Реферат: Называется «С. А. Есенин и революция»
Название: Называется «С. А. Есенин и революция» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
С.А. Есенин и революция Содержание Введение Глава 1.
С.А. Есенин и Октябрьская революция Глава 2. Особенности творчества С.А. Есенина в первые годы революции Заключение Список использованной литературы Введение Тема реферата называется «С.А. Есенин и революция» Актуальность тематики состоит понимании необходимости изучения не только знаменательных творений русской художественной литературы и поэзии, но также и стремлении выяснить каких ценностных воззрений придерживались те или иных представители отдельных эпох. Особое место в данном отношении занимает личность русского поэта С.А. Есенина, творчество которого уникально и неповторимо как по своему жанровому своеобразию, так и по особенностям его понимания в разные периоды. Не менее значимым аспектом является выяснение отношения С.А. Есенина к переломному моменту в российской истории XX столетия – Октябрьской революции. При этом важно выяснить, почему отношение С.А. Есенина к Октябрьской революции складывалось именно так, и не иначе, что способствовало формированию у С.А. Есенина данных воззрений и ряд иных аспектов. Глава 1. С.А. Есенин и Октябрьская революция Обозревая дореволюционное творчество Есенина, видишь, что оно в своем идейном содержании ещё не поднималось над общим уровнем демократической, окрашенной крестьянскими мотивами поэзии. И хотя в дооктябрьские годы Есенин создал немало истинно человеческих, глубоких, прекрасных по своим художественным достоинствам стихов, но того Есенина, которого любит читатель, еще не существовало.[1] Такой Есенин – и ласкающий душу и захватывающий ее своей искренностью, драматизмом своей лирики, яркостью своих художественных образов, — такой Есенин сложился только в горниле Октябрьской социалистической революции, в кипении первых пооктябрьских лет. И хотя Октябрь с неотразимой силой обнажил все идейно отсталое и даже реакционное, что порой питало поэтический талант Есенина, что направляло его воображение назад, к образам далекой старины, тем не менее именно пролетарская революция рабочих и крестьян решительно повернула на новую дорогу все его развитие. Революция дала Есенину возможность по-новому ощутить свою связь с народом, дала Есенину новую, социальную тематику, дала более глубокое понимание самого себя и, что важнее всего, дала возможность понять и почувствовать правду идеалов того общества, которое строили В.И. Ленин, коммунистическая партия и пошедшие за ними передовые слои народа. Прав был Есенин, заявивший, что если бы не Октябрьская революция, то он бы так и «засох на никому не нужной религиозной символике».[2] Для Есенина не стоял вопрос — принимать или не принимать революцию? Он встретил революционные события, по свидетельству одного из его тогдашних друзей — поэта П. Орешина, «восторженно». В дни февральской революции мы видим Есенина на улицах Петрограда. О Русь, взмахни крылами, Поставь иную крепь! С иными именами Встает иная степь.[3] Такими словами встречал Есенин красные флаги на улицах. Для того новокрестьянского, неонароднического крыла в литературе, к которому он примкнул, февральская буржуазно-демократическая революция открывала заманчивые перспективы возрождения мелкособственнической деревенской Руси. Октябрьскую социалистическую революцию Есенин принял, по его собственному признанию, с «крестьянским уклоном».[4] На первых порах он попадает под влияние левых эсеров, даже вступает в их боевую дружину, хотя формально и не состоит в эсеровской партии. Та огромная, полная противоречий революционная ломка, которая происходила в стране, отразилась и в поэзии Есенина. В ней нашли себе место и радость освобождения, и боль непонимания, и муки прощания с прошлым, и огромный подъем народного самосознания — словом, все то, что отражало настроения многомиллионных масс крестьянства в период перехода от буржуазно-демократической к социалистической революции. То великое и героическое, что творили в те годы передовые люди из народа в борьбе за Советскую власть, хотя и прошло цепью образов и картин во многих его произведениях, однако не стало главным содержанием его творчества. Вот почему Есенин писал в «Руси уходящей»: «Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею».