового строения языка и его смысловых категорий. - М.- 1995. Рекомендуемая литература к темам с № 20 по № 34 :
3. Белоусова В.А. К проблеме залога в современном русском языке // Структурная и прикладная лингвистика. - Вып. 2. - Л., 1983.
5. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола.- М.,1971. 6. Бондарко А.В. Предельность и глагольный вид // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - М., 1991. Т.50, № 3. 7. Буланин Л.Л. Категория залога в современном русском языке. - Л., 1986. 8. Буланин Л.Л. О некоторых сложных проблемах категории залога // Исследования по языкознанию: К 70-летию чл.-кор.РАН А.В.Бондарко. – Спб., 2001.
11. Гловинская М.Я. Периферийные видовые пары и их отличие от способов действия // Основные проблемы русской аспектологии.- СПб., 2002. 12. Гуревич В.В. О значениях глагольного вида в русском языке // Русский язык в школе. - 1971. - № 5. 13. Гуревич В.В. Модальность и семантика глагольного вида // Вопросы языкознания.- 2000. - № 2. 14. Дендшева Т.Л. К проблеме определения категории вида // Вопросы языкознания. - 1976. - № 1. 15. Зарецкая Е.И. Формы повелительного наклонения в русском языке // Филологические науки. - 1976. - № 3. 16. Зельдович Г.М. Семантика и прагматика совершенного вида в русском языке // Вопросы языкознания.- 2002. - № 3. 17. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М., 1973. - С. 157-171. 18. Карпухин С.А. К проблеме семантического инварианта глагольного вида в русском языке // Русский язык в школе. - 2002. - № 1 19. Климонов В.Д. Взаимодействие семантики вида и семантики времени в системе видо-временных форм русского глагола. // Основные проблемы русской аспектологии. – СПб., 2002. 20. Козлов М.И. О критике определений вида // Русский глагольный вид в прикладных исследованиях. - М., 1994. 21. Копеолиович А.Б. Категория лица и грамматический род // Филологические науки. - !991. - № 3. 22. Кравченко А.В. О когнитивной неэквивалентности активных и пассивных конструкций. К проблеме категории залога // Филологические науки. - 1992. - № 1. 23. Кривова Е.В. Залог: от морфологического к синтаксическому взгляду на сущность пассивных конструкций // Русистика. – М., 1999. 24. Кржижкова Е. Еще раз о форме сослагательного наклонения // Филологические науки. - 1963. - № 1. 25. Падучева Е.В. Результативные значения несовершенного вида в русском языке: общефактическое и акциональное // Вопросы языкознания. - 1993. - № 1. 26. Панин Л.Г. Семантика форм повелительного наклонения в русском языке // Филологические науки. - 1993. - № 5/6. 27. Петрухина Е.В. О формализованности категории глагольного вида в русском языке // Системные семантические связи языковых единиц. - М., 1992. 28. Поспелов Н.С. О двух рядах грамматических значений глагольных форм времени в русском языке // Вопросы языкознания. - 1966. - № 2. 29. Прокопович Е.И. К вопросу о дифференциации перфектного и аористического значений форм прошедшего времени // Русский язык в школе. - 1977. - № 5. 30. Сабанеева М.К. О сущности наклонения // Вопросы языкознания. - 1994. - № 5. 31. Семиколенова Е.И. Роль суффиксов вторичной имперфективации в формировании значения глаголов вторичного несовершенного вида // Проблемы семантики в аспекте преподавания русского языка как иностранного. - М., 1991. 32. Скобликова Е.С. Согласование и управление в русском языке. - М., 1971, § 129-139. 33. Тихонов А.Н. Чистовидовые приставки в системе русского видового формообразования // Вопросы языкознания. - 1964. - № 1.
35. 10.Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и художественное. - М.,1979. 36. Ушакова Л.И. О двувидовых глаголах в современном русском языке // Русский язык в школе.- 2003. - № 2. 37. Храковский В.С. Семантика вида (опыт исчисления) // Основные проблемы русской аспектологии.- СПб., 2002. 38. Черткова М.Ю. К проблеме видовой парности глаголов в современном русском языке // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. - М.,1994. - № 2. 39. Шелякин М.А. Об инвариантном значении и функциях сослагательного наклонения в русском языке // Вопросы языкознания.- 1999. - № 4. 4. Шмелев Д.Н. Абсолютное и относительное употребление форм времени.// РЯ в национальной школе.-1960.-№6.