[5] В вопросе об отношении Есенина к Октябрьской социалистической революции следует различать две стороны. Одно дело — политическое признание Советской власти, сочувствие революции, другое дело — действительное осознание сущности пролетарской революции. Осознание сущности пролетарской революции, понимание политики ленинской партии, характера классовой борьбы, философии исторического материализма — все это предполагало весьма высокий уровень идейного развития, который в те годы был присущ лишь наиболее передовым писателям.[6] История советской литературы, однако, начинается с того, как целый ряд писателей дореволюционного поколения политически перешли на платформу Советской власти. И хотя большинство из них в те годы до конца не понимали сущности пролетарской революции (как А. Блок, В. Брюсов, В. Вересаев и многие другие), но все они вступили в полосу идейного перевоспитания, переосмысления и своей позиции, и жизни, и своего творчества. Именно то же самое произошло и с Есениным. Октябрьская революция прежде всего по-новому заставила зазвучать патриотическую тему Есенина, вызвав прилив любви к родному народу, совершившему великий подвиг своего освобождения. Поэт с презрением говорит о лагере врагов революции, называя его «белым стадом горилл». В поэме «Иорданская голубица» Есенин славит «отчалившую Русь», которая взлетела, подобно лебедю, высоко в небо. Небо — как колокол, Месяц — язык, Мать моя — родина. Я — большевик.[7] В этих строках, которые так нравились В. Маяковскому, выразилась стихийная радость миллионов крестьян, воспрянувших после Октябрьской революции, пошедших за большевиками и начавших в 1917 году дележ помещичьих земель. Но если присмотреться поближе к есенинским стихам и поэмам 1917—1919 годов, являвшимся откликом на события и февральской и Октябрьской революции («О Русь, взмахни крылами...», «Товарищ», «Певущий зов», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Пантократор» и др.), то мы увидим, как в этих произведениях самым противоречивым образом сплетаются вещи совершенно противоположные. С одной стороны, восторженное отношение к революции, хвала и воспевание ее в ярких образах: Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли.[8] А с другой сторрны, этот «красный конь» в представлениях поэта «везет» народную жизнь к древним временам патриархального бытия. Но эти мечты о патриархальном социализме в то же время у Есенина уживаются с величайшей симпатией именно к пролетарской революции. Весьма характерна для понимания идейно-политического мира Есенина поэма «Инония». Она начинается в форме страстной пророческой речи, отвергающей старую веру патриархальной Руси. Поэт грозится выщипать богу бороду, а с Христа снять штаны. Он изображает себя сказочным народным богатырем или новым творцом, который может в снеж-норогие полюсы впиться «клещами рук», придавить коленом экватор и всю землю-матерь разломить, как золотой калач. Эти неожиданные образы создают впечатление, что все сошло со своих осей, все перемешалось, все движется к некоей утопической стране Инония, где на крылечке хаты сидит «старушка мать» и играет с лучом солнца, которое словно кошка «тянет клубок к себе». Конечно, в небольших поэмах этого времени («Инония», «Пантократор», «Сельский часослов», «Преображение») Есенин в высшей степени наивен как социальный мечтатель, совершенно не понимающий сущности пролетарской революции, ее задач и идеалов. Но Есенин значителен и в высшей степени оригинален как художник, который с глубокой внутренней правдивостью отразил мечтания патриархального крестьянства в годы величайшего в мире социального переворота. Обращает на себя внимание усиление во всех этих стихах библейских образов, библейского словаря. Они лишь форма, «одежда» чисто земных помыслов. Такое обращение к библейской поэтике для выражения эпического размаха событий было в некотором смысле общей чертой поэзии тех лет. Мы это встречаем у В. Маяковского («Мистерия-буфф»), у Демьяна Бедного («Земля обетованная» и др.), у большинства пролеткультовских поэтов.[9] Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. От чудесных стихов о «стране березового ситца», шири степных раздолий, сини озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий поэта о судьбах России каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к родине. Давно стали крылатыми есенинские строки: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».