41. Ясан Л.К. К уточнению понятия видовой парности // Русский язык за рубежом. - 1993. - № 4. 42. Ясан Л. О принципах выделения видовой пары в русском языке// Вопросу языкознания.- 1997. - № 4. Рекомендуемая литература к темам 36, 37, 38
Рекомендуемая литература к темам 39, 40: 1.Блажев Б.И. К вопросу о морфологической характеристике наречия как части речи // Русский язык в школе. - 1963. - № 6. 2. Галкина-Федорук Е.М. О категории состояния в русском языке // Русский язык в школе. - 1957. - № 4. 3. Дымский А.С. О критериях отграничения предложно-падежных сочетаний от наречий в современном русском языке // Филологические науки. - 1978. - № 6. 4. Кочинева О.К. Степени сравнения прилагательных, наречий и слов категории состояния // Русский язык в школе. - 1979. - № 1 5. Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике. - М., 1990. - С. 25-36. 6. Ситникова Е.В. Категория состояния // Русская речь. -2002. - № 6. 7. Тихонов А.Н., Лагутова Е.Н. Множественность словообразовательной структуры наречий // Русский язык в школе. - 1978. - № 6. 8. Ховалкина А.А. Наречия меры и степени: лексико-грамматическая группа или функционально-семантическая категория // Русский язык в школе. - 1994. - № 4. 9. Чурмаева Н.В. История наречий в русском языке. - М., 1989. Рекомендуемая литература к темам 41, 42, 43, 44 : 1.Бондаренко В.С. Предлоги в современном русском языке. - М., 1961. 2. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М., 1973. - С. 140-157 3. Каламова Н.А. Отыменные предлоги в современном русском языке, 4. их значение и употребление // Русский язык в школе. - 1964. - № 6. 5. Колосова Т.Н. Разграничение омонимичных союзов и союзных слов // Филологические науки. - 1967. - № 4. 6. Копылов А.И. Некоторые основы изучения предлогов // Филологические науки. - 1963. - № 2. 7. Московкина Р.А. О разграничении союзов и союзных слов // Русский язык в школе. - 1966. - № 6. 8. Рогожникова Р.П. Градационные союзы в русском языке // Русский язык в школе. - 1971. - № 3. 9. Середа Е.В. К вопросу о статусе междометий // Русский язык в школе. – 2002. - № 5. 10. Туева Н.А. Из истории модальных слов // Русский язык в школе. - 1966. - № 2. 11. Урысон Е.В. Русский союз и частица «и»: структура и значение // Вопросы языкознания.- 2000. - № 3. Приложение 1 . Титульный лист курсовой работы Государственное образовательное учреждение «Тихоокеанский государственный университет» Кафедра русского языка как иностранного ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДАЛЬНЫХ СЛОВ Выполнил: Научный руководитель: Хабаровск 2006 Приложение 2
. Содержание О г л а в л е н и е Значение курсовой работы…………………………………………………..…3 Основные требования к выполнению курсовой работы…………………… 3 Структура и содержание КР ………………………………………………… 5 Этапы выполнения …………………………………………………………… 7 Требования к оформлению КР ………………………………………………. 8 Критерии оценки КР ……………………………………………………… 10 Тематика и примерное теоретическое содержание курсовых работ ……. 11 Рекомендуемая основная литература ……………………………………… 18 Рекомендуемая литература по темам ……………………………………… 19 Приложение 1. Титульный лист курсовой работы ……………………… 26 Приложение 2. Содержание ………………………………………………… 27 Теоретическая грамматика Методические указания по выполнению курсовой работы по теоретической грамматике Людмила Николаевна Терещенко Главный редактор Л. А. Суевалова Редактор Оператор компьютерной верстки Подписано в печать .06. Формат 60 ´ 84 1 /16 . Бумага писчая. Гарнитура «Таймс». Печать цифровая. Усл. печ. л. 0,93. Тираж 150 экз. Заказ . |