[10] От Руси полевой, патриархальной, уходящей в прошлое, от России, ввергнутой царизмом в пучину мировой войны, к России, преображенной революцией, России ленинской, Советской — таков исторический путь, пройденный поэтом вместе со своей Родиной, со своим народом. Все, что свершалось в России в годы Октября, было необычно, неповторимо, ни с чем не сравнимо в прошлой истории народов. «Сегодня пересматривается миров основа»,— утверждал Владимир Маяковский. «Революционный держите шаг!» — призывал сынов восставшей России Александр Блок. Великие перемены в жизни России предчувствовал и Сергей Есенин: Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли... Мы радугу тебе — дугой, Полярный круг — на сбрую. О, вывези наш шар земной На колею иную.[11] Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. «Не будь революции,— писал позже поэт,— я, может быть, так бы и засох на никому не нужной религиозной симво- лике». Правда, на первых порах революционная тема решалась Есениным своеобразно. Новый мир предстает в его стихах еще либо в виде утопических картин мужицкого рая на земле, либо в виде романтического «града Инонии», где живет «божество живых» и господствует «революционная» вера. Главное в этих произведениях — осознание своей силы, свободы, которую и поэту, и крестьянской Руси принес Октябрь; Новый на кобыле Едет к миру Спас. Наша вера — в силе. Наша правда — в нас![12] Поэт Петр Орешин, вспоминая о встречах с Есениным в годы революции, отмечал: «Есенин принял Октябрь с неописуемым восторгом, и принял его, конечно, только потому, что внутренне был уже подготовлен к нему, что весь его нечеловеческий темперамент гармонировал с Октябрем...» В своем «Небесном барабанщике» Есенин восторженно провозглашает: Да здравствует революция На земле и на небесах![13] Глава 2. Особенности творчества С.А. Есенина в первые годы революции В 1918 году, после переезда Есенина в Москву, начинается для него новый период. Сначала он сближается с Пролеткультом и даже одно время живет в доме Пролеткульта (ныне Дом дружбы на улице Калинина). Он пишет сценарий «Зовущие зори» в соавторстве с М. Герасимовым, С. Клычковым, Н. Павлович, затем организует издательство «Московская трудовая артель художников слова». Есенин весь в начинаниях и проектах. В эти годы он уже известный, признанный поэт, на его вечера ломится молодежь.[14] Есенин чувствовал: о России, преображенной Октябрем, нельзя петь по-старому. «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с ее несуществующим Китежем... Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества», — писал Есенин поэту Александру Ширяевцу. Жизнь революционной Руси становилась все напряженней: не угасал огонь гражданской войны; Терзали страну интервенты; разруха и голод делали свое черное дело. Наперекор всем трудностям, в ожесточенной схватке с врагом прокладывал пролетариат России дорогу в социалистическое будущее. Именно в этот сложный период классовых битв и проявился наиболее ощутимо «крестьянский уклон» Есенина. «В годы революции,— писал поэт позднее в автобиографии,— был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Этот «крестьянский уклон» явился не только выражением субъективных сторон мировоззрения поэта. Прежде всего, в произведениях, во взглядах Есенина нашли свое отражение реальные, конкретные противоречия, характерные для русского крестьянства в период революции. Суровые будни военного коммунизма потребовали железной дисцицлины: введения продразверстки, трудовой повинности; потребовали подчинения всей жизни страны единой цели — победить врага. Трудно тогда было многим сразу осмыслить этот исторически неизбежный крутой поворот в жизни революционной России. В это тяжелое, но озаренное революцией время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни»: Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли.[15] Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить в то время на него было поэту нелегко. Тогда-то и рухнули утопические мечты поэта о «граде Инонии, где живет божество живых». Он слагает свой «Сорокоуст»: Только мне, как псаломщику, петь Над родимой страной аллилуйя.[16] Вслушайтесь, какая боль звучит в трагедийной песне поэта о невозвратной, исторически обреченной на гибель старой деревне, тревога за будущее России. Ход времени неумолим. Поэт это чувствует. Разве можно забыть есенинского «красногривого жеребенка»: Милый, милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница?[17] Все глуше слышны теперь раскаты буслаевской мужицкой удали, мятежного набата, еще так недавно раздававшихся в стихах поэта. Все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги: Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез.[18] Сердце поэта гложет сомнение — сможет ли он петь по-новому? А если нет? Если «новый с поля придет поэт» и его «будут юноши петь» и «старцы слушать»? Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час.[19] Речь здесь идет, конечно же, не о физической смерти поэта, а о неизбежной, как тогда казалось Есенину, гибели стихов «последнего поэта деревни» под беспощадной пятой «железного гостя» — города. В годы революции идейное и художественное развитие поэта сдерживалось еще и чужеродными влияниями на его творчество, особенно начиная с 1919 года, эстетской литературной группы имажинистов. В первые годы революции Есенин проявляет особый интерес к выявлению природы художественного образа, отношению поэзии к жизни и другим эстетическим проблемам. Сближаясь с имажинистами, Есенин поначалу считал, что его эстетические принципы близки их творческим устремлениям. На самом же деле формалистическое творчество имажинистов было глубоко чуждо есенинской поэзии. И Есенин довольно скоро это почувствовал. «Собратьям моим кажется,— писал он весной 1921 года об имажинистах,— что искусство существует только как искусство... Но, да простят мне мои собратья, если я им скажу, что такой подход к искусству слишком не серьезный... У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова...».[20] Однако не будучи в силах свернуть Есенина с реалистического пути в поэзии, имажинисты порой все же уводили его на свои извилистые литературные проселки. Трагическая тема человека, чуждого по духу деклассированной богеме и стремящегося вырваться из ее цепких лап, взволнованно раскрывается Есениным в ряде стихотворений «Москвы кабацкой»: И уже говорю я не маме, А в чужой и хохочущий сброд: «Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет!»[21] Вместе с тем поэт стремится познать смысл происходящего в жизни, окружающей его: О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину.[22] Порой, в трудные для него дни, художник, чтобы лучше понять настоящее, обращается к тем событиям прошлого, которые, как ему кажется, чем-то созвучны его времени. Так появляется есенинский «Пугачев». Но и прошлое не «врачует» сердце поэта, а, наоборот, усиливает сомнения. Неужели опять все, как во времена Пугачева, обернется для крестьянской Руси новой трагедией, поражением восстания? А казалось... казалось еще вчера... Дорогие мои... дорогие... хор-рошие...[23] Максим Горький, которому Есенин читал «Пугачева» во время встречи в Берлине, вспоминал позднее: «Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось». И вся эта сложная гамма чувств поэзии Есенина проникнута любовью к родине, которая всегда томила, мучила и жгла чистую душу поэта: Я люблю родину, Я очень люблю родину!..[24] Историей был дан России один-единственный путь решения «крестьянского вопроса» — путь социалистический. Принимая его умом, Есенин чувствовал сердцем, что стать на него Руси крестьянской будет не так легко и просто. Отсюда порой мучительные раздумья Есенина о будущем деревни:- Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам и тополям. Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.[25] И не эта ли обжигающая сердце правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта. Есенин глубоко знал жизнь крестьянской России; это способствовало тому, что он смог стать истинно народным, национальным поэтом и в ярких реалистических произведениях сказать свое слово о главных событиях своей эпохи. Поэзия Есенина в высшей степени драматична и правдива, она полна острых конфликтов, глубоких, порой, казалось бы, неодолимых противоречий. Было время, когда противоречия во взглядах и творчестве Есенина часто объясняли лишь «раздвоенностью» его личности, индивидуальными чертами характера. Однако эти противоречия являлись глубоким и серьезным отражением в его душе действительных явлений жизни. Они были источником движения его поэзии. Определяющими факторами в преодолении поэтом этих противоречий явились те огромные революционные изменения и социальные сдвиги, которые происходили на родине поэта. Русь Советская залечивала раны войны и разрухи. Повсюду были видны приметы новой жизни. Многие из противоречий, которые еще недавно казались Есенину неразрешимыми, отошли в прошлое, стали историей. По-иному взглянуть на мир и события в стране Есенину помогла и его поездка в Европу и Америку. «Только за границей,— говорил Есенин,— я понял все значение русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства».[26] Есенин радуется добрым переменам, которые происходили в жизни русского крестьянства. «Знаешь,— рассказывал он одному из друзей,— я сейчас из деревни... А все Ленин! Знал, какое слово надо сказать деревне, чтобы она сдвинулась. Что за сила в нем, а?» Поэт обращается в стихах к тому, кто «мощным словом повел нас всех к истокам новым». В «Стансах» он утверждает: Я вижу все И ясно понимаю, Что эра новая — Не фунт изюма вам, Что имя Ленина Шумит, как ветр, по краю, Давая мыслям ход, Как мельничным крылам.[27] Поняв умом великую правду Ленина, поэт ещё пристальнее вглядывается в кипение жизни, стремясь, но его словам, «постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь». Заключение Подведем итог вышесказанному. Объективно С.А. Есенин Октябрьскую революцию – принял. Принял такой, как она есть, со всеми ее плюсами и минусами, ломкой старых ценностных устоев, и выстраиванию модели новой – советской системы ценностных воззрений на очень длительны десятилетия. В то же время считаем необходимым отметить некоторую степень наивности взглядов поэта в оценки происходящих на тот период социально-политических процессах в нашей стране. При декларировании тех принципов, которые несла собой революция, мы расцениваем ее как общенациональную катастрофу – не в силу какого-то ее идеологического понимания, а просто в силу того – что любая революция, по сути, катастрофа, отбрасывающая страну назад в своем развитии. С.А. Есенин, прокламируя в своих стихах революционной пору заданные ценности, поддавался общей волне писателей и поэтов, живших и творивших в то время. Однако никакие взгляды поэта на революционные события ни в коем случае не могут перекрыть нам силу и красоту его поэтического дара и таланта, остающегося интересным и актуальным для нас и сегодня. Список использованной литературы 1. Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века. – СПб.: Институт печати, 2005. – 352 с. 2. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – 192 с. 3. Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – 416 с. 4. Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – 366 с. 5. История отечественной литературы XX в.: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб: СпецЛит, 2005. – 379 с. [1] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. 14. [2] Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – С. 143. [3] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 44. [4] Там же. С. 14. [5] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. 185. [6] История отечественной литературы XX в.: Пособие для гуманитарных вузов. – СПб: СпецЛит, 2005. – С. 164. [7] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 38. [8] Там же. С. 41. [9] Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века. – СПб.: Институт печати, 2005. – С. 189. [10] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 53. [11] Там же. С. 59. [12] Там же. С. 64. [13] Там же. С. 77. [14] Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – С. 157. [15] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. 195. [16] Там же. С. 198. [17] Там же. С. 137. [18] Там же. С. 145. [19] Там же. С. 176. [20] Макеев А.В. История отечественной литературы. – М.: МГСУ, 2002. – С. 162. [21] Есенин С. Собрание сочинение в 4-х тт. Т. 1. – М.: Художественная литература, 1966. – С. С. 178. [22] Там же. С. 192. [23] Есенин С.А. Стихотворения и поэмы. / Под ред. Ю. Прокушева. – М.: Детская литература, 1975. – С. 79. [24] Там же. С. 82. [25] Там же. С. 88. [26] Там же. С. 17. [27] Там же. С. 92